МЫШЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОГО В НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ

Перейти вниз

МЫШЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОГО В НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:41 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК


МЫШЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОГО В НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ


Данная работа -- это развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Осмыслению мировоззренческого вопроса о том, что такое бесконечное, конечен или бесконечен мир, какова основа мира, должно предшествовать выяснение того, возможно ли мыслить бесконечное и основу мира, т. е. выяснение способностей мышления. Что невозможно мыслить, то невозможно осмысливать и о том невозможно высказаться. Каким бы ни был мир, но человек способен его познавать сообразно возможностям своего мышления. Потому любое познание реальности надлежит предварять и сопровождать познанием и совершенствованием мышления. Заметно существенное различие между противоположными рациональным и идеологическим типами мышления в способности мыслить бесконечное. Хотя каждое из них использует безграничные идеализации, однако их роль в них принципиально различается. Безграничная идеализация – это мысленное конструирование предметов, у которых всем или некоторым чертам не заданы границы (напр., прямая линия, абсолютно черное тело, бесконечная материя). Безгранично идеализированными являются как относительные предметы (напр., полная социальная свобода, всецело совершенное общество), так и абсолютный, безусловный, безотносительный предмет (бесконечная основа мироздания). Бесконечная идеализация – это разновидность безграничной идеализации. Ей подвергается основа мира, в т. ч. ее атрибуты и проявления. Так, согласно фидеизму первичной причиной, причиной всех причин, т. е. ограниченных причин всех ограниченных предметов является бесконечный бог.

Особенностью рационального мышления является то, что оно признает осуществимыми только конечные и только ограниченные предметы и признает неосуществимыми безгранично идеализированные предметы, которые оно способно создавать только в виде относительных, т. е конечных предметов. Созданные рациональным мышлением безгранично идеализированные относительные, т. е. конечные  предметы широко применяются в науке и инженерии в качестве инструментов познания и конструирования (точка, абсолютно черное тело, машина Тьюринга, абсолютная социальная справедливость и др.), частично применяются в качестве ценностных ориентиров здравым смыслом, неидеологизированным искусством. Рациональное мышление способно делать своим объектом все мыслимое им в качестве относительных предметов, т. е. неидеализированные и идеализированные конечные предметы. Относительные, т. е. не безусловные предметы – это ограниченные, т. е. конечные предметы, а безграничная идеализация затрагивает отдельные их черты, делая их такими, полный аналог которых в реальности невозможен, а возможен лишь ограниченный прообраз, но которые как безграничные не перестают быть конечными. Безотносительные, т. е. безусловные  предметы -- это бесконечные предметы, которые признает сущестувующими идеологическое мышление, но которые не способно предметно мыслить рациональное мышление.  Рациональное мышление опирается на доказательства с помощью логики и практики. Оно лежит в основе здравого смысла, науки, инженерии, отчасти искусства. С точки зрения рационального мышления рациональное мышление  реалистичное. Его логика основана на принципе относительности.

Идеологическое мышление категорически признает посредством веры осуществимость безгранично идеализированных предметов (богочеловек, общество как ступень саморазвития бесконечной материи и др.), в том числе бесконечно идеализированных предметов (бесконечных материи, абсолютной идеи и др. в качестве основы мира), которые оно создает намеренно и которые для него не являются идеализированными. Идеологическое мышление обладает безгранично идеализирующей мир логикой и опирается на веру. Бесконечная идеализация, которая является разновидностью безграничной идеализации – это атрибут идеологической логики. Идеологическое мышление лежит в основе религии, первобытных нерелигиозных мифов, философии, теософии, социальных учений об абсолютно совершенном обществе. С точки зрения рационального мышления идеологическое мышление нереалистичное. С точки зрения идеологического мышления идеологическое мышление реалистичное. Его логика основана на принципе абсолютности, безотносительности абсолюта. В идеологической логике мысленные предметы находятся в иерархическом отношении однозначной детерминации ограниченных предметов безусловным бесконечным абсолютом, которым признается основа мира.

Большинство людей обладают врожденной расположенностью к рациональному мышлению. Меньшинство людей обладают врожденной расположенностью к идеологическому мышлению. Доля таких людей составляет приблизительно 7 – 12 %. Они являются искренними приверженцами какой-либо идеологической веры и подчиняют ей всю свою жизнь. Однако точно выявить их количество затруднительно ввиду сложности фиксации особенностей мышления. Трудность их выявления затруднена и тем, что многие люди обладают врожденной расположенностью одновременно к рациональному и идеологическому типам мышления, конфликтующих друг с другом в сознании. Это люди с раздвоенным, дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. Рациональное мышление используется ими при рассмотрении отдельных ограниченных явлений реальности, а идеологическое мышление применяется при осмыслении определяющих причин, законов мироздания или при рассмотрении причин очень глобальных, но плохо изученных или плохо поддающихся изучению научными средствами явлений (напр., происхождения жизни, человека, человеческого сознания, Вселенной). Люди с рационально-идеологическим мышлением при осмыслении менее крупных ограниченных явлений могут удерживаться в рамках рационализма и объяснять их ограниченными причинами, но при этом им придется вступать в противоречие с их идеологическим мышлением, неизбежно побуждающим к объяснению мира признаваемой ими реальной его бесконечной основой.

Рациональное и идеологическое мышление – это фундаментальные типы мышления. Поскольку люди имеют врожденную предрасположенность к ним, то невозможно произвольно изменить у них тип мышления. Человека, склонного к идеологической вере, невозможно произвольно сделать рационалистом, а рационалиста невозможно произвольно превратить в сторонника идеологической веры. Однако у отдельных людей в силу разных причин может стихийно произойти глубокая эволюция их мышления в виде преобразования одного типа мышления в другой. Такие случаи бывают. Предполагаю, что в любом обществе в любые времена доли людей с рациональным, идеологическим и дуалистическим рационально-идеологическим мышлением примерно одинаковые и обусловлены эволюционными закономерностями происхождения человечества как вида Homo sapiens.

Рациональное и идеологическое мышление по разному мыслят бесконечное. Бесконечное и конечное мыслят и в виде отдельных предметов, и в виде черт отдельных предметов. Идеологическое мышление способно мыслить предметы и как якобы бесконечные (напр., бесконечное пространство), и как будто бы одновременно обладающие чертами конечности и бесконечности (напр., общество как форма движения бесконечной материи, богочеловек). Рациональное мышление способно предметно мыслить только конечное. Поскольку наука является наиболее развитым проявлением рационального мышления, то перспективнее научно изучать особенности осмысления бесконечного рационально-научным мышлением. Поскольку философия является наиболее зрелой идеологией, в которой проявляется наиболее развитое идеологическое мышление, то осмысление бесконечного философско-идеологическим мышлением наиболее пригодно для научного изучения.

Рациональное мышление способно создать с помощью формально-логических операций понятие бесконечного как противоположности понятию конечного, обобщенно отражающего ограниченный мысленный предмет, признание реальной осуществимости которого является логической формой рационального мышления, и включить в формально-логическое определение понятия бесконечного определения признаков, противоположных определениям признаков конечного. Это фактически понятие бесконечного как антиконечного. Созданное формально-логическим путем рациональное понятие бесконечного как антиконечного можно было бы определить в виде пространственной и временной неограниченности, количественной, качественной, детерминистской неисчерпаемости, безграничного многообразия форм, содержаний, возможностей мироздания. Но понятия пространственной и временной неограниченности, неисчерпаемости, безграничного многообразия невозможно определить иначе, как через формально-логическое противопоставление понятию конечного, а потому рационально-предметное определение понятия бесконечного невозможно. Рациональное понятие конечного является общим, полученным вследствие обобщения мыслимых конечных предметов, а рациональное понятие бесконечного как антиконечного не является общим, поскольку не получено посредством операций обобщения и его невозможно создать посредством обобщения. С точки зрения рационального мышления описанное путем противопоставления конечному бесконечное не является мысленным предметом, поскольку определение понятия бесконечного создано относительно понятия конечного, а не относительно мыслей о реальности, и исключительно путем отрицании содержания понятия конечного. В рациональном мышлении это понятие бесконечного получено чисто формально-логическим путем, порождено формальной логикой, а потому рациональное понятие бесконечного как антиконечного непредметное (беспредметное). Бесконечное является мысленным предметом идеологического мышления и идеологического понятия бесконечного (напр., бесконечное мироздание), но идеологическое мышление не в состоянии определить черты бесконечного как предмета по отношению к чему-либо. Предметность бесконечного априорно наличествует в идеологическом мышлении в виде бесконечного абсолюта как логической формы идеологического мышления, которое посредством веры категорически императивно признает осуществимым в реальности мыслимое им содержание данной формы (напр., бесконечную основу мира). Поскольку рациональное мышление не в состоянии содержательно мыслить бесконечное как предмет, то оно не в состоянии ничего сказать о том, существует ли бесконечное. Рациональное мышление находится в состоянии абсолютной когнитивной неопределенности по отношению к решению вопроса о том, ограничен или бесконечен мир (ограничена или бесконечна основа мира). Потому рациональное мышление не способно создать такой объект мысли, как основа мироздания, и следовательно, мыслить о том, какова она. Это закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления.

Непредметность (беспредметность) рационального понятия бесконечного, порожденного формальной логикой в виде противоположного понятию конечного, т. е. в виде антиконечного, является необходимым компонентом рациональной логики, но не в качестве положительной логической формы, поскольку в этой логике непредметность не мыслится осуществимой в реальности, а мыслится в качестве негативной логической формы, т. е. в качестве негативного логического ориентира, предохраняющего от использования в рациональном мышлении характерного для идеологического мышления абсолютного предмета, в виде которого идеологическое мышление посредством веры мыслит существующим вне мысли о нем бесконечный предмет, напр., бесконечную основу мира. Однако наличие в рациональном мышлении понятия бесконечного как негативной логической формы делает его уязвимым для проникновения в него категорически императивно детерминирующей сознание личности агрессивной идеологической логики, которая устроена как агрессивная. При существенной дезорганизации рационального мышления эта негативная логическая форма в виде понятия бесконечного как антиконечного может превратиться в позитивную идеологическую логическую форму и хотя бы частично преобразовать рациональное мышление в идеологическое, которое основано на полном доминировании в его логике мыслимого бесконечным абсолюта в виде основы мира.

Осмысление рациональным мышлением бесконечного операциональным путем посредством мысленных операций субъекта с предметами по преобразованию их ограниченных черт в бесконечные (например, путем непрерывного мысленного перечисления предметов, мысленного движения субъекта в пространстве, времени, мысленного перебора свойств, мысленного создания предметов и др.) также не позволяет мысленно создать бесконечное как мысленный предмет. В этом случае в качестве заместителя бесконечного в рациональном мышлении используются мысленные операции субъекта, которыми он мысленно как бы снимает границы атрибутов мироздания. Однако с помощью таких операций невозможно элиминировать эти границы, поскольку любой мыслящий субъект ограничен временем своей жизни. Отвлечение от ограниченных возможностей субъекта позволяет мыслить неопределенно-конечное, напр., потенциальную бесконечность в математике, в частности, сформулированную во втором постулате Евклида, согласно которому «прямую можно непрерывно продолжать», но реально ни отдельный человек, ни все человечество в силу своей ограниченности не в состоянии непрерывно продолжать прямую линию. Данное представление о бесконечном является разновидностью вообще неосуществимого в реальности научного безгранично идеализированного предмета. К таким же неопределенно-конечным предметам, которые являются научными безгранично идеализированными предметами, принадлежат натуральный ряд чисел, бесконечное множество, бесконечно большая и бесконечно малая величина в математике. Другие науки не используют мышление бесконечности даже как неопределенной конечности, поскольку оно не конструктивное в качестве научного безгранично идеализированного предмета для познания в их объектов.

Характерной чертой рационального мышления является то, что оно устроено в виде субъект-объектных отношений, в которых ограниченные субъект и объект рассматриваются как обладающие ограниченной автономностью по отношению друг к другу и частично являющиеся самостоятельной причиной своего ограниченного бытия (самопричинной). Роль субъекта в мышлении выполняет Я как ограниченный идеальный в смысле нематериальный заместитель личности в ее мышлении, а роль объекта выполняет любой мысленный относительный предмет, который является идеальным заместителем в мышлении реальной, предполагаемой, придуманной или желаемой реальности. Объект может быть даже безгранично идеализированным предметом, мыслимым неосуществимым и используемым, например, в качестве инструмента научного познания (окружность, абсолютно твердое тело, машина Карно и др.), но он не может быть бесконечно идеализированным предметом в виде основы мира. Именно потому, что рациональная личность рассматривает себя и другие предметы реальности как обладающие границами и как частично являющиеся самостоятельными причинами своего ограниченного бытия, она способна мысленно противопоставлять себя как субъекта познания, конструирования, оценок и практических действий себе и другим ограниченным предметам реальности как объектам, смотреть на них извне, даже если имитирует мысленную идентификацию себя с ними в познавательных и иных целях. Рациональное мышление признает осуществимыми только ограниченные предметы, мысля также себя одним из ограниченных предметов. Рационально мыслящий субъект способен мыслить в качестве своего объекта себя как ограниченный предмет. В рациональном мышлении действует принцип относительности, в соответствии с которым каждый предмет мыслится существующим относительно других предметов, определяется относительно других предметов и ни один предмет не мыслится безотносительным и бесконечной абсолютной причиной остальных предметов в виде основы мира.

Рационально мыслящий субъект способен имитировать отвлечение от себя как частично самостоятельной причины своего ограниченного материального и духовного бытия (самопричины), как ограниченного автономного материального и духовного субъекта, как ограниченной материальной и духовной самобытности, индивидуальности, мысленно оставаясь при этом самим собой, и мыслить себя как если бы он был реально таким. Это имитация негативной безграничной идеализации рациональной личностью себя. Субъект может с помощью формально-логического понятия бесконечности как антиконечности имитировать мышление себя таким, как если бы он был проявлением безотносительной бесконечной основы мира (сообразно понятию бесконечности, образованному формально-логически, т. е. бесконечности как антиконечности), точно также, как может имитировать мышление своего небытия с помощью понятия небытия. Однако посредством такой имитации бесконечной идеализации рациональное мышление не способно мыслить бесконечность как осуществимое подобно тому, как не способно мыслить свое небытие как неизбежное будущее состояние. Это некий сымитированный образ якобы бесконечного, в отношении содержания которого как мыслимого рациональным мышлением безотносительным это мышление вообще не в состоянии ничего сказать. Созданный рациональным мышлением посредством имитации бесконечный мир в данном случае предстает объектом мышления, но осознаваемым как придуманный, которым невозможно оперировать как настоящим объектом. Все суждения о таком бесконечном выглядят как мысленная бессмысленная конструкция, для признания реальной осуществимости которой недостаточно даже веры.

Такая имитационная безграничная идеализация мироздания рациональным субъектом – это для него очень тяжелые и мучительные действия, требующие огромной концентрации усилий по мысленной имитации глубокого преобразования себя как личности, уподобляя себя личности с идеологическим мышлением, не теряя при этом рациональной организации своего мышления. Если рациональная личность не сумеет сохранить свою рациональность при такой имитации, то ей уже будет невозможно вернуться в предыдущее рациональное состояние, поскольку произойдет коренная перестройка ее сознания. Потому попытка предметно мыслить бесконечное весьма опасна для рациональной личности. Исключительно рациональная личность в состоянии сымитировать процесс совершения такой идеализации только посредством специальных технологий.

Для личности с идеологическим мышлением, расположенным к созданию безгранично идеализированных, в том числе бесконечно идеализированных предметов и вере в их осуществимость в реальности, мышление актуального бесконечного (бесконечного как реальности) не только не затруднительно, но неизбежно, без него, служащего в нем безотносительным абсолютом, оно не способно существовать. Это естественное состояние идеологического мышления. Философия является теоретикоподобной реализацией идеологического мышления. Как осуществляется в основанной на идеологической логике философии мышление бесконечного предмета в виде основы мира, которое обязательно содержит веру в реальное существование бесконечности? Бесконечная идеализация философской личностью мироздания, которую способно произвести лишь идеологическое мышление, начинается не с мироздания, а с личности. Если изобразить схематично в виде научно-теоретического абстрактного предмета процесс реальной бесконечной идеализации основы мироздания, то в ней оправданно выделить нескольких этапов.

1. Личность мысленно совершает с помощью веры негативную безграничную, но не бесконечную идеализацию себя с помощью абстрагирования от себя как частично самостоятельной причины своего ограниченного материального и духовного бытия (самопричины), от своей ограниченной материальной и духовной самобытности, от своей ограниченной материальной и духовной автономии в мире, от своей ограниченной материальной и духовной свободы воли, от своей ограниченной материальной и духовной самодостаточности посредством рассмотрения себя как не являющейся самостоятельной причиной своего бытия, как не обладающей самобытностью, автономией, свободой воли, самодостаточностью, т. е. как обладающей «нулевыми» причиной собственного бытия (самобытия), самобытностью, автономией, свободой воли, самодостаточностью, как являющейся своеобразной безразмерной «личностью-точкой» в мироздании, не имеющей индивидуальных черт. Это негативное ценностное отношение личности к себе, однозначно детерминирующее ее позитивное в рамках ее фундаментальной ценностной позиции ценностное отношение к основе мира.

2. Подобная негативная безграничная идеализация личностью своего бытия, основанная на ее вере в реальном существовании ее в таком виде, но которая в действительности способная существовать не в таком безграничном виде, а в сильно лишенном своеобразия виде, необходимо ведет личность к поиску причинного основания своего бытия вне себя, т. е. в основе мироздания. Рассмотрение такой безгранично идеализировавшей себя личностью основы мира в качестве первопричины своего бытия неизбежно обусловливает признание ею основы мира всецело ее поглощающей, в силу чего она не в состоянии мыслить данную основу по отношению к себе и потому основа мира предстает перед ней без границ, бесконечной. Она не в состоянии мыслить ее границы, поскольку смотрит на основу мира не извне как на противостоящий ей ограниченный объект, который способна мысленно целиком обозревать, а изнутри этой основы и вообще не способна мысленно ее обозревать. Бесконечность основы мира предстает для личности предметом, границы которого она вообще не в состоянии помыслить.

Чем различаются способы мышления бесконечности рациональной и идеологической личностью? Личность с рациональным мышлением пытается безуспешно мыслить бесконечность посредством отвлечения от границ конечного. Личность с идеологическим мышлением мыслит бесконечное как абсолютную невозможность мыслить границы основы мира, причинным проявлением которой она рассматривает себя, полагая себя посредством веры несамобытной, не имеющей в себе причины своего бытия и в силу этого являющейся безгранично идеализированной в виде «нулевой» индивидуальности. Поскольку такая личность рассматривает себя как причинное проявление этой основы мира, границы которой в которой она не в состоянии мыслить, то для нее эта основа выглядит бесконечной и выступает по отношению к ней безотносительным абсолютом, которым она будто бы однозначно детерминирована. Этот абсолют личность мысленно наделяет тем содержанием, которое наиболее соответствует ей, пониманию ею себя. Бесконечный абсолют является логической формой мышления идеологической личности. Поскольку идеологическая личность, как и рациональная личность, верит в собственное существование, то она неизбежно верит в существование бесконечной основы мироздания, проявлением которой она себя категорически считает. Здесь имеет место следующее обоснование личностью реальности бесконечности: Я верю, что существую, а поскольку я являюсь частью бесконечной основы мира, то само собой разумеется, что бесконечная основа мира существует. Это означает, что для идеологической личности абсолютное доказательство существования бесконечного -- это переживание и мышление ею бесконечного как существующего. В философии и в целом в идеологии мысль о бесконечном совпадает с мыслью о его существовании. Поскольку бесконечное мыслится личностью, обладающей идеологическим мышлением, то оно необходимо мыслится существующим. Вера личности в существование бесконечной основы мироздания и в те или иные ее особенности выражает ее ценностное отношение к ней.

3. Восприятие личностью себя как будто бы проявления бесконечной основы мира неизбежно ведет к признанию личностью наличия в себе черт бесконечной основы, к рассмотрению себя как конечно-бесконечного предмета. Это является ценностным отношением личности к себе и к мыслимой ею бесконечной основе мира. Философская личность мысленно конструирует или выбирает из уже выработанных философами такую бесконечную основу мироздания, которая наиболее соответствует ее чертам характера, ее потребностям, интересам, чувствам, ценностным ориентациям, при этом веря, будто такая основа мира реально существует, а она лишь получила о ней подлинное знание. Поскольку философская личность расположена к безграничной идеализации предметов, то она безгранично идеализирует окружающий ее мир и себя в нем, свои потребности, интересы, чувства, ценностные ориентации. Она категорически полагает, будто бесконечная основа мира с желаемым ею содержанием, которое ей наиболее соответствует, проявляется в ней и служит основой ее безгранично идеализированного воплощения в мире, которое не мыслится ею безгранично идеализированным.

4. После мысленного установления идеологической личностью между собой и мыслимой ею бесконечной основой мироздания отношения абсолютной иерархии она мысленно приписывает эти отношения всем относительным предметам, которые рассматривает как проявления бесконечной основы мира. Это является ценностным отношением личности к ограниченным предметам. Философская личность безгранично идеализирует относительные предметы и рассматривает их как проявление такой бесконечной основы мира, в существование которой она уверовала.

Но данная схема – это научно-теоретический абстрактный предмет, имеющий признаки научного безгранично идеализированного предмета, который в реальности не реализуется. На практике все эти этапы обычно реализуются одновременно, но через призму ценностного мышления идеологической личностью себя как вообще не являющейся самостоятельной причиной своего ограниченного материального и духовного бытия. Формирование еще в раннем детстве личностных качеств у человека, расположенного к идеологическому мышлению, включает формирование у него идеологического мышления с обязательным абсолютом, мыслимым бесконечным, а также формирование бесконечно идеализированного взгляда на мироздание, причем для идеологической личности такой взгляд является не безграничной идеализацией его, а будто бы знанием реальности. Даже если у сформировавшейся рациональной личности в силу каких-то причин происходит коренная перестройка мышления и всего сознания в сторону формирования у нее идеологического сознания, то и в этом случае реализация данных этапов происходит одновременно, но тоже через призму ценностного мышления идеологической личностью себя как вообще не являющейся самостоятельной причиной своего ограниченного материального и духовного бытия. Возникает вопрос, возможна ли бесконечная идеализация личностью себя? Полагаю, что такая идеализация возможна, но ее способна производить личность с нарушенной идеологической логикой. Даже если идеологическая личность будет мнить себя воплощение бога на земле, то и в этом случае ее действия не выходят за рамки нормальной абсолютной идеологической логики. Но если личность возомнила себя богом, творящим мир, то такая личность вышла за рамки нормальной идеологической логики.


Последний раз редактировалось: Admin (Вс Дек 22, 2013 10:03 am), всего редактировалось 6 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:42 pm

Безграничность мышления идеологической личности проявляется в наличии у нее безгранично идеализирующей мир идеологической логики. Безгранично идеализирующая логика содержит категорически императивное признание существования в реальности бесконечного безотносительного абсолюта, которое, т. е. признание существования абсолюта является в ней формой мышления, и основана на таких отношениях между мысленными предметами как идеальными заместителями в мышлении реальности, в которых одни предметы рассматриваются бесконечными абсолютными причиной, условием, основанием, сущностью, законом, необходимостью реальности, а другие предметы, в том числе и сама личность – их полными следствиями или, используя термин Спинозы, модусами (напр., неживая природа, живая природа, общество как этапы саморазвития бесконечной материи). Так, безграничная идеализация идеологической логикой в диалектико-материалистической философии относительных предметов, напр., живой и неживой природы, состоит уже в том, что бесконечная материя рассматривается в качестве их первопричины, которая в идеологической логике принадлежит к разновидностям бесконечного абсолюта. Иерархическое отношение между абсолютом и следствием имеет в идеологической логике силу безусловной категорической необходимости, исходящей от абсолюта к его следствию, которой безусловно следует идеологическая личность. Безотносительный абсолют в идеологической логике неизбежно предстает бесконечностью. Ведь то, что мыслится обладающим границами, не поддается мышлению в качестве безотносительного абсолюта.

В идеологической логике отсутствуют специальные ограничители («контролеры»), которые присутствуют в рациональной логике и препятствуют рациональному мышлению признавать осуществимыми в реальности создаваемые мысленные безграничные предметы, а также мешают мысленно создавать бесконечный предмет. Что это за ограничители?

1. Это система постоянного самоконтроля личности за собственным Я как идеальным заместителем личности в сознании, помогающая ей сохранять в мышлении свои границы как субъекта, следовательно, сохранять возможность мыслить себя как особость, индивидуальность, уникальность, неповторимость, самобытность, препятствуя этим бесконечной идеализации основы мира в виде реального безотносительного абсолюта и мысленному растворению себя в нем или мысленному превращению себя в бесконечный абсолют. Мысленное приписывание личностью себе черт бесконечного абсолюта – это проявление ненормальности в идеологическом мышлении.

2. Это контроль за мысленным оперированием другими относительными мыслимыми предметами, чтобы не «терять» в мышлении их границы, не конструировать из них безгранично идеализированные предметы, основываясь на вере в их осуществимость в реальности. Осуществление данного контроля требует постоянного мысленного противопоставления субъекта как ограниченного предмета ограниченным предметам реальности как объектам, которое в мышлении приобретает форму субъект-объектных отношений ограниченного мысленного Я как идеального заместителя личности в нем и ограниченных мысленных предметов не-Я как идеальных заместителей в нем предметов реальности, с которыми взаимодействует личность.

Такая система самоконтроля предполагает участие воли, наблюдения, анализа, сопоставления, проектирования, планирования, регуляции и др. Способность к самоконтролю (к мысленному контролю личностью за сохранением границ своей самобытности) основана на способности личности постоянно мыслить себя в качестве объекта. Мыслить любой предмет в качестве объекта – это неизбежно мыслить его конечным, ограниченным. Субъект с системой самоконтроля за сохранением своей самобытности мыслит себя обладающим физическими, причинными, пространственными, временными, биофизиологическими, социальными, психическими, интеллектуальными, когитивными, когнитивными и др. границами. Это означает, что субъект мыслит себя во всех отношениях ограниченным существом, т. е. смертным, преходящим, вызванным к жизни опять-таки преходящими, ограниченными причинами. Этот субъект не мыслит реальность бесконечного даже по отношению к объективным законам мироздания и потому не мыслит себя проявлением бесконечного.

Мыслить существование предмета ограниченным – это значит не искать бесконечные причины его существования. Мыслить ограниченным себя – это значит мыслить себя среди других ограниченных предметов, соотносить себя с другими ограниченными предметами, выделять себя по отношению к другим ограниченным предметам и не мыслить ни себя как ограниченный предмет, ни другие ограниченные предметы бесконечной абсолютной причиной других ограниченных предметов.

Для рационалиста признание философами бесконечной основы мира выглядит верой как безусловной убежденностью в то, существование чего принципиально не только недоказуемо рациональным путем, но даже не поддается мышлению в качестве объекта осмысления.

Поскольку философская личность, категорически мыслящая бесконечное как реальный предмет, как реальную бесконечную основу мира, считает себя ее проявлением, то в силу этого она вообще не в состоянии мыслить бесконечное в качестве объекта своего познания. Поэтому она не в состоянии применять к осмыслению бесконечной основы мира рациональный, в том числе научный подход, предполагающий рассмотрение познаваемого предмета как объекта познания, мысленно противопоставленного познающему субъекту познания, которыми могут быть только относительные предметы: не в состоянии ставить в отношении нее проблемы, выдвигать гипотезы, вопрошать, что это такое и существует ли оно, использовать для обоснования эмпирические факты, практику, научные методы, в т. ч. материальные эксперименты, мысленные эксперименты, логическое обоснование, иные научные средства. Если личность, претендующая на то, чтобы быть философской, пытается по настоящему использовать для осмысления бесконечного рациональные, в т. ч. научные средства, то она отступает от подлинной, «нормальной» философии и в действительности обладает рациональным, а не идеологическим мышлением, следовательно, не является философской личностью. Философская личность осмысливает бесконечное в виде бесконечной основы мира с помощью внерациональных средств и понимает это осмысление как раскрытие бесконечности, как делание ее очевидной для себя и для других, хотя в действительности она ее мысленно конструирует внерациональным способом, а ее якобы реальное существование не может не признавать посредством веры как категорически императивной, абсолютной убежденности, даже если считает, что не опирается на веру.

Философские личности осмысливают бесконечную основу мира, которую они посредством веры категорически признают существующей, с помощью якобы познания рациональными (псевдорациональными) и внерациональными средствами. Сторонники мнимого «рационального познания» будто бы реальной бесконечной основы мира пытаются использовать научные факты (напр., диалектико-материалистическая философия), частично логические доказательства (напр., «бытия Бога» неотомизмом), понимание, напр., принцип «понимаю, чтобы верить» П. Абеляра, считавшего необходимым удостоверять веру разумным осмыслением. Сторонники «внерационального познания» будто бы реальной бесконечной основы мира по-разному его называют: откровением, интуицией, воображением, чувством и др., хотя иногда используют термин вера в качестве синонима внерационального постижения истины, как они ее понимают. Так, многие внерациональные направления обосновывают признание реальности бесконечной основы якобы ее непосредственной данностью сознанию (Ф. Якоби), результатом «откровения» (неотомизм), «интеллектуального созерцания» (Ф. Шеллинг), «интуиции» (А. Бергсон), «интимно-личного переживания» (С. Кьеркегор), «бессознательного» (Э. Гартман), «инстинкта» (Л. Клагес), «озарения» (Р. Бэкон).

Поскольку философия начинается с признания основы мироздания бесконечной, то возникает вопрос, может ли мыслить философская личность себя как абсолютно автономную личность? Зависит от того, как она понимает эти основы. Во-первых, она может мыслить себя абсолютно автономной, если признает себя с помощью веры бесконечной основы мира. Но поверить в себя как в бесконечную основу мира способна только личность с нарушенной идеологической логикой. Во-вторых, философская личность может мыслить себя бесконечно автономной личностью в том случае, если она поверит в себя как в одну из бесконечных основ мира наряду с другой бесконечной основой, мысля себя при этом активным началом, как бог согласно философии Аристотеля. Но и к такой вере способна только личность с нарушенной идеологической логикой. Философская личность может мыслить себя абсолютно автономной, если она уверует в то, что существует только она (см. солипсизм). При последовательном проведении философской личностью солипсизма ей не обойтись без признания себя бесконечной и единственной. Солипсист Дж. Беркли непоследовательно проводил солипсизм, поскольку верил в существование объективного бесконечного бога.

Философская личность может признавать себя абсолютно автономной на уровне проявления личного волеизъявления, личного выбора, личного творчества в виде веры в существование у нее возможностей полной свободы проявления личного волеизъявления, неограниченного личного выбора, полностью свободного творческого порыва (см. экзистенциализм). Но если она верит в существование объективной бесконечной основы мира, то не может не признать ограничение своей автономности объективной бесконечной основой мира. А если она это не признает, то фактически рассматривает себя, возможно неосознанно, как одну из бесконечных основ мира, причем ведущую. Философская личность с целью расширения возможности мыслить себя как можно более автономной может сконструировать объективную бесконечную основу с такими чертами, чтобы приписать ей как можно меньшее детерминирующее воздействие на нее, будто бы обусловливающее существование для нее как можно большей возможности проявления свободы воли. Например, такой минимально детерминирующей объективной бесконечной основой выступает ничто как необходимое условие самоопределения автономной личности в философии Ж.-П. Сартра. При этом философская личность с целью расширения возможности мыслить себя автономной может ограничить рассмотрение онтологического аспекта своего отношения с миром духовной стороной своего бытия. Например, экзистенциализм ограничивается преимущественно духовным аспектом отношения личности к миру.

При наличии веры в существование объективной бесконечной основы мира философская личность не сможет сконструировать свою абсолютную автономию. Это будет ограниченная автономия личности. Но если личность все же будет мыслить в этом случае свою автономию абсолютной, она вступит в противоречие с собой, поскольку даже в сфере духовного отношения личности к миру и даже в случае мышления личностью бесконечной основы как можно менее детерминирующей ее все равно не обойтись без соотнесения личностью себя с признаваемой ею существующей объективной бесконечной основой, не обойтись без объяснения личностью того, каким образом при наличии бесконечной основы мира она признает наличие возможности своей абсолютной свободы, пусть только на уровне духовного творчества. Даже признаваемое личностью основой мира бесконечное ничто, каким бы малым ни мыслила она его детерминистский потенциал в качестве бесконечной причины мира, его невозможно представить как совершенно не детерминирующее ее личную свободу воли. Если бесконечное ничто мыслится как объективная реальность (а без мышления реальности бесконечной основы нет философии), то это уже предполагает признание детерминации данной основой также духовных качеств личности. Без признания детерминирующей роли признаваемой реально существующей бесконечной основы претендующие на статус философских рассуждения не будут таковыми и их следует исключить из сферы «нормальной философии» как не соответствующие ее стандартам.

Признание бесконечной основы мироздания в любом ее виде уже предполагает отказ от признания абсолютной автономии личности. Но большинство философских учений непоследовательные в проведении идеи бесконечной основы мироздания. Пожалуй, наиболее последовательно проводит идею признаваемой существующей бесконечной основы в виде абсолютной идеи Гегель. Его философия весьма строго соответствует идеологической логике, которую можно изучать на его философии.

В философии вера в осуществимость бесконечной основы обладает категорически императивной побуждающей силой. Это означает, что приверженцы философских учений абсолютно убеждены в безусловной истинности исходных положений своих философских учений. И данная абсолютная убежденность категорически повелевает им видеть мир и относиться к нему так, как это предписывает их философское учение. Потому свобода воли любой философской личности ограничена по меньшей мере основными положениями ее философской веры. В рамках целостного философского учения могут быть различия между интерпретациями различных аспектов реальности при сохранении общности веры в исходные первоначала. Это различие взглядов может не обладать силой различий философско-идеологической веры, но может оформиться в различие философских позиций и обусловленных ими различий веры.

27. 02. 2012

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru;
Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон  абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость философско-идеологической веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста: «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Бывший адрес текста: "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru.

Нынешний адрес текста: «ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ» http://demiurgos.forum2x2.ru

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения