ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Перейти вниз

ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ   Empty ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 9:17 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК


ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Данная работа -- это развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Человеческое мышление оперирует мысленными предметами, которые являются результатом познания и конструирования. Оно не способно быть не предметным, т. е. не в состоянии мыслить ни о чем, оно всегда мыслит о предметах. Предметы -- это то, что было, есть и может быть в мышлении человека, в том числе и само мышление, а также то, что было, есть и может быть вне мышления. Мысленные предметы -- это в той или иной мере идеальные в смысле нематериальные аналоги, в некотором роде модели существовавших, существующих, возможных, желаемых предметов, а также сконструированные осуществимые и неосуществимые предметы. Мысленные предметы -- это идеальные заместители в мышлении возможного и действительного в мире.

Я выделяю идеологическое (внерациональное, экстрарациональное) и рациональное мышление как специфические противоположные фундаментальные типы мышления. Идеологический и рациональный типы мышления оперируют специфическими для каждого типа мышления мысленными предметами как заместителями реальности в сознании и обладают специфическими предметными (содержательными) логиками, т. е. определенными формами мышления предметов, средствами оперирования ими, правилами построения мысленных предметов, отношений между мысленными предметами, а также между мысленными предметами и субъектом мышления.

Идеологическое мышление осуществляет категорически императивную (категорически прескриптивную) безграничную, в том числе бесконечную положительную и отрицательную идеализацию мира и имманентно содержит веру в якобы осуществимость созданных им безгранично идеализированных предметов, одни из которых, а именно, конечные предметы с точки зрения рационального мышления вообще неосуществимые (напр., всецело совершенное общество), а идею бесконечного предмета (напр., бесконечную абсолютную идею Гегеля, бесконечного всемогущего бога) рациональное мышление не в состоянии содержательно мыслить. Идеологическое мышление применяется в религии, философии, теософии, во взглядах, построенных с помощью безгранично идеализирующих мир нерелигиозных мифов и др.

Идеологическому мышлению присуща безгранично идеализирующая реальность идеологическая логика, основанная на принципе абсолютности мышления. Исходная и главная предметная логическая форма идеологического мышления -- это образ бесконечного абсолюта, обладающий категорической императивностью. Данная предметная логическая форма не присуща рациональному мышлению. В идеологическому мышлении данная предметная логическая форма исключает мысль о существования бесконечного предмета относительно существования конечных предметов, но диктует категорически императивную мысль об этом будто бы бесконечном предмете как якобы существующем безотносительно к существованию конечных предметов, а если говорить образно, то как причина себя (как causa sui субстанции у Спинозы), а также диктует мысль об этом бесконечном предмете как абсолютной причине конечных предметов. Таким бесконечно идеализированным предметом оявляется идея бесконечной основы мироздания, создаваемая идеологическим мышлением на основе образа бесконечного абсолюта (напр., бесконечные материя, бог, абсолютная идея, мировая воля, карма, дао).

Безграничная идеализация -- это с точки зрения рационального мышления мысленное конструирование предметов с такими чертами, проявление реальной или приписанной сущности которых не имеет ограничений, т. е. с чертами, в которых мыслью придано полное, чистое воплощение их сущности (напр., прямая линия, абсолютно черное тело). Бесконечно идеализированный предмет является разновидностью безграничной идеализации, которая осуществляется идеологическим мышлением. Мышление может конструировать предметы, у которых не все черты безгранично идеализированные (напр., полное социальное равенство в обществе), а может конструировать предметы, которые всецело безгранично идеализированные (напр., идеальный газ, бог). Безграничная идеализация осуществляется рациональным и идеологическим мышлением. Рациональная безграничная идеализация в искусстве является ценностной а в науке не является ценностной, а идеологическая идеализация является ценностной. Поскольку идеологическое мышление мыслит конечные предметы следствиями бесконечной основы мира, то уже в силу такого их причинного обоснования оно их безгранично идеализирует. Безгранично идеализированные предметы, созданные идеологическим мышлением (напр., бесконечная абсолютная идея), обладают абсолютной истинностью и силой категорического повеления для тех, кто верит в их осуществимость, и идеологическое мышление не рассматривает используемые им мысленные предметы идеализированными. Рациональные безгранично идеализированные предметы изначально мыслятся рациональным мышлением как вообще неосуществимые и используются для нужд познания и конструирования мира и в искусстве.

Идеологическая вера не допускает использование идеологическим мышлением мысленных предметов, которые невозможно категорически считать осуществимыми в реальности. Для идеологического мышления нет ни в нем, ни в создаваемой им идеологии абстрактных предметов и безгранично идеализированных предметов, а также нет основанной на абстрактных и идеализированных предметах теории. Однако мышление, как рациональное, так и идеологическое, образует абстрактные предметы посредством отвлечения (абстрагирования) от реальных предметов различных сторон и оперирование с ними так, как если бы они существовали самостоятельно (напр., величина, качество, причина, время, форма).

Рациональное мышление создает абстрактные предметы в познавательных и конструктивных целях, но оно изначально считает их не существующими самостоятельно, отдельно от тех предметов, от которых они были им мысленно отвлечены. Идеологическое мышление тоже создает абстрактные предметы, но оно не мыслит их абстрактными и мыслит их способными существовать самостоятельно (напр., количество, бытие, общее, форма, воля, разум). Рациональная теория основана на использовании абстрактных и безгранично идеализированных предметов. С позиции рационального мышления идеологическое мышление создает абстрактные и безгранично идеализированные предметы, используя их для построения идеологии, а некоторые идеологии представляют собой подобие теории (напр., философские учения).

С позиции идеологического мышления оно не занимается ни созданием безгранично идеализированных предметов, ни созданием абстрактных предметов. С позиции идеологического мышления предметы, которыми оно оперирует и которые применяет для построения идеологии, не являются идеализированными и абстрактными и мыслятся им как осуществимые такими, какими они мыслятся. И хотя оно в действительности пользуется мысленно созданными абстрактными и безгранично идеализированными предметами, но они рассматриваются им как мысленные аналоги реальных предметов.

Непризнание идеологическим мышлением использования им абстрактных и безгранично идеализированных предметов означает непризнание им теоретической формы мышления и идеологии. Если бы оно их признало применительно к себе и к идеологии, то это было бы нарушением законов идеологического мышления.

Идеологическое (внерациональное, экстрарациональное) мышление не тождественно иррациональности. Идеологическому мышлению присуща идеологическая логика. На нем основана идеология. В идеологической логике нет субъектно-объектных отношений. Идеологические мышление не Иррациональное (лат. irrationalis -- неразумный) в психике человека – это те ее стороны, которые находятся за пределами логики мышления и связаны с бессознательным, напр., с обусловленностью инстинктами. Рациональному мышлению присуща реалистично отражающая реальность рациональная логика. На рациональном мышление основаны наука, инженерия, здравый смысл, частично искусство.

В рациональном мышлении действует принцип относительности мышления. Его суть состоит в том, что рациональное мышление мыслит осуществимыми только конечные предметы, оно мыслит конечные предметы только относительно друг друга, мыслит их существующими только благодаря друг другу, определяет их границы только относительно друг друга и не в состоянии создавать идею бесконечного предмета.

В рациональном мышлении мысль о предмете отделена от мысли о его существовании и оно способно мыслить отдельно предмет и отдельно его существование (напр., прежде чем мыслить, существуют ли инопланетяне, рациональное мышление конструирует предполагаемые черты инопланетян, о возможности существования которых оно собирается мыслить). Поэтому рациональное мышление может создавать много мысленных образов предметов, не все из которых являются истинными или предположительно истинными. Однако рациональная личность не способна мыслить себя отдельно от мысли о своем существовании и не способна мыслить себя не существующей или предположительно существующей, а мыслит себя только существующей.

Рациональный субъект в момент мышления противопоставляет себя предмету мышления, даже если этим предметом является он сам (напр., я мыслю себя, атом, человека). Между рациональными мыслью о конечном предмете и мыслью о его существовании нет необходимой логической связи. В самой реальности такого разрыва между предметом и его существованием нет. Нет отдельно предметов и отдельно их существования. Есть разрыв между возможностью существования предмета и его реальным существованием. Рациональное мышление прежде чем мыслить о существовании даже существующего предмета составляет образ предмета, о существовании которого мыслит. Рационально мыслить -- значит делать о чем либо вывод, заключение путем рассуждения от чего-либо к чему-либо.

Поскольку рационально мыслящий субъект в момент мышления противопоставляет себя предмету мышления, то рациональное мышление мысленно оперирует любым предметом как объектом, который в мышлении находится в момент этого оперирования как бы перед мысленно оперирующим им субъектом, даже если этим объектом является сам субъект. Поэтому для человека с рациональным мышлением самосознание – это отношение к себе как к объекту осмысления. Невозможно рационально мыслить предмет в качестве объекта мышления, а себя в качестве субъекта мышления, не обозначив границы мыслимого предмета по отношению к границам других предметов и по отношению к своим границам, а границы себя по отношению к границам объекта и других предметов. Поскольку осознание обладающей рациональным мышлением личностью себя в качестве субъекта познания предполагает установление ею своих границ, то она не в состоянии ни мыслить себя безграничной основой мира, напр., подобно Александру Македонскому, уверовавшему незадолго до своей смерти в себя как в будто бы земное воплощение бога Зевса, ни мыслить себя в качестве якобы проявления бесконечной основы мира, несущей в себе ее черты. Рационально мыслящая личность мыслит себя как всецело конечный предмет, как один из конечных предметов наряду с другими конечными предметами, сопоставимый с другими конечными предметами реальности, даже если они очень сильно отличаются от нее.

Хотя рациональное мышление способно конструировать конечные предметы с безгранично идеализированными чертами (напр., прямая линия, идеальный газ, машина Тьюринга), которые им изначально мыслятся неосуществимыми и используются в качестве инструментов, напр., познания, конструирования, однако оно не способно конструировать бесконечно идеализированные предметы, поскольку не способно содержательно мыслить идею бесконечного. Так называемые актуально бесконечные предметы в математике (напр., бесконечное множество) в действительности не являются бесконечными, а является неопределенно конечными. Рациональное мышление при их конструировании и оперировании ими мысленно отвлекается от невозможности человека пересчитать множество без границ и создает понятие как бы актуальной, т. е. как бы «завершенной», «сосчитанной» бесконечности, понятие которой определяется формально-логически путем противопоставления понятию конечного множества.

Поскольку идеологическая и рациональная логики оперируют мысленными предметами как идеальными, (т. е. созданными мышлением) заместителями реальных, предполагаемых или мнимых предметов реальности, то они являются разновидностями предметной, т. е. содержательной логики, представляющей собой устойчивые правила, способы и формы создания мысленных предметов и оперирования ими. Идеологическая логика определяется принципом абсолютности, а рациональная логика определяется принципом относительности. Поэтому идеологическую логику можно назвать абсолютной логикой, а рациональную логику можно назвать относительной логикой

* * *

Идеологический и рациональный типы мышления используют специфические для каждого типа мышления мысленные предметы как представителей реальности в сознании и обладают специфическими логиками. Идеологическому мышлению присуща безгранично идеализирующая реальность идеологическая логика, а рациональному мышлению присуща реалистично отражающая реальность рациональная логика, хотя и использующая безгранично идеализированные предметы, но в качестве своих инструментов и признающая их неосуществимыми. Рациональная и идеологическая логики являются типами предметной, т. е. содержательной логики, которая регулирует создание мысленных предметов и оперирование ими. Рациональная и идеологическая логики обладают общими и специфическими чертами.

25. 12. 2011


См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Прежние адреса текста: «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru; "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 242
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения