ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

БЕЛАРУСЬ И БЕЛОРУССИЯНЕ

Перейти вниз

БЕЛАРУСЬ И БЕЛОРУССИЯНЕ  Empty БЕЛАРУСЬ И БЕЛОРУССИЯНЕ

Сообщение автор Admin Ср Мар 13, 2013 12:42 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

БЕЛАРУСЬ И БЕЛОРУССИЯНЕ (России и россиянам на заметку)



Практически все бывшие «союзные республики» бывшего Советского Союза сразу после обретения независимости встали перед проблемой строительства нации. Коммунистическая власть в СССР, стремясь создать из всего многоэтнического и отчасти намеренно ею деэтнизированного его населения единую интернациональную историческую общность «советский народ», не ставила вопрос о формировании в рамках республик отдельных наций из всего их населения. Ради создания общности «советский народ» проводилась государственная политика ослабления этнических особенностей и интересов людей в республиках и стимулирования межэтнического перемешивания населения республик. Поэтому накануне независимости все республики были многоэтническими и во многом деэтнизированными, одни больше, другие меньше. Став независимыми, каждая столкнулась с проблемой: как быстро сформировать нацию при этнически разнородном и не сплоченном новыми государственностью и историей составе населения?

В начальный период независимости руководством всех этих государств был взят верный курс на использование самого многочисленного коренного этноса, давшего им название, в качестве ведущего фактора создания единой нации. В то же время их общей ошибкой в этом вопросе явились абсолютизация интересов ведущего коренного этноса по отношению к интересам других этнических общностей в этих государствах и к деэтнизированным гражданам, попытка построить нацию на основе исключительно данного коренного этноса и закрепления за ним преимущественных прав на государственность. Это неизбежно ведет к нарушению прав человека тех граждан, которые не принадлежат к лидирующему этносу. В одних бывших республиках бывшего СССР абсолютизация прав ведущего коренного этноса проявилась больше, в других меньше.

В первой половине 90-х годов XX ст. и в Беларуси, после обретения ею независимости, частично проявилась тенденция абсолютизации белорусскими националистами, которые были представлены в законодательном органе власти, хотя и не составляли большинство депутатов, права на государственность самого многочисленного коренного этноса – белорусов. Шел, но непоследовательно и противоречиво, процесс белоруссизации государства. Однако не наблюдалось вытеснение из Беларуси представителей небелорусских этнических общностей, в том числе русских. Не только не было такой государственной политики, но и на бытовом уровне не было заметно притеснение русских.

Нынче в России антинерусские настроения намного более распространены, чем в первые годы независимости Беларуси были распространены в ней антирусские настроения. В среде белорусских националистов, которые лишь частично определяли государственную политику и не были очень уж многочисленными, чаще наблюдались не антирусские, а антироссийские настроения, направленные на защиту независимости Беларуси от России как тогда потенциального империалистического государства. Видится, когда сейчас Президент Беларуси А. Лукашенко запугивает Россию опасностью для русских в Беларуси победы в ней белорусских националистов, что очень и очень маловероятно, и утверждает, что до избрания его Президентом русские будто бы вынуждены были «сидеть на чемоданах» и что он, придя к власти, якобы спас их от депортации из Беларуси, то он вводит граждан и власти России в заблуждение.

А вот ущемление культурно-языковых прав иных этнических меньшинств, в частности, западных полешуков, имело место в первые годы независимости Беларуси. Но какое дело России до западных полешуков, поляков и украинцев в Беларуси? Она пока еще не доросла до защиты прав человека во всем мире. Дай бог ей справиться с защитой в других государствах прав русских, если их ущемляют на основании этнического признака. Ведь историческая Родина русских находится в России. Но точно также России надлежит защищать в других государствах права представителей других этнических общностей, чья историческая Родина также находится в России – башкир, калмыков, татар и др., если их притесняют на основании их национальности. Уже только по той причине, что Россия является исторической Родиной многих народов, а не только русских, попытки превратить ее в русское этническое государство в условиях полноценной демократии обречены на провал.

В России только сейчас полуосознанно, во многом противоречиво приступают к созданию из огромного многоэтнического конгломерата единой нации (“российского народа”, “россиян”). Высшая государственная власть не допускает превращения России в русское этническое государство, а русских – в государственный этнос. Это уже сильный шаг на пути к созданию многоэтнической нации россиян. Ведь царская Россия как раз была таким государством. И в ней русские (великороссы) были государственным этносом. Однако в системе государственной власти, к сожалению, сегодня нет специальной государственной программы создания такой многоэтнической нации. При консолидации всех этносов в единый многоэтнический народ государственные власти разных уровней нередко совершают ту же ошибку, что была сделана в других бывших республиках СССР. Они зачастую абсолютизируют интересы самого многочисленного коренного этноса, в данном случае русского, и даже славянского (восточнославянского) суперэтноса. Наблюдаются попытки строить Россию как русское или славянское государство, а нацию россиян -- на основе усиления руссификации и славянизации других этнических общностей, что неизбежно ведет к ущемлению их интересов, к нарушению прав человека, к межэтническому недоверию и к этническому сепаратизму, к национализму представителей этнических меньшинств. Даже простое упоминание государственных властей России о ней как о славянском государстве (напр., при обсуждении проблем интеграции ее с Беларусью) несет скрытую конфронтацию славян с неславянскими народами России. В ней на политическом уровне сильно проявляется также панславистский и русский национализм, конфронтирующий с этническими интересами нерусских и неславянских народов России. Различные служители Русской православной церкви вразрез с изначальным надэтническим характером христианства также иногда встревают в процесс межэтнических отношений в России не самым лучшим образом, когда объявляют о том, что Россия – это якобы каноническая территория РПЦ и что православие будто бы наиболее адекватно соответствует особенностям славянской (восточнославянской), а то и русской души.

Политика абсолютизации прав ведущих коренных этносов неизбежно затрудняет формирование единой нации из всех граждан, дестабилизирует межэтнические отношения и противоречит правам человека, мировой тенденции образования многоэтнических государств и их интеграции в многогосударственные союзы и в единое общепланетарное сообщество государств («Соединенные штаты мира»). Поэтому сейчас власти бывших республик СССР начинают в большей мере учитывать права не лидирующих этнических общностей, хотя до соответствующих правам человека стандартов в них еще далеко. Что касается Беларуси, то со второй половины 90-х годов ХХ ст. после избрания Лукашенко президентом направленность его государственной политики в сторону быстрой тесной интеграции с Россией привела к неоправданному по стандартам прав человека, по праву исторического происхождения и численности ограничению роли белорусского этноса в формировании единой многоэтнической нации Беларуси, хотя этот процесс шел с креном в каких-то аспектах в сторону чрезмерной белоруссизации. Более того, процесс национального строительства в Беларуси сильно замедлился по сравнению с первыми годами ее независимости. Он едва теплится.

Когда библейский Моисей задумал объединить в одно государство много еврейских племен, каждое из которых имело свои этноцентристские мораль и языческие божества, он поступил очень мудро. Использование для сплочения племен морали и богов одного племени неизбежно посеяло бы раздор с другими племенами. Связать же воедино несовместимые этноцентристские ценности всех племен было невозможно. Поэтому он создал новые надплеменные объединительные идеи общего сверхчувственного бога и единого еврейского народа, по отношению к которым все еврейские племена уравнивались. Сорок лет водил Моисей еврейские племена по пустыне, умеряя их этноцентризм и сплачивая евреев.

Обретение Беларусью независимости сделало актуальным порождение из многоэтнического, а также деэтнизированного (утратившего этнические признаки) ее населения единой нации с общими чертами, все члены которой обладали бы равными правами в государстве и осознавали бы себя равными. Белоруссиянин, белоруссиянка (белоруссеец, белоруссейка) -- это возможные, но пока не получившие распространения самоназвание и название граждан Беларуси, независимо от их этнической принадлежности. Но это еще и возможные самоназвание граждан, осознающих себя членами будущей единой многоэтнической нации Беларуси, если она состоится, и название тех, кто отнесет себя к этой нации. Может быть, в перспективе у большинства граждан исчезнет различие между самосознанием гражданина Беларуси и члена нации белоруссиян.

Сегодня нация – это исторически необходимая форма жизни народов, человечества, объединения разных этносов, продолжения человеческого рода, сплочения граждан и реализации их интересов, а также исходный пункт интеграции народов в единое общемировое сообщество. Если этнос (национальность) ведет начало главным образом от родо-племенных сообществ и обладает коллективным самосознанием кровного родства, то нация – это объединение только граждан государства, для которых не обязательно кровно-этническое родство. Хотя при этом не все граждане могут осознавать себя членами нации и фактически принадлежать к ней (напр., недавно принятые в гражданство или маргиналы). Нацию интегрируют наряду с общими национальными самосознанием, культурой, менталитетом, складом характера, исторической судьбой, жизненными ценностями, языком, характерными и для этноса, также общие территория, государство, хозяйственная жизнь, которые у этносов могут отсутствовать.

Сегодня нет одноэтнических государств. В каждом длительно существующем правовом государстве практически все его многоэтнические граждане образуют единую нацию. Так, белорусы, являющиеся гражданами США, принадлежат к белорусскому этносу, но относятся к нации США. Но и в многоэтнической Беларуси белорусы – это этнос, хотя и коренной и самый многочисленный, но часть всего ее народа, а не нация, поскольку они не имеют в ней (а по объективным причинам и не смогут иметь) исключительно белорусские государство, экономику и другие качества, присущие нации. Обычно корень самоназвания нации – это самоназвание государства. Одноэтническая нация в условиях полноценной демократии, тесных связей демократического государства с мировым сообществом, стимулирующих мощные миграционные процессы, вообще невозможна. Попытки создания одноэтнических нации и государства неизбежно потребуют предотвращения принятия в гражданство иноплеменников, изгнания или уничтожения иноплеменных граждан, ограничения межэтнических браков либо иного ущемления их прав человека. Такие попытки предпринимались в фашистской Германии, в конце XX ст. в Руанде, Бурунди, на Балканах. Все они сопровождались большой кровью.

За малый срок независимости в Беларуси не успела сложиться из всех или большинства ее граждан единая многоэтническая нация белоруссиян с развитым национальным самосознанием. Население Беларуси – это психологически разобщенный конгломерат. Большое число ее многоэтнических граждан, в том числе белорусов, чувствуют свою этническую ущемленность, не обладают сознанием и чувством исторического, культурного, гражданского родства со всем народом Беларуси и ответственности за его жизнеспособность. Многие все еще считают себя гражданами бывшего СССР, иные озабочены проблемами только своего этноса или только личными интересами. Поэтому такие граждане не в состоянии ответственно принимать в соответствии с критериями обеспечения жизнеспособности единой многоэтнической нации судьбоносные решения о выборе ее союзников, руководства страны, путей ее развития, заботиться о ее процветании, поступаться своими интересами ради всего многоэтнического народа Беларуси.

Сейчас никто не сплачивает многоэтническое население Беларуси в единую многоэтническую нацию, не формирует у граждан разной этнической принадлежности (национальности) сознание единства друг с другом, не обустраивает общество в направлении строительства такой нации. Видится, ее государственная власть заинтересована в сохранении отграниченности, обособленности различных этнических общностей друг от друга. Это позволяет ей пугать Россию и русских в Беларуси выдуманным приходом белорусских этнонационалов, которые якобы будут вытеснять русских из Беларуси или притеснять их в ней как чужаков. Полагаю, таким путем А. Лукашенко пытается выставить себя перед Россией в качестве единственного последовательного защитника русских в Беларуси и на этом основании требовать от России разнообразной поддержки своей власти и удовлетворения иных своих желаний. Без обустройства Беларуси как общеэтнического Отечества, где будут учтены также особые интересы каждой его этнической общности и право каждого на выбор своей этнической принадлежности, и без превращения всех ее граждан в равноправных соотечественников невозможно создать отвечающую международным стандартам прав человека и столбовому пути прогресса человечества единую многоэтническую нацию Беларуси. Ради сплочения в нацию белоруссиян каждому гражданину Беларуси, каждой ее этнической общности (белорусам, евреям, западным полешукам, литовцам, полякам, русским, татарам, украинцам и др.) придется поступиться частью своих эгоизма и этноцентризма. Беларусь стоит сейчас перед историческим выбором своей судьбы.

Идущие интеграция человечества и интенсивная межгосударственная миграция, многоэтнический состав Беларуси не позволят создать в ней единую нацию на основе руссификации нерусского населения, или белоруссизации небелорусов, или превращения только белорусов в государственнообразующий этнос. Попытки же такого создания неизбежно ущемят права человека нерусских или небелорусов и приведут к межэтнической конфронтации. Если для создания единой нации Беларуси сложатся подходящие условия, то это будет многоэтническая, а отчасти и надэтническая нация белоруссиян. Ее члены будут обладать равными правами, осознавать себя равноправными гражданами, рассматривать интересы своих государства и нации как высшие (но не исключительные) по сравнению с интересами других государств и наций, будут готовы подчинять свои интересы целям жизнеобеспечения всей нации. В ней проявится тенденция к ведущей роли белорусского и русского этнических факторов. Их соотношение во многом способно зависеть от направленности политики государства. Видится разумным существенное повышение роли белорусского этноса в обществе по сравнению с нынешней и превращение его в лидера в строительстве на основе прав человека, общечеловеческих ценностей, передовых достижений мировой культуры и общественного прогресса многоэтнической нации белоруссиян с общими для нее чертами самосознания, культуры, жизненных ценностей и др., в которой также будут оптимально учтены особые интересы и ценности всех этнических общностей и деэтнизированных граждан. Но чтобы стать лидером в объединении всех граждан в единую нацию белоруссиян, справиться с этой ролью, белорусам придется в массовом порядке выйти на передовые рубежи в общечеловеческой культуре, в науке, технике, экономике и др. Только так они смогут эффективно выполнить функцию общенационального лидера и объединителя, а не государственным закреплением своего привилегированного положения в обществе. Последний путь не требует от лидера работы над собой, но он ведет не к объединению всех граждан на основе передовых ценностей цивилизации, а к конфронтации с небелорусами за свои привилегии.

Необходимое условие формирования наций – это самостоятельная жизнь народа в условиях длительной государственной независимости. Для формирования нации белоруссиян жизненно необходимо независимое национально ориентированное государство. Патриотам-белорусам важно учесть, что в Беларуси не только среди белорусов, но и среди небелорусов и деэтнизированных граждан есть немало патриотов, искренне желающих ей независимости. Поэтому с их стороны будет разумным не монополизировать патриотизм, а сотрудничать с патриотами-небелорусами как с равными партнерами по обустройству общего независимого Отечества. Беларусь должна равно принадлежать каждому ее гражданину. Только такой подход соответствует международно-правовым нормативам прав человека.

12. 12. 2003

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Адрес текста: Форум Антонюк Георгий. Философия и наука: миропонимание: https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).


Последний раз редактировалось: Admin (Вт Ноя 26, 2019 1:00 pm), всего редактировалось 2 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 249
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения