ДУАЛИСТИЧНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И МОНИСТИЧНАЯ НРАВСТВЕННАЯ АПОРИЯ КАНТА, НЕ ЗАМЕЧЕННЫЕ ИМ

Перейти вниз

ДУАЛИСТИЧНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И МОНИСТИЧНАЯ НРАВСТВЕННАЯ АПОРИЯ КАНТА, НЕ ЗАМЕЧЕННЫЕ ИМ

Сообщение автор Admin в Вт Янв 09, 2018 7:04 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ДУАЛИСТИЧНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И МОНИСТИЧНАЯ НРАВСТВЕННАЯ АПОРИЯ КАНТА, НЕ ЗАМЕЧЕННЫЕ ИМ

Данная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Я исхожу из разграничения рационального и идеологического мышления, рассматривая их как противоположные типы мышления, а рациональную и идеологическую предметные (содержательные) логики рассматриваю как противоположные типы предметных (содержательных) логик. Рациональное мышление мыслит на основе отражения органами чувств человека только реальных конечных предметов реальности существование и возможность существования только конечных предметов, а идею якобы существования бесконечных предметов оно не в состоянии содержательно мыслить, говоря фигурально, оно в состоянии относительно её содержания лишь молчать. Рациональное мышление способно мыслить бесконечное лишь формально-логически как понятие, противоположное понятию конечного безотносительно к соотнесению содержания понятия бесконечного с реальностью. На рациональном мышлении основаны наука, инженерия, здравый смысл, неидеологическое искусство. Предполагаю, что большинство людей в любой исторический момент времени обладают рациональным мышлением, оно имеет для человечества экзистенциальное значение и необходимо ему для эффективного обеспечения его жизнеспособности, в том числе и посредством прогресса. Рациональное мышление основано на принципе относительности рационального мышления. Существенная особенность принципа относительности рационального мышления состоит в отсутствии в его предметной рациональной логике предметной логической формы в виде мысленного бесконечного (мыслимого бесконечным) абсолютного предмета (абсолюта) (идеи бесконечного абсолюта), связанного с помощью предметной логической формы в виде мысленной абсолютной причинно-следственной связи с предметными логическими формами в виде мысленных конечных предметов как следствий абсолюта. Принцип относительности рациональной логики основан на мышлении посредством нее только конечных предметов и на признании ею существования и возможности существования только конечных предметов вне мысли о них. В рациональной логике обязательные мысли о существовании конечных предметов и конечных причинно-следственных связей между ними являются ее основополагающими логическими формами. В рациональной логике используются идеи безгранично идеализированных конечных предметов и неидеализированных конечных предметов. Рациональное мышление мыслит осуществимыми и существующими только неидеализированные конечные предметы, т. е. конечные предметы, имеющие границы (количественные, качественные, пространственные и др.) (см.: Антонюк Георгий. Принцип относительности рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Принцип абсолютности идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru). Поскольку рациональное мышление обладающих им индивидов способно признавать существование и возможность существования только конечных предметов и причин и при этом оно рассматривает себя в качестве конечного предмета, то потому оно не мыслит ни один конечный предмет абсолютной причиной себя и себя не мыслит абсолютной причиной других конечных предметов, а также не мыслит ни один конечный предмет абсолютной причиной других конечных предметов. В силу того, что конечные предметы и их конечные причины познаваемы с помощью органов чувств, то рациональное мышление не нуждается для их познания в обладающей категорической императивностью внечувственной идеологической вере в якобы существование бесконечной основы мира и в её будто бы проявление в конечных предметах.

Идеологическое мышление вопреки данным чувственного отражения категорически императивно мыслит с помощью идеологической веры якобы существующим абсолютный предмет в виде бесконечной основы мира и будто бы её реальное проявление в конечных предметах мироздания и оно не в состоянии мыслить якобы существование мыслимого им бесконечного предмета в виде возможности. На идеологическом мышлении основана идеология в виде философии, религии, теософии и др. Людей с чисто идеологическим мышлением во все времена около 7 -- 12%. В отличие от рациональной логики, построенной на принципе относительности, идеологическая логика построена на основе принципа абсолютности. Основной предметной логической формой идеологической логики является основанная на идеологической вере категорически императивная мысль о будто бы существовании вне неё бесконечного абсолюта в виде якобы реальной бесконечной основы мироздания и о её будто бы проявлении в конечных предметах, мысль о существовании которых как будто бы проявлениях бесконечного абсолюта также является предметной логической формой идеологической логики. Имеющая категорически императивный характер вера в якобы существование бесконечного абсолюта и в его якобы проявление в конечных предметах придаёт всему предметному содержанию идеологического взгляда на мир личности с идеологическим мышлением категорически императивный характер. Конкретная идеологическая вера категорически предписывает обладающей ею личности с идеологическим мышлением мыслить мир и относиться к нем в соответствии основанным на ней конкретным идеологическим взглядом на мир. С помощью идеологической веры бесконечный абсолют в виде бесконечной основы мира обязательно мыслится идеологическим мышлением якобы существующим безотносительно к какому-либо реальному конечному предмету, но при этом он также обязательно мыслится в качестве абсолютной причины конечных предметов, мысль о реальности которых, отчасти основанная на данных органов чувств, и мысль об их будто бы причинной обусловленности бесконечной основой мира, основанная на идеологической вере, тоже является предметной логической формой идеологического мышления. Идеологическая вера – это не поддающаяся ни при каких условиях обоснованию данными органов чувств абсолютная мысленная убеждённость идеологического мышления в якобы существовании бесконечного предмета и в его будто бы проявлении в конечных предметах реальности.

В идеологическом мышлении предметные логические формы мысли и мысленные конкретные конечные предметы находятся в отношении абсолютной причинной иерархии, в которой на высшей ступени находится мысль о будто бы существовании бесконечного абсолюта как якобы высшей абсолютной причины, а на низшей ступени иерархии находятся мысли о существовании конечных предметов и конкретных конечных предметах как якобы следствий бесконечного абсолюта. В идеологическом мышлении используются только идеи безгранично, в том числе бесконечно идеализированных в положительную и отрицательную для адептов конкретных идеологических взглядов сторону предметов, которые мыслятся им безусловно осуществимыми (существующими, существовавшими и неизбежно осуществимыми в будущем, а бесконечные – только существующими), причём идея бесконечно идеализированного предмета применяется ко всем мыслимым идеологическим мышлением предметам, в том числе к конечным предметам в виде признания их якобы следствиями бесконечной абсолютной причины, однако само идеологическое мышление не считает мыслимые им предметы идеализированными. С точки зрения рационального мышления безгранично идеализированные предметы неосуществимые.

Есть также смешанное дуалистичное рационально-идеологическое мышление, в котором либо одновременно, либо поочерёдно присутствуют рациональное и идеологическое мышление. Дуалистичное мышление антагонистически конфликтное в силу противоположности рациональной и идеологической предметных (содержательных) логик этих мышлений. Людей с дуалистичным мышлением много, среди них есть как философы, религиозные проповедники, так и учёные. Идеологическое мышление в дуалистичном мышлении учёного вносит помехи в применении им рационального мышления. В основе рационального мышления лежит предметная (содержательная) рациональная логика, в основе идеологического мышления лежит предметная (содержательная) идеологическая логика, а в основе дуалистичного мышления лежат рациональная и идеологическая предметные (содержательные) логики.

Для людей с монистичным идеологическим мышлением, являющихся искренними приверженцами основанных на идеологическом мышлении конкретных идеологий (философских, религиозных и др.), идеологические моральные нормы их идеологических взглядов имеют категорически императивный характер, как и их идеологические взгляды в целом. Но И. Кант (1724 – 1804) не считал моральными основанные на религиозной вере нормы (об иной идеологической вере Кант не упоминал). Согласно ему, «мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить» (Кант И. Религия в пределах только разума. Предисловие к первому изданию. 1793. -- Собрание сочинений в восьми томах. -- т. 6. -- М., 1994. -- С. 262). Это значит, что он считал моральными лишь нормы, основанные на рациональном мышлении в моём понимании рационального мышления как противоположного идеологическому мышлению.

Я исхожу из того, что существуют как рациональная, так и идеологическая мораль, а также смешанная антагонистически противоречивая дуалистическая рационально-идеологическая мораль. Обладавший дуалистичным рационально-идеологическим мышление Кант тоже не смог обойтись без привлечения идеологии в виде религии к обеспечению изобретённого им рационального нравственного категорического императива. Согласно ему, “только в том случае, если к ней (морали – Г. А.) присоединяется религия, появляется надежда когда-нибудь достигнуть счастья в той мере, в какой мы заботились о том, чтобы не быть недостойными его” (Кант И. Соч. в 6 томах. – т. 4, ч. 1. – М., 1965. -- С. 463 -- 464) (см.: Антонюк Георгий. Нравственный категорический императив и нравственная свобода воли http://demiurgos.forum2x2.ru). Идеологические взгляды (философские, религиозные и др.) категорически, безусловно предписывают их адептам следовать моральным нормам данных учений, если понадобится, даже за счёт собственной жизни, причём такие моральные нормы не обязательно отвечают высоким общечеловеческим требованиям и могут даже быть им антагонистичными. Люди с искренними идеологическими (философскими, религиозными и др.) взглядами, имеющими для них силу категорического императива, в том числе с обусловленными ими искренними идеологическими (философскими, религиозными и др.) моральными нормами способны полностью подчинить и подчиняют своё поведение этим идеологическим моральным нормам. С точки зрения моей концепции чистого рационализма идеологические моральные нормы имеют для их приверженцев силу нравственного категорического императива. В некотором роде оправданно сказать, что идеологические нравственные нормы в силу их категорической императивности не являются собственно нравственными нормами, а представляют собой нравственноподобные категорические идеологические предписания, направленные на принуждение сознания личности, выключающее возможность проявления ее свободы воли, и в определенной мере похожи на инстинкт.

Не все люди с монистичным рациональным мышлением придерживаются рациональных моральных норм, в отличие от людей с монистичным идеологическим мышлением, которые все без исключения являются искренними приверженцами конкретных идеологических взглядов и содержащихся в них или добавленных к ним носителями таких взглядов конкретных идеологических моральных норм. Однако многие люди с монистичным рациональным мышлением являются искренними приверженцами конкретных моральных норм, не обязательно отвечающих высоким общечеловеческим требованиям, а могущих даже быть антагонистичными им. Но имеют ли для людей с рациональным мышлением конкретные рациональные моральные нормы, искренними приверженцами которых они являются, категорически императивную (безусловную) силу и способны ли они абсолютно добровольно подчинить и подчиняют ли они абсолютно добровольно своё поведение конкретным рациональным моральным нормам  как категорическому императиву?

Кант является первооткрывателем категорической императивности. Работы Канта позволили мне заключить, что он был бессознательным носителем антагонистически противоречивого дуалистичного рационально-идеологического мышления (в моём понимании этих типов мышления), хотя считал себя обладателем рационального мышления, не отграничивая его от идеологического мышления, которое он не видел, как и другие философы до него и после него, и которое обнаружил я и разграничил его с рациональным мышлением в своей концепции чистого (пурического) рационализма. Потому Кант, несмотря на свою принадлежность к философам, на мой взгляд, не смог увидеть категорическую императивность в философской вере, поскольку её наличие он не замечал, о чём, на мой взгляд, свидетельствует, во-первых, то, что согласно ему, мир как якобы бесконечный «ощущается только рассудком» (Кант И. Соч. в 6 томах. -- Т. 4, ч. 1 -- М., 1965. -- С. 499 -- 500) и эта идея бесконечности мира фактически рассматривалась им как априорная и присущая априорным формам рассудка, который он считал рациональным, а априорность в концепции Канта похожа на врождённую, хотя и не называлась Кантом врождённой, а во-вторых, то, что он пытался с помощью рационального мышления в виде теоретического разума, который он считал высшим проявлением рациональности сравнительно с рассудком, показать якобы равновеликую возможность теоретического доказательства и опровержения идеи бесконечности мира, в действительности созданную его идеологическим мышлением с участием не замеченной им идеологической категорически императивной идеологической веры, поскольку без неё невозможно признать якобы существование бесконечности.

Полагаю, категорическую императивность Кант первоначально увидел в религиозной вере, которая нагляднее философской веры и с которой он был основательно знаком в докритический период своего творчества, которая в этот период сильно влияла на его идеи, возможно, в силу значительного проявления в докритический период в его дуалистичном мышлении идеологического мышления в виде религиозной веры и на которую он смог посмотреть как бы со стороны рационально в критический период своего творчества, когда влияние рационального мышления стало весьма сильным в его мышлении относительно его идеологического мышления. Но, похоже, Кант не осознанно, а интуитивно улавливал категорическую императивность религиозной веры, поскольку не упоминает о её категорической императивности, и потому неосознанно перенёс её из религии, а значит, из идеологического мышления в область рационального мышления на сформулированные им рациональные моральные нормы, полагая, что именно в практическом разуме как рациональном мышлении (в моём понимании рационального мышления) возможна категорическая императивность морального закона, который будто бы присущ человеку как существу, способному обладать свободой воли.

С позиции моей концепции чистого рационализма заметно, что Кант в своей оценке морали как продукта человека опирался на рациональное мышление, которое ему было присуще наряду с идеологическим мышлением, но которое он нечётко очертил, посчитав частью рационального мышления (рассудка и теоретического и практического разума) также компоненты идеологического мышления в его сознании. В частности, Кант включал в мыслимый им рациональным разум, как и в мыслимый им рациональным рассудок противоречащую рациональности основанную на идеологической вере категорическую императивность, а также идеологическую идею якобы существования бесконечности мира, признаваемой им будто бы равно доказуемой и недоказуемой теоретически рациональным теоретическим разумом. Провозглашённая Кантом идея морали как исключительно продукта человека соответствует научной концепции происхождения морали и ее можно было бы назвать научной идеей, если бы она была обоснована в соответствии с требованиями научности. Однако Кант, полагаю, некорректно считал, что разум, который в его концепции морального закона и его принятия личностью представлен как рациональный и потому ориентированный на конечные предметы и причины, но который он, на мой взгляд, нечётко отличает от особенностей одновременно присущего ему идеологического мышления, способен быть основанием категорической (безусловной) нравственной императивности, присущей основанному на идеологической вере идеологическому мышлению. Кант приписал практическому рациональному мышлению (практическому разуму), как он его понимал, способность сознательно и добровольно признавать для себя моральное правило в качестве безусловного, категорически императивного закона, который оно будто бы не способно преодолеть. Полагаю, он неосознанно некорректно соединил категорическую императивность идеологически-религиозных правил морали, возможность существования которых он не признавал, с внеидеологическими рациональными моральными правилами, поскольку его мышление, обладая наряду с рациональной логикой идеологической логикой, содержало также основанную на идеологической вере идеологическую категорическую императивность.

Рациональная личность, обладающая абсолютной свободой воли, какой она определена Кантом в качестве носителя нравственного категорического императива, не в состоянии добровольно признать в качестве безусловного императива своего поведения правило, которое абсолютно детерминировало бы её поведение, т. е. в соответствии с которым она не могла бы не действовать и потому в отношении которого она перестала бы быть свободной после своего свободного решения. А Кант в своём нравственном категорическом императиве, похоже, имел в виду именно сознательное свободное признание обладающим абсолютной свободой воли рациональным человеком, «связывающем себя безусловными законами (моральными – Г. Антонюк) посредством своего разума», поскольку он писал, что «это вина самого человека, если в нём имеется» будто бы потребность «в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг», или «в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить, и тогда ему уже нельзя помочь ничем другим; ведь то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствия моральности» -- Кант И. Религия в пределах только разума. Предисловие к первому изданию. 1793. -- Собрание сочинений в восьми томах. -- т. 6. -- М., 1994. -- С. 262). Высказанное Кантом суждение о нравственном категорическом императиве -- это в некотором роде апория, т. е. в понятии нравственного категорического императива Канта заложено неразрешимое противоречие. Одна сторона суждения Канта противоречит другой стороне, т. е. свобода воли личности противоречит полной отмене этой свободы самой свободной личностью посредством связывания ею своей воли безусловным (категорическим) моральным законом. Это основанная на взаимоисключающих противоположностях противоречивость содержания нравственной концепции Канта. Суть этой в некотором роде апории в том, что якобы обладающий абсолютной свободой воли человек способен признать нравственный закон в качестве абсолютной императивной силы по отношению к его абсолютной свободной воле. Но если он способен признать для себя нравственный закон в качестве абсолютного ограничителя его свободы воли, то он изначально не обладал абсолютной свободой воли, однако он определён Кантом как якобы обладающий абсолютной свободой воли. Этот нравственный категорический императив в некотором роде похож на суждение типа «всемогущий бог способен создать камень, который он не сможет поднять». Кант создал в некотором роде нравственную апорию непреднамеренно, сформулировав нравственный категорический императив, сознательно опираясь на рациональную логику и неосознанно опираясь на идеологическую логику. Данный нравственный категорический императив может быть присущим дуалистичному рационально-идеологическому мышлению, но не монистичным рациональному и идеологическому мышлению. С точки зрения монистичного рационального мышления и с точки зрения монистичного идеологического мышления нравственный категорический императив Канта – это нравственная апория. А с точки зрения противоречивого дуалистичного рационально-идеологического мышления созданный Кантом нравственный категорический императив – это возможная реальность, но при условии, что противоположные рациональный и идеологический компоненты дуалистичного мышления действуют одновременно и совместно, не отторгая друг друга.


Последний раз редактировалось: Admin (Чт Янв 25, 2018 11:57 am), всего редактировалось 6 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 236
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ДУАЛИСТИЧНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И МОНИСТИЧНАЯ НРАВСТВЕННАЯ АПОРИЯ КАНТА, НЕ ЗАМЕЧЕННЫЕ ИМ

Сообщение автор Admin в Вт Янв 09, 2018 7:11 pm

В отличие от рационального мышления идеологическое мышление изначально ценностное. Оно неизбежно действует в соответствии со своей ценностной идеологической логикой, которая категорически императивно предписывает обладающей ею идеологической личности быть приверженцем конкретного основанного на признании с помощью идеологической веры в якобы существование бесконечной основы мира и в её будто бы проявление в конечных предметах реальности идеологического взгляда на мир, в том числе конкретной основанной на идее якобы существования бесконечной основы мира идеологической морали и действовать в соответствии с этим взглядом. Идеологическая логика не предписывает конкретным идеологическим личностям конкретное содержание их идеологических взглядов на мир, но она предписывает любому его конкретному содержанию категорически императивный характер, т. е. категорически императивно предписывает признавать конкретное принятое в качестве личного содержание идеологического взгляда как якобы абсолютную истину.

В отличие от идеологической логики рациональная логика не обладает ни категорической императивностью в отношении конкретного содержания рационального мышления. Категорическая императивность невозможная в рациональной логической системе с её предметными логическими формами в виде обязательной мысли о существовании лишь конечных предметов и о существовании лишь ограниченной причинной детерминации между конечными реальными предметами, которая является не абсолютной, а относительной. Рациональная логика опирается не на идеологическую веру, а на данные органов чувств и содержит возможность сомнения в истинности этих данных. Рациональные предметные логические формы мышления требуют мыслить предметы как обладающие конечными чертами, зафиксированными в этих предметных логических формах, поскольку логические формы мысленных предметов представляют собой мысленные образы наиболее общих черт мыслимых предметов, как реальных, так и придуманных, а рациональное мышление способно мыслить предметы только конечными. Но логические формы рационального мышления, как и логические формы идеологического мышления, не предписывают конкретное содержание мысленных конечных предметов, однако они не предписывают мыслить ни категорически императивно, ни условно императивно конкретное содержание являющихся отражением реальности мысленных конечных предметов как истинное, а конкретное содержание мысленных сконструированных предметов -- как правильное. Условный императив рациональный. Суть условного императива содержится в формуле «если вы хотите достичь какого-то результата, то вам целесообразно действовать определённым образом». Однако логика рационального мышления не препятствует императивности для рациональной личности содержания её конкретных идей, в частности, в виде предназначенных для реализации проектов, в виде правовых законов, моральных норм, в виде её знаний о своих потребностях интересах и др., хотя императивность содержания рационального мышления противоречит рациональной логике.

Предметные логические формы рационального мышления, в отличие от предметных логических форм идеологического мышления, не ценностные, а ценностно нейтральные. Условная императивность мышления рациональной личности не обусловлена её рациональной логикой, а обусловлена конкретным содержанием её идейных взглядов на мир, а также конкретным содержанием её чувств. Но каким образом концепция Канта объясняет влияние содержания рационального мышления на добровольное принятие обладающей свободой воли рациональной личностью моральных норм в качестве абсолютной причины своего морального поведения? Описанный Кантом механизм влияния содержания рационального мышления на моральную императивность поведения рациональной личности нечёткий, поскольку он, полагая, будто в самом практическом разуме (практическом рациональном мышлении) обладающей свободой воли рациональной личности есть моральный закон, похожий на априорный, удивлялся тому, что этот закон якобы в нём есть, хотя сам его приписал разуму, словно открыл его существование в нём. Согласно ему, «две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, -- это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Критика практического разума. Заключение -- Кант И. Соч.в 6 томах. --  Т. 4, ч. 1 -- М., 1965. -- С. 499). Очевидно, что в данном случае слова Канта «во мне» имеют безличный характер и обобщающе отнесены к множеству людей. Но он, похоже, исходил из того, что якобы присущий самому практическому разуму обладающей свободой воли рациональной личности нравственный закон будто бы является необходимой частью сущности личности рационального человека как существа свободного в плане свободы воли и который ей якобы нужно только познать и действовать в соответствии с ним. По Канту, «моральный закон начинается с моего невидимого Я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен, но который ощущается только рассудком и с которым (а через него и со всеми видимыми мирами) я познаю себя не только в случайной связи, как там, а во всеобщей и необходимой связи» (Кант И. Критика практического разума. Заключение -- Кант И. Соч.в 6 томах. -- Т. 4, ч. 1 -- М., 1965. -- С. 499 -- 500).

Пожалуй, Кант в своей концепции нравственного категорического императива пытается объединить противоположные позиции первичности человека как индивида относительно общества в виде его абсолютной свободы воли, т. е. позицию общественного договора, и приоритета общества относительно индивида. Первая позиция позволяет Канту объяснить способность следования рациональных индивидов моральным нормам их индивидуальной свободой воли. Вторая позиция позволяет Канту объяснить якобы наличие в разуме индивидов морального закона общественной необходимостью. Основная формулировка нравственного категорического императива гласит: «… поступай согласно только такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И. Соч., т. 4, ч. 1. – М., 1965. – С. 260). Есть вторая более конкретизированная кантовская формулировка нравственного категорического императива: «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (Кант И. Соч., т. 4, ч. 1. – М., 1965. – С. 270).

Кант ограничился рассмотрением в качестве категорического императива только морального закона. Однако хотя в действительности логика рационального мышления не обладает ни категорической императивностью, ни условной императивностью, обладающие свободой воли рациональные личности способны следовать условным императивам, в том числе моральным, руководствуясь идейным содержанием своего мышления. Но ни одна идея не имеет для рациональной личности силы абсолютно добровольно принятого категорического императива.

Моральные нормы безотносительно к их содержанию для моральной рациональной личности -- это то, чему моральная рациональная личность следует по собственной воле без внешнего принуждения и без утилитарных мотивов, руководствуясь лишь критериями добра и зла, хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Они способны иметь для рациональных личностей силу добровольно избранного ими условного императива. В то же время некоторые моральные люди с рациональным мышлением способны следовать определённым нравственным ценностным установкам как категорическим, например, ради защиты страны, человечества, словно побуждаемые категорической императивностью.

Никакое дескриптивное (описательное) рациональное знание как отражение не в состоянии само по себе обладать императивной силой для рациональных личностей. Рациональное мышление, познающее конечные предметы в качестве объектов познания, объективировано по отношению к познаваемым предметам. Не способны обладать императивной силой для рациональных личностей также вырабатываемое рациональным мышлением прескриптивные (нормативные) идеи -- разнообразные проекты, правовые, технологические, нравственные и иные нормы, планы, программы, цели, идеалы. Основанные лишь на рациональном мышлении дескриптивные и прескриптивные идеи обязательно содержат возможность сомнения, потому исключают императивность этих идей самих по себе. Обладающая свободой воли рациональная личность принимает решение о следовании им, а значит, признаёт их условно императивными для себя.

Поскольку рациональная логика не оказывает императивное влияние на предметное содержание рационального мышления, то предполагаю, что основанное исключительно на рациональной логике конкретное содержание мышления не способно иметь категорическую императивность. Как идеологическое мышление, так и рациональное мышление, будучи врождённо обусловленными, содержат в рецессивном, т. е. подавленном виде свою противоположную предрасположенность, сами будучи при этом полностью доминирующими, преобладающими. В дуалистичном рационально-идеологическом мышлении, которое тоже является врождённо обусловленным, присутствует категорическая императивность в идеологической логике и в его идеологическом предметном содержании. Идеологическая логика потому придаёт категорически императивный характер конкретному содержанию идеологического мышления, что её обладающей категорической императивностью логической формой мышления является основанное на вере бесконечное переживание якобы существования бесконечной основы мира, которая мыслится абсолютной причиной любых мыслимых конечных предметов, а значит имеющая категорически императивный характер вера в существование которой и в её будто бы абсолютное проявление в мыслимых конкретных конечных предметах признаётся в качестве безусловной истины. Сильная похожая на категорическую императивность нравственного содержания рационального мышления для некоторых моральных рациональных личностей, возможно, обусловлена их врождённой пассионарной расположенностью либо сильно выраженным врождённым ндивидуализмом. Однако эти пассионарность и индивидуализм в силу их врождённой обусловленности накладывают ограничения на проявление свободы воли рациональной личности. Однако сознательно на основе полной свободы воли рациональная личность, осознающая себя конечным существом, не способна принять никакое правило в качестве безусловного повеления, т. е. не способна признать правило безусловным законом для себя, который она не в состоянии нарушить и которому она не может не следовать.


8. 01. 2018

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, http://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера) http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), http://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) http://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // http://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры http://demiurgos.forum2x2.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика http://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2011, http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия http://demiurgos.forum2x2.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение //http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального /http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности http://demiurgos.forum2x2.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационального и идеологического методологических подходов в осмыслении мира и в деятельности http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность http://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера http://demiurgos.forum2x2.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера http://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 01. 2015: Он же. Безгранично идеализационная парадигма понимания науки http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 01. 2015; Он же. Особенности научного мировоззрения http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2015; Он же. Способность идеального в виде мышления и в целом психики к неопределенно длительному существованию http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 02. 2015; Он же. Особенность логики идеологической веры относительно логики рациональной уверенности http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 11. 2015; Он же. Отражательно-конструктивная и субститутная функции эйдосов рационального и идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 15. 12. 2015; Он же. Нравственный категорический императив и нравственная свобода воли http://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2015; Он же. Императивный мысленный образ причинности как определяющая логическая форма мышления в предметной логике http://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01 2016; Он же. "Коперниканский переворот" как общекогнитивный и общепрактический метод http://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 01. 2016; Он же. Бесконечное переживание как необходимая предпосылка логики идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2016; Он же. Этапы неосознанного высвечивания и осознанного познания и развития предметной (содержательной) логики http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 2016; Он же. Исследование предметной (содержательной) логики с позиции доктрины чистого (пурического) рационализма http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2016; Он же. Роль чувственного переживания в идеологической им рациональной логике http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2017; Он же. Мышление существования объективного мира идеологической и рациональной логикой http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления основы мира как бесконечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления конечных проявлений основы мира как бесконечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические законы правильного рационального мышления реальности как конечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические особенности дуалистичного рационально-идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 04. 201; Он же. Принцип относительности рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 05. 2017; Он же. Принцип абсолютности идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Конституирование рациональным, идеологическим и дуалистичным мышлениями реальности и ее сущностей http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 05. 2017; Он же. Идеология как саморегулируемый идейный организм (синтетическая теория идеологической эволюции) http://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 06. 2017; Он же. Законы создания, устройства, функционирования и эволюции идеологии http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 07. 2017;  Он же. Законы рационального взгляда на мир http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 11. 2017.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Адрес текста: ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 236
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения