ДЕИДЕАЛИЗАЦИЯ И АНТИИДЕАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ КРИТИКИ ИДЕОЛОГИИ

Перейти вниз

ДЕИДЕАЛИЗАЦИЯ И АНТИИДЕАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ КРИТИКИ ИДЕОЛОГИИ Empty ДЕИДЕАЛИЗАЦИЯ И АНТИИДЕАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ КРИТИКИ ИДЕОЛОГИИ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:12 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ДЕИДЕАЛИЗАЦИЯ И АНТИИДЕАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ КРИТИКИ ИДЕОЛОГИИ
(идеологоведческий подход)

В данной статье я веду исследование с позиции разработанной мной концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

* * *

Обеспечение выживания человечества нуждается в исследовании наукой всего, что поддается научному познанию. Недополученное научное знание вследствие накладываемых идеологиями (и вообще людьми) ограничений на научное познание может оказаться тем недостающим звеном научной картины мира, отсутствие которого существенно исказит ее, сузит диапазон практического применения научного знания или вообще негативно деформирует практическую деятельность и даже обусловит гибель человечества.

Если сознанием людей овладевает идеология, то они нуждаются не в идеях оппонентов, а в цепях для них. Идеологией являются идеи безгранично, в том числе бесконечно идеализированных предметов, признаваемые с помощью идеологической веры идеологическим мышлением их приверженцев как якобы безусловно истинное отражение реальности, но которые рациональное мышление либо считает нереалистичными (идеи безгранично идеализированных конечных предметов, напр., полностью совершенного общества), либо не способно мыслить их содержательно (идеи бесконечно идеализированных предметов, напр., бесконечной основы мира). Идеологические безгранично идеализированные предметы создаются присущим не всем людям идеологическим мышлением и с помощью идеологической веры признаются безусловно истинными людьми, обладающими идеологическим мышлением. Особенностью идеологического мышления является то, что оно с помощью веры признаёт якобы существующей бесконечную основу мира и её будто бы проявление в конечных предметах, а рациональное мышление не способно содержательно мыслить идею бесконечности и признаёт возможность осуществимости только конечных, причём не идеализированных мышлением предметов. Если властью государств овладевает идеология, то они нуждаются не в демиургах, а в рабах. Идеологическая вера – это злейший враг внутренней духовной свободы личности, а идеологизированная государственная власть – это злейший враг социальной свободы, в том числе проявления интеллектуальной свободы. Внутренняя и внешняя свобода людей жизненно необходимы для развития и реализации творческого интеллекта. В современную эпоху научно-технической революции становящийся массовым во всех сферах общественного производства основанный на творчестве профессиональный интеллектуализированный труд превращается в решающую производительную силу общества и в главный фактор его прогресса, без которого невозможно повышение жизнеспособности человечества. Поэтому борьба с идеологией – это борьба за выживание человечества. Устранить идеологические взгляды на мир невозможно, т. к. всегда рождались и будут рождаться люди с предрасположенностью к идеологическому мышлению. Но можно и нужно добиваться ограничения влияния идеологии на общество и превращения идеологической веры в якобы её безусловную истинность в личное дело адептов идеологий.

Критика любой идеологии требует высокой профессиональной подготовки, фундаментальных научно-теоретических знаний об идеологии и научных методов критики. С рационально-научной позиции видно, что даже самая примитивная идеология – это очень сложное идейное сооружение, в котором используются абстракции высокого уровня в виде идей мысленно сконструированных безгранично, в том числе бесконечно идеализированных предметов, которые ее приверженцы посредством веры признают осуществимыми вне идей о них и которые мыслятся ими не абстрактными, а конкретными предметами. Так, даже идеи всемогущих богов в первобытных языческих религиях – это абстрактные образы сложных безгранично идеализированных предметов. Осознанное применение научно обоснованных методов критики идеологий, разработанных с помощью науки об идеологии (идеологоведения), способно существенно повысить эффективность этой критики.

Диктаторская власть предпочитает опираться на идеологию, а демократическая власть демократических предпочитает опираться в управлении государством не на идеологию, которая внерациональная и отделена от выработки и принятия управленческих решений, а на науку, социальную инженерию, нередко на здравый смысл, которые рациональны. Основанные на рациональном мышлении наука и социальная инженерия способны быть наиболее эффективными инструментами управления полноценным правовым государством. Они необходимы для определения желаемых социально-экономического строя, устройства государства, власти, для разработки успешных управленческих решений, для определения оптимальных целей поступательного общественного развития и др. Потому ученые и социальные инженеры способны быть плодотворными помощниками управления правовым государством. Полноценное правовое государство отделяет от себя идеологию и посредством правового закона признает приверженность ей лишь личным делом граждан.

Официальное использование идеологии в качестве идейного инструмента управления государством характерно для диктатур. Это обусловлено как минимум следующими причинами. Во-первых, диктаторы строят государство наподобие живого организма с жестким централизованным управлением во главе с ними, в котором гражданам придают функцию его клеток, а социальным институтам придают функцию его органов, и сколачивают диктаторское устройство государства, удерживают и укрепляют его преимущественно с помощью насилия над гражданами, т. е. посредством принуждения. Но возможности насилия в управлении государством и в обеспечении диктаторской власти ограничены. Поэтому диктатуры жизненно нуждаются идеологии, поскольку она использует обладающую силой категорического императива идеологическую веру в якобы безусловную истинность идеологии. Она служит дополнительным средством укрепления диктатур. Если граждане уверуют в официальную идеологию, то они уверуют в якобы необходимость диктатуры и диктатора. Официальная идеология категорически обосновывает их якобы необходимость будто бы неизбежным проявлением бесконечной основы мироздания (бесконечных воли или законов). В ней это обоснование является центральным, хотя и не всегда открытым. Во-вторых, нередко диктаторы обладают идеологическим мышлением и нуждаются в идеологии как идейном руководстве в личной жизни, в мыслях, в переживаниях и в управлении государством.

Образы безгранично идеализированных идеологическим мышлением, т. е. безгранично преувеличенных или преуменьшенных им (в положительную, в отрицательную или в ту и в другую стороны) жизненно значимых (жизненно ценных) для идеологических личностей реальных или надуманных предметов и их черт (общественных отношений, устройства власти, качеств правителей, основ мира, влияющих на человека сил и др.), которые посредством веры категорически признаются адептами идеологий осуществимыми, являются узловыми ячейками идеологий, ядром идеологий и составляют их сущность. Безграничная идеализация – это мысленное доведение сущности предмета или его черт до полного не ограниченного никакими факторами проявления. В реальности такое проявление любой сущности невозможно. Безграничная идеализация представляет собой мысленное конструирование безграничного предмета: 1. посредством мысленного устранения факторов, мешающих полному проявлению сущности у одной, у нескольких или у всех черт реального предмета (пространственной, временной, количественной, качественной, причинной, ценностной и др.), которое может сопровождаться мысленной элиминацией каких-либо черт идеализируемого предмета; 2. или посредством мысленного наделения реального предмета новыми безграничными чертами, которое также может включать мысленную элиминацию каких-либо его черт; 3. или посредством мысленного создания не имеющего прототипа в реальности нового предмета с безграничными чертами; 4. или посредством мысленной комбинации двух или трех названных выше способов конструирования безграничного предмета. К безгранично идеализированным предметам принадлежат точка, актуальная бесконечность, абсолютно твёрдое тело, абсолютно чёрное тело, идеальный газ, идеальный раствор, машина Карно, машина Тьюринга, нравственный категорический императив И. Канта, идеальный тип М. Вебера, коммунистическое общество К. Маркса, всемогущий Бог в христианстве, бесконечная материя в диалектическом материализме, прекрасное само по себе Платона, абсолютные мировые добро и зло в манихействе и др. Безгранично идеализированные предметы создают идеологическое мышление в идеологии и рациональное мышление в науке, инженерии, в неидеологизированном искусстве.

Создаваемые рациональным мышлением в науке, инженерии, неидеологизированном искусстве безгранично идеализированные предметы (напр., прямая линия, абсолютно черное тело, идеальный раствор, машина Тьюринга, абсолютно формализованная организация, Дон Кихот) изначально рассматриваются в них как вообще не осуществимые, но как имеющие или могущие иметь ограниченные предметные прототипы в реальном мире, и используются ими в качестве необходимых для решения их задач инструментов, напр., в качестве средств познания и проектирования в науке и инженерии, в качестве художественных образов в искусстве.

Идеологические безгранично идеализированные предметы (напр., всемогущий бог, бесконечная материя, мировая воля, абсолютно совершенное общество, мессия) изначально категорически императивно мыслятся адептами идеологий, в которых использованы данные безгранично идеализированные предметы, безусловно осуществимыми и идеи данных предметов оцениваются этими адептами посредством веры как якобы абсолютно истинные знания о реальности.

Идеологии создаются всеми средствами, способными выражать их идеи безгранично идеализированных предметов: теоретическими, специализированно-эмпирическими, художественными, с помощью мифов, средствами обыденного сознания. Идеологии нередко используют рационально добытые объективные факты, рациональные научные и инженерные теоретические идеи, рациональные идеи, созданные с помощью здравого смысла, рациональные художественные образы, приспосабливая их к идеологическим идеям посредством их деформации и включения в их содержание идеологических идеализированных предметов, а также посредством включения рациональных идей в содержание идеологических идеализированных предметов (напр., согласно неотомизму, естественные причины конечных вещей являются вторичными, а причиной всех причин является всемогущий Бог).

Идеологий было и есть очень много, в т. ч. равновеликих. Большое число идеологий умерло и не имеет адептов, много идеологий в каждый момент времени умирает и теряет адептов. Но непрерывно рождаются новые идеологии, обретающие своих адептов. Каждая идеология считает себя абсолютно истинным взглядом на мир и лишь себя считает единственно истинным взглядом на мир и нетерпима к притязаниям других идеологий и неидеологических, в том числе научных взглядов на истинность. Поэтому только одна идеология способна быть официальной. Две и больше равновеликих идеологий не способны ужиться в качестве официальных. Это один из законов идеологии. Законом идеологии является также то, что функционирование официальной идеологии неизбежно обусловливает устранение или ограничения функционирования этой идеологией и опирающейся на неё государственной властью других идеологических взглядов, а также тех рациональных взглядов, в т. ч. научных и инженерных идей, в которых власть и ее идеологи усматривают угрозу официальной идеологии, обязательно обусловливает принуждение официальной идеологией и опирающейся на неё властью всех граждан к признанию официальной идеологии единственно истинной, к пониманию ими мира и к действию в нём сообразно ей, а также неизбежно обусловливает ограничение прав и свобод граждан, в т. ч. свободы совести, мысли, творчества, слова.

Идеологии без идеологического осмысления якобы бесконечной основы мира мёртвые, т. е. не способны иметь или длительное время иметь искренних приверженцев. Осмысление основы мироздания с помощью её бесконечной идеализации является необходимым компонентом и фундаментом идеологий. Основы мира идеологически осмысливается в нерелигиозных мифах (в основном в первобытную эпоху), в религии, в философии, в теософии, являющихся специализированными идеологиями. Иногда основы мира идеологически осмысливаются средствами искусства, обыденного сознания, которые не специализированные в создании идеологических идей и по способности идеологически осмысливать основу мироздания уступают средствам религии и особенно философии. Самыми развитыми средствами идеологического осмысления основы мира обладает философия. К этим средствам принадлежат в первую очередь философские категории, принципы, законы. Без современных для конкретного исторического времени философских учений об основе мира идеологическое сознание общества является архаичным.

Однако идеологии не сводятся только к осмыслению основы мироздания. Идеологии осмысливают наряду с будто бы бесконечной основой мира также конечных предметы, безгранично идеализируя их как якобы проявление бесконечной основы мироздания. Идеологические взгляды, порождаемые идеологической безграничной идеализацией конечных предметов, например, социальные идеологии (коммунистические, анархистские, фашистские, религиозно-социальные и др.) с их идеями абсолютных спасителей человечества (мессий, гениев всех времен и народов и т. п.), совершенных человека и общества, якобы существовавших в прошлом, существующих в настоящем или неизбежно осуществимых в будущем опираются на идеи бесконечно идеализированной основы реальности, из которых как из будто бы абсолютной причины выводятся безгранично идеализированные конечные предметы. Идеологии без бесконечно идеализированной ими основы мироздания не способны породить веру в осуществимость безгранично идеализированных ими конечных предметов мироздания. Идеи о якобы существовании бесконечной основы мира используются в идеологиях для безусловного объяснения с помощью них конечных предметов и для категорического нормирования ими (напр., в виде идеологических моральных правил), опираясь на них, поведения обладающих идеологическим мышлением людей. Так, чтобы склонные к идеологической вере люди поверили во всемудрость конкретной конечной личности, сообразно законам идеологии необходимо изобразить его земным олицетворением высшей бесконечной необходимости, напр., бога, которым (земным олицетворением бога Зевса) царь Македонии Александр Македонский будто бы приказал считать его, или проявлением высшей бесконечной необходимости, в частности, мессией, посланником бога (как, напр., И. Христа), или создателем будто бы единственно истинной научной философии о якобы бесконечной основе мира (как, напр., К. Маркса), или подлинным продолжателем дела мессии (как, напр., апостола Павла), или подлинным продолжателем дела создателя якобы единственно истинной философии о будто бы бесконечной основе мира (как, напр., В. Ленина).

Все идеологии категорически настаивают на том, что мысленные предметы, которые рациональное мышление оценивает как мысленно сконструированные идеологическим мышлением безгранично идеализированные предметы, неосуществимые в реальности или вообще содержательно немыслимые (бесконечно идеализированные предметы), а значит не могут быть объектом доказательства, будто бы безусловно осуществимые и якобы с необходимостью существуют, существовали или будут осуществлены в изображенном идеологией виде. Идеология не в состоянии логически и практически доказать осуществимость идеологических безгранично идеализированных предметов и в ней отсутствие возможности такого доказательства компенсирует вера в их якобы осуществимость.

Противоположность идеологических сознания и его мышления – это рациональные сознание и его мышление. На их применении основаны наука, инженерия, неидеологизированное искусство, здравый смысл. Рациональный взгляд на мир – это реалистичный взгляд. Но если искусство может быть не только рациональным, но и идеологизированным, то наука, инженерия и здравый смысл только рациональные и опираются не на веру, а на доказательство в конечном счёте с помощью практики. Потому даже в самых обоснованных научных и инженерных идеях содержится возможность сомнения. Основанные на рациональном мышлении наука и инженерия признают возможность осуществимости только всецело конечных предметов, причём неидеализированных, и возможность практического доказательства их осуществимости. Поэтому их концепции, основанные на идеях научных безгранично идеализированных предметов, которые изначально признаются ими вообще не осуществимыми, но имеющими или могущими иметь неидеализированные прототипы в реальном мире в виде конечных предметов с ограниченным проявлением их сущности, обладают объективной истинностью и общезначимостью. Применяемое в науке и инженерии рациональное мышление рассматривает безгранично идеализированные предметы в идеологии как вообще неосуществимые, если это безгранично идеализированные конечные предметы (напр., полностью справедливое общество, всезнающий правитель), и как вообще недоказуемые логикой и практикой на предмет осуществимости, если это бесконечно идеализированная основа мира (напр., бесконечные материя, бог), которые рациональное мышление не способно содержательно мыслить.

С позиции рационально-научного (идеологоведческого) подхода идеология – это нереалистичный безгранично идеализирующий взгляд на мир, основанный на вере, т. е. абсолютной убежденности в осуществимости сконструированных идеологическим мышлением безгранично идеализированных предметов. Составляющие основу идеологий идеи безгранично идеализированных предметов, с помощью веры признаваемых осуществимыми, вообще не способны обладать объективной истинностью и общезначимостью и потому противоположные научному знанию. Только адептами конкретных идеологий они признаются посредством идеологической веры абсолютно истинными и общезначимыми. Адепт конкретной идеологии категорически считает, что её идеи, которым он привержен, абсолютно истинные для всех людей и для всех времен, т. е. что они будто бы обладают объективной истинностью и общезначимостью для всего человечества. Вера в осуществимость безгранично идеализированных предметов конкретной идеологии обладает для ее приверженцев побудительной силой категорического императива (повеления). Искренний приверженец конкретной идеологии видит мир, переживает его, объясняет его и действует в нем так и только так, как ему предписывает его идеология.

Потому не идеология, а наука и инженерия в состоянии быть эффективным средством управления государством. С точки зрения эффективности даже использование в управлении здравого смысла предпочтительней использования идеологии. Использование государственной властью идеологии в качестве инструмента управления делает управление неэффективным, угрожает жизнеспособности страны. Неразумно руководствоваться идеями о предметах, которые вообще неосуществимые или осуществимость которых вообще недоказуема рациональным мышлением логически и практически, поскольку оно не в состоянии содержательно мыслить идеи о них. Попытка реанимировать средневековый контроль религией науки и осуществить ее религиозную идеологизацию навязыванием ученым идеи о якобы совместимости религии и науки, навязыванием науке принципов религии вообще и конкретных религий, в частности, в качестве высшего знания и высшего методологического регулятора научного познания, внедрением религиозной веры в науку в качестве критерия истинности научного знания ведет к деформации рациональных мышления, научной картины мира и общенаучного мировоззрения, а также научных понятий, терминов, принципов, методов и средств познания, научного познания и научного знания, этики науки, к сковыванию науки религией, к превращению науки в служанку религии, а ученых – в идейных рабов служителей религии. Учёные с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением могут поддаться такому контролю.


Последний раз редактировалось: Admin (Ср Янв 30, 2019 6:46 pm), всего редактировалось 8 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 242
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ДЕИДЕАЛИЗАЦИЯ И АНТИИДЕАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ КРИТИКИ ИДЕОЛОГИИ Empty ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:12 pm

Поскольку идеи безгранично идеализированных предметов – это узловые ячейки идеологий, то их целесообразно избрать основным объектом рационально-научной антиидеологической критики. Поражая их, критик повреждает системы идеологических взглядов в целом. Антиидеологическая критика полезная людям с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, которых много, однако такая критика не влияет на людей с идеологическим мышлением, в том числе приверженным конкретным идеологическим взглядам. Рациональную деидеализацию идеологии средствами науки и инженерии, которые являются высшими формами рациональности, вижу главным методом антиидеологической критики. Она состоит в изображении предметов, которые безгранично идеализированы идеологией (напр., в идеях всецело совершенного общества, богочеловека), такими, какими они являются или способны быть на самом деле, т. е. неидеализированными конечными предметами, несовершенными и ни при каких обстоятельствах не могущими быть иными или которые могут быть даже выдуманными. В научно-инженерной деидеализации используются такие инструменты рационального доказательства, как объективные научные факты, подтвержденные научные теории, логические обоснования, практическая проверка и др. Менее эффективная и доказательная рациональная деидеализация с помощью здравого смысла, который тоже рационален. При деидеализации он может использовать иронию, сарказм и т. п. средства. Однако рациональная деидеализация применима только к безгранично идеализированным конечным предметам, а не к бесконечно идеализированной основе реальности. Яркие примеры такой деидеализации – это развенчание религиозных культов в светских государствах, развенчание официальной властью бывшего Советского Союза культа личности И. Сталина как якобы всемудрого гения, деидеализация в период перестройки в бывшем СССР В. Ленина как якобы источника абсолютной истины, марксизма-ленинизма как будто бы единственно верного учения, этатистской советской модели социализма как будто бы единственно прогрессивного этапа общественного прогресса. Ведь любые идеологические, в т. ч. религиозные культы – это безграничная идеализация.

Но если идеология не мёртвая, а живая, т. е. имеет искренних приверженцев, готовых пожертвовать своей судьбой и даже жизнью ради своих идеологических взглядов, то сломать их веру в безусловную истинность их взглядов рациональной деидеализацией невозможно, поскольку их идеологический тип мышления противоположный рациональному типу мышления. У идеологической веры есть собственные внутренние законы жизни. Ведь она не основана на рациональных доказательствах. Но даже если идеологическая вера у искренних приверженцев конкретной идеологии взломана, они не переходят на позиции рационализма, а принимают новый идеологический взгляд. Однако искренних приверженцев у любой идеологии не очень много. По приблизительной оценке, людей с искренней идеологической верой ок. 7 -- 12%.

А вот вера в якобы существование такого безгранично идеализированного предмета, как бесконечная основы реальности, напр., вера в существование абсолютной идеи Гегеля, бесконечной материи, бесконечного бога вообще не поддается рациональной деидеализации, т. к. рациональное мышление не в состоянии даже содержательно мыслить бесконечность в качестве объекта познания, а значит, не способно вообще ничего сказать о её существовании: ни предположить её существование, ни доказать, ни опровергнуть, а способно лишь молчать.

Предрасположенность к рациональному видению мира (рациональному типу мышления, признающему возможность существования только всецело конечных неидеализированных предметов) и к идеологическому видению мира (внерациональному безгранично идеализирующему мир типу мышления, верящему в осуществимость безгранично идеализированных им предметов, в том числе бесконечного предмета) врожденная. Всегда рождаются как люди с расположенностью к тому и к другому типу мышления, так и люди, у которых причудливо присутствуют оба эти типы мышления либо в виде раздвоенного сознания, состоящего из относительно автономных элементов этих мышления, либо в виде подчинения рационального сознания идеологическому и наоборот, либо в виде их конкуренции, либо в виде их смены друг другом во времени. Если бы все люди были расположены к внерациональной идеологической вере, то некому было бы принимать поддающиеся проверке рациональные судьбоносные решения о себе и об обществе и человечество давно вымерло бы. Предрасположенные к идеологической вере люди обречены на веру до тех пор, пока какие-либо факторы не разрушат эту предрасположенность.

Вокруг искренних приверженцев определенной идеологии, составляющих ядро ее сторонников, формируется окружение, которое может быть многочисленным, состоящее из квазиприверженцев, т. е. людей, лишь мнящих, будто они верят, но не готовых жертвовать собой ради веры, из лжеприверженцев, намеренно имитирующих роль верующих, из неприверженцев, но использующих их с какой-либо целью. Деидеализация эффективно помогает отталкивать от конкретной идеологии и от ее идеологов квазиприверженцев, лжеприверженцев и использующих её неприверженцев.

Если же конкретная идеология мёртвая, то она представляет собой искусственное идейное сооружение, либо не имеющая приверженцев, либо имеющая лишь квази- и лже- приверженцев, то для отталкивания людей от мёртвой идеологии подходит рациональная деидеализация. Метод рациональной деидеализации можно также применять для рациональной критики основанных на применении не идеологических, а идеологоподобных идеализаций предметов социального мира, создаваемых для рекламно-пропагандистских социальных концепций и в стихийно формирующихся социальных взглядах обыденного общественного сознания. Отличие идеологоподобных взглядов от идеологии в том, что в них применяется не безграничная, а ограниченная идеализация предметов, не используется идея якобы реальности бесконечной основы мира, присутствует не вера, а рождаемое под влиянием различных факторов неустойчивое, кратковременное положительное мнение об осуществимости используемых ограниченно идеализированных предметов. Ограниченная идеологоподобная идеализация – это мысленное ценностное наделение какого-либо предмета значительными положительными или отрицательными, или теми и иными чертами, которые ему не присущи, но которые способны воплотиться в других предметах, или мысленное лишение его таких черт.

В рациональной критике идеологий (антиидеологической критике), а также идеологоподобных рекламно-пропагандистских социальных концепций и социальных взглядов обыденного общественного сознания возможно применение также «народного метода», широко используемого в бытовых склоках и употребляемого политическими технологами в усовершенствованном виде в PR-технологиях, направленных на манипулирование сознанием людей для достижения конкретных политических целей. Это метод рациональной антиидеализации или идеализации с противоположным идеализированным в критикуемых идеологиях и идеологоподобных взглядах предметам знаком. Его суть состоит в изображении в отрицательно идеализированном виде того, что в идеологии или в идеологоподобных взглядах идеализировано в положительную сторону, и наоборот. Например, если нечто изображено в идеологии носителем мирового добра, то критика рисует его источником мирового зла, и наоборот. Рациональная антиидеализация активно применяется в современной политической борьбе как внутри стран, так и между странами и их союзами.

Метод рациональной антиидеализации нередко дает некоторый кратковременный положительный эффект по отношению к цели критики. Однако его побочные отрицательные последствия могут намного перевешивать пользу, поскольку он не основан на научных доказательствах и в нем рационалистами в утилитарных целях критики идеологии спекулятивно используются вненаучные компоненты и средства их антипода – идеологии. Но каждый вправе сам решать, какой метод ему использовать в антиидеологической борьбе.

Оценка идеологии с точки зрения наличия в ней объективных доказательных рациональных знаний автоматически придает ей в общественном сознании статус их источника. А это не так. Даже если встраивают в идеологии объективные рациональные знания, то эти знания не имеют самостоятельной ценности и приспособлены путем их деформации, искажения к обоснованию и идейному использованию внерациональных, а значит, вненаучных идеологических безгранично идеализированных предметов. Поэтому ищите в идеологиях не объективные доказательные рациональные знания, а веру.

Основные работы автора по идеологии, являющиеся поступательным развитием им своей концепции сущности идеологии: Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. – Мн., Беларуская энцыклапедыя, 1998. Т. 7; Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. – Мн., Беларуская энцыклапедыя, 1998. Т. 7; Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07; Ідэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 10. 0. 07; Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 07; Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного периода. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 07; Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 07; Правитель, идеологическая вера и рационализм (правителям государств на заметку). -- // Kreml.org, 1. 03. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Религия и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 07; Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07, Lebedev.ru, 15. 04. 08; Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Введение в учение о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 05. 08; Российская история и стандартизация России // Demiurgos.communityhost.ru, 9. 05. 08, Lebedev.ru, 6. 10. 08; Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 08.

28. 08. 07.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывшие адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru.
Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 242
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения