МЫШЛЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И РАЦИОНАЛЬНОЙ ЛОГИКОЙ

Перейти вниз

МЫШЛЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И РАЦИОНАЛЬНОЙ ЛОГИКОЙ

Сообщение автор Admin в Ср Фев 01, 2017 9:27 am

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

МЫШЛЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И РАЦИОНАЛЬНОЙ ЛОГИКОЙ

Данная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Основной функцией человеческого мышления является регулятивная, которую оно выполняет как посредством постоянного констатирования реальности, т. е. установления в каждый момент мышления существования субъективного и объективного, т. е. внешнего по отношению к мышлению, сознанию и в целом к психике человека мира, так и с помощью получения знаний о реальности, обеспечивающих жизнеспособность индивидов и человеческого рода как саморегулируемой системы, объективной целью которой является обеспечение ее жизнеспособности. В данном аспекте исследования я имею в виду под объективной реальностью лишь внешнюю по отношению к человеческой психике реальность, а под субъективной реальностью имею в виду лишь психику человека – его мышление, сознание, волю и иные ее компоненты. Субъективную реальность я рассматриваю в двух видах – как психику отдельного человека и как психику всех людей. Для каждого человека психика других людей тоже является своеобразной объективной реальностью, поскольку это внешняя для него реальность. Я отвлекаюсь от понимания объективной реальности как такой внешней реальности, которая не зависит от мышления, сознания, воли, в целом от психики человека, как от психики отдельного человека, так и от психики всех людей.

Констатирование мышлением реальности предваряет ее осмысление и представляет собой признание с помощью мышления существования мира вне его мыслей, а также существования самого мышления, а если говорить более широко, то существования мира вне психики человека, частью которой является мышление, т. е. об объективной реальности вне субъективной реальности, которой является психика человека, в том числе его мышление, и существования субъективного мира в виде человеческой психики, в том числе мышления.  Несомненно, мыслит не само мышление, а человек с помощью мышления, но для удобства исследования я отвлекаюсь от этого и рассматриваю мышление как абстрактный предмет, т. е. так, как если бы оно обладало самостоятельностью, при этом имея в виду, что оно является лишь свойством человека, а конкретнее – такой высокоорганизованной материи, как мозг человека. Подсознательно человек действует в соответствии с тем, что вне его мышления и его психики в целом существует объективный мир и что является реальностью его психика, в том числе его мышление. Сознательно действующий нормальный человек действует на основе предварительного мысленного признания существования вне его мышления, вне всей его субъективной реальности независимого от его мыслей и от всей его психики объективного мира и на основе предварительного мысленного признания существования его субъективного мира, в том числе его мышления. Данное признание служит ему руководством в его познавательных и практических действиях. Я ограничиваю свое исследование лишь осмыслением констатации мышлением объективной реальности. Люди, искренне признающие существование только субъективной реальности, т. е. психики, которых называют солипсистами,– это, на мой взгляд, люди с ущербным, неполноценным мышлением, в котором дезорганизованы регулятивная и отражательная функции.

Но на основании чего человеческое мышление констатирует, что вне мысленных предметов, которые оно создает, существуют независимые от его мыслей мыслимые предметы, какие аргументы использует мышление для признания объективной реальности? Важно также выяснить, способно ли мышление сомневаться в существовании объективного мира, т. е. быть неуверенным в его существовании? Мышление способно сомневаться, быть неуверенным в существовании вне мышления и в целом вне психики отдельных предметов, но способно ли оно сомневаться в существовании объективного мира как такового? Почему нормальное мышление не способно быть уверенным в отсутствии объективной реальности? То, как признает мышление существование объективного мира, влияет на их поведение в мире. Я имею в виду не аспект познания мышлением отдельных предметов объективного мира, а аспект признания, констатации мышлением реальности предметного мира как такового вне мыслей о нем и в целом вне психики индивидов. Важно выяснить, является ли признание каждым конкретным мышлением существования объективного мира результатом отражения им этого мира в процессе жизни индивидов или оно врожденно обусловлено в виде мысленной формы предметности и содержательной логической формы мышления?

Полагаю, невозможно понять способ констатации мышлением человека объективного существования предметного мира вне мышления и вне психики в целом безотносительно к выяснению способа мышления человеком существования объективного мира. Невозможно выяснение того, каким способом мыслят люди существование объективного мира, без разграничения идеологического и рационального мышлений, которые по разному мыслят существование объективного мира вне мышления. Разграничение рационального и идеологического мышлений впервые осуществляю я в своей концепции чистого (пурического) рационализма (см.: Георгий Антонюк. Черты идеологической и рациональной логик http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Особенности идеологического и рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru и др.).

Особенностью идеологического (внерационального, экстрарационального) мышления с его содержательной идеологической логикой относительно рационального мышления с его содержательной рациональной логикой является способность необходимо мыслить якобы существование бесконечного предмета, обязательно конкретизированного в виде бесконечной основы мира (напр., бесконечных бога, материи, абсолютной идеи) мышлением в процессе жизнедеятельности идеологических индивидов, и его будто бы необходимое проявление в конечных предметах, в том числе в мышлении человека. Необходимо мыслимый идеологическим мышлением якобы существующий бесконечный предмет мыслится им объективной реальностью по отношению как к идеологическому мышлению, так и по отношению к мышлению всех людей и в целом по отношению к психике всех людей. Идеологическое мышление с помощью идеологической веры как абсолютной убежденности категорически императивно мыслит бесконечный предмет только объективно существующим и оно не в состоянии мыслить бесконечный предмет не существующим объективно, поскольку мыслит себя в качестве его будто бы конечного проявления. А поскольку оно с помощью идеологической веры необходимо мыслит бесконечный предмет якобы объективно существующим, то естественно, что оно не может не мыслить его таковым по отношению к мышлению любого человека. Но в силу того, что идеологическое мышление мыслит конечные предметы якобы необходимым проявлением будто бы объективно существующего бесконечного предмета, то оно категорически мыслит с помощью идеологической веры наряду с будто бы объективным существованием бесконечного предмета объективно существующими в качестве якобы его проявлений часть конечных предметов и оно не в состоянии мыслить эти конечные предметы не существующими объективно, а часть конечных предметов, которые оно мыслит в качестве якобы проявлений бесконечного предмета, оно мыслит субъективно существующими, например, человеческое мышление. Разные идеологические мышления по разному разграничивают объективные и субъективные конечные будто бы проявления якобы объективного бесконечного предмета. Это можно наблюдать также в идеологических концепциях, создаваемых идеологическим мышлением. Однако важно иметь в виду, что мышление и в целом психика, т. е. субъективная реальность личностей является объективной реальностью относительно друг друга.

Содержание идеи будто бы бесконечной объективной реальности в ее минимальном предметном содержании как бесконечное объективное нечто является в идеологическом мышлении мысленной бесконечной формой предметности и выполняет в нем функцию бесконечной предметной идеологической логической формы в виде мысленного бесконечного причинного абсолюта относительно конечной предметной идеологической логической формы в виде мысленного конечного следствия бесконечного абсолюта, функцию которой выполняет мысленная конечная форма предметности идеологического мышления в виде мысленного некоего конечного проявления бесконечного абсолюта. Данные мысленные формы предметности и предметные логические формы идеологического мышления врожденно обусловлены и по этой причине я называю их первичными, в отличие от мысленных форм предметности и предметных логических форм мышления, приобретаемых индивидами в процессе онтогенеза, которые я называю вторичными. Между этими первичными предметными логическими формами идеологического мышления и мыслью об объективном существовании мыслимых с помощью них бесконечного предмета как якобы абсолютной причины и конечных предметов как ее будто бы объективных следствий существует необходимая связь, т. е. поскольку идеологическое мышление их мыслит, то мыслит объективной реальностью бесконечный предмет, а часть его конечных проявлений мыслит объективной реальностью, однако часть его конечных проявлений мыслит субъективной реальностью, например, человеческое мышление. Мышление идеологической логикой якобы существования объективного бесконечного и объективного конечного мира является интегрированной бесконечно-конечной первичной предметной логической формой мышления. Потому безусловная констатация, т. е. категорическое признание с помощью веры идеологическим мышлением объективной реальности содержится в устройстве идеологической логики.

Содержательно мыслить якобы объективное существование бесконечного абсолюта и его будто бы проявление в конечных предметах идеологическое мышление способно только с помощью являющегося составной частью идеологической веры бесконечного чувственного переживания идеологическим субъектом якобы существования бесконечного абсолюта и будто бы его конечных предметных проявлений. Бесконечное чувственное переживание является идеологическим и представляет собой бесконечное ценностное отношение идеологической личности к мирозданию и к себе в нем. Данное бесконечное чувственное переживание наполняет содержанием и верой в будто бы существование объективного бесконечного абсолюта и в его якобы проявления в конечных предметах создаваемое идеологическим мышлением посредством формально-логического противопоставления понятию конечного понятие бесконечного. Бесконечное чувственное переживание является необходимой предпосылкой идеологической логики, причем придает ей бесконечный ценностный характер и обусловливает бесконечный ценностный характер создаваемым идеологическим мышлением конкретным идеологическим концепциям, основанным на вере в якобы существование бесконечной основы мира и в ее будто бы проявление в конечных предметах объективной и субъективной реальности. Бесконечное чувственное переживание идеологических личностей имеет как общие, так и специфические черты, которые могут модифицироваться в процессе жизнедеятельности этих личностей в разных условиях и на разных этапах их жизни (см.: Георгий Антонюк. Бесконечное переживание как необходимая предпосылка логики идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Роль чувственного переживания в идеологической им рациональной логике http://demiurgos.forum2x2.ru и др.).  

Поскольку люди с идеологическим мышлением безусловно констатируют существование объективного мира посредством категорического признания ими якобы существования бесконечного нечто, которое обязательно конкретизируется мышлением в виде основы мира (напр., бесконечных материи, бога, абсолютной идеи) в процессе жизнедеятельности идеологических индивидов, то независимо от понимания ими того, с помощью каких средств (напр., мнимых рациональных доказательств, будто бы божественного откровения, якобы непосредственной достоверности, будто бы врожденной данности знания о ней, иррациональных средств – интуиции, инстинкта, озарения и др.) они приходят к исключающему любое сомнение безусловному признанию якобы существования бесконечной основы мироздания, в действительности категорическое признание якобы существования бесконечной основы мира возможно только на основании идеологической веры (философской, теософской, религиозной и др.) как абсолютной, безусловной, исключающей любое сомнение категорически императивной убежденности в существование бесконечного первоначала, которая вообще  не доказуема рациональным путем.

Р. Декарт (1596 — 1650), признававший существование бесконечного бога, призывал, что «для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, все поставить под сомнение» (Декарт Р. «Начала философии» -- Антология мировой философии в четырех томах,  Т. 2. – М., 1970. – С. 237.). Однако люди с идеологическим мышлением и создаваемые ими философии, а также религии, теософии или др. идеологические учения о якобы существовании бесконечной основы мира и о ее будто бы проявлении в конечных предметах не способны ставить идеи своей философии, а также религии, теософии или др. идеологических взглядов о якобы бесконечной основе мира под сомнение, поскольку категорически императивно признают их якобы безусловную истинность с помощью идеологической веры, хотя не всегда называют это категорическое императивное признание верой, как, например, Декарт.  Приверженцы идей конкретных философий, а также религий, теософий или др. идеологических взглядов о якобы бесконечной основе мира не способны ставить под сомнение идее других конкретных философий, а также религий, теософий или др. идеологических взглядов о якобы бесконечной основе мира, поскольку признаваемая ими якобы абсолютная истинность их взгляда о бесконечной основе мира отвергает даже возможность намека на истинность иных идеологических взглядов о бесконечной основе мира. Ведь признание двух якобы абсолютных истин об одном и том же невозможно, поскольку признание одного будто бы абсолютно истинного знания о якобы существующей конкретной бесконечной основе мира исключает возможность признания другого будто бы абсолютно истинного знания о якобы существующей конкретной бесконечной основе мира. И потому Декарт, категорически признававший существование бога и его якобы проявление в конечных предметах, вступал в интеллектуальный конфликт со своим утверждением о целесообразности сомнения во всем. Декарт считал идею о будто бы существовании бесконечного бога врожденной (согласно его образу, в человеке идея бога запечатлена "как клеймо художника"), хотя я считаю, что человек с идеологическим мышлением обладает лишь врожденно обусловленными мысленной формой предметности в виде бесконечного нечто и выполняемой ею функции содержательной логической формы в виде бесконечного абсолюта, но не обладает врожденно обусловленной идеей якобы существования конкретной бесконечной основы мироздания. Конкретное содержание этих мысленных предметных форм каждой идеологической личности, в том числе в виде конкретной бесконечной основе мира, является приобретенным идеологическим мышлением в процессе жизнедеятельности идеологических личностей. Созданный идеологическим мышлением мысленный конкретный бесконечный предмет в виде будто бы бесконечной основы мира (напр., бесконечных абсолютной идеи, материи, бога) категорически императивно мыслится с помощью идеологической веры как якобы абсолютно адекватное конкретное знание об объективном мире, т. е.  функционирует с помощью исключающей всякое сомнение идеологической веры в виде имитатора и субститута (заместителя, представителя) (эйдоса) в мышлении якобы реальной бесконечной основы мира, Потому если Декарт действительно признавал абсолютно истинной идею будто бы  существования бесконечного бога, то он не мог сомневаться в ней в силу категорической императивности этого признания, которое  по своей сущности является идеологической верой, несмотря на то, что он не считал его верой, ведь признание идеологическим мышлением якобы существования бесконечной основы мира невозможно без идеологической веры. Согласно его концепции, существование бесконечного бога якобы очевидно в силу будто бы врожденности идеи существования бога, которая якобы запечатлена в человеке богом. По  Декарту, "из всех идей, которые мы имеем, она самая ясная и отчетливая, а потому и самая истинная" (Декарт Р. Соч. в 2 т. -- М., 1994. Т. 2.—С. 43).

Человек с идеологическим мышлением либо верит в абсолютную истинность одной конкретной религиозной, философской или др. идеологической концепции, категорически отстаивающей якобы существование конкретной бесконечной основы мироздания, либо верит в абсолютную истинность другой идеологической концепции о будто бы существовании иной конкретной бесконечной основы мироздания, но в силу особенностей идеологического мышления не в состоянии одновременно верить в абсолютную истинность обеих концепций, каждая из которых только себя признает единственно истинной. Переход от одной конкретной идеологической концепции (религиозной, философской или др.) к другой осуществляется не с помощью сомнения, а одномоментным скачком, логический механизм которого целесообразно исследовать. Похоже на то, что Декарт обладал дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, компоненты которого, в том числе идеологическая вера, присущая идеологическому мышлению, и сомнение, присущее рациональному мышлению, вступали в его мышлении друг с другом в неразрешимый антагонистический конфликт. Полагаю, похожее дуалистичное рационально-идеологическое мышление, но в отличающемся  качественном и количественном соотношении рациональных и идеологических компонентов логики было присуще И. Канту (1724 – 1804).

Идеологическая вера в якобы объективное существование вне мышления бесконечного предмета обеспечивает идеологическому мышлению идеологическую веру в объективное существование вне мышления конечных предметов, которые идеологическое мышление рассматривает как будто бы проявление бесконечного предмета, что не исключает возможности признания им объективного существования одних конечных предметов и непризнания им объективного существования других конечных предметов. Если конкретное идеологическое мышление, руководствуясь созданным им идеологическим взглядом на мир или созданным другими мышлениями идеологическим взглядом на мир, рассматривает конкретные объективные конечные предметы как проявление конкретной объективной бесконечной основы мироздания, то в этом случае его вера в такое проявление препятствует появлению у него сомнения в объективном существовании данных конечных предметов вне мышления и в целом вне психики конкретной идеологической личности. Точно также если конкретное идеологическое мышление, руководствуясь созданным им идеологическим взглядом на мир или созданным другими мышлениями идеологическим взглядом на мир, рассматривает конкретные субъективные конечные предметы (напр., мышление, чувства) как проявление конкретной объективной бесконечной основы мироздания, то в этом случае его вера в такое проявление препятствует появлению у него сомнения в субъективном существовании данных конечных предметов в виде психических компонентов  конкретной идеологической личности.

Идеологическое мышление осмысливает якобы порождение объективных конечных предметов из будто бы бесконечных объективных первоначал мироздания в соответствии с обладающими логической необходимостью определенными правилами предметной идеологической логики, характерных именно для идеологического мышления, даже если для такого осмысления используются средства выражения идей в виде эмоций, чувственных образов, пророчеств, иносказаний, аллегорий, символов, нечетких по содержанию философских категорий, даже если отказываются от построения теоретической системы, от последовательности доказательств.

Людей с чисто идеологическим мышлением во все времена около 7 – 12 %. Есть много людей, которые совсем не обладают идеологическим мышлением, а обладают лишь рациональным мышлением, которое не способно мыслить содержательно идею бесконечности и потому не способно мыслить якобы существование бесконечности, а способно создавать идею бесконечности лишь формально-логически как понятие, противоположное понятию конечного, не наполненное содержанием. Рациональное мышление не в состоянии соотнести формально-логическое понятие бесконечности с реальностью и потому оно не способно высказаться об идее, утверждающей о будто бы существовании бесконечности, а способно, говоря фигурально, лишь молчать. Есть много людей с дуалистичным антагонистически противоречивым рационально-идеологическим мышлением, в котором компоненты рациональной и идеологической логик либо существуют относительно независимо друг от друга, раздваивая мышление, либо конфликтно взаимодействуют друг с другом. С точки зрения рационального мышления и моей концепции чистого (пурического) рационализма идеологическое мышление, которое создает идеологические взгляды на основе идей о якобы существовании определенной бесконечной основы мироздания (философские, религиозные, теософские и иные) – это нереалистичное мышление и нереалистичные взгляды, они бесконечно идеализируют мир и их основополагающую идею о якобы существовании бесконечной основы мира рациональное мышление не в состоянии содержательно мыслить, а рациональное мышление, на котором основаны здравый смысл, наука, инженерия, реалистичное, поскольку признает осуществимыми только конечные предметы и причины и не признает осуществимыми никакие даже конечные идеализированные предметы, хотя в науке и в инженерии создаются в методологических целях с помощью рационального мышления конечные безгранично идеализированные предметы (напр., прямая линия, абсолютно твердое тело, машина Карно, полное социальное равенство).


Последний раз редактировалось: Admin (Вт Май 16, 2017 7:01 pm), всего редактировалось 18 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 237
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

МЫШЛЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И РАЦИОНАЛЬНОЙ ЛОГИКОЙ

Сообщение автор Admin в Ср Фев 01, 2017 9:31 am

Способ констатирования рациональным мышлением объективной реальности противоположный способу ее констатирования идеологическим мышлением и сила этого констатирования рациональным мышлением противоположная силе констатирования идеологическим мышлением по причине противоположности способа мышления рациональной логикой существования объективного мира способу мышления идеологической логикой существования объективного мира. В отличие от идеологического мышления, категорически императивно признающего якобы существование бесконечного предмета как абсолютной причины и его будто бы необходимое проявление в конечных предметах как его следствиях, а значит, категорически императивно констатирующего существование объективного мира, рациональное мышление строится на признании лишь возможности существования объективного мира, причем только в виде конечных предметов. Рациональное мышление обладает врожденно обусловленной способностью мыслить только конечные предметы. Эта врожденно обусловленная способность присуща ему в виде мысленной формы конечной предметности и в виде конечной предметной логической формы мышления, которую выполняет данная мысленная форма конечной предметности. В силу их врожденной обусловленности я их называю первичными мысленной формой предметности и предметной логической формой мышления в отличие от вторичных приобретенных мысленных форм предметности и предметных логических форм мышления. Но эта врожденно обусловленная предметная логическая форма мышления не предписывает мыслить объективно существующим вне мышления мир конечных предметов. Потому в рациональном мышлении мысль о существовании объективного мира не является логической формой мышления. В то время как в идеологическом мышлении бесконечный предмет не мыслится отдельно от мысли о его объективном существования, в то время как в идеологическом мышлении бесконечный предмет категорически мыслится существующим и только существующим вне мысли о нем и ни при каких обстоятельствах не мыслится предположительно существующим или сомнительно существующим вне мысли о нем, в рациональном мышлении мысль о конечном предмете предшествует мысли о его объективном существовании – актуальном, возможном, прошлом. В объективной реальности нет разрыва между предметом и его существованием. Предмет либо актуально существует, либо существовал в прошлом, либо существует потенциально в виде возможности стать актуальным.

Рациональное мышлением первоначально мыслит любой конечный предмет до мысли о его объективном существовании. В рациональном мышлении прежде чем мыслить о существовании даже актуально объективно существующего предмета, необходимо создать мысленный предмет того, о существовании чего затем мыслится. Даже если органы чувств дают образы внешних предметов, то они сами по себе не создают в мышлении мысленные предметы как отражения внешних предметов. Мышление осознает чувственные образы путем последовательных логических операций и на их основе создает мысленные предметы. Сперва оно создает на их основе мысленные предметы, не мысля их как отражение объективно существующих предметов, а затем осмысливает их путем доказательства для себя с точки зрения их объективного существования. Мышление движется от создания мысленного конкретного конечного предмета (мысленного предмета) до создания мысли о его объективной осуществимости (существовании, не существовании, возможности существования, неуверенности в существовании) вне мысли о нем. Логический переход рационального мышления от создания мысленного предмета к мысли о существовании его объективного прообраза вне мышления представляет собой вывод, заключение и основан на определенном доказательстве. И только когда сформирована мысль об осуществимости вне мышления того, что мыслится, мысленный предмет обретает статус эйдоса, т. е. является имитатором предметов объективной реальности в мышлении, выполняющим роль ее субститута (заместителя) в нем. Мыслимый в образе предмета признак объективного существования его прообраза придает мыслимым предметам рационального мышления статус соотнесенности с объективной реальностью.

Единственная безусловно очевидная для рационального мышления конкретного индивида реальность, т. е. безусловно констатируемая им – это духовная, т. е. субъективная реальность рациональной личности в виде ее логики, понятий и иных компонентов мышления, чувственных образов, других прямо наблюдаемых рациональным мышлением компонентов психики. Это субъективно-идеальная реальность личности, которая присуща только личности. Только в отношении идеальных компонентов данной субъективной реальности, но не в отношении их источника рациональное мышление в состоянии без участия сомнения сделать заключение об их существовании, т. е. о существовании субъективного мира личности.  Рациональное мышление конкретной личности оценивает данную субъективную реальность примерно следующим образом: Я непосредственно наблюдаю духовные образования, в том числе себя, следовательно, абсолютно уверенно, без всякого сомнения заключаю, что они существуют как то, что я прямо наблюдаю. Заключение же рационального мышления конкретной личности относительно существования даже ее телесной организации не носит непосредственного характера, а опосредовано по меньшей мере органами чувств и потому основано на доказательствах, которые не могут быть абсолютными для рационального мышления (см.: Георгий Антонюк. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления http://demiurgos.forum2x2.ru и др.).

Однако данное заключение рационального мышления относительно существования духовных явлений имеет силу только для конкретного мышления конкретной рациональной личности и лишь в отношении ее духовных явлений. Оно не является общезначимым для рационального мышления других людей, каждое из них само делает подобное заключение путем наблюдения за психикой своего носителя. Относительно субъективной (духовной) реальности остальных рациональных личностей каждая рациональная личность заключает по аналогии с собой, но это заключение не имеет силы абсолютной уверенности, а содержит возможность сомнения. О существовании вне мышления и в целом вне психики конкретной рациональной личности, т. е. вне ее субъективной реальности духовного мира, т. е. субъективной реальности у других рациональных и идеологических личностей, о существовании вне мышления и в целом вне психики конкретной рациональной личности, т. е. вне ее субъективной реальности общественного сознания, общественного психического, материальной реальности мышление каждого рационального человека заключает опосредованно. Но установление, констатацию объективного существования конечных предметов рациональное мышление конкретной личности осуществляет, исходя из присущей данной личности духовной реальности и оставаясь в ее рамках. Поэтому заключить о существовании вне данной субъективной реальности объективного мира рациональное мышление конкретной личности в состоянии только по отношению в конечном счете к прямо наблюдаемой им субъективной реальности обладающей данным мышлением личности, в том числе по отношению к себе, а значит, и по отношению к создаваемым им мысленным предметам.

Поскольку перед конкретным рациональным мышлением всегда стоит вопрос относительно возможности, а не обязательности объективного существования вне духовной реальности обладающей этим мышлением личности конкретных предметов, объективного мира в целом, то доказательство им существования внешнего мира связано с личным отношением обладающей данным мышлением личности к этим доказательствам с точки зрения ее убежденности, уверенности в реальном существовании прообразов того, что представлено в мышлении и в иных частях психики в виде мысленных образов. Поэтому даже максимально объективированное рациональное знание об объективной реальности не является нейтральным по отношению к личности, а всегда содержит указание на принятие его личностью в качестве адекватного отражения внешней реальности. Это означает, что любое самое обоснованное рациональное объективное знание об объективной реальности содержит обязательный компонент убежденности личности в его истинности, а значит, ее убежденности в наличии объективного мира. Данный компонент выражен в логической структуре знания: «Как свидетельствуют такие-то доказательства, мир такой-то и такой-то» и т. п. Поэтому любое рациональное знание имеет силу с точки зрения истинности только для рациональных людей и связано с принятыми в конкретной культуре способами доказательства (парадигмами доказательства).

Однако рациональное мышление индивидов не способно создать доказательство, дающее абсолютную уверенность в существовании вне мышления объективного мира, служащего прообразом для построения мышлением мысленных предметов как моделей реальности и как ее субститутов (заместителей, представителей)  в мышлении. Невозможность такого доказательства рациональным мышлением обусловлена тем, что оно не в состоянии непосредственно воспринимать эту объективную реальность, а в состоянии воспринимать ее только опосредованно через органы чувств. Если о существовании духовных явлений в психике индивида его рациональное мышление делает вывод на основании собственного наблюдения, то о существовании материальных предметов рациональное мышление делает вывод на основе анализа содержания чувственного опыта, в первую очередь ощущений, которые являются компонентами психики и которые оно непосредственно наблюдает. У мышления как идеального нет прямой связи с материальным миром. Его заключение о существовании внешнего мира носит опосредованный идеальными ощущениями характер. Поэтому оно всегда не абсолютно доказательное и покоится на доверии к данным органов чувств как источников ощущений и чувственного опыта в целом. Осмысление конкретной рациональной личностью чувственного опыта и соотнесения результатов этого осмысления с чувственным опытом своего процесса жизни позволяет ей с определенной степенью уверенности заключать о существовании предметов вне мысли о них.

Потому несмотря на то, что в рациональном мышлении присутствует врожденно обусловленная мысленная предметность в виде минимально содержательной мысли о конечном предмете как нечто и несмотря на то, что эта мысленная форма предметности выполняет в мышлении функцию врожденно обусловленной предметной логической формы мышления, данная предметная логическая форма не предписывает мыслить реальное существование конечных предметов вне мышления, поскольку мышление конечного предмета не связано с мышление его существования, а значит, не служит средством констатации объективной реальности. Эта первичная логическая форма рационального мышления обусловливает лишь возможность создания богатых по содержанию мысленных предметов безотносительно к возможности мыслить существование их прообразов в объективной реальности. В рациональном мышлении между мыслью о конечном предмете и мыслью о возможности существования его прообраза в объективной реальности нет обладающей необходимостью логической связи. В силу этого любая самая доказанная мысль рационального мышления об объективной реальности содержит возможность сомнения в ее наличии. Это значит, что констатация рациональным мышлением объективной реальности потенциально содержит сомнение в каждый момент мышления. Способность констатации существования объективного мира вне мышления формируется у человека в процессе онтогенеза, в том числе в процессе формирования личности как путем личного опыта, так и путем усвоения общественного опыта, приобщения к культуре общества.


1. 02. 2017.

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, http://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера) http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), http://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) http://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // http://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры http://demiurgos.forum2x2.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика http://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2011, http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия http://demiurgos.forum2x2.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение //http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной  неопределенности рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального /http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности http://demiurgos.forum2x2.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационального и идеологического методологических подходов в осмыслении мира и в деятельности http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность http://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера http://demiurgos.forum2x2.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера http://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 01. 2015: Он же. Безгранично идеализационная парадигма понимания науки http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 01. 2015; Он же. Особенности научного мировоззрения http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2015; Он же. Способность идеального в виде мышления и в целом психики к неопределенно длительному существованию http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 02. 2015; Он же. Особенность логики идеологической веры относительно логики рациональной уверенности http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 11. 2015; Он же. Отражательно-конструктивная и субститутная функции эйдосов рационального и идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 15. 12. 2015; Он же. Нравственный категорический императив и нравственная свобода воли http://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2015; Он же. Императивный  мысленный образ причинности как определяющая логическая форма мышления в предметной логике http://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01 2016; Он же. "Коперниканский переворот" как общекогнитивный и общепрактический метод http://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 01. 2016; Он же. Бесконечное переживание как необходимая предпосылка логики идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2016; Он же. Этапы неосознанного высвечивания и осознанного познания и развития предметной (содержательной) логики http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 2016; Он же. Исследование предметной (содержательной) логики с позиции доктрины чистого (пурического) рационализма http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2016; Он же. Роль чувственного переживания в идеологической им рациональной логике http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2017.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Адрес текста ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 237
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения