СВОБОДА ВЫБОРА ВЕРЫ

Перейти вниз

СВОБОДА ВЫБОРА ВЕРЫ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 7:30 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК


СВОБОДА ВЫБОРА ВЕРЫ


Данная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Вера – это абсолютная убежденность личности в осуществимости безгранично, в т. ч. бесконечно идеализированных предметов, в частности, таких, как бесконечная основа мироздания (бесконечные материя, бог, абсолютная идея Гегеля и др.). Безграничная идеализация – это мысленное конструирование предметов с не имеющими границ абсолютными чертами, которым мыслью придано полное, ничем не ограниченное воплощение (напр., абсолютно черное тело, бесконечная материя).

С точки зрения рационального мышления безгранично идеализированные предметы либо неосуществимы (напр., полностью справедливое общество), либо вообще недоказуемы на предмет осуществимости (напр., бесконечная мировая воля Шопенгауэра), но идеологическим мышлением признаются с помощью веры осуществимыми. Поэтому в науке, инженерии и в других рациональных видах деятельности вера в качестве инструмента признания идей истинными или ложными отсутствует. Решающим инструментом признания идей истинными и ложными в науке и инженерии является доказательство, в конечном счете с помощью практики. В доказательстве используется уверенность как дополнительный инструмент признания идей истинными и ложными, но она является убежденностью, которая не носит абсолютного характера и имманентно содержит возможность сомнения.

Вера – это атрибут любой идеологии (религии, философии, теософии, нерелигиозных мифов, социальной идеологии, различных форм оккультизма и др.) и служит решающим средством признания идей истинными и ложными, причем только абсолютно истинными и только абсолютно ложными. Невозможна вера в предположительно истинные и предположительно ложные идеи. Невозможна вера, допускающая возможность сомнения.

Любая идеология основана на безграничных положительных и отрицательных идеализациях мира и является не индивидуальной, а совместной, общественной формой мысли. Идеология – это тип мировоззрения, а ее противоположностью является рациональное мировоззрение.

Искренний приверженец конкретной идеологии не обладает свободой воли относительно ее идей. Любая идеологическая вера обладает категорически императивной силой по отношению к ее адепту: к его мыслям, чувствам, поступкам. Подлинный сторонник конкретной идеологии понимает мир и действует в нем так и только так, как предписывает ему его идеология, в безусловную истинность идей которой он верит.

Категорически императивный характер всякой идеологической веры обусловлен особенностями идеологического (внерационального, экстрарационального) мышления, которым обладают люди, верящие в абсолютную истинность идей об осуществимости безгранично идеализированных предметов, в т. ч. идей о якобы существовании бесконечных первооснов мироздания. Идеологическое мышление категорически императивное и мыслит не в форме предположений, а в форме абсолютных истин. Поэтому если учеными тотально овладевает религиозная, философская или иная идеологическая вера, то их идеи приобретают для него статус абсолютной истины. И если такой ученый не обладает эффективными средствами строгого разграничения в своем сознании рационально-научного и идеологического отношения к миру, то он не может не поступиться научным отношением к миру и научными идеями в пользу такой веры, поскольку наука и в целом рациональное мышление, рациональные знания и познание не обладают и не способны обладать, в отличие от принятой личностью идеологии, категорически повелительной силой по отношению к личности.

Люди предрасположены к идеологическому и неидеологическому, т. е рациональному мышлению. Одни люди расположены только к идеологическому мышлению, другие – к рациональному, а третьи – к тому и другому одновременно. Однако нет предрасположенности к конкретной идеологической вере, в том числе к вере в безусловную истинность идей о существовании конкретных бесконечных первооснов (первоначал, первопричин) мира. На выбор конкретной идеологии способны влиять многие факторы, в частности, ценностные установки личности, особенности ее мышления, специфика характера, потребности и интересы личности, ее социальное положение, ее возраст, социальная среда, традиции и др. Но ни один из этих факторов не обладает силой категорического повеления для принятия в качестве своего мировоззрения определенной идеологии. Потому конкретную идеологию людям приходится выбирать. Только всецело свободный выбор конкретной личностью конкретной идеологии в качестве наиболее соответствующего ей мировоззрения делает ее искренним адептом конкретной идеологической веры.

Подавляющее большинство людей, обладавших и обладающих идеологической верой, не имели и не имеют возможности вполне свободного выбора конкретной идеологии (религии, философии, социальной идеологии и др.) в качестве своего мировоззрения, поскольку для такого выбора необходимо знание, причем обстоятельное, всех идеологий (религий, философий и др.). А большинство адептов идеологической веры, даже имеющих высшее образование, не обладают таким знанием. Поэтому есть сомнение, что эти люди являются подлинными приверженцами конкретной идеологии (религии, философии и др.), а значит, подлинными обладателями веры, даже если они полагают, будто являются ими. И сохраняется возможность того, что часть этих людей, получив знание о других идеологиях, отрекутся от своей конкретной идеологической веры (религиозной, философской и др.) в пользу другой конкретной идеологической веры.

Поэтому адепты конкретных идеологий и расположенные к идеологической вере люди, выбирающие, подобно крестившему Киевскую Русь князю Владимиру, для себя первое или новое конкретное идеологическое мировоззрение, объективно нуждаются в как можно более обстоятельном научном знании всех идеологий. Очень необходимо такое научное знание ученым, которые частично обладают рациональным мышлением и в то же время расположены к идеологической вере и выбирают или уже выбрали для себя какое-то идеологическое мировоззрение. Чтобы сохранить свои качества рационально мыслящего ученого, им нужно уметь ограничивать влияние принятых ими в качестве своего мировоззрения конкретных идеологических идей на их мышление, на их отношение к своим научным взглядам, к науке и научным знаниям в целом, к научным методам и принципам познания, к научной этике. В обстоятельном научном знании конкретных идеологий также объективно нуждаются люди с исключительно рациональным мышлением, вообще не предрасположенные к вере в истинность религиозных, философских и иных идеологических идей о будто бы существовании бесконечных первооснов мироздания и об их якобы проявлении в конкретных ограниченных предметах реальности. Ученым и инженерам такое знание нужно в первую очередь для того, чтобы воспрепятствовать проникновению в науку и инженерию внерациональных идеологических идей.

15. 11. 10

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).


Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения