ВЕРА ЧЕЛОВЕКА В СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

Перейти вниз

ВЕРА ЧЕЛОВЕКА В СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:09 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ВЕРА ЧЕЛОВЕКА В СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
(рациональные и идеологические особенности)


Данная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Идеологическое (внерациональное) мышление верит в осуществимость безграничных предметов (абсолютно совершенное общество, бесконечная основа мира). Оно их конструирует с помощью безграничной идеализации и они способны существовать только в нем, однако безусловно полагает, будто они не чистый продукт его мысли и не существуют только в нем в виде мысли, а принадлежат реальному миру как действительность или неизбежно реализуемая возможность. На его применении основаны религия, философия, теософия и др. Оно нереалистичное. Рациональное мышление признает осуществимыми только ограниченные предметы, т. е. предметы с границами пространства, времени, количества, качества, формы, содержания, детерминации, сущности, проявления сущности и др. Оно конструирует с помощью безграничной идеализации безграничные предметы (точка, абсолютно черное тело, машина Карно) в качестве своих инструментов, изначально считая их неосуществимыми. На его применении основаны наука, инженерия, здравый смысл, отчасти искусство. Рациональное мышление реалистичное. Оно познает и конструирует мир, используя практические и логические доказательства. Рациональное и идеологическое мышление, будучи идеальным, не в состоянии напрямую вступать в познавательное взаимодействие с внешними для него предметами.

Мышление, как рациональное, так и идеологическое, будучи идеальным, не в состоянии напрямую вступать в познавательное взаимодействие с внешними для него предметами. Рациональное мышление о устроено так, что не в состоянии абсолютно доверять органам чувств и содержит возможность сомнения в достоверности любых знаний, в получении и проверке которых они участвуют. Знание может быть достоверным, но рациональное мышление все равно способно допускать возможность сомнения в его достоверности. Сомнение -- это неизбежный и необходимый компонент рационального мышления и познания, это его сущностная черта. Люди в основном доверяют показаниям органов чувств, иначе они не выжили бы. Однако любой человек сталкивался с тем, что его органы чувств могут давать в силу разных причин ненадежные показания. Поэтому рационально мыслящие люди, особенно наука и инженерия создавали и создают многочисленные средства проверки и перепроверки показаний органов чувств.

Хотя рационально мыслящий человек способен сомневаться в существовании любого внешнего для его сознания ограниченного предмета, однако есть один обладающий границами предмет, в существовании которого люди как с рациональным, так и с идеологическим мышлением при нормальной работе их сознания не способны сомневаться ни при каких обстоятельствах. Таким предметом для них являются они сами вместе с их сознанием. Собственное существование не является для них объектом доказательства. Невозможно мысленно представить себя несуществующим (-ей) или предположительно существующим (-ей) применительно ко времени своего существования. Рациональное мышление устроено так, что поскольку обладающий им человек мыслит себя, то он неизбежно, необходимо мыслит себя существующим, он не может не мыслить себя существующим, но мыслит себя существующим в ограниченных пространстве, времени, отношениях.

Человек с рациональным мышлением не обладает возможностью прямых доказательств своего существования. Оно для него также не самоочевидное. Данные его органов чувств о нем не являются для его мышления безусловно доказательными, они столь же не исключают возможность его сомнения в них, как и данные органов чувств о внешних по отношению к человеку материальных предметах.

Собственное воздействие конкретного рационально мыслящего человека на внешние предметы и этих предметов на него тоже не способно служить для его мышления безусловным подтверждением его (человека) существования, поскольку фиксация их осуществляется органами чувств, которые также порождают в мышлении сомнения в подлинности существования этого человека и внешних предметов. Мышление не способно напрямую выходить в предметный мир и его познавательная и конструктивная (в значении «конструирование») связь с миром осуществляется через органы чувств, надежность данных которых для мышления не абсолютная и неизбежно порождает сомнение. Человек обычно доверяет своим органам чувств, но это доверие не абсолютное и способствует критическому отношению человека к миру и к себе.

Рационально мыслящий человек способен прямо, непосредственно наблюдать с помощью мышления свое сознание, оно является единственным самоочевидным для него предметом, но самоочевидность сознания не способна быть для него прямым доказательством его, т. е. человека, существования, поскольку он не в состоянии прямо соотнести свое сознание ни с какой реальностью, кроме как со своим сознанием, в силу идеальной природы сознания. Данное непосредственное наблюдение им своего сознания дает основание лишь сделать следующий вывод: я мыслю, следовательно, я мыслю. Поэтому каждый человек с рациональным мышлением вопреки изначально заложенной в него возможности сомнения несомненно признает себя посредством веры существующим. Вера – это абсолютная, исключающая возможность сомнения уверенность человека в существовании того, что вообще невозможно доказать рациональным путем. Я верю, что я существую -- это своеобразная аксиома для каждого человека с нормальным рациональным мышлением. Не «cogito, ergo sum» лат. – «мыслю, следовательно существую» (Р. Декарт), т. е. не самоочевидность мышления, непосредственно наблюдаемая в качестве объекта сознанием, является для индивида свидетельством его существования, а его вера в свое существование «ego sum!» лат. -- «я существую!», «я живой!».

Для нормального мышления рационального человека доказательство существования его телесной организации с помощью органов чувств не способно быть абсолютным, оно похоже на доказательство существования внешних по отношению к нему предметов с помощью органов чувств и имманентно содержит возможность сомнения. Однако человек с нормальным рациональным мышлением не сомневается в существовании своей телесной организации. Это обусловлено тем, что рациональный человек не в состоянии мыслить свои мышление, ощущения, чувственные переживания, свое идеальное «Я» отдельно от своей телесной организации, он способен мыслить их только в виде частей его как единого субъекта. Данная невозможность является основанием для веры рационального человека в существование его телесной организации. Рациональный человек верит в существование себя как одновременно материального и идеального субъекта.

Если бы люди как с рациональным, так и с идеологическим мышлением сомневались в своем существовании, то это сомнение сильно затруднило бы им их выживание. Наличие сомнения в собственном существовании подрывало бы надежность действий человека. Но вера рационального человека в собственное существование, в свою реальность, в то, что он есть, что он живет, не способна категорически диктовать человеку мысли и поведение. Рационально мыслящий человек обладает свободой воли относительно своего существования и в состоянии считаться или не считаться с ним. Человек – это единственное живое существо на Земле, которое способно сознательно ставить под угрозу свою жизнь, лишить себя жизни и согласиться на лишение его жизни другими людьми. Это означает, что вера человека в свое существование не обладает в отношении его сознания категорически императивной силой.

Хотя рационально мыслящий человек способен сознательно лишать себя жизни, а значит, способен мыслить, каким путем он способен не существовать, он не в состоянии мысленно отделить себя от своей жизни, мыслить себя отдельно от мысли о своем существовании. Это означает, что он не способен мыслить себя в качестве объекта мысли безотносительно к своему существованию. Мышление рациональным человеком себя неизбежно является мышлением им себя вместе со своим существованием. Это значит, что он не способен ставить вопрос о том, существует ли он. Но такой индивид в состоянии отделять мысль об иных, кроме себя, предметах, в том числе и о другом человеке, от мысли об их существовании и, например, в состоянии ставить вопрос, существуют ли инопланетяне, т. е. сперва мыслить инопланетян, а затем мыслить возможность их существования.

Потому языковое и логическое выражение «Я существую», будучи минимально возможным языковым и логическим оформлением веры рационально мыслящего человеческого индивида в свое существование, не вполне отражает реальность, поскольку отделяет мысль индивида о себе («Я») от мысли индивида о своем существовании («Существую»), что в реальности невозможно. Даже сведение языкового и логического высказывания «Я существую» к высказыванию «Существую», которое в логическом плане фактически является предикатом, хотя и не всеми логиками признается предикатом, не ликвидирует смысловой языковой знак и логический субъект «Я», который в данном случае обязательно предполагается. Чтобы языковое и логическое оформление веры отдельного человека в свое существование больше соответствовало реальности, оно должно иметь некорректную для языка и логики слитную форму «Я-Существую» («Ego-Sum»). «Я-Существую» приблизительно позволяет уловить языковыми и логическими средствами нераздельность мысли рационального человека о себе и его мысли о своем существовании.

Вера человека с рациональным мышлением в свое существование является единственным случаем веры этого мышления. Вера -- это существенная черта идеологического мышления. Хотя данная рациональная вера по своей абсолютной убежденности сопоставима с идеологической верой, однако она не обладает ее повелительностью (императивностью) и категоричностью.

Вера рационального человека в свое существование имеет место потому, что свое существование он вообще не в состоянии абсолютно доказать ни логически, ни практически. Ведь любой нормальный человек не в состоянии мысленно фиксировать свое отсутствие до рождения и свое исчезновение после смерти, относительно которых он мог бы отметить своеобразие себя между рождением и смертью. У конкретного человека есть возможность мыслить о таком своеобразии путем проведения аналогии между собой и другими предметами, особенно другими людьми, рождение и смерть которых он может наблюдать. Но это косвенное рациональное доказательство человеком своего существования, не имеющее абсолютного характера. К тому же при этом доказательстве мышление неизбежно содержит сомнения, которое несут ему органы чувств. Сообщения конкретному рационально мыслящему человеку других людей о его существовании также не являются абсолютным доказательством и не исключают возможность сомнения в них.

Рациональный человек верит в существование себя как такого ограниченного предмета, границы существования которого непосредственно перед временем своего рождения и после своей смерти он не в состоянии мыслить, т. е. не может мыслить, как его не было и как он не будет, а потому он обречен верить в существование этих границ. Когда человек себя мыслит, то мыслит себя только наличествующим. Границы существования нашей ограниченной Вселенной перед ее рождением и после ее смерти рациональный человек способен мыслить, а для того, чтобы мыслить границы собственного существования, у него нет логических инструментов и они невозможны. Потому рациональный человек не в состоянии мыслить себя отдельно от мысли о своем существовании, следовательно, он не способен сомневаться в нем. Вера рационального человека в свое существование обусловлена отсутствием у него возможности для сомнения в своем существовании. Формулу этой веры можно выразить следующим образом: «Я верю, потому что не способен сомневаться», т. е. «Я верю в свое существование, потому что не способен сомневаться в нем».

Рационально мыслящий человек способен мыслить себя только в единстве своих ограниченных предметности и существования. Он не в состоянии мыслить себя как предмет отдельно от мышления своего существования как предмета. Для него мысль о себе – это мысль о своем существовании. Поскольку рационально мыслящий человек себя мыслю, то он мыслит себя только существующим, он не может не мыслить себя существующим.

Вера рационального человека в свое существовании является исходным пунктом и критерием для понимания им существования других предметов, несмотря на то, что она складывается на основе осознания человеком себя в окружающем мире. Но как только у человека с рациональным мышлением вырабатывается в процессе формирования его самосознания вера в свое существование, он становится антропоцентричным и оценивает существование мира относительно собственного существования. Данные органов чувств конкретного человека предположительно свидетельствуют для его мышления о том, что внешний мир, даже самый своеобразный, чем-то похож на него, безусловно существующего, и потому с высокой долей уверенности его мышление в состоянии заключить, что этот мир существует. Вера человека с рациональным мышлением в свое существование является для него мерилом уверенности в существовании окружающего его мира.

Человек с чисто идеологическим мышлением верит в собственное существование также, как и человек с рациональным мышлением. Идеологическое мышление признает существование ограниченных предметов, способно сомневаться в существовании любых внешних для его сознания ограниченных предметов, за исключением тех, вера в существование которых предписана человеку с таким мышлением его идеологическим мировоззрением. Однако в отличие от рационального мышления, признающего осуществимыми только ограниченные предметы, идеологическое мышление категорически императивно признает осуществимость безгранично идеализированных предметов (напр., бесконечной целевой причины мира, богочеловека, абсолютно совершенного общества). Фундамент идеологического мышления составляет признание осуществимости бесконечных основ (первооснов) мироздания (напр., бога, материи, абсолютной идеи) и их будто бы проявления в ограниченных предметах (напр., воли безграничного бога, диалектических законов бесконечной материи).

Идеологический человек верит в свое существование также посредством веры в существование бесконечной основы мироздания, безусловно мысля себя причастным к этой основе в качестве ее случайного или необходимого проявления, будто бы несущего в себе черты бесконечной основы. Вера конкретного человека с идеологическим мышлением в существование бесконечной основы мира и в ее проявление в ограниченных предметах имеет категорически императивный характер и неумолимо диктует ему взгляд на мир и на поведение в нем в соответствии со своим содержанием. Наличие у человека с идеологическим мышлением веры в существование бесконечного начала мира является для него свидетельством собственного существования. Поскольку идеологическая вера в силу ее категорической императивности определяет мышление и поведение идеологического человека как неодолимый закон, то выглядит для него несомненной очевидной реальностью. Формула идеологической веры человека в свое существование такова: «Я верю в существование бесконечного начала мироздания, следовательно я существую».

* * *

Нормальный человек не в состоянии мыслить себя не существующим или предположительно существующим. Он себя мыслит только существующим. Наша вера в свое существование, которое мы мыслим и переживаем – это то, что всегда с нами, пока мы себя сознаем, мыслим. Полная уверенность людей в своем существования – это исходный пункт не только познания и конструирования ими мира, но и их самосознания. Без самосознания нет личности. Но вера современных людей в свое существование – это продукт длительного исторического рождения человечества и его поступательного развития, в процессе которых формировалась способность людей к самосознанию, а также является продуктом социализации людей, в ходе которой в процессе взросления осуществляется превращение юного человеческого индивида в личность, формируется его самосознание.

13. 12. 2011

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 237
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения