МЫШЛЕНИЕ И ИДЕЙНАЯ СУВЕРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Перейти вниз

МЫШЛЕНИЕ И ИДЕЙНАЯ СУВЕРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:45 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

МЫШЛЕНИЕ И ИДЕЙНАЯ СУВЕРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
(Homo sapiens и Homo neanderthalensis)


Данная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Мышление – это основополагающее свойство человека вида Homo sapiens как личности, т. е. как субъекта общественных отношений, познания и практической деятельности. Специфика мышления личности влияет на ее особенности, в т. ч. на обладание ею способностью к идейной суверенности. Понятие «суверенность» (от фр. souverain – верховный, высочайший, высший) чаще используется в области государственной жизни и в основном в значениях «осуществление верховной государственной власти», «независимость в осуществлении государственных дел». Однако оправданно применение его и в более широком значении, отражающем особенности всяких сознательных отношений детерминации в жизнедеятельности людей.

Идейная суверенность личности – это обладание ею свободой воли в отношении любых идей, которыми оперирует ее мышление, будь то идеи рациональные или идеологические, свои или чужие, описательные (напр., естественнонаучные теории) или условно нормативные (напр., методы исследования, инженерные проекты), ценностно нейтральные (напр., научные знания) или ценностные (напр., идейно оформленные смысл жизни, цели, потребности, интересы, нравственные ценности и др.), истинные или ложные, полезные или вредные, объективные или субъективные и др. Свобода воли идейно суверенной личности в первую очередь состоит в следующем: 1. В обладании ею способностью сознательно самостоятельно относительно идей принимать решения, критически относиться к любым идеям, сомневаться в истинности любых идей, считать невозможными «категорические истины», отрицать авторитет как средство обоснования идей, рассматривать любые идеи как свой потенциальный объект преобразования или опровержения, отвергать веру в качестве необходимого основания для признания идей истинными, полезными и считать таким необходимым основанием эмпирические и логические доказательства, а в конечном счете – практику и др.; 2. В обладании ею способностью не допускать принудительного (категорически императивного) регулятивного влияния (побуждения, мотивирования) любых идей на ее решения: на оценку ею идей с точки зрения их истинности и ложности, полезности и вредности, осмысленности и бессмысленности, на идейное конструирование ею предметов, на использование ею идей в практической деятельности. Поэтому идейно суверенная личность самодостаточная в том смысле, что источник ее сознательной активности, целеустремленности находится в ней, а не в идеях, которые не обладают в отношении нее категорически повелительной силой, не являются непосредственными, прямыми регуляторами ее сознания и поведения. Так, подлинный ученый суверенен в отношении научных идей и самодостаточен.

Идейная суверенность личности – это сторона сознательных человеческих отношений, поскольку за всякими идеями стоят создающие и использующие их люди, даже если конкретная личность реализует свою суверенность в отношении собственных идей. Под отношением идейно суверенной личности с собой в виде (в форме) собственных идей имеется в виду не идейное раздвоение личности, а раздвоение ее идейных ролей (функций). Личность в роли (функции) субъекта, свободно относящегося к собственным идеям (свободно оценивающего, использующего, отвергающего и др. собственные идеи), сознательно вступает в отношения с собой, пребывающим в роли (функции) субъекта, свободно создавшего идеи, сознавая при этом, что это ее собственные роли (функции) и что она и создает, и оценивает, и использует, и отвергает свои идеи. Любая идейно суверенная личность обладает способностью к данной полярной ролевой идейной деятельности, не раздваиваясь при этом как личность, и различает названные роли (функции), не отождествляя себя с ними, поскольку содержание никаких идей не связано с ее сущностью. Обладающая идейной суверенностью личность критически относится как к чужим, так и к своим идеям, пребывает в постоянном сомнении относительно чужих и своих идей, не поступаясь при этом своей личностной сущностью.

Идейная несуверенность личности противоположна идейной суверенности личности. Идейно несуверенная личность – это такая личность, которая полностью неодолимо зависима от воздействия любых идей. Это воздействие проявляется в том, что одни идеи обладают по отношению к личности силой категорического императива и властвуют над ее волей, являясь для нее безусловной истиной и ценностью, которые она не в состоянии воспринимать критически, которыми она непреклонно руководствуется и в признании истинности и полезности которых она опирается на веру, исходя из которой она категорически отвергает другие идеи. Положительные для нее идеи она категорически принимает с помощью веры как абсолютно истинные и полезные, а негативные для нее идеи она категорически отвергает с помощью веры как абсолютно ложные и вредные. Даже собственные идеи идейно несуверенной личности, если она их создает, обладают по отношению к ней силой категорического императива, поскольку такое создание рассматривается ею не как ее собственная свободная деятельность, а как проявление в ней, как действие через нее высшей необходимости (якобы необходимо или случайно воплощенной в ней).

Идейно несуверенная личность не способна не только к полярной идейной ролевой (функциональной) деятельности, но и вообще к идейной ролевой (функциональной) деятельности. Это неполноценная ополовиненная личность. Такой личностью идеи воспринимаются как положительно или отрицательно связанные с ее сущностью, как основа ее самоопределения. Положительные с точки зрения идейно несуверенной личности идеи тотально и категорически повелительно властвуют над ее сознанием, над ее чувствами, мышлением и волей. Так, искренний религиозный верующий несуверенен в отношении идей своей религии. Поэтому отношение несуверенной личности к идеям носит характер не ролевой (функциональной) деятельности, а реализацией себя, собственной сущности. Идейно несуверенная личность не обладает в отношении идей свободой воли, а значит, она не самодостаточная в том смысле, что источник ее сознательной активности, целеустремленности находится не в ней, а в идеях, обладающих в отношении нее категорически императивной силой.

* * *

Идейно суверенной личности и идейно несуверенной личности присущи противоположные типы мышления – рациональное и идеологическое (экстрарациональное, внерациональное) мышление. Расположенность к рациональному и к идеологическому типам мышления обусловлена генетически, поэтому невозможно произвольно преобразовать один тип мышления в другой.

Мышление предметно. Оно оперирует предметами (вещами, свойствами, отношениями, процессами), присутствующими в сознании в виде их идейных заместителей, представляющих собой мысленные модели предметов, которыми мышление оперирует так, как если бы это были сами предметы. На уровне мысленного оперирования моделями реальных предметов, сконструированных предметов, но мыслимых в качестве реальных, сконструированных и намеченных к осуществлению или осуществленных предметов, а также сконструированных, но мыслимых неосуществимыми действительно неосуществимых предметов мышление большинства людей относится к рациональному типу, мышление приблизительно 7-12% людей относится к идеологическому типу, к тому же часть этих людей имеют идеологическое мышление наряду с ориентированным на локальные стороны реальности рациональным мышлением. У большинства из обладающих таким двойным мышлением людей эти типы мышления взаимодействуют противоречиво, даже конфликтуют, а у некоторых из этих людей, возможно, сосуществуют независимо друг от друга в виде раздвоения личности. Люди с тотально идеологическим мышлением используют в качестве регулятора всей своей жизни, в т. ч. и повседневной, в качестве средства объяснения мира, выработки целей, способов жизнедеятельности безграничную идеализацию мироздания (себя и окружающего мира), в первую очередь идею о якобы существовании бесконечной первоосновы мироздания. Эти люди плохо приспособлены к взаимодействию с помощью труда с природой.

Рациональный и идеологический типы мышления противоположны по используемому ими критерию определения осуществимости предметов, по пониманию ими основ мироздания, по мысленно конституированной ими сущности предметов, которыми они мысленно оперируют, по устройству логики, по происхождению, а также по строению, духовной природе их идей, по способу доказательства ими идей, по способу связи их идей с волей личности. Соответственно личности с рациональным и идеологическим мышлением – это противоположные типы личностей. Они не только мыслят противоположным образом, но и противоположно объясняют мироздание, относятся к миру, действуют в нем, понимают себя в мире, ставят смысложизненные цели своего бытия в мире.

Рациональное мышление признает возможность осуществимости только ограниченных предметов, обладающих пространственными, временными, количественными, качественными, сущностными, причинными и др. границами (человек, звезда, атом и др.), а используемые им идейные модели безграничных предметов (бесконечное множество, идеальный газ, машина Тьюринга и др.) оно рассматривает лишь как намеренно сконструированные рациональные безгранично идеализированные предметы и признает их вообще неосуществимыми. Рациональное мышление не способно выйти за границы собственных возможностей и потому оно вообще не в состоянии сделать вывод (заключить) о наличии у мироздания бесконечной первоосновы и не в состоянии рассматривать бесконечность мироздания даже как эвристическую проблему и предположение. Оно не способно создать модель актуальной, якобы осуществимой, «завершенной» бесконечности, а в состоянии создавать посредством мыслительных операций модели только операциональной бесконечности (напр., бесконечной величины), которая в действительности является моделью неопределенной конечности (ограниченности), поскольку ограничены возможности отдельного человека и всего человечества совершать мыслительные операции, моделирующие бесконечность. Рациональное мышление рассматривает мысленные модели якобы существующих бесконечных первооснов мироздания (бесконечных материи, бога и др.) как такие идеологические безгранично идеализированные предметы, относительно осуществимости которых это мышление вообще не в состоянии ничего помыслить и высказать, а в состоянии только бездумно молчать, не обладая относительно осуществимости данных предметов никакой определенностью и потому пребывая в полной неопределенности.

Устройство логики рационального мышления таково, что оно вообще не способно породить и использовать мысли, обладающие категорической нормативностью (категорической императивностью) и претендующие на категорическую истинность. Сомнение как отсутствие абсолютной уверенности в истинности является необходимым свойством рационального мышления и отношения его к любым идеям. Рациональное мышление представляет собой реалистичный взгляд на мир, чуждый основанному на вере идеологическому признанию осуществимости безгранично идеализированных предметов. В качестве средства признания идей истинными и ложными, полезными и бесполезными, эффективными и неэффективными, осмысленными и бессмысленными, содержательными и бессодержательными и др. рациональное мышление признает эмпирические и логические доказательства, а в конечном счете -- практику.

Идеологическое мышление не только признает возможность осуществимости ограниченных предметов, но оно верит в осуществимость безгранично идеализированных предметов (мессии, абсолютно совершенного общества, бесконечных бога, материи, абсолютной идеи, мировой воли и др.), мысленные модели которых являются ядром идеологии, и не считает их намеренно сконструированными неосуществимыми безгранично идеализированными предметами, хотя с точки зрения рационального мышления они являются таковыми. В то же время идеологическое мышление рассматривает осуществимые ограниченные предметы как проявление якобы осуществимой бесконечной первоосновы, как сопричастные ей и потому оно считает ограниченные предметы не полностью ограниченными, а ограниченно-бесконечными (конечно-бесконечными). Мысленные модели безграничных предметов в идеологическом мышлении, категорически признаваемые им осуществимыми, противоположны изначально мыслимым неосуществимыми мысленным моделям безграничных предметов рационального мышления (науки, инженерии и др.) и вообще не поддаются использованию рациональным мышлением.

Устройство логики идеологического мышления таково, что оно порождает и использует безусловные мысли, обладающие категорической нормативностью (категорической императивностью). Идеологическое мышление жестко программирует сознание, волю личности, ее осознанные чувственные побуждения и поведение. Созданные им безгранично идеализированные предметы – это категорически повелительные программы отношения к миру обладателей данного мышления и понимания ими мира, которые могут быть различными, даже противоположными, у разных носителей идеологического мышления (напр., вера в существование бесконечных бога и материи категорически повелевает объяснять мир посредством этих противоположных идей о первоосновах мироздания).

Появление в рациональном мышлении существенных аномалий может породить возможность включения в него идей безграничных предметов, создаваемых идеологическим мышлением (мысленных моделей бесконечных бога, материи и др.). Если идеологические идеи безграничных предметов проникают в деформированное рациональное мышление, то они действуют подобно вирусу и активно преобразуют его в идеологическое мышление. Идеологическое мышление – это экстрарациональное, внерациональное мышление, это нереалистичный безгранично идеализирующий взгляд на мир.

Рациональное мышление присуще идейно суверенной личности, а идеологическое мышление присуще идейно несуверенной личности.


* * *

На рациональном мышлении основаны наука, инженерия, здравый смысл, частично искусство. На идеологическом мышлении основана их антипод – идеология. Идеологическое мышление как безгранично идеализирующий взгляд на мир, основанный на вере в осуществимость безграничного предмета, присутствует не только в идеологии, но и в родственных ей безгранично идеализирующих мир взглядах. Это, напр.. основанные на безмерной идеализации любовь мужчины и женщины, любовь детьми своих родителей, всепоглощающая ненависть к врагу, абсолютный авторитет философов, основателей религий, правителей, неограниченное доверие к кому-либо. Способность к такой безграничной идеализации присуща только людям, расположенным к идеологическому мышлению.

С точки зрения рационального мышления любая идеология покоится на безграничной положительной и отрицательной идеализации реальности, в т. ч. первооснов мироздания, результатом которой являются мысленные безгранично идеализированные предметы, либо всецело созданные воображением, либо имеющие ограниченные прототипы в реальности, которым идеологией задан статус судьбоносно значимых для бытия человека положительных или отрицательных ценностей (всемогущий бог, бесконечная материя, абсолютная идея, мировое зло, абсолютно совершенное общество, ниспосланный богом спаситель человечества и т. п.) и в осуществимость которых верят приверженцы идеологий. Эти идеализированные предметы образуются с помощью мысленного доведения соответствующих черт реальных или мысленно созданных ограниченных предметов до их как бы полного самовыражения (напр., общество полного социального равенства, «счастливый золотой век» в прошлом, бесконечная материя и др.), т. е. при идеализации мысленно убираются границы у этих черт предметов. С помощью научных инструментов возможно доказать неосуществимость мысленно созданных локальных безгранично идеализированных предметов идеологии (абсолютно совершенного общества, всемудрого правителя и др.). Но вообще не поддается научному доказательству как осуществимость, так и неосуществимость таких идеализированных предметов, как бесконечные первоосновы мироздания (бесконечные материя, бог, мировая воля и др.).

Используемые идеологией безгранично идеализированные предметы (бесконечная материя, всемогущий бог, мессия, абсолютное добро, мировое зло, абсолютно совершенное общество, «золотой век» в прошлом и др.) ее приверженцами изначально непреложно мыслятся осуществимыми – существующими, существовавшими или осуществимыми в будущем. Поскольку вообще невозможны ни эмпирические, ни логические средства доказательства осуществимости таких идеализированных предметов, то идеология признается истинной на основе веры, т. е. абсолютной убежденности, исключающей любые сомнения.

Для приверженцев идеологии ее безгранично идеализированные предметы предстают не результатом намеренного конструирования, а высшим безусловно истинным знанием сущности мира, бытия, смысла жизни и ценностей человеческого существования. Они служат адептам идеологий формами знания о мире, средствами объяснения мира и определения познавательного и практического отношения к миру, к человеку, а также обоснования правил, ценностных ориентиров, целей и смысла их жизнедеятельности в мире, которые (идеологические идеализированные предметы) каждая идеология категорически императивно выставляет как единственно истинные и всеобщие. Вера приверженцев идеологии в безусловную истинность ее идей с силой абсолютной необходимости прямо повелевает их сознанием и поведением. Поэтому идеологические вероучения используются в качестве непосредственных, прямых регуляторов сознания, воли и поведения людей.

Только те люди обладают способностью к искренней, подлинной идеологической вере, у которых есть к ней врожденная предрасположенность, проявляющаяся в наличии у них неодолимой потребности в идеологической вере. Это предрасположенность не к конкретной идеологической вере, а к идеологической вере как таковой. Подлинная идеологическая вера – это удел относительно немногих людей. Большинство людей не обладают врожденной предрасположенностью к идеологической вере и склонны к рациональному мышлению. Потому вообще невозможно убедить обрести идеологическую веру и принудить к идеологической вере тех, кто не обладает расположенностью к ней. Люди, которые предрасположены к идеологической вере, вообще не нуждаются в убеждении и принуждении к ней. Их невозможно принудить и убедить отречься от нее, а также отречься от одной идеологической веры в пользу другой идеологической веры. Они в силу своей неодолимой потребности в идеологической вере сами либо выбирают себе идеологию из уже существующих, либо создают для себя новую идеологию.

Наука и инженерия, которые рациональны и строятся исключительно с помощью рационального мышления, тоже создают безгранично идеализированные предметы (абсолютно черное тело, идеальный газ, точка, машина Карно, машина Тьюринга, социальная общность с полностью формальными отношениями и др.). В современной науке, в т. ч. инженерной, они являются ее фундаментом и служат в ней идейными заместителями реальных предметов, но в особом, мысленно идеализированном и потому неосуществимом виде, выступают узловыми пунктами науки, вокруг которых организуется научное знание, служат объектами и средствами исследования, мерилами и ориентирами в оценке состояний и процессов реальности, человеческих ценностей и действий. В отношении научных идеализированных предметов формулируются научные законы и тенденции. Но отличие от идеализированных предметов идеологии, идеализированные предметы науки и инженерии, во-первых, изначально мыслятся как вообще неосуществимые и рассматриваются как продукты намеренного мысленного конструирования, в действительности будучи ими, а во-вторых, в науке и в инженерии не создаются идеализированные предметы с такой чертой, как актуальная бесконечность.

Научные идеи, в т. ч. научные идеализированные предметы, невозможно использовать в качестве прямых регуляторов сознания и поведения людей. Они не обладают категорически императивной (нормативной) силой. Значительная часть научных знаний вообще не обладает нормативностью, а часть из них, напр., методы, парадигмы, критерии, ориентиры, обладают условной нормативностью, которую можно сформулировать следующим образом: чтобы достичь определенного эффекта, целесообразно действовать так. Ученые открывают объективные законы, изучают проявление этих законов и т. д., инженеры с помощью научных знаний создают планы, проекты. Но они вольные в том, использовать или не использовать научные идеи в познании, в конструировании и в практической деятельности. Их воля обладает суверенностью, т. е. независимостью в отношении научных и инженерных идей и верховенством над ними. Ученым, инженерам и иным людям с чисто рациональным мышлением не нужны идеология, ее творцы, проповедники и иные идеологи, а значит, им не нужны их интересы. Так за что идеологам любить ученых, инженеров и иных людей с чисто рациональным мышлением? Это объективные антагонистические классовые противники.

В отличие от науки, идеология как система идей, основанных на безгранично идеализированных предметах и вере в их осуществимость, категорически предписывает следовать ей. Поскольку адепты идеологий не вольные в том, следовать или не следовать ее идеям, то их воля не обладает суверенностью в отношении идеологических идей. Потому идеологи и диктаторские правители стремятся опираться в управлении людьми не на науку и научно обоснованные социально-инженерные разработки, а на идеологию, в т. ч. с помощью превращения ее в официальную, тем самым используя власть для дополнительного принуждения следованию ей.

В осуществимость безгранично идеализированных предметов идеологии верят далеко не все люди, а лишь те, которые обладают предрасположенностью к идеологической вере. Их мышление и чувства устроены таким образом, что они не имеют внутренних самоограничителей, «тормозов». Они в силу своей природы переживают и мыслят мир идеализированно. Именно эти люди нуждаются в идеологии. А во что они верят – это зависит от их ценностных жизненных устремлений, от социально-культурной среды, в которой они формировались и живут, от ряда психических особенностей и др. Но поскольку лишь немногие из них способны самостоятельно создать для себя более или менее стройное вероучение, то за них это делают специалисты, т. е. идеологи. Идеологи же его интерпретируют и проповедуют. Если то или иное вероучение не имеет приверженцев (потеряло или не приобрело), то это исключительно искусственная идеологическая конструкция, мертвая идеология. Любое идеологическое учение живет, пока есть хотя бы один его последователь.

Идеологическая вера – это абсолютная, безусловная убежденность приверженцев конкретных идеологий в истинности таких их идей, в которых описываются безгранично идеализированные предметы (бесконечные бог, материя, полностью совершенное обществ, мессия, абсолютный гений и др.) и категорически утверждается об их осуществимости, поскольку невозможно сконструировать даже на уровне научной идеализации условия практического доказательства истинности данных идей, вообще невозможна возможность практического доказательства истинности этих идей, ни при каких условиях невозможно практически подтвердить их истинность.

Идеологическая вера по императивности (повелительности) своей мотивации сознания, воли, чувств и поведения верующих подобная инстинкту. Но она привязана к конкретным идеологическим системам (идеологиям). Это означает, что у конкретных людей, обладающих склонностью к идеологической вере, нет идеологической веры вообще, а есть идеологическая вера в истинность конкретных идеологических идей (идеологий), приверженцами которых они являются, а не всех идеологических идей (идеологий). Но хотя идеологическая вера представляет собой абсолютную убежденность в истинности идей об осуществимости безгранично идеализированных предметов, используемых в конкретных идеологиях, она является завуалировано осознанной познавательной позицией. Эта позиция представляет собой субъективистский взгляд на природу истины и ее критерия. Данный взгляд основан на безусловной установке, что если идеи о существовании конкретных идеологических идеализированных предметов твердо, устойчиво существуют в сознании, не подвержены сомнению в них и их отрицанию, значит, они являются истинным знанием о мироздании. А вот откуда эти идеи появляются в сознании – это для верующих отдельный вопрос.


Последний раз редактировалось: Admin (Вс Май 12, 2013 9:24 am), всего редактировалось 1 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 238
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:45 pm

Безгранично идеализированные предметы – это узловые пункты всякой идеологии. Относительно них объясняются реальные вещи и строятся действия тех, кто исповедует идеологию. Во всякой идеологии присутствует иерархия безгранично идеализированных предметов. Безгранично идеализированные предметы, относящиеся к локальному миру (обществу, человеку, политике, власти, правителю и т. п.), не будут полноценными и предметом веры, если их не обосновать как проявление более высоких безгранично идеализированных предметов и в конечном счете безгранично идеализированных предметов в виде бесконечных первооснов мироздания. Поэтому на самом верху относительно завершенной идеологии находятся идеи якобы осуществимых бесконечных первооснов мира (идеальных и материальных). Это означает, что любые идеологии о государстве, человеке, обществе и т. п. нуждаются в соответствующих религиозных, философских, теософских и иных идеологиях, категорически предписывающих для их приверженцев веру в существование беспредельных первооснов мира.

Но если бы идеологии навязывали себя только в качестве интеллектуально-познавательных конструкций как якобы неоспоримо истинные изображения реальности, то рациональному мышлению было бы относительно просто показать их непригодность для эффективных научного познания мира, конструирования осуществимых предметов, управления обществом и организации жизнедеятельности людей. Для выявления такой непригодности идеологий достаточно было бы тех критериев, с помощью которых проверяются научные знания. А позитивизм, который является одной из разновидностей, хотя и непоследовательной, методологии рационального мышления, разработал весьма серьезные инструменты для отграничения научного знания от идеологических идей о бесконечных первоосновах реальности и о их якобы проявлении в ограниченных вещах. Это в первую очередь верификация и фальсификация. Хотя возможность использования данных методов для строгого проведения границ между стандартным научным знанием и идеологическими идеями о существовании беспредельных первооснов мира ограничена, однако их достаточно для установления приблизительных границ. Тем не менее даже самые убедительные с точки зрения законов построения научного знания доказательства несоответствия содержания идеологических идей нормам научного знания и познания не являются аргументами для отказа их приверженцев от идеологий. Развитие идеологий, их зарождение, расцвет и упадок, уменьшение и увеличение числа их приверженцев идет по особым внутренним законам идеологического мышления и идеологий.

Но позитивизм не учел того, что идеологические изображения мира не имеют для верующих значения просто знания и служат для них прямым верховным неоспоримым инструментом их ориентации в мире и организации их жизнедеятельности, имеющим для них силу не подлежащего нарушению абсолютного закона. Между применением рациональных идей, т. е. научных знаний, инженерных проектов, знаний, полученных на основе повседневного опыта, стоит свободное решение человека, обладающего рациональным мышлением, о целесообразности применения рациональных идей. Рациональные субъекты свободные, суверенные в принятии решения об использовании для любых нужд даже самых проверенных рациональных знаний и проектов. Они вольные намеренно принять решение о том, использовать или не использовать любое рациональное знание. Они вольные даже принять решение о применении заведомо ложных идей. Идеологические же идеи имеют для идеологических верующих силу прямого действия. Это значит, что приверженец идеологии не волен свободно решать, руководствоваться ли ему своими идеологическими идеями или не руководствоваться, признавать их истинными или не признавать. Он не суверенен в отношении своей идеологии. Его вера категорически повелевает ему считать свою идеологию абсолютно истинной, сообразовать себя, свои мысли, волю, чувства, свое видение мира, свои действия со своим вероучением и неукоснительно следовать ему. Его индивидуальная воля однозначно подчинена надиндивидуальному повелению, заключенному в его идеологической вере. Люди, обладающие искренней идеологической верой, являются духовными рабами своих идеологий, и, соответственно, духовными рабами творцов, толкователей, проповедников идеологий и др. идеологов.

Любая конкретная идеология – это имеющая категорически императивную силу для ее приверженцев программа их мышления, переживаний, поведения, деятельности, отношения к миру и др., даже если в ней не присутствует специализированная программа действий. По нерушимости своего действия она схожа с генетической программой. Каждая идеология категорически побуждает своих приверженцев неукоснительно следовать ее положениям как якобы безусловно истинным (за исключением тех положений, которые не устанавливаются в качестве безусловно истинных, но такое установление не относится к основным положениям) – видеть мир, относиться к нему, анализировать его, объяснять его, действовать в нем так, как это изложено в идеологическом учении.

Если содержание идеологических идей как внерациональных безгранично идеализированных изображений мира не представляет интерес для нужд рационального, реалистичного познания, обустройства общества, государства, человечества, а также управления ими, то идеологию как категорически повелительную для верующих программу их жизнедеятельности невозможно игнорировать. Рациональное и идеологическое мышление, наука и идеология – это антиподы. Использование науки всегда полезно для общества, государства, человечества, а использование идеологии для общества, государства, человечества преимущественно вредно. Разумно организованное, т. е. последовательно правовое государство отделяет идеологию от государственной власти, рассматривая ее как исключительно частное дело, и вырабатывает механизмы по предотвращению или ослаблению негативного влияния идеологий на общество, государство и человечество.

* * *

Люди с рациональным взглядом на мир, ищущие смысл своей жизни, своего бытия, самодостаточны при его выработке или выборе из уже сформулированных смыслов, т. е. они способны свободно выбирать или не выбирать, вырабатывать или не вырабатывать смысл своего бытия, исходя из установки, что осуществимы только ограниченные предметы, и потому они способны ориентироваться на ограниченное бытие как смысложизненную ценность, а если они вырабатывают или выбирают смысл своего бытия, то вольны следовать или не следовать выработке или выбору.

Те люди, которые обладают врожденной склонностью к идеологической вере (религиозной, философской, теософской и др.), изначально не самодостаточные при выработке смысла своей жизни, своего бытия или выборе его из уже имеющихся идей о смысле жизни. Они не способны сделать своей смысложизненной опорой ни свое реальное ограниченное, конечное бытие, ни окружающий их реальный ограниченный мир. В них они не в состоянии усмотреть смысл своего бытия. Для обретения смысла своего бытия они нуждаются в опоре на веру в свою причастность к существованию бесконечного бытия в виде бесконечных первооснов мироздания. Они нуждается также в поводыре по миру в виде обусловленных верой в существование бесконечных первооснов мироздания идеологических категорически императивных взглядов на мир, на себя и свое отношение к миру и к себе, на свое бытие в мире. Идеология непреложно предписывает верующим смысл их жизни.

Люди, не обладающие склонностью к идеологической вере, не в состоянии понять, как искренняя идеологическая вера (религиозная, философская и др.) способна категорически повелевать обладающей ею личностью и почему эта личность не может ей сопротивляться. Между врожденной склонностью людей к идеологической вере и их изначальной идейной несуверенностью существует однозначная зависимость. Эти два фактора жестко связаны и взаимообусловлены.

Поскольку склонность как к рациональному, так и к идеологическому мышлению врожденная, то преследование идеологическими (идеологократическими) государствами (теократическими, коммунистическими, фашистскими, персоналистско-идеологократическими и др.) рационалистов за то, что они вообще не способны обрести идеологическую веру, можно рассматривать как своеобразный генетический идеологический расизм. Преследование рациональными (не идеологократическими) государствами людей, обладающих идеологической верой, за то, что они вообще не способны избавиться от нее, можно рассматривать как своеобразный генетический рационалистический расизм. Но т. к. рациональными способны быть преимущественно полноценные демократические государства, в которых идеология отделена от государственной власти, но которые признают право людей на идеологическую веру, то в рациональных государствах вероятность преследования людей за наличие у них идеологической веры малая.

* * *

Опираясь на свою концепцию двух генетически обусловленных противоположных типов человеческого мышления – рационального и идеологического, -- считаю возможным выдвинуть осторожную гипотезу о том, что одно из главных различий неандертальского человека (вид Homo neanderthalensis) и современного человека (вид Homo sapiens) состоит в различии типов их мышления. В процессе эволюции у вида неандертальцев сформировался генетически обусловленный пожизненный для индивидов основанный на вере безгранично идеализирующий мир нереалистичный идеологический тип мышления, ограничивающий способность к инновациям, а у современного человека сформировался генетически обусловленный противоположный пожизненный для индивидов не идеализирующий мир реалистичный рациональный тип мышления, основанный на эмпирических и логических доказательствах, а также на проверке идей практикой и потому способный к непрерывным инновациям.

Поскольку идеологический тип мышления обладает способностью жестко программировать мыслительную деятельность человека, то созданные с помощью него категорически императивные безгранично идеализированные предметы сковывают интеллектуальную и практическую деятельность, в том числе и инновационную. И если идеологическое мышление и созданные им безгранично идеализированные предметы регулируют все нюансы жизнедеятельности человека, то они отрицательно влияют на эффективность жизнеспособности индивида и вида.

Возможно, зародившийся на начальном этапе эволюции человека идеологический тип мышления служил формировавшимся людям компенсацией еще отсутствия у них способности осознанно свободно принимать решения при одновременном вытеснении из их генотипа посредством естественного отбора сложных инстинктивных программ, регулировавших поведение их предков. Неразвитое мышление каждого из формировавшихся людей не обладало способностью сознательно свободно использовать созданные соплеменниками и создавать свои идеи, которые для этих еще неразвитых людей служили бы побудителем деятельности (напр., цели, правила совместной жизни, технологию зарождавшейся трудовой деятельности) и могли бы быть объектом заимствования, сохраняться, накапливаться и передаваться от поколения к поколению. Поэтому накопление, сохранение и передачу в сообществах формировавшихся людей жизненного опыта, в т. ч. правил совместной жизни, осуществлялось посредством придания опыту категорической нормативности, которой невозможно не следовать. Такую нормативность, сопоставимую по силе действия с инстинктами, могло обеспечить идеологическое мышление, с которого, допускаю, началось формирование человеческого интеллекта и которое, не исключаю, является самым древним типом мышления. На ранних стадиях эволюции человека складывавшееся идеологическое мышление выполняло также важную для его жизнеспособности функцию самозащиты у детей (напр., безграничные детские страхи), социализации личности, приобщения к брачным отношениям (безмерная любовь). В то же время эволюция человека из предлюдей на основе формирования только идеологического мышления была тупиковой. На каком-то этапе человеческой эволюции отпочковалась ветвь, в рамках которой пошло становление нового человеческого вида на основе формирования рационального мышления и вытеснения из генотипа данного складывающегося вида генов, детерминировавших доминирование идеологического типа мышления. Этим видом был Homo sapiens, а продолжившаяся эволюция человека на основе формирования идеологического типа мышления привела к становлению вида Homo neanderthalensis.

Хотя меньшинство ныне живущих людей обладают в течение всей своей жизни идеологическим мышлением, которое в раннем возрасте проявляется в безграничных детских страхах, в беспредельной любви ребенка к родителю, во всепоглощающей юношеской любви к противоположному полу и др., а в зрелом возрасте делает их искренними адептами идеологий, главным образом религий, однако затруднительно установить, сколько из них обладают двойным мышлением – идеологическим и рациональным, есть ли среди них люди с тотально идеологическим мышлением и если есть, то сколько их. Возможно, рождается незначительное количество людей с предрасположенностью к гипертрофированному тотальному идеологическому мышлению. Но они в состоянии полноценно выжить только за счет людей с рациональным мышлением. Некоторые похожие на них люди не только успешно выживают за счет людей с рациональным мышлением, но даже нередко властвуют над ними (искренние служители религий, партийные и государственные идеологи и др.). Для эффективной жизнеспособности сформировавшегося человека вида Homo sapiens с его развитым рациональным мышлением идеологическое мышление преимущественно вредно. Эволюция вида Homo sapiens шла по перспективному пути и поэтому естественным отбором генетическая предрасположенность к идеологическому мышлению была почти полностью вытеснена из генотипа вида Homo sapiens, а вместо нее сформировалась генетическая предрасположенность к рациональному типу мышления. У неандертальцев идеологическое мышление не было вытеснено естественным отбором из генотипа хотя бы большинства представителей данного вида и закрепилось в видовом генотипе в качестве пожизненного для каждого индивида или для большинства индивидов. Развитие интеллекта вида Homo neanderthalensis пошло по неперспективному пути и попало в эволюционный тупик. В силу этого неандертальский человек с его врожденно скованными инновационными способностями оказался гораздо менее жизнеспособным, чем современный человек, и не выдержал конкуренцию как с длительно существовавшим рядом с ним рациональным и способным к непрерывным инновациям кроманьонским человеком (кроманьонами и кроманьонками) вида Homo sapiens, так и с природой.

Возможно, гены предрасположенности незначительной доли людей вида Homo sapiens к пожизненному идеологическому мышлению, процентная величина которой воспроизводится приблизительно одинаковой от поколения к поколению, закрепились в генотипе вида Homo sapiens вследствие похищения, захвата и др. кроманьонами неандерталок и скрещивания с ними, однако допускаю, что данный вид содержит служащие обеспечению его выживания генетически обусловленные механизмы, противодействующие чрезмерно широкому распространению в нем идеологического типа мышления. Но, может быть, гены предрасположенности к идеологическому типу мышления являются в генотипе современного человека атавизмом, оставшимся после отпочкования его прямых предков от эволюционного направления, в рамках которого сформировался неандертальский человек. Также допускаю, что сохранение в генотипе современного человеческого вида небольшой доли генов, детерминирующих идеологический тип мышления, является необходимым следствием становления вида современного человека и содействовало более эффективному его выживанию в первобытном состоянии, для которого был характерен примитивизм рационального мышления, знаний, хозяйственной деятельности, социальных отношений. Сохранению, накоплению и передаче с огромным трудом добывавшегося полезного жизненного опыта помогала деятельность людей с идеологическим мышлением (напр., шаманов), которые облачали этот полезный опыт в категорически императивные формы с тем, чтобы они воспринимались в качестве обязательных для усвоения и соблюдения жизненных правил. Однако после разложения первобытно-общинного строя идеологическое мышление становится не только ненужным для прогресса человечества, но все более вредным для сохранения и повышения его жизнеспособности.

Даже незначительное меньшинство людей с идеологическим типом мышления нанесло и наносит жизнеспособности человечества огромный урон. Так, за период писаной истории человечества вследствие сознательного применения в общественной жизни предрасположенными к идеологии людьми своих идеологий были уничтожены много миллионов людей, уничтожено людей не меньше, чем ради реализации людьми своих корыстных интересов. Огромен ущерб для прогресса человечества от влияния идеологического мышления и идеологий на развитие науки, техники, экономики, искусства и др. Если бы идеологического мышления и идеологий вообще не было в человеческом сообществе, то, возможно, человечество уже обшаривало на космопланах иные галактики.

Если у всех или у подавляющего большинства неандертальцев преобладал развитый идеологический тип мышления, то они могли погубить себя сами. Можно предположить, что вследствие похищения, захвата и др. неандерталами кроманьонок и скрещивания с ними могли получить распространение, но незначительное, в генотипе вида Homo neanderthalensis гены предрасположенности к рациональному типу мышления, не сыгравшего существенной роли в повышении жизнеспособности этого вида. Допускаю, что развитие идеологического мышления у многих неандертальцев могло приобретать настолько гипертрофированные формы, что оно даже подавляло важные для жизнеспособности вида инстинкты, в т. ч. инстинкт размножения. Не исключаю, что многие неандерталы и неандерталки в последние века наиболее зрелого существования вида неандертальцев могли находиться весь срок своей недолговечной взрослой индивидуальной жизни в состоянии безграничной первобытно-романтической любовной идеализации друг друга и не вступить ни разу в сексуальные отношения, оставляя вследствие этого свои сообщества без потомства, в то время как в виде Homo sapiens романтически-любовная идеализация рационально мыслящими мужчинами и женщинами друг друга не безграничная и в конечном счете служила и служит вспомогательным средством физиологического размножения вида.


1. 11. 2008


См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (логические особенности и значение для управления государством и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Идеология и рациональность в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heohi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08.


Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).


Admin
Admin

Сообщения : 238
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения