ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О МИРОВОЗЗРЕНИИ (ЭЙДОЛОГИЮ)

Перейти вниз

ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О МИРОВОЗЗРЕНИИ (ЭЙДОЛОГИЮ)

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:03 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О МИРОВОЗЗРЕНИИ (ЭЙДОЛОГИЮ)
(основы концепции «чистого, пурического рационализма»)

Данная работа -- это развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Предисловие к статье

Любой ученый нуждается в мировоззрении, причем органичным для ученого является научное мировоззрение, которое представляет собой высший вид рационального мировоззрения, признающего возможность осуществимости только ограниченных предметов. Мировоззрение – это образ существенных черт мироздания. Рациональное мировоззрение дает рациональный взгляд на существенные черты мироздания, а идеологическое мировоззрение дает внерациональный взгляд на существенные черты мироздания. Внерациональность идеологического мировоззрения состоит в первую очередь в том, что вообще невозможно не только реально создать, но даже помыслить средства практического обнаружения реальных аналогов лежащих в основе идеологий идей безгранично идеализированных предметов (безграничных материи, бога, абсолютной идеи, мировой воли, мессии, всемудрого правителя, абсолютно совершенного общества и др.), которые (безгранично идеализированные предметы – автор) идеологии посредством веры категорически признают осуществимыми (существовавшими, существующими, осуществимыми в будущем). Если ученый обладает антагонистичным научному мировоззрению внерациональным идеологическим мировоззрением (религиозным, философским, теософским и др.), то при определенных условиях его научные интересы, планы, ориентации, парадигмы, принципы, моральные нормы, знания неизбежно вступят в конфликт с его идеологической верой. А поскольку идеологическая вера, если она подлинная вера, имеет для обладающего ею силу категорического императива (повеления), то такой ученый обязательно вынужден будет поступиться наукой ради своей идеологической веры. Такой ученый сам, по собственной воле станет Галилеем, представшим перед судом инквизиции за свое научное мировоззрение, даже последовательнее Галилея, вынужденного отречься на суде инквизиции от научного (гелиоцентрического) учения Коперника, но продолжившего после суда, хотя и несмело, борьбу за это научное мировоззрение, такой ученый станет самоинквизитором, который вынесет себе как ученому идеологический приговор и сам добровольно приведет его в исполнение. Такому ученому, если он не раздвоится, после идеологического самосуда даже в голову не придет мысль воскликнуть, подобно Галилею, воскликнувшему после инквизиторского суда над ним: «А все же она (Земля) вертится (вокруг Солнца)».

В статье «Введение в науку о мировоззрении (эйдологию)» рассматриваются особенности рационального и идеологического мировоззрений, а также связь личностных особенностей с рациональным, особенно с научным, и с идеологическим типами мировоззрений. Возможно, ученым и тем, кто интересуется наукой, эта статья поможет лучше ориентироваться при совершенствовании своего мировоззрения.


Статья

Науку о мировоззрении я называю эйдологией (от греч. eidos -- сущность, образ, форма и греч. logos -- учение, слово, понятие). Основная трудность перехода от эйдологии как описательной науки, которой она по преимуществу остается до сих пор, хотя и не имеет специального названия, к созданию эйдологии как теоретической науки о природе мировоззренческих предметов (состояний и процессов), об их устройстве, связях, организации, законах устройства, формирования, действия, функционирования и развития состоит в создании такой познавательной парадигмы, т. е. такой исследовательской позиции и таких средств познания, с помощью которых возможно объективно рассматривать любые идеи о являющихся фундаментом всякого мировоззрения первоосновах мира, не используя при этом в качестве инструмента познания мировоззрение.

Из всех непоследовательных, ограниченных в проведении рационализма методологических парадигм позитивистская парадигма наиболее развитая, но и она не позволяет стать на полноценную объективно-научную позицию при изучении мировоззренческих идей о безграничных первоосновах реальности. Позитивизм рассматривает идеи о безграничных первоосновах мира как ложные или бессмысленные, что, во-первых, не дает возможность объяснить их высокую живучесть в общественном сознании, а во-вторых, не содержит возможность хотя бы помыслить средства практической проверки данных утверждений, порожденных исключительно мыслительными, в частности, логическими причинами, обусловленными устройством сознания.

В качестве последовательной научной методологической парадигмы эйдологии я сформулировал концепцию «чистого рационализма». Она позволяет изучать мировоззрение, не находясь при этом на мировоззренческой позиции, например, изучать любые философские учения, будь то материалистические, идеалистические или дуалистические, не находясь ни на какой философской позиции. Объяснение различных мировоззрений и мировоззрения в целом с позиции какого-либо мировоззрения, в том числе теоретического, в частности, философского, как якобы истинного, например, с позиции марксизма, является не научным, а идеологическим, поскольку объясняет мировоззрения с помощью вообще не доказуемой на предмет истинности, но признаваемой истинной посредством идеологической веры конкретной идеи о бесконечной первооснове мира, например, с позиции идеи о первичности диалектичной материи.

Человек, обладающий сформировавшимся самосознанием, испытывает потребность в мировоззрении, т. е. в образе существенных черт мироздания (природы, человечества, сознания) и возможностей его познания и практического освоения человеком, с помощью которого он мог бы выявлять и объяснять менее значительные стороны реальности, определять ориентиры, пути, способы, средства реализации своих мышления, переживаний, своей оценки мира, своих потребностей, интересов и своих практических действий в нем. Люди с рациональным сознанием нуждаются в рациональном мировоззрении, а люди, склонные к идеологической вере – в идеологическом, внерациональном мировоззрении. Это два противоположных и антагонистичных типа мировоззрения.

Есть люди, расположенные только к рациональному мышлению и к порождаемому им рациональному взгляду на мир. Согласно моей концепции «чистого рационализма» рациональный взгляд на мир основан на признании возможности существования только ограниченных предметов, т. е. предметов, имеющих границы (пространственные, временные, количественные, качественные, границы формы, содержания, причинной обусловленности и причинного влияния и др.). Возможно помыслить, хотя в конкретных исторических условиях не всегда возможно реально создать средства практической проверки на истинность любых рациональных идей. Людей с исключительно рациональным сознанием большинство. На рациональном взгляде на мир основаны наука, инженерия, здравый смысл и частично -- искусство.

Но есть много людей, расположенных к безгранично идеализирующему мир взгляду на него и верящих в осуществимость безгранично идеализированных предметов, в т. ч. в существование бесконечных первооснов мира. Это идеологический взгляд на мир (религиозный, философский и др.), порождаемый идеологическим, внерациональным мышлением. Люди с таким взглядом обладают безгранично идеализирующим мир идеологическим, т. е. внерациональным сознанием. Внерациональность идеологического мировоззрения состоит в первую очередь в том, что вообще невозможно не только реально создать, но даже помыслить средства проверки на истинность лежащих в основе идеологий идей безгранично идеализированных предметов (безграничных материи, бога, абсолютной идеи, мировой воли, мессии, всемудрого правителя, абсолютно совершенного общества и др.), которые (безгранично идеализированные предметы – автор) идеологиями категорически признаются посредством веры осуществимыми (существовавшими, существующими, осуществимыми в будущем). Опирающееся на практическое доказательство рациональное сознание считает безгранично идеализированные предметы, которые идеологическое сознание посредством веры категорически признает осуществимыми, вообще либо неосуществимыми (конечные, напр., абсолютно совершенное общество), либо не поддающимися практической проверке на предмет осуществимости (бесконечные, напр., бесконечные первоосновы мироздания -- материя, бог, абсолютная идея и др.). Более того, рациональное мышление не в состоянии мыслить бесконечность, а значит, не в состоянии мыслить бесконечную основу мира, существование которой признает с помощью веры идеологическое мышление.

Рациональный взгляд на существенные черты мироздания строится с помощью средств здравого смысла и науки как объективное мировоззрение. Художественно-рациональный взгляд на существенные черты мироздания, создаваемый с помощью художественных образов, несет на себе отпечаток ценностно-личного отношения к миру. Рационально-научный взгляд на существенные черты мироздания имеет статус объективного и общезначимого научного знания.

Идеологический взгляд на мир основан на вере в существование безграничных первооснов мира и несет на себе сильный отпечаток личного отношения к миру человека, обладающего этим взглядом, особенностей его сознания, логики мышления, его ценностных ориентаций, смысложизненных установок, его личного жизненного опыта, повлиявшего на особенности его личности, в целом его психики, всего устройства его личности.

Строгое рационально-научное мировоззрение может дать лишь особая наука, которую я называю субстратологией (от лат. substratum – подкладка, основа и греч. logos -- учение, слово, понятие), т. е. наукой о существенных и в каждый момент времени и познания обладающих границами чертах мироздания -- его законах, принципах, свойствах, формах и т. д., являющихся основой мироздания, единства его предметного многообразия ; о возможностях и средствах познания этих черт; о возможностях воздействия человека на эти черты; о проявлении этих черт в конкретных предметах мироздания, в т. ч. в человеке.

В различных философских учениях понятие субстрата используется для создания образа бесконечной основы единства, однородности предметного многообразия реальности (напр., материя, идея, но чаще понятие субстрата применяют к характеристике материи), понятие субстрата иногда отождествляется с понятием бесконечной субстанции. Но даже в философии понятие субстрата является по своему основному содержанию более широким, чем понятие субстанции. Так, есть философские учения, особенно в современности, в которых отсутствует идея субстанции, но в которых все равно присутствует идея единства бесконечного предметного многообразия реальности, которую можно выразить философским понятием субстрата, даже если философы не используют его.

В то же время считаю оправданным использовать понятие субстрата также и в рациональном мировоззрении, в том числе научном. Я использую идею субстрата как идею об обладающих в каждый момент времени и познания границами первоосновах мироздания, обеспечивающих единство его предметного многообразия, понимание которых неизбежно изменяется и усложняется по мере развития самого мира и его познания и несмотря на рост объективного знания не способно стать окончательным, завершенным.

Классическая марксистская (диалектико-материалистическая) философия определяет себя схоже с определением мной субстратологии, называя себя наукой о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Однако в отличие от субстратологии марксистская философия содержит основанную на вере идею осуществимости используемых ею безгранично идеализированных предметов, в т. ч. осуществимости такого безгранично идеализированного предмета как бесконечная материя, понятие которой в действительности не является общим по отношению к понятиям зафиксированных основанной на рациональных доказательствах наукой ограниченных в каждый момент времени по количеству и характеристикам реальных материальных предметов и потому является не научным, а идеологическим, как и марксистская философия в целом (см.: Георгий Антонюк. Марксистская философия, вера и новый рационализм). В отличие от философии, в субстратологии понятие субстрата служит для отражения ограниченных существенных черт мироздания, являющихся основой его предметного единства.

Субстратология как наука требует для изучения существенных черт мироздания специальных методов исследования, специального категориального и терминологического аппарата исследования, специальной подготовки исследователей. Поэтому даже очень крупный специалист в каких-либо частных науках может не обладать специальными знаниями в области субстратологии или может обладать ими не на уровне высококвалифицированного профессионала.

Субстратология обобщает знания всех наук, не являясь при этом суммой знаний всех наук. Но субстратология не сводится к обобщению знаний существующих наук. Она способна выходить и должна выходить за их рамки и выявлять путем исследования также те существенные черты мироздания, которые еще не получили хотя бы частичное отражение в существующих науках. Поэтому компетентные суждения о существенных чертах мироздания способны формулировать только специалисты этой науки. Если ученый частной науки одновременно научно осмысливает вопросы мироздания, то он может стать также специалистом в области субстратологии. Многие ученые являются специалистами в нескольких науках. Элементы рациональных знаний, пригодных для субстратологии, содержатся в различных философских учениях, особенно в диалектико-материалистической философии. Много рациональных знаний, полезных для субстратологии, содержится в рационалистических позитивистских и постпозитивистских концепциях.

С субстратологией как наукой, которая основана на рациональном взгляде на мир, вообще несовместимы идеи осуществимости безгранично идеализированных предметов, в т. ч. идеи таких безгранично идеализированных предметов, как бесконечные первоосновы мироздания (материя, бог и др.), которые лежат в основе любой идеологии. В то же время субстратология, как и любая наука, не может обойтись без научных безгранично идеализированных предметов, которые в ней, как и во всякой науке, изначально мыслятся вообще неосуществимыми, но служат как в качестве средств научного познания, так и в качестве объектов научного исследования, с помощью которых рационально-научное мышление намеренно вводит в познание реальность в неосуществимом безгранично идеализированном виде. В частных науках такими вообще неосуществимыми безгранично идеализированными предметами являются, напр., точка, абсолютно черное тело, идеальный раствор, машина Карно, машина Тьюринга, абсолютно справедливое общество. Научные идеализированные предметы субстратологии еще предстоит выработать. Допускаю, что один из таких вообще неосуществимых научных идеализированных предметов субстратологии – это всецело сознательно управляемое человечеством в рамках возможностей, заключенных в объективных законах, мироздание.

К идеологическому взгляду на существенные черты мироздания, т. е. к идеологическому мировоззрению или идеологии я отношу (учитывая наличие элемента нестрогости в любой классификации): изображающие мироздание нерелигиозные древние мифы; философии с их идеями о существовании безграничных материальных, духовных, неопределенных и иных первооснов мира; религии с их идеями о существовании всемогущих божественных и иных целевых первооснов мироздания и мироустройства; теософские концепции, основанные на эклектичном комбинировании религии, философии и наукообразных средств; формы оккультизма, которые основаны на вере в существование безгранично идеализированных предметов в виде целевых сверхъестественных сил, не рассматриваемых в качестве первооснов мира, и на особых «практических» способах якобы прямого взаимодействия с ними (напр., магия, спиритизм); социальные идеологии (коммунистические, анархистские, фашистские, религиозно-социальные и др.) с их идеями абсолютных спасителей человечества (мессий, гениев всех времен и народов и т. п.), совершенных человека и общества, якобы существовавших в прошлом, существующих в настоящем или неизбежно осуществимых в будущем; идеи, основанные на идеализации природных явлений (напр., русалки, лешие, черти), и др.

Рациональное, в т. ч. научное мировоззрение, и идеологическое, в т. ч. философское мировоззрение, осмысливают существенные черты мироздания с противоположных антагонистических позиций и дают существенным чертам мироздания взаимоисключающее описание.

Если человек предрасположен к идеологической вере, то за время взросления он непременно обретет ее. Но в своей идеологической вере он будет не уникальным, он будет массовой, стандартизованной личностью, если он придерживается того идеологического мировоззрения, которым обладает не только он, будь то нерелигиозно-мифологическое, религиозное, философское, теософское мировоззрение, мировоззрение, созданное с помощью средств обыденного сознания, профессионального искусства и др. Если человек не создает конкретное идеологическое мировоззрение, то он примыкает к уже созданному такому мировоззрению. Если же человек является творцом серьезного идеологического мировоззрения, то хотя в нем проявилось своеобразие его как личности, он, интуитивно следуя законам массовой идеологической веры, непременно создавал и проповедовал его как абсолютную истину для всех людей и к нему примкнули другие склонные к вере люди, уверовав, что это якобы в самом деле абсолютная истина для всех времен и народов. Те склонные к вере люди, которые становятся адептами созданных другими людьми идеологических мировоззрений, тем самым отрекаются от многих своих личностных черт и принимают черты личности создателей идеологических мировоззрений, проявившиеся в них. А после обретения созданным идеологическим мировоззрением приверженцев оно превращается в массовое стандартизованное мировоззрение, стандартизующее и его создателя.

Основанное на вере идеологическое мировоззрение не является объективным образом мироздания. Конкретное идеологическое мировоззрение выражает существенное ценностное отношение к миру склонного к идеологической вере ее творца. Потому конкретное идеологическое мировоззрение несет на себе отпечаток существенных личностных черт его творца и потому оно является фундаментальной стороной личности этого творца. Обладание конкретным индивидом идеологическим мировоззрением с не только общими для многих людей, но и с уникальными чертами, выражающими своеобразие этого индивида, существенно повышает его неповторимость, уникальность. Высшим, наиболее зрелым видом идеологического мировоззрения является философское мировоззрение, философия.

Из всех видов рационального мировоззрения, признающего возможность осуществимости только ограниченных предметов, рационально-научное мировоззрение наиболее адекватно отражает мир, человека в мире и возможности его использования и переустройства в интересах людей. Научное мировоззрение – это высший, наиболее зрелый вид рационального мировоззрения. Но наука не дает и в силу своих ограниченных в каждый момент времени возможностей не в состоянии дать законченное, абсолютное знание о мироздании. Она и не претендует на такое знание. Потому в научном мировоззрении на любом этапе его развития содержатся элементы не только адекватного знания, но и заблуждений, ошибок, неясностей, проблем, предположений, в т. ч. гипотез. По мере развития научного познания и возможностей освоения человеком мира научное мировоззрение развивается, углубляется, уточняется, но все равно не становится полностью завершенным. Потому люди, обладающие даже научным рациональным мировоззрением, постоянно нуждаются в его уточнении и развитии.

Научное рациональное мировоззрение – это объективный по своему содержанию образ реальности, независимый от того, каким желают люди видеть мир, безотносительный к тому, нравится он им или не нравится. Поэтому научное мировоззрение по своей природе универсальное. Рассматривая его в идеализированно виде как завершенное адекватное знание, можно сказать, что оно единое для всех следующих научному взгляду на мир людей. Однако поскольку вообще невозможно достичь завершенного научного мировоззрения и в научном мировоззрении в любой момент времени содержатся наряду с элементами адекватного знания неистинные элементы, а также научные предположения, в том числе относительно самых фундаментальных черт мироздания, то в общественном сознании, в т. ч. в сознании научного сообщества, функционирует одновременно несколько разновидностей научных мировоззрений, имеющих как сходные, так и отличительные черты. Они могут различаться по точности, по полноте отражения определяющих черт мироздания, по особенностям используемых в них научных предположений, в т. ч. гипотез, по исходной рациональной общеметодологической парадигме, в рамках которой происходит построение научного мировоззрения (напр., кантианская, позитивистская, неопозитивистская, постпозитивистская, прагматистская, критического рационализма, моя общеметодологическая парадигма «чистого рационализма»). Разновидности научного мировоззрения -- это относительно самостоятельные высоко целостные интеллектуальные системы, конкурирующие и сотрудничающие друг с другом и борющиеся с антагонистичными всякому научному мировоззрению идеологическими мировоззрениями (идеологией).

Однако разновидностей научных мировоззрений и возможностей их построения не очень много. Поэтому хотя в реальности и отсутствует во всех деталях единое для всех научное мировоззрение, однако их гораздо меньше численности людей, обладающих научным мировоззрением. Поэтому любая основательная разновидность научного мировоззрения присуща сознанию многих людей. Если такая разновидность научного мировоззрения и способна быть присущей сознанию только одного человека, то лишь тогда, когда этот человек создал ее, но она еще не стала достоянием многих людей. Так было, например, тогда, когда О. Конт только начал создавать свою позитивистскую концепцию и когда А. Эйнштейн только создал теорию относительности, существенно менявшую научные взгляды на многие фундаментальные стороны мироздания. Так бывает, когда созданные обоснованные идеи, способные сильно изменить существующие взгляды на существенные стороны мироздания, в силу разных причин не становятся при жизни их автора достоянием многих людей, однако в наше время такое маловероятно. Но в большинстве случаев субъект основательного научного мировоззрения в состоянии быть уникальным лишь в относительно краткие моменты времени, и то, если он создает концепцию, коренным образом меняющую существующие научные взгляды на мироздание. Поскольку таких людей немного, то большинство людей, которые обретают рациональное мировоззрение, выбирают его из уже существующих разновидностей. Многие из них нуждаются при выборе наиболее передового научного мировоззрения в помощи специалистов, занимающихся вопросами мировоззрения.

Поскольку научное мировоззрение – это объективное знание и не несет на себе отпечатка существенных личностных черт его создателя, то наличие у многих людей одинакового научного мировоззрения не стандартизирует их как личностей.

Не вызывает сомнения, что люди, расположенные исключительно к рациональному мышлению, но не обладающие научными знаниями о существенных чертах мироздания, из которых состоит научное мировоззрение, нуждаются в помощи специалистов по обучению их научному мировоззрению. Но и люди, расположенные к внерациональному, идеологическому мировоззрению, также содержащему образы существенных черт мироздания, однако не обладающие знаниями хотя бы о всех серьезных идеологических взглядах (нерелигиозно-мифологических, религиозных, философских, теософских и др.), тоже не способны свободно компетентно выбрать для своей веры или создать, если есть способность, свое идеологическое мировоззрение и тем более творчески приспособить его к своим личностным особенностям, то они также нуждаются в помощи специалистов по идеологии в обретении ими подходящего им идеологического мировоззрения.

Пока частичную помощь специалистов в овладении философским идеологическим мировоззрением получают студенты высших учебных заведений и аспиранты, изучающие в высших учебных заведениях и в аспирантуре философию, в т. ч. историю философии и особенности многих серьезных философских учений. Но это недостаточная помощь, поскольку обучение философии не включает помощь обучающимся в приспособлении выбранных ими в качестве своего мировоззрения философских учений к их личностным особенностям, а также помощь в создании ими, если у них есть способность, своего философского учения в соответствии со своими особенностями. Не всегда осуществляется также ознакомление изучающих философию с наиболее серьезными нефилософскими идеологиями (нерелигиозно-мифологическими, религиозными и др.), что ограничивает возможность свободы компетентного выбора обучающимися или создания ими своего идеологического мировоззрения. Ведь изучение философии не обязательно обусловливает принятие обучающимися в качестве своего мировоззрения именно философии. Много людей с высшим образованием, прослушавших учебный курс по философии, обладают не философской, а религиозной верой.

А подавляющее большинство не имеющих высшего образования, но обладающих религиозной верой людей выбрали свою веру не свободно, поскольку были невежественны в вопросах идеологии и не имели полноценного знания не только о всех серьезных идеологических взглядах, но даже о всех серьезных религиозных мировоззрениях. И те, кто помогал таким людям обрести религиозную веру, даже священнослужители, не только не знакомили их непредвзято со всеми серьезными идеологическими или хотя бы только религиозными взглядами, но даже вообще не знакомили их хотя бы с основами всех серьезных религиозных взглядов, и не знакомили не только в силу своей мировоззренческой пристрастности, но отчасти потому, что многие из таких помощников тоже были полностью или частично невежественны в вопросах идеологии, в т. ч. религиозной. Что касается приспособления религиозных мировоззрений к личностным особенностям верующих, то, пожалуй, только индуизм допускает возможность различного толкования верующими религиозных положений этой религии. А в христианстве, напр., в католицизме, в православии, отклонение от официальной доктрины церкви рассматривается как нежелательная ересь.

Возможна профессиональная помощь на основе применения специальных научных методов изучения миропонимания и интеллектуально-инженерных методов создания личного миропонимания людям, нуждающимся в следующем:

1. в установлении, к какому типу относится сознание нуждающихся в помощи людей – к рациональному или к внерациональному, т. е. идеологическому, безгранично идеализирующему мир.

2. в очищении рационального сознания людей, обладающих им, от несовместимых с ним безграничных идеологических идеализаций и в обустройстве его защиты от них;

3. в формировании у людей, обладающих рациональным сознанием, наиболее общего рационального, в том числе научного взгляда на мир;

4. в создании для людей, обладающих безгранично идеализирующим сознанием, наиболее соответствующего устройству их личности и психологически комфортного для них личного наиболее общего взгляда на мир, основанного на вере в существование безграничных первооснов мира;

5. в избавлении людей, обладающих безгранично идеализирующим сознанием, от несоответствующего устройству их личности наиболее общего взгляда на мир, основанного на вере в существование безграничных первооснов мира;

6.в переделке у людей, обладающих безгранично идеализирующим сознанием, не вполне соответствующего их личности и психологически дискомфортного для них наиболее общего взгляда на мир, основанного на вере в существование безграничных первооснов мира;

7. в оценке у людей, обладающих безгранично идеализирующим сознанием, степени соответствия их наиболее общего взгляда на мир, основанного на вере в существование безграничных первооснов мира, устройству их личности;

8. в оценке у людей, обладающих безгранично идеализирующим сознанием, степени соответствия их наиболее общего взгляда на мир, основанного на вере в существование безграничных первооснов мира, современности и генеральной тенденции становления будущего.



28. 09. 2008


См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (логические особенности и значение для управления государством и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Идеология и рациональность в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008.


Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения