УЧЕНЫЙ И РЕЛИГИЯ

Перейти вниз

УЧЕНЫЙ И РЕЛИГИЯ

Сообщение автор Admin в Пн Мар 18, 2013 4:13 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

УЧЕНЫЙ И РЕЛИГИЯ


Данная статья является применением и развитием моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Мыслящий человек не может обойтись без мировоззрения. Если он не будет обладать научным мировоззрением, то будет обладать ненаучным, в т. ч. идеологическим мировоззрением, затрудняющим прогресс и применение науки. Обладание ненаучным мировоззрением -- это привилегия неученых и то не всех. Так, опасно вручать ядерную кнопку фанатичному религиозному верующему. Всем ученым по профессиональным причинам противопоказано обладание ненаучным мировоззрением. Научное мировоззрение -- это основа, ядро передовой научной (научно обоснованной) духовности, противоположной основанной на ненаучном мировоззрении нереалистичной, в т. ч. религиозной духовности.

У многих ученых научное мировоззрение формируется стихийно, без четких критериев, надежной теории и бессистемно. Но стихийно-научное мировоззрение недостаточно эффективно для методологического руководства в научном познании, для противодействия ненаучным мировоззрениям и уязвимо. Вытеснение из сферы науки научно-мировоззренческого просвещения открывает дорогу для проникновения в науку религиозного и иных антинаучных мировоззрений, чинящих препоны развитию науки. Только научное мировоззрение последовательно, полноценно способствует развитию науки и научного познания. Однако распространение научного мировоззрения в сфере науки и во всем обществе не должно ущемлять права человека и потому должно быть не предписательным, а рекомендательным типа «если вы хотите иметь научное мировоззрение, то вам целесообразно руководствоваться такими-то идеями».

Из всех ненаучных мировоззрений сегодня наиболее опасным для науки является религиозное мировоззрение. Наука и религия идейно вообще несовместимы. Религия основана на вере в существование объективной бесконечной целевой причины, якобы направленно детерминирующих бытие природы и человечества. Религия внерациональная. Она исходит из вообще недоказуемой логически и практически веры в существование бесконечной целевой первоосновы мира (бога и др.), якобы детерминирующей мир конечных предметов.  Наука рациональна. Она признает возможность осуществимости лишь всецело ограниченных предметов и потому объясняет реальность ограниченными причинами, опираясь на логические и практические доказательства.

Наука в силу своей природы не в состоянии что-либо сказать об истинности или ложности религиозной идеи существования бесконечной целевой основы мира, поскольку не в состоянии ее рационально описать. Потому конструктивный диалог науки с религией объективно невозможен, даже если их носители страстно его пожелают. А значит, науке и ученым не только нецелесообразно, но и вредно пытаться идти на идейный диалог с религией и с искренними верующими, поскольку такой попыткой наука и ученые вопреки рационально-научному взгляду на мир косвенно ошибочно частично признают якобы возможность объективно-познавательной ценности религиозных идей.

Диалог науки и ученых оправдан лишь с людьми с полностью рациональным мышлением, которые ошибочно полагают, будто обладают или способны обладать религиозной верой, с целью помощи им в избавлении от этого заблуждения и в осознанном переходе их на рационально-научную позицию. А служители религий очень хотят признания наукой и учеными религии и ее служителей источником истины, причем более высокой, чем научная истина, к тому же якобы абсолютной, поскольку они будто бы дают знание о целевой бесконечной первооснове и о ее намеренном проявлении в конечных вещах, а наука, согласно им, дает знание лишь о производных от бесконечной основы вторичных, ограниченных предметах и причинах. Таким признанием наука и ученые фактически согласились бы на методологическое и нравственное руководство ими религией и священнослужителями.

Научный и религиозный логический и методолого-когнитивный (познавательный) подходы к отражению мира, к его описанию и объяснению вообще несовместимы. Наука совсем не нуждается в религии. Даже нравственные ценности ученые способны вырабатывать сами. Так, этика ученого выработана и развивается самими учеными. Ученые вносят существенный вклад в разработку этики бизнеса, управленческой этики, экологической этики и др. Как только ученый становится истовым (искренним) верующим, он неизбежно отступает от принципа научной объективности, теряет качества ученого и деформирует научный подход, научное знание и научное познание в направлении приспособления их к усилению обоснования или демонстрации якобы истинности непроверяемых практикой религиозных догматов.

Мышление подлинного ученого является рациональным и мыслит осуществимыми только ограниченные предметы. Подлинный ученый не совместим с религиозной верой. При появлении у ученого религиозной веры его сознание неизбежно раздвоится и станет антагонистичным, в нем неизбежно возникнет конфликт вследствие попытки совместить религиозную веру в существование бесконечной основы мира (бога и др.), идея которого вообще не мыслима содержательно рациональным мышлением ученых и потому не проверяемая наукой, с объяснением ограниченных предметов проверяемыми наукой ограниченными причинами. Если некоторые ученые заявляли или заявляют, будто они подлинные адепты религиозной веры, то это не означает, что они действительно были или являются искренними верующими. Однако если подлинный ученый все же стал искренним верующим, то это означает, что у его рационально-научного мышления появились серьезные сбои и оно потеряло способность реалистично, объективно познавать и объяснять мир, что оно оказалось под давлением проявившегося в силу каких-то причин в мышлении ученого противоположного рациональному безгранично идеализирующего мир нереалистичного идеологического мышления, которое посредством веры признает соответствующими реальности конструируемые им безгранично, в т. ч. бесконечно идеализированные предметы (напр., бесконечный бог, богочеловек), не считая их идеализациями. А если проявившееся в сознании ученого идеологическое мышление каким-то образом стало существовать параллельно с присущим ученому рациональным мышлением, не взаимодействуя с ним, то это будет полным раздвоением личности. Появление в сознании ученого идеологического мышления наряду с существовавшим у него рациональным мышлением приводит к образованию у него дуалистичного рационально-идеологического мышления, рационально-идеологического дуализма мышления. Если идеологическое мышление полностью в силу каких-то причин вытеснит в сознании ученого рациональное мышление, то человек потеряет признаки ученого. И первый, и второй, и третий случаи наблюдались в науке. На идеологическом мышлении основаны все идеологии, в т. ч. религии, философии. Религии, их организации и служители, вмешиваясь в науку, стремятся осуществлять мировоззренческое, гносеологическое, методологическое и даже нравственное руководство наукой и учеными. Любое религиозное учение рассматривает себя как единственная, абсолютная истина об основе бытия и его адепты относятся к нему также.

Если ученые, у которых проявилось идеологическое мышление, признают истинными идеи религиозных учений (неважно, каких учений) о существовании бесконечной основы мира, то они неизбежно будут вынуждены признать религию, церковь, их служителей и адептов носителями якобы высших по отношению к науке истин и признать за ними право направлять ученых в научных исследованиях, выступая по отношению к ним, к науке и к научному знанию высшими мерилами и судьями. Ведь любая религия – это не просто вера в существование бесконечной первоосновы реальности. Это также вера в якобы необходимое обусловливание бесконечной первоосновой существования ограниченных предметов. Признание религиозных вероучений истинными неизбежно означает признание того, что научное знание об ограниченных вещах, отношениях, свойствах, причинах, законах должно быть дополнено верой в решающее влияние на эти ограниченные предметы признаваемой религиями бесконечной первоосновы, вообще не улавливаемой научными познавательными средствами в силу неспособности рационального мышления мыслить содержательно бесконечное. Такое признание ученым неизбежно обусловливает внесение им в научное знание вообще противоречащих научным требованиям и не мыслимых содержательно идей о бесконечной причине мира и о якобы детерминации ею ограниченных предметов. С помощью такого знания не построишь ни космическую ракету, ни термоядерный реактор.

Признание учеными права религий на создание якобы безусловно истинных моральных норм также несет огромную опасность проникновения религии в науку и контроля ею науки и ученых. Ведь моральные нормы, даже самые разумные, могут обосновываться разными причинами, напр., потребностями обеспечения стабильности общества, жизнеспособности наций, человечества, утилитарными интересами людей, т. е. если одни люди не будут соблюдать моральные нормы в отношении других, то и другие не будут их соблюдать в отношении них. Религии обосновывают формулируемые ими нормы морали признаваемой ими безусловно существующей бесконечной целевой причиной (богом и др. в нетеистических религиях). Если ученый признает правильность предлагаемых религиями моральных норм, то он вместе с ними признает истинность их религиозного обосновании, признает истинными религиозные идеи о якобы существовании высшей бесконечной целевой причины и ее будто бы необходимого проявления в ограниченных предметах, в т. ч. в нормах морали. Таким обходным путем через мораль религии и их служители могут проникнут в науку в качестве их контролеров. Если ученый видит разумность имеющихся в религиях тех или иных моральных норм с точки зрения их непосредственного соотносимого с реальной жизнью содержания, то ему, если он хочет оставаться на научных позициях, целесообразно дать этим нормам научное обоснование, отбросив религиозное обоснование. И целесообразно использовать науку для формулирования новых и для обоснования уже существующих эффективных моральных норм.

Религия, наряду с философией, социальными утопиями, является разновидностью идеологии. Все идеологии основаны на категорических идеях о якобы осуществимых безгранично, в т. ч. бесконечно идеализированных предметах, хотя с рационально-научной позиции эти идеи либо неистинные (напр., идеи осуществимости мессий, абсолютно совершенного общества, всемудрого правителя), либо вообще не поддаются научному соотнесению с реальностью, поскольку рациональное мышление их не в состоянии содержательно мыслить (напр., идеи существования бесконечного всемогущего бога, бесконечной материи). Рациональное мышление способно создать идею бесконечного только формально-логически путем противопоставления идее конечного. Потому все идеологии противоречат науке и являются ее врагами. Они ограничивают науку. Интересы эффективной защиты науки от посягательств на нее религии требуют объединения против этих посягательств усилий всех ученых и вооружения их эффективными идейными средствами противодействия религии и всякой идеологии. Некоторые религии уже начали новое воинствующее стратегическое наступление на науку с целью установления своего контроля над наукой.

Только наука и основанная на науке социальная инженерия в состоянии дать ответ на следующие фундаментальные проблемы управления оптимальным развитием человечества: 1. Что есть нынешнее человечество? 2. Какова главная объективная цель развития человечества? 3. В чем состоят оптимальные черты общественного устройства человечества и биотехнологического устройства естественной человеческой природы? 4. Каковы эффективные место и роль различных стран в обеспечении жизнеспособности человечества? 5. Какие глобальные долгосрочные цели и способы поведения стран на мировой арене наиболее разумные с точки зрения наилучшего обеспечения жизнеспособности человечества?

Эффективное противодействие науки и ученых религиозным взглядам и церкви предполагает не только научную критику религии, но и разработку концепций, дающих объективное рационально-научное знание о реальности.


18. 03. 2013

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru;
Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость философско-идеологической веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива // Demiurgos.communityhost.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии // demiurgos.sosbb.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03. 2013.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 237
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения