НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ И ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИДЕАЛИЗАЦИИ И ИДЕАЛИЗИРОВАННОГО ПРЕДМЕТА

Перейти вниз

НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ И ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИДЕАЛИЗАЦИИ И ИДЕАЛИЗИРОВАННОГО ПРЕДМЕТА Empty НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ И ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИДЕАЛИЗАЦИИ И ИДЕАЛИЗИРОВАННОГО ПРЕДМЕТА

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:49 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ И ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИДЕАЛИЗАЦИИ И ИДЕАЛИЗИРОВАННОГО ПРЕДМЕТА

Данная работа -- это развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Я разграничиваю ограниченную и безграничную идеализацию, идеализацию, осуществляемую рациональным мышлением, и идеализацию, осуществляемую идеологическим мышлением. В науке используется рациональное мышление, а в идеологии -- идеологическое мышление. Однако были, есть и будут ученые и приверженцы идеологий со смешанным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. Рациональное мышление мыслит осуществимыми только конечные неидеализированные предметы, опираясь на доказательство в конечном счете практикой и допуская возможность сомнения, а идеологическое мышление основано на безграничной, в том числе бесконечной идеализации мира, мысля конечные предметы как якобы проявление бесконечной основы мира и категорически императивно рассматривая с помощью идеологической веры создаваемые им идеализирующие мир образы реальности не как идеализацию реальности, а как якобы абсолютно истинное отражение мира.

Современная теоретическая наука и теоретическое мышление современного ученого, опирающиеся на рациональное мышление, не могут быть эффективными без активного использования мысленных научных безгранично идеализированных конечных предметов, которые наука и рациональное мышление признают вообще неосуществимыми, но которые основаны на идеях исследуемых реальных неидеализированных конечных предметов-прототипов. Рациональное мышление, в т. ч. научное, исходит из того, что существуют только конечные предметы и что реальные конечные предметы (вещи, свойства, отношения) обладают границами, которые могут быть количественными, качественными, пространственными, временными, границами в форме, в содержании, в сущности, в детерминации и др. Научный безгранично идеализированный конечный предмет (объект) -- это такая мысленная модель исследуемого реального конечного предмета (вещи, свойства, отношения), в котором его сущность как бы реализована без ограничений, т. е. при создании которой мысленно абстрагируются от факторов, реально препятствующих полному проявлению сущности идеализируемого предмета, и мысленно конструируют безгранично идеализированный конечный предмет таким, как если бы его сущность проявлена беспрепятственно (напр., «точка», «абсолютно черное тело», «идеальный раствор», «машина Карно», «машина Тьюринга», «полное социальное равенство»). Поскольку научный идеализированный конечный предмет безграничен, т. е. поскольку его сущность как бы проявилась в нем без ограничений, то он существует только в мысленном виде, так как реальные конечные предметы находятся в отношениях друг с другом и ограничивают проявление сущности друг друга. Научные безгранично идеализированные предметы -- это необходимые компоненты теоретического научного мышления и теоретической науки. Они являются и инструментами познания, и формами отражения действительности, и основой научных теорий, и мысленными безгранично идеализированными заместителями (субститутами) в мышлении и теории исследуемых реальных неидеализированных предметов. Но не все ученые корректно применяют безграничную идеализацию в научном познании. Их некорректность во многом порождается несовершенством понимания ими природы идеализации в целом, которое отчасти обусловлено неразвитостью общей теории идеализации и идеализированного предмета.

При применении обладающими рациональным мышлением учеными безграничной идеализации их подстерегают опасности, во-первых, использования вместо мысленных научных безгранично идеализированных предметов, которые изначально признаются наукой вообще неосуществимыми, нереалистичных мысленных идеологических безгранично идеализированных предметов, которые посредством внерациональной идеологической веры мыслятся идеологическим мышлением осуществимыми, во-вторых, мышления научного безгранично идеализированного предмета осуществимым, в-третьих, отождествления создаваемых мысленных научных безгранично идеализированных предметов с образами реальных предметов, а образов реальных предметов – с мысленными научными безгранично идеализированными предметами.

Первая опасность подстерегает ученых-теоретиков с момента возникновения теоретической науки. Уже первые древнегреческие теоретики науки математик Пифагор (VI в. до н. э.) и физик Левкипп (V в. до н. э.) использовали философско-идеологическую идею бесконечной первоосновы мироздания, категорически признаваемой ими существующей, в обосновании конкретно-научных математических и физических идей и наоборот. С позиции рационального, в т. ч. научного мышления бесконечность -- это разновидность безграничной идеализации. Рациональное мышление не в состоянии  содержательно мыслить бесконечность. Исаак Ньютон (XVII -- XVIII вв. н. э.) привлекал для объяснения природы идею божественного творения, веря в существование бога. Для рационального мышления бесконечная первооснова реальности, в т. ч. бог -- это вообще непроверяемый посредством практики на осуществимость идеологический безгранично идеализированный предмет. В бывшем СССР ученые в области общетеоретической социологии и общенаучной картины мира нередко использовали в научных обоснованиях в качестве идей реальных предметов сформулированные марксистской философией идеи бесконечных диалектико-материалистических законов (напр., закон отрицания отрицания), представляющих собой идеологические безгранично идеализированные предметы. Современные ученые обычно стараются не применять в обоснованиях научных идей философские и религиозные идеологические безгранично идеализированные предметы (напр., идею якобы бесконечной основы мира, идею будто бы проявления бесконечной основы мира в конченых предметах) и не использовать научные знания для обоснования философских и религиозных идеологических безгранично идеализированных предметов. Но среди них все же встречаются даже очень крупные ученые, которые используют науку (напр., математику, физику, психологию) для доказательства якобы существования бесконечной первоосновы мира (бога, материи и др.) и наоборот. Это ученые со смешанным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. В частности, применяемые в математике научные безгранично идеализированные предметы в виде различных модификаций количественной бесконечности (бесконечное множество и др.) рассматриваются некоторыми учеными как якобы отражение реальной бесконечности мироздания. Когда ученые используют философскую и религиозную идеологическую безграничную идеализацию в науке, а научную безграничную идеализацию используют в философской и религиозной идеологии, то перестают быть учеными и превращаются в религиозных и философских идеологов. Если ученый объясняет реально существующие конечные явления природы и общества с помощью мыслимой им якобы бесконечной основы как их будто бы проявления или если он использует идеи о реальных конечных явлениях как якобы проявлениях бесконечной основы мира для обоснования идеи будто бы реальности бесконечной основы мира, то тем самым он вводит в содержание научного знания о конкретных конечных предметах, которое должно отвечать требованиям практической проверяемости, наличия в нем возможности сомнения, объективности, общезначимости вообще не проверяемые и признаваемые истинными только с помощью идеологической веры, ценностные, общезначимые только для их приверженцев и мыслимые этими приверженцами абсолютно и единственно истинными идеи о бесконечной первооснове (первоначале, первопричине, первосущности и т. п.) мира, искажая научное знание о реальных всесторонне конечных явлениях и лишая его статуса научной истинности.

Вторая опасность родилась в период развитой науки, особенно современной, намеренно создающей и использующей много специальных научных безгранично идеализированных предметов. Классический пример отождествления научного безгранично идеализированного предмета с реальным предметом -- это формулировка И. Ньютоном первого закона механики. Классический пример отождествления идей научных безгранично идеализированных предметов с идеями реальных предметов -- это также признание многими учеными в бывшем СССР неизбежности воплощения в жизнь идеи всецело совершенного научного коммунистического общества, являющегося научным безгранично идеализированным предметом, вообще не поддающимся осуществлению. Современная наука настолько глубоко проникла в сущность мироздания, что теоретическое научное познание уже оперирует идеями предметов, надежная практическая проверка которых существующими познавательными средствами невозможна и обоснование которых вынужденно носит только теоретический характер. В этих условиях иногда бывает затруднительно заключить, оперирует ли теория идеей неосуществимого научного безгранично идеализированного предмета, имеющего в реальности лишь конечный предмет-прототип, или она оперирует идеей возможного реального конечного предмета. Напр., ряд ученых рассматривают теорию «Большого взрыва» как отражение возможного реального состояния, но можно ли сегодня основательно доказать, что эта теория описывает возможную реальность, а не научный безгранично идеализированный предмет? По мере углубления познания в основания мироздания теоретическая наука будет создавать все больше идей предметов, которые будет затруднительно практически проверить в момент их создания, а иные, возможно, даже при жизни человечества, являются ли они научными безгранично идеализированными предметами или образами реальных конечных предметов. Идеи таких «невыясненных» предметов целесообразно помечать: «возможно, это образ научного безгранично идеализированного предмета», «возможно, это образ реального предмета».

Эффективное развитие современной науки и современного научного мышления остро нуждается в разработке общей теории идеализации и идеализированного предмета, предполагающей постижение сущности идеализации и ее форм, специфики идеализированных предметов относительно реальных предметов, научную классификацию идеализированных предметов, выявление особенностей их конструирования рациональным и идеологическим мышлением и их применения в науке и идеологии, выработку критериев отличия идеализированных предметов разных видов друг от друга и многое другое.

5. 06. 2008.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. основные научно-теоретические работы автора по идеологии, общей теории идеализации и идеализированного предмета, которые представляют собой поступательное развитие им своей концепции сущности идеологии, идеализации и идеализированного предмета: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07, Lebedev.ru, 15. 04. 08.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.communityhost.ru;
ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 242
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения