ЗАКОН АБСОЛЮТНОЙ КОГНИТИВНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Перейти вниз

ЗАКОН АБСОЛЮТНОЙ КОГНИТИВНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:14 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ЗАКОН АБСОЛЮТНОЙ КОГНИТИВНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ


Данная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Прежде чем познавать мироздание, необходимо выявить когнитивные возможности мышления, выяснить, каким его не способно мыслить мышление. Что мышление не в состоянии мыслить, о том оно не способно высказаться. На уровне рационального мышления человеком окружающей его реальности истинность последней мысли выглядит самоочевидной. Но на уровне осмысления рациональным мышлением фундаментальных черт мироздания истинность данной мысли не очевидная и нуждается в доказательствах, поскольку без специального исследования способности мышления мыслить фундаментальные черты мироздания невозможно определить критерии того, что мышление способно мыслить, а что оно не способно мыслить. Были и есть много людей с рациональным мышлением, пытавшиеся и пытающиеся усвоить и использовать идеологические, особенно религиозные и философские идеи о бесконечной основе мироздания (бесконечных боге, материи, абсолютной идее и др.), которую рациональное мышление не в состоянии мыслить. В истории человечества многие люди с рациональным мышлением вследствие их неверия в истинность идеи о существовании бесконечной основы мироздания были убиты людьми с идеологическим мышлением, веривших в существование такой основы и пытавшихся избавиться от этих людей или силой принудить их к вере в эти идеи.

В логике рационального мышления отсутствует абсолютная иерархия мыслимых предметов. Рациональное мышление признает осуществимыми только ограниченные предметы. Оно рассматривает ограниченные предметы как взаимообусловленные, определяет черты и существование каждого ограниченного предмета относительно других ограниченных предметов и не признает безотносительное существование предметов. Рациональное мышление намеренно создает в качестве инструментов мышления, познания и конструирования безгранично идеализированные предметы, которые изначально мыслит неосуществимыми в реальности (прямая линия, идеальный газ, машина Карно и др.). В нем нет абсолютного бесконечно идеализированного предмета, который присущ идеологическому мышлению и посредством идеологической веры категорически мыслится им в виде бесконечной основы мироздания существующим в реальности. безотносительно к какому-либо предмету. По отношению к такому абсолютному бесконечно идеализированному предмету остальные предметы категорически мыслятся идеологическим мышлением как находящиеся в отношении абсолютной причинной иерархии, а этот абсолютный предмет необходимо присутствует в идеологической логике в качестве обязательной логической формы. Рациональным мышлением мыслимые предметы рассматриваются как относительные. Основным инструментом построения рациональной мысли является доказательство, а решающее доказательство -- это практика, т. е. целенаправленная материальная деятельность людей. В основе рационального мышления логики лежит принцип относительности, а в основе идеологического мышления лежит принцип абсолютности. Рациональное мышление реалистичное, а идеологическое мышление нереалистичное.

Рациональное мышление, которое признает осуществимыми и существующими только конечные предметы, не способно заключить в процессе познания мироздания, что оно является определенно конечной реальностью, потому что такое заключение предполагает мышление существования завершенного конечного мироздания («мироздания как отдельного предмета», «мира в целом», «мира как целого», «всего существующего», «всей реальности»). Но рациональное мышление – это относительное мышление и оно способно мыслить существование предметов лишь относительно друг друга и потому лишь как конечных и не способно мыслить безотносительное существование предмета, в отличие от идеологического мышления, которое способно мыслить и мыслит безотносительное существование предмета в виде якобы существования бесконечной основы мироздания. В силу того, что рациональное мышление мыслит предметы как конечные лишь относительно друг друга, оно не способно мыслить хотя бы в виде предположения существование завершённого конечного мироздания и вследствие этого оно не способно даже предположительно мыслить его конечную основу конкретной. В то же время рациональное мышление в силу своего устройства не способно мыслить основу мироздания бесконечной. Потому рациональное мышление при применении его логики к познанию мироздания мыслит основу мироздания  абсолютно неопределенно конечной.

По отношению к содержанию идеи бесконечности основы мира рациональное мышление ничего не способно сказать, поскольку не в состоянии мыслить бесконечность, оно способно только молчать относительно содержания идеи бесконечности бытия. По отношению к решению вопроса о том, какова конечная основа мира, рациональное мышление пребывает в состоянии полной, абсолютной когнитивной неопределенности.  Формулирую существование этой абсолютной познавательной неопределенности рационального мышления в виде закона абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления. Суть этого закона в полном виде (возможны его формулировки в неполном виде, напр., в отношении только идеи бесконечности) в следующем.  Рациональное мышление не в состоянии мыслить основу мироздания ни бесконечной, ни определённо конечной, оно не в состоянии содержательно мыслить идею бесконечности, а в случае попытки мыслить основу мира определённо конечной оно неизбежно впадает в состояние абсолютной когнитивной неопределенности. Потому рациональное мышление не способно создать обладающую определённостью содержания идею конкретной конечной основы мироздания, и следовательно, не способно мыслить о том, какова она. Рациональное мышление даже с помощью научного познания не способно создать научное мировоззрение, в основе которого лежала бы идея конкретной конечной основы мироздания, оно способно мыслить мироздание только неопределённо конечным.

Мировоззрение, как рациональное, так и идеологическое – это взгляд на фундаментальные черты мироздания и осмысление через призму этого взгляда других сторон мироздания. Научное мировоззрение является не завершенным объективным знанием о фундаментальных чертах мироздания, а непрерывным процессом накопления объективных знаний о мироздании, который не способен дать хотя бы относительно завершенное знание о мироздании и его основе. Научное познание в каждый момент времени имеет дело с той частью мироздания, границы которой оно способно обозреть и которая в каждый момент времени является для научного познания конкретным представителем мироздания. Сейчас таким представителем мироздания является для науки наша Вселенная, один из компонентов которой – это человечество.

Рациональное мышление не может не мыслить нашу Вселенную как ограниченную реальность, потому что оно способно мыслить возможность существования иных ограниченных миров, во взаимодействии с которыми не может не существовать наша Вселенная. Но пока иные ограниченные миры наука еще не открыла и потому для науки, в том числе для научного мировоззрения наша Вселенная временно выступает мирозданием. Рационально-научное мышление способно познавать составляющие основу нашей Вселенной ее фундаментальные черты. Оно способно познавать также фундаментальные черты иных ограниченных миров, когда оно их откроет и они станут объектом его познания. Наличие абсолютной неопределенности в отношении рационального осмысления основы мироздания – это не препятствие рационально-научному познанию мироздания, но она противодействует проникновению в науку идеи предопределенности в виде мышления завершенности мироздания и его основы.

Для рационального мышления состояние абсолютной неопределенности при попытке познать основу мироздания -- это тяжелое бремя, которого оно не в состоянии избежать.

В случае чувственно-ценностного осмысления рациональным человеком своего бытия в мироздании и выборе им себя в нем такое состояние абсолютной неопределенности делает невозможным конструирование им смысла своей жизни и жизни человечества и определения способов своего фундаментального жизненного поведения в мироздании. Смысл жизни – это сознательное устойчивое направление людьми всей своей жизнедеятельности в течение всей своей жизни на достижение какой-то цели.

Рациональная личность не обладает возможностью определить для себя глобальный смысл своей жизни, исходя из представления о природе основы реальности, поскольку обладает неустранимой полной неопределенностью относительно основы реальности. Она имеет возможность обладает возможностью установить лишь частичный смысл жизни по отношению к частичным проявлениям своей жизни (напр., в семье, в стране, в человечестве), но при этом все равно остается открытым вопрос о глобальной ценности как личной жизни, так и жизни человечества. Очень трудно жить рациональной личности, задумывающейся об основе мироздания. В отличие от рациональной личности личность с идеологическим мышлением обладает определенностью относительно основы мироздания, поскольку она в состоянии поверить в существование бесконечной основы мироздания. В силу этого она в состоянии установить для себя глобальный смысл своей жизни, исходя из своих представлений об основе мироздания. Но это определение личностью смысла своей жизни, исходя из идеологического взгляда на мир, основанного на категорически мыслимых осуществимыми его приверженцами осуществимыми безграничных идеализациях.

Рациональные личности, находясь в состоянии полной неопределенности, страстно переживают ней пронизывающий все их существование неодолимые тотальный страх, тревогу, связанные с детерминированным этой неопределенностью страстным чувством бессмысленности своего бытия. Не самодостаточные личности пытаются убежать от абсолютной неопределенности относительно основы мироздания путем самоотказа от мышления о ней. Однако есть личности с узким кругозором, которые живут так, как им живется, не подымаясь своей мыслью к осмыслению основ мироздания.

Только самодостаточная личность, которая обладает способностью к духовной свободе воли, способна постоянно находиться в состоянии полной неопределенности, даже испытывая страстные тревогу и страх, и если духовную волю эту личность не ограничивают неодолимые внешние по отношению к ней обстоятельства, то осознание ею этой неопределенности позволяет ей сделать абсолютно свободный выбор «жить или умереть, а если жить, то жить, следуя своим жизненным потребностям, требованиям социальной среды, или жить так, словно возможно сконструировать глобальный смысл жизни», и этим чувственно-ценностно преодолевать неопределенность при сохранении неопределенности в мышлении. Если бы самодостаточная рациональная личность обладала полной определенностью в понимании основ мироздания, то такая определенность сковывала бы ее духовную свободу воли, ограничивала ее свободу выбора. В отличие от самодостаточной рациональной личности любая идеологическая личность не самодостаточная и в силу особенностей своего идеологического мышления, к которому она предрасположена от рождения, она не обладает способностью к духовной свободе воли и подчинена вере в безусловную истинность своей идеологии, категорически предписывающей ей смотреть на мир и относиться к нему в соответствии с принятой ею идеологией, программирующей ее жизнедеятельность.

Самодостаточной способна быть только рациональная личность, она имеет духовную опору преимущественно в себе, критически-творчески усваивая созданные другими людьми рациональные мировоззренческие идеи и создавая в случае их недостаточности свои рациональные мировоззренческие идеи, не растворяя мысленно себя ни с одним предметом, в том числе ни с одной личностью, ни с одним творцом рационального мировоззрения, и относясь к любому предмету как к объекту своих мышления, познания, конструирования, практического воздействия и отношений.

13. 01. 2012

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru;
Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012.


Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 238
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения