КОГИТИВНЫЙ АНТАГОНИЗМ И КОГИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ

Перейти вниз

КОГИТИВНЫЙ АНТАГОНИЗМ И КОГИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ Empty КОГИТИВНЫЙ АНТАГОНИЗМ И КОГИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 6:05 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

КОГИТИВНЫЙ АНТАГОНИЗМ И КОГИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ

Данная работа -- это развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии

В данной статье я исследую сущность встречающегося в мышлении многих людей логического рационально-идеологического дуализма. Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей антагонистических противоречий, возникающих у людей с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, одновременно обладающим противоположными рациональной и идеологической логикой (рационально-идеологическим дуализмом), и в определении возможностей когитивной терапии и самотерапии по ослаблению данного противоречия. Однако противоречия, в том числе антагонистические присущи не только смешанному дуалистичному рационально-идеологическому мышлению, но и монистичным рациональному и идеологическому типам мышления.

Я рассматриваю когитологию (лат. cogito -- мыслить, думать, размышлять, рассуждать; лат. cognitio – познание, знание, понятие, представление, и от греч. logos – слово, понятие, учение) как науку о сущности, происхождении, законах устройства, развития и деятельности мышления. Формальную логику, предметную (содержательную) логику и такие ее разновидности, как рациональная и идеологическая предметные логики я рассматриваю в качестве функциональных компонентов мышления. Под когитивной терапией (когитотерапией) я понимаю исследование проблем в функционировании логики мышления, разработку логических средств улучшения функционирования мышления, а также улучшение функционирования мышления с помощью логических средств. Учет особенностей когитивных проблем, обусловленных особенностями рационального, идеологического и рационально-идеологического мышлений, важен не только для когитотерапии, но и для психотерапии, направленной на эмоционально-чувственную часть психики человека. Если рассматривать кгитотерапию как часть психотерапии, то только в том случае, если областью применения психотерапии будет рассматриваться психика в целом.

Мышление – это идеальный, т. е. нематериальный функциональный орган человека, служащий для познания и конструирования человеком мира, себя и своих действий в мире, а также регулятором его деятельности и обладающий приспособленным для выполнения данных функций устройством. Основу мышления составляет логика, т. е. обязательные устойчивые формы, правила, методы, структура, законы мышления. Функционально различаются в мышлении формальная и предметная (содержательная) логика. Фундаментом мышления является предметная (содержательная) логика, т. е. логика создания в мышлении мысленных предметов (напр., общество, природа, время, причина, материя, бог) как идеальных заместителей (субститутов) реального, предполагаемого, желаемого, а также полагаемого существующим мира и мысленного оперирования этими предметами с целью познания и реальности и конструирования желаемых предметов, а формальная логика функционально обеспечивает действие предметной логики. Считаю оправданным выделение идеологического (внерационального, экстрарационального) и рационального мышления как противоположных фундаментальных типов мышления. Эти типы мышления отличаются особенностями содержательного (предметного) логического строя. Идеологическому мышлению присуща идеологическая предметная логика, а рациональному мышлению присуща рациональная предметная логика.

Идеологическая предметная логика – это абсолютно иерархическая логика. Она основана на образе абсолютного предмета, категорически мыслимого ее обладателями существующим в реальности. Абсолютным предметом в идеологической предметной логике является мысленный бесконечно идеализированный предмет в виде бесконечной основы мироздания (бесконечных бога, материи, абсолютной идеи и др.), категорически императивная мысль (идеологическая вера) о якобы существовании которой вне мысли о нем представляет собой первичную и главную предметную логическую форму идеологической мысли о предметах. Идеологическое мышление неизбежно мыслит этот мысленный бесконечно идеализированный абсолютный предмет не только как имеющий аналог вне мысли о нем, который существует сам по себе, безотносительно к какому-либо конечному предмету. Однако с точки зрения рационального мышления мысленный бесконечно идеализированный абсолютный предмет является только логическим абсолютным предметом, возможность существования аналога которого в реальном мире рациональное мышление не в состоянии мыслить, поскольку оно не способно мыслить содержательно идею бесконечного предмета и потому оно не в состоянии о нем высказаться. Для рационального мышления понятие бесконечного является лишь бессодержательным следствием формально-логического абсолютного противопоставления понятия бесконечного понятию конечного как противоположности.

Идеологическая предметная логика выстраивает в мышлении по отношению к логическому бесконечному абсолютному предмету мысленные конечные предметы, мыслимые ею осуществимыми, в отношение абсолютной причинной иерархии, которые в такой иерархии тоже неизбежно безгранично идеализируются мышлением. С помощью нее строятся религиозные, философские, теософские и др. идеологические взгляды о мироздании (напр., в древних нерелигиозных мифах о мироздании, в учениях об абсолютно совершенном обществе). Например, согласно христианскому вероучению мир сотворен бесконечным богом как первопричиной, согласно философскому учению Гегеля мир является результатом диалектического саморазвития бесконечной абсолютной идеи как первопричины. Если в идеологических взглядах отсутствует такая жесткая иерархия, то это может свидетельствовать о нарушениях в применении их творцами идеологической предметной логики вследствие их отступлений от нее в пользу рациональной предметной огики, вследствие неразвитости у них идеологической предметной логики, вследствие сбоев в их логической способности мышления и др. Каждый такой случай нарушения идеологической логики нужно изучать отдельно. Необходимым инструментом построения идеологической мысли является вера как абсолютная убежденность в осуществимости мыслимых бесконечными предметов, наличие которых вообще не поддается практически и логически доказательству рациональным мышлением. В основе идеологической предметной логики лежит принцип абсолютности идеологического мышления. Ее целесообразно назвать абсолютной предметной логикой. С точки зрения рационального мышления идеологическая предметная логика -- это нереалистичная безгранично, в том числе бесконечно идеализирующая реальность логика, не осознающая свой безгранично идеализирующий способ мышления предметов реальности идеализацией и обусловливающая нереалистичное отражение реальности, однако категорически императивно признающая его безусловно истинным.

Наука активно использует специальные мысленные научные безгранично, но не бесконечно идеализированные предметы (напр., точка, абсолютно черное тело, идеальный газ, идеальный тип в социологии, полное социальное равенство и др.). Они являются фундаментом научной теории, в отношении них формулируются научные законы относительно реальности. Я в своих работах обосновываю, что фундаментом идеологии являются безгранично, в том числе бесконечно идеализированные предметы (напр., бесконечная материя в марксистской философии, бесконечная абсолютная идея в философии Гегеля, богочеловек в христианстве, абсолютно совершенное общество в философском учении Платона). Научные безгранично идеализированные предметы являются продуктами и методологическими средствами рационального мышления при построении им научной теории, но они не присущи его рациональной предметной логике. Они изначально мыслятся рациональным мышлением как неосуществимые, но имеющие неидеализированные прототипы в реальности. Идеологическим мышлением его мысленные безгранично, в том числе бесконечно идеализированные предметы категорически императивно мыслятся осуществимыми и они являются обязательными компонентами идеологического мышления, поскольку безграничная, в том числе бесконечная идеализация присуща его идеологической предметной логике. Однако адепты идеологий не считают идеи своих идеологий идеализирующими реальность, но с точки зрения рационального мышления они являются таковыми.

Люди рождаются с расположенностью к рациональному мышлению, к идеологическому мышлению, а также к обладанию в разном соотношении обоими относительно самостоятельными типами мышления. У одних людей с дуалистичным мышлением рациональное и идеологическое мышление могут существовать одновременно и либо обладать относительной независимостью либо взаимодействовать друг с другом, они могут чередоваться во времени или сменить друг друга во времени, могут проявиться с разной степенью или с похожей степенью. Монистичные рациональное и идеологическое мышление я рассматриваю как отдельные типы мышления, поскольку каждое из них обладает специфической предметной логикой, а смешанное дуалистичное рационально-идеологическое мышление я не рассматриваю как отдельный тип мышления, поскольку оно не обладает специфической предметной логикой. Расположенность к определенному мышлению способна усиливаться или ослабляться в процессе онтогенеза, в том числе целенаправленно самой личностью. Вряд ли возможно найти человека с монистичным идеологическим мышлением без элементов рационального мышления хотя бы на уровне решения бытовых задач, связанных с удовлетворением минимальных жизненных потребностей. Люди с чисто идеологическим мышлением обладали бы низкой жизнеспособностью в силу их тотального безгранично идеализирующего реальность взгляда на него и, соответственно, нереалистичного. Без помощи других людей им трудно было бы выживать. Наедине с природой такие люди были бы неспособны к эффективному выживанию. Скорее правомерно говорить о людях с доминирующим идеологическим мышлением при наличии некоторых элементов рационального мышления, не способных играть серьезную роль в их мышлении. Людей с монистичным идеологическим мышлением около 7-12%. Они фактически являются идеологическими фанатиками, страстно преданными посредством идеологической веры своим идеологическим взглядам, одержимыми этими взглядами, даже готовыми пожертвовать своей жизнью ради их отстаивания и воплощения в жизнь. Они категорически императивно объясняют мир, строят свое поведение и зависимый от них окружающий их мир в соответствии с идеологией, которой они привержены. (О методах проверки адептами идеологий подлинности своей идеологической веры см.: «Георгий Антонюк. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры» // http://demiurgos.forum2x2.ru).

Возможно ли найти человека с монистичным рациональным мышлением без присутствия в его мышлении каких-то элементов идеологического мышления, не играющих серьезную роль в его мышлении? Много людей обладают монистичным рациональным мышлением, хотя трудно сказать, как много. Чисто рациональное и чисто идеологическое мышление, чисто рациональная и чисто идеологическая предметные логики -- это неосуществимые научные безгранично идеализированные предметы, пригодные для их использования наукой в целях познания человеческого мышления.


В дуалистичном рационально-идеологическом мышлении с сильно выраженным идеологическим мышлением и в дуалистичном рационально-идеологическом мышлении с сильно выраженным рациональным мышлением присутствуют подавленные и несистемные, обрывочные части противоположного типа мышления, не влияющие существенно на доминирующий тип мышления.

Много людей обладают дуалистичным мышлением, в котором одновременно существуют в разных пропорциях несовместимые противоположные идеологический и рациональный типы мышления, а значит, идеологический и рациональный типы предметных логик, противоборствующие или обладающие относительной независимостью, оказывающие сильное влияние на сознание и поведение этих людей. Предполагаю, что для крупных философов, которые одновременно также крупные ученые, например, для Пифагора, Аристотеля, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. Лейбница, И. Канта, К. Маркса, А. Тейяра де Шардена, а также для крупных ученых, создавших серьезные философские идеи, например, для Г. Галилея, Б. Паскаля, И. Ньютона, М. Ломоносова, П. Лапласа характерен дуализм мышления, основанный на одновременном присутствии в их мышлении идеологической и рациональной логик. Полагаю, что для приверженцев деизма, например, для Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Шефтсбери, характерен подобный дуализм мышления. Наличие в мышлении конкретного человека двух типов мышления – идеологического и рационального, основанных на идеологической и рациональной предметных логиках, искажает как идеологическое, так и рациональное мышление, делает их не вполне соответствующими стандартам рационального и идеологического мышлений. Полагаю, дуалистичное мышление не является нарушением нормального мышления, поскольку нет нормы мышления. Рациональное мышление можно было бы считать нормальным мышлением, поскольку оно реалистичное, если бы не воспроизводимые в виде живого Homo sapiens в каждом поколении в приблизительно в одинаковых долях врожденно обусловленные рациональное, идеологическое и дуалистичное мышления, которые, возможно, при зарождении человечества функционально нужны были этому виду для обеспечения его жизнеспособности. Дуалистичное мышление представляет собой раздвоение мышления и обусловленное им интеллектуальное раздвоение личности.

Люди со смешанным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением при одновременном существовании и взаимодействии в нем этих типов мышления могут быть способными одновременно понимать и рациональные, и идеологические идеи, даже не осознавая наличие в своем мышлении идеологического типа мышления со своими особенностями. До меня его никто не выделял. Существуют несколько разновидностей раздвоения дуалистичного мышления и обусловленных им разновидностей интеллектуального раздвоения личности. Если у людей с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением эти типы мышления существуют параллельно относительно независимо друг от друга и степень их проявления может быть похожей или разной у разных людей, то это первый вид раздвоения дуалистичного мышления и обусловленного им раздвоения личности, в нем рациональное и идеологическое мышление отторгают друг друга в том числе путем блокирования друг друга и мышление подвергается действию двух независимых взаимоисключающих детерминаций. Если у людей с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением относительно независимые друг от друга рациональная и идеологическая предметные логики не проявляются одновременно, а время от времени под влиянием различных факторов сменяют друг друга («логическая оборачиваемость»), что происходит помимо сознания и воли этих людей, через некоторые промежутки времени, но они не могут быть одинаковыми, то это второй вид когитивного раздвоения дуалистичного мышления и личности. Если у людей с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением сперва проявляется один тип предметной логики, а через некоторое время его навсегда сменяет другой тип предметной логики, то это третий вид раздвоения мышления и личности. Если в дуалистичном мышлении рациональное и идеологическое мышление существуют одновременно и взаимодействуют, причем степень их проявления может быть одинаковой или разной у разных людей, то они в процессе взаимовлияния деформируют друг друга, а значит, и создаваемые ими рациональные и идеологические идеи, причем идеологическое мышление в силу его категорической императивности в большей мере способно искажать рациональное мышление, чем рациональное мышление способно искажать идеологическое мышление. Одновременное существование и взаимодействие в дуалистичном мышлении рационального и идеологического мышления – это четвертый вид когитивного раздвоения мышления и личности. Автономные проявления рационального и идеологического мышления у некоторых людей с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением отчасти похожи на проявляющуюся в раздвоении личности диссоциацию, но это когитивное раздвоение личности, вызванное врожденной расположенностью ее мышления и не тождественное диссоциации.

Лишь у немногих людей с дуалистичным мышлением рациональное и идеологическое мышление существуют параллельно относительно независимо друг от друга. Их независимое друг от друга одновременное действие порождает противоречие их предметных логик как противоположных программ мышления, который фактически носит абсолютный характер и полностью дестабилизирует мышление, поскольку они блокируют друг друга. Если действие рационального и идеологического мышления проявляется попеременно путем их смены, то противоречие  рациональной и идеологической логик носит потенциальный характер. Если один тип мышления сменяет другой тип мышления навсегда, то это несостоявшееся противоречие между ними. Противоречивое состояние дуалистичного мышления вследствие взаимодействия противоположных рациональной и идеологической логик с наличием в нем закономерной тенденции к доминированию идеологической логики над рациональной тоже порождает противоречие в мышлении, но не абсолютное.

Одновременное присутствие в дуалистичном мышлении двух противоположных несовместимых типов мышления, а значит, противоположных несовместимых типов предметных логик, противоборствующих друг с другом или блокирующих друг друга в случае их относительной независимости порождает в дуалистичном мышлении дискомфортное противоречие. Яркий пример конкретного проявления такого противоречия – это идеологическая вера некоторых приверженных религии ученых в создание человека богом при одновременном признании ими научной синтетической теории эволюции живой природы и ее гипотезы о наличии у современных обезьян и у человека общего предка. Это неодолимое антагонистическое противоречие в дуалистичном мышлении между противоположными рациональной и идеологической предметными логиками я называю когитивным антагонизмом.

Если крупные ученые, политики, идеологи с большими возможностями влияния на человеческое сообщество обладают дуалистичным мышлением, то они могут быть непредсказуемыми не только в своей области деятельности, но и в области обеспечения жизнеспособности наций и всего человечества, особенно в том случае, если в их мышлении начнет резко усиливаться влияние нереалистичной идеологической предметной логики, в силу чего в нем может проявиться тенденция к идеологическому фанатизму.

Хотя когитивный антагонизма (антагонистическое противоречие) между одновременно существующими в дуалистичном мышлении рациональной и идеологической предметными логикам преодолеть невозможно, однако посредством когитивной терапии с помощью ее специальных средств возможно смягчить противоречие между ними и этим ослабить когитивное раздвоение мышления и обусловленное им интеллектуальное раздвоение личности.


Последний раз редактировалось: Admin (Чт Апр 04, 2019 8:24 pm), всего редактировалось 14 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 242
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

КОГИТИВНЫЙ АНТАГОНИЗМ И КОГИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ Empty ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin в Ср Мар 13, 2019 8:04 pm

Когитивный антагонизм – это не разновидность когнитивного диссонанса, который возможен у каждого человека. Когнитивный диссонанс – это особое дискомфортное психическое состояние личности, порождаемое противоречием между мотивами ее действий (потребностями, интересами, целями, обязательствами, парадигмами и др.) и осуществляемыми ею действиями, которые могут вынужденными в силу разных причин и которые она не желала бы осуществлять.

Когитивный антагонизм – это также не разновидность апорий наподобие апорий древнегреческого философа Зенона Элейского, не разновидность сформулированных И. Кантом антиномий мышления, не логические и не семантические антиномии, зафиксированные современной формальной логикой, не антиномии, существующие, согласно Гегелю, «во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях».

Когитивный антагонизм – это непреодолимое антагонистическое противоречие в присущем многим людям дуалистичном мышлении, это непримиримое противоречие в нем на уровне предметной (содержательной) логики между одновременно присутствующими противоположными и несовместимыми противоборствующими идеологической и рациональной предметными логиками. Взаимовлияние этих логик может быть равновеликим, но может быть разновеликим, характеризующимся более сильным влиянием одного из типов логик, доходящим до доминирования одной логики над другой.

Когитивный антагонизм – это дискомфортное фундаментальное противоречие в дуалистичном мышлении, обусловливающее интеллектуальное раздвоению личности. Когитивное раздвоение личности в первую очередь обусловлено врожденной расположенностью к ней в виде дуалистичного рационально-идеологического мышления. В случае когитивного раздвоения личности она непредсказуемо может становиться то идеологической, то рациональной, не помня о наличии у нее противоположного логического состояния (напр., то только ученым, то только фанатичным религиозным верующим), но в других случаях рациональное и идеологическое мышление могут нейтрализовать действие друг друга и личность в этом случае может потерять способность упорядоченно как формально-логически, так и предметно рационально и идеологически осмысливать мир. Необходимо специально исследовать, насколько часто встречается дуалистичное рационально-идеологическое мышление и насколько часто встречаются его разновидности.

Идеологическая предметная логика агрессивная относительно рациональной предметной логики, поскольку придает обусловливаемым ею идеям категорически императивный характер с помощью идеологической веры в якобы абсолютную истинность этих идей, предписывая обладающей ею личности смотреть на себя, на окружающий мир и относиться к себе и к миру в соответствии с идеологией, признаваемой ею в качестве единственно и абсолютно истинной. Данная предметная логика устроена так, что она не способна к самоограничению. Она осуществляет диктат над обладающей ею личностью, она категорически повелевает личностью и потому идеологическая личность не в состоянии противиться ей. Поскольку главной предметной логической формой идеологической логики является основанный на идеологической вере образ якобы существующего бесконечного абсолюта, то такая личность неизбежно мыслит себя его проявлением, следствием, якобы находящимся в отношении бесконечного абсолюта в полной причинной подчиненности ему как его следствие и потому она не в состоянии мыслить себя в качестве отдельного всецело конечного предмета, обладающего относительным самобытием среди столь же всецело конечных реальных предметов.

С точки зрения рационального мышления логический бесконечный абсолют идеологического мышления – это бесконечно идеализированный предмет. Идеологическая личность не в состоянии относиться к логическому бесконечному абсолюту как объекту сомнения, а к себе -- как к субъекту сомнения, она в состоянии только верить в безусловную истинность его как якобы образа реальности. Идеологическая личность не в состоянии противопоставить силе категорического повеления, исходящего от идеи бесконечного абсолюта, силу своих жизненных потребностей, интересов, ценностей, привычек, чувств, привязанностей, она всю себя мыслит подчиненной идее бесконечного абсолюта. По отношению к идее бесконечного абсолюта идеологическая личность теряет свое «Я» как осознание себя всецело конечным обладающим относительно самостоятельным бытием субъектом мышления, познания, отношений, желаний и практических действий, она становится не самодостаточной в объяснении мира и в отношении к себе и к нему. Идеологическая личность не обладает расположенностью верить в якобы существование конкретного бесконечного абсолюта, она может стать адептом не только созданной другими идеи конкретного бесконечного абсолюта, но может создать свой образ конкретного бесконечного абсолюта, если она обладает даром такого творчества, однако она духовно не свободная от идеологической веры в якобы существование какого-либо бесконечного абсолюта.

Однако невозможно точно определить со стороны, обладает ли конкретный человек с признаками идеологического и дуалистичного мышления искренней идеологической верой. Практически невозможно также проверить со стороны всех живущих в конкретный момент времени людей на предмет обладания ими искренней идеологической верой. Даже подлинность идеологической веры основателей оригинальных идеологических учений Сократа, Иисуса Христа и Джордано Бруно, которые при наличии у них выбора между жизнью и смертью сознательно согласились пожертвовать своей жизнью во имя, как считают многие, утверждения своего идеологического учения, не согласившись отречься от него ради сохранения своей жизни, может быть поставлена учеными под сомнение. Возможно допущение рациональным мышлением того, что на поведение этих людей, как и на поведение всякого человека, могли влиять не только их идеологическая вера, но и другие факторы, в т. ч. бессознательные. Учитывая сложность определения со стороны искренности идеологической веры, ученым, исследующим проблему веры, целесообразно понимать «обладание искренней верой» как «обладание психическим состоянием (логическим и чувственным), похожим на искреннюю веру». Такой подход имманентно содержит возможность сомнения, которая характерна для любого рационального познания и знания. Личность с рациональным мышлением, обладающая развитым самосознанием и необходимыми научными методами, способна эффективно определить, обладает ли она рациональным мышлением. Но личность с идеологическим мышлением не способна использовать рациональные методы для проверки искренности своей идеологической веры.

В отличие от идеологической логики рациональная логика не способна придавать идеям нормативный характер. Нормативные идеи рационального мышления обусловлены не его логикой, а их специфическим назначением, например, научные методы, правовые нормы. Но нормативные идеи рационального мышления не обладают категорической императивностью, а обладают директивной или условной императивностью типа «если вы хотите получить полезный эффект, то вам целесообразно поступать так-то». Рациональное описание реальности вообще не обладает нормативностью. Сила влияния рациональной логики на сознание основана на отсутствии мысленного слияния самосознания обладающей ею личности с ее предметными логическими формами, в отличие от идеологической логики. В идеологической логике имеет место мысленное слияние самосознания обладающей ею личности, ее «Я» с логическими формами этой логики, в частности, в виде категорически императивного рассмотрение идеологической личностью себя как якобы полного проявления бесконечного абсолюта и категорически императивное рассмотрение ею бесконечного абсолюта как будто бы бесконечной основы ее бытия. Рациональная личность использует рациональную логику как инструмент. Рациональная личность по отношению к любым предметным логическим формам рациональной логики сохраняет свое «Я» как осознание себя отдельным полностью конечным субъектом мышления, отношений, действий, познания, желаний среди других тоже реальных всецело конечных предметов, Не логика побуждает рациональную личность, а ее потребности, интересы, желания, ценностные ориентации, цели и др. Она сохраняет духовную свободу воли в отношении своей логики. Потому сила действия рациональной логики состоит в заинтересованности применения ее обладающей ею личностью. Рациональная личность способна целенаправленно использовать рациональную логику для противодействия идеологической логике.

Хотя устранить логическими средствами когитивный антагонизм в дуалистичном мышлении невозможно, однако возможно ослабить когитивный антагонизм посредством намеренного регулирования соотношения рациональной и идеологической логик, поскольку конкретное соотношение масштабов влияния в дуалистичном мышлении идеологической и рациональной логик не детерминировано жестко. Ослабление когитивного антагонизма в дуалистичном рационально-идеологическом мышлении может быть осуществлено посредством расширения влияния в нем идеологической или рациональной логик. Предпочтительней расширять влияние рациональной логики, поскольку она реалистичная. Если это не удается, то полезнее сохранять сильное когитивное противоречие, чем ослаблять его расширением влияния идеологической логики, которое уменьшает реалистичность мышления в силу нереалистичности этой логики. Ради предотвращения расширения влияния идеологической логики может быть полезным также разграничение в дуалистичном мышлении функций применения рациональной и идеологической логик. Поскольку идеологическая логика не способна к самоограничению, то только с помощью рациональной логики возможно осуществить частичное ослабление влияния или сдерживание расширения влияния в дуалистичном мышлении идеологической логики, которая в силу своей категорически императивной сущности имеет закономерную тенденцию к максимально возможному доминированию над рациональной логикой в дуалистичном мышлении. Полагаю, что выявление и ослабление в дуалистичном мышлении когитивного антагонизма, а также обусловленного им когитивного интеллектуального раздвоения личности оправданно назвать когитивной терапией как компонента более широкой когитивной терапии.

Ослабление в дуалистичном мышлении личности когитивного антагонизма возможно как с внешней помощью, так и самой личностью. Когитивная самотерапия личности может быть в ряде случаев более эффективной, чем внешняя по отношению к ней когитивная терапия, но одновременное применение когитивных терапии и самотерапии тоже может быть полезным. Ослабление личностью с дуалистичным мышлением когитивного антагонизма в нем может происходить разными средствами. Например, создание и принятие мыслителями с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением деистического взгляда на мир (Г. Чербери, И. Ньютон, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др.), создание обладавшем дуалистичным рационально-идеологическим мышлением И. Кантом концепции значительно неопределенной и непознаваемой бесконечной вещи в себе как якобы основы мироздания – это неосознанно примененные обладателями данных взглядов мыслителями с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением способы самотерапии, смягчавшие противоречивость своего мышления с помощью данных концепций. Но личность только тогда в состоянии хотя бы попытаться намеренно осуществлять когитивную самотерапию, если она обладает развитым самосознанием, четко осознает свое мышление и владеет необходимыми для этого методами и иными средствами. Здесь рассматриваются некоторые способы применения личностью с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением когитивной самотерапии по ослаблению присущего ей когитивного антагонизма.

1. Эффективным методом ослабления влияния идеологической логики в дуалистичном мышлении и придания рациональной логике более системного и устойчивого характера является метод рационального самоконтроля. Он предполагает предварительное выявление уязвимых мест в наличествующей у личности рациональной логике, через которые в нее могут проникать элементы идеологической логики. Одним из уязвимых мест рациональной логики является ее способность образовывать для разных нужд мыслимые вообще неосуществимыми безгранично идеализированные предметы, в том числе в науке, которая не в состоянии обойтись без них. Расширение влияния идеологического мышления в дуалистичном мышлении может осуществляться путем замены в рациональной логике конструирования ею для разных нужд рациональных исключительно конечных безгранично идеализированных предметов, мыслимых ею неосуществимыми, конструированием с помощью идеологической логики идеологических безгранично идеализированных предметов, категорически мыслимых ею осуществимыми, а также путем замены в рациональном мышлении ее безгранично идеализированных предметов, мыслимых им неосуществимыми, созданных идеологическим мышлением безгранично идеализированных предметов, которые категорически мыслятся им осуществимыми. Не обладающему категоричностью рациональному мышлению очень трудно сдерживать закономерную тенденцию расширения влияния идеологической логики за счет рациональной логики в дуалистичном мышлении.

2. Самую большую опасность для рациональной логики в дуалистичном мышлении представляет наличие в нем обладающей категорической императивностью идеологической веры в якобы существование в реальном мире бесконечного абсолюта, образ которого является главной предметной логической формой идеологического мышления. Логический бесконечный абсолют в разных идеологических взглядах на мир имеет конкретное содержание (бесконечные бог, материя, мировая воля и др.). То, что конечно, не поддается мышлению в качестве абсолюта. Поскольку рациональная логика способна мыслить возможность осуществимости только всецело конечных предметов, то в ней нет образа бесконечного абсолюта. В идеологической логике отсутствуют ограничители («контролеры»), которые присутствуют в рациональном мышлении и препятствуют этому мышлению мыслить осуществимыми безгранично идеализированные конечные предметы.

Что это за ограничители для рационального мышления в дуалистичном мышлении? Это постоянный контроль рациональной личностью своего «Я» как осознания себя всецело конечным субъектом и предотвращение ею «потери» своей особости, индивидуальности, уникальности, самобытности, а следовательно, своих границ как реального конечного субъекта, предотвращение ею мысленного растворения себя в бесконечном абсолюте. Это также контроль рациональной личности за мысленным оперированием образами находящихся вне ее мышления конечных предметов, чтобы не вовлекать в мышление этих конечных предметов идеологическую логику. Осуществление данного контроля требует постоянного мысленного противопоставления рациональной личностью себя как всецело конечного реального субъекта мышления, познания, отношений и практического действия тоже мыслимым ею всецело конечными реальным предметам, в том числе себе как объекту осмысления.

Такая система самоконтроля предполагает применение воли, наблюдения, анализа, сопоставления, проектирования, планирования, регуляции и др. умственных действий. Способность рациональной личности к самоконтролю (к контролю за мысленным сохранением границ своего «Я») основана на способности «Я» постоянно мыслить себя в качестве не только всецело конечного субъекта, но и в качестве всецело конечного объекта. С точки зрения рационального мышления мыслить любой осуществимый предмет в качестве объекта – это неизбежно мыслить его только конечным. Субъект («Я») с системой самоконтроля за сохранением в собственных представлениях своих границ мыслит себя обладающим физическими, биофизиологическими, социальными, границами, границами психики и обладающим относительно самостоятельным собственным бытием внутри своих границ. Это означает, что он мыслит себя полностью конечным существом, то есть существом во всех отношениях смертным, преходящим, вызванным к жизни опять-таки преходящими, конечными причинами. Этот субъект не мыслит себя причастным к бесконечному даже через объективные законы реальности, влияющие на его собственное бытие, которые он тоже мыслит конечными.

Мыслить осуществимый предмет конечным – это значит не искать бесконечные причины его существования. Мыслить конечным себя – это значит не объяснять себя бесконечными причинами, а мыслить себя среди других конечных предметов, соотносить себя с другими конечными предметами, выделять себя по отношению к другим конечным предметам и в то же время мыслить себя сходным, хотя и не тождественным с другими конечными предметами.

3. 01. 2012

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, http://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера) http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), http://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) http://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // http://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры http://demiurgos.forum2x2.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика http://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2011, http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия http://demiurgos.forum2x2.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение //http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального /http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности http://demiurgos.forum2x2.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационального и идеологического методологических подходов в осмыслении мира и в деятельности http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность http://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера http://demiurgos.forum2x2.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера http://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 01. 2015: Он же. Безгранично идеализационная парадигма понимания науки http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 01. 2015; Он же. Особенности научного мировоззрения http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2015; Он же. Способность идеального в виде мышления и в целом психики к неопределенно длительному существованию http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 02. 2015; Он же. Особенность логики идеологической веры относительно логики рациональной уверенности http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 11. 2015; Он же. Отражательно-конструктивная и субститутная функции эйдосов рационального и идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 15. 12. 2015; Он же. Нравственный категорический императив и нравственная свобода воли http://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2015; Он же. Императивный мысленный образ причинности как определяющая логическая форма мышления в предметной логике http://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01 2016; Он же. "Коперниканский переворот" как общекогнитивный и общепрактический метод http://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 01. 2016; Он же. Бесконечное переживание как необходимая предпосылка логики идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2016; Он же. Этапы неосознанного высвечивания и осознанного познания и развития предметной (содержательной) логики http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 2016; Он же. Исследование предметной (содержательной) логики с позиции доктрины чистого (пурического) рационализма http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2016; Он же. Роль чувственного переживания в идеологической им рациональной логике http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2017; Он же. Мышление существования объективного мира идеологической и рациональной логикой http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления основы мира как бесконечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления конечных проявлений основы мира как бесконечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические законы правильного рационального мышления реальности как конечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические особенности дуалистичного рационально-идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 04. 201; Он же. Принцип относительности рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 05. 2017; Он же. Принцип абсолютности идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Конституирование рациональным, идеологическим и дуалистичным мышлениями реальности и ее сущностей http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 05. 2017; Он же. Идеология как саморегулируемый идейный организм (синтетическая теория идеологической эволюции) http://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 06. 2017; Он же. Законы создания, устройства, функционирования и эволюции идеологии http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 07. 2017; Он же. Законы рационального взгляда на мир 25. 12. 2011, 19. 11. 2017; Он же. Дуалистичный нравственный категорический императив и монистичная нравственная апория Канта, не замеченные им http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 01. 2018; Он же. Люди мыслят мир существующим с такими чертами, признаваемыми их мышлением главными, с какими их мышление способно мыслить его http://demiurgos.forum2x2.ru, 22. 02. 2018.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывшие адреса текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru; "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru.

Нынешний адрес текста: ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 242
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения