НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ И ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИДЕАЛИЗАЦИИ И ИДЕАЛИЗИРОВАННОГО ПРЕДМЕТА

Перейти вниз

НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ И ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИДЕАЛИЗАЦИИ И ИДЕАЛИЗИРОВАННОГО ПРЕДМЕТА

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:49 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ И ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИДЕАЛИЗАЦИИ И ИДЕАЛИЗИРОВАННОГО ПРЕДМЕТА


Данная работа -- это развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Современная теоретическая наука и теоретическое мышление современного ученого не могут быть эффективными без активного использования научных безгранично идеализированных предметов, которые наука признает вообще неосуществимыми, но которые основаны на ограниченных прототипах в реальности. Рациональное мышление, в т. ч. научное, исходит из того, что реальные предметы (вещи, свойства, отношения) обладают границами, которые могут быть количественными, качественными, пространственными, временными, границами в форме, в содержании, в сущности, в детерминации и др. Научный идеализированный предмет (объект) – это такая мысленная модель исследуемого реального предмета (вещи, свойства, отношения), при создании которой мысленно полностью абстрагируются от его границ и мысленно придают ему безграничный характер (напр., «точка», «абсолютно черное тело», «идеальный раствор», «машина Тьюринга»). Научный идеализированный предмет безграничен, т. е. он не имеет границ и существует только в мысленном виде. Научные безгранично идеализированные предметы – это необходимые компоненты теоретического научного мышления и теоретической науки. Они являются и логическими формами мышления, и инструментами познания, и формами отражения действительности, и основой научных теорий, и мысленными безгранично идеализированными заместителями (субститутами) исследуемых реальных предметов. Но не все ученые корректно применяют безграничную идеализацию в научном познании. Их некорректность во многом порождается несовершенством понимания ими природы идеализации в целом, которое отчасти обусловлено неразвитостью общей теории идеализации и идеализированного предмета.

При применении учеными безграничной идеализации их подстерегают опасности, во-первых, использования вместо научных идеализированных предметов, которые изначально признаются наукой вообще неосуществимыми, идеологических идеализированных предметов, которые посредством вненаучной веры мыслятся осуществимыми, и использования научного идеализированного предмета в качестве категорически мыслимого осуществимым идеологического безгранично идеализированного предмета, во-вторых, принятия создаваемых научных безгранично идеализированных предметов за образы реальных предметов, а образов реальных предметов – за научные безгранично идеализированные предметы.

Первая опасность подстерегает ученых-теоретиков с момента возникновения теоретической науки. Уже первые древнегреческие теоретики науки математик Пифагор (VI в. до н. э.) и физик Левкипп (V в. до н. э.) использовали философско-идеологическую идею бесконечной первоосновы мироздания, категорически признаваемой ими существующей, в обосновании конкретно-научных математических и физических идей и наоборот. С позиции рационального, в т. ч. научного  мышления бесконечность -- это разновидность безграничной идеализации. Рациональное мышление не в состоянии  содержательно мыслить бесконечность. Исаак Ньютон (XVII – XVIII вв. н. э.) привлекал для объяснения природы идею божественного творения, веря в существование бога. Для рационального мышления бесконечная первооснова реальности, в т. ч. бог – это вообще непроверяемый посредством практики на осуществимость идеологический безгранично идеализированный предмет. В бывшем СССР ученые в области общетеоретической социологии и общенаучной картины мира нередко использовали в научных обоснованиях в качестве идей реальных предметов сформулированные марксистской философией идеи бесконечных диалектико-материалистических законов (напр., закон отрицания отрицания), представляющих собой идеологические безгранично идеализированные предметы. Современные ученые обычно стараются не применять в обоснованиях научных идей философские и религиозные идеологические безгранично идеализированные предметы (напр., идею бесконечной первоосновы мира) и не использовать научные знания для обоснования философских и религиозных идеологических безгранично идеализированных предметов. Но среди них все же встречаются даже очень крупные ученые, которые используют науку (напр., математику, физику, психологию) для доказательства якобы существования бесконечной первоосновы (бога, материи и др.) и наоборот. В частности, применяемые в математике научные безгранично идеализированные предметы в виде различных модификаций количественной бесконечности (бесконечное множество и др.) рассматриваются некоторыми учеными как якобы отражение реальной бесконечности мироздания. Когда ученые используют философскую и религиозную идеологическую безграничную идеализацию в науке, а научную безграничную идеализацию используют в философской и религиозной идеологии, то перестают быть учеными и превращаются в религиозных и философских идеологов. Если ученый объясняет реально существующие ограниченные явления природы и общества с помощью бесконечных первооснов или если он использует идеи таких реальных явлений для обоснования идеи бесконечной первоосновы, то тем самым он вводит в содержание научного знания о конкретных ограниченных предметах, которое должно отвечать требованиям практической проверяемости, объективности и общезначимости, вообще не проверяемые, ценностные и не общезначимые идеи о бесконечных первоосновах (первоначалах, первопричинах, первосущностях и т. п.) мира, искажая научное знание об ограниченных реальных явлениях и лишая его статуса научной истинности.

Вторая опасность родилась в период развитой науки, особенно современной, намеренно создающей и использующей много специальных научных безгранично идеализированных предметов. Классический пример описания научного безгранично идеализированного предмета – это формулировка И. Ньютоном первого закона механики. Классический пример отождествления идей научных безгранично идеализированных предметов с идеями реальных предметов – это признание многими учеными в бывшем СССР неизбежности воплощения в жизнь идеи всецело совершенного научного коммунистического общества, являющегося научным безгранично идеализированным предметом, вообще не поддающимся осуществлению. Современная наука настолько глубоко проникла в сущность мироздания, что теоретическое научное познание уже оперирует идеями предметов, надежная практическая проверка которых существующими познавательными средствами невозможна и обоснование которых вынужденно носит только теоретический характер. В этих условиях иногда бывает затруднительно заключить, оперирует ли теория идеей неосуществимого научного безгранично идеализированного предмета, имеющего в реальности лишь ограниченный прототип, или она оперирует идеей возможного реального предмета. Напр., ряд ученых рассматривают теорию «Большого взрыва» как отражение возможного реального состояния, но можно ли сегодня основательно доказать, что эта теория описывает возможную реальность, а не научный безгранично идеализированный предмет? По мере углубления познания в основания мироздания теоретическая наука будет создавать все больше идей предметов, которые будет затруднительно практически проверить, иные, возможно, даже при жизни человечества, являются ли они научными безгранично идеализированными предметами или образами возможных реальных предметов. Идеи таких «сомнительных» предметов целесообразно помечать: «возможно, это образ научного безгранично идеализированного предмета», «возможно, это образ реального предмета».

Эффективное развитие современной науки и современного научного мышления остро нуждается в разработке общей теории идеализации и идеализированного предмета, предполагающей постижение сущности идеализации и ее форм, специфики идеализированных предметов относительно реальных предметов, научную классификацию идеализированных предметов, установление логических, гносеологических и идеологических законов их конструирования, применения, преобразования, их взаимодействия друг с другом и с идеями неидеализированных предметов, выработку критериев отличия идеализированных предметов разных видов друг от друга и многого другого.

5. 06. 2008.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. основные научно-теоретические работы автора по идеологии, общей теории идеализации и идеализированного предмета, которые представляют собой поступательное развитие им своей концепции сущности идеологии, идеализации и идеализированного предмета: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07, Lebedev.ru, 15. 04. 08.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 236
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения