ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАПАДНОПОЛЕССКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Перейти вниз

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАПАДНОПОЛЕССКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Сообщение автор Admin в Ср Мар 13, 2013 1:01 pm

Западнополесская научно-практическая конференция 13 – 14 апреля 1990 г. стала во многом выражением закономерных романтических и частично утопичных настроений западнополесских участников конференции в начальный момент становления процесса возрождения западнополесского этноса. Даже введенные Н. Шеляговичем название западнополесского народа именем одного из западнобалтских народов «ятвягов» (то ли племени, то ли группы близкородственных племен), длительное время воевавшего и позитивно взаимодействовавшего с западнополесскими княжествами, с объединенным западнополесским государством, в т. ч. с Королевством Русия, а ныне не существующего, и название Западнополесского этнического региона "Етвязь" (от «ятвяги» – Г. А.) тоже своеобразно выражают романтику данного периода.

Конец 90-х годов XX ст. был венцом советской перестройки, раскрепощения духа, в том числе этнического, массовых национально-этнических движений в СССР, появления в национально-этнических отношениях сильных центробежных тенденций, а в качестве центра рассматривались не только Москва, союзное руководство, но и Россия, и русские.

Целенаправленное формирование в СССР правившей коммунистической партией единой надэтнической общности «советский народ» из многоэтнического населения обусловливало его унификацию посредством деэтнизации этнических общностей, в т. ч. посредством русификации. Поэтому неудивительно, что движения за национально-этническое возрождение, за развитие этнической самобытности, за суверенитет содержали в качестве существенного компонента поиск средств отдаления в разной форме и разными способами от русского этноса, зачастую путем игнорирования реальных фактов или подгонки их под интересы этих движений. Белорусские радикальные этноцентристы взяли на вооружение идею наличия в до этого считавшемся частью восточных славян белорусском этносе сильного восточнобалтского этнического субстрата, тем самым концептуально частично выведя белорусский этнос из состава восточных славян и близких родственников русского этноса.

Полагаю, при оформлении идеи возрождения западнополесского этноса Н. Шелягович следовал логике радикальных белорусских этноцентристов и тоже стал искать для ранее считавшихся частью восточных славян западных полешуков балтский субстрат. Восточнобалтский субстрат не подходил, поскольку нужно было сильно отличить западных полешуков от белорусов. В качестве специфического балтского субстрата при оформлении идеи самобытности западных полешуков была сформулирована идея западнобалтского субстрата, а конкретно – ятвяжского, хотя не только ятвяги, но и другие западнобалтские племена и предки западных полешуков -- дулебы (бужане, волыняне) активно взаимодействовали, влияли друг на друга как положительно, так и отрицательно, нередко воюя друг с другом. Но даже беглое ознакомление с историей западных полешуков показывает, что несмотря на активные контакты западнобалтских племен с предками нынешних западных полешуков, идея балтского субстрата в западнополесском этносе искусственная и что западные полешуки в своей основе являются одним из восточнославянских народов, наряду с белорусами, русскими, украинцами. Однако неоправданно исключать предположение о том, что балтские народы, в т. ч. западнобалтские, включая ятвягов, и не только балтские народы, но и иные неславянские народы частично повлияли на формирование западнополесского этноса.

В то же время в материалах конференции, в т. ч. и в принятом ею Заключении содержится много конструктивных, плодотворных моментов относительно возрождения западнополезного этноса, которые могут быть полезными для осуществления этого возрождения.

Георгий Антонюк

14. 12. 2007.



Збудінне, 1994. I. I – 31. -- №№ 1 – 2 (73 – 74).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАПАДНОПОЛЕССКОЙ (ЕТВЯЖЕСКОЙ) НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Участники конференции, заслушав ряд докладов и сообщений и обсудив широкий круг вопросов, затрагивающих различные аспекты истории, духовной и материальной культуры Западного Полесья (Етвязи), пришли к следующему заключению:

в состав Западнополесского (Етвяжеского) этноязыкового ареала входят брестско-пинские говоры Беларуси, северо- и центральноволынские говоры Украины, а также бельско-бяло-хелмскис говоры Польши и родственные им;

несмотря на значительные микроареальные различия коренное население Западнополесского (Етвяжеского) региона обладает достаточной спецификой и общностью языка и культуры, создающей условия для формирования самостоятельного этноса;

закрепление литературной нормы и этнонима может происходить в результате свободного волеизъявления народа в процессе дальнейшей консолидации западнополесского (етвяжеского) этноса.

Участники конференции считают активизировавшийся в середине 80-х гг. процесс формирования западнополесского (етвяжеского) этноса закономерным явлением, соответствующим важнейшим тенденциям мирового культурного процесса, так как сейчас, на исходе XX в. все более очевидным становится тот факт, что унификация и стандартизация гибельны для человечества, что нормально развивающаяся жизнь движется в сторону усложнения, а не упрощения этнокультурных отношений. Условием благополучия общества становится учет возрастающего разнообразия социальных явлений, позволяющих реализовать интеллектуальный потенциал каждой личности, каждой, пускай, самой малой этнической общности.

Сейчас, на исходе XX в. все более очевидным становится то, что каждая этническая культура -- элемент культурного генофонда человечества. Каждая этническая культура складывается веками, ее легко уничтожить и невозможно создать в одночасье, как невозможно построить дерево -- его можно только вырастить. Каждая этническая культура нуждается в защите. Лучшая форма защиты -- полноценное бытие, которое создает национальная форма существования этноса. Сейчас, на исходе XX в. пробудились временно отстраненные от столбовой дороги всемирно-исторического национального движения «малые» народы Европы. Творчество на диалектах официально признано и всемерно поощряется в Японии, Германии и Югославии. Борьбу за сохранение своей этнической идентичности ведут ферерцы в Дании, фризы в Нидерландах, уэльсцы и корнуэльцы в Великобритании, провансальцы, бретонцы и корсиканцы во Франции, а галисийцы, каталонцы и баски в Испании уже добились статуса территориально-этнической автономии. В общий поток национального Возрождения "малых" народов, взрыва этничности во всем мире органично вписывается и движение за Возрождение Западного Полесья (Етвязи).

Исходя из вышеизложенного, участники конференции считают правомочным постановку вопроса о создании в перспективе в той или иной форме западнополесской (етвяжеской) автономии путем осуществления следующих мероприятий:

-- организация журнала (на первых порах альманаха) и издание книг на западнополесских говорах, западнополесском литературном языке (речь идет о литературной норме М. Шеляговича -- ред.) и его вариантах;
-- публикация в местных газетах, издающихся на белорусском, украинском, русском языках текстов на местных говорах, на етвяжьем литературном языке и его вариантах;

-- использование местных говоров (западнополесского литературного языка) в передачах местного радио и телевидения;

-- создание Западнополесского (Етвяжеского) научно-просветительного центра в Пинске, среди задач которого собирание и распространение явлений культуры и создание лингвистического тезауруса Западного Полесья (Етвязи) и подготовка Западнополесской (Етвяжеской) энциклопедии, проработка вопросов нормализации литературного языка;

-- введение в учебные планы вузов и средних специальных учебных заведений изучения западнополесской (етвяжеской) истории, этнографии, языка, фольклора, литера¬туры в форме спецкурсов и спецсеминаров;

-- введение в порядке эксперимента изучения в школах Края наряду с элементами краеведения элементов диалек¬тологии со специальным вниманием к местным особенно¬стям языка и западнополесскому (етвяжескому) литературному языку;

-- использование в детских дошкольных учреждениях Края местных говоров.

Участники конференции считают, что формирование и закрепление специфического литературного языка западнополесского (етвяжеского) этноса, не представляя собой никакой угрозы для функционирования и целостности белорусского, украинского, других языков, вместе с тем обогащает общекультурный фонд этих народов и всего человечества.

Минск, 13-14 апреля 1990 г.

Адам СУПРУН, председатель Оргкомитета конференции
(Адам Евгеньевич Супрун -- доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, профессор Белорусского государственного университета, заведующий кафедрой). Ум. в 1999 г.

Admin
Admin

Сообщения : 238
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения