ПРАВИТЕЛЬ, ИДЕОЛОГИЯ, РАЦИОНАЛИЗМ И НАУКА

Перейти вниз

ПРАВИТЕЛЬ, ИДЕОЛОГИЯ, РАЦИОНАЛИЗМ И НАУКА

Сообщение автор Admin в Ср Мар 13, 2013 4:16 pm


Георгий Антонюк.

Краткое содержание статьи "ПРАВИТЕЛЬ, ИДЕОЛОГИЯ, РАЦИОНАЛИЗМ И НАУКА"
(правителям, ученым и социальным инженерам)


С точки зрения рационального мышления идеологический взгляд на мир основан на его мысленной безграничной идеализации и на вере в осуществимость безгранично идеализированных предметов. Рациональный взгляд на мир, в противоположность идеологическому, основан на мышлении осуществимыми только ограниченных предметов, т. е. это не идеализирующий, реалистичный взгляд на мир. Поэтому если правитель государства руководствуется идеологией, то он неизбежно заведет общество в тупик, причинит ему огромный ущерб, возможно, даже приведет его к гибели, принесет горе, страдания гражданам и, может быть, даже погубит многих из них.

Если правитель обладает исключительно рациональным мышлением, но управляет государством с помощью идеологии и идеологов, тем самым став их марионеткой, то рационально мыслящие ученый и руководствующийся наукой социальный инженер, не предложившие рационально мыслящему правителю в качестве прогрессивной альтернативы идеологии рациональный взгляд на мир и рациональные идеи как необходимую идейную основу управления современным государством, частично несут реальную моральную ответственность за то, что не предложили их ему. Если правитель обладает идеологическим мышлением и управляет государством с помощью идеологии и идеологов, то рационально мыслящие ученый и руководствующийся наукой социальный инженер, не предложившие такому правителю в качестве прогрессивной альтернативы идеологии рациональный взгляд на мир и рациональные идеи как необходимую идейную основу управления современным государством, тоже частично несут моральную ответственность за то, что не предложили их ему, но скорее формально, поскольку правитель с идеологическим мышлением все равно не сможет стать на позиции рационального взгляда на мир и рациональных идей. Однако в действительности весьма трудно однозначно определить, обладает ли правитель идеологическим мышлением, тем более что многие люди одновременно обладают рациональным и идеологическим типами мышления, которые могут антагонистически конфликтовать между собой в одном сознании.

Если идеолог предлагает рационально мыслящему правителю идеологический взгляд на мир и идеологические идеи в качестве идейной основы управления современным государством, то он несет полную моральную ответственность в случае использования правителем с помощью идеологов предложенных идеологом идеологического взгляда и идеологических идей в руководстве государством. Если правитель с рациональным мышлением вопреки предложениям ученых и социальных инженеров применяет в руководстве государством идеологию, естественно, с помощью идеологов, а значит, если он становится марионеткой идеологов, то он несет полную моральную ответственность как за такое применение идеологии, так и за негативные последствия ее применения в управлении государством.

Идеологическая вера – это абсолютно неоспоримая, не нуждающаяся ни в каких рациональных доказательствах с помощью знаний об ограниченных причинах, условиях, законах и др. ограниченных предметах и обладающая силой категорического повеления убежденность в осуществимости безграничных предметов, основанная на установке «это не может не быть осуществимым». Она категорически предписывает своим приверженцам видеть мир и действовать сообразно содержанию ее идей. Поэтому идеология используется в качестве мощного идейного инструмента прямого управления сознанием и поведением приверженцев идеологической веры.

К идеологиям относятся осмысливающие основы мира нерелигиозные мифы (в основном в первобытную эпоху), религия, философия, теософия, являющиеся специализированными идеологиями. Основы мира идеологически осмысливаются также средствами искусства, обыденного сознания, которые не специализированы на создании идеологических идей.

Идеологии осмысливают также конечные стороны реальности, безгранично идеализируя их. К локальным идеологиям можно отнести (учитывая наличие элемента нестрогости в любой классификации): формы оккультизма, которые основаны на вере в существование безгранично идеализированных предметов в виде целевых сверхъестественных сил, не рассматриваемых в качестве первооснов мира, и на особых «практических» способах якобы прямого взаимодействия с ними (напр., некоторые виды магии, спиритизма); социальные идеологии (коммунистические, анархистские, фашистские и др.) с их идеями абсолютных спасителей человечества (мессий, гениев всех времен и народов и т. п.), совершенных человека и общества; идеи, основанные на идеализации природных явлений (напр., русалки, лешие, черти), и др.

Без безграничной идеализации основ мироздания идеологии не способны породить веру в осуществимость безгранично идеализированных ими конечных предметов мироздания. Идеи о существовании безграничных первооснов мира в конечном счете нужны в идеологиях для решающего объяснения с помощью них и категорического нормирования (напр., в виде норм морали), опираясь на них, конечных сторон реальности.

Если верховные правители государства признают официальной определенную идеологию, то они категорически вынуждены хотя бы в некоторых ее частях следовать ей в управлении государством, в противном случае их будут к этому побуждать различными средствами официальные идеологи и остальные ее приверженцы.

Идеология – это тотальная духовная власть идеологической веры и идеологов («идеологических жрецов») над обладающей идеологической верой личностью. Официальная идеология – это духовная власть, подкрепленная практической официальной властью и стремящаяся распространиться с помощью нее на все общество.

В идеологии остро нуждается любая диктаторская власть. Идеология содержит возможность прямого управления сознанием и поведением множества обладающих идеологической верой людей в желаемом идеологам направлении, в т. ч. и возможность тотального духовного контроля над их сознанием, через их веру в осуществимость положительных и отрицательных безгранично идеализированных предметов.

Высшая власть государства притягательная для идеологов. Они слетаются на нее, как осы на мед.

Во имя идеологических целей за всю историю человечества создано войн и погублено людей не меньше, если не больше, чем во имя узкокорыстных интересов (напр., религиозные войны, инквизиция, фашизм, сталинизм, полпотизм, нынешний мусульманский терроризм). Сплачивая приверженцев, идеологии разъединяют людей по принадлежности к идеологической вере.

Рациональные, в т. ч. научные и инженерные идеи вообще не способны обладать категорическими истинностью и императивностью. Рациональные знания подспудно содержат в себе элемент сомнения или возможность сомнения. И потому они не повелевают непреложно мыслить мир таким, каким он описан в них и столь же непреложно поступать в соответствии с ними. Поэтому при рациональном подходе правитель государства личностно дистанцирован от знаний, которые предлагают ему здравый смысл, наука и инженерия. Он сам свободно решает, насколько убедительны представленные учеными и социальными инженерами рациональные доказательства и делает свободный выбор.

Нет «хороших» государственных идеологий. Наука вместе с социальной инженерией и идеология – это антагонисты в качестве идейной основы разработки и принятия управленческих решений относительно государства, общества, человечества и их будущего. Современная постиндустриальная эпоха с ее массовым интеллектуализированным трудом объективно нуждается в полноценном рациональном государстве. В нем нет места идеологической функции и главными идейными помощниками государственной власти являются рационально мыслящие ученые и опирающиеся на науку социальные инженеры.

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ПРАВИТЕЛЬ, ИДЕОЛОГИЯ, РАЦИОНАЛИЗМ И НАУКА
(правителям, ученым и социальным инженерам)

Часть I

Это мысли профессионала в области объяснения специфики идеологии как особого взгляда на мир, как идейного направителя жизнедеятельности идеологизированных государств, общества и социальных общностей, а также обладающей идеологической верой личности, как регулятора идеологизированных общественных отношений, как типа мировоззрения, как формы общественного сознания, создавшего на основе идеи безграничной идеализации апробированную продуктивную научную концепцию сущности идеологии. Естественно, возможности ее эффективного применения, как и применения всякой научной концепции, имеют свои объективные границы.

С точки зрения рационального мышления идеологический взгляд на мир основан на его мысленной безграничной идеализации, а также на вере в абсолютную истинность конкретной идеологии и в осуществимость безгранично идеализированных предметов. Рациональный взгляд на мир, в противоположность идеологическому, основан на мышлении осуществимыми только ограниченных предметов, т. е. это не идеализирующий, реалистичный взгляд на мир. Рациональное мышление отбрасывает идеологию, претендующие на безусловную истинность и на достоверное объяснение любой реальности, как непродуктивную. Позиция рационального мышления неизбежно ведет к выводу, что правитель государства, который руководствуется идеологией, неизбежно заведет общество в тупик, причинит ему огромный ущерб, возможно, даже приведет его к гибели, принесет горе, страдания гражданам и, может быть, даже погубит многих из них.

Если правитель обладает исключительно рациональным мышлением, но управляет государством с помощью идеологии и идеологов, тем самым став их марионеткой, то рационально мыслящие ученый и руководствующийся наукой социальный инженер, не предложившие рационально мыслящему правителю в качестве прогрессивной альтернативы идеологии рациональный взгляд на мир и рациональные идеи как необходимую идейную основу управления современным государством, частично несут реальную моральную ответственность за то, что не предложили их ему. Если правитель обладает идеологическим мышлением и управляет государством с помощью идеологии и идеологов, то рационально мыслящие ученый и руководствующийся наукой социальный инженер, не предложившие такому правителю в качестве прогрессивной альтернативы идеологии рациональный взгляд на мир и рациональные идеи как необходимую идейную основу управления современным государством, тоже частично несут моральную ответственность за то, что не предложили их ему, но скорее формально, поскольку правитель с идеологическим мышлением все равно не сможет стать на позиции рационального взгляда на мир и рациональных идей. Однако в действительности весьма трудно однозначно определить, обладает ли правитель идеологическим мышлением, тем более что многие люди одновременно обладают рациональным и идеологическим типами мышления, которые могут антагонистически конфликтовать между собой в одном сознании.

Но люди с рациональным мышлением намного менее активно утверждают рациональный взгляд в обществе, в том числе в высшей государственной власти, чем люди с идеологическим мышлением. Люди с идеологическим мышлением воинствующе утверждают среди людей идеологический взгляд на мир. Можно легко найти руководствующихся рациональным мышлением ученых и опирающихся на науку социальных инженеров, которые не стремятся во что бы то ни стало распространить свой рациональный взгляд на мир на правителей государства и на все общество. Любой человек с идеологическим мышлением настойчиво стремится распространить свой идеологический взгляд на мир в обществе, в том числе пусть даже опосредованно в высшем государственном руководстве. Если идеолог предлагает рационально мыслящему правителю идеологический взгляд на мир и идеологические идеи в качестве идейной основы управления современным государством, то он несет полную моральную ответственность в случае использования правителем с помощью идеологов предложенных идеологом идеологического взгляда и идеологических идей в руководстве государством. Если правитель с рациональным мышлением вопреки предложениям ученых и социальных инженеров применяет в руководстве государством идеологию, естественно, с помощью идеологов, а значит, если он становится марионеткой идеологов, то он несет полную моральную ответственность как за такое применение идеологии, так и за негативные последствия ее применения в управлении государством.

Идеология – это обобщенное название как всего непрерывно изменяющегося множества конкретных идеологических взглядов, так и каждого представителя этого множества. Идеология – это ценностные взгляды на мир с точки зрения его значимости для совместного бытия людей, предназначенные для прямого влияния на общество, на отношения людей, на их поведение в обществе, т. е. это взгляды в их прямой социально-регулятивной функции. В рамках данной функции идеологические идеи оправданно оценивать со стороны их способности прямо влиять на социальный мир, а также глубины, масштабов, инструментов, субъектов этого влияния и т. п. Обратной стороной регулятивной функции идеологических идей является их мировоззренческая функция, в рамках которой эти идеи оправданно оценивать в аспекте глубины, адекватности, истинности, правильности воспроизведения или конструирования в них реальности, полноты выражения в них потребностей, интересов, целей, ценностных установок, ориентиров социальных групп, общества, человечества.

В основе идеологий лежат идеи, в которых безгранично идеализированы (преувеличены безмерно, без ограничений) в положительную и отрицательную сторону предметы социально-ценностного отношения людей к миру (ценности, важные для многих людей), которые с помощью практики доказываются как вообще неосуществимые в таком безгранично идеализированном виде (конечные ценности, например, «полное социальное равенство») или осуществимость которых вообще не поддается рациональному доказательству, т. е. которые никак невозможно практически проверить через ограниченные причины, условия, законы и т. п. (бесконечные ценности, например, «всемогущий бог», и конечно-бесконечные ценности со стороны их бесконечности, например, «общество как проявление бесконечной материи», «Христос как богочеловек»), но которые в идеологических системах взглядов категорически повелительно оцениваются как осуществимые, а приверженцами идеологий посредством веры категорически императивно мыслятся и переживаются как не могущие не быть осуществимыми (существовавшими, существующими или неизбежно осуществимыми в будущем). Идеологическая вера категорически предписывает своим приверженцам видеть мир и действовать сообразно содержанию ее идей. Поэтому идеология используется в качестве мощного идейного инструмента прямого управления сознанием и поведением приверженцев идеологической веры.

В основе каждой идеологической системы взглядов лежат свои безграничные идеализации. Это безграничные (абсолютные) бытие и небытие, материя и дух, движение и покой, добро и зло, равенство и неравенство и др. и их безгранично идеализированные будто бы неизбежные воплощения в охватываемой опытом реальности (напр., якобы осуществимые воплощения в виде безгранично идеализированных «коммунистического», «свободно-рыночного» общественного строя, «абсолютно справедливого правителя»).

Идеологическое мышление, безгранично идеализирующее мир, категорически верит в осуществимость безмерно идеализированных им социально значимых предметов, которые при этом мыслятся им не идеализациями, а реальными предметами. Идеологическая вера – это абсолютно неоспоримая, не нуждающаяся ни в каких рациональных доказательствах с помощью знаний об ограниченных причинах, условиях, законах и др. ограниченных предметах и обладающая силой категорического повеления убежденность в осуществимости безграничных предметов, основанная на установке «это не может не быть осуществимым».

К идеологиям, в которых идеологически осмысливаются основы мира, принадлежат нерелигиозные мифы (в основном в первобытную эпоху), религия, философия, теософия, являющиеся специализированными идеологиями. Иногда основы мира идеологически осмысливаются средствами искусства, обыденного сознания, которые не специализированы на создании идеологических идей. Эти средства по способности идеологически осмысливать основы мироздания уступают средствам религии и особенно философии. Самыми развитыми средствами идеологического осмысления основ мира обладает философия. К этим средствам принадлежат в первую очередь философские категории, принципы, законы. Современные идеологии без современных философских учений об основах мира являются архаичными.

Однако идеологии не сводятся только к осмыслению основ мироздания. Идеологии осмысливают наряду с безотносительными предметами, к которым относятся основы мироздания, также относительные, конечные предметы, т. е. локальные стороны реальности, безгранично идеализируя их. К локальным идеологиям можно отнести (учитывая наличие элемента нестрогости в любой классификации): формы оккультизма, которые основаны на вере в существование безгранично идеализированных предметов в виде целевых сверхъестественных сил, не рассматриваемых в качестве первооснов мира, и на особых «практических» способах якобы прямого взаимодействия с ними (напр., некоторые виды магии, спиритизма); социальные идеологии (коммунистические, анархистские, фашистские, религиозно-социальные и др.) с их идеями абсолютных спасителей человечества (мессий, гениев всех времен и народов и т. п.), совершенных человека и общества, якобы существовавших в прошлом, существующих в настоящем или неизбежно осуществимых в будущем; идеи, основанные на идеализации природных явлений (напр., русалки, лешие, черти), и др. Однако безграничные идеализации конечных предметов реальности в локальных идеологических построениях опираются на идеи безгранично идеализированных основ реальности, из которых как из первопричины выводятся идеализированные локальные, конечные, относительные предметы.

Без безграничной идеализации основ мироздания идеологии не способны породить веру в осуществимость безгранично идеализированных ими конечных предметов мироздания. Идеи о существовании безграничных первооснов мира в конечном счете нужны в идеологиях для решающего объяснения с помощью них и категорического нормирования (напр., в виде моральных правил), опираясь на них, конечных сторон реальности. Так, чтобы склонные к вере люди поверили во всемудрость кого-либо, сообразно законам идеологии необходимо изобразить его высшей необходимостью, напр., богом, которым (земным олицетворением бога Зевса) царь Македонии Александр Македонский приказал считать его, или хотя бы якобы проявлением высшей необходимости, в частности, мессией, посланником бога (как, напр., И. Христа), или открывателем будто бы единственно верной научной философской методологии познания (как, напр., К. Маркса), или абсолютно верным продолжателем дела мессии (как, напр., апостола Павла), или подлинным продолжателем дела открывателя якобы единственно истинной философской методологии познания (как, напр., В. Ленина).

Безгранично идеализированные предметы, иными словами, безграничные идеализации, полученные вследствие безграничной идеализации реальности, в осуществимость которых верят их приверженцы – это узловые пункты всякой идеологии, их ядро. Они организуют всю идеологию в единое целое. Относительно них строятся действия тех, кто исповедует идеологию, и дается идеологическое объяснение реальным вещам, напр., «общество – это высшая форма необходимого поступательного саморазвития бесконечной материи», «за всякой дверкой, которую открывает ученый в природе, скрывается божественный замысел».

В любой развитой идеологии присутствует иерархия безгранично идеализированных предметов, т. е. безграничных идеализаций. Безграничные идеализации, относящиеся к конечному миру («полностью совершенное общество», «всесторонне развитая личность», «единственно справедливая власть», «мессианский правитель» и т. п.), не будут полноценно функционировать как идеологические явления и в их осуществимость не уверуют безоговорочно, если их не обосновать как проявление более высоких безграничных идеализаций и в конечном счете безграничных идеализаций в виде безмерных первооснов реальности. Поэтому на самом верху развитой, завершенной идеологии находятся безграничные идеализации, выражающие веру в существование беспредельных первооснов реальности (напр., «абсолютная идея» в учении Гегеля, «бесконечная материя» в марксизме, «всемогущий Бог» в христианстве). Это означает, что любая идеология о государстве, человеке, обществе и др. конечных предметах нуждается в идеологии, описывающей характеристики первоначал реальности, которые рассматриваются ими как безграничные (религиозной, философской и др.). Поскольку эта «вершина» идеологии есть в ней самое главное звено, то ее оправданно рассматривать как ее идейную основу, но находящуюся на самом верху идеологии. Этакий парадокс. Такое иерархическое построение идеологии можно рассматривать как один из ее структурных законов или законов ее строения.

Если созданная идеология ограничена лишь миром конечных предметов, напр., социальной частью, и в ней нет увязанных с идеализирующими реальность социальными воззрениями идеологических взглядов на первоосновы мироздания, то она является недоидеологией, совокупностью идеологоподобных социально-рекламных рассуждений пропагандистского характера. Полагаю, создателей, совершенствователей и проповедников (пропагандистов) недоидеологий, а также воплотителей их в жизнь оправданно называть недоидеологами. Чтобы преобразовать недоидеологию хотя бы в примитивную идеологию, нужно создать или использовать из числа уже существующих какие-либо философские, религиозные или др. общемировоззренческие идеологические идеи о первоосновах мира в качестве ее общемировоззренческого фундамента.

Есть немало людей, устойчиво склонных к идеологическому взгляду на мир. Это так называемые подлинно верующие. Предположительно их до 12% из общего числа взрослого населения Земли. Намного больше людей, ложно полагающих, будто они обладают идеологической верой. Много также таких людей, которые осознают, что не обладают идеологической верой, но по каким-либо причинам намеренно причисляют себя к числу верующих. Есть много людей, которым присуще только рациональное мышление, хотя многие из них не всегда это осознают, а иные намеренно скрывают по каким-либо причинам свой рационализм, осознавая его.

РЕЗЮМИРУЮ. Люди, устойчиво предрасположенные к идеологическому взгляду на мир, верят в осуществимость безгранично идеализированных предметов, имеющихся в какой-либо существующей или в создаваемой ими самими идеологии, и руководствуются в познании и практике этой идеологической верой. Люди, которые смотрят на мир исключительно рационально, ни при каких обстоятельствах не верят в осуществимость безграничных идеологических идеализаций и игнорируют их при познании и конструировании реальности и в своей практической деятельности. Они используют рациональные идеализации, которые изначально мыслятся ими вообще неосуществимыми.

В противоположность безмерно идеализирующему мир идеологическому мышлению, верящему в осуществимость безгранично идеализированных им предметов, рациональное мышление реалистично. Оно признает возможность осуществимости лишь всецело ограниченных предметов, хотя не всякие идеи всецело ограниченных предметов признает осуществимыми, и в противоположность вере доказывает осуществимость ограниченных предметов с помощью логики и в конечном счете с помощью практики. Рациональное сознание, как и идеологическое сознание, тоже использует безграничные идеализации, т. е. безмерно идеализированные предметы, в которых различные изучаемые ограниченные предметы реальности или конструируемые с целью воплощения в реальность ограниченные предметы описываются мысленно очищенными от ограничивающих их проявление факторов, в их как бы полном, безграничном проявлении (абсолютно твердое тело, идеальный раствор, точка, машина Карно, машина Тьюринга, идеальная популяция, полное социальное равенство и др.).

Однако ученые и инженеры, в отличие от идеологов, изначально мыслят рациональные идеализированные предметы как вообще неосуществимые, но как имеющие или могущие иметь ограниченные прототипы в реальном мире. Рациональные идеализированные предметы являются и логическими формами мышления, и инструментами познания и инженерного конструирования, и формами отражения и конструирования действительности, и основой научных теорий, и мысленными заместителями реальных объектов исследования, а также результатов конструирования. В отношении них формулируются законы, которые затем преломляются на изучаемые реальные ограниченные предметы. В отличие от безгранично идеализированных предметов идеологии, которые посредством веры категорически императивно признаются осуществимыми, истинность любых рациональных идей, в т. ч. основанных на научных и инженерных безграничных идеализациях, содержит, нередко в скрытом виде, возможность сомнения (сравни, напр., с принципом фаллибилизма в критическом рационализме).

В идеологии могут содержаться изначально рациональные идеи. Однако они приспособлены в ней к освещению и обоснованию ее безграничных идеализаций и потому их содержание деформировано и пронизано данными идеализациями. По этой причине придется тратить неоправданно много сил для «вышелушивания» из идеологии таких рациональных идей, отделения их содержания от безграничных идеологических идеализаций. Так, философские и религиозные учения о безграничной целевой причине (напр., о боге, абсолютной идее) несут в себе элемент рационального знания о наличии целесообразности и ограниченной целевой причины в мире ограниченных предметов, в частности, в живой природе, в обществе. Однако сейчас при наличии развитой методологии научного познания гораздо проще получать самостоятельное научное знание о целесообразности и целевой причине с помощью научных методов, чем вышелушивать рациональное знание о них из философских учений о безграничной целевой причине Аристотеля, Гегеля, Т. де Шардена, современных конфессионально-религиозных философов, из религиозных учений о безграничной целевой причине мира.

Если верховные правители государства признают официальной определенную идеологию, то они категорически вынуждены хотя бы в некоторых ее частях следовать ей в управлении государством, в противном случае их будут к этому побуждать различными средствами официальные идеологи и остальные ее приверженцы. Частыми были случаи отстранения правителей от власти и даже их физического устранения официальными идеологами или по инициативе и под руководством официальных идеологов. В силу категорически-императивных притязаний любой идеологии на абсолютную истинность только одна идеология, если она универсальная, способна удержаться в идеологическом государстве в качестве официальной.

Проводя во что бы то ни стало во имя идеологической веры, которая по своей природе категорически повелительная, в жизнь то, что вообще не поддается осуществлению или осуществимость чего вообще недоказуема ни логически, ни практически, правитель неизбежно вынужден будет применять неоправданное насилие по отношению к закономерно сопротивляющейся жизни и все равно в конечном счете потерпит поражение, при этом принеся горе людям и заведя общество в тупик.

Наличие конкретной официальной идеологии также необходимо связано с меньшими или большими принуждением граждан официальной властью, не исключающим применение грубой силы, к официальным идеологическим взглядам на мир и на способы практического отношения к нему, с дискриминацией и подавлением других идеологий, а также рационального мировоззрения. Ведь придание определенной идеологии статуса официальной доктрины превращает ее в официальную директиву, то есть в предписываемые официальной властью в качестве категорически обязательных для всех граждан и для власти, включая не склонных к идеологическому мышлению, понимание мира и действия в соответствии с официальной идеологией. Идеология – это тотальная духовная власть идеологической веры и идеологов («идеологических жрецов») над обладающей идеологической верой личностью. Официальная идеология – это духовная власть, подкрепленная практической официальной властью и стремящаяся распространиться с помощью нее на все общество. Официальная идеология бывает формально-юридически закрепленной («узаконенной») официальной властью и формально-юридически не закрепленной. Первая более жестко использует официальную власть, чем вторая, поскольку опирается на узаконенную власть. Правовое государство и официальная идеология сущностно несовместимые, являются антагонистами.

Admin
Admin

Сообщения : 236
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin в Ср Мар 13, 2013 4:17 pm

Часть II

* * *
Идеология, имеющая приверженцев – это «живая идеология», а не имеющая их – это «мертвая идеология». Можно создать идеологическую конструкцию и принуждать к вере в нее, однако не всегда она может обрести искренних приверженцев и быть живой. Такие идеологии относятся к числу мнимых идеологий (лжеидеологий, псевдоидеологий, квазиидеологий), а их создатели, совершенствователи, проповедники (пропагандисты) и воплотители их в жизнь являются мнимыми идеологами (лжеидеологами, псевдоидеологами, квазиидеологами).

В идеологии остро нуждается любая диктаторская власть. Идеология содержит особую возможность для укрепления диктаторской власти, которых не имеют наука и социальная инженерия. Это возможность прямого управления сознанием и поведением множества обладающих идеологической верой людей в желаемом идеологам направлении, в т. ч. и возможность тотального духовного контроля над их сознанием, через их веру в осуществимость положительных и отрицательных безгранично идеализированных предметов, напр., в абсолютную диктатуру как якобы подлинно отеческую, гуманную и справедливую власть и в абсолютного диктатора как будто бы самого заботливого в человеческой истории правителя.

Наука направлена на получение объективных знаний, социальная инженерия – на организацию желаемых социальных отношений на основе специальных научных знаний. И та, и другая – это альтернативы произволу, субъективизму, волюнтаризму и мессианству в управлении государством.

В отличие от них в идеологиях жизненно значимый для людей мир представлен в безмерно идеализированном, преувеличенном (в хорошую, плохую или ту и другую сторону) виде, а потому в таком виде вообще либо неосуществим, либо недоказуем логически и практически на предмет осуществимости. Однако в идеологиях категорически устанавливается, что то, что с точки зрения рационалиста безгранично идеализировано, не является идеализацией и несомненно существует, существовало или поддается осуществлению. А поскольку в принципе невозможно рационально, например, научно доказать осуществимость безгранично идеализированных предметов, то идеология инициирует веру для признания с ее помощью их несомненной осуществимости.

Если идеолог сумеет породить веру в то, что такое-то общество или такой-то правитель единственно совершенные, справедливые (от безмерного бога, абсолютных законов и т. п.), то уверовавшие воспримут его учение как категорическое повеление для своих мышления, переживания и поведения. В таком случае ведите их за собой, правитель и идеолог. Они без тени сомнения последуют за вами.

Идеология, будь-то религиозная, коммунистическая или иная, обладает категорической императивностью для ее приверженцев и категорически повелевает им смотреть на мир и действовать в нем сообразно ей. Об этом знает любой искренне верующий, будь то коммунист или христианин. Я об этом знаю потому, что обладал искренней верой в первичность якобы бесконечно развивающейся по безмерным диалектическим законам материи и в обосновываемую марксистской идеологией с помощью них неизбежную осуществимость сконструированного ею безгранично совершенного якобы научного коммунистического общества до того, как путем творческой самоэволюции перешел на позиции исключительно рационального подхода к реальности на основе разработки собственной концепции рационализма.

Идеология в силу своей абсолютной нормативности -- это такой социальный фактор, всякие политические игры, неосторожные обращения с которым крайне опасны, не менее опасны, чем с оружием массового поражения. Они приводят к очень печальным последствиям для общества и государства, а потому не могут быть оправданы никакими благими целями. Во имя идеологических целей создано за всю историю человечества раздоров, войн, ненависти и погублено человеческих жизней не меньше, если не больше, чем во имя узкокорыстных интересов. Я уже не говорю о бесчисленных поломанных человеческих судьбах, о неизмеримых горе и страданиях людей. Достаточно вспомнить хотя бы многочисленные религиозные войны, католическую инквизицию, фашизм, сталинизм, полпотизм, нынешний фундаменталистский мусульманский терроризм.

Сплачивая своих приверженцев, идеологии разъединяют людей по принадлежности к идеологической вере. Одно из самых сильных разъединений на основе идеологической веры, возможно, даже самое сильное – это использование какой-либо идеологии в качестве официальной, которая неизбежно использует государственную власть для утверждения своего влияния и своих интересов в обществе и, соответственно, для ограничения с помощью государственной власти влияния и интересов других идеологий, а также исключительно рационального взгляда на мир.

Вообще невозможны одноидеологическое общество и общество с идеологизацией сознания всех людей. Всегда были, есть и будут люди с разным идеологическим мировоззрением и много людей с исключительно рациональным, неидеологическим взглядом на мир. Поэтому последовательное, бескомпромиссное отделение идеологии от государственной власти – это сегодня одно из самых сильных средств смягчения идеологического противоборства и ослабления влияния на общество и государство вообще неосуществимых или вообще недоказуемых на предмет осуществимости идеологических целей.

Идеологические потребности и цели безграничны, а потому ненасытны, в отличие от ограниченных рациональных потребностей и целей. А изначальная категорическая претензия любых идеологий на собственную непреложную истинность делает их внутренне нетерпимыми друг к другу и к исключительно рациональному подходу к реальности. Ведь невозможно даже мысленно изобрести способ совмещения равновеликих идеологий из-за неизбежно содержащихся в них противоположных по содержанию идей об одном и том же (напр., о первичности материи или духа как безграничной первоосновы мироздания), каждая из которых в своей идеологии категорически объявлена непреложной истиной.

Не отменяет признания огромного отрицательного влияния идеологии на историю человечества тот факт, что часто идеологическими целями, ориентирами, установками, ценностями прикрывали и прикрывают узкокорыстные интересы.

Если бы не было обладателей идеологической веры, то невозможно было бы спекулировать на вере. Ведь никто сегодня не в состоянии прикрыть свои корыстные интересы древнегреческими мифами о богах, которые многими в Древней Греции мыслились посредством веры как описание самой реальности, а сейчас рассматриваются только как вымысел, сказка. А в Древней Греции прикрывали. В то же время современные религии потому и дают возможность спекулировать на них в чисто корыстных интересах, что имеется огромное число их искренних приверженцев, в т. ч. и фанатичных.

* * *
Высшая государственная власть весьма притягательная для идеологов разных мастей, они слетаются на нее, как осы на мед. Чем большим объемом власти обладает высший орган государственного управления, тем энергичнее идеологи вьются вокруг него, предлагая свою идеологию как подлинно истинную и обосновывая иные идеологии как подлинно ложные. Поэтому видится очень актуальным для обладающего большой властью высшего правителя принцип «Остерегайтесь идеологов, сладкие песни поющих!». Даже если после его прислонения к какой-то конкретной идеологии ее идеологи объявят его верховным идеологическим жрецом, главным идеологом, творческим преемником основателя вероучения, то идеологическая инициатива все равно будет принадлежать не ему. Ведь и самая примитивная идеология – это сложнейшая идейная конструкция.

Организационный тип обладающего организаторскими способностями мышления правителя и его фактически полная ориентация на организаторскую деятельность лишают его возможности вникать во все тонкости любой идеологии. Ведь идеология – это то, чем нужно заниматься профессионально. Поэтому при наличии официальной идеологии он как лидер государства помимо своей воли находился бы в духовной зависимости от идеологов. Они в силу самой категорически нормативной природы идеологии, опирающейся на веру, а не на рациональные доказательства, навязывали бы ему в управлении государством в качестве безусловного повеления неосуществимые идеологические цели на основе апелляции к «непреложным истинам» признанной им в качестве единственно верной идеологии, которую они же и будут истолковывать в силу своей профессиональной идеологической функции.

Но при наличии официальной идеологии правитель не был бы идеологическим «хозяином положения», даже если бы для него создали новую идеологию, поскольку опять-таки не он был бы ее творцом, а следовательно, обладающим безусловным духовным авторитетом учителем. Ведь все идеологии писаной истории человечества персонифицированы, имеют реальных или вымышленных поименных основателей-учителей и творческих преемников, обладающих у искренних приверженцев высшим духовным авторитетом, к чьим мыслям эти приверженцы апеллируют как к высшей и непреложной для себя истине.

Можно было бы поступать так, как поступал Пифагор, который требовал от своих учеников, чтобы они приписывали собственные творения ему (после И. Сталина, который сам писал свои теоретические идеологические работы, высшие партийно-коммунистические идеологические вожди-жрецы, желая выглядеть «творческими преемниками» основоположников марксизма-ленинизма и иметь безусловный духовный авторитет у приверженцев коммунистической идеологии, приписывали себе создаваемые их помощниками идеологические конструкции). Однако основы связанного с именем Пифагора идеологического вероучения были все же созданы самим Пифагором. Если бы такая «новая идеология» получилась, то правитель как лидер государства был бы по отношению к ней в лучшем случае первоучеником.

Но даже если бы правитель стал творцом нового официального идеологического вероучения, то и в этом случае он как лидер государства не был бы духовно свободным. Его новая вера, если бы она была действительно его искренней верой, категорически побуждала бы его в управлении государством неукоснительно следовать ее основным положениям даже вопреки научным и социально-инженерным доказательствам и здравому смыслу, в противном случае это была бы для него не вера, а искусственная псевдоидеологическая конструкция, в лучшем случае сказка.

Только исключительно рациональный подход способен дать правителю государства духовную свободу. Наиболее ярко он проявляется в здравом смысле, в науке и инженерии. Как формы рациональности, они оперируют идеями ограниченных предметов: причин, законов, пространства, времени, сущностей, качеств, ценностей, целей, потребностей, интересов и т. д. и основаны только на рациональных доказательствах (логических и практических), использующих идеи о таких же ограниченных предметах: причинах, законах, целях, потребностях и т. д.

Рациональные идеи вообще не способны обладать категорическими истинностью и императивностью. И потому они не повелевают непреложно мыслить мир таким, каким он описан в них и столь же непреложно поступать в соответствии с ними. Рациональные знания подспудно содержат в себе элемент сомнения или возможность сомнения. А безгранично идеализированные предметы (безграничные идеализации, безгранично идеализированные объекты) используются в науке и в социальной инженерии лишь как средства познания и проектирования, изначально мыслимые неосуществимыми и имеющими в реальности лишь ограниченные прототипы.

Поэтому при рациональном подходе правитель государства личностно дистанцирован от знаний, которые предлагают ему здравый смысл, наука и инженерия. Они не принуждают его категорически к рассмотрению мира и к действию в мире сообразно им и вообще никак не принуждают. Он сам свободно решает, используя свои и чужие знания, опыт, рациональную интуицию, насколько убедительны представленные рационально мыслящими людьми, особенно учеными и социальными инженерами рациональные доказательства. При этом он свободно принимает решение о том, следовать им или не следовать, руководствуясь не категорическими предписаниями, как в идеологической вере, а рациональными знаниями и свободно избранными в качестве своего руководства рационально обоснованными всецело ограниченными, а значит, реалистичными ценностными ориентирами, идеалами, целями, потребностями, интересами, нормами.

В рамках рационального подхода даже если научные и социально-инженерные знания обладают очень высокой рациональной доказательностью, то они в силу самой своей природы не носят безусловно повелительного характера и не предписывают, в отличие от идеологии, категорически следовать им. При применении рационального подхода правитель будет духовно свободен принять даже заведомо неверное решение. А для искреннего приверженца идеологии намеренные действия вопреки догматам своей идеологической веры являются недопустимым святотатством и категорически запрещены ею.

Только полностью деидеологизированное государство нуждается в исключительно рациональном, свободном от всякой идеологии государственном управлении и в чисто рациональных правителях государства. Это демократическое, правовое государство, которое организовано сообразно эффективному достижению рационально доказуемых, проверяемых, измеряемых и осуществимых оптимальных целей и обладает функционально подчиненной интересам обеспечения жизнеспособности нации и человечества ограниченной и общественно контролируемой государственной властью, вынужденной действовать только в пределах имеющихся средств от налоговых поступлений. От такой власти всякая идеология, в том числе и религия отваливается как шелуха, поскольку эту власть невозможно подчинить идеологии с ее неосуществимыми или вообще недоказуемыми на предмет осуществимости безгранично идеализированными целями. В таком государстве идеология является исключительно личным делом.

В рационально организованном демократическом государстве очень много идеологических претендентов на роль мессий. Ведь в нем законодательно гарантирована идеологическая свобода. Но в нем намного меньше рвущихся именно к государственной власти идеологов-мессий, чем в государстве, находящемся под гнетом диктатуры, где эти идеологи посматривают на диктаторскую власть как изголодавшаяся бродячая собака на сахарную кость в чужой конуре.

Нет «хороших» государственных идеологий. Наука вместе с социальной инженерией и идеология – это антагонисты в качестве идейной основы разработки и принятия управленческих решений относительно государства, общества, человечества и их будущего. И если в прошлом все государства были в той или иной степени идеологическими, а значит, не демократическими, то, полагаю, в первую очередь потому, что социальная наука и социальная инженерия были тогда неразвиты, а общество еще не созрело для их широкого использования. Только современная постиндустриальная эпоха с ее массовым интеллектуализированным трудом объективно нуждается в полноценном рациональном государстве. В нем нет места идеологической функции и главными идейными помощниками государственной власти являются рационально мыслящие ученые и опирающиеся на науку социальные инженеры. Социальная инженерия – это создание социальных предметов (социальных отношений, организаций, регулятивных механизмов и др.) с заданными свойствами, а также их преобразование в заданном направлении и ликвидация заданным способом на основе применения специальных (социально-инженерных) научных знаний.

12. 04. 08


См. основные научно-теоретические работы автора по идеологии, которые представляют собой поступательное развитие им своей концепции сущности идеологии: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (логические особенности и значение для управления государством и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Идеология и рациональность в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008.


Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 236
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения