ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНО-НАУЧНОГО И ИДЕОЛОГИЧЕСКО-РЕЛИГИОЗНОГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Перейти вниз

ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНО-НАУЧНОГО И ИДЕОЛОГИЧЕСКО-РЕЛИГИОЗНОГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 19, 2013 4:26 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНО-НАУЧНОГО И ИДЕОЛОГИЧЕСКО-РЕЛИГИОЗНОГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Данная статья является применением и развитием моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Эффективное обеспечение на основе научно-инженерного прогресса жизнеспособности всего человечества и отдельных стран требует рациональности в осмыслении людьми себя и мира, а также во всесторонней организации ими своего бытия, своей жизнедеятельности и мирового исторического процесса. Большая нехватка рациональности в обеспечении жизнеспособности отдельных стран и всего человечества во многом вызвана тем, что есть сильное влияние в обществе антагонистичных рационализму идеологических мировоззрений, которые являются внерациональными (экстрарациональными), т. е. есть сильное влияние идеологического подхода к жизни.

Идеологический подход -- это взгляд на мир и отношение к миру, состоящие в безграничной положительной или отрицательной мысленной идеализации мира, а значит, и себя и в вере в осуществимость созданных мыслью безгранично идеализированных предметов, одни из которых (конечные) неосуществимые (напр., «всезнающий правитель», «абсолютно совершенное общество»), а другие (бесконечные) не поддаются рациональному доказательству на предмет осуществимости (напр., бесконечные «всемогущий бог», «материя»), поскольку невозможно содержательно мыслить идею бесконечности. К наиболее распространенным типам идеологии относятся религия, философия, безгранично идеализирующие мир взгляды, построенные с помощью нерелигиозных мифов, средств обыденного сознания, искусства, те социальные концепции, которые основаны на идеях безгранично идеализированного социального мира и вере в их безусловную истинность, в частности, социальных утопий, напр., учений анархизма, марксизма, фашизма, некоторых разновидностей либерализма.

Идеологический подход является внерациональным (экстрарациональным), но он не тождественный иррациональности. Внерациональный подход основан на логике веры, а рациональный – на логике доказательства. И тот, и другой связаны с мышлением.

Иррациональное (лат. irrationalis -- неразумный) – это та сторона психики человека, которая находится за пределами его логики, его мышления и связана с бессознательным, напр., с обусловленностью инстинктами.

Рациональный подход противоположен внерациональному идеологическому подходу. Рациональный подход реалистичный. Он признает возможность осуществимости лишь всецело ограниченных (обладающих количественными, качественными, причинными, сущностными и др. границами) предметов и опирается не на веру, а на доказательство с помощью логики и практики. Рационализм – это неидеализирующий взгляд на мир и неидеализирующее отношение к миру. Человек может руководствоваться узкокорыстными интересами, а можете действовать сообразно интересам всего человечества, может использовать научные знания, а можете полагаться на здравый смысл, может предварять свои действия глубокими размышлениями и обоснованиями, а может действовать на основе реализуемой с помощью сокращенных доказательных процедур интуиции, но он до тех пор находится в границах рационального подхода, пока опирается на рациональное мышление , т. е. признает осуществимыми только ограниченные предметы и не руководствуется идеологическими безграничными идеализациями и верой в их осуществимость.

Рациональный подход включает: 1. Признание ценными для познания мироздания и для жизнедеятельности общества только идеи, полученные рациональными, в первую очередь научными средствами; 2. Признание возможности познания реальности рациональными, в первую очередь научными средствами; 3. Объяснение мироздания и его компонентов, причин рациональными, в первую очередь научными средствами; 4. Формулирование целей общественного развития, конструирование желаемой реальности только руководствуясь рациональными, в первую очередь научными и основанными на науке инженерными идеями.

В эпоху современной тотальной научно-инженерной революции и массового интеллектуализированного труда высшим проявлением рационального подхода к миру является научное познание и инженерное применение научного знания во всех областях человеческой деятельности.

Религия, наряду с философией, социальными утопиями, является разновидностью идеологии. Все идеологии основаны на категорических идеях якобы осуществимых безгранично идеализированных предметов, хотя с рационально-научной позиции эти идеи либо неистинные (напр., идеи абсолютно совершенного общества, всемудрого правителя), либо вообще не поддаются научному соотнесению с реальностью (напр., идеи существования бесконечного всемогущего бога, бесконечной материи), поскольку рационально-научное мышление не способно содержательно мыслить идею бесконечности. Потому все идеологии противоречат науке и являются ее врагами. Они ограничивают науку.

Научный и религиозный логико-методологический и гносеологический подходы к отражению мира, к его описанию и объяснению вообще несовместимы. Наука совсем не нуждается в религии. Даже нравственные ценности ученые способны вырабатывать сами. Так, этика ученого выработана и развивается самими учеными. Ученые вносят существенный вклад в разработку этики бизнеса, управленческой этики, экологической этики и др. Как только ученый становится искренним верующим, он неизбежно отступает от принципа научной объективности, теряет качества ученого и деформирует научный подход, научное знание и научное познание в направлении приспособления их к обоснованию или демонстрации якобы истинности непроверяемых практикой конкретных религиозных идей. Подлинный ученый не совместим с религиозной верой, поскольку его сознание неизбежно раздвоится, обретет антиномичность, конфликт с собой при одновременном объяснении идей ограниченных предметов проверяемыми наукой идеями ограниченных причин и не проверяемой наукой идеей бесконечной целевой причины (напр., идеей бесконечного бога как якобы творца мироздания в теистических религиях и др.). Если некоторые ученые заявляли или заявляют, что они подлинные адепты религиозной веры, то это не всегда означает, что они были или являются искренними верующими. Но если подлинный ученый реально стал искренним верующим, значит, то это означает, что у его рационально-научного мышления появились сбои и оно потеряло способность реалистично, объективно познавать и объяснять мир. Ученый может быть религиозным верующим в том случае, если у него дуалистичное рационально-идеологическое мышление. Чем больше у ученого с дуалистичным мышлением, обладающего религиозной верой, идеологическое мышление вытесняет рациональное мышление, тем более искренним адептом конкретной религии он становится.

Если ученые с дуалистичным мышлением признают истинными идеи религиозных учений (неважно, каких учений) о существовании бесконечной целевой первоосновы бытия, то они неизбежно вынуждены признавать религию, церковь, их служителей и адептов носителями высших по отношению к науке истин и признавать за ними право направлять ученых в научных исследованиях, выступая по отношению к ним, к науке и к научному знанию высшими мерилами и судьями. Ведь любая религия – это не просто вера в существование бесконечной целевой первоосновы реальности. Это также вера в якобы существование неизбежного обусловливания бесконечной целевой основой мироздания, в наличие которой адепты религий верят, бытия ограниченных предметов. Признание учеными с дуалистичным мышлением религиозных вероучений истинными неизбежно означает признание ими того, что научное знание об ограниченных вещах, отношениях, свойствах, причинах, законах должно быть дополнено верой в решающее влияние на эти ограниченные предметы признаваемой религиями, но вообще не поддающейся содержательному осмыслению научными познавательными средствами идеей бесконечной первопричины, лежащей в основе любой религии. Такое признание  неизбежно обусловливает внесение в научное знание противоречащих научным требованиям идей о бесконечной целевой первопричине мира и о якобы детерминации ею ограниченного мира. С помощью такого знания не построить ни космическую ракету, ни термоядерный реактор. Религии, их организации и их служители, даже если они считаются с успехами науки, стремятся осуществлять мировоззренческое, гносеологическое, методологическое и даже нравственное руководство наукой и учеными

Признание учеными с дуалистичным мышлением права религий на создание якобы безусловно истинных моральных норм также несет огромную опасность проникновения религии в науку и контроля ею науки и ученых. Ведь моральные нормы, даже самые разумные, могут обосновываться разными причинами, напр., потребностями обеспечения стабильности общества, жизнеспособности наций, человечества, утилитарными интересами людей, напр., если одни люди не будут соблюдать моральные нормы в отношении других, то и другие не будут их соблюдать в отношении них. Религии обосновывают формулируемые ими нормы морали признаваемыми ими безусловно существующими бесконечными целевыми причинами (напр., богом). Если ученый с дуалистичным мышлением посредством религиозной веры признает якобы истинность предлагаемых определенной религией моральных норм вместе с их религиозным обоснованием, то он тем самым признает якобы истинными религиозную идею якобы существования высшей безграничной целевой первопричины и ее якобы необходимого проявления в ограниченных предметах, в т. ч. в нормах морали. Таким обходным путем через мораль религии и их служители проникнут в науку. Если ученый с дуалистичным мышлением видит якобы разумность имеющихся в религиях тех или иных моральных норм с точки зрения их непосредственного соотносимого с реальной жизнью содержания, то ему, если он хочет оставаться на научных позициях, целесообразно дать этим нормам научное обоснование, отбросив религиозное обоснование. Также целесообразно использовать науку для формулирования новых и для обоснования уже существующих эффективных моральных норм.

Интересы эффективной защиты науки от посягательств на нее религии требуют объединения против этих посягательств усилий всех российских ученых и вооружения их эффективными идейными средствами противодействия религии и всякой идеологии.


19. 03. 2013

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru;
Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления  // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость философско-идеологической веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива // Demiurgos.communityhost.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии // demiurgos.sosbb.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия // demiurgos.sosbb.ru, 18. 03. 2013.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 238
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения