МЫСЛЬ ЧЕЛОВЕКА О СВОЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ КАК ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Перейти вниз

МЫСЛЬ ЧЕЛОВЕКА О СВОЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ КАК ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:48 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК


МЫСЛЬ ЧЕЛОВЕКА О СВОЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ КАК ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
(особенности этой формы в рациональном и идеологическом мышлении)


Данная научная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

В данной статье рассматривается не существование предметов, не объективное познание этого существования, а мышление отдельным человеком существования предметов. Объектом исследования является логика мышления. Проблема исследования – это выяснение, есть ли в устройстве логики мышления устойчивая логическая связь, в которой закреплена  мысль человека о своем существовании, и если есть, то какова она, а также есть ли различие в мышлении существования предметов людьми, обладающими рациональной и идеологической логикой, и если оно есть, то проявляется ли оно в этих видах логики.

Мышление каждого человека всегда предметное и ориентировано на осмысление и конструирование реальности, в том числе себя. Исходным пунктом мышления рационально мыслящего человека является его вера в свое индивидуальное существование, т. е. полная, абсолютная убежденность его в собственном существовании, в том, что он существует как индивид, что он есть, что он живет. Это, полагаю, единственная вера человека с рациональным мышлением, но она не идеологическая, а рациональная, хотя похожа по своей безусловности на идеологическую, и она не обладает для рациональной личности категорической императивностью, в отличие от категорически императивной идеологической веры.

Предмет – это все то, что было, есть и может быть в материальном мире и в сознании (напр., люди, звезды, атомы, свойства, объективные законы, логические формы, в той или иной мере мысленные аналоги реальных предметов как их идеальные модели), а также то, что человек мысленно придумал и что способно существовать только в мысли как придуманное. Рациональное мышление признает существование вне его и вне сознания в целом объективного и воспринимаемого с помощью органов чувств мира, однако его мысли об объективном мире содержат возможность сомнения в его существовании в силу ненадежности органов чувств как первичного источника данных об объективной реальности и полученных с помощью них ощущений как первичного отражения объективной реальности. Однако рациональное мышление не способно мыслить отсутствие объективной реальности. Идеологическое мышление способно создавать с помощью идеологической веры концепции, как признающие объективную реальность (напр., материалистические и объективно-идеалистические философские концепции), так и отрицающие объективную реальность (напр., субъективно-идеалистические философские концепции).

Человек существует не потому, что он мыслит свое существование, наоборот, он потому и способен мыслить свое существование, что он существует. Когда человек не мыслит свое существование, то он все равно действует как обладающий существованием. Однако одним из существенных отличий человека от животных является наличие у него самосознания, способности мыслить себя и свое существование. Знание человека о своем существовании играет существенную роль в организации человеком своей жизнедеятельности: в познании и конструировании окружающего его предметного мира и себя, в осуществлении своей практической деятельности. Индивид ощущает, переживает, мыслит, он испытывает различные физиологические потребности и рациональное осознание им этого дает ему основание сделать рациональный вывод о своем существовании подобно рациональному знанию его о других предметах. Но рациональное знание обязательно содержит возможность сомнения или даже само сомнение. Однако у рациональной личности нет сомнения в своем существовании даже в виде возможности. Полагаю, устройству рационального мышления личности присуща вера в ее существование.  

Рациональный человек мыслит себя обладающим собственным существованием конечным  предметом по отношению к другим конечным предметам, в том числе по отношению к другим людям, и другие предметы, в том числе других людей он мыслит по аналогии с собой обладающими собственным существованием конечными предметами.

Рациональное мышление признает осуществимыми (существовавшими, существующими и способными существовать) только конечные предметы, т. е. предметы с причинно обусловленными внутренними и внешними конечными факторами границами (количественными, качественными, границами времени, формы, содержания, детерминации, сущности и др.). Безгранично идеализированные конечные предметы (идеальный газ, прямая линия и др.), создаваемые с помощью мысленного абстрагирования от влияния причинных внутренних и внешних факторов, ограничивающих проявление черт конкретных конечных предметов в соответствии с их сущностью, и посредством рассмотрения этих черт данных предметов как бы полностью, без ограничений проявленных сообразно их сущности, оно изначально признает вообще неосуществимыми и создает и использует их лишь в качестве своих инструментов.

Мышление каждым зрелым человеком, обладающим нормальным рациональным мышлением, своего существования – это постоянно повторяющаяся, хотя и не всегда замечаемая им его мысль, которая является исходной при мышлении им других предметов и необходимым компонентом мысли о них, она служит отправной точкой для построения им мыслей о существовании других предметов. Это единственная его самая простая и исходная мысль, она присутствует в любом акте его мышления о любых предметах. Однако хотя мысль человека с рациональным мышлением о своем существовании является самой простой, но в то же время она невозможна без мысли о не-Я, т. е. о другом конечном предмете, поскольку рациональное мышление не способно мыслить бытие любого конечного предмета безотносительно к бытию иного конечного предмета.

Рациональные мысли о существовании других предметов вторичные по отношению к мысли человека о своем существовании, поскольку они строятся с помощью мысли индивида о своем существовании, и в любой из таких мыслей имманентно, хотя и не всегда явно содержится мысль индивида о собственном существовании. Даже мышление рациональными индивидами существования предметов относительно друг друга сопровождается мышлением им собственного существования. Потому мысль человека о существовании всякого предмета, кроме мысли человека о существовании себя, является сложной. Мысль человека о своем существовании является самой простой. Но в рациональных высказываниях индивида о существовании других предметов безотносительно к собственному существованию на формально-логическом и языковом уровнях отсутствует его высказывание о собственном существовании, поскольку его присутствие в этих высказываниях было бы избыточным. Но мысль рационального человека о своем существовании присутствует на уровне оценки существования предметов, являющихся объектами мысли. Обязательная, хотя и не всегда явная мысль рационального человека о своем существовании, а значит, и о существовании своего мышления при одновременном мышлении им существования остальных предметов – это и есть логическая форма рационального мышления, без которой невозможно рациональное мышление остальных предметов.

Такое устройство мышления, при котором мысль человека о собственном существовании присутствует явно или скрыто в мышлении им существования любых предметов, сложилось в глубокой древности в процессе формирования логики, когда зарождавшийся Homo sapiens был антропоцентричным и оценивал существование любых предметов мироздания относительно своего существования. При осмыслении мира современный рациональный человек руководствуется критерием «сделать вывод о существовании чего-либо – это значит установить подобие моему существованию». Поэтому мысль человека о своем существовании не могла не закрепиться в устройстве логики мышления в виде специфической логической связи мышления, заменяющей любое содержательное мышление человеком своего существования. И потому знание того, как рациональный индивид мыслит свое существование, является необходимым для понимания мышления им существования любых ограниченных предметов.

Для человека с рациональным мышлением временной момент мысли о любом предмете является необходимым критерием признания существования любого предмета. Для рационального мышления наличное существование любого предмета – это его существование в тот момент времени, в который оно мыслит это существование. Рациональное мышление не способно мыслить нечто существующим вне того времени, в течение которого оно мыслит существование предмета. Рациональное мышление вообще не в состоянии мыслить существование предмета вне времени, например, вечных бога, материи. Но идеологическое мышление мыслит осуществимыми бесконечные во времени предметы.

Рациональное мышление не в состоянии мыслить существование ограниченных предметов отдельно от этих предметов. Неотомизм как разновидность философской идеологии признает отдельное от ограниченных предметов и предваряющее их существование в виде существования бога как формы всех форм. Для рационального мышления мыслить существование -- это мыслить существование ограниченных предметов, которое является соотносительным, т. е. это существование предметов относительно друг друга. Невозможно рационально мыслить существование предмета самого по себе, безотносительно к другим предметам.

Противоположное рациональному мышлению внерациональное идеологическое мышление способно мыслить предмет сам по себе и в качестве такого предмета оно мыслит бесконечную основу мира (материю, бога, мировую волю и др.). Так, Кант признавал объективное существование предмета самого по себе (согласно установившемуся русскому переводу – «вещи в себе»). Однако у него идея вещи в себе в онтологическом аспекте -- это фактически обобщенная идея о бесконечной основе (первооснове) мироздания и ее качествах, но бедная содержанием, поскольку она предельно общая по отношению ко всем возможным идеям о бесконечной основе мира и под нее можно подвести и бесконечную материю, и бесконечного нематериального бога, и бесконечную абсолютную идею из философского учения Гегеля.

Хотя Кант допускал возможность понимания разумом под вещью в себе (вещью самой по себе) бога, а также бессмертия и свободы, которые фактически трактуются в теологии и Кантом в качестве форм бытия бога, однако с помощью идеи вещи в себе Кант фактически создал универсальный шаблон для построения любых взглядов о бесконечной основе мироздания. Но мыслить бесконечную основу мира и существование бесконечной основы мира способно не рациональное, а идеологическое мышление, которым Кант обладал наряду с рациональным мышлением. Обладание этими противоположными типами мышления позволило ему быть как философом, так и ученым-рационалистом. Как ученый с рациональным мышлением он вступал в противоречие с собой как философом с идеологическим мышлением.

Идеологическое мышление способно мыслить бесконечную основу мира только существующей. Для него мысль о бесконечной первооснове мира и мысль о ее существовании неразделимые. Спросите у сторонников материализма, идеализма, теистических религий, существуют ли та первооснова мира, идея о которой лежит в основе их мировоззрений, и они категорически ответят, что существует. Однако мыслить объективно существующим кантовский предмет или вещь саму по себе именно как общий шаблон для создания любых идей об основе мира не способно даже идеологическое мышление, для которого она является только идеей, т. е. методологическим принципом построения конкретных идей об основе мира, неприемлемым иными философскими учениями. Поэтому Кант как философ мыслил существование вещи самой по себе в виде существования конкретной субстанции и ее атрибутов – бога, свободы, бессмертия. Но в таком конкретизированном виде вещь сама по себе уже не могла претендовать на то, чтобы быть философским шаблоном. Впоследствии Гегель попытался преодолеть формальность и противоречивость кантовского шаблона-основы мироздания и попытался создать подходящую для всех универсальную, единую и в то же время содержательную идею основы мира – абсолютную идею, которая тоже была не способна выполнить заданную ей функцию.

Человек, обладающий идеологическим мышлением, тоже не в состоянии мыслить себя отдельно от своего существования. Но он мыслит себя не только как обладающего собственным существованием индивида, но и как проявление в нем бесконечной основы мироздания (бесконечных материи, бога и др.). Это значит, что он мыслит себя ограниченно-безграничным (конечно-бесконечным). Он мыслит остальные предметы не только как обладающие собственным существованием, но и как проявление в них бесконечной основы мира, а потому он мыслит существование предметов не только по отношению к себе, но и по отношению к бесконечной основе мира, в существование которой он верит. Обязательное, хотя и не всегда явное одновременное мышление идеологическим человеком своего существования и существования бесконечной основы мира при мышлении им существования остальных предметов является логической формой идеологической мысли, без которой невозможно идеологическое мышление остальных предметов.


24. 12. 2011


См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения