ВЕРА И ДУХОВНАЯ СВОБОДА ВОЛИ

Перейти вниз

ВЕРА И ДУХОВНАЯ СВОБОДА ВОЛИ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:07 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ВЕРА И ДУХОВНАЯ СВОБОДА ВОЛИ
(рациональный подход)


Данная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

С позиции рационально-научного подхода, которым я руководствуюсь в данном и в иных исследованиях, вера – это имеющая силу категорического повеления абсолютная убежденность личности в осуществимости безгранично идеализированных предметов, в т. ч. таких, как бесконечные первоосновы мироздания (материя, бог, абсолютная идея Гегеля и др.). Потому вера -- это абсолютный духовный повелитель и поводырь обладающей верой личности. Безграничная идеализация – это мысленное конструирование предметов с не имеющими границ, предела абсолютными чертами, которые мысленно созданы в полном, ничем не ограниченном виде (напр., абсолютно черное тело, бесконечная материя). Безгранично идеализированные предметы активно используются в многих областях жизнедеятельности, в том числе в науке (напр., идеальный газ, машина Тьюринга), которая является высшим носителем рациональности, и в идеологии (напр., всемогущий бог), которая внерациональная.

Я выделяю два качественно различных типа мышления – рациональное и идеологическое (внерациональное, экстрарациональное) мышление. Наиболее развитые воплощения рационального мышления я вижу в науке и инженерии, но оно используется также здравым смыслом, частично -- искусством. Наиболее развитое воплощение идеологического мышления я вижу в философии. С позиции рационального мышления безгранично идеализированные конечные предметы неосуществимы (напр., полностью справедливое общество), а созданные с помощью безграничной идеализации бесконечные предметы недоказуемы на предмет осуществимости (напр., бесконечная мировая воля Шопенгауэра). Рациональное мышление вообще не способно мыслить бесконечность как реальный предмет («реальную бесконечность»), а значит, вообще не способно мыслить в качестве объекта мысли бесконечность как реальный предмет. Потому рациональное мышление вообще не способно ничего сказать о существовании бесконечности, оно способно о нем лишь молчать. Что невозможно мыслить, о существовании того невозможно высказаться. Рациональное мышление признает возможность осуществимости только ограниченных предметов, хотя оно считает, что не все ограниченные мысленные предметы осуществимые. Рационально-научное обоснование реальности в силу своих особенностей не имеет и вообще не способно иметь средства обнаружения (не содержит возможность обнаружения) осуществимости конечных безгранично идеализированных предметов и вообще неприменимо к доказательству осуществимости бесконечно идеализированных предметов. Идеологическое мышление с помощью веры признает безгранично идеализированные предметы, используемые в идеологии, осуществимыми.

Однако только с позиции рационального мышления в силу его особенностей видно, что идеологическое мышление использует безгранично идеализированные предметы, а с позиции идеологического мышления в силу его особенностей вообще невозможно заметить, что оно применяет безгранично идеализированные предметы. Осмысливающее себя идеологическое мышление, например, философское, как и рациональное мышление, осознает, что оно использует мысленно созданные безграничные предметы. Однако для идеологического мышления безграничные предметы, которые оно создает и которыми оно оперирует, не являются безгранично идеализированными предметами, хотя с позиции рационального мышления они являются безгранично идеализированными предметами. Например, бесконечный апейрон в философии Анаксимандра, бесконечная материя в диалектико-материалистической философии, бесконечная абсолютная идея в философии Гегеля, бесконечный бог в теистических религиях не рассматриваются этими идеологическими воззрениями как безгранично идеализированные предметы, а с помощью идеологической веры категорически признаны ими реально существующими бесконечными первоосновами мироздания. Потому только с помощью рационального мышления, особенно с помощью науки возможно получить объективное знание о том, какие созданные мыслью предметы являются безгранично идеализированными предметами, какие из них являются научными, а какие – идеологическими безгранично идеализированными предметами и какие мысли, идеи, взгляды, учения, концепции являются идеологическими, а какие -- неидеологическими. В то же время конкретное идеологическое мышление, не пользуясь рациональными инструментами объективного познания, легко отличает идеологию от неидеологических мыслей, идей, взглядов, учений, концепций с помощью выявления логического подобия между применяемыми в идеологиях идеологическими безграничными предметами и теми идеологическими безграничными предметами, которыми оно оперирует.

В науке, инженерии и в других рациональных видах жизнедеятельности вера в качестве инструмента признания идей истинными или ложными отсутствует. Решающим инструментом признания идей истинными и ложными в науке и инженерии является доказательство, в конечном счете с помощью практики. В доказательстве используется уверенность как субъективный инструмент признания на основе доказательства идей истинными и ложными, но она является убежденностью, которая не носит абсолютного характера и имманентно содержит возможность сомнения.

Вера – это атрибут любой идеологии (религии, философии, теософии, нерелигиозных мифов, социальной идеологии, различных форм нерелигиозного оккультизма и др.) и служит решающим средством признания идей истинными и ложными, причем только абсолютно истинными и только абсолютно ложными. Невозможна вера в предположительно истинные и в предположительно ложные идеи. Невозможна вера, допускающая возможность сомнения. Поскольку не способны иметь приверженцев те идеологические воззрения, которые полностью оторваны от реальности, то в функционирующих, «живых» идеологиях, ориентированных на обретение приверженцев, используются элементы рационального и даже научного отражения и конструирования мира и применяются элементы рационального, даже научного доказательства с помощью логики и практики, однако рациональные знания и доказательства подчинены вере и искажены ради приспособления к вере, а потому не отвечают полноценно критериям рациональности, в т. ч. научности, т. е. они лишены статуса самодостаточности и наделены статусом лишь вспомогательных инструментов веры в осуществимость безграничных предметов (напр., бесконечных материи, бога).

Все идеологические взгляды основаны на безграничных положительных и отрицательных идеализациях мира, которые составляют сущность идеологий, однако приверженцами идеологий признаются с помощью веры не идеализациями, а безусловно истинными воззрениями. Идеология является не индивидуальной, а совместной, общественной формой мысли. Идеология – это тип мировоззрения, а ее противоположностью является рациональный тип мировоззрения.

Категорически императивный характер всякой идеологической веры обусловлен особенностями идеологического (нерационального, экстрарационального) мышления, которым обладают люди, верящие в абсолютную истинность идей об осуществимости безгранично идеализированных предметов, в т. ч. идей о якобы существовании бесконечных первооснов мироздания. Идеологическое мышление категорически императивное и мыслит не в форме предположений, а в форме абсолютных истин. Поэтому если учеными тотально овладевает религиозная, философская или иная идеологическая вера, то их идеи приобретают для него статус абсолютной истины. И если такой ученый не обладает эффективными средствами строгого разграничения в своем сознании рационально-научного и идеологического отношения к миру, то он не может не поступиться научным отношением к миру и научными идеями в пользу такой веры, поскольку наука и в целом рациональное мышление, рациональные знания и познание не обладают и не способны обладать, в отличие от принятой личностью идеологии, категорически повелительной силой по отношению к личности.

Люди предрасположены к идеологическому и неидеологическому, т. е рациональному мышлению. Одни люди расположены только к идеологическому мышлению, другие – только к рациональному мышлению, а третьи – к тому и другому одновременно. Склонная к идеологической вере личность не может не верить, она обречена к вере. Однако нет предрасположенности к конкретной идеологической вере, в том числе к вере в безусловную истинность идей о существовании конкретных бесконечных первоначал мира.

Что служит предрасположенным к идеологическому мировоззрению людям основанием для признания с помощью веры конкретных идеологических взглядов абсолютно истинными, а значит, основанием для выбора таких взглядов или для создания таких взглядов в качестве своего мировоззрения?

Вера – это интимный способ духовной жизнедеятельности расположенной к идеологической вере личности. К вере невозможно принудить, невозможно убедить верить, невозможно доказать необходимость верить, невозможно принять веру под влиянием иных ограниченных факторов, в том числе присущих личности, в частности, под влиянием ее ограниченных материальных потребностей, ограниченных эмоций, под влиянием подсознания. Даже реальная угроза смерти как инструмент побуждения к вере не способна служить основанием для веры. Верить способна только личность, обладающая духовной свободой воли относительно любых идей. Личность сама суверенно сознательно решает, во что ей верить, и в этом суверенном решении личность обладает свободой воли. Духовно несуверенная личность, не обладающая свободой воли, не способна приобрести искреннюю веру, но она способна имитировать веру, даже не всегда сознавая, что подражает ей. Возможно, духовно несуверенная личность не обладает расположенностью к идеологической вере.

Основанием для идеологической веры расположенных к ней людей в абсолютную истинность конкретного воззрения является соответствие конкретного воззрения обладающим для них силой страсти их смысложизненным безгранично идеализированным идеологическим чувствам (любви, страха, ненависти, тревоги, озабоченности, свободы, красоты, добра, долга и др.), которые возникают у людей в процессе взаимодействия в социальных сообществах, не являются исключительно индивидуальными и обладают совместной, коллективный, соотносительной, т. е. социальной природой, обусловлены их безгранично идеализированными идеологическими потребностями, интересами и иными мотивами (богатства, власти, могущества, жизни, здоровья, защищенности, независимости, ума и др.), которые также не являются исключительно индивидуальными и обладают совместной, коллективной, соотносительной, т. е. социальной природой.

Коллективной природой отличаются безгранично идеализированные идеологические чувства и мотивы, которые выражают совместное отношение людей к миру, от безгранично идеализированных неидеологических чувств и мотивов, которые являются индивидуальными и выражают личное отношение людей к миру (напр., безграничная любовь мужчины и женщины друг к другу). Безгранично идеализированные чувства и мотивы личности вообще неисполнимы, несмотря на то, что обладающая ими личность с неуемной страстью стремится их реализовать во что бы то ни стало. Для обладающей безгранично идеализированными чувствами и мотивами и страстно стремящейся к их осуществлению личности эти чувства и мотивы являются безграничными, но не идеализированными, т. е. не мысленно-чувственно сконструированными, а объективно ей присущими, выражающими ее природу и исполнимыми. Возникают безгранично идеализированные чувства и мотивы вследствие мании. Лишь ограниченные чувства и мотивы осуществимы. Хотя это не означает, что всякие ограниченные чувства и мотивы осуществимы, также как и не всякие мысленные ограниченные предметы способны иметь аналог в реальности.

Идеологическое мышление не способно давать объективное знание, во-первых, потому, что оно посредством веры категорически признает осуществимыми созданные им безгранично идеализированные предметы, которые с позиции рационального мышления либо вообще не осуществимы, либо вообще недоказуемы ни с помощью практики, ни логически на предмет осуществимости, во-вторых, потому, что безграничная идеализация реальности идеологическим мышлением осуществляется в соответствии с безгранично идеализированными идеологическими чувствами и детерминирующими их безгранично идеализированными идеологическими мотивами склонных к идеологической вере людей. Есть также другие причины, в силу которых идеологическое мышление не способно давать объективное знание, например, вследствие отсутствия в его идеях такой характеристики, как всеобщность.

Социальная, коллективная природа безгранично идеализированных идеологических чувств и детерминирующих их безгранично идеализированных идеологических мотивов не отменяет существования в них в любой момент жизни личности и при любом качественном их изменении уникальных, неповторимых для каждой обладающей ими личности черт, которые выражают ее особенности. Поэтому маловероятно, что созданное другими людьми идеологическое воззрение будет полностью соответствовать безгранично идеализированным идеологическим чувствам и детерминирующим их безгранично идеализированным идеологическим мотивам людей, выбирающих для себя идеологическое воззрение, следовательно, маловероятно, что такие люди будут обладать искренней верой. Люди могли бы обрести полностью адекватное их безгранично идеализированным идеологическим чувствам и детерминирующим их безгранично идеализированным идеологическим мотивам идеологическое воззрение, если бы они сами создавали его для себя или если бы приспосабливали для себя путем идейного преобразования созданное другими идеологическое воззрение, однако, во-первых, не многие люди обладают творческими способностями по созданию идеологических идей, а во-вторых, многие живые, т. е. имеющие адептов идеологические системы содержат механизмы, мешающие созданию в их рамках идеологических отклонений, т. е. ересей. Но есть идеологические системы, весьма терпимые к внутреннему идейному разнообразию. К таким системам принадлежит, пожалуй, индуистская религия. Она предоставляет большую свободу для своих приверженцев в толковании ее воззрения и даже в создании ересей, а потому доля искренне верующих в индуистской религии не может не быть больше доли искренне верующих в нетерпимых к ересям и к вольности в толковании своего воззрения религиях, в частности, в католицизме и в православии.

Для многих людей конкретная идеологическая вера – это не состояние их сознания, а процесс, представляющий собой постоянную работу личности над верой, поскольку конкретная вера не является для них выбранной раз и навсегда, ее нужно постоянно воспроизводить, проверять и в случае возникновения несоответствия между принятым идеологическим воззрением и безгранично идеализированными идеологическими чувствами и детерминирующими их безгранично идеализированными идеологическими мотивами людей проводить корректировку веры вплоть до ее смены. Ведь по разным причинам происходят изменения в многих созданных «живых» идеологиях, т. е. в идеологиях, которые имеют приверженцев, происходят изменения в идеологическом мышлении и в безгранично идеализированных идеологических чувствах и детерминирующих их безгранично идеализированных идеологических мотивах адептов идеологий.

Приобретенная личностью искренняя вера становится для нее осознанным высшим законом, осознанным категорическим повелением, осознанной абсолютной необходимостью, безусловно диктующей ей смотреть на мир и относиться к нему так, как требует ее вера. Сознательное принятие личностью конкретной идеологической веры приводит к появлению в сознании этой личности противоположных функций, способных конфликтовать и даже доминировать друг над другом, а именно, склонная к идеологической вере личность в функции духовно суверенной личности сознательно решает, во что верить, а поверив, она приобретает функцию духовно несуверенного исполнителя своей веры, но при этом одновременно сохраняет свою функцию духовно суверенного субъекта веры, воспроизводящего веру и способного изменить ее в случае возникновения несоответствия между выбранным идеологическим мировоззрением и своими безграничными чувствами. Сознательно принявшая веру духовно суверенная личность рассматривает противоположность данных функций как противоположность функций одной личности. Если у принявшей веру личности противоположность данных функций приобретала абсолютный характер, то у нее произошло раздвоение личности, а если у принявшей веру личности исчезло различие между данными функциями, то это означает, что произошло абсолютное подавление одной функции другой. В частности, у крайних идеологических ортодоксов, фундаменталистов, консерваторов функция исполнителя веры носит абсолютный характер.

Подавляющее большинство людей, обладавших и обладающих идеологической верой, не имели и не имеют возможности осознанного выбора конкретной идеологии (религии, философии, социальной идеологии и др.) в качестве своего мировоззрения, поскольку для такого выбора необходимо знание, причем обстоятельное, всех идеологий (религий, философий и др.) и обладание способностью создавать свою идеологию в случае несоответствия всех созданных идеологий их безграничным чувствам.
Только ознакомление склонной к идеологической вере личности со всеми уже созданными идеологическими взглядами и их оценка на предмет их адекватного соответствия личности и создание ею собственного идеологического взгляда на мир в случае отсутствия подходящего для нее воззрения дает личности возможность стать искренним адептом конкретной идеологии, действительно верящим в ее абсолютную истинность. Большинство адептов идеологической веры, даже имеющих высшее образование, не обладают таким знанием и не обладают способностью создавать свою идеологию.

Если склонная к идеологической вере люди поверили в абсолютную истинность конкретной идеологии без ознакомления со всеми созданными идеологическими воззрениями и без создания своего идеологического воззрения при отсутствии наиболее соответствующего им воззрения, то нет гарантии, что та идеология, в которую они уверовали, действительно наиболее соответствует им и, следовательно, что у них искренняя вера, а не имитация веры. Поэтому есть сомнение, что эти люди являются подлинными приверженцами конкретной идеологии (религии, философии и др.), а значит, подлинными обладателями веры, даже если они полагают, будто являются ими. И сохраняется возможность того, что часть этих людей, получив знание о других идеологиях, отрекутся от своего конкретного идеологического воззрения (религиозной, философской и др.) в пользу другого конкретного идеологического воззрения.

Адепты конкретных идеологий и расположенные к идеологической вере люди, выбирающие, подобно крестившему Киевскую Русь князю Владимиру, для себя первое или новое конкретное идеологическое мировоззрение, объективно нуждаются в как можно более обстоятельном научном знании всех идеологий. Очень необходимо такое научное знание ученым, которые частично обладают рациональным мышлением и в то же время расположены к идеологической вере и выбирают или уже выбрали для себя какое-то идеологическое мировоззрение. Чтобы сохранить свои качества рационально мыслящего ученого, им нужно уметь ограничивать влияние принятых ими в качестве своего мировоззрения конкретных идеологических идей на их рациональное мышление, на их отношение к своим научным взглядам, к науке и научным знаниям в целом, к научным методам и принципам познания, к научной этике. В обстоятельном научном знании конкретных идеологий также объективно нуждаются люди с исключительно рациональным мышлением, вообще не предрасположенные к вере в истинность религиозных, философских и иных идеологических идей о будто бы существовании бесконечных первооснов мироздания и об их якобы проявлении в конкретных ограниченных предметах реальности. Ученым и инженерам такое знание нужно в первую очередь для того, чтобы воспрепятствовать проникновению в науку и инженерию внерациональных идеологических идей.

26. 06. 2010

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).


Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения