ФИЛОСОФОЛОГИЯ (ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ)

Перейти вниз

ФИЛОСОФОЛОГИЯ (ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ)

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 6:19 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК


ФИЛОСОФОЛОГИЯ (ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ) (научный подход к осмыслению философии)


Данная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.


1. Что такое философология (философоведение)?

В данном исследовании я ограничиваюсь только логическим аспектом устройства философии и научного взгляда на философию, отвлекаясь от содержания философских учений и науки о философии. Я рассматриваю философию и науку о философии в чистом виде на уровне безгранично идеализированных научных предметов. Они в безгранично идеализированном виде не осуществимы в реальности. Здесь я рассматриваю специфику научного подхода к исследованию философии как специфического способа осмысления реальности, к практическому использованию философии, а также особенности науки о философии, которую я называю философологией (философоведением). Научный подход к исследованию философии – это объективный беспристрастный научный взгляд, основанный на применении специальных научных методов исследования, понятий и терминов, исходящий из определения философии как объекта научного познания и признания в ней как идеальной реальности внутренних законов. Я определяю философологию в качестве науки о сущности философии как особого способа осмысления мира, о ее свойствах, законах зарождения философии, создания, устройства, функционирования, использования, развития, борьбы и умирания философских учений. В данном случае имеются в виду законы бытия философии как идеальной реальности, а не когнитивные, т. е. связанные с познанием законы философских учений, которые они формулируют в качестве будто бы описания законов осмысливаемой ими реальности (напр., закон единства и борьбы противоположностей в философии Гегеля и в марксистской философии) и от которых я отвлекаюсь при построении философологии. Философия существует немногим больше двух с половиной тысяч лет. Однако до сих пор не создана специальная наука о философии. Исследованием философии занимается сама философия, которая основана на нереалистичном идеологическом мышлении. А поскольку философия состоит из многочисленных противоборствующих учений, то каждое философское учение по своему смотрит на философию.

Поскольку философология как специальная наука о философии не существует, то я ее создаю, частично используя проектирование. Философология как наука возможна, если опирается на рациональное мышление. Главная трудность в создании науки о философии – это точное определение философии как объекта научного исследования. Определение философии как источника получения объективной истины не позволяет построить науку о философии, поскольку наука не в состоянии проверить ни основное положение любого философского учения о якобы существовании бесконечной основы мира и о будто бы ее проявлении в ограниченных предметах, ни способы будто бы получения знаний об этой основе. Научный подход к пониманию философии как объекта научного познания предполагает рассмотрение ее в отвлечении от выяснения истинности или ложности ее основных положений, следовательно, вне когнитивных рамок, а с позиции оценки ее как явления, служащего выполнению определенных функций для общества и для личностей, обладающих врожденной расположенностью к идеологическим мышлению и побуждениям.

В существование бесконечного бытия верят люди с безграничными идеологическими мышлением и побуждениями (потребностями, интересами, чувствами и др.). Осуществимость только ограниченного бытия признают люди с ограниченными рациональными мышлением и побуждениями (потребностями, интересами, чувствами и др.). С позиции рационального мышления идеологические мышление и побуждения нереалистичные, а рациональные мышление и побуждения реалистичное. Рациональное мышление признает осуществимыми только ограниченные предметы и побуждения. Идеологическое мышление верит в осуществимость безграничных, в том числе бесконечных предметов и побуждений и ее взгляд на мир носит категорически императивный характер. На рациональном мышлении основаны здравый смысл, частично искусство, наука, инженерия. На идеологическом мышлении основаны философия, теософия, религия, нерелигиозные мифы, частные идеологии. Я рассматриваю противоположные рациональный и идеологический типы мышления в качестве оснований рационализма и идеологизма как противоположных способов человеческого бытия. Это противоположность не только типов мышления, но и основанных на них побуждений, способов познания и конструирования мира, образа жизни, стиля поведения.

2. Логическая сущность философии

Первый вопрос, с освещения которого начинается философология (философоведение) – это определение того, что такое философия как способ осмысления мира?

Философия основана на идеологическом мышлении и ее идеи не воспринимают люди с рациональным мышлением. Наука, основанная на рациональном мышлении, не использует для своих обоснований философские идеи, т. к. они вообще не поддаются рациональной практической и логической проверке. Поскольку философия имеет теоретикоподобные черты, то даже среди людей с идеологическим мышлением ее способны усвоить лишь те, кто обладает способностью к теоретическому мышлению. С позиции рационально-научного мышления философия – это обусловленный идеологическими безграничной логикой и основанными на ней безграничными побуждениями (потребностями, интересами, чувствами, целями и др.) категорически императивный теоретикоподобный ценностный безгранично идеализирующий взгляд на мир, исходящий из веры в реальность бесконечной основы мира и детерминации ею всего признаваемого ею мира. Содержание философии жестко иерархиизировано по шкале детерминации относительно мыслимой абсолютной причиной бесконечной основы мира. Жесткая иерархизация содержания философии является одним из ее экзистенциальных законов. Потому философия в ее исходных положениях о якобы существовании бесконечной основы мира и детерминации данной основой признаваемого философией мира является не объективным отражением реальности, а выражением ценностного взгляда идеологической личности на мир. Она отражает осмысливаемую ею реальность, но не объективно, а субъективно и потому неадекватно.

Особенности логики, ценностей и ценностных побуждений личности, на которые влияет ее характер и в которых также проявляются групповые ценности и ценностные побуждения, обусловливают разнообразие и особенности создаваемых философских учений. Философия существует в виде существующих вне личности высказанных с помощью специального языка мыслей, являющихся компонентом идеологического сознания общества и распространяемых живыми создателями философских взглядов в устной (напр., Сократом) и в устно-записанной (большинством философов) формах, и в виде философского мышления личности, говоря фигурально, осуществляемого ею «в режиме реального времени» или «он-лайн» (online). Даже нетворческая личность в процессе философского мышления неизбежно модифицирует высказанные философами идеи применительно к своим особенностям.

Ценности и ценностные побуждения являются осознанным отношением человека к себе и к миру. Ценностный взгляд на мир является пристрастным. Его проникновение в объективное научное познание характеризуется «накладыванием» на объективные научные образы реальности, на методы объективного познания субъективных желаний, установок видеть или не видеть предмет тем или иным, которые деформируют образ отражаемого предмета. Ценностный взгляд может быть рациональным и идеологическим. Ограниченные ценности и ценностные побуждения я называю рациональными. Рациональные ценности ценностные побуждения являются индивидуальными и групповыми (рациональных представителей классов, наций, эпох и др.). Наука способна легко избавиться от рационального ценностного взгляда. Люди с идеологическим мышлением руководствуются безграничными идеологическими ценностями и ценностными побуждениями. Идеологическими ценностями и ценностными побуждениями я называю безграничные ценности и ценностные побуждения, основанные на вере в их реализуемость. Идеологические ценности и ценностные побуждения являются индивидуальными и групповыми (идеологических представителей классов, наций, эпох и др.). С точки зрения рационального мышления безграничные предметы, в том числе ценности и ценностные побуждения, создаваемый идеологическим мышлением, которые категорически признаются им посредством веры осуществимыми – это неосуществимые безграничные идеализации, если данные предметы относительные (напр., абсолютно совершенный человек), а если это предметы бесконечные, то они непроверяемые рациональным мышлением на осуществимость, поскольку оно не способно их мыслить как предмет (напр., бесконечная материя). С точки зрения идеологического мышления оно не создает безгранично идеализированные предметы, а адекватно с помощью идей воспроизводит реальность. Проникновение идеологического ценностного взгляда в науку, особенно в виде философских положений, способно существенно ее деформировать и лишить ее идеи объективной истинности. Избавиться от него очень трудно.

Исследователи ценностей не разграничивают рациональный и идеологический типы ценностей и ценностных побуждений и не разделяют ограниченные и безграничные ценности и ценностные побуждения. Они вообще не выделяют безграничные ценности и ценностные побуждения. Люди с безграничным идеологическим мышлением категорически мыслят свои ценности и ценностные побуждения безграничными и рассматривают их как реалистичные. В качестве существенных особенностью безграничных ценностей и ценностных побуждений вижу следующие. 1. Ими обладают только люди, склонные к идеологическому мышлению. 2. Они вообще не поддаются устранению у людей, обладающих идеологическим мышлением. 3. Их наличие, как и наличие идеологического мышления, обусловлено врожденной расположенностью обладающих ими людей. 4. В их основе лежат имеющие силу категорического повеления абсолютные желания в существовании положительного или отрицательного безграничного, абсолютные ожидания положительного или отрицательного безграничного, абсолютные переживания положительного или отрицательного безграничного как реальности. 5. Чувство своей (а также социальной общности, человечества) смысложизненной, судьбоносной сопричастности (партиципации) с безграничным как реальностью (бесконечными богом, материей, абсолютно совершенным обществом и др.), в том числе и чувство включенности в него, поглощенности безграничным, абсолютного порождения им, одновременного обладания качествами ограниченного и безграничного, при котором безграничное «воспринимается» обладающим абсолютной доминантой по отношению к ограниченному. Именно поэтому безграничные предметы, непреложно мыслимое идеологическим мышлением посредством веры как реально осуществимые, как положительная или отрицательная реальность, обладают для людей с идеологическим мышлением, в т. ч. для искренних философов абсолютной положительной или отрицательной смысложизненной ценностью. Идеологическая, в т. ч. философская личность осознанно переживает свое существование, свою жизнь, существование человеческого сообщества как включенное в бесконечную основу мира и потому необходимо верит в осуществимость бесконечной основы. Осознанное переживание ею бесконечной основы является составной частью осознанного переживания ею своего существования. Она мыслит свое существование обусловленным бесконечной основой мира.

В идеологической логике безграничные предметы находятся в отношении категорически императивной детерминистской иерархии, на вершине которой находится бесконечный абсолют в виде бесконечной основы мира. Безграничные, но не бесконечные предметы безусловно мыслятся осуществимыми потому, что они категорически мыслятся детерминированными бесконечной основой мира.

Как бы ни поднималось сознание личности над процессом ее жизни, в своей основе оно является непосредственной органической функцией ее жизненного процесса подобно тому, как жизненную функцию выполняет психика у животных. Это означает, что оно непосредственно участвует в регуляции жизненных процессов и вплетено в жизненные процессы. Человек осознает свою жизнь и целенаправленно регулирует ее. Данная регуляция представляет собой более или менее четко осознанное, осмысленное, целенаправленное осуществление человеком своей жизни, осознанную деятельность человека по осуществлению своей жизни. Осуществление человеком своей жизни – это целенаправленная работа. Она основана на осмысленном переживании человеком своей жизни – на осмысленном желании жить, осмысленной воле к жизни, на осознанном стремлении к удовлетворению жизненных потребностей. Процесс жизни личности присутствует в сознании в виде ощущений, чувств, желаний, потребностей, переживаний, эмоций, страстей, и других многообразных побуждений, вместе составляющих «чувство жизни». Это не то же самое, что осознание человеком факта личной жизни, личного существования. Это есть то, чем сознание человека связано с процессом его жизни и что обеспечивает функциональную ориентацию сознания на обеспечение его жизни. Чувство жизни, существования является необходимым компонентом сознания. Оно необходимо связано с ценностным отношением человека к себе и к миру, поскольку жизнь есть активное утверждение человеком себя в мире, активное присвоение им мира для обеспечения своей жизни.

Проблема философского и в целом мировоззренческого взгляда на мир возникает только по отношению к человеку, который в этом случае выступает в качестве «точки отсчета» при осмыслении фундаментальных черт мироздания. Понятие мироздания, мира в целом, охватывающие все мыслимые существующими, существовавшими и возможные предметы, может быть образовано только по отношению к человеку. Мысль выделяет одни предметы по отношению к другим предметам. Для человека единственной устойчивой «точкой отсчета в мире» является он сам. Он предстает как бы центром «мирового круга», от которого начинается движение мысли к идее мироздания и его существенных черт. Если при рассмотрении мира отвлечься от бытия человека, то мысли не за что зацепиться, чтобы мог даже возникнуть вопрос о мироздании. Однако здесь возникает логический парадокс, поскольку в понятии мира в целом мыслится и сам человек, относительно которого создается идея мира в целом.

3. Зачем и кому нужна философия?

Далеко не всем людям удается понять, что такое философия, даже после длительного ее изучения, а также обрести философский взгляд на мир. Такая ситуация была характерна не только для того периода преподавания философии в бывшем СССР и в других бывших социалистических странах, когда диалектико-материалистическая (марксистская) философия навязывалась властью в качестве официальной философской доктрины, и соответственно, в качестве якобы единственно научной и истинной для всех граждан, но и для ситуации, когда в обществе существует философский плюрализм. Причина невосприимчивости многих людей к философскому подходу к реальности зачастую коренится не в отсутствии у них способности к теоретическому мышлению, не в недостатках преподавания философии, не в сложности философских учений, а в задатках этих людей, в особенностях устройства их логики и побуждений. Это люди с рациональным сознанием, т. е. с рациональным типом мышления и побуждений. Они препятствуют обладающим ими людям понять философию как специфический взгляд на мир и принять какое-то ее учение в качестве своей системы взглядов, т. е . обрести веру в реальность бесконечной основы мира.

В то же время есть много людей, которые не только понимают особенности философского взгляда на мир, но и нуждаются в философском взгляде на мироздание. Это люди с идеологическим, внерациональным типом сознания, с идеологическими мышлением и побуждениями, которые к тому же обладают способностью к теоретическому мышлению. К ним принадлежат не только люди, не имеющие отношения к науке, но и некоторые ученые, обладающие дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. Фактически относительно последних Т. Кун, неоправданно имея в виду ученых вообще, заметил следующее: «Вряд ли может быть начато научное исследование раньше, чем научное сообщество решит, что имеет обоснованные ответы на вопросы подобные следующим: что за фундаментальные сущности, из которых состоит универсум? Как они взаимодействуют одна с другой и с органами чувств? Какие вопросы ученый имеет право ставить относительно этих сущностей и какие методы могут быть использованы для их решения?» (Структура научных революций. -- М.,1977. -- С. 21—22 ). Здесь прямо не упоминается идея бесконечной основы, но она не исключена им из рассмотрения. Во-первых, не все ученые ставят такие вопросы и нуждаются в их постановке и решении для своего исследования. Во-вторых, философская постановка вопроса о фундаментальных сущностях, если Т. Кун имеет в виду именно философскую постановку и понимает под фундаментальными сущностями бесконечные первопричины, дает разные, даже противоположные ответы, что не мешает ученым, обладающим дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, но придерживающимся противоположных философских взглядов на такие первопричины и на способы якобы их познания, осуществлять корректные научные исследования фундаментальных вопросов относительно ограниченной реальности, являющейся непосредственным объектом науки. Наука не оперирует идеей бесконечной основы мира, которая лежит в основе философии.

Почему многие люди, обладающие идеологическим мышлением и теоретической способностью, нуждаются в философии? Они обладают смысложизненным страстным желанием «жить в мире, определяемом бесконечной основой». Философия выполняет для них функцию категорически императивного получения и изложения в теоретикоподобном виде якобы абсолютной истины о будто бы существующей бесконечной основе мира.

4. Философия как система и ее экзистенциальные законы

Реальная философия – это то, что она есть как уже сложившаяся особая идеальная реальность, а не то, чем ее желают видеть. Она не всегда соответствует тому, как она сама о себе судит в лице философов, какой хотят ее видеть, какой облик ей стремятся придать, когда, например, говорят, что философия должна быть такой-то и такой-то. В каком-то смысле она представляет собой естественноисторическое явление, то есть возникла и существует не только как преднамеренно созданный с определенной целью специфический взгляд на жизнь и специфический инструмент сознательной организации общественной жизни и поведения индивидов, но и как объективное проявление закономерного развития идеологического интеллекта и идеологических идей как индивидов, так и общества.

Даже предварительное знакомство с концепциями, в совокупности называемыми философией, поражает огромным многообразием учений, не только «мертвых», ставших исключительно достоянием истории философии, но и «живых». «Мертвыми» являются философские учения, уже потерявшие приверженцев или не имевшие их, за исключением их авторов, а «живыми» являются философские учения, которые сегодня имеют приверженцев. Между мертвыми и живыми философскими системами никто не сможет провести границу с помощью независимой объективной научной проверки их оснований (основных положений) на степень истинности, поскольку рациональным путем такая проверка вообще неосуществима. Переход философских учений из разряда «живых» в разряд «мертвых» не является с точки зрения рационального процесса познания сменой менее истинных философских учений более истинными. Хотя для приверженцев новых учений их взгляды являются единственно истинными. Это преимущественно смена менее отвечающих идеологическим ценностям и ценностным побуждениям, не только индивидуальным, но и групповым, в том числе эпох философских учений более отвечающими им. Согласно Гегелю, философия – это «духовная квинтэссенция эпохи». Это отчасти верно, если отвлечься от индивидуального своеобразия ценностей и ценностных убеждений философских личностей, также влияющих на создание философии а также если добавить, что она является таковой для философского человека.

Возможно особому рассмотрению с точки зрения возможностей объективной научной оценки на истинность подлежат древние материалистические философские системы, в которых рассматривались в качестве первоосновы (элементов) мира конкретные разновидности материи («вода», «земля», «огонь», «воздух» и др.), которым придавался статус бесконечности, поскольку современному научному взгляду на мир очевидна ограниченность их распространения. Однако в оценке философии необходим конкретно-исторический подход. В тех исторических условиях, в которых функционировали данные учения, невозможно было рациональными средствами доказать ограниченность распространения данных разновидностей материи, поскольку наука была слабо развита. Базовая идея любого из философских учений о существовании бесконечной основы мироздания вообще не поддается ни подтверждению, ни опровержению рациональными средствами, поскольку бесконечность немыслима рациональным мышлением, а приверженцы философий верят в ее якобы реальность в виде основы мира.

Особенностью любого философского учения, по сравнению с рациональным, в том числе научным взглядом на мир (есть еще не научный рациональный взгляд на мир, напр., здравый смысл, частично искусство), является осмысление мира как бесконечного и через призму этой бесконечности, и соответственно, наличие в качестве ядра, исходного определяющего компонента любого философского учения идеи о существовании бесконечной основы мира, которая в силу бесконечности рассматривается его беспредельной сущностью и первопричиной ограниченных предметов, как действительных, так и возможных (напр., в таких универсальных философиях, как философии Аристотеля, Гегеля, диалектико-материалистической философия, философия неотомизма). Те философские учения, в которых мир в каких-то существенных аспектах не мыслится бесконечным, непоследовательные с философской точки зрения. Так, в учении Парменида мир бесконечен во времени, однако ограничен в пространстве, мыслимый им как шар. Данное учение философски непоследовательно. Этот взгляд Парменида подкорректировал его ученик Мелисс, объявивший, что мир бесконечен во времени и в пространстве.

Философские учения различаются между собой в первую очередь тем, как в них истолковывается категорически признаваемая ими существующей бесконечной основа мира. С точки зрения науки бесконечная основа реальности – это создаваемый идеологическим мышлением безгранично идеализированный предмет, который рациональное мышление даже не в состоянии помыслить, но который философско-идеологическое мышление посредством веры признает осуществимым, а идею о бесконечной основе мира считает адекватным воспроизведением реальности в мышлении. Главное из этих различий проходит по линии трактовки бесконечной основы либо как материи (напр., бесконечная материя), способной в своем реально существующем ограниченном виде восприниматься органами чувств, либо как идеальной (нематериальной) идеи (напр., абсолютная идея Гегеля), неспособной в своем реально существующем ограниченном виде (напр., чувства, мысли) восприниматься органами чувств, либо как состоящей из бесконечных материального и идеального начал.

Каждое из философских учений категорически императивно заявляет именно о своей безусловной истинности в истолковании основы реальности. Однако ни одно философское учение не способно доказать рациональными средствами существование бесконечной основы мироздания и признает его посредством идеолого-философской веры. Это один из экзистенциальных законов философии. Категорическая претензия на безусловную истинность – это имманентная черта любого философского учения и один из экзистенциальных законов философии как идеальной реальности. Вследствие такой претензии вся философия как множество взаимосвязанных философских учений предстает множеством категорически заявленных каждым философским учением абсолютных истин об одном и том же, а именно, о категорически признаваемой ими существующей бесконечной основе мира и о бесконечных чертах этой бесконечной основы. Категорически императивный характер философских положений – это один из экзистенциальных законов философии. Каждое из философских учений так описывает черты бесконечной основы мира, что не оставляет рядом с собой места для дополнения его отличными от него философскими взглядами на основу и категорически отрицает претензии других философских взглядов даже на частичную истинность в отношении истолкования бесконечной основы мироздания. Для приверженцев конкретных философских учений вообще невозможно сомнение в истинности философских учений о существовании бесконечной основы как таковой и конкретной бесконечной основы. В философских учениях тоже заложена категорическая претензия их на безусловную истинность. Философские основоположения и гипотеза несовместимые, философия в гипотезах не нуждается и не рождает их и это один из экзистенциальных законов философии.

Вся философия – это система взаимосвязанных учений, школ, течений, направлений, функционирующих и развивающихся в соответствии с собственными экзистенциальными законами. Особенностью данной системы является то, что в ней каждое отдельное философское учение, каждая отдельная философская школа, каждое отдельное философское течение и каждое отдельное философское направление изначально так или иначе приспособлено к функционированию и развитию целого, т. е. философии как системы разнообразных философских взглядов. Это означает, что философия как специфическая система взглядов не является следствием взаимодействия отдельных философских учений, школ, течений. Она изначально зародилась как саморегулируемая система идеальной реальности (сознания общества) со своими специфическими механизмами «жизнеобеспечения» (функционирования, строения, развития, самоуправления, отмирания входящих в нее компонентов в виде учений, направлений, школ и др.), содержащая возможность и необходимость рождения для поддержания жизнеспособности многообразия философских учений, школ, течений и др., без которого она не способная эффективно выжить. Философское многообразие, дифференциация философии на учения, школы, течения, направления и др., философский плюрализм является одним из экзистенциальных законов философии. Любое серьезное философское учение необходимо содержит возможность отпочкования от него множества новых учений, претендующих на абсолютную истину. «Сектантство» (от секта лат. secta — школа, учение, от лат. sequor — следую), еретичество (др.-греч. αἵρεσις heiresis — выбор, направление, мнение, философская, религиозная школа, особое вероучение) является наряду с новотворчеством, т. е. созданием качественно новых философских учений одним из необходимых способов развития философии в виде отпочкования от исходных философских учений их модификаций. Сектантство, еретичество и новотворчество – это экзистенциальные законы философии и в целом идеологии, а сектанты, еретики и новотворцы – это двигатели развития философии. Новотворцы, ориентированные на новую эпоху – это революционеры в философии.

Любое философское учение формируется относительно функционирующей в данный исторический момент системы философских учений, с учетом этой системы. Данный учет проявляется, например, в описании в конкретных философских учениях черт бесконечной основы реальности с позиции отличия учений друг от друга, в том числе с позиции противопоставления, в определении конкретными философскими учениями своей абсолютной истинности по отношению к другим философским учениям, в противодействии одних философских учений другим философским учениям и в их борьбе с ними, в использовании посредством переработки одними философскими учениями идей из других философских учений, в развитии одними философскими учениями идей других философских учений, в их взаимной критике, во взаимоотрицании их претензий на истинность, в установлении своей связи с родственными философскими учениями, проявляющейся в модификации и развитии этих философских учений и многое другое.

В рамках системы философии в целом имеются подсистемы философии, функционирующие и развивающиеся относительно самостоятельно. В древности это, например, древнегреческая, древнекитайская, древнеиндийская философские системы. Сегодня это, например, западноевропейская, мусульманская, католическая, православная философии, это материалистическая и идеалистическая философии, это философии, группирующиеся вокруг центрального философского пположения (напр., неогегельянство, экзистенциализм, неокантианство) и др. Однако невозможно такое философское учение, которое совершенно не связано содержательно с системой философии в целом, особенно в наше время. Исключение, возможно, составляют философские учения, возникавшие в изолированных друг от друга регионах, а также первые философские учения. Но для первых философских учений это исключение относительное. Они сообразовывались с определенными предфилософскими учениями, с системами древних нерелигиозных мифов, религий, по отношению к которым или из которых произрастали, от которых отпочковывались и с которыми имели схожую ориентацию на осмысление основы реальности как бесконечной. Имел место также момент относительной региональной изолированности философских учений древности (древнегреческой, древнекитайской, древнеиндийской). В современных условиях мировой интеграции человечества практически вся философская мысль человечества представляет собой единую систему с относительно самостоятельно функционирующими подсистемами философии, складывающимися на основе региональных, этнических, культурных, идейно-философских и др. факторов.

Под философией понимают также любое единичное философское учение с общими для всякой философии чертами. Единичное философское учение с оригинально понимаемой бесконечной основой мира – это первичный компонент системы философии как разновидности идеальной реальности. Оно тоже представляет собой систему и выступает самой элементарной относительно автономной подсистемой системы философии в целом. В системе «живых» философских учений в скрытом виде участвуют «мертвые» философские учения. Ни одно серьезное философское учение не умирает полностью в виде ухода в небытие, даже если потеряет своих приверженцев. Пока о нем сохраняется память, оно является частью статичного фундамента живой философии.

Философия – это также форма (вид) сознания общества, обладающая специфическими чертами.


Последний раз редактировалось: Admin (Сб Янв 11, 2014 12:28 pm), всего редактировалось 3 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 237
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 6:20 pm

5. В чем состоит ограниченность метафилософии?

Если всякое философское учение претендует на истину в последней инстанции в вопросе об основе реальности, которую каждое из них трактует как бесконечную, но по своему, то может ли философия в лице любого из своих учений дать беспристрастное объективное знание о самой себе, ответить на вопрос, что такое философия? Обладает ли она средствами объективного познания самое себя? Философы, создающие оригинальные философские учения, пытаются каждый по своему изложить для себя и для своих сторонников суть философского понимания мира, предмет, методы и назначение философии.

Полагаться на мнение философов о сути философии как на достоверное знание о философии только на том основании, что они создают философские труды и потому будто бы не могут не знать о том, что такое философия, было бы слишком легкомысленным. Во многом их творчество подобно творчеству писателей, художников, скульпторов, музыкантов, которые интуитивно улавливают суть эстетического подхода к миру, но зачастую сводят его к отдельным его формам, с которыми связано их собственное творчество, однако не всегда могут научно-теоретическими понятиями, принципами, законами, терминами описать общую природу произведений искусства. Научную теорию искусства создают ученые в этой области – искусствоведы, литературоведы и др., в роли которых могут выступать также творцы искусства, литературы, обладающие квалифицированной научной подготовкой и использующие специальный научный язык, понятия, методы изучения произведений художественного творчества. Точно также и философы нередко сводят суть философии к тем ее разновидностям, в которых они себя проявляют, но не всегда в состоянии взглянуть на философию в целом, к тому же взглянуть объективно, отстраненно от собственных философских поисков, посмотреть на нее с научных позиций. Зачастую их философские идеи перемешаны с нефилософским, которые они зачастую считают философскими. Ведь многие философы – это одновременно крупные ученые (Аристотель, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, К. Маркс и др.). Многие философы используют также созданные учеными научные идеи, используют рациональные ненаучные идеи, которые приспосабливают к своим философским идеям. Поэтому судить о том, насколько философскими являются взгляды того или иного философа, целесообразно в первую очередь не по тому, как он понимает философию, а по особенностям самих претендующих на философичность его размышлений. Если, например, те или иные неопозитивисты рассматривают науку как саму себе философию, то это вовсе не означает, что философия идентичная науке, а сами приверженцы такой позиции являются философами.

Естественно, что философы – это одни из самых компетентных специалистов по философии, несмотря на то, что среди них нет единодушия в вопросе о сущности философии, о ее предмете и познавательных возможностях, о ее соотношении с наукой и месте в духовной жизни общества. Однако как бы ни оценивали они предмет своих занятий, плоды их философского творчества являются той реальностью, из научных исследования которой можно заключить, что такое философия. Философия к настоящему времени развилась настолько, что нет необходимости составлять представление о ней, исходя из взглядов на философию отдельных философов, в целом философии или исходя из представления о том, чем она якобы должна заниматься. Гораздо больше для познания сущности философии дает научное исследование сложившейся за более чем 2500 лет богатой многочисленными учениями идеальной реальности под названием философия, в которой сущность философии получила весьма четкие очертания. Поэтому наиболее компетентными суждениями о том, что такое философия, являются научные суждения ученых-специалистов в области иследования философии.

Метафилософия как общефилософский взгляд на философию не в состоянии дать научное понимание философии по следующим причинам. Во-первых, она рассматривает философию как форму объективного знания. Однако идею философии о будто бы существовании бесконечной основы мира рациональное мышление вообще не способно проверить на объективную истинность, поскольку не в состоянии мыслить бесконечность как предмет. Во-вторых, метафилософия не в состоянии найти общую для всех философских учений философскую позицию относительно доказательства якобы объективной истинности учения философии о будто бы существовании бесконечной основы мироздания. Это значит, что невозможна единая для всех философских учений метафилософия. Все философские учения объединяет признание ими реальности бесконечной основы мира. Что касается суждений о том, какова эта будто бы бесконечная основа, то здесь пролегает главное различие между оригинальными философскими учениями, каждое из которых претендует на абсолютную истинность. Конкретизация ими идеи якобы существования бесконечной основы мира ведет к различиям между ними, в том числе к таким противоположным, как материализм и идеализм. Поэтому единственное объективное знание, которое способна дать метафилософия – это внешнее описание некоторых особенностей философских учений, истории их становления, развития, смены, используемых ими философских категорий, принципов, методов, законов. Что касается объективной оценки философских учений об основе мироздания на предмет их истинности, то такую оценку метафилософия вообще не в состоянии дать.

6. Как возможен научный взгляд на философию?

Чтобы научно взглянуть на философию, необходимо выйти за рамки философии и дистанцироваться от претензий философских учений на объективную истинность и от метафилософской позиции.

Построение философологии как науки предполагает выявление законов возникновения и целенаправленного создания, устройства, функционирования, развития, использования и отмирания философских учений. А для того, чтобы выявить такие законы, необходимо обнаружить в философии устойчивые характеристики, с проявлением которых связан закономерный характер устройства, изменения философии. Если рассматривать философию как познавательный инструмент получения объективного знания, то невозможно найти устойчивые внутренние причины для объяснения неустранимого различия философских взглядов. Экзистенциальным законом философии является то, что в ней существует множество направлений, каждое из которых претендует на безусловную истину во взглядах на основу бытия.

Вопрос о том, как возможно беспристрастное изучение философии – это вопрос о том, как возможно отвлечение исследователя при рассмотрении философии от определенных философских и антифилософских установок, от веры в определенные философские принципы и от признания их ложными, бессмысленными, от признания философии необходимой для получения истины и от признания ее бесполезной или вредной. Став на любую из этих позиций, мы проявим пристрастность при рассмотрении философии, поскольку объективно существует противоположная позиция. Даже если стать на общефилософскую позицию, то и она предполагает признание осуществимости бесконечного, осмысление которой наука не в состоянии осуществлять. Следовательно, речь идет о том, чтобы сформулировать такую методологическую исследовательскую позицию, находясь на которой возможно смотреть на философию как бы со стороны.

Это должна быть объективная позиция. Трудности объективного подхода к изучению философии обусловлены в первую очередь особенностями центральной идеи, в которой формулируется ее предмет осмысления. Это идея о якобы существовании бесконечной основы мира. Трудности в построении объективной науки о философии состоят в том, что во-первых, одни люди верят существование бесконечной основы мира, а другие не верят, во-вторых, те, кто верит в реальность бесконечной основы мира, зачастую придерживаются противоположных материалистических или идеалистических философских взглядов, принимая свою философскую позицию в качестве единственно верной. В то же время идея бесконечной основы мира вообще не поддается рациональному мышлению, а значит и рациональной проверке. Идею о существовании и не существовании бесконечной основы мира невозможно ни опровергнуть, ни подтвердить рациональным путем. Однако при построении науки о философии невозможно обойтись без научной оценки идеи о бесконечной основе мира. Поскольку она не мыслится рациональным мышлением как предмет, то вообще не поддается научной оценке на предмет истинности или ложности. Потому научный подход предполагает рассмотрение ее как проявления специфического устройства идеологического мышления и побуждений людей, склонных к философскому взгляду на мир.

Существует также проблема прав человека, связанная с обязанностью преподавателя соблюдать в процессе преподавания философии права слушателей на свободный выбор философского учения и на свободный отказ от конкретного философского учения и от философии вообще. Объективная беспристрастная методологическая позиция связана с признанием права на свой взгляд как тех, кто придерживается определенных философских взглядов и считает, что философия дает знание и служит руководством в жизни, так и тех, кто их не придерживается и для кого философия не является источником знания и руководством в жизни. Построение такой позиции связано с чисто научным подходом к философии.

Научный взгляд на философию предполагает отвлечение от выяснения объективной истинности и неистинности философских учений, несмотря на то, что для ее приверженцев она является источником высшего знания, отказ от рассмотрения ее как формы объективного познания и знания, которые характеризуются общезначимостью, независимостью от нашего желания видеть мир тем или иным, опорой на доказательство с помощью практики, наличием гипотез, ошибочных идей и элементов сомнения, т. е. относительностью познания и истины. В отношении чего невозможно создать гипотезу, для практической проверки которой с помощью специальных научных методов есть хотя бы абстрактная возможность, то не существует для науки. А относительно якобы реальности формулируемой философиями бесконечной основы мироздания вообще невозможно выдвинуть научную гипотезу. Только такой подход к пониманию философии позволяет равно удалиться от всех философских учений и взглянуть на них объективно и беспристрастно.

Но такого подхода недостаточно для выработки научного взгляда на философию. Необходимо определить, как нужно при научном взгляде смотреть на предмет философии, чтобы ее можно было осмысливать научно. Во-первых, в этом может помочь рассмотрение философии как таких взглядов, базисом которых является мысленно созданный бесконечно идеализированный предмет виде бесконечной основы мира и ее атрибутов, который будучи вообще недоказуемым научными средствами на предмет реальной осуществимости, поскольку даже не способен мыслиться рациональным мышлением в качестве предмета, категорически мыслится философами посредством веры как не бесконечно идеализированный предмет, а как будто бы адекватное мысленное воспроизведение реально существующей основы мира. Во-вторых, в этом может также помочь рассмотрение философии как ценностного взгляда на мир, причем не обезличенного, а личного взгляда на мир приверженца философии. Если философия не имеет приверженцев, то она мертвая и не является полноценной философией. Философия оживляется верящей в нее личностью, которая вносит в нее свои не всегда становящиеся публичными модификации в соответствии со своими индивидуальными особенностями, чтобы сделать конкретную философию наиболее приспособленной к ней. В таком случае философия рассматривается как субъективный взгляд на мир и научное изучение философии переводится из когнитивного аспекта, в рамках которого невозможно научно осмысливать философию с точки зрения объективной истинности, в аспект логический и психологический. Это означает изучение философии как способа реализации безгранично идеализирующих мир логики и побуждений (безграничных потребностей, интересов, чувств, целей и др.) идеологических личностей.

Представление приверженцев философии о философии состоит в рассмотрении ее как способа подлинного познания мира. Однако ни одно философское учение, намеренно стремящееся использовать научные достижения (напр,, диалектико-материалистическое), в своей основе не отвечает требованиям объективного познания, поскольку опирается на идею о якобы существовании бесконечной основы мира и на идею будто бы проявления ее в ограниченных предметах Введение для объяснения познавательной ценности философии внерациональных способов якобы познания (сверхчувственная интуиция, инстинкт, озарение и др.) и веры в качестве высшего критерия признания их результатов абсолютно истинными не увеличивает объективную познавательную ценность философии, поскольку не дает общезначимый и объективный критерий проверки исходных философских положений. Говоря об объективной познавательной ценности философии, самое большее, что можно сказать с точки зрения невозможности объективной проверки ее рациональными средствами, так это то, что о ее объективной познавательной ценности рациональное мышление вообще ничего сказать не в состоянии.

При объяснении объективной ценности философии целесообразно, видимо, идти по пути логическому. Это значит, идти по пути признания философии не как того, что возникает в области объективного познания человеком мира и самого себя, не как того, что вытекает из проблемности объективного осмысления мира, не как того, что возникает из субъективно-пристрастного или ошибочного восприятия реальности склонным к философии человеком, а как того, что возникает из устройства безграничных идеологических логики и побуждений людей, склонных к философскому осмыслению мира. Философия является не инструментом объективного познания мира, как бы ее таковым ни считали, а следствием особенностей идеологических мышления и побуждений, к которым люди предрасположены от рождения.

Любое мышление способно к образованию в мысли безграничных предметов. Один из примеров тому – безгранично идеализированные предметы, создаваемые для научных нужд (точка, абсолютно черное тело и др.). Однако научное мышление, которое является по своей природе рациональным, изначально признает такие безграничные (безгранично идеализированные) предметы вообще неосуществимыми. Мышление искреннего философа образует такие безграничные, в том числе бесконечные мысленные предметы, которые он категорически признает осуществимыми и которые имеют для него устойчивую мотивационную положительную или отрицательную значимость, что проявляется в страсти. Приверженность философии – это страсть.

Именно потому, что безграничное, в т. ч. бесконечное имеет для философа смысложизненную значимость, он создает в мышлении с помощью логики идеальные безграничные предметы, которые мыслятся и переживаются им осуществимыми в реальности. В устройстве мышления и побуждений философской личности заложена не только возможность, но и независимая от его воли неизбежность признания осуществимым бесконечного мира. Философская личность с необходимостью ищет, что собой представляет будто бы существующая бесконечная реальность. Однако у ученых нет рациональных инструментов для выяснения, соответствуют ли бесконечные мышление и побуждения конкретной философской личности некоей реальности, кроме самого этого мышления и побуждений, а также мышления и побуждений других философских личностей.

Создаваемая философом философия в некотором роде сродни искусству в том смысле, что в своей основе она не связана однозначно с объективными фактами и объективными способами доказательства, присущими науке. В то же время она отлична от искусства. В отличие от художника, не обладающего родственным философу идеологическим мышлением, который при создании художественного произведения изначально полагает, что создаваемые им художественные образы по своему создаваемому содержанию не имеют аналога в реальности, хотя конкретные прообразы им он может находить или думать, что находит в самой жизни, философ изначально исходит из того, что создаваемая им философия (по крайней мере ее исходные положения) по своему содержанию абсолютно адекватно воспроизводит реальность. Врожденными безграничными мышлением и побуждениями оправданно объяснять склонность многих людей к философскому взгляду на мир. Различие философских учений оправданно объяснять особенностями характера, идеологической логики, безграничных потребностей, интересов, иных побуждений создающих эти учения философов, хотя это объяснение не будет полным.

Для понимания сущности и стандартов философии целесообразно выработать такой безгранично идеализированный предмет, как нормальная философия (совершенная философия, точно соответствующая критериям философии).

6. Дифференциация философологии

Философология (философоведение) – это составная часть идеологологии (идеологоведения) как науки об идеологии, являющейся разновидностью эйдологии как науки о мировоззрении в целом. Философология представляет собой науку о сущности философии как способа осмысления мира и как идеальной реальности, о ее чертах, об особенностях ее идей о бесконечной основе реальности, о логике философского мышления, о побуждениях философской личности, о законах зарождения, строения, создания, использования, функционирования, развития, умирания философии, о месте и роли философии в сознании общества, в культуре, идеологии, мировоззрении в целом, о ее взаимоотношении с наукой, инженерией, искусством, религией, мифами, обыденным сознанием, о ее роли в жизни отдельных стран, народов, всего человечества, в жизни отдельной личности и социальных групп, о ее связи с различными сторонами общественной жизни и влиянии на поведение отдельных личностей, социальных групп, на исторический процесс конкретных обществ и в целом человечества и их конкретно-исторических особенностей на философию. Центральный компонент философологии как науки – это теория философии как созданного человеком в силу объективных законов развития человеческого интеллекта идеального феномена в системе человеческой жизнедеятельности. Составная часть философологии -- это эмпирические факты, в которых фиксируются данные об особенностях конкретных философских учений, философских направлений, об особенностях эпох, стран, народов, в которых создавались и создаются, функционировали и функционируют философские учения, и об их взаимовлиянии, о конкретных творцах философских систем, о взаимоотношении философских учений с различными компонентами общественной жизни и их взаимовлиянии.

Один из разделов философологии – это научная история философии, в которой описывается процесс становления и развития философии в целом, возникновения и смены конкретных философских учений, творчество конкретных философов в условиях конкретных стран, народов, эпох, исторических событий. Раздел философологии – это также социофилософология, которая осмысливает особенности и закономерности взаимоотношения философии и социальных общностей, общества в целом, их влияния на философию и философии на социальные общности и общество. Разделы философологии – это также исследования взаимоотношения личности и философии (персонофилософология), философских учений между собой, философии и культуры, философии и науки, философии и познания в целом, философии и искусства, философии и религии, философии и морали, философии и политики, философии и права, философии и языка, философии экономики, философии и логики, философии и в целом когитологии (науки о мышлении), философии и психологии, философии и идеологии, философии и мировоззрения в целом (эйдологии). Объекты философологии -- это также специфика безгранично идеализированных предметов и безграничной идеализации в философии, в том числе бесконечно идеализированных предметов и бесконечной идеализации, устройство философских учений, особенности логики, теоретической организации, средств создания философии, категорий, терминов, экзистенциальных и когнитивных законов философии, методов построения философских концепций, средств проверки философских положений, способов обоснований и построения выводов, специфики веры и истины в философии, категорической нормативности в философии, взаимоотношения философии и практики. Объект философологии – это также связь вмонтированных в философские учения рациональных (в том числе научных) идей с философскими категорически признаваемыми осуществимыми безгранично идеализированными предметами.

В философологии, как и в других науках, возможны несколько уровней. Первый уровень – это общая теория философии. На этом уровне осмысливаются наиболее общие вопросы, связанные со спецификой философии как способа осмысления мира и идеальной реальности безотносительно к ее отдельным культурно-историческим, региональным, индивидуальным особенностям, к ее использованию индивидуальными и групповыми субъектами. Второй уровень – это теории отдельных философских направлений (напр., материализма и идеализма), философских ответвлений (напр., философии природы, философии общества, философии морали, философии познания), отдельных исторических этапов развития философии. Наконец, третий уровень философологии – это изучение конкретных философских учений как самих по себе, так и в контексте конкретных исторических условий, особенностей стран, народов, а также изучение философов -- творцов этих учений, условий создания и использования конкретных философских учений.

Целесообразно разграничивать фундаментальную философологию, ориентированную на осмысление экзистенциальных законов философии безотносительно к ее непосредственному практическому использованию, и инженерную философологию. Поскольку философия, как и вся идеология, самой развитой разновидностью которой она является – это ценностный взгляд на мир, то она создается не так, как создается наука, в которой содержание ее концепций формируется в соответствии с их нацеленностью на объективную истинность, безотносительно к желанию видеть это содержание тем или иным, безотносительно в целом к побуждениям людей. В отличие от науки философия создается в соответствии с безграничной логикой идеологического мышления и безграничными побуждениями людей: интересами, потребностями, целями, ценностями, чувствами и др. и. Поэтому она может быть не только результатом творческого порыва философов, созидающих философские системы, но и результатом их целенаправленной конструктивной деятельности, ее возможно сознательно создавать с использованием определенных правил, принципов, методов таким образом, чтобы она удовлетворяла безграничным побуждениям и безграничной логике людей, расположенных к идеолого-философской вере. Философское учение – это система, которую возможно целенаправленно создавать с использованием инженерии.


Последний раз редактировалось: Admin (Сб Янв 11, 2014 12:30 pm), всего редактировалось 1 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 237
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 6:26 pm

7. Инженерная философология

Инженерия – это создание с помощью специальных (инженерных) научных знаний предметов с заданными чертами. Философия – это не только идеи для удовлетворения идеологического мышления и безграничных побуждений (потребностей, интересов, чувств и др.) людей, но и идеи, которые нередко используют для управления сознанием и социальным поведением людей, расположенных к идеолого-философской вере, а также идеи, которые нередко стремятся использовать для воплощения в реальность. В качестве средства удовлетворения идеологических мышления и побуждений людей и управления сознанием и социальным поведением людей философские идеи, концепции и учения поддаются созданию в соответствии с заданными желаемыми характеристиками. Инженерная философология включает научно-инженерные исследования философии, инженерно-философские разработки и практическое использование философии. Исследовательская инженерная философология – это наука о том: 1. как создавать философские системы в соответствии с заданными желаемыми чертами безотносительно к познавательным возможностям создаваемых философских систем; 2. как обеспечивать жизнеспособность философских систем в качестве средств удовлетворения идеологических мышления и побуждений людей, нуждающихся в определенном философском взгляде на мир; 3. как обеспечивать жизнеспособность философских систем а также в качестве средства управления сознанием и социальным поведением людей; 4. как использовать философские системы в практических целях.

Проектирование желаемых философских систем, средств такого проектирования, способов распространения философских идей среди людей – это инженерно-философские разработки. Воплощение инженерно-философских проектов в жизнь – это практическое использование рациональным мышлением с помощью инженерии философии в управлении сознанием и деятельностью людей, состоящем в побуждении философских личностей с помощью философских идей к определенным взгляду на мир, отношению к нему и практическим действиям, в том числе к созданию на ее основе квазиреальности. С точки зрения рационального мышления квазиреальность – это имитация реальности, которая состоит в том, что склонные к философии люди мыслят и действуют в соответствии с идеями безгранично идеализированных предметов своей философии, руководствуясь верой в их осуществимость. Философские личности своими безгранично идеализированными мыслями и действиями создают мнимую с точки зрения рационального мышления реальность, но верят, что это не квазиреальность, а подлинная реальность. Например, приверженцы религиозно-конфессиональной философии борются с противниками своей веры так, словно бесконечный бог реальный. С точки зрения рационального мышления идеи локальных безгранично идеализированных предметов вообще неосуществимые (напр., полностью совершенное общество), а об идее бесконечной основы мира (напр., бесконечные материя, бог) оно вообще не способно высказаться, поскольку не способно мыслить бесконечность как предмет.

Яркий пример фактически инженерного истолкования философии как непосредственного инструмента управления через мысли и поведение людей общественной жизнью, и в частности, политической борьбой – это философский труд В. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Содержанию данной работы придан характер категорически-нормативных руководящих инструкций относительно того, как оценивать различные философские учения, как интерпретировать мир в соответствии с диалектико-материалистическими положениями, как выявлять за различными философскими воззрениями те или иные социально-классовые интересы, как бороться с буржуазными интересами и буржуазными взглядами, выявленными в философских положениях. Если быть точным, то пока инженерного подхода к философии в точном смысле понятия инженерии пока не существует. Оправданно говорить лишь о существовании инженероподобного или даже прединженерного подхода к использованию философии. Создание и практическое применение философских учений пока еще не основывается на специальных научных знаниях об их создании и применении.

Использования инженерной философологией философии в качестве средства управления общественной жизнью имеет две стороны: прямое использование ее содержания для управления сознанием и поведением людей, и опосредованное ее использование для управления искусством, наукой, особенно социальной, с целью ее приспособления путем деформации научности для воздействия на общественные отношения; а также для управления сознанием и социальным поведением людей посредством укрепления или изменения их поведенческих установок, побуждения людей к определенным действиям или предостережения от них. В бывшем СССР советская власть активно использовала диалектико-материалистическую (марксистскую) философию в качестве инструмента управления обществом.

Фактически инженерное использование философии следующим образом сформулировал К. Маркс: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» («Тезисы о Фейербахе»). Конечно, Маркс сильно преувеличил ориентацию философов только на объяснение мира. Все философы, создавая свои учения, имели в виду их применение в практической жизни. Однако не все философы рассматривали в качестве главной функции философии именно ее использование для практических нужд. Да и саму практику, в которой различные философы стремились использовать философию, они рассматривали по разному, зачастую весьма узко – как индивидуальное, в первую очередь моральное поведение приверженца философии. Маркс же ставил вопрос об использовании философии в практике в самом широком смысле этого слова, и в первую очередь в практике преобразования общественных отношений и управления ими. Попытку такого использования философии задолго до Маркса предпринимали Пифагор, Платон при проектировании совершенного общества. Вслед за К. Марксом В. Ленин был весьма последовательным сторонником отношения к философии как к инструменту практического, в первую очередь революционного действия.

Лишь рациональное мышление, к тому же владеющее инженерными философоведческими знаниями, в состоянии использовать инженерию для создания философских идей, концепций, учений, отвечающих желаемым требованиям, характеристикам, чтобы воздействовать с помощью них на сознание склонных к философии людей. Но врожденная ограниченность созидательных возможностей рационального мышления в том, что оно вообще не способно предметно мыслить бесконечность и потому не в состоянии создать настоящую философскую идею бесконечной основы мира, которая является основой философии. Рациональное мышление способно создавать подобную идею, лишь формально, заученно используя категории, с помощью содержания которых философы выражают идею бесконечной основы мира. Такая философия является искусственной и потому нет гарантий, что созданная рациональным мышлением философская система будет восприниматься философскими личностями, расположенными к философскому осмыслению мира.

Настоящую естественную философию способен создавать только человек с идеологическим мышлением, расположенный к философскому взгляду на мир. Но для создания таким человеком философии полноценная инженерия не пригодная, хотя ее отдельные элементы способны принести пользу в оформлении создаваемой философской системы. Любая философская личность способна вносить какие-то мелкие модификации в принятую ею в качестве своего взгляда на мир философскую систему с целью приспособления ее к себе и неизбежно вносит их. Однако оригинальную философскую систему в состоянии создавать лишь человек, обладающий способностью к философскому творчеству и имеющий основательную философскую подготовку, свободно владеющий философскими методологиями, методами, категориями, принципами. Но философская личность способна создавать философии не на чужой вкус, не для чужих идеологических мышления и побуждений, а в соответствии с собственными мышлением и побуждениями. Потому нет гарантий, что каждый человек, склонный к философскому осмыслению мира, но не способный к созданию своей оригинальной философской системы, будет иметь желаемую для него философскую систему.

8. Философия как социальная роль

Научный философологический взгляд на философию обусловливает рассмотрение ее как разновидности идейно-практического социально-ролевого поведения личностей и социальных групп. Ее неправомерно смешивать с социальной ролью профессионального философа, связанной с созданием философских идей. Что имеется в виду под философией как идейно-практической социальной ролью? Философия как идейно-практическая социальная роль – это система таких взглядов на мир, принятия которых и действий в соответствии с которыми ожидают или требуют от личностей и социальных групп общество или отдельные социальные группы. Исполнение данной социальной роли предполагает определенный способ мышления, признание определенного комплекса идей, осуществление основанных на нем определенных практических действий и является необходимой частью жизни общества и жизни части людей со времени возникновения философии. Эффективность философии как социальной роли соотносится не с проверкой ее на истинность, а с соответствием ее как способа идейно-практического социального поведения в обществе ожиданиям общества и социальных групп. С позиции социальной роли вопрос об истинности философии для ее приверженцев подчинен требованиям социальной роли. К идейно-практическим социальным ролям относятся также другие разновидности идеологии, в том числе религия.

* * *

Философология (философоведение) – это не только наука о философии, но и специальная методологическая установка в отношении философии и специальная методология познания философии как реальности, ставящая науку выше философии.


12. 03. 2012

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления// Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru;
Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 237
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: ФИЛОСОФОЛОГИЯ (ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ)

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения