ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ

Перейти вниз

РАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ Empty РАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ

Сообщение автор Admin Ср Мар 13, 2013 4:30 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

РАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Идеи данной статьи относятся к раннему периоду формирования моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии, которые я применил к осмыслению управления государством. Управление государством — это слишком судьбоносное для нации дело, чтобы ставить его решения даже в малейшую зависимость от обоснования их вообще не поддающимися научным проверкам и расчетам религиозными идеями и от опирающейся на эти идеи религии и ее идеологов (духовенства, теологов, религиозных философов).

Религия — это разновидность идеологии наряду с философией, теософией и др. Все идеологии основаны на безграничных, в том числе бесконечных, идеализациях в хорошую, плохую или в ту и другую стороны ценностно значимого для людей мира и его компонентов. Безграничная идеализация — это создание мысленных безгранично идеализированных предметов. В основе всех идеологий лежат бесконечные идеализации, осуществляемые идеологическим мышлением, которое противоположное рациональному мышлению. Рациональное мышление, признающее возможность осуществимости только конечных неидеализированных предметов, рассматривает идеологические конечные безгранично идеализированные предметы неосуществимыми (напр., абсолютно совершенное общество, мессианский правитель и др.), а идею бесконечного оно не способно содержательно мыслить (идеи бесконечных бога, материи, абсолютной идеи и др., а также идею конечного как якобы проявления бесконечного). Искренние приверженцы идеологических, в том числе религиозных, идей посредством идеологической, в том числе религиозной, веры категорически императивно мыслят их якобы абсолютно истинными. Рационально-научное мышление тоже создает безгранично идеализированные предметы (напр., абсолютно черное тело, точка, идеальный газ и др.), но оно использует их в качестве инструментов познания и мыслит их неосуществимыми.

Любое идеологическое учение категорически императивно признает якобы абсолютную истинность своих безгранично идеализирующих мир идей. Идеологи и идеологизированные правители государств с помощью своей идеологической, в том числе религиозной, веры прямо управляют сознанием и поведением людей, уверовавших в безусловную истинность идеологии, в том числе религии, этих идеологов и правителей, которые побуждают обладающих такой же идеологической, в том числе религиозной, верой людей к построению во что бы то ни стало общества, государства и даже человечества в соответствии с идеологическими идеями, в несомненную истинность которых они верят, или к признанию этими людьми соответствия государства, власти, идеологов, правителей, общества, состояния человечества и др. той идеологии, искренними приверженцами которой они являются и которой руководствуются направляющие их идеологи и правители. Для правителей наиболее удобно использование в качестве инструмента управления сознанием и поведением людей такой идеологии, которая имеет статус официальной.

Основная идея в религии — о несомненном существовании объективной бесконечной, в том числе всемогущей и т. п., целевой причины (по преимуществу всемогущих богов, бога) как первоосновы мира, которая будто бы целенаправленно определяет бытие и судьбу каждого человека. Подтвердить или опровергнуть рациональным путем (логическими доказательствами или практикой) идею якобы существования бесконечной первоосновы мира (бесконечных бога, материи и др.) вообще невозможно, поскольку рациональное мышление не способно содержательно мыслить идею бесконечности. Поэтому данную идею ее адепты, в том числе в религии, мыслят абсолютно истинной посредством внерациональной идеологической, в том числе религиозной, веры как абсолютной категорически императивной для субъекта этой веры убежденности в якобы существовании бесконечной основы мира и в ее будто бы проявлении в конечных предметах реальности. Идеей бесконечной целевой причины в виде бесконечной первоосновы мира, непреложно признаваемой религией абсолютно истинной, религия объясняет существование мира конечных предметов, в том числе индивидов, судьбу человечества, которые будто бы представляют собой проявление бесконечной первоосновы мира, этой идеей обосновывает в качестве абсолютно правильных те нормы поведения и жизни человека, которые она формулирует, категорически считая их якобы проявлением бесконечной целевой причины. При этом каждое религиозное учение только себя категорически императивно считает единственно истинным, а потому в каждом из них содержится, хотя не всегда открыто демонстрируется, нетерпимость к иным религиозным учениям и к нерелигиозному, в том числе к рациональному, мировоззрению.

Всегда были и будут люди, склонные в силу врожденной предрасположенности своих мышления и чувств либо к вере в бесконечные первоначала реальности (бесконечные бог, абсолютная идея, материя и др.), либо к рационализму, который признает возможность существования только конечных предметов и причин и опирается с помощью идей конечных предметов и причин на логические доказательства и практику, которая конечная. На вере в якобы существование бесконечного основана логика идеологического мышления, а на признании возможности существования только конечных неидеализированных предметов основана логика рационального мышления. Идеологическая логика категорически императивная и исключает возможность сомнения, а рациональная логика не категоричная, она допускает даже высокую степень уверенности, но обязательно содержит возможность сомнения. Рациональными являются наука, инженерия, здравый смысл, частично искусство. Рациональное и идеологическое мышление — это противоположные типы мышления. Однако многие люди обладают одновременно рациональным и идеологическим типами мышления, взаимодействующими в их сознании противоречиво, нередко очень конфликтно. Это дуалистичное рационально-идеологическое мышление. Я не рассматриваю его как отдельный тип мышления, поскольку оно не имеет особой рационально-идеологической логики. Подлинно правовое государство гарантирует интеллектуальную свободу людям с рациональным, идеологическим и рационально-идеологическим мышлением.

Использование религиозной веры в качестве инструмента управления государством очень опасно для его жизнеспособности. Неразумно и безответственно руководствоваться тем, что вообще невозможно осмыслить с помощью науки, инженерии или хотя бы здравого смысла и что совсем не поддается контролируемой проверке общественной практикой. Ведь религия не ограничивается только верой в существование бесконечной целевой причины. Она категорически императивно (гипотезы в фундаменте любого религиозного учения невозможны) с позиции этой не доказуемой средствами науки, инженерии и здравого смысла, а также содержательно не мыслимой основанным на доказательстве рациональным мышлением идеи бесконечной первопричины мироздания объясняет мир конечных предметов как такой и только такой, а не иной, и практически внедряет в качестве якобы безусловно правильных свои ценностные ориентиры и нормы жизни.

Поскольку творцы и проповедники конкретных религиозных учений стремятся сделать их жизненным руководством для всех их приверженцев и другие верующие стремятся сделать свои религиозные учения жизненным руководством для себя, то многие из них вмонтируют в эти учения полезные для повседневной жизни людей и проверенные практикой рациональные идеи, преобразуя их в направлении подчинения идеологически-религиозным обоснованиям. Так, в нынешних мировых религиях есть нормы морали, которые полезны для жизни конкретных человеческих сообществ и даже имеют общечеловеческий характер. Однако они обосновываются в них идеей рационально не мыслимой и не проверяемой безграничной целевой причины и выводятся из нее. Далеко не все нормы морали конкретных религиозных учений — это оригинальные открытия их творцов. Многие нормы морали заимствованы ими из стихийно сложившихся систем морали в обычаях, из преобразованного в мораль права (напр., законы против воровства), из повседневного опыта, из этических правил, разработанных во многих нерелигиозных философских и этических учениях, из иных религий.

Но эти же нормы поддаются рациональному объяснению потребностями обеспечения жизнеспособности конкретных сообществ людей, человечества как вида жизни Homo sapiens. В действительности данные потребности являются основной причиной названных норм. В историческом процессе любой общественный ориентир и любая моральная и иная социальная норма оказывались в конечном счете жизненными постольку, поскольку они в худшем случае не вступали в конфликт с названными потребностями, а в лучшем — содействовали им. Наука обладает способностью объективно оценить и измерить эти потребности как последнюю конечную причину данных ориентиров, нравственных и иных норм и сами эти нормы, условия и границы их эффективности, грамотно определить конкретные условия, пути и средства нравственного и иного совершенствования общества в соответствии с данными потребностями.

Поскольку основанная на вере как абсолютной категорически императивной убежденности религиозная идея о якобы существовании бесконечной причины мироздания, человека, общества, человеческих ориентиров, норм вообще не поддается научной оценке и измерению, то она очень опасна как идейный первоисточник для обоснования (напр., всемогущей божественной волей) и принятия оптимальных государственных управленческих решений относительно конечных факторов, разработки и оценки конечных ориентиров, норм, целей эффективного государственного управления конкретным обществом. А судьба государства, действия и воля государственной власти и правителей при таком использовании религий ставятся в зависимость от их создателей, проповедников и иных верующих, от их веры, от истолкования ими своих учений.

Использование государственной властью определенной религии неизбежно обусловливает, в ущерб интересам общественного прогресса, контроль религии над государственной властью, реализующийся в ориентации власти на реализацию ее специфических целей и интересов, в том числе материальных, на использование религиозных критериев, целей и интересов в оценке деятельности государства и власти, в организации государственной власти, в проведении внутренней и внешней политики государства, в подборе и расстановке управленческих кадров и др.

Обеспечить ощутимый контроль той или иной религии над государством и посредством него над полимировоззренческим обществом можно только ее большим или меньшим огосударствлением, или сращиванием с властью. А это неизбежно требует диктатуры. Сращивание определенной религии с государственной властью с неизбежностью ведет к официальному навязыванию с помощью всех инструментов власти гражданам, придерживающимся иных религиозных и иных нерелигиозных идеологических взглядов, а также рациональных, в том числе научных, взглядов ее учения в качестве якобы единственно верного и к соответствующему ограничению или даже к запрещению всеми инструментами власти функционирования других религиозных учений, нерелигиозного идеологического мировоззрения (напр., материалистического) и рационального, в том числе научного, мировоззрения и вообще всяких идей, действий, а также их носителей, способных нанести ущерб официальной или официально поддерживаемой властью религии.

Поскольку любая идеологическая вера, в том числе религиозная, по своей идейной организации тоталитарная и категорически императивно запрещает своим приверженцам сомнения и критическую оценку ее догматов как ведущих к ереси, то сросшаяся с властью конкретная религия с неизбежностью стремится придать с помощью государственной власти сознанию государственного руководства и всему общественному сознанию тоталитарную форму на основе этой религии.

Изначальное объективное назначение государств — это быть средством обеспечения жизнеспособности первичных ячеек человечества (сегодня наций). В интересах успешного обеспечения этой жизнеспособности государственной власти целесообразно опираться только на рациональные идеи, которые поддаются научным и социально-инженерным обоснованиям и проверкам, устанавливать только рационально обоснованные с помощью науки и социальной инженерии характеристики устройства общества, выдвигать только рационально обоснованные цели, достижимые в конкретные сроки с помощью поддающихся расчету сил и средств и для которых можно изыскать такие время, силы и средства. Это есть научный и основанный на науке социально-инженерный рациональный подход к управлению государством. Только основанный на науке и социальной инженерии рациональный подход способен быть эффективным инструментом государственного управления.

Какие бы идеи о бесконечной первооснове мира люди ни создавали, конечные законы повышения жизнеспособности человечества как вида жизни Homo sapiens в конечном счете обусловливают обустройство людьми своего бытия на основе рациональных знаний, которые поддаются проверке конечной практикой. Но так бывает не всегда. И сейчас есть теократические государства. В них официальные религиозная вера и ее идеологи сильно направляют жизнь государств, подчиняя их внерациональной вере. Даже ограниченная теократия — это всегда духовная и государственная диктатура религии и идеологов, ущемление прав человека, религиозно-идеологическое государство, социальный тупик. В конечном счете выживание наций и человечества в целом происходит не благодаря религиозным объяснениям и целям, а вопреки им посредством принятия рационально обоснованных управленческих решений. Рациональное обоснование основано на идеях конечных предметов, причин и следствий.

Воплощающиеся в жизнь идеи правового государства и прав человека ведут свое начало от альтернативной «христианским ценностям» рациональной теории общественного договора, особенно от идей Ж.-Ж. Руссо (XVIII в.). Согласно ей, государство и власть — это не завет бога человеку. Они рождаются из отношений между людьми. И, соответственно, права и свободы в государстве — это чисто человеческое дело.

Религия в корне противоположна рационально-научной концепции прав человека. Согласно последней, источник прав и свобод человека, а также их ущемлений и гарантий, — это сам человек, которому изначально присуща общественная жизнь. Непосредственная жизненная необходимость именно государственного обеспечения прав и свобод человека в развитых демократических странах порождена в первую очередь коренными потребностями современного экономического и научно-технического прогресса, основанного на массовом интеллектуализированном труде. Необходимым условием такого труда является заложенная в фундамент правового государства неотчуждаемая социальная и интеллектуальная свобода, независимость личности, организованная в соответствии с закрепленными в международно-правовых актах правами человека. Это означает, что в охраняемых всей мощью государственной власти широких общественных границах, определяемых юридическими актами о правах человека, подкрепленными соответствующими им моральными установками граждан, личность всецело принадлежит себе, является полным хозяином своих мыслей, чувств, воли и действий. Таково полноценное правовое государство. Здесь государственная власть и руководство не источник, не даритель и не распорядитель свобод человека, а лишь технический инструмент их реализации. Высшая же причина, породившая необходимость государственного обеспечения прав человека — это потребности дальнейшего повышения жизнеспособности человечества на основе рожденных современной научно-технической революцией интеллектуализированных производительных сил, реализация которых (потребностей) без данных прав не будет эффективной. А, напр., библейский взгляд на человека как на раба божьего является рафинированной идеологией рабства. Это означает, что, согласно христианской вере, каждый человек производный от высшей целевой причины (Бога) и потому всецело принадлежит ей всем своим бытием. Якобы она определяет возможности, условия и границы его бытия и личной свободы в соответствии с собственными помыслами, волей и средствами. А каковы будто бы ее помыслы, воля и средства, кто их проводники среди людей — это сочиняют якобы богоизбранные творцы и толкователи религиозного учения. За личным выбором «рабов божьих», способностью к которому, согласно данному учению, их наделяет та же целевая причина, оставляется лишь возможность влиять в допустимых этим высшим творцом границах на свою судьбу и свободу своими заслугами (сообразно требованиям веры) перед ним как абсолютным господином. Но христианство возникло на рубеже перехода от рабства к крепостничеству и выразило массовые психологию и ценности той эпохи. А сейчас эпоха научно-технической революции и рожденного ею массового интеллектуализированного труда, требующего социально свободной творческой личности.

Исключительно рациональные правовые и нравственные нормы научной концепции прав человека, основанные на признании возможности существования только конечных предметов, причин и следствий — эти главные ценности постиндустриальной эпохи, вызванные к жизни современными потребностями прогресса человечества, разработаны конкретными рационально мыслящими специалистами, учеными, а не святыми и теологами. Возведенные в ранг юридических и моральных норм права человека содержат в себе в осовремененном и преобразованном рациональном виде в качестве составной части общечеловеческое содержание норм морали, которые имеются в религиях, но лишенных идеологически-религиозного обоснования якобы существующей бесконечной целевой причиной и обусловленных этой идеей идеологически-религиозной веры. Права человека научно обосновываются потребностями обеспечения жизнеспособности человечества как высшей их причиной.

Полноценные демократия, правовое государство и любая официальная идеология, включая религиозную, несовместимы. Права человека и религия по своему исходному причинному отношению к человеку и его свободе также несовместимы. Даже если какие-то религии, желая идти в ногу со временем (не все религии стремятся идти), пытаются приспособить к своим учениям такие ценности, как права человека, правовое государство, то они все равно не в состоянии эффективно увязать их с естественными потребностями повышения жизнеспособности человечества. Ведь религия не может не обосновывать данные ценности внерациональной идеологической идеей вообще не поддающейся научной проверке бесконечной целевой причины и не может не ставить их обеспечение в зависимость от истолкования идеи данной целевой причины духовенством, теологами, религиозными философами. К тому же у каждой религии свое отношение к этим ценностям, которое каждая из них категорически считает единственно истинным.

Глубокое влияние христианской религии на западноевропейские цивилизацию и государства (хотя и не исключительное, иначе не было бы развития науки, техники) с исторической неизбежностью закончилось несколько сот лет тому назад. Завершение существенного влияния христианства на государственную жизнь и цивилизационные устои на территории нынешних Беларуси и России исторически сильно запоздало по сравнению с Западной Европой. Потому в ускоренной, с грубым насилием ликвидации этого влияния опиравшимися на марксистскую идеологию коммунистами в XX в. после их прихода к власти в бывшей Российской империи содержался элемент исторической необходимости. Коммунисты были вооружены гораздо более современным и мощным, чем религия, мировоззрением, хотя тоже идеологическим — диалектико-материалистическим. В эпоху бурного развития науки оно более соответствовало особенностям мышления тех интеллектуалов, которые были склонны к идеологической вере, чем религиозное мировоззрение. Но марксизм-ленинизм как официальная идеология в бывшем Советском Союзе, как и всякая официальная идеология, тоже закономерно потерпел крах в качестве идейной основы эффективного государственного управления прогрессивным развитием общества.

В полноценном правовом государстве идеология, в том числе религиозная, — это исключительно личное дело. Правовому государству, строго отделяющему идеологию, в том числе религию, от государства, целесообразно сотрудничать с нерадикальными и не конфликтующими с национальными и общечеловеческими ценностями религиозными организациями по решению различных практических проблем жизни общества, но только как с исключительно частными организациями и только в тех рамках, в которых это сотрудничество с государством не может быть использовано ими для усиления своего влияния на государство и общество, для демонстрации, укрепления и распространения своих учений. Есть много общественно значимых вопросов, в решении которых религиозные организации в состоянии участвовать совместно с государством, не апеллируя к своей вере и не демонстрируя ее, а исходя исключительно из общегражданской и общечеловеческой позиций. Это, напр., то, что связано с проявлением естественного человеческого сострадания, с консолидацией граждан, с защитой Отечества, с воспитанием патриотизма, с объединением человечества, с гуманизацией общества, с защитой культурных ценностей, с укреплением всеобщего мира, с преодолением несправедливости, бедности, с укреплением здоровья населения, с утверждением высокой морали, прав человека и демократии, с обеспечением жизнеспособности нации, человечества. Особенно важно это участие религий в совместных с государством полезных делах в плане их влияния на своих приверженцев.

Разве конечные потребности повышения жизнеспособности обладающего конечным бытием человечества как самоценности, высшей ценности для человечества не являются достаточным основанием для общественно значимых свершений людей? Или человечество уже потеряло инстинкт и волю к жизни, внутреннюю жизненную энергию и нуждается в оправдании своего существования внешними для него якобы бесконечными причинами? Ведь при наличии у него инстинкта и воли к жизни, жизненной энергии оно не нуждается во внешнем оправдании своего желания жить. Эти инстинкт и воля к жизни, жизненная энергия и есть для него достаточное основание борьбы за свою жизнеспособность. К какой же разновидности разумного, живого и вообще реальности причисляют себя те приверженцы религий, которые ищут достаточные основания для деяний во благо обеспечения жизнеспособности человечества вне самого человечества, а именно в признаваемой ими посредством веры якобы несомненно существующей высшей бесконечной целевой причине, будто бы целенаправленно управляющей бытием и судьбой каждого человека? Считаю очень безответственным отношением к человечеству тех религиозных идеологов (служителей культа, теологов, религиозных философов), а также уверовавших в религию или спекулирующих на ней правителей государств, которые используют государственную власть для подчинения судеб отдельных людей, народов, наций, государств, общества, всего человечества не поддающимся рациональному доказательству религиозным ориентирам, целям, нормам, проектам, образцам, обоснованиям, объяснениям, основанным на внерациональной идеологической вере в якобы существование бесконечной целевой причины реальности.

2003

Помещено: Антонюк Георгий. Рациональное государство и религия // Kreml.org, 28. 10. 03.
Автор внес уточнения в первоначальный опубликованный текст статьи, не изменяющие ее суть.

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.communityhost.ru;
ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.sosbb.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 249
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения