ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ И РАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Перейти вниз

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ И РАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:17 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ И РАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ


Данная работа -- это развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Множества личностей существенно различаются особенностями устройства и проявления сознания, которые обусловливают различие типов личностей. Я рассматриваю идеологичность и рациональность как противоположные типы устройства и интеллектуально-практического проявления сознания людей, обусловливающие противоположность идеологического и рационального типов личностей. Различие идеологического и рационального типов устройства и интеллектуально-практического проявления сознания реализуется в противоположных типах: 1. самосознания (идеологическое и рациональное самосознание); 2. мышления (идеологическое и рациональное мышление); 3. чувств (идеологические и рациональные чувства); 4. осмысления мира (идеологическое и рациональное осмысление); 5. методологии осмысления мира (идеологическая и рациональная методология, составной частью которых являются идеологический и рациональный подходы к осмыслению мира); 6. мировоззрений (идеологическое и рациональное мировоззрение); 7. мотивов поведения (идеологически и рационально мотивированное поведение); 8. конструирования мира (идеологическое и рациональное конструирование); 9. методологии конструирования мира (идеологическая и рациональная методология, составной частью которых являются идеологический и рациональный подходы к конструированию мира); 10. практического поведения и деятельности (идеологизированные и рациональные поведение и деятельность); 11. методологии практического поведения и деятельности (идеологическая и рациональная методология рационального поведения и деятельности); 12. результатов практических действий (идеологизированные и рациональные результаты действий).

Неоправданно выявлять идеологическую и рациональную парадигмы осмысления мира. Паради́гма (от др.-греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец» < παραδείκνυμι -- «сравниваю») в науке – это система явных и неявных, даже не всегда осознаваемых теоретических и методологических предпосылок научного познания на определенном этапе его развития, определяющих конкретные научные исследования и признанных научным сообществом. Парадигма служит основанием выбора проблем и своеобразной моделью, образцом способов их решения. Особенностью парадигм является их изменение, обновление, смена в процессе развития научного познания. Парадигма при замене в ее определении понятия «научное познание мира» на боле широкое понятие «любое, в том числе антинаучное осмысление мира» может быть обнаружена и использована в ненаучном осмыслении мира, в частности, здравым смыслом, искусством, идеологией.

Идеологический и рациональный взгляды жестко обусловлены особенностями идеологического и рационального мышления и люди, обладающие этими типами мышления, неизбежно придерживаются тех взглядов, которые им диктует их тип мышления. Различие идеологических и рациональных взглядов проходит через всю историю человеческой мысли и считать их парадигмами – это примерно то же самое, что считать парадигмами заложенное в природе человека как вида жизни (Homo sapiens) различие мужчин и женщин. Идею парадигмы оправданно применять внутри этих взглядов, в частности, для характеристики этапов их развития. Например, оправданно рассматривать в качестве парадигм позитивизм и мою концепцию чистого рационализма. Внутри позитивизма есть свои парадигмы в виде первого позитивизма, второго позитивизма, неопозитивизма и постпозитивизма. Внутри материалистической философии – это парадигмы метафизического и диалектического материализма.

Однако философский идеализм и материализм неоправданно считать парадигмами, поскольку они неизбежно возрождаются. Их существование и их непримиримая борьба пронизывают всю историю философской мысли со времени появления первого идеалистического учения в виде философий Сократа и особенно Платона, поскольку идеализм Платона имеет развитую теоретическую форму. Диалектический материализм считал, что с его появлением философский идеализм потерял историческое оправдание и неизбежно отомрет. Но он неизбежно возрождается и не видно причин для его исчезновения, как и причин для исчезновения философского материализма, а позиция диалектического материализма среди других философских учений слабеет.

В этой статье я остановлюсь на очерчивании особенностей идеологического и рационального методологических подходов к осмыслению реальности как существенных компонентов идеологического и рационального типов устройства и проявления сознания. Методологический подход в осмыслении реальности – это ориентация на осмысление реальности под определенным углом зрения, например, под углом зрения каких-то ее черт. Так, системный подход в научном познании — это исследовательская установка, в основе которой лежит рассмотрение объекта как системы, обладающей специфическими чертами, закономерностями, через призму проявления которых рекомендуется исследовать конкретные предметы.

Идеологический (внерациональный, экстрарациональный) подход -- это фундаментальный взгляд на мир, состоящий в безграничной положительной или отрицательной идеализации человеком  мира, а значит, и себя, и своих действий в нем сообразно ей, руководствуясь верой в осуществимость созданных мыслью безгранично идеализированных предметов, одни из которых вообще неосуществимы (напр., «абсолютно совершенная личность»), а другие вообще не поддаются рациональному доказательству (эмпирическому и логическому) на предмет осуществимости (напр., «всемогущий бог», «бесконечная материя») в силу того, что рациональное мышление не способно содержательно мыслить идею бесконечности.  Идеологический подход жестко детерминирован идеологическим мышлением. Его применение основано на идеологической вере и он носит категорически императивный характер для тех, кто его применяет. Он предписывает смотреть на мир и действовать в нем в соответствии с определенной идеологией. Идеологический подход нереалистичный.

К наиболее распространенным разновидностям применения идеологического подхода относятся религия, философия, безгранично идеализирующие мир взгляды, построенные с помощью нерелигиозных мифов, средств обыденного сознания, искусства, те социальные концепции, которые основаны на идеях безгранично идеализированного социального мира (напр., «всецело справедливое общество») и вере в их осуществимость, но которые с точки зрения науки являются вообще неосуществимыми, т. е. утопиями, напр., учения анархизма, марксизма, фашизма.

Внерациональный (экстрарациональный) идеологический подход не тождественный иррациональности. Идеологический подход основан на логике веры, а рациональный – на логике доказательства. И тот, и другой связаны с мышлением. Иррациональное (лат. irrationalis -- неразумный) – это те стороны психики человека, которые находятся за пределами его логики, его мышления и связаны с бессознательным, напр., с обусловленностью инстинктами.

Рациональный подход реалистичный. Он признает возможность осуществимости лишь всецело ограниченных (обладающих количественными, качественными, причинными, сущностными и др. границами) предметов и опирается не на идеологическую веру, а на доказательство с помощью логики и практики, но практика является решающим средством проверки рациональных идей на истинность. Рациональный подход – это неидеализирующий взгляд на мир и неидеализирующее отношение к миру. Рациональный подход, особенно в науке и инженерии, способен создавать конечные безгранично идеализированные предметы (напр., точка, идеальный газ, машина Карно, машина Тьюринга, полное социальное равенство), но лишь как инструменты теоретического познания и объяснения мира, как познавательные и ценностные ориентиры, как логические формы теоретического познания и мышления, которые изначально мыслятся вообще неосуществимыми в реальности. Рациональное мышление способно мыслить бесконечность лишь как формально-логическую противоположность понятию конечного и логической форме конечного.

В рациональный подход я включаю:

1. Признание возможности существования в реальности только предметов, обладающих границами, пределом.

2. Признание ценными для познания мира и для жизнедеятельности личности и общества только идеи, полученные рациональными, в первую очередь научными средствами.

3. Признание возможности объективного познания реальности только рациональными, в первую очередь научными средствами.

4. Объяснение мира и его компонентов, причин с помощью рациональных, в первую очередь научных средств.

5. Конструирование обустраиваемого бытия личности, общества, человечества, определение целей и средств их развития, организация практических действий, руководствуясь только рациональными, в первую очередь научными и основанными на науке инженерными идеями.

В современную эпоху тотальной научно-инженерной революции и массового интеллектуализированного труда высшим проявлением рационального подхода к миру является научное познание и инженерно-практическое применение научного знания.

20. 01. 2012

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru;
Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения