БЕЗУСЛОВНАЯ УВЕРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В СВОЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ

Перейти вниз

БЕЗУСЛОВНАЯ УВЕРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В СВОЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ Empty БЕЗУСЛОВНАЯ УВЕРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В СВОЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:09 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

БЕЗУСЛОВНАЯ УВЕРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В СВОЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ
(рациональные и идеологические особенности)

Данная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Идеологическое (внерациональное) мышление верит в осуществимость безгранично, в том числе бесконечно идеализированных предметов (абсолютно совершенного общества, бесконечной основы мира). Оно их конструирует с помощью безграничной идеализации и они способны существовать только в нем, однако оно посредством идеологической веры категорически императивно полагает, будто они не являются идеализациями и якобы существуют не только в виде мысли, но и осуществимые вне мысли о них как действительность, как прошлое или как неизбежно реализуемая возможность. На идеологическом мышлении и на использовании созданных им и категорически императивно признаваемых им посредством идеологической веры осуществимыми безгранично идеализированных предметов основаны религия, философия, теософия и др. идеологические взгляды на мир. Идеологическое мышление нереалистичное. В отличие от идеологического мышления рациональное мышление признает осуществимыми только неидеализированные конечные предметы, т. е. предметы, не только обладающие относительно друг друга конечными границами пространства, времени, количества, качества, формы, содержания, детерминации и др., но и в которых ограниченно, неполно проявилась их конечная сущность в силу действия ограничивающих ее проявление различных конечных факторов, а безгранично идеализированные конечные предметы хотя и мыслятся рациональным мышлением обладающими границами относительно друг друга, но мыслятся в виде как бы не ограниченного никакими факторами проявления их сущности. Рациональное мышление в науке и инженерии конструирует с помощью безграничной идеализации безгранично идеализированные предметы (напр., точка, абсолютно черное тело, машина Карно) в качестве своих методологических инструментов, изначально считая их неосуществимыми. На рациональном мышлении основаны наука, инженерия, здравый смысл, отчасти искусство. Рациональное мышление реалистичное. Оно познает и конструирует мир, используя практические доказательства. Рациональное мышление и идеологическое мышление, будучи идеальными в смысле нематериальными, не в состоянии непосредственно вступать в познавательное взаимодействие с внешними для них предметами.

Мышление устроено так, что не в состоянии абсолютно доверять органам чувств. Однако рациональное мышление в отличие от идеологического мышления опирается не на веру, а на доказательства в конечном счете с использованием данных органов чувств и потому содержит возможность сомнения в достоверности любых знаний о конкретных конечных предметах, в получении и проверке которых органы чувств участвуют. Даже если рациональное знание достоверное, рациональное мышление все равно способно допускать возможность сомнения в его достоверности. Сомнение -- это неизбежный и необходимый компонент рационального мышления и познания, это его сущностная черта. Люди в основном доверяют данным органов чувств, иначе они не выжили бы. Однако любой человек сталкивался с тем, что его органы чувств могут давать в силу разных причин ненадежные показания. Поэтому рационально мыслящие люди, особенно ученые и инженеры создавали и создают многочисленные средства проверки и перепроверки данных органов чувств.

Рациональное мышление способно сомневаться в существовании любых конечных предметов вне мысли о них, за исключением существования тех конечных предметов, образы которых являются первичными предметными формами мышления (существования только конечных предметов, конечных объективной и субъективной реальности и др.), в том числе существования одного конкретного конечного предмета, в существовании которого люди как с рациональным, так и с идеологическим мышлением при нормальной работе этих типов мышления не способны сомневаться ни при каких условиях. Таким конечным предметом являются для них они сами вместе с их сознанием. Собственное существование не является для людей объектом доказательства. Невозможно мысленно представить себя несуществующим (-ей) или предположительно существующим (-ей) применительно ко времени своего существования. Рациональное мышление устроено так, что поскольку обладающий им человек мыслит себя, то он неизбежно, безусловно, несомненно мыслит себя существующим, он не может не мыслить себя существующим, но мыслит себя существующим в конечных пространстве, времени, отношениях с другими конечными предметами.

Человек с рациональным мышлением не обладает возможностью прямых эмпирических доказательств Для человека с нормальным рациональным мышлением его существование не является для него самоочевидным. Данные его органов чувств о его существовании не являются для его мышления безусловно доказательными, они столь же не исключают возможность его сомнения в этих данных, как и данные органов чувств о внешних по отношению к человеку материальных предметах.

Собственное воздействие конкретного рационально мыслящего человека на внешние по отношению к нему предметы и этих предметов на него тоже не способно служить для его мышления безусловным подтверждением его (человека) существования, поскольку их фиксация осуществляется органами чувств, которые способны породить в мышлении этого человека сомнения в подлинности собственного существования и существования внешних по отношению к нему предметов. Мышление не способно непосредственно взаимодействовать с находящимся вне него предметным миром и его познавательная связь с ним осуществляется через органы чувств, надежность данных которых для мышления не абсолютная и неизбежно порождает сомнение. Человек обычно доверяет своим органам чувств, но это доверие не абсолютное и способствует критическому отношению человека к миру и к себе.

Рациональная личность не в состоянии мысленно фиксировать свое отсутствие до рождения и свое исчезновение после смерти, относительно которых он мог бы отметить своеобразие себя между рождением и смертью. У конкретного человека есть возможность мыслить о таком своеобразии путем проведения аналогии между собой и другими предметами, особенно другими людьми, рождение и смерть которых он может наблюдать. Но это косвенное рациональное доказательство человеком своего существования, не имеющее безусловного характера. К тому же при этом доказательстве мышление неизбежно содержит сомнения в данных органов чувств. Сообщения конкретному рационально мыслящему человеку других людей о его существовании также не являются абсолютным доказательством и не исключают возможность сомнения в них.

Рационально мыслящий человек способен непосредственно наблюдать с помощью своего мышления свое сознание, оно является единственным самоочевидным для него предметом, но самоочевидность сознания не способна быть для этого человека безусловным доказательством собственного материального существования, поскольку он в состоянии с помощью своего сознания непосредственно наблюдать только свое сознание. Данное непосредственное наблюдение рациональной личностью своего сознания дает основание лишь сделать следующий вывод: я мыслю, следовательно, я мыслю. Поэтому каждый человек с рациональным мышлением вопреки изначально заложенной в это мышление в качестве свойства возможности сомнения посредством рациональной безусловной уверенности несомненно признает себя существующим. Лишь условно данную несомненную рациональную уверенность можно считать рациональной верой. Рациональная безусловная уверенность – это исключающая возможность сомнения уверенность рационального мышления в существовании того, что не поддается доказательству рациональным путем и принадлежит к первичным формам рационального мышления. Я безусловно уверен, что я существую -- это своеобразная аксиома для каждого человека с нормальным рациональным мышлением, это его априорный взгляд на себя. Не «cogito, ergo sum» (лат.) -- не «мыслю, следовательно существую» (Р. Декарт – 1596 -- 1650), т. е. не самоочевидность сознания, непосредственно наблюдаемого им в процессе самонаблюдения, убеждает обладающего рациональным мышлением индивида в его существовании, а безусловная уверенность рациональной личности в своем существовании дает ей основание мыслить «ego sum!» (лат.) -- «я существую!», «я живой!».

Для нормального мышления рационального человека доказательство существования его телесной организации с помощью органов чувств не способно быть абсолютным, оно похоже на доказательство существования внешних по отношению к нему предметов с помощью органов чувств и имманентно содержит возможность сомнения. Данная невозможность доказательства компенсируется для рационального человека его безусловной уверенностью в существование его телесной организации и в то, что наблюдаемое им собственное сознание связано с его телесной организацией. Рациональный человек несомненно уверен в существование себя как одновременно материального и идеального в смысле нематериального существа.

Если бы люди как с рациональным, так и с идеологическим мышлением сомневались в своем существовании, то это сомнение сильно затруднило бы им их выживание. Наличие сомнения в собственном существовании подрывало бы надежность действий человека. Но безусловная уверенность рационального человека в собственном существовании, в том, что он есть, что он живет не идентичная идеологической вере и не способна категорически диктовать человеку содержание его мыслей и его поведение. Она не обладает категорической императивностью, присущей идеологической вере, а обладает естественной императивностью, присущей первичным предметным логическим формам рационального мышления, обусловливающим эту несомненную уверенность. Рационально мыслящий человек обладает свободой воли относительно своего существования и в состоянии считаться или не считаться с ним. Человек – это единственное живое существо на Земле, которое способно намеренно ставить под угрозу свою жизнь, лишить себя жизни и согласиться на лишение его жизни другими людьми.

Хотя рационально мыслящий человек способен сознательно лишать себя жизни, а значит, способен мыслить, каким путем он способен не существовать, он не в состоянии мысленно отделить себя от своей жизни, мыслить себя отдельно от мысли о своем существовании. Это означает, что он не способен мыслить себя в качестве объекта мысли безотносительно к своему существованию. Мышление рациональным человеком себя неизбежно является мышлением им себя вместе со своим существованием. Это значит, что он не способен ставить вопрос о том, существует ли он. Но рациональная личность в состоянии отделять мысль об иных, кроме себя, предметах, в том числе и о другом человеке, от мысли об их существовании и, например, в состоянии ставить вопрос, существуют ли инопланетяне, т. е. в состоянии сперва мыслить инопланетян, а затем мыслить, возможно ли их существование.

Потому языковое и логическое выражение «Я существую», будучи минимально возможным языковым и логическим оформлением безусловной убежденности рационально мыслящего человеческого индивида в своем существовании, не вполне отражает реальность, поскольку отделяет мысль индивида о себе («Я») от мысли индивида о своем существовании («Существую»), что в реальности невозможно. Даже сведение языкового и логического высказывания «Я существую» к высказыванию «Существую», которое в логическом плане фактически является предикатом, хотя и не всеми логиками признается предикатом, не ликвидирует смысловой языковой знак и логический субъект «Я», который в данном случае обязательно предполагается. Чтобы языковое и логическое оформление безусловной уверенности отдельного человека в своем существовании больше соответствовало реальности, оно должно иметь некорректную для языка и логики слитную форму «Я-Существую» («Ego-Sum»). «Я-Существую» приблизительно позволяет уловить языковыми и логическими средствами нераздельность мысли рационального человека о себе и его мысли о своем существовании.

Рациональный человек несомненно уверен в существовании себя как такого конечного предмета, границы существования которого непосредственно перед временем своего рождения и после своей смерти он не в состоянии мыслить, т. е. не может мыслить, как его не было и как он не будет существовать, а потому он обречен быть безусловно уверенным в существовании этих границ. Когда человек себя мыслит, то мыслит себя только существующим. Границы существования нашей ограниченной Вселенной перед ее рождением и после ее смерти рациональный человек способен мыслить, а для того, чтобы мыслить границы собственного существования, у него нет логических инструментов и они невозможны. Потому рациональный человек не в состоянии мыслить себя отдельно от мысли о своем существовании, следовательно, он не способен сомневаться в нем. Несомненная убежденность рационального человека в своем существовании обусловлена отсутствием у него возможности для сомнения в своем существовании. Формулу этой безусловной уверенности можно выразить следующим образом: «Я безусловно уверен, потому что не способен сомневаться», т. е. «Я безусловно уверен в своем существовании, потому что не способен сомневаться в нем».

Рационально мыслящий человек способен мыслить себя только в единстве своих конечных предметности и существования, поскольку не в состоянии мыслить себя как предмет отдельно от мышления своего существования как предмета. Для него его мысль о себе – это его мысль о своем существовании. Поскольку рационально мыслящий человек себя мыслит, то он мыслит себя только существующим, он не может не мыслить себя существующим.

Безусловная уверенность рационального человека в своем существовании является исходным пунктом и критерием для понимания им существования других предметов, несмотря на то, что она формируется на основе осознания человеком себя в окружающем мире. Как только у человека с рациональным мышлением вырабатывается в процессе формирования его самосознания безусловная уверенность в своем существовании, он становится эгоцентричным в отношении мышления других конкретных предметов и оценивает существование других конкретных предметов относительно собственного существования. Данные органов чувств конкретного рационального человека предположительно свидетельствуют для его мышления о том, что другие конкретные предметы, даже самые своеобразные, чем-то похожи на него, несомненно уверенного в своем существовании, и потому с высокой долей уверенности его мышление в состоянии заключить, что другие конечные предметы существуют. Безусловная уверенность человека с рациональным мышлением в своем существовании является для него мерилом уверенности в существовании других конечных предметов.

Человек с чисто идеологическим мышлением тоже безусловно уверен в собственном существовании, как и человек с рациональным мышлением. Идеологическое мышление признает существование конечных предметов. Однако в отличие от рационального мышления, признающего осуществимыми только конечные неидеализированные предметы, идеологическое мышление категорически императивно с помощью идеологической веры признает осуществимость безгранично, в том числе бесконечно идеализированных им предметов (напр., бесконечной целевой причины мира, богочеловека, абсолютно совершенного общества), однако не мыслимых им в качестве идеализированных. Фундамент идеологического мышления составляет признание осуществимости бесконечной основы мироздания (напр., бесконечных бога, материи, абсолютной идеи) и их будто бы проявления в конечных предметах (напр., воли бесконечного бога, диалектических законов бесконечной материи).

В отличие от рациональной личности идеологическая личность не только безусловно уверена в своем существовании подобно рациональной личности, но также с помощью идеологической веры в якобы существование бесконечной основы мироздания категорически императивно мыслит себя причастной к этой основе в качестве будто бы ее проявления, якобы несущего в себе черты бесконечной основы. Вера конкретного человека с идеологическим мышлением в якобы существование бесконечной основы мира и в ее будто бы проявление в конечных предметах имеет категорически императивный характер и неумолимо диктует ему взгляд на мир и на поведение в нем в соответствии со своим содержанием. Наличие у человека с идеологическим мышлением идеологической веры в якобы существование бесконечной основы мироздания является для него категорически императивным свидетельством собственного существования. Поскольку идеологическая вера категорически императивно повелевает обладающей ею идеологической личности рассматривать конкретное содержание идеологического взгляда на мир как якобы абсолютную истину, то это содержание выглядит для идеологической личности несомненным отражением реальности. Формула идеологической веры человека в свое существование такова: «Я безусловно уверен в своем существовании и я верю в существование бесконечной основы мироздания, следовательно я верю в свое существование как ее проявление».

* * *
Заключение

Человек с нормальным рациональным, так и идеологическим мышлением не в состоянии мыслить себя не существующим или предположительно существующим. Он себя мыслит только существующим. Безусловная уверенность любого человека в своем существовании – это то, что всегда с ним, пока мы себя мыслит. Безусловная уверенность людей в своем существовании – это исходный пункт не только познания ими мира, но и их самосознания.

13. 12. 2011

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывшие адреса текст:а «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru. "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 242
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения