ЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУАЛИСТИЧНОГО РАЦИОНАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Перейти вниз

ЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУАЛИСТИЧНОГО РАЦИОНАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Сообщение автор Admin в Вс Апр 30, 2017 4:45 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК  

ЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУАЛИСТИЧНОГО РАЦИОНАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Данная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Особенностью дуалистичного содержательного (предметного) мышления, в отличие от присущих многим конкретным личностям монистичных содержательных (предметных) только идеологического и только рационального типов мышлений с антагонистически противоположными только идеологической и только рациональной логиками, является то, что это смешанное мышление с присутствием в нем антагонистически противоположных несовместимых компонентов рациональной и идеологической логик (см.: Георгий Антонюк. Особенности идеологического и рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Предметная логика http://demiurgos.forum2x2.ru и др.). Антагонистическая противоположность рационального и идеологического мышления обусловлена особенностями устройства их логик. В рациональной логике действует принцип относительности рационального мышления. Он состоит в отсутствии в ней логической формы в виде бесконечного причинного абсолюта по отношению к логической форме конечного предмета как его следствия. В рациональном мышлении присутствуют логические формы конечных предметов, находящиеся друг с другом в относительном причинно-следственном отношении как логической форме. Рациональное мышление мыслит границы конечных предметов как соотносительные и взаимно определяемые друг другом. Рациональная логика – это реалистичная логика и является как бы сжатым сведенным к минимальному содержанию отражением сущности наблюдаемой рациональным мышлением конечной объективной реальности. В идеологической логике действует принцип абсолютности идеологического мышления. Он основан на логической форме бесконечного абсолюта, находящегося в абсолютном причинно-следственном отношении как логической форме с логической формой конечного предмета как следствия. Идеологическое мышление категорически императивно признает с помощью идеологической веры якобы существование бесконечного предмета в виде будто бы основы мироздания (бесконечных бога, материи, абсолютной идеи и др.) и его якобы проявления в конечных предметах. Оно использует для осмыслении мира сконструированные им безгранично, в том числе бесконечно идеализированные предметы, не поддающиеся проверке с помощью конечной практики, которые безусловно считает якобы абсолютно точно воспроизводящими в идейном виде реальность, но которые в действительности не соответствуют и не способные соответствовать реальности. Дуалистичное мышление, как и монистичные рациональное и идеологическое мышление, врожденно обусловлено и его невозможно заменить на рациональное или идеологическое мышление. Я рассматриваю рациональное и идеологическое мышление как противоположные типы содержательного (предметного) мышления, а дуалистическое рационально-идеологическое мышление я не рассматриваю как отдельный тип мышления.

Часть людей обладают монистичным рациональным мышлением, но не знают об этом, поскольку не знают о существовании рационального содержательного (предметного) мышления. Таких людей много. Часть людей обладают монистичным идеологическим мышлением, но не знают об этом, поскольку не знают о существовании идеологического содержательного (предметного) мышления. Таких людей приблизительно 7 – 12%7. Часть людей обладают дуалистичным содержательным (предметным) мышлением, но не знают об этом в силу того, что не знают о существовании дуалистичного рационально-идеологического мышления, как и о существовании монистичных рационального и идеологического содержательного (предметного) мышления. Никто не знает, какой приблизительно процент людей обладает дуалистичным мышлением. Однако заметно, что таких людей немало, возможно, больше, чем людей с идеологическим мышлением. Есть также люди с поведением, внешне похожим на наличие у них дуалистичного мышления, но которые в действительности являются рационалистами, напр., учеными, по разным причинам стремящихся показать себя также якобы признающими будто бы существование бесконечной основы мира в виде материи, бога и др. Таких людей я называю теми, кто обладает псевдодуалистичным (квазидуалистичным) мышлением.

Дуалистичное рационально-идеологическое предметное (содержательное) мышление намного сложнее для описания, чем идеологическое и рациональное предметное (содержательное) мышление. Возможно большое количество разновидностей  дуалистичного мышления в зависимости от особенностей реального воплощения в дуалистичном мышлении конкретных людей рациональной и идеологической логик, а также от особенностей обладающего определенно вероятностью возможного воплощения в дуалистичном мышлении конкретных людей рациональной и идеологической логик. Кроме моих научных работ, нет исследований этого специфического мышления. Я не отношу его к отдельному типу мышления напряду с идеологическим и рациональным типами мышления потому, что это смешанное и очень многообразное в проявлении мышление. Но оправданно выделить наиболее распространенные и возможные виды и подвиды дуалистичного мышления.

Полагаю, целесообразно выделить такие основные виды дуалистичного мышления, как мышление с чередующимися рациональной и идеологической логиками, не связанными непосредственно друг с другом, и как мышление с одновременно существующими и взаимодействующими в разных вариантах компонентами рациональной и идеологической логик. В первом виде оправданно выделить подвиды дуалистичного мышления с регулярно чередующимися рациональной и идеологической логиками, с нерегулярно чередующимися рациональной и идеологической логиками и с разовым чередованием рациональной и идеологической логик. Дуалистичное мышление с чередованием рациональной и идеологической логик в каждый момент времени существует в виде системы, в которой в конкретный момент времени один тип логики является временно доминантным, а другой – временно рецессивным. Во втором виде дуалистичного мышления я выделяю по меньшей мере следующие подвиды – это мышление с сильным доминированием компонентов идеологической логики, мышление с сильным доминированием компонентов рациональной логики, мышление с равновеликими по силе влияния друг на друга компонентами рациональной и идеологической логик, мышление с относительно независимыми компонентами рациональной и идеологической логик, мышление с противоестественным относительно полным или частичным соединением в мыслительном процессе компонентов рациональной и идеологической логик. Дуалистичное мышление с одновременно присутствующими компонентами рациональной и идеологической логик существует в виде антагонистически противоречивой системы, в которой в каждый момент времени компоненты обоих типов логик являются доминантными. И в первом, и во втором видах дуалистичного мышления возможно много разновидностей этих подвидов. В любом из этих видов дуалистичного мышления невозможно правильное мышление, поскольку само дуалистичное мышление является неправильным предметным (содержательным) мышлением, оно является нарушением логических законов рационального и идеологического мышления, которое случается в силу врожденных особенностей обладающих им личностей. Но возможно в определенной мере оптимизировать дуалистичное мышление в зависимости от цели его носителя, например, если он захочет улучшить идеологическую или рациональную логики своего мышления, в частности, если он является ученым, то может быть заинтересован в улучшении рациональной логики, а если он является теологом, то может быть заинтересован в улучшении идеологической логики.

Предполагаю, что виды и подвиды дуалистичного мышления тоже врожденно обусловлены, но конкретные детали устройства логик видов и подвидов дуалистичного мышления частично стихийно формируются в процессе становления личности и ее последующей жизнедеятельности. Потому возможно ограниченное целенаправленное влияние на устройство логик в рамках видов и подвидов дуалистичного мышления. С точки зрения рационального подхода предпочтительно улучшать дуалистичное мышление в направлении улучшения проявления в нем рациональной логики. С точки зрения идеологического подхода предпочтительнее улучшать дуалистичное мышление в направлении улучшения проявления в нем идеологической логики. Хотя я обладатель рационального мышления, однако я исхожу из того, что поскольку идеологическое мышление, рациональное мышление и дуалистичное мышление обладают врожденной обусловленностью, то невозможно не считаться с каждым из них независимо от того, какое у кого дуалистичное мышление.

Однако возможен общий критерий улучшения дуалистичного мышления. Этот критерий я вижу в как можно большем ослаблении внутреннего антагонистического конфликта между рациональной и идеологической логиками дуалистичного мышления, что позволяет уменьшить когитивное раздвоение личности (см.: Георгий Антонюк. Когитивный антагонизм и когитивная терапия http://demiurgos.forum2x2.ru). Дуалистичное мышление – это когитивное раздвоение личности, даже если противоположные компоненты рациональной и идеологической логик противоестественно объединены, но оно может быть более сильным и менее сильным. Когитивное раздвоение личности обладателей дуалистичного мышления при наличии объединенных компонентов рациональной и идеологической логик в нем проявляется в том, что, во-первых, это объединение не всех существующих в дуалистичном мышлении компонентов, а лишь части из них, во-вторых, это неизбежно механическое, а не органичное объединение несовместимых рациональных и идеологических компонентов, в-третьих, это не всестороння, а ограниченная интеграция объединенных компонентов, при которой сохраняется их антагонистическая конфронтация, в-четвертых, такое объединение несовместимых логических компонентов неустойчивое и потому временное с практически непредсказуемыми условиями и временем распада этого объединения.

Ослабление в дуалистичном мышлении внутреннего конфликта между компонентами рациональной и идеологической логиками может целенаправленно достигаться разными средствами. Одно из средств – это уменьшение влияния компонентов рациональной или идеологической логик. Еще одно из средств – это установление помех для взаимного влияния компонентов рациональной и идеологической логик друг на друга. Поскольку объединение компонентов рациональной и идеологической логик противоестественное, то их объединение не является средством полного уменьшения внутреннего конфликта между компонентами рациональной и идеологической логик, но одновременно создает во многом неустойчивые отношения интеграции между рациональной и идеологической логиками с практически непредсказуемыми условиями и временем их разрушения.

Поскольку дуалистичное мышление – это не результат незнания логических законов рациональной и идеологической логик, не результат ошибок в следовании им, а к дуалистичному предметному мышлению обладающая им личность врожденно предрасположена, то по этой причине пытаться ликвидировать дуалистичное мышление бессмысленно и вредно для когитивно раздвоенной дуалистичным мышлением личности. Но возможно дать знания личности с дуалистичным мышлением об особенностях ее дуалистичного мышления, с помощью которых эта личность сможет более осознанно использовать его рациональные или идеологические черты.

Если личность занимается наукой, которая основана на рациональном мышлении, то ей полезно знать средства, с помощью которых она может развить в своем мышлении элементы рациональной логики в направлении правильного рационального мышления, чтобы более эффективно их использовать в научном познании, а также чтобы ослаблять влияние на рациональное мышление компонентов идеологической логики и с этой целью ей целесообразно знать и использовать логические законы правильного рационального мышления (см.: Георгий Антонюк. Логические законы правильного рационального мышления реальности как конечной http://demiurgos.forum2x2.ru). Естественно, что логические законы правильного рационального мышления не могут реализоваться в дуалистичном мышлении в полном объеме, поскольку этому мешают компоненты идеологической логики.

А если личность, например, привержена основанным на идеологическом мышлении философии или религии, то ей целесообразно знать средства, с помощью которых она может развить в своем мышлении элементы идеологической логики с целью более эффективного их использования в философии и религии, а также чтобы ослаблять влияние на идеологическое мышление компонентов рациональной логики и с этой целью ей целесообразно знать и использовать логических законы правильного идеологического мышления (см.: Георгий Антонюк. Логические законы правильного идеологического мышления основы мира как бесконечной http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления конечных проявлений основы мира как бесконечной http://demiurgos.forum2x2.ru). Естественно, что логические законы правильного идеологического мышления не могут реализоваться в дуалистичном мышлении в полном объеме, поскольку этому мешают компоненты рационального мышления.

В дуалистичном мышлении, в котором одновременно присутствуют рациональное и идеологическое мышление, их логики имеются не в полном и не в целостном виде, они присутствуют разными плохо связанными частями и потому компоненты обеих логик в процессе их применения дуалистичным мышлением могут перемешиваться без определенных правил, но с сохранением своих особенностей в едином рассуждении носителя дуалистичного мышления, но могут использоваться по отдельности в разных рассуждениях, а могут противоестественно объединяться в едином рассуждении. В относительно полном и целостном виде рациональная и идеологическая логика могут присутствовать в дуалистичном мышлении с чередующимися логиками. Однако все равно это не полноценные логики и потому полноценное применение логических законов правильного рационального и идеологического мышления невозможно в случае чередования логик.

В дуалистичном мышлении с одновременным присутствием компонентов рациональной и идеологической логик их компоненты проявляются в размышлениях мышления о мире, но при построении этих размышлений они могут противоборствовать друг с другом, могут сохранять независимость друг от друга и могут противоестественно объединяться друг с другом. Однако компоненты рациональной и идеологической логик не сами по себе так ведут себя в процессе размышлений дуалистичного мышления, процесс дуалистичного мышления совершает личность. В дуалистичном мышлении личности присутствуют два мыслящих субъекта – рациональный и идеологический, каждый из которые мыслит в соответствии особенностями собственной логики, причем в соответствии с особенностями собственной логики в той мере, в какой эти особенности присутствуют в дуалистичном мышлении. Если эти особенности в дуалистичном мышлении выражены в виде одновременного наличия в нем основных компонентов рациональной и идеологической логик, то мыслящие рациональный и идеологический субъекты одного дуалистичного мышления могут при осуществлении размышления о мире противоборствовать или проявлять независимость друг от друга или даже объединятся друг с другом. А если компоненты рациональной или идеологической логики представлены в дуалистичном мышлении более полно, чем компоненты противоположной логики, то мыслящий субъект преобладающего в дуалистичном мышлении рационального или идеологического мышления при осуществлении размышления о мире стремится ограничить проявление субъекта с противоположным мышлением. Подлежит специальному научному исследованию влияние такого одновременного раздвоения дуалистичного мышления конкретной личности на мышление этой личностью мира и на ее поведение.

Дуалистичное мышление с чередующимися рациональной и идеологической логиками создает наиболее сильно выраженное когитивное раздвоение личности. Люди с таким видом мышления могут быть какое-то время чистыми рационалистами, а затем рациональный тип мышления вытесняется идеологическим типом мышления и люди мыслят мир чисто идеологически. Говоря фигурально, вчера человек с таким дуаклистичным мышлением говорил с вами как ученый, а сегодня он говорит с вами как религиозный проповедник, но завтра он опять будет говорить с вами как ученый и так далее. Дуалистичное мышление с проявлением в конкретный момент времени одним типом мышления похоже в этот момент времени на монистичное мышление, но это псевдомонистичное (квазимонистичное) мышление. После смены одного типа логики на другой оно опять становится псевдомонистичным мышлением, но другого типа. О дуалистичности псевдомонистичного мышления возможно заключить лишь после фиксации чередования в нем типов мышления, которое может происходить в короткие промежутки времени, а может происходить в большие промежутки времени, например, один раз в течение всей жизни конкретной личности.

Если существует относительно регулярная смена рациональной и идеологической логик, то она поддается относительно точному предсказанию. Но если нет регулярного чередования рациональной и идеологической логик в дуалистичном мышлении конкретной личности, то невозможно точно его предсказать. Также может быть, что у конкретной личности на определенном этапе ее жизни чередование рационального и идеологического мышления может прекратиться и в процессе оставшейся жизни будет только один тип логики – рациональный или идеологический. Возможно также, что на одном этапе жизни личности у нее был один тип логики, а на последующем этапе ее жизни стал доминирующим другой тип логики. Разовая смена в дуалистичном мышлении конкретной личности одного типа логики на другой – это, на мой взгляд, самая мягкая форма раздвоения личности по сравнению с другими формами раздвоения личности в виде неоднократного чередования типов логики мышления, такое дуалистичное мышление близкое к настоящему монистичному рациональному или идеологическому мышлению и представляет собой слабо выраженное псевдомонистичное мышление, а дуалистичность мышления проявляется лишь в момент разовой смены рационального или идеологического типа логики.

В случае чередования рациональной и идеологической логик в дуалистичном мышлении неспециалист может не увидеть когитивное раздвоение личности, если между сменой логик существует длительный временной промежуток или если такая смена происходит лишь один раз в жизни конкретной лдичности. Хотя в дуалистичном мышлении с чередующимися типами логик проявление каждой из не способно быть таким же полным, как в полностью монистичных рациональном и идеологическом мышлении, но оно может быть настолько полным, что в следовании им возможно в определенной мере применить логические законы правильного рационального и идеологического мышления. Подлежит специальному научному исследованию влияние такого чередующегося раздвоения дуалистичного мышления конкретной личности на мышление этой личностью мира и на ее поведение.


Последний раз редактировалось: Admin (Пн Май 01, 2017 6:31 pm), всего редактировалось 1 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 238
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУАЛИСТИЧНОГО РАЦИОНАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Сообщение автор Admin в Вс Апр 30, 2017 4:46 pm

Дуалистичное мышление с одновременно существующими в нем компонентами рациональной и идеологической логик создает менее сильное когитивное раздвоение личности, чем дуалистичное мышление с чередующимися компонентами рациональной и идеологической логик. В этом виде мышления даже при самом сильном доминировании одного типа логики над другим ни одна из логик не присутствует во всей полноте, а оба типа логики присутствуют в деформированной друг другом форме. Каждый из типов логик в конкретном дуалистичном мышлении данного вида может быть представлен разными объемом и целостностью соединения его компонентов, но не полным набором компонентов и не полной целостностью, а в деформированном виде.

В дуалистичном мышлении с одновременным присутствием в нем несовместимых противоположных компонентов рациональной и идеологической логик, если эти компоненты противоестественно не объединены, идеологическая и рациональная логика находятся в состоянии антагонистической конфронтации в силу их несовместимости. Однако идеологическая логика обладает большей активностью в отношении рациональной логики, чем рациональная логика в отношении идеологической логики, и идеологическая логика в большей стремится в ду4алистичном мышлении как можно больше вытеснить рациональную логику или сузить ее возможности в осмыслении реальности, чем рациональная логика в отношении идеологической логики. Большая противоборствующая активность идеологической логики сравнительно с рациональной логикой обусловлена тем, что идеологическая логика обладает категорической императивностью для обладающей ею личности, в отличие от рациональной логики, которая хотя и обладает императивностью для обладающей ею личности, но не категорической, не безусловной, а в некотором роде условной в том смысле, что личность в состоянии ее осознанно нарушить.

Поскольку в дуалистичном мышлении компоненты идеологической и рациональной логики принадлежат мышлению одной личности, то несмотря на ее частичную врожденную расположенность к обоим типам мышления, она может использовать для осмысления реальности идеологическую логику более активно и масштабно, чем рациональную, в частности, применяя идеологическую логику для осмысления основы мироздания как бесконечной, опираясь на веру и придавая этому осмыслению категорически императивный характер и подчиняя идеологическому бесконечному объяснению мира с помощью идей якобы бесконечных причин рациональные идеи о конечных предметах и причинах реальности, а рациональную логику может использовать для осмысления относительно узких областей реальности как конечной, в том числе в повседневной жизни, мысля их относительно автономными относительно бесконечных причин (напр., в деизме), используя доказательство с помощью практики и допуская сомнения и возможность сомнения в осмыслении реальности. Чем больше доминирование в дуалистичном мышлении конкретной личности рациональной или идеологической логик, тем меньше область применения в размышлении противоположного типа логики. Доминирование в дуалистичном мышлении конкретной личности компонентов рационального мышления может проявляться в использовании ею идеологического мышления только для осмысления основы мира как бесконечной, оставляя осмысление мира конечных предметов за рациональным мышлением.

Относительное равновесие в дуалистичном мышлении между компонентами идеологической и рациональной логик, возникающее вследствие обладания ими равновеликого по силе влияния друг на друга,  способно вести к их относительной независимости друг от друга в мышлении конкретной личности, которая, например, может проявляться в том, что личность с помощью идеологического мышления мыслит основы мира как бесконечные, например, имеет веру в якобы существование бесконечного бога, однако мир конечных предметов объясняет рационально с помощью только конечных предметов и причин, т. е. не мыслит конечные предметы как якобы проявление будто бы бесконечной основы мира. Дуалистичное мышление конкретной личности с одновременно присущими ему относительно независимыми друг от друга компонентами рациональной и идеологической логик может проявляться в когитивном разграничении личностью областей реальности, в осмыслении которых она применяет разные типы логики независимо один от другого, т. е. в таком мысленном разграничении личностью областей реальности, одна из которых предстает для нее доступной лишь для осмысления рациональной логикой, например, область бизнеса, научные исследования различных областей природы, а другая предстает для нее доступной лишь для осмысления идеологической логикой, например, области осмысления основ мироздания, области осмысления морали. Если в дуалистичном мышлении с равновеликими по силе влияния друг на друга компонентами рациональной и идеологической логик нет их относительной независимости друг от друга, то антагонистический конфликт между ними блокирует функционирование дуалистичного мышления. Полагаю, возможны конкретные дуалистичные мышления с равновеликими по силе влияния друг на друга компонентами рационального и идеологического мышления, которые находятся в антагонистическом конфликте друг с другом и блокируют функционирование такого дуалистичного мышления. Необходимы специальные средства для смягчения когитивного антагонизма между рациональной и идеологической логиками дуалистического мышления, а такое смягчение я называю когитивной терапией (когитотерапией) (см.: Георгий Антонюк. Когитивный антагонизм и когитивная терапия http://demiurgos.forum2x2.ru).

Проявлением противоестественного объединения компонентов рациональной и идеологической логик в дуалистичном мышлении является общемировоззренческий агностицизм (философский, теологический и др.). Правильное идеологическое мышление мыслит с помощью идеологической веры основу мира только бесконечной и только познаваемой и не способно по другому мыслить. Правильное рациональное мышление мыслит мир только конечным, но неопределенно конечным с точки зрения пространства, времени, количества, качества, сущности и др. Но оно не способно содержательно мыслить бесконечное, а потому не способно мыслить ее как реальность, Оно мыслит бесконечное безотносительно к реальности лишь формально-логически как понятие, противоположное понятию конечного. Потому оно не способно судить об идее якобы существования бесконечной основы мира, признаваемой идеологическим мышлением с помощью идеологической веры будто бы абсолютно истинной. Рациональное мышление способно только молчать в отношении данной веры идеологического мышления в якобы существование бесконечной основы мира. Логика рационального мышления побуждает обладающую им личность мыслить любые предметы только конечными, все, что она мыслит, она мыслит только конечным, независимо от того, существует ли мыслимый ею предмет или не существует, поскольку в рациональном мышлении имеются логические формы только конечных предметов. Разновидностью логической формы конечных предметов является логическая форма неопределенно конечного предмета. Мысль о неопределенно конечной основе мироздания – это результат применения в познании логики рационального мышления.

Личность с монистичным рациональным мыслит в соответствии с ним, личность с монистичным идеологическим мышлением мыслит в соответствии с ним, а личность с дуалистичным мышлением мыслит в соответствии с присущими ему компонентами рациональной и идеологической логик, если эти логики противоестественно не объединились. Если компоненты рациональной и идеологической логик противоестественно объединились, то в этом случае ни рациональная, ни идеологическая логика не проявляются в своих специфических чертах, а образуется неорганичная логическая система, представляющая собой, говоря образно, своеобразный логический кентавр. который ограничивает проявление как идеологической, так и рациональной логик, но не способен функционировать как самостоятельная логика. Противоестественное объединение компонентов рациональной и идеологической логик – это тупиковое с точки зрения применения в мышлении проявление рациональной и идеологической логик.

Рациональное мышление, которое признает осуществимыми и существующими только конечные предметы, не способно заключить в процессе познания мироздания, что мироздание является определенно конечной реальностью, потому что такое заключение предполагает мышление существования конечного завершенного мироздания («мироздания как отдельного предмета», «мира в целом», «мира как целого», «всего существующего», «всей реальности»). Но рациональное мышление – это относительное мышление и в отличие от идеологического мышления, которое способно мыслить и мыслит безотносительное существование предмета в виде якобы существования бесконечной основы мироздания, оно способно мыслить существование предметов лишь относительно друг друга и потому лишь как конечных и не способно мыслить безотносительное существование предмета, Однако мысль идеологического мышления о якобы бесконечности основы мироздания не поддается проверке конечной практикой ни при каких конечных условиях, которые в состоянии мысленно сконструировать рациональное мышление. В силу того, что рациональное мышление мыслит предметы как конечные лишь относительно друг друга, оно не способно мыслить хотя бы в виде возможности существование завершенного конечного мироздания и вследствие этого оно не способно мыслить его конечную, ограниченную основу как даже возможную завершенность. Попытка рационального мышления мыслить мир определенно конечным неосуществимая, поскольку для определения границ одного конечного необходимо мыслить другое конечное и такой процесс мышления не способно завершить ни мышление отдельного человека, ни мышление людей всего человечества, которые представляют собой конечные предметы.

В то же время рациональное мышление в силу своего устройства не способно мыслить основу мироздания бесконечной. Потому рациональное мышление в когнитивном аспекте при применении его логики к познанию мироздания мыслит основы мироздания абсолютно неопределенно конечной с точки зрения пространства, времени, количества, качества, содержания, сущности и др. (см.: Георгий Антонюк. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru). Общемировоззренческий агностицизм порожден механическим соединением деформированной логической формы бесконечного абсолютного предмета (абсолюта) идеологического мышления, обусловливающей мышление им основы мироздания как якобы бесконечной, с деформированной логической формой неопределенно конечного предмета рационального мышления, обусловливающей мышление им основы мироздания как абсолютно неопределенно конечной.

Полагаю, целесообразно выявить научно обоснованные средства, которые позволяли бы обладателю дуалистичного мышления максимально обеспечить реализацию присутствующих в нем идеологической или рациональной логик в зависимости от того, какое мышление для него предпочтительнее, для ослабления антагонистического конфликта между рациональной и идеологичексой логиками (см.: Когитивный антагонизм и когитивная терапия http://demiurgos.forum2x2.ru), в том числе путем способствования доминированию предпочтительной логики, и для предотвращения противоестественного объединения компонентов рационального и идеологического мышления в дуалистичном мышлении с одновременным присутствием в нем рациональной и идеологической логик, для оптимизации смены рационального и идеологического мышления в дуалистичном мышлении с чередующимися рациональной и идеологической логиками, в том числе путем максимально длительного закрепления одной из чередующихся логик с помощью увеличения временного промежутка между сменами противоположных типов мышления и этим превращения дуалистичного мышления в псевдомонистичное, а также путем предотвращения нерегулярной смены типов мышления, посредством смягчения негативных последствий чередования рационального и идеологического мышления для мышления обладающей дуалистичным мышлением личности.

Однако рекомендации обладателю дуалистичного рационально-идеологического мышления относительно его мышления могут быть не восприняты его обладателем, поскольку оба типа мышления являются для него естественными. Даже если он будет знать о своем дуалистичном мышлении, это знание может не побудить его считать один тип мышления предпочтительнее другого. А уменьшение проблем в дуалистичном мышлении возможно только либо с позиции рационального мышления, либо с позиции идеологического мышления. Одновременное использование носителем дуалистичного мышления знания законов правильного идеологического и рационального мышления не ликвидирует проблемы дуалистичного мышления и не сделает его правильным, поскольку правильное дуалистичное мышление невозможно. Дуалистичное рационально-идеологическое мышление – это существенное отклонение от нормы идеологического и рационального типов мышления, которое обусловливает антагонистическое когитивное (интеллектуальное, умственное) раздвоение обладающей им личности.

Возможно, обусловленное дуалистичным мышлением антагонистическое когитивное раздвоение личности (антагонистическая когитивная биполярность личности, антагонистический когитивный дуализм личности) является в некотором роде врожденно обусловленной интеллектуальной болезнью, интеллектуальным расстройством личности с антагонистически противоречивым дуалистичным мышлением, зародившимся уже после естественноисторического формирования рациональной и идеологической логик в виде их смешения и закрепившимся в генотипе человечества. Но возможно, дуалистичное мышление -- это зародившаяся исторически и закрепившаяся в генотипе человечества необходимая промежуточная форма мышления, переходная от идеологического мышления, являющегося более древним типом мышления, чем рациональное мышление, к формировавшемуся жизненно необходимому более прогрессивному рациональному типу мышления, и сохранившаяся в генотипе человечества даже после закономерного формирования реалистичного рационального мышления в качестве отдельного самостоятельного типа мышления наряду с архаичным устаревшим с точки зрения современного обеспечения жизнеспособности человечества нереалистичным идеологическим типом мышления, в древности выполнявшим необходимую позитивную функцию в становлении человечества как вида жизни Homo sapiens, поскольку отражал реальность, хотя и примитивно в не вполне адекватном деформированном безгранично идеализированном виде, а также когитивно, интеллектуально категорически императивно с побуждающей силой инстинкта регулировал поведение формировавшегося человека -- и в силу этого обусловленное дуалистичным мышлением интеллектуальное, когитивное раздвоение личности – это не болезнь, а проявление выполнившей необходимую функцию в формировании рационального мышления и уже исторически устаревшей переставшей быть жизненно необходимой для развития человечества переходной формы мышления.

Обладающей дуалистичным мышлением личности целесообразно учиться жить с этим мышлением, стараясь ослаблять присущий ему антагонизм и  его негативное влияние на понимание ею мира и на ее практическое поведение, и искать возможность вопреки антагонистической раздвоенности дуалистичного мышления максимально использовать какую-то из присущих ему рациональной и идеологической логик. Среди очень крупных философов, ученых много людей с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. Фалес Милетский, Анаксаго́р из Клазомен, Демокрит Абдерский, Аристотель Стагирит, Эпикур Самосский, Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Готфрида Лейбниц, Дэвид Юм, Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант, Карл Маркс, Пьер Тейяр де Шарден – это оказавшие огромное влияние на прогресс человечества мыслители с выраженным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, которые создали не только крупные оригинальные философские учения, основанные на идеологическом мышлении, но и создали крупные оригинальные научные концепции, основанные на рациональном мышлении.

30. 04. 2017.


См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, http://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера) http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), http://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) http://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // http://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры http://demiurgos.forum2x2.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика http://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2011, http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия http://demiurgos.forum2x2.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение //http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной  неопределенности рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального /http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности http://demiurgos.forum2x2.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационального и идеологического методологических подходов в осмыслении мира и в деятельности http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность http://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера http://demiurgos.forum2x2.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера http://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 01. 2015: Он же. Безгранично идеализационная парадигма понимания науки http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 01. 2015; Он же. Особенности научного мировоззрения http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2015; Он же. Способность идеального в виде мышления и в целом психики к неопределенно длительному существованию http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 02. 2015; Он же. Особенность логики идеологической веры относительно логики рациональной уверенности http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 11. 2015; Он же. Отражательно-конструктивная и субститутная функции эйдосов рационального и идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 15. 12. 2015; Он же. Нравственный категорический императив и нравственная свобода воли http://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2015; Он же. Императивный  мысленный образ причинности как определяющая логическая форма мышления в предметной логике http://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01 2016; Он же. "Коперниканский переворот" как общекогнитивный и общепрактический метод http://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 01. 2016; Он же. Бесконечное переживание как необходимая предпосылка логики идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2016; Он же. Этапы неосознанного высвечивания и осознанного познания и развития предметной (содержательной) логики http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 2016; Он же. Исследование предметной (содержательной) логики с позиции доктрины чистого (пурического) рационализма http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2016; Он же. Роль чувственного переживания в идеологической им рациональной логике http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2017; Он же. Мышление существования объективного мира идеологической и рациональной логикой http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления основы мира как бесконечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления конечных проявлений основы мира как бесконечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические законы правильного рационального мышления реальности как конечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Адрес текста: ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 238
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения