ИДЕОЛОГИЯ КАК САМОРЕГУЛИРУЕМЫЙ ИДЕЙНЫЙ ОРГАНИЗМ (СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ)

Перейти вниз

ИДЕОЛОГИЯ КАК САМОРЕГУЛИРУЕМЫЙ ИДЕЙНЫЙ ОРГАНИЗМ (СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ)

Сообщение автор Admin в Пт Июн 30, 2017 6:59 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ИДЕОЛОГИЯ КАК САМОРЕГУЛИРУЕМЫЙ ИДЕЙНЫЙ ОРГАНИЗМ (СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ)

Данная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.


Вводная часть

С точки зрения моей концепции чистого (пурического) рационализма, идеология -- это нереалистичный безгранично, в том числе бесконечно идеализирующий реальность в положительную, отрицательную и в ту и другую стороны экзистенциальный ценностный взгляд на нее (напр., религиозный, философский) идеологического мышления, которое считает его якобы абсолютно адекватным неидеализирующим отражением реальности. Безграничная идеализация предметов -- это мысленное конструирование каких-либо предметов такими, как если бы их сущность проявилась в их чертах (качествах, тенденциях, законках и др.) в абстрагированном от всяких ограничений виде, но которые с точки зрения рационального мышления неосуществимые либо не мыслимые содержательно рациональным мышлением (бесконечные предметы) (напр., в науке -- точка, абсолютно чёрное тело, машина Карно, напр., в идеологии -- бесконечные творец мира, материя, абсолютно справедливое общество, богочеловек). С точки зрения идеологического мышления мысленно сконструированные им безгранично идеализированные предметы якобы не являются сконструированными и идеализированными, а будто бы являются абсолютно истинным отражением реальности. Идеология как бесконечный экзистенциальный ценностный взгляд на мир существует в виде множества самостоятельных систем идей (концепций, учений) о якобы бесконечном мироздании, каждая из которых считает себя единственно и абсолютно истинной. Приверженцами идеологии являются только люди с идеологическим мышлением. Его основными содержательными (предметными) логическими формами мысли являются мысленный предмет в виде бесконечного абсолюта и мысленные конечные предметы в виде проявлений бесконечного абсолюта. Идеологическое мышление -- это мышление без логических ограничителей, а говоря упрощённо -- без логических тормозов. В рациональном мышлении отсутствует содержательная (предметная) логическая форма мысли в виде мысленного бесконечного абсолютного предмета, а основными содержательными (предметными) логическими формами рационального мышления являются мысленные конечные предметы. Это значит, что рациональное мышление мыслит возможность существования только конечных предметов. Идеологическое мышление и идеологические идеи сопровождают человечество с момента его возникновения. Не только в древности они оказывали огромное влияние на общество посредством их приверженцев, но и в современную эпоху они оказывают на него сильное влияние посредством их приверженцев. Образно оценивая пользу идеологии для обеспечения жизнеспособности человечества, оправданно сказать, что лучше было бы, чтобы с момента возникновения человечества были только рациональное мышление и рациональное познание, а еще лучше -- рационально-научное познание, но такое было невозможно. Рациональный, в том числе складывавшийся научный способ осмысления мира и идеологическиий способ осмысления мира многими тысячелетиями были переплетены и нередко новые рациональные знания использовались не самостоятельно, а вмнотировались в идеологически деформированном виде в содержание чисто идеологических идей, с точки зрения рационального мышления превращаясь в нереалистичные верования в их общеидеологическом, а не только религиозном значении, а чтобы их могло использовать рациональное мышление в качестве рационального, т. е. доказываемого им знания, их нужно было деидеологизировать путем их деидеализации. Яркими проявлениями такого переплетения были пифагореизм, философия Аристотеля (384 -- 322 до н. э.), Декарта (1596 -- 1650), Канта (1724 -- 1804). В то же время чисто идеологическое описание ральности хотя и в искажённом безгранично идеализированном субъективно-ценностном виде, но давало отчасти верное ее понимание, например, идея Сократа (470/469 -- 399 до н. э.) и Платона (428/427 -- 348/347 до н. э.) о якобы объективной реальности идеального как противоположного материальному, которое рассматривалось ими как вечные самостоятельные идеи (эйдосы), в то время как идеальное в виде человеческой психики является продуктом деятельности человеческого мозга и не обладает самостоятельным бытием вне человека, однако Сократ и Платон были первооткрывателоями идеального как реальности. Г. Гегель (1770 -- 1831) описал в искаженном идеологическом идеалистическом безгранично идеализированной виде реальные законы диалектики, действующие как в природе, так и в обществе. К. Маркс (1818 -- 1883) и Ф. Энгельс (1820 -- 1995) деидеологизировали идеологическое идеалистическое понимание Гегелем законов диалектики посредством их материалистической идеологизации, творчески преобразовав идеологическую идеалистическую безграничную идеализацию Гегелем открытых им реальных законов диалектики идеологической материалистической безграничной идеализацией этих законов, описав их как диалектические законы бесконечно развивающейся материи. И сейчас идеология способна давать и даёт в искажённом безгранично идеализированном виде отчасти верное понимание реальности. Но с точки зрения рационального мышления понимание реальности в идеологии имеет форму нереалистичных верований, которые нужно научно деидеологизировать путем их научной деидеализации, чтобы они приобрели вид рационального, т. е. доказываемого рациональным мышлением знания, пригодного для его использования им. Постепенное отделение формировавшейся науки от идеологии, в частности, от религии, философии произошло в не столь отдаленном по историческим меркам прошлом. Наука как мысли только о конечных предметах и причинах не нуждается в идеологических мыслях о бесконечных предметах и причинах -- ни в религиозных, ни в философских, ни в других видах идеологических мыслей, наука нуждается в методологии познания и в мировоззрении только относительно конечного бытия.

Я исследую идеологию с позиции своей концепции чистого рационализма, применяя метод мысленной рационально-научной идеализации. Примерами научной идеализации являются мысленные (теоретические) предметы абсолютно черное тело, точка, идеальный газ, полное социальное равенство, машина Карно, машина Тьюринга, первый закон Ньютона, которые в реальности невозможные. Посредством научной идеализации я рассматриваю идеологию в чистом виде такой, как если бы в ней полностью без всяких ограничений реализовалась ее сущность. Потому научная идеялизация является безграничной, но конечной, поскольку применима к исследованию только конечных предметов и конечных причин, так как рациональное мышление, на котором основаны наука и опирающаяся на науку инженерия, не в состоянии содержательно мыслить идеи бесконечных предметов и причин. Научная безграничная идеализация реального не идеализированного предмета (объекта) исследования позволяет рационально изучить его законы как бы в их чистом виде, а затем мысленно экстраполировать их в качестве тенденций на реальность с учетом особенностей конкретных ограничений их проявления. Фундаментальные научные законы формулируются в отношении мысленных научных идеализированных предметов. Мысленный научный идеализированный предмет, в отличие от мысленных идеологических идеализированных предметов, является не ценностным, а объективированным взглядом на мир и хотя он мыслится неосуществимым в реальности, однако создаётся на основе реального ограниченного прототипа и отражает его сущность в чистом виде. Потому научная идеализация несёт позитивное знание о мире. В реальности идеология не способна существовать в научно идеализированном виде, на нее влияют многие факторы и потому ее законы проявляются лишь в ограниченном виде как тенденции, являющиеся ограниченным прототипом для созданной мною мысленной научной модели безгранично идеализированной идеологии. Научную неосуществимую модель безгранично идеализированной идеологии я называю абсолютно завершенной идеологией (чистой идеологией). В реальных идеологических взглядах сущность идеологии проявляется не в чистом виде, не полностью, а в ограниченном виде. На ограничение реализации сущностных законов идеологии влияют много факторов, в том числе способности создателей идеологий, владение творцами идеологий  специальным понятийным и терминологическим идеологическим аппаратом и его наличие, содержание лежащих в основе идеологий бесконечных экзистенциальных ценностных переживаний творцов идеологий, практическая невозможность избавиться в идеологии от рациональных идей, посколько у всех людей есть пусть даже мелкие компоненты рационального мышления на уровне реализации первичных жизненных потребностенй, без которых индивиды не способны выжить, особенности общества, в котором создаются идеологии, и степень его прогрессивного развития, влияющие на идеологические взгляды, и др. Потому ни одна реальная идеология не соответствует требованиям идеологии в ее чистом виде, какой я ее описываю. Из всех реальных мертвых и живых идеологических взглядов более всего похожа в виде тенденции на чистую идеологию философия Гегеля, но и в ней содержатся ограничения проявления в чистом виде законов идеологии.

Основная часть

Идеология – это нереалистичный основанный на вере в будто бы существование бесконечной основы мира и в ее якобы проявление в конечных предметах реальности экзистенциальный положительный, отрицательный и тот и другой ценностный взгляд людей с идеологическим мышлением на мир. Более выраженное ценностное отношение к миру присутствует в идеологии, которая построена на вере в якобы существование бесконечной целевой основы мира, напр., бога, ума, абсолютной идеи, мировой воли, чем в идеологии, которая построена на вере в якобы существованиие бесконечной нецелевой основы мира, например, нецелевой материи. Идеологический взгляд на мир содержит как бесконечные экзистенциальные мысли людей с идеологическим мышлением о мире, так и бесконечное экзистенциальное переживание ими мира и соответствующие им поведенческие установки и имеет для них силу категорического императива. Его приверженцы посредством идеологической веры признают его будто бы абсолютно истинным. Идеологическая вера -- это абсолютная категорически императивная убежденность людей с идеологическим мышлением в будто бы существовании бесконечной основы мира и в ее якобы проявлении в конечных предметах реальности. Категорическая императивность (категорическая повелительность) идеологий проявляется как свободное от внешнего принуждения не имеющее сомнения ценностное мышление мира, ценностное отношение к нему и ценностное поведение в нем приверженцев конкретных идеологий в соответствии с ними. Категорическая императивность идеологий имеет для их адептов силу абсолютной необходимости. Идеологический взгляд на мир его приверженцы категорически считают объективным, не идеализирующим и полностью адекватным реальности, более адекватным, чем рациональный, в том числе научный взгляд на мир, поскольку категорически не допускает любое сомнение даже в виде возможности. С точки зрения противоположнного идеологическому мышлению рационального мышления, признающего возможность существования только конечных предметов, идеологический взгляд на мир субъективный, поскольку он ценностный, но это субъективность не конечная, не ограниченная, а бесконечная, поскольку представляет собой бесконечное экзистенциальное переживание личностей с идеологическим мышлением.  Личности с идеологическим мышлением не могут не мыслить мир идеологически, однако признание ими конкретных идеологий в качестве своих осуществляется на основе свободного идеологического выбора. Невозможно принудить конкретную идеологическую личность верить в абсолютную истинность чуждой ей конкретной идеологии, она верит в абсолютную истинность только той конкретной идеологии, которая соответствует ее бесконечным экзистенциальным ценностным переживаниям.

Основными видами идеологии являются религия и философия. К видам  идеологии относятся также теософия, древние нерелигиозные мифы о мироздании, не религиозные, не философские и не теософские оккультистские взгляды на мир, стихийные идеологические взгляды, выраженные с помощью значений слов обыденного языка, идеологические взгляды, выраженные с помощью средств искусства, напр., Ф. Ницше (1844 -- 1900), Ж.-П. Сартра (1905 -- 1980). Идеология -- это и одна самая простая по числу идейных компонентов идеологическая идея, осмысливающая основу мира, и самостоятельные крупные системы идеологических идей, осмысливающие мир в целом, например, мировые религии, философские учения Гегеля, марксизма, и вся совокупность идеологических идей в обществе -- как в отдельной стране, так и во всем мире. Идеология -- это тип индивидуального и общественного сознания, противоположный рациональному типу индивидуального и общественного сознания. Поскольку в идеологии первопричиной конечных предметов мыслится бесконечная основа мира, то в ней любой конечный предмет мыслится содержащим безгранично идеализированную черту в виде его якобы экзистенциальной причастности к бесконечности. Формой существования идеологии является идеологическая идея, содержащая бесконечное экзистенциальное переживание мира и бесконечную экзистенциальную мысль о мире, которые я называю идеологическими переживанием и мыслью. Все идеологические идеи со стороны их формальной логики -- это конечные понятия и суждения, однако со стороны их содержательной (предметной) идеологической логики они являются бесконечными понятиями, поскольку основу их содержания составляет бесконечность мысли о мире идеологического мышления, мыслящего с помощью идеологически идеяй. Конкретные идеологические мысли и переживания, которые зафиксированы лишь в памяти тех, кто им не привержен, или в текстах, являются омертвлёнными, но идеологические идеи, имеющие приверженцев, живут в идеологических мышлении и чувствах их приверженцев и являются для них основанными на идеологической вере категорическими императивами. Окончательно умершие идеологии, у которых уже маловероятно появление приверженцев, с высокой вероятностью останутся омертвлёнными идеологическими идеями на весь срок жизни человечества.

Идеологии способны создавать только люди, обладающие идеологическим мышлением, поскольку люди с противоположным идеологическому мышлению рациональным мышлением не способны содержательно мыслить бесконечность. Рационалисты способны мыслить бесконечность лишь формально-логически как безотносительное к реальности понятие, противоположное понятию конечного. Рациональное мышление, признающее возможность существования только конечных предметов. опирается на практику, а не на веру, и обязательно содержит в себе возможность сомнения. Оно не в состоянии соотнести образованное формально-логическим путем понятие бесконечности с реальностью и потому идеологическую мысль о якобы существовании бесконечной основы мира рациональное мышление не в состоянии оценить с точки зрения истинности, а в состоянии только молчать об этой мысли. Основными предметными (содержательными) логическими формами идеологического мышления являются бесконечный абсолют в виде бесконечного предмета (нечто), конечные проявления бесконечного абсолюта как бесконечной причины в виде конечных предметов и логическая однозначно иерархизированная причинно-следственная связь между бесконечным абсолютным предметом как бесконечной причиной и конечными предметами как следствиями бесконечного абсолютного предмета как бесконечной причины (см.: Георгий Антонюк. Логические законы правильного идеологического мышления основы мира как бесконечной http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления конечных проявлений основы мира как бесконечной http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же Логические особенности дуалистичного рационально-идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Принцип абсолютности идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Логические законы правильного рационального мышления реальности как конечной http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Принцип относительности рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru и др.).

Идеологические идеи – это состоящие из взаимосвязанных идейных компонентов сложные целостные идейные системы. в том числе сложной целостной идейной системой является исходная, первичная идеологическая идея. Исходной, первичной и наименее сложной по числу идейных компонентов идеологической идеей является основополагающая идея любого конкретного идеологического взгляда на мир о якобы существовании конкретной бесконечной основы мира и о ее будто бы проявлении в конечных предметах реальности. В основе любого идеологического взгляда на мир лежит именно эта идеологическая идея. Это единственная наименее сложная по числу идейных компонентов идеологическая идея, но на тоже сложная идейная система. Идея о якобы существовании бесконечной основы мира способна существовать только в содержательном логическом единстве с идеей о ее будто бы проявлении в конечных предметах реальности и эти две идеи логически необходимо в рамках содержательной (предметной) логики связаны с идеей о будто бы существовании абсолютной однозначной причинно-следственной связи между якобы бесконечной основой мира как первопричиной конечных предметов реальности и конечными предметами как будто бы однозначными следствиями бесконечной первопричины. Все остальные идеологические идеи являются более сложными по числу компонентов, поскольку их содержание обязательно определяется содержанием данной основополагающнй идеологической идеи. Без этой основополагающей идеологической идеи невозможно построить никакую содержательную (предметную) идеологическую идею даже о части мироздания, например, о природе, об обществе. Если данная основополагающая идея прямо не указывается в какой-то идеологической идее, то обязательно подспудно присутствует в построении ее содержания, которое в этом случае мыслится как якобы отражающее проявление бесконечной осовы мира. Поскольку никакой идеологический взгляд на мир не ограничивается данной  основополагающей идеей, то она не используется самостоятельно. Даже очень несложный по числу идейных компонентов самостоятельный идеологический взгляд на мир представляет собой определенную систему идеологических идей, объединенных основополагающей идеологической идеей. Самыми сложными самостоятельными идеологическими системами являются универсальные идеологии, представляющие собой максимально всестронний для своего исторического времени взгляд на мир. Например, такими универсальными идеологиями являются философия Аристотеля, философия Гегеля, марксистская философия. Естественно, что по отношению к современности ни философия Аристотеля, ни философия Гегеля не являются полноценно универсальными, а марксистская философия пока является полноценно универсальной, по крайней мере такой она была до момента распада Советского Союза и ликвидации советского социализма, чьей официальной философией она  была. Однако многие идеологии изначально не являются универсальными и осмысливают лишь отдельные стороны мира, например, философия экзистенциализма.

Идеологии бывают живыми, мёртвыми и умирающими. Живая идеология – это идеологический взгляд на мир, имеющий приверженцев (адептов). Самыми живыми идеологиями в конкретный момент времени являются массовые идеологии, имеющие наибольшее количество приверженцев, оказывающих большое влияние на человеческое сообщество, напр., философия неотомизма, являющаяся официальной философией католицизма. Большое количество приверженцев, в том числе влиятельных в человеческом сообществе у конкретной идеологии, увеличение у конкретной живой идеологии количества приверженцев как в конкретный момент времени, так и в течение длительного времени, особенно систематическое увеличение, длительность существования конкретной живой идеологии, а также существование конкретной живой идеологии в многих исторических эпохах и в многих и разных по качественным чертам странах – все эти признаки вместе являются свидетельством высокой жизнеспособности конкретной идеологии. К таким высоко жизнеспособным многоэпохальным и всемирным идеологиям относятся, например, буддизм, ислам, христианство. Мёртвая идеология – это идеологический взгляд на мир, не имеющий приверженцев, например, философское учение Анаксимена (585/560 — 525/502 до н. э.). Умирающая идеология – это идеологический взгляд на мир, устойчиво теряющий своих приверженцев, в том числе влиятельных в человеческом сообществе, если есть  влиятельные приверженцы. В каждый момент времени в обществе живая идеология существует в виде множества конкурирующих идеологических идей (идеологических концепций, учений), имеющих своих приверженцев, которые категорически императивно следуют своим идеологическим идеям и отстаивают их, противодействуя другнм идеологическим идеям, нередко даже физически уничтожая приверженцев других идеологий.

Идеологические взгляды людей с идеологическим мышлением на мир претерпевают изменения и процесс этих изменений я называю идеологической эволюцией. Я использую понятие эволюции (от лат. evolutio — развёртывание) вместо понятия развития, несмотря на нередкое использование их как близких по содержанию. Однако в понятии развития более четко, чем в понятии эволюции в широком смысле, присутствуют идеи регресса и прогресса. В идеологии не только есть количественные и качественные изменения, похожие на прогрессивные и регрессивные, но и изменения, причем не только количественные, но и качественные, имеющие приспособительный и иной характер, однако не связанные с их прогрессом и регрессом идеологичексих идей. Что касается критериев регресса и прогресса в идеологии, то они применительно к идеологии в целом как всей совокупности идеологических идей в определенное время неопределенные, хотя не только количественные, но и качественные изменения идеологий идут непрерывно. Умирают одни идеологии, создаются новые идеологии, в живых идеологиях осуществляются как несущественные идейные изиенения, не ведуще к появлению в них ответвлений, и так и существенные идейные изменения, ведущие к появлению в них ответвлениий вплоть до превращения их в самостоятельные идеологические системы взглядов. Более конкретно под эволюцией идеологии я понимаю процесс создания и изменения идеологических взглядов, состоящий в изменении идейного содержания идеологий, включая создание существенно новых идеологических идей, в создании новых самостоятельных систем идеологических взглядов, в умирании и в смерти прежних идеологий, в дифференциации идеологий, в приспособлении идеологий к конкретным общественным условиям и к конкретным личностям с идеологическим мышлением, в относительно поступательной ограниченной смене поколений идеологических идей в идеологических направлениях, школах, в самостоятельных идеологических учениях, концепциях, например, в философском материализме, в философии экзистенциализма.

Идеологии бывают писаные и неписаные, стихийно сложившиеся и преднамеренно выработанные, созданные одним человеком и многими людьми с идеологическим мышлением, в том числе в течение многих лет и даже веков, созданные с помощью разговорного языка и созданные с помощью специальных понятий и терминов, в частности, философские учения. Например, неписаные стихийно созданные с участием многих людей с идеологическим мышлением в течение длительного времени идеологические взгляды -- это первобытные религии, которые создавались в условиях отсутствия письменного языка. Например, неписаными преднамеренно созданными идеологическими взглядами на мир, созданными одним человеком, причем в условиях наличия письменного языка и специальных идеологических понятий и терминов, являются созданное Сократом философское учение, созданное И. Христом (приблизит. с 12 года до н. э. по 4 год до н. —в период с 26 года н. э. по 36 год н. Э.) религиозное учение. Например, писаными преднамеренно созданными одним человеком идеологическими взглядами на мир являются философские концепции Анаксагора (ок. 500 — 428 до н. э, ), Гегеля. Например, писаным преднамеренно созданным и осознанно углубляемым многими людьми идеологическим взглядом на мир является философия неотомизма как целостное учение.

С точки зрения моей концепции чистого рационализма идеология как бесконечный экзистенциальный ценностный взгляд на мир идеологического мышления создается не путем отражения реальности, а посредством мысленного конструирования образов реальности обладающими идеологическим мышлением личностями в соответствии с их бесконечным экзистенциальным ценностым переживанием реальности, однако понимаемым ими не как субъективно-ценностное конструирование мира, а как якобы абсолютно истинное отражение реальности. Идеологическое мышление не рассматривает идеологические идеи как мысленно сконструированные идеализации реальности и считает их будто бы подлинно реалистичными отражениями реальности, якобы обладающими абсолютной истинностью. Мысленное идеологическое конструирование идеологическими личностями реальности, мыслимой ими как будто бы ее точное отражение, осуществляется в виде мысленной безграничной, в том числе бесконечной положительной, отрицательной и той и другой идеализации мира, которую они не считают идеализацией и которую считают якобы адекватным мысленным воспроиведением реальности. Полагаю с позиции рационального мышления, поскольку созданные как идеологическим, так и рациональным мышлением  мышлением идеализированные предметы неосуществимые, т. е. невозможные, то мысленная идеализация мира не может не быть мысленным нереалистичным конструированием.

Идеологическое мышление способно мыслить бесконечность как будто бы реальность только в качестве ценностной, как и иные нго безграничные идеализации. Мысленная нереалистичная безграничная, в том числе бесконечная идеализация мира идеологическим мышлением, категорически признаваемая им неидеализированным и адекватным отражением реальности – это существенная сторона любой идеологии. В идеологии нет небезгранично идеализирующих мир идей, поскольку конечные предметы категорически императивно рассматриваются в идеологии как якобы проявление бесконечной основы мира, идея о будто бы существовании которой с точки зрения рационального мышления является бесконечной идеализацией мира. Основой всякой идеологической безграничной идеализации является бесконечная идеализация, которая снимает логические препятствия для других форм идеологической безграничной идеализации путем распространения на них тотальной идеологической веры в их будто бы адекватность реальности, в частности, в виде обожествления в религиях конечных предметов, в том числе людей. Рациональное мышление, признающее возможность существования только конечных предметов и только не идеализированных предметов, рассматривает идеологический идеализирующий взгляд на мир нереалистичным, считая рациональный неидеализирующий взгляд на мир реалистичным. Однако рациональное мышление не в состоянии мыслить содержательно бесконечность и потому оно не способно содержательно судить об идее якобы существования бесконечной основы мира, а способно о ней лишь молчать.


Последний раз редактировалось: Admin (Вс Ноя 19, 2017 12:24 pm), всего редактировалось 24 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ИДЕОЛОГИЯ КАК САМОРЕГУЛИРУЕМЫЙ ИДЕЙНЫЙ ОРГАНИЗМ (СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ)

Сообщение автор Admin в Пт Июн 30, 2017 7:03 pm

Все идеологии в своей основе нереалистичные, даже еслив них вмонтируют приспособленные к ним путем частичной модификации в субъетивно-ценностном направлении объективные научные знания, в частности, путем включения в них идеи о якобы бесконечной первопричине изучаемых наукой конечных предметов и причин, однако научные идеи в этом случае становятся идеологизированными и потому не вполне адекватными и не вполне объективными, а такое приспособление научных идей к идеологическим идеям искусственное, не вполне совместимое и деформирует не только науку, но и идеологию, придавая данному идейному конгломерату дуалистичный рационально-идеологический характер. Однако поскольку идеологии осмысливают реальность, то они осмысливают те ее стороны, которые актуально связаны с бесконечными экзистенциальными ценностными переживаниями идеологических личностей, а значит, с их экзистенциальными потребностями, интересами, положением в системе общестенных отношений. Идеологии способны косвенно в искаженном безгранично идеалирующем виде частично верно отражать реальность, однако рациональное мышление способно использовать полученные частично адекватные идеологические идеи только путем их специальной научной деидеологизации, в том числе деаксизации (аксиа --ценность -- от др.-греч. ἀξία — ценность), что делает получение из них научного знания слишком методологически затруднительным, а потому гораздо менее эффективным, чем получение начного знания путем прямого нучного познания реальности с помощью специальных начных методов. В наше время развитой науки нет нужды в поиске полезных для науки идей в различных идеологических идеях. В те времена, когда наука была очень неразвитой, использование людьми с рациональным мышлением содержания идеологий для поиска в них полезных для науки идей было в определенной мере оправданным. Такой поиск скорее были способны осуществлять тогда и способны осуществлять сейчас люди со смешанным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, а не ученые, обладающие монистичным рациональным мышлением.

Хотя идеология активно используется в управлении человеческими сообществами, в том числе нередко в политических отношениях, в том числе в политическом управлении государством, хотя при опоре на идеологию были и есть идеологические войны, в том числе религиозные, вследствие которых погибли многие десятки миллионов людей, однако экзистенциально нуждаются в идеологии лишь люди, обладающие идеологическим мышлением. Люди с рациональным мышлением в идеологии не нуждаются, поскольку она совсем не совместима с ним и оторгается им. Личности с идеологическим мышлением создают каждая свой особый идеологический взляд на мир, но многие из них имеют также общие идеологические взгляды, а некоторые высоко творческие люди с идеологическим мышлением осознанно создают идеологии, в существенных чертах становящиеся общими для многих людей.  Однако ни в одну историческую эпоху не было общей для всех людей с идеологическим мышлением идеологии и она невозможная. Хотя идеологические творцы, создающие общие для многих людей с идеологическим мышлением идеологии, творят их в соответствии со своим бесконечным экзистенциальным ценностным переживанием мира, но оно в существенных чертах совпадает с бесконечным экзистенциальным ценностным переживанием мира многими людьми. Такое совпадение -- это часто встречающаяся историческая случайность, однако в этой частоте не просматривается какая-либо регулярность.

Несмотря на то, что в каждый данный момент времени в отдельной стране и во всем мировом сообществе наиболее распространены среди обладателей идеологического мышления не очень большое число общих для многих людей крупных систем идеологических взглядов (идеологических учений, концепций), однако фактически идеологических взглядов столько, сколько обладающих идеологическим мышлением людей. Каких бы общих идеологических взглядов ни придерживались идеологические личности, каждая из них обладает также своеобразием бесконечного экзистенциального ценностного отношения к реальности, она частично по-своему ценностно ее переживает через призму своего личного, индивидуального бытия в мире, особенно в социальном мире, своих личностных особенностей, в том числе в чертах характера, чертах своего идеологического мышления, чертах своих интересов. Потому оправданно сказать, что сколько идеологических личностей, столько идеологических взглядов на мироздание. Однако крупных идеологических систем взглядов, в которых содержатся общие для многих живущих в каждый конкретный момент времени личностей наиболее существенные идеологические идеи  о реальности, немного ни в одной стране, ни во всем человечестве. Не все люди с идеологическим мышлением способны сформулировать отчетливо свои особые идеологические взгляды, но они обязательно присутствуют в их мышлении, хотя и не всегда явлены обществу в каком-либо виде.

Поскольку идеологические взгляды создаются обладателями идеологического мышления не путем отражения реальности, а путем мысленного конструирования ее в соответствии со своим бесконечным экзистенциальным ценностным ее переживанием, то жизнеспособность идеологических взглядов зависит от их влияния на обладающих идеологическим мышлением людей. Чем больше идеологических личностей, в том числе влиятельных в обществе придерживаются конкретных идеологических взглядов и следуют им и чем более длительное время придерживаются этих конкретных идеологических взглядов многие идеологические личности, тем жизнеспособнее данные идеологические взгляды. Жизнеспособность создаваемых рациональным мышлением научных идей, которые являются рациональными, в конечном счете проверяется практикой. Объективно доказанные истинные научные идеи становятся навсегда частью научного понимания мира. А жизнеспособность конкретных идеологических идей проверяется тем, насколько они соответствуют бесконечным экзистенциальным ценностным переживаниям идеологическими личностями реальности. В этом плане конкретные идеологические взгляды (идеологические концепции, учения) жизнеспособные до тех пор, пока у них есть приверженцы. Адепты каждой идеологии только свою идеологию считают абсолютно и единственно истинной, а чужую идеологию считают абсолютно ложной. Потому сколько разных идеологических взглядов на мир, столько категорически признаваемых их приверженцами абсолютных идеологических истин, ни одна из которых не соответствует критерию объктивной истины и с точки зрения рационального мышления как не является истиной как проверенным практикой адеватным отражением реальности.

Изменение исторических эпох, а значит, присущих им общественных отношений, экономик, культур способно влиять на особенности создаваемых и модифицируемых идеологий, однако нередко бывает, что некоторые идеологии, а точнее, сменяющиеся физически приверженцы некоторых идеологий многими веками пытаются сохранить их основные черты. Это особенно присуще приверженцам религиозным идеологиям. Но и среди приверженцев философских идеологий тоже заметные попытки сохранения в течение длительного времени их основных черт, напр., среди адептов философий Пифагора (ок. 580 -- ок. 500 до н. э.), Платона, Аристотеля, марксистской философии. Бывают также попытки возврата к ранним потерявшим жизнеспособность идеологическим взглядам, напр., Дж. Бруно (1548 -- 1600) использовал в своей философской концепции идеи элеатов, неоплатоников, эпикурейцев. В то же время бывают идеологии, которые пытаются приспособиться к новым историческим условиям, напр., неоплатонизм, неокантианство, неомарксизм, и идеологии, которые заново создаются применительно к новым историческим условиям, напр., философия постмодернизма.

Идеологическая эволюция идет разными путями, например, путем частичной, но не коренной модификации идей в уже существующих идеологиях, путем создания существенно новых идеологических идей, путем эклектичного объединения компонентов разных идеологий, вследствие чего создаются новые идеологии, напр., грекокатолические религиозные учения, философская концепция В. Кузена (1792 – 1867), путем существенного преобразования прежней идеологии, вследствие чего создается новая идеология, напр., диалектико-материалистическая философия К. Маркса и Ф. Энгельса для создания которой были творчески использованы в преобразованном виде диалектика Г. Гегеля и материализм Л. Фейербаха (1804 – 1872), а также английских и французских материалистов. А идеологическая контрэволюция проявляется в попытках сохранить изначальные черты идеологии путем возврата прежних черт в модифицированные идеологии, которые можно назвать фундаменталистской тенденцией в виде формулы «назад к истокам», а также путем создания новых идеологий, соответствующих ушедшим историческим эпохам, напр., некоторые идеологии националистов, а также путем сопротивления изменениям в существующих идеологиях.

В жизнеспособной, т. е. в обладающей в течение длительного времени многими приверженцами крупной самостоятельной идеологии неизбежно происходит идейная дифференциация, т. е. в ней создаются различные автономные идейные ответвления в виде течений, школ, сект и др., напр., появление ленинизма в марксизме, появление католицизма и православия в христианстве, а если автономные идейные ответвления крупные и жизнеспособные, то в них тоже может происходить дифференциация на автономные идейные ответвления, в которых, если они крупные и жизнеспособные, также может происходить дифференциация на автономные идейные ответвлениия и так далее. Дифференциация самостоятельных идеологий на автономные идейные ответвления может происходить наподобие матрёшки. Если идейные ответвления очень сильные и содержат компоненты, существенно отличные от ряда главных компонентов исходной идеологии, то это означает появление новой идеологии, самостоятельной относительно исходной идеологии, напр., зарождение христианства в рамках иудаизма, зарождение протестанских вероучений в рамках католицизма. Дифференциация идеологий, при которой может сохраниться исходная идеология, а может исчезнуть, характерная для развития идеологий и является ее законом. Особенности идеологического взгляда на мир каждого приверженца конкретной общей для ряда, по меньшей мере для двух идеологических личностей  идеологии – это фактически идейное автономное ответвление в ней. Каждая идеологическая личность закономерно обладает спецификой идеологического взгляда на мир относительно признаваемых общих с другими идеологическими личностями идеологических идей. Однако не всякая личность способна оформить свой идеологический взгляд в виде концепции и с помощью специальных понятий (терминов).

Намеренное созданиие систем идеологических взглядов (идеологических учений, концепций) осуществляется с целью повлиять с помощью них на как можно большее число людей, а через них -- на мир, особенно общественный, несмотря на то, что обладателями монистичного идеологического мышления являются приблизительно лишь около 7 -- 12% людей. Немало людей обладают дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, однако идеологический компонент в дуалистичном мышлении не обеспечивает его обладателю последовательности в следовании определенной идеологии, поскольку компоненты идеологического мышления в нем ограничены компонентами рационального мышления и потому деформированы. Стремление создателей конкретных идеологий повлиять на как можно большее число людей рассчитано на то, чтобы достичь с помощью них разные конкретные идеологические цели, например, создать общественные отношения в соответствии с конкретным идеологическим проектом общества. Но в то же время все создатели и последователи идеологий имеют целью обеспечить жизнеспособность своих идеологий, т. е. обеспечить их жизнеспособность путем  увеличения количества их приверженцев. Однако как бы ни стремились приверженцы каждой конкретной иделогии изобразить только свою идеологию абсолютно и единственно истинной для все людей, в действительности идеологические идеи способны овладевать умами только личностей с идеологическим мышлением.

Ни одна идеологическая идея, в отличие от доказанных в качестве истинных  научных идей, не обладает и не способна обладать всеобщностью и объективностью. Научные идеи, являющиеся рациональными, существуют в виде осознаваемых проблем, гипотез, истин и ошибочно принимаемых за истинные неадекватных идей. Объективная рационально-научная истина – это доказанные в качестве адекватных рационально-научные идеи, которые не зависят от воли и характера людей, от исторических эпох и от социальных условий. Они дополняются, но как истинное знание не изменяются и входят в систему объективных знаний человечества о мире. В отличие от научных идей идеологические идеи только их приверженцами мыслятся с помощью идеологической веры как якобы безусловно и единственно истинные, но они выражают бесконечное экзистенциальное ценностное переживание ими мира, присущее лишь людям с идеологическим мышлением, а потому они не всеобщие и субъективно-ценностные, т. е. не объективные. Идеологические идеи не признаются их адептами в виде проблем и гипотез, а категорически императивно признаются ими лишь в виде абсолютных истин. Однако в действительности содержание любых идеологических идей, в отличие от доказанных в качестве истинных научных идей, способно в ходе их эволюции умирать, изменяться и заменяться на другие по содержанию идеологические идеи даже об одном и том же предмете осмысления, т. е. конкретные идеологические идеи в конкретный момент времени способны изменяться либо в сторону устаревания, либо в сторону повышения их жизнеспособности. Все идеологии смертные.

С позиции моей концепции чистого рационализма критерии идеологической эволюции с точки зрения прогресса и регресса содержания идей конкретных идеологий и идеологии в целом не абсолютные, а относительные и потому не поддаются четким определениям, поскольку любая идеология нереалистичная. Однако в рамках идеологий в образах безгранично идеализированных предметов реальности по-разному осмысливаются различные стороны реальности и содержание безгранично идеализирующих реальность идеологических идей может иметь для людей с идеологическим мышлением и для людей с рациональным мышлением как негативное, так и позитивное ценностное значение по отношению к человечеству, к обществу, к индивидам, в том числе к приверженцам идеологий. Например, бывают бесчеловечные идеологии, а бывают гуманистические идеологии, бывают идеологии, ориентированные на повышение жизнеспособности общества, а бывают идеологии, ориентированные на его ослабление, бывают идеологии, в целом ориентированные на прогресс, а бывают идеологии, в целом ориентированные на регресс. Критерии идеологической эволюции с точки зрения усложнения и упрощения содержания идеологических идей также относительные и не поддаются четким определениям. Например, идеалистическая философия Гегеля по содержанию намного сложнее идеалистической философии Платона, сознательно созданная христианская религия, в разработке которой принимали и принимают большое участие наряду с теологами также философы, намного сложнее по содержанию, чем стихийно сформировавшиеся первобытные политеистические религии. Однако приверженцы философии Гегеля немногочисленные, а приверженцев христианства великое множество. Полагаю, содержательно способны эволюировать как идеологические идеи о какой-то стороне реальности, например, идея бесконечной материи как якобы основе мира, так и системы идей в виде самостоятельных идеологических концепций о мире в целом, например, христианство, философия экзистенциализма.

Критерии прогресса и регресса в идеологии по разному понимаются приверженцами и идеологическими противниками конкретных идеологий, а также рационалистами, особенно учеными, исследующими идеологию, в том числе конкретные идеологические взгляды. Например, с точки зрения по меньшей мере раннего марксизма общеидеологическим критерием прогресса идеологии рассматривалось развитие диалектического и материалистического взглядов на мир, которое привело к созданию марксистской диалектико-материалистической философии как якобы высшего этапа развития философии, осмысливающей диалектико-материалистически и природу, и общество. Однако создание и распространение диалектико-материалистической философии не привело ни к исчезновению прежних, в том числе традиционных религий, ни к предотвращению порождения новых религий, имеющих свои законы эволюции, ни к исчезновению не диалектико-материалистических философий, ни к предотвращению порождения новых философских учений, существенно отличных от диалектико-материалистической философии. Философия тоже имеет свои законы эволюции, отличные от законов эволюции религии. С позиции моей концепции чистого рационализма в определенной мере можно назвать прогрессом идеологии в целом усложнение философских и религиозных взглядов на мир, но не ясно, что считать прогрессом в конкретном содержании идей идеологии в целом. В видах идеологий (религии и философии) можно выделить подобие критериев прогресса в содержании идеологических идей, которые тоже неопределенные и относительные. Например, нередко учеными рассматривается в качестве прогресса религии переход от политеизма к монотеизму. Но в устройстве религии нет препятствий для массового возрождения политеизма в ней. В философии длительное время наблюдалось поступательное развитие диалектического и материалистического взглядов на мир. Однако сейчас влияние диалектико-материалистической философии среди приверженцев философии слабеет, появляются новые философии, построенные на иных принципах, у которых есть свои приверженцы. В конкретных крупных философских и религиозных учениях, имеющих разновидности в виде ответвлений, тоже можно наблюдать элементы подобия относительного идейного прогресса, который по разному оценивается их приверженцами, их идеологическими противниками  и рационалистами, в том числе учеными.

Полагаю, к объяснению эволюции содержания живых идеологий в определенной мере применимы концепции естественного и искусственного отбора, адаптированные с учетом особенностей идеологии как социально-идейного феномена, как идеологического типа индивидуального и общественного сознания. В отличие от содержания доказанной в качестве истинной рационально-научной идеи, являющейся вместе с ее содержательными логическими формами чистой безличной мыслью о мире, мысленным предметом (эйдосом), ориентированным на моделирование в мышлении реальности и являющимся субститутом (представителем, заместителем) в мышлении рационально отражённой реальности, содержание живой идеологической идеи – это не только мысль о мире. Содержание живой идеологической идеи – это, во-первых, содержательные логические формы, во-вторых, мысленный бесконечный предмет (эйдос) и мысленные конечные предметы (эйдосы), мыслимые как его проявления, ориентированные на мысленное моделирование реальности и являющиеся субститутами и, т. е. заместителями в мышлении идеологически понимаемой реальности, в-третьих, бесконечное экзистенциальное ценностное переживание адептом идеологической идеи изображенной в ее содержании будто бы подлинной реальности, в-четверых, вера как абсолютняа убежденность адепта идеологической идеи в якобы безусловной истинности ее содержания, в-пятых, категорическая императивность содержания идеологической идеи для ее адепта, безусловно предписывающая ему понимание мира в соответствии с ним и его установку на поведение в нем в сответствии с ним. Это значит, что в содержании идеологической идеи присутствует в сущностном виде идеологическая личность как ее адепт в форме своего самосознания со своим экзистенциальным ценностным переживанием реальности как якобы бесконечной и себя как будто бы проявления бесконечной основы мира и со своими категорически императивным пониманием мира и установкой на поведение в нём сообразно содержанию идеологической идеи. Потому неприятие кем-либо конкретной идеологии, борьба с ней категорически воспринимается ее адептами как неприятие их, как борьба с ними, как покушение на их сущность, на их бытие. (см.: Георгий Антонюк. Роль чувственного переживания в идеологической и рациональной логике http://demiurgos.forum2x2.ru).

Полагаю, оправданно сказать, что содержание конкретной живой идеологической идеи – это своеобразное идеальное (нематериальное) бытие сущности активно реализующего себя ее адепта, духовно сопряженного с другими ее адептами, если они есть. Идеологические идеи, на основе которых духовно сопряжены их адепты, являются таже своеобразными их коллективными сущностями. Именно адепт живой идеологической идеи является своеобразным ее мотором, обеспечивающим ее жизнеспособность. Все живые идеологические идеи неотделимы от их приверженцев, потому все они, как исходная, первичная идеологическая идея, так и идеология в целом, являются своеобразными саморегулируемыми, самоуправляемыми идейными организмами, способными к самосохранению посредством их приверженцев, которые обеспечивают их саморегулирование и самосохранение, категорически императивно руководствуясь ими как своей сущностью и тем самым обеспечивая самосохранение своей идеологической сущности. Живые идеологические идеи по идеологическому логическому устройству содержания идентичные эйдосам (идеям) Платона, который мыслил их как идеальные (в смысле нематериальные) совершенные первообразы и в этом смысле формы, т. е. фактически образцы, проекты устройства реально не осуществимых всецело совершенных материальных предметов. Потому эйдосы Платона тоже являются идеологическими идеями, но сейчас мёртвыми, т. е. не имеющими приверженцев. Живые идеологические идеи в качестве реальных идейных саморегулируемых организмов являются разновидностью реальных конечных предметов, однако как идейные саморегулиремые организмы они тоже в некотором роде напоминают эйдосы Платона, которые он рассматривал как активно направленные на конечную материальную реальность самостоятельные относительно нее, в том числе относительно человека самодеятельные силы, якобы побуждающие к созданию конечных предметов материального мира, руководствуясь ими. Однако в отличие от идеологических идей как реальных саморегулируемых организмов эйдосы мыслились Платоном якобы независимыми от человека и вечными, т. е. эйдосы и по содержанию, и по способу бытия, которые у него взаимообусловленные и потому неразделимые, мыслились им идеологически посредством неосознаваемой им нереалистичной безграничной, в том числе бесконечной идеологической идеализации, но рассматривались как якобы реальные, а я рационально с позиции конечного бытия и опираясь на практику с помощью фактов мыслю идеологические идеи как реальные конечные саморегулируемые организмы. Конкретная живая идеологическая идея личностная, но присущая, во-первых, только личностям с идеологическим мышлением, во-вторых, присущая только ее приверженцам и вне ее приверженцев омертвлённая. Полагаю, внечеловеческий разум, как и рациональное человеческое мышление, не смог бы понять содержательно идеологическую идею.

В содержании любой рационально-научной идеи, даже существующей в виде проблемы или ошибочного понимания мира, субъект осмысления мира отсутствует, он по отношению к ней является внешним фактором, потому научная идея бесстрастная и беспристрастная, она объективная, она безличная, она надчеловеческая, поскольку является отражённой реальностью, в том числе отражённой объективной реальностью, представленной в идеальном (в смысле нематериальном) виде в мышлении с помощью его содержательных логических средств. В силу присутствия в идеологических идеях самосознания их приверженцев с их бесконечным экзистенциальным ценностным переживанием мира и с их установкой на поведение в мире в соответствии с ними идеологические идеи являются самоуправляемыми идейными системами, содержание которых имеет внутреннюю цель в кибернетическом смысле в виде его генеральной направленности на самосохранение и повышение своей жизнеспособности с помощью своих адептов. Идеологические идеи субъективно-личностные. Главным критерием жизнеспособности идеологическиъх идей является наличие у идеологических идей адептов, особенно влиятельных в человеческом сообществе, от которых зависит повышение и понижение их жизнеспособности. Наличие адептов у конкретных идеологических идей может зависеть от многих факторов, в том числе не только от специфики бесконечного ценностного переживания мира идеологическими личностями, которая является определяющей в обусловливании приверженности идеологических личностей конкретной идеологической идее, но и от особенностей их характера, чувств, мышления, потребностей, интересов, ценностных установок, от их положения в общественных отношениях, от ориентации идеологических идей на прогресс или регресс человеческого сообщества, от совместимости идеологических идей с современностью.


Последний раз редактировалось: Admin (Пт Июл 21, 2017 3:02 pm), всего редактировалось 16 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ИДЕОЛОГИЯ КАК САМОРЕГУЛИРУЕМЫЙ ИДЕЙНЫЙ ОРГАНИЗМ (СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ)

Сообщение автор Admin в Пт Июн 30, 2017 7:05 pm

Поскольку живая идеология является самосознанием личностей с идеологическим мышлением, их сущностью, их личностным Я, то любая живая идеология персонифицированная и является в лице как одного адепта, так и множества ее организованных и неорганизованных адептов своеообразным псевдосубъектом (квазисубъектом) социальных отношений. Живые идеологические идеи как своеобразные идейные организмы активные и конкурируют друг с другом за сохранение и повышение своей жизнеспособности. Между ними идет своеобразная борьба за существование, в которой действуют своеобразные естественный и искусственный идеологический отбор наиболее жизнеспособных. Однако прямо участвуют в конкуренции не идеологические идеи о нефундаментальных сторонах реальности, а крупные системы идеологических идей (концепции, учения), осмысливающие реальность в целом, а также фундаментальные ее компоненты, например, общество, природу, которые зачастую дифференцированные на автономные идеологические системы идеологических идей в виде течений, школ. Это, в частности, самостоятельные религиозные учения, философские учения, напр., христианство, буддизм, марксистская философия, философия экзистенциализма. Даже если какая-то идеологическая личность по каким-то причинам не знакома с уже созданными другими идеологическими личностями идеологическими учениями, хотя бы с религиозными учениями, что трудно представить, то она все равно смотрит на мир системно и осмысливает его посредством многих как-то связанных ею в целостность идеологических идей, выработанных самостоятельно, возможно, посредством идеологической модификации не специализированных понятий обыденного сознания, если она владеет только ими.

Борьба живых идеологий за существование и естественный и искусственный идеологический отбор действуют не только между самостоятельными крупными системами идеологических идей, например, между мировыми религиями, между философскими концепциями неотомизма, экзистенциализма и марксизма. но и внутри самостоятельных крупных систем идеологических идей, состоящих из многих взаимосвязанных идеологических идей, дифференцированных на автономные системы идеологических идей, и внутри крупных автономных систем идеологических идей, состоящих из многих взаимосвязанных идеологических идей, если они тоже дифференцированы на автономные системы идеологических идей, и т. д., а также между направлениями в типах идеологий, например, между материалистическими и идеалистическими взглядами, и типами идеологий, например, между религиозной и философской идеологиями. Идеологические идеи о нефундаментальных сторонах реальности не действуют самостоятельно, а вмонтированы в осмысливающие мир в целом и ее фундаментальные компоненты системы идеологических взглядов, посредством которых они действуют и борются друг с другом за существование, и потому нет самостоятельной борьбы за существование между идеологическими идеями о нефундаментальных сторонах реальности, их борьба за существование происходит посредством борьбы крупных систем идеологических идей, в которых они присутствуют в качестве идейных компонентов. Борьба идеологий за существование и естественный и искусственный идеологический отбор наиболее полно реализуются на уровне отношений между крупными самостоятельными системами идеологических идей. Полагаю, во многом в процессе борьбы идеологий за существование осуществляется эволюция содержания идеологических идей.

Полагаю, оправданно применить для изучения и объяснения идеологической эволюции синтетическую теорию эволюции в адаптированном к ней виде, применяемую в биологии для исследования и объяснения эволюции живого, условно уподобив самостоятельные крупные системы идеологических идей, которые имеют своих адептов, обеспечивающих активность идеологических идей. видам жизни в живой природе, а идейное содержание идеологических идей, которое их приверженцы признают посредством идеологической веры абсолютно истинным, условно уподобив генотипу живых организмов, составляющих  виды жизни в живой природе. Любые идеологические идеи обладают для их адептов категорически императивной силой, поскольку для них эти идеи являются сущностью их как личностей. В силу этого каждая самостоятельная живая идеология посредством своих адептов только себя категорически императивно считает единственно и абсолютно истинной и посредством адептов отстаивает себя такой перед другими самостоятельными живыми идеологиями и категорически императивно рассматривает другие идеологии как неистинные и неоправданно посягающие на ее якобы абсолютную истинность и противодействует им. Борьба идеологий за свое существование – это в первую очередь борьба за обретение адептов, особенно за адептов, влиятельных в обществе. Получает жизненные преимущества та идеология, которая имеет наибольшее влияние среди обладателей идеологического мышления. Потому между идеологиями идет своеобразный естественноисторический отбор, подобный стихийному естественному отбору в живой природе, и целенаправленный искусственноисторический отбор, подобный целенаправленному искусственному отбору в селекции. Идеологии в лице их адептов разными средствами борются друг с другом за приоритет, за первенство и стремятся уменьшить влияние или уничтожить другие идеологии. Наибольшую жизненную агрессивность проявляют радикальные идеологии. Однако мирное сосуществование между идеологиями невозможно, оно может быть только более жестким и менее жестким, причем на форму борьбы между идеологиями за своесуществование могут влиять также разные обстоятельства. Естественно, что слабеющие умирающие идеологии, теряющие своих адептов, менее способны к борьбе за существование, чем высокожизнеспособные идеологии.

Эволюция идеологий посредством естественного и искусственного отбора осуществляется с участием изменений в содержании идеологических идей, совершаемых их творцами. Наиболее жизнеспособными являются те идеологии, у которых наибольшее количество приверженцев в течение наиболее длительного времени и на протяжении нескольких эпох. Естественный отбор и искусственный отбор в осуществлении эволюции идеологий направлен на сохранение и повышение жизнеспособности одних конкретных идеологий посредством сохранения и увеличения количества их адептов и понижение жизнеспособности и способствования смерти других конкретных идеологий посредством уменьшения количества их адептов и избавления от них. Естественный и искусственный идеологический отбор – это основные механизмы обеспечения эволюции идеологий. Естественный идеологический отбор представляет собой добровольный выбор людьми с идеологическим мышлением конкретных идеологических идей, в том числе крупных систем идеологических идей в качестве своих взглядов на мир и добровольное отречение людей с идеологическим мышлением от других идеологических идей, в том числе крупных систем идеологических идей, которым они были привержены.

Искусственный идеологический отбор представляет собой внешние по отношению к содержанию идеологий действия носителей идеологических взглядов, например, состоящие в принуждении идеологических личностей к идеологической вере в конкретные идеологические идеи и к отказу от следования конкретным идеологическим идеям, а также в поощрении следования конкретной идеологии и отказа от конкретной идеологии, в пропаганде предпочтительности конкретной идеологии. К такому искусственному идеологическому отбору нередко привлекается государственная власть, использующая свои средства насилия по принуждению людей к следованию конкретным  идеологическим взглядам на мир, в том числе по склонению к выбору ими конкретных идеологических  взгядов на мир в качестве своих, по запрету конкретных идеологических взглядов или по ограничению следования им. К искусственному идеологическому отбору относятся также внегосударственные действия приверженцев многих идеологий, направленные на принудительное воспрепятствование адептам других идеологий придерживаться своих идеологических взглядов и даже на физическое уничтожение ими приверженцев других идеологий. Это средства осуществления искусственного идеологического отбора. Есть также действия рациональных противников всяких идеологий по ослаблению и ликвидации их жизнеспособности. Но это уже не искусственный идеологический отбор, а осознанная борьба со всякой идеологией, нацеленная на ее уничтожение.

Невозможно принудить людей с рациональным мышлением к вере в якобы истинность каких-то идеологических идей, но возможно лишь принудить часть рацинальных личностей играть роль якобы приверженцев конкретных идеологических взглядов на мир. В то же время невозможно принудить людей с идеологическим мышлением к искренней вере в якобы истинность конкретных идеологических взглядов, если они не соответствуют их идеологическим особенностям, и невозможно их принудить играть роль якобы приверженцев конкретных идеологических взглядов на мир, если они не соответствуют их идеологическим особенностям и придерживаются иных идеологических взглядов. Искренние приверженцы идеологий склонные предпочесть погибнуть, но не принять в качестве своей идеологии те идеологические взгляды, которые не соответствуют их идеологическим особенностям. В то же время в результате искусственного идеологического отбора кто-то из идеологических личностей, по каким-то причинам не выьравших определенную идеологическую веру или разочаровавшихся в прежней идеологической вере, может выбрать свою идеологическую веру. Искусственный идеологический отбор способен уничтожить последователоей каких-то идеологический систем взгядов и этим превратить живую идеологию в мертвую, сдержать рост числа адептов конкретных идеологий и уменьшить число их адептов, создать привилегированные условия для существования каких-то идеологий и этим способен влиять на борьбу идеологий за свое существование.

Естественный идеологический отбор осуществляется стихийно. Хотя творцы конкретных идеологических идей и их адепты действуют целенаправленно, стремясь обеспечить своей идеологии наибольшую жизнеспособность, а чужим идеологиям наименьшую жизнеспособность, однако свободное предпочтение людьми с идеологическим мышлением конкретных идеологических взглядов в качестве своих происходит несогласованно со всей идеологией и вследствие этого эволюция идеологии посредством естественного отбора идет столь же стихийно, как и эволюция живой природы. К средствам происходящего стихийно естественного идеологического отбора относится построение такого содержания идеологий, которое наиболее привлекает людей с идеологическим мышлением в конкретный исторический период развития человечества в конкретной стране, в конкретных исторических условиях.

Люди с идеологическим мышлением не могут не следовать определенной идеологии, но конкретную идеологию они выбирают добровольно в соответствии со своими идеологическими особенностями, которые предрасполагают их к предпочтительности выбора ими одного конкретного содержания идеологии относительно конкретного содержания других идеологий, но не предписывают категорически выбор конкретной идеологии. На идеологические особенности личности влияют особенности ее характера, чувств, мышления, ценностных установок, потребностей, интересов, социального положения в обществе и многое другое. Например, идеологические личности, обладающие авторитарными или экстремистскими чертами характера, с высокой вероятностью предпочтут идеологии, в содержании которых присутствуют эти черты. На эти идеологические особенности влияют особенности эпохи, в которой живут конкретные личности с идеологическим мышлением, особенности социальных условий, в которых они живут.

Но что влияет на конкретный выбор личностями с идеологическим мышлением определенной идеологии в качестве своей, которая после выбора становится для их приверженцев категорическим императивом? Это не решенная исследовательская проблема. Однако не заметно закономерности в выборе людьми с идеологическим мышлением определенной идеологии в зависимости от эпохи и социальных условий. Например, идеологические личности могут предпочесть идеологию, которая смотрит не в будущее, а в прошлое. И потому нет единого критерия поступательности развития содержания идеологий даже в типах идеологий, в частности, в рамках религии, философии. Как в далёком прошлом, так и сеёчас каждая живая система идеологических идей считает себя высшим этапом развития идеологии, в том числе и того типа идеологии, к которому она принадлежит. Например, основатели диалектико-материалистической философии Маркс и Энгельс категорически считали ее высшим этапом развития философии, однако сейчас ее жизнеспособность слабеет. А их диалектический предшественник Гегель категорически считал свою философию высшим этапом развития философии. И другие философы до Гегеля и после Гегеля категорически считали свои философские учения высшим этапом развития философии.

В каждой разновидности идеологии есть свои критерии поступательности в их развитии, однако если брать идеологию в целом во всем разнообразии ее живых систем идеологических идей, то возможно заметить, что в ней имеют приверженцев как идеологии, придерживающиеся давным давно устаревших пониманий конкретной реальности, например, христианство, ислам, так и идеологии, в которые их последователи вмонтируют в идеологизированном виде новейшие достижения науки, например, диалектико-материалистическая философия. Однако среди всего многообразия живых систем идеологических идей сейчас заметная тенденция в виде мейнстрима создания привлекательных для многих людей с идеологическим мышлением конкретных идеологий, в содержание которых вмонтируются в идеологизированном виде образы основанных на рациональном мышлении достижений общественного прогресса, в том числе экономики, науки, культуры, политики, образования, морали, гуманитарных отношений. Это форма адаптации идеологий к поступательно меняющимся условиям общественной жизни, всего человечества. Однако является проблемой, насколько устойчивый такой мейнстрим в идеологии. Содержание идеологических идей только в том случае воспринимается адептами как их идеологические взгляды, если оно соответствует особенностям их идеологических мышления, экзистенциальных чувств, ценностных установок, потребностей, интересов. Современные идеологические взгляды идейно более сложные, чем мертвые и все еще живые идеологические взгляды, созданные в отдаленном прошлом. Исследование влияния на идеологическую эволюцию борьбы идеологических идей за существование посредством естественного и искусственного идеологического отбора, а также изменений в содержании идеологий требует создания своеобразной синтетической теория идеологической эволюции.

Заключительная часть

Приверженцы конкретной идеологии смогут учесть претензии на истину приверженцев других идеологий, а также носителей рационального мышления и обусловленного им рационального, в том числе научного взгляда на мир, если они при публичном отстаивании своей идеологии не будут утверждать, что их идеология является абсолютно и единственно истинной, а что для них их идеология является абсолютно и единственно истинной. Такой подход будет ограничением их притязания на якобы всеобщность абсолютной истинности их идеологии, которое присуще всем идеологиям и всем их приверженцам, но он вряд ли будет принят всеми приверженцами идеологии или даже их частью.

Опасность применения идеологии в строительстве общества и в управлении им состоит в том, что она нереалистичная. Если бы люди с идеологическим мышлением в своей приверженности конкретным идеологиям ограничивалось только своей верой в якобы абсолютную истинность идеи о будто бы существовании бесконечной основы мира без объяснения этой бесконечной идеей конкретной конечной общественной и природной реальности, которая с точки зрения реальных приверженцев идеологий будто бы является проявлением бесконечной основы мира, и если бы они не руководствовались своей идеологией как категорическим императивом своего поведения в мире и обустройства мира, в том числе общественного, и в управлении миром, в том числе общественным, то приверженность идеологии была бы не столь опасной, хотя тоже вредной в плане объяснения основ мироздания. Однако невозможно ограничение идеологического взгляда на мир только идеей о якобы существовании бесконечной основы мира в силу сущности идеологического мышления и законов обусловленной им идеологии, поскольку идея о якобы существовании бесконечной основы мира логически необходимо связана с идеей о якобы ее проявлении в конечных предметах реальности.

Поскольку люди с рациональным, идеологическим и дуалистичным рационально-идеологическим мышлением от рождения предрасположены к особенностям своего мышления и поскольку во все времена рождаются люди с такими особенностями мышления, то создание и существование идеологий во все времена неизбежное. Не заметно, чтобы в обществе доля людей с монистичным идеологическим мышлением увеличивалась и уменьшалась в течение длительного времени.

30. 06. 2017.

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, http://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера) http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), http://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) http://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // http://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры http://demiurgos.forum2x2.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика http://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2011, http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия http://demiurgos.forum2x2.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение //http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной  неопределенности рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального /http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности http://demiurgos.forum2x2.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационального и идеологического методологических подходов в осмыслении мира и в деятельности http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность http://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера http://demiurgos.forum2x2.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера http://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 01. 2015: Он же. Безгранично идеализационная парадигма понимания науки http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 01. 2015; Он же. Особенности научного мировоззрения http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2015; Он же. Способность идеального в виде мышления и в целом психики к неопределенно длительному существованию http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 02. 2015; Он же. Особенность логики идеологической веры относительно логики рациональной уверенности http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 11. 2015; Он же. Отражательно-конструктивная и субститутная функции эйдосов рационального и идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 15. 12. 2015; Он же. Нравственный категорический императив и нравственная свобода воли http://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2015; Он же. Императивный  мысленный образ причинности как определяющая логическая форма мышления в предметной логике http://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01 2016; Он же. "Коперниканский переворот" как общекогнитивный и общепрактический метод http://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 01. 2016; Он же. Бесконечное переживание как необходимая предпосылка логики идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2016; Он же. Этапы неосознанного высвечивания и осознанного познания и развития предметной (содержательной) логики http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 2016; Он же. Исследование предметной (содержательной) логики с позиции доктрины чистого (пурического) рационализма http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2016; Он же. Роль чувственного переживания в идеологической им рациональной логике http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2017; Он же. Мышление существования объективного мира идеологической и рациональной логикой http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления основы мира как бесконечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления конечных проявлений основы мира как бесконечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические законы правильного рационального мышления реальности как конечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические особенности дуалистичного рационально-идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 04. 201; Он же. Принцип относительности рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 05. 2017; Он же. Принцип абсолютности идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Конституирование рациональным, идеологическим и дуалистичным мышлениями реальности и ее сущностей http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 05. 2017.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Адрес текста: ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: ИДЕОЛОГИЯ КАК САМОРЕГУЛИРУЕМЫЙ ИДЕЙНЫЙ ОРГАНИЗМ (СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ)

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения