ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Перейти вниз

ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 9:17 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК


ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ


Данная работа -- это развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Человеческое мышление оперирует мысленными предметами, которые являются результатом познания и конструирования. Оно не способно быть не предметным, т. е. не в состоянии мыслить ни о чем, оно всегда мыслит о предметах. Предметы – это то, было, есть и может быть в мышлении человека, в том числе и само мышление, а также то, что было, есть и может быть вне мышления. Мысленные предметы – это в той или иной мере идеальные аналоги, в некотором роде модели существовавших, существующих, возможных, желаемых предметов, а также сконструированные осуществимые и неосуществимые предметы. Мысленные предметы – это идеальные заместители в мышлении возможного и действительного в мире.

Я выделяю идеологическое (внерациональное, экстрарациональное) и рациональное мышление как специфические противоположные фундаментальные типы мышления. Идеологический и рациональный типы мышления оперируют специфическими для каждого типа мышления мысленными предметами как заместителями реальности в сознании и обладают специфическими предметными (содержательными) логиками, т. е. определенными формами мышления предметов, средствами оперирования ими, правилами построения мысленных предметов, отношений между мысленными предметами, а также между мысленными предметами и субъектом мышления.

Идеологическое мышление занимается категорически нормативной (категорически прескриптивной) безграничной положительной и отрицательной идеализацией мира и имманентно содержит веру в осуществимость созданных им безгранично идеализированных предметов, одни из которых, а именно, относительные предметы, с точки зрения рационального мышления вообще неосуществимые (напр., всецело совершенное общество), а другие, а именно, безусловные, безотносительные, в т. ч. бесконечные предметы, с точки зрения рационального мышления вообще не поддаются рациональному доказательству на предмет осуществимости (напр., бесконечные абсолютная идея Гегеля, всемогущий бог), поскольку рациональное мышление не в состоянии мыслить безотносительные, в т. ч. бесконечные предметы. Идеологическое мышление применяется в основанных на вере в осуществимость безгранично идеализированных предметов религии, философии, теософии, во взглядах, построенных с помощью безгранично идеализирующих мир нерелигиозных мифов, средств обыденного сознания, искусства, а также в таких теоретикоподобных социальных концепциях, которые основаны на идеях безгранично идеализированного социального мира, в частности, в утопиях, которые для их приверженцев не утопии, напр., в учениях анархизма, марксизма, фашизма, некоторых разновидностей либерализма.

Идеологическому мышлению присуща безгранично идеализирующая реальность идеологическая логика, основанная на принципе абсолютности мышления. Исходная и главная логическая форма бесконечно идеализированных идеологическим мышлением предметов – это категорически императивная мысль о существовании бесконечной основы мира, причем не только о ее существовании, но и о ее существовании самой по себе, безотносительно к какому-либо предмету. Эта логическая форма не присуща рациональному мышлению. В идеологическому мышлении данная логическая форма исключает мысль о существования бесконечных предметов относительно существования других предметов, но диктует категорическую мысль об этих предметах как существующих сами по себе, безотносительно к существованию каких-либо предметов, а если говорить образно, хотя и некорректно, то как причин себя (как causa sui субстанции у Спинозы), а также диктует мысль об этих бесконечных предметах как абсолютных причинах ограниченных предметов. К таким бесконечно идеализированным предметам относятся бесконечные основы мироздания, создаваемые идеологическим (внерациональным, экстрарациональным) мышлением (напр., бесконечные материя, бог, абсолютная идея, мировая воля, карма, дао, бесконечные законы диалектики).

Безграничная идеализация – это с точки зрения рационального мышления мысленное конструирование предметов с чертами, не имеющими ограничений, границ, ничем не ограниченных, т. е. с чертами, которым мыслью придано полное, чистое воплощение (напр., абсолютно черное тело, т. е. полностью черное тело), бесконечная материя). Бесконечно идеализированный предмет является разновидностью безграничной идеализации. Мышление может конструировать предметы, у которых не все черты безгранично идеализированные (напр., полностью совершенное общество), а может конструировать предметы, которые всецело безгранично идеализированные (напр., идеальный газ, бог). Безгранично идеализированные предметы, созданные идеологическим мышлением (напр., бесконечная абсолютная идея, т. е. бесконечная безусловная, безотносительная идея), обладают абсолютной истинностью и силой категорического повеления для тех, кто верит в их осуществимость. Рациональные безгранично идеализированные предметы изначально мыслятся рациональным мышлением как вообще неосуществимые и используются для нужд познания и конструирования мира.

Идеологическая вера не допускает использование идеологическим мышлением мысленных предметов, которые невозможно категорически считать осуществимыми в реальности. Для идеологического мышления нет ни в нем, ни в создаваемой им идеологии абстрактных предметов и безгранично идеализированных предметов, а также нет основанной на абстрактных и идеализированных предметах теории. Мышление образует абстрактные предметы посредством отвлечения (абстрагирования) от реальных предметов различных сторон и оперирование с ними так, как если бы они существовали самостоятельно (напр., величина, качество, причина, время, форма).

Рациональное мышление создает абстрактные предметы в познавательных и конструктивных целях, но оно изначально считает их не существующими самостоятельно, отдельно от тех предметов, от которых они были им отвлечены. Идеологическое мышление тоже создает абстрактные предметы, но оно мыслит их способными существовать самостоятельно (напр., количество, бытие, общее, форма, воля, разум). Для него и для создаваемой им идеологии есть только осуществимые и неосуществимые предметы. К таким осуществимым предметам абстрактные и безгранично идеализированные предметы не относятся. С позиции рационального мышления без них невозможна наука и они присущи рациональному и идеологическому мышлению, науке и идеологии. С позиции рационального мышления идеологическое мышление создает абстрактные и безгранично идеализированные предметы, используя их для построения идеологии, а некоторые идеологии представляют собой теорию (напр., философские учения). Рациональная теория основана на использовании абстрактных и безгранично идеализированных предметов.

С позиции идеологического мышления оно не занимается ни созданием безгранично идеализированных предметов, ни созданием абстрактных предметов. С позиции идеологического мышления предметы, которыми оно оперирует и которые применяет для построения идеологии, не являются идеализированными и абстрактными и мыслятся им как осуществимые такими, какими они мыслятся. В действительности оно пользуется мысленно созданными предметами, которые являются абстрактными с точки зрения рационального мышления, например, формой, причиной, следствием. Но эти мысленные абстрактные предметы не рассматриваются идеологическим мышлением как абстрактные предметы, а рассматриваются им как мысленные аналоги реальных предметов. Безгранично идеализированные предметы также рассматриваются идеологическим мышлением не как идеализированные предметы, а как мысленные аналоги реальных предметов.

Непризнание идеологическим мышлением абстрактных и идеализированных предметов означает непризнание им теоретической формы мышления и идеологии. Если бы оно их признало применительно к себе и к идеологии, то это было бы нарушением законов идеологического мышления.

Идеологическое (внерациональное, экстрарациональное) мышление не тождественно иррациональности. Идеологическое мышление основано на логике, но логике веры. Иррациональное (лат. irrationalis -- неразумный) в психике человека – это те ее стороны, которые находятся за пределами логики мышления и связаны с бессознательным, напр., с обусловленностью инстинктами.

Рациональному мышлению присуща реалистично отражающая реальность рациональная логика, хотя и использующая безгранично идеализированные предметы, но в качестве своих инструментов, не считая их осуществимыми. На нем базируются наука, инженерия, здравый смысл, частично искусство.

Рациональное мышление признает возможность осуществимости только ограниченных предметов, т. е. предметов, которые обладают границами – количественными, качественными, пространственными, временными, причинными и др. Это не означает, что любой предмет, которым оперирует рациональное мышление, оно мыслит осуществимым. Но тот предмет, который оно мыслит осуществимым, оно мыслит ограниченным.

В рациональном мышлении действует принцип относительности мышления. Этот принцип прямо связан с признанием осуществимыми только ограниченных предметов, которыми являются лишь конечные предметы.  Его суть состоит в том, что рациональное мышление мыслит ограниченные предметы только относительно друг друга, существующими только благодаря друг другу, определяет границы их черт только относительно друг друга и не в состоянии создавать идеи бесконечных предметов.

В рациональном мышлении мысль о предмете отделена от мысли о его существовании и оно способно мыслить отдельно предмет и отдельно его существование (напр., прежде чем мыслить, существуют ли инопланетяне, рациональное мышление составляет черты инопланетян, о возможности существования которых оно собирается мыслить). Поэтому рациональное мышление может создавать много мысленных образов предметов, не все из которых оно признает существующими или способными существовать. Но есть одно исключение. Конкретный человек с рациональным мышлением не способен мыслить себя отдельно от мысли о своем существовании и признает себя существующим посредством веры.

Рационально мыслящий субъект в момент мышления не теряет себя в процессе мышления, не растворяется в предмете мышления, отделяет себя от предмета мышления, даже если этим предметом является он сам («Я мыслю себя, атом, человека»). Между мыслью об ограниченном предмете и мыслью о его осуществимости нет необходимой логической связи. В самой реальности такого разрыва между предметом и его существованием нет. Нет отдельно предметов и отдельно их существования. Есть разрыв между существующей в реальности возможностью существования предмета и его реальным существованием. В рациональном мышлении прежде чем мыслить о существовании даже реально существующего предмета, необходимо составить образ того, о существовании чего мыслится. В рациональном мышлении мыслить – значит делать о чем либо вывод, заключение. Оно всегда является рассуждением от чего-то к чему-то.

В силу того, что рационально мыслящий субъект в момент мышления не растворяется в предмете мышления, рациональное мышление мысленно оперирует любым предметом как объектом, который в мышлении находится в момент этого оперирования не только вне, но перед оперирующим им субъектом, даже если этим объектом является сам субъект. Поэтому для человека с рациональным мышлением самосознание – это отношение к себе как к объекту осмысления. Невозможно мыслить предмет в качестве объекта мышления, а себя в качестве субъекта мышления, не обозначив границы предмета по отношению к границам других предметов и по отношению к своим границам, а границы себя по отношению к границам других предметов. Поскольку осознание обладающей рациональным мышлением личностью себя в качестве субъекта познания предполагает установление ею своих границ, то она не в состоянии ни мыслить себя безграничной основой мира, напр., подобно Александру Македонскому, уверовавшему незадолго до своей смерти в себя как в якобы земное воплощение бога Зевса, ни мыслить себя в качестве проявления бесконечной основы мира, несущей в себе ее черты. В этом смысле рационально мыслящая личность вменяемая, т. е. она мыслит себя как всецело ограниченный предмет, как один из ограниченных предметов наряду с другими ограниченными предметами, сопоставимый с другими ограниченными предметами реальности, даже если они очень сильно отличаются от нее.

Рациональное мышление способно конструировать частично ограниченные предметы с безгранично идеализированными чертами, которые я называю ограниченно-безграничными (напр., прямая линия, идеальный газ, машина Тьюринга), которые им изначально мыслятся неосуществимыми и используются в качестве инструментов, напр., познания, конструирования.

Рациональное мышление неспособно конструировать бесконечно идеализированные предметы, а значит, неспособно их мыслить. Так называемые актуально бесконечные предметы в математике (напр., бесконечное множество) в действительности не являются бесконечными, а является неопределенно конечными, ограниченными предметами. При их конструировании и оперировании ими мысленно отвлекаются от невозможности человека пересчитать множество без границ и создают понятие как бы актуальной, т. е. как бы «завершенной», «сосчитанной» бесконечности, содержание которой устанавливается формально-логически путем мысленного абстрагирования от границ конечного множества.

Поскольку обе логики оперируют мысленными предметами как идеальными, (т. е. созданными мышлением) заместителями реальных, предполагаемых или мнимых предметов реальности, то они являются разновидностями предметной, т. е. содержательной логики, представляющей собой устойчивые правила, способы и формы оперирования мысленными предметами. Идеологическая логика определяется принципом абсолютности, а рациональная логика определяется принципом относительности. Поэтому идеологическую логику можно назвать абсолютной логикой, а рациональную логику можно назвать относительной логикой

* * *

Идеологический и рациональный типы мышления используют специфические для каждого типа мышления мысленные предметы как представителей реальности в сознании и обладают специфическими логиками, т. е. определенными правилами построения мысленных предметов, правил отношений между мысленными предметами, а также между мысленными предметами и субъектом мышления. Идеологическому мышлению присуща безгранично идеализирующая реальность идеологическая логика, а рациональному мышлению присуща реалистично отражающая реальность рациональная логика, хотя и использующая безгранично идеализированные предметы, но в качестве своих инструментов. Рациональная и идеологическая логики являются разновидностями предметной, т. е. содержательной логики, которая регулирует создание мысленных предметов и оперирование ими. Рациональная и идеологическая логики обладают специфическими и общими чертами.

25. 12. 2011


См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 237
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения