ДУАЛИСТИЧНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И МОНИСТИЧНАЯ НРАВСТВЕННАЯ АПОРИЯ КАНТА, НЕ ЗАМЕЧЕННЫЕ ИМ

Перейти вниз

ДУАЛИСТИЧНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И МОНИСТИЧНАЯ НРАВСТВЕННАЯ АПОРИЯ КАНТА, НЕ ЗАМЕЧЕННЫЕ ИМ Empty ДУАЛИСТИЧНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И МОНИСТИЧНАЯ НРАВСТВЕННАЯ АПОРИЯ КАНТА, НЕ ЗАМЕЧЕННЫЕ ИМ

Сообщение автор Admin в Вт Янв 09, 2018 7:04 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ДУАЛИСТИЧНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И МОНИСТИЧНАЯ НРАВСТВЕННАЯ АПОРИЯ КАНТА, НЕ ЗАМЕЧЕННЫЕ ИМ

Данная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Я исхожу из разграничения рационального и идеологического мышлений, рассматривая их как противоположные типы мышления, а рациональную и идеологическую предметные (содержательные) логики рассматриваю как противоположные типы предметных (содержательных) логик. Рациональное мышление мыслит на основе отражения органами чувств обладающего им человека существующих вне его психики конечных предметов, а также на основе самонаблюдения рациональным человеком идеальных в смысле нематериальных предметов в своей психике, признаёт на основе доказательства в конечном счёте с помощью практики существование и возможность существования только конечных неидеализированных предметов, а идею якобы существования бесконечных предметов оно не в состоянии содержательно мыслить, говоря фигурально, оно в состоянии относительно её содержания лишь молчать. Рациональное мышление способно мыслить бесконечное лишь формально-логически как понятие, противоположное понятию конечного безотносительно к соотнесению данного понятия бесконечного с реальностью. На рациональном мышлении основаны наука, инженерия, здравый смысл, неидеологическое искусство. Предполагаю, что много людей в любой исторический момент времени обладают монистичным рациональным мышлением, оно имеет для человечества экзистенциальное значение и необходимо ему для эффективного обеспечения его жизнеспособности, в том числе и посредством поступательного развития. Рациональное мышление основано на принципе относительности предметной рациональной логики, а идеологическое мышление основано на принципе абсолютности идеологической логики. Принцип абсолютности идеологической логики состоит в наличии у неё таких основных предметных логических форм как предметная логическая форма в виде содержательного образа мыслимого бесконечного абсолютного предмета (бесконечного абсолюта) как будто бы абсолютной причины конечных предметов, предметная логическая форма в виде образа якобы бесконечной абсолютной причинно-следственной связи между будто бы бесконечной причиной и её будто бы конечными следствиями и предметная логическая форма в виде содержательного образа конечного предмета как якобы следствия бесконечного абсолюта как его будто бы причины. Объём логических форм идеологического мышления мыслится им бесконечным. Идеологическое мышление мыслит существование конечных предметов не относительно друг друга, а как следствие проявления бесконечного абсолюта. Принцип относительности рациональной логики основан на мышлении посредством неё только конечных предметов как объективно существующих относительно друг друга и на признании существования и возможности существования только конечных неидеализированных предметов вне мысли о них. В рациональной логике содержательные образы конечного предмета и конечной относительной причинной связи между конечными предметами являются её основными предметными (содержательными) логическими формами. Объём логических форм рационального мышления мыслится им неопределённо конечным. В рациональном мышлении используются идеи безгранично идеализированных конечных предметов и неидеализированных конечных предметов. Рациональное мышление мыслит осуществимыми и существующими только неидеализированные конечные предметы, т. е. конечные предметы, имеющие границы проявления их сущности (количественные, качественные, пространственные и др.) (см.: Антонюк Георгий. Принцип относительности рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Принцип абсолютности идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru). Поскольку рациональное мышление способно признавать существование и возможность существования только конечных предметов и причин и при этом оно рассматривает себя в качестве конечного предмета, то потому оно не мыслит ни один конечный предмет абсолютной причиной себя и себя не мыслит абсолютной причиной других конечных предметов, а также не мыслит ни один конечный предмет абсолютной причиной других конечных предметов. В силу того, что существующие вне психики человека конечные предметы и их конечные причины познаваемы рациональным мышлением с помощью органов чувств, а также путём их самонаблюдения рациональным человеком в своей психике, если они идеальные в смысле нематериальные, то не способное содержательно мыслить понятие бесконечного рациональное мышление не нуждается для познания в обладающей категорической императивностью идеологической вере в якобы существование бесконечной основы мира и в её будто бы проявление в конечных предметах.

Идеологическое мышление вопреки данным органов чувств, отражающих только конечные предметы, категорически императивно мыслит с помощью идеологической веры якобы существующим бесконечный абсолютный предмет в виде бесконечной основы мира и будто бы её реальное проявление в конечных предметах мироздания как её следствиях. Данное мышление не в состоянии мыслить якобы существование в виде возможности мыслимого им бесконечного предмета. На идеологическом мышлении основана идеология в виде философии, религии, теософии и др. Людей с монистичным идеологическим мышлением во все времена около 7 -- 12%. Имеющая категорически императивный характер идеологическая вера в якобы существование бесконечного абсолюта и в его якобы проявление в конечных предметах придаёт всему предметному содержанию идеологического взгляда на мир личности с идеологическим мышлением категорически императивный характер. Конкретная идеологическая вера категорически предписывает обладающей конкретным идеологическим взглядом на мир личности с идеологическим мышлением мыслить мир и относиться к нему в соответствии с этим взглядом как якобы безусловно истинным. С помощью идеологической веры бесконечный абсолют в виде бесконечной основы мира категорически императивно мыслится идеологическим мышлением якобы существующим безотносительно к какому-либо реальному конечному предмету, но при этом он также с помощью идеологической веры категорически императивно мыслится идеологическим мышлением в качестве абсолютной причины конечных предметов, мысль которого о реальности конечных предметов отчасти основана на данных конечных органов чувств, а отчасти на идеологической вере в будто бы причинную обусловленность конечных предметов бесконечной основой мира. Идеологическая вера – это не поддающаяся ни при каких условиях обоснованию данными органов чувств абсолютная мысленная убеждённость идеологического мышления в якобы существовании бесконечного предмета и в его будто бы проявлении как якобы абсолютной причины в конечных предметах реальности как будто бы его следствиях.

В идеологическом мышлении основные предметные логические формы мысли находятся в отношении абсолютной причинной иерархии, в которой на высшей ступени находится содержательный образ будто бы существующего бесконечного абсолюта как якобы высшей абсолютной причины, на низшей ступени иерархии находится содержательный образ конечного предмета как якобы следствия бесконечного абсолюта, а между ними находится содержательный образ якобы реальной абсолютной причинной связи между бесконечным абсолютом как причиной конечного предмета и конечным предметом как будто бы его следствием. В идеологическом мышлении используются только идеи безгранично, в том числе бесконечно идеализированных в положительную и отрицательную для адептов конкретных идеологических взглядов сторону предметов, которые безусловно мыслятся им осуществимыми (конечные -- существующими, существовавшими и неизбежно осуществимыми в будущем, а бесконечные – только существующими), причём идея бесконечно идеализированного предмета применяется к осмыслению всех мыслимым идеологическим мышлением предметов, в том числе конечных предметов в виде категорического признания конечных предметов якобы следствиями бесконечной абсолютной причины, однако само идеологическое мышление не считает мыслимые им предметы идеализированными. С точки зрения рационального мышления безгранично идеализированные предметы неосуществимые, а понятие бесконечного рациональное мышление не способно мыслить содержательно.

Есть также смешанное дуалистичное рационально-идеологическое мышление, в котором либо одновременно, либо поочерёдно присутствуют рациональное и идеологическое мышление. Дуалистичное мышление антагонистически конфликтное в силу противоположности рациональной и идеологической предметных (содержательных) логик этих мышлений. Людей с дуалистичным мышлением много, среди них есть как философы, религиозные проповедники, так и учёные. Идеологическое мышление в дуалистичном мышлении учёного вносит помехи в применение им рационального мышления и наоборот. В основе рационального мышления лежит предметная (содержательная) рациональная логика, в основе идеологического мышления лежит предметная (содержательная) идеологическая логика, а в основе дуалистичного мышления лежат рациональная и идеологическая предметные (содержательные) логики.

Для людей с монистичным идеологическим мышлением, являющихся искренними приверженцами конкретных идеологий (философских, религиозных и др.), идеологические нравственные правила их идеологических взглядов имеют категорически императивный характер, как и их идеологические взгляды в целом. Но И. Кант (1724 – 1804), обладавший дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, не считал нравственными основанные на идеологически-религиозной вере правила (об иной идеологической вере Кант не упоминал). Согласно ему, «мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить» (Кант И. Религия в пределах только разума. Предисловие к первому изданию. 1793. -- Собрание сочинений в восьми томах. -- т. 6. -- М., 1994. -- С. 262). Это значит, что он считал моральными лишь правила, основанные на рациональном мышлении в моём понимании рационального мышления как противоположного идеологическому мышлению.

Я исхожу из того, что существуют как рациональная, так и идеологическая мораль, а также смешанная антагонистически противоречивая дуалистичная рационально-идеологическая мораль. Идеологической морали следуют люди с идеологическим мышлением, рациональной морали следуют люди с рациональным мышлением, а дуалистичной рационально-идеологической морали – люди с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. Обладавший дуалистичным рационально-идеологическим мышление Кант тоже не смог обойтись вопреки своему рациональному пониманию морали без привлечения идеологии в виде религии к обеспечению изобретённого им рационального нравственного категорического императива. Согласно ему, “только в том случае, если к ней (морали – Г. А.) присоединяется религия, появляется надежда когда-нибудь достигнуть счастья в той мере, в какой мы заботились о том, чтобы не быть недостойными его” (Кант И. Соч. в 6 томах. – т. 4, ч. 1. – М., 1965. -- С. 463 -- 464) (см.: Антонюк Георгий. Нравственный категорический императив и нравственная свобода воли http://demiurgos.forum2x2.ru). Конкретные идеологические взгляды (философские, религиозные и др.) с помощью идеологической веры категорически предписывают их адептам следовать моральным правилам данных учений, причём такие моральные нормы не обязательно отвечают высоким общечеловеческим требованиям и могут даже быть им антагонистичными. Люди с идеологическим мышлением, обладающие идеологическими (философскими, религиозными и др.) взглядами, имеющими для них силу категорического императива, способны полностью подчинить и подчиняют своё поведение и жизнь содержащимся в них идеологическим моральным правилам. С точки зрения моей концепции чистого рационализма идеологические моральные правила опираются на идеологическую веру и имеют для их приверженцев силу нравственного категорического императива. В некотором роде оправданно сказать, что идеологические нравственные нормы в силу их категорической императивности не являются собственно нравственными правилами, а представляют собой основанные на идеологической вере нравственноподобные категорические идеологические предписания, выключающие возможность проявления свободы воли обладающей ими идеологической личностью после их принятия ею в качестве своих и в определенной мере похожи на инстинкт.

Рациональные взгляды не имеют для людей с рациональным мышлением категорически императивной силы и принимаются ими добровольно на основе своей свободы воли, опираясь на рациональные доказательства, а не на веру. Не все люди с монистичным рациональным мышлением придерживаются рациональных моральных правил, в отличие от людей с монистичным идеологическим мышлением, которые все являются приверженцами конкретных идеологических взглядов и содержащихся в них или добавленных к ним носителями таких взглядов конкретных идеологических моральных правил. Однако многие люди с монистичным рациональным мышлением являются искренними приверженцами конкретных моральных правил, не обязательно отвечающих высоким общечеловеческим требованиям, а могущих даже быть антагонистичными им. Но для людей с монистичным рациональным мышлением конкретные рациональные моральные правила, искренними приверженцами которых они являются, не имеют категорически императивной силы. Каким образом люди с рациональным мышлением способны добровольно на основе своей свободы воли, опираясь на доказательства с помощью конечной практики, подчинить своё поведение и свою жизнь конкретным рациональным моральным правилам, сила влияния которых на них может быть большой, хотя и меньше силы влияния идеологического нравственного категорического императивного правила, опирающегося на идеологическую веру в бесконечную основу мироздания и в её будто бы проявление в конечной жизнедеятельности людей?

Кант является первооткрывателем категорической императивности в виде категорической императивности в нравственности. Работы Канта позволяют заключить, что он был бессознательным носителем антагонистически противоречивого дуалистичного рационально-идеологического мышления (в моём понимании этих типов мышления), хотя считал себя обладателем рационального мышления, не отграничивая его от присутствовавшего в его мышлении идеологического мышления, которое он не видел, как и другие философы до него и после него не видели идеологического мышления ни в своём мышлении, ни в мышлении других философов, но которое обнаружил я и разграничил его с рациональным мышлением в своей концепции чистого (пурического) рационализма. Потому, на мой взгляд, Кант, несмотря на свою философскую ориентацию, не смог увидеть категорическую императивность философских учений, которая содержится в философской вере, поскольку наличие философской веры, принадлежащей идеологическому мышлению, он не замечал ни у других философов, ни у себя, не замечая также идеологического мышления. Об этом, на мой взгляд, свидетельствует то, что он заложил признание без привлечения философской веры якобы реальности бесконечности в модель рассудка, который считал основанным на формальной логике рациональным мышлением, и полагал, будто мир как якобы бесконечный «ощущается только рассудком» (Кант И. Соч. в 6 томах. -- Т. 4, ч. 1 -- М., 1965. -- С. 499 -- 500). Но философская идея о якобы бесконечности мира порождается только опирающимся на философскую веру идеологическим мышлением, компоненты которого Кант неосознанно заложил в модель рассматриваемого им исключительно рациональным рассудка, и эта идея рассматривалась Кантом не как обусловленная данными органов чувств, а как априорная и присущая априорным формам рассудка, а априорность в концепции Канта похожа на врождённо предрасположенную, хотя и не называлась Кантом врождённо предрасположенной. Об отсутствии у Канта осознанности наличия у него, у других философов и в философии философской веры свидетельствует также то, что он заложил в модель рационального мышления в виде теоретического разума, который он считал высшим проявлением рациональности сравнительно с рассудком, будто бы взятое им у рассудка признание без привлечения философской веры якобы бесконечности мира, философская идея о которой порождается только идеологическим мышлением, хотя и попытался обосновать невозможность теоретического доказательства и опровержения идеи якобы бесконечности мира, как бы непреднамеренно подводя к необходимости философской веры для признания будто бы истинности этой идеи, которая в действительности сконструирована его идеологическим мышлением и сконструирована идеологическим мышлением других философов с участием не замеченной им категорически императивной идеологической веры, поскольку без неё невозможно признать будто бы существование бесконечности.

Полагаю, категорическую императивность в нравственности Кант первоначально подсознательно уловил в религиозной вере, которая нагляднее философской веры и с которой он был основательно знаком в докритический период своего творчества, которая в этот период сильно влияла на его идеи, возможно, в силу значительного проявления в докритический период в его дуалистичном мышлении идеологического мышления и его религиозной веры и на которую он смог посмотреть как бы со стороны рационально в критический период своего творчества, когда влияние рационального мышления стало весьма сильным в его мышлении относительно его идеологического мышления. Но, похоже, Кант не осознал категорическую императивность религиозной веры, поскольку не упоминает о её категорической императивности, и потому неосознанно перенёс её из религии, а значит, из идеологического мышления в область рационального мышления на сформулированные им рациональные моральные нормы, полагая, что именно в практическом разуме как рациональном мышлении (в моём понимании рационального мышления) возможна категорическая императивность морального закона, который будто бы присущ человеку как существу, способному обладать свободой воли.

С позиции моей концепции чистого рационализма заметно, что Кант в своей оценке морали как продукта человеческой мысли опирался не только на рациональное мышление, но и на идеологическое мышление, которое ему было присуще наряду с рациональным мышлением и необычные для рационального мышления проявления которого он считал частью рационального мышления -- рассудка и теоретического и практического разума. В частности, Кант включал в мыслимый им рациональным разум, как и в мыслимый им рациональным рассудок противоречащую рациональности основанную на идеологической вере категорическую императивность, а также идеологическую идею якобы существования бесконечности мира, признаваемой им будто бы равно доказуемой и недоказуемой теоретически рациональным теоретическим разумом. Провозглашённая Кантом идея морали как исключительно продукта человеческой мысли соответствует научной концепции происхождения морали и ее можно было бы назвать научной идеей, если бы она была обоснована в соответствии с требованиями научности. Однако Кант, полагаю, некорректно считал, что разум, который в его концепции морального закона и его принятия личностью изображён как рациональный и потому ориентированный на познание конечных предметов и причин, но рациональность которого он, на мой взгляд, не отличает от особенностей одновременно заложенных им в модель разума компонентов идеологического мышления, способен быть основанием категорической нравственной императивности, в действительности присущей основанному на идеологической вере идеологическому мышлению. Кант приписал практическому разуму, как он его понимал, способность сознательно и добровольно признавать для себя моральное правило в качестве категорически императивного закона, который он будто бы не способен преодолеть. Полагаю, Кант подсознательно некорректно соединил категорическую императивность идеологически-религиозных правил морали, возможность существования которых он не осознавал, с осознаваемыми им рациональными моральными правилами, поскольку его мышление, обладая наряду с рациональной предметной логикой также идеологической предметной логикой, содержало основанную на идеологической вере идеологическую категорическую императивность.

Рациональная личность, обладающая абсолютной свободой воли, какой она определена Кантом в качестве якобы носителя нравственного категорического императива, не в состоянии добровольно признать в виде категорического императива своего поведения правило, которое абсолютно детерминировало бы её поведение и её жизнь, т. е. в соответствии с которым она не могла бы не действовать и потому в отношении которого она перестала бы быть свободной после своего свободного решения. А Кант в сконструированным им нравственном категорическом императиве, похоже, имел в виду именно сознательное свободное признание его в качестве своего нравственного закона обладающим абсолютной свободой воли рациональным человеком, «связывающем себя безусловными законами (моральными – Г. Антонюк) посредством своего разума», поскольку он писал, что «это вина самого человека, если в нём имеется» будто бы потребность «в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг», или «в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить, и тогда ему уже нельзя помочь ничем другим; ведь то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствия моральности» -- Кант И. Религия в пределах только разума. Предисловие к первому изданию. 1793. -- Собрание сочинений в восьми томах. -- т. 6. -- М., 1994. -- С. 262). По Канту, моральное поведение связано со следованием нравственному закону.

Полагаю, высказанная Кантом рациональная идея о нравственном категорическом императиве -- это в некотором роде апория, т. е. в содержании идеи нравственного категорического императива Канта заложено неразрешимое противоречие. Одна сторона содержания суждения Канта о нравственном категорическом императиве противоречит другой стороне суждения о нём, т. е. мысль о якобы необходимости свободы воли личности для принятия ею категорического императива в качестве своего нравственного закона противоречит полной отмене свободы воли обладающей ею личностью посредством связывания ею своей воли категорическим моральным законом. Это основанная на взаимоисключающих противоположностях противоречивость рационального содержания нравственной концепции Канта. Кратко суть этой в некотором роде апории в том, что якобы обладающий абсолютной свободой воли человек способен признать нравственные правила в качестве абсолютной императивной силы по отношению к его абсолютно свободной воле. Но если он способен признать для себя нравственный закон в качестве абсолютного ограничителя его свободы воли, то он изначально не обладал абсолютной свободой воли, однако он определён Кантом как якобы обладающий абсолютной свободой воли. Этот нравственный категорический императив в некотором роде похож на суждение типа «всемогущий бог способен создать камень, который он не сможет поднять». Кант создал в некотором роде нравственную апорию непреднамеренно, сформулировав нравственный категорический императив, сознательно опираясь на рациональную логику, не обладающей категорической императивностью, и неосознанно опираясь на идеологическую логику, обладающей категорической императивностью. Сформулированный Кантом нравственный категорический императив может быть присущим дуалистичному рационально-идеологическому мышлению, но не монистичным рациональному и идеологическому мышлению. С точки зрения монистичного рационального мышления и с точки зрения монистичного идеологического мышления нравственный категорический императив Канта – это нравственная апория. А с точки зрения противоречивого дуалистичного рационально-идеологического мышления созданный Кантом нравственный категорический императив – это возможная реальность, но при условии, что противоположные рациональный и идеологический компоненты дуалистичного мышления действуют одновременно и совместно, не отторгая друг друга.


Последний раз редактировалось: Admin (Ср Янв 30, 2019 7:33 pm), всего редактировалось 18 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 242
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ДУАЛИСТИЧНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И МОНИСТИЧНАЯ НРАВСТВЕННАЯ АПОРИЯ КАНТА, НЕ ЗАМЕЧЕННЫЕ ИМ Empty ДУАЛИСТИЧНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И МОНИСТИЧНАЯ НРАВСТВЕННАЯ АПОРИЯ КАНТА, НЕ ЗАМЕЧЕННЫЕ ИМ

Сообщение автор Admin в Вт Янв 09, 2018 7:11 pm

В отличие от рационального мышления идеологическое мышление изначально ценностное. Оно неизбежно действует в соответствии со своей ценностной идеологической логикой, которая категорически императивно предписывает обладающей ею идеологической личности быть приверженцем конкретного основанного на признании с помощью идеологической веры в якобы существование бесконечной основы мира и в её будто бы проявление в конечных предметах реальности идеологического взгляда на мир, в том числе конкретной основанной на идее якобы существования бесконечной основы мира идеологической морали и действовать в соответствии с этим взглядом. Идеологическая логика не предписывает конкретным идеологическим личностям конкретное содержание их идеологических взглядов на мир, но она предписывает любому их конкретному содержанию категорически императивный характер, т. е. посредством идеологической веры категорически императивно предписывает признавать конкретное принятое в качестве личного содержание идеологического взгляда как якобы абсолютную истину.

Рациональная логика в отличие от идеологической логики не обладает категорической императивностью в отношении конкретного содержания рационального мышления. Категорическая императивность невозможная в рациональной логической системе с её основными предметными логическими формами в виде содержательных образов конечного предмета и конечной относительной причинной детерминации между конечными предметами. Рациональная логика опирается не на идеологическую веру, а на самонаблюдение обладающей рациональной логикой личности идеальных в смысле нематериальных предметов в своей психике и на данные её органов чувств и содержит возможность сомнения в истинности этих данных. Предметные логические формы рационального мышления требуют мыслить предметы как обладающие конечными чертами, зафиксированными в этих предметных логических формах, поскольку предметные логические формы мысленных предметов представляют собой содержательные образы наиболее общих черт любых мыслимых конечных предметов, как реальных, так и придуманных, и потому рациональное мышление способно мыслить предметы только конечными. Но предметные логические формы рационального мышления, как и предметные логические формы идеологического мышления, не предписывают конкретное содержание мысленных конечных предметов, однако они не предписывают мыслить ни категорически императивно, ни условно императивно конкретное содержание являющихся отражением реальности мысленных конечных предметов как истинное, а конкретное содержание мысленных сконструированных предметов -- как правильное. Но рациональное мышление помимо его предметной рациональной логики использует условную императивность. Суть условного императива содержится в формуле «если вы хотите достичь какого-то результата, то вам целесообразно действовать определённым образом». Однако логика рационального мышления не препятствует сильной условной императивности для рациональной личности содержания её конкретных идей, в частности, в виде предназначенных для реализации проектов, в виде правовых законов, моральных норм, в виде её знаний о своих потребностях интересах и др., хотя условная императивность содержания рационального мышления противоречит рациональной логике.

Предметные логические формы рационального мышления, в отличие от предметных логических форм идеологического мышления, не ценностные, а ценностно нейтральные. Условная императивность мышления рациональной личности обусловлена не её рациональной логикой, а конкретным содержанием её идейных взглядов на мир, а также конкретным содержанием её чувств. Но каким образом концепция Канта объясняет влияние содержания рационального мышления на добровольное принятие обладающей свободой воли рациональной личностью моральных норм в качестве абсолютной причины своего морального поведения? Описанный Кантом механизм якобы влияния содержания рационального мышления на моральную категорическую императивность поведения рациональной личности нечёткий, поскольку он, полагая, будто в самом практическом разуме (по моей терминологии -- в практическом рациональном мышлении) обладающей свободой воли рациональной личности есть категорически императивный моральный закон, похожий на априорный, удивлялся тому, что этот закон якобы в нём есть, хотя сам неосознанно приписал его разуму, в силу чего получилось, будто он открыл его существование в разуме. Согласно ему, «две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, -- это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Критика практического разума. Заключение -- Кант И. Соч.в 6 томах. -- Т. 4, ч. 1 -- М., 1965. -- С. 499). Очевидно, что в данном случае слова Канта «во мне» имеют безличный характер и обобщающе отнесены к множеству людей. Но он, похоже, исходил из того, что якобы присущий самому практическому разуму обладающей свободой воли рациональной личности нравственный закон будто бы является необходимой частью сущности личности рационального человека как существа свободного в плане свободы воли и который ей якобы нужно только познать и действовать в соответствии с ним. По Канту, «моральный закон начинается с моего невидимого Я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен, но который ощущается только рассудком и с которым (а через него и со всеми видимыми мирами) я познаю себя не только в случайной связи, как там, а во всеобщей и необходимой связи» (Кант И. Критика практического разума. Заключение -- Кант И. Соч.в 6 томах. -- Т. 4, ч. 1 -- М., 1965. -- С. 499 -- 500).

Пожалуй, Кант в своей концепции нравственного категорического императива пытается объединить противоположные позиции первичности человека как индивида в виде его абсолютной свободы воли относительно общества, т. е. позицию общественного договора, и приоритета общества относительно индивида. Первая позиция позволяет Канту объяснить способность следования рациональных индивидов моральным нормам их индивидуальной свободой воли. Вторая позиция позволяет Канту объяснить якобы наличие в разуме индивидов морального закона общественной необходимостью. Основная формулировка нравственного категорического императива гласит: «… поступай согласно только такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И. Соч. в 6 томах, т. 4, ч. 1. – М., 1965. – С. 260). Есть вторая более конкретизированная кантовская формулировка нравственного категорического императива: «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (Кант И. Соч. в 6 томах, т. 4, ч. 1. – М., 1965. – С. 270).

Кант ограничился рассмотрением в качестве категорического императива только морального закона. Однако хотя в действительности логика рационального мышления не обладает ни категорической императивностью, ни условной императивностью, обладающие свободой воли рациональные личности способны следовать условным императивам, в том числе моральным, руководствуясь идейным содержанием своего мышления. Но ни одна идея не является для рациональной личности категорически императивной.
Моральные нормы безотносительно к их конкретному содержанию для моральной рациональной личности -- это то, чему моральная рациональная личность следует по собственной воле без внешнего принуждения и без утилитарных мотивов, руководствуясь лишь критериями добра и зла, хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Они способны иметь для рациональных личностей силу добровольно избранного ими условного императива. В то же время некоторые моральные люди с рациональным мышлением способны добровольно следовать определённым нравственным ценностным установкам, например, ради защиты страны, человечества, побуждаемые сильным повелением.

Никакое дескриптивное (описательное) рациональное знание как отражение не в состоянии само по себе обладать императивной силой для рациональных личностей. Рациональное мышление, познающее конечные предметы в качестве объектов познания, объективировано по отношению к познаваемым предметам. Не способны обладать императивной силой для рациональных личностей также вырабатываемое рациональным мышлением прескриптивные (нормативные) идеи -- разнообразные проекты, правовые, технологические, нравственные и иные нормы, планы, программы, цели, идеалы. Основанные лишь на рациональном мышлении дескриптивные и прескриптивные идеи обязательно содержат возможность сомнения, потому исключают императивность этих идей самих по себе. Обладающая свободой воли рациональная личность принимает решение о следовании им, а значит, признаёт их условно императивными для себя.

Поскольку рациональная логика не оказывает императивное влияние на предметное содержание рационального мышления, то основанное исключительно на рациональной логике конкретное содержание мышления не способно иметь категорическую императивность. Как идеологическое мышление, так и рациональное мышление, будучи врождённо обусловленными, содержат в рецессивном, т. е. подавленном виде свою противоположную предрасположенность, сами будучи при этом полностью доминирующими, преобладающими. В дуалистичном рационально-идеологическом мышлении, которое тоже является врождённо обусловленным, присутствует категорическая императивность в идеологической логике и в его идеологическом предметном содержании. Идеологическая логика потому придаёт категорически императивный характер конкретному содержанию идеологического мышления, в том числе конкретным идеологическим нравственным правилам, что её обладающей категорической императивностью предметной логической формой мышления является опирающийся на идеологическую веру основанный на экзистенциальном бесконечном переживании образ якобы существующей бесконечной основы мира, которая мыслится идеологическим мышлением абсолютной причиной любых мыслимых конечных предметов. Сильная императивность нравственного содержания рационального мышления для некоторых моральных рациональных личностей, похожая на категорическую императивность, возможно, обусловлена их врождённой пассионарной расположенностью либо сильно выраженным врождённым ндивидуализмом. Но эти пассионарность и индивидуализм в силу их врождённой обусловленности накладывают ограничения на проявление свободы воли рациональной личности. Однако сознательно на основе полной свободы воли рациональная личность, осознающая себя конечным существом, не способна принять никакое правило в качестве категорического повеления, т. е. не способна признать правило безусловным законом для себя, который она не в состоянии нарушить и которому она не может не следовать.

8. 01. 2018

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, http://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера) http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), http://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) http://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // http://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры http://demiurgos.forum2x2.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика http://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2011, http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия http://demiurgos.forum2x2.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение //http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального /http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности http://demiurgos.forum2x2.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационального и идеологического методологических подходов в осмыслении мира и в деятельности http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность http://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера http://demiurgos.forum2x2.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера http://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 01. 2015: Он же. Безгранично идеализационная парадигма понимания науки http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 01. 2015; Он же. Особенности научного мировоззрения http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2015; Он же. Способность идеального в виде мышления и в целом психики к неопределенно длительному существованию http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 02. 2015; Он же. Особенность логики идеологической веры относительно логики рациональной уверенности http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 11. 2015; Он же. Отражательно-конструктивная и субститутная функции эйдосов рационального и идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 15. 12. 2015; Он же. Нравственный категорический императив и нравственная свобода воли http://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2015; Он же. Императивный мысленный образ причинности как определяющая логическая форма мышления в предметной логике http://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01 2016; Он же. "Коперниканский переворот" как общекогнитивный и общепрактический метод http://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 01. 2016; Он же. Бесконечное переживание как необходимая предпосылка логики идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2016; Он же. Этапы неосознанного высвечивания и осознанного познания и развития предметной (содержательной) логики http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 2016; Он же. Исследование предметной (содержательной) логики с позиции доктрины чистого (пурического) рационализма http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2016; Он же. Роль чувственного переживания в идеологической им рациональной логике http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2017; Он же. Мышление существования объективного мира идеологической и рациональной логикой http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления основы мира как бесконечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления конечных проявлений основы мира как бесконечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические законы правильного рационального мышления реальности как конечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические особенности дуалистичного рационально-идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 04. 201; Он же. Принцип относительности рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 05. 2017; Он же. Принцип абсолютности идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Конституирование рациональным, идеологическим и дуалистичным мышлениями реальности и ее сущностей http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 05. 2017; Он же. Идеология как саморегулируемый идейный организм (синтетическая теория идеологической эволюции) http://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 06. 2017; Он же. Законы создания, устройства, функционирования и эволюции идеологии http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 07. 2017; Он же. Законы рационального взгляда на мир http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 11. 2017.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Адрес текста: ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).


Admin
Admin

Сообщения : 242
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения