ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕРА И РАЦИОНАЛЬНАЯ УВЕРЕННОСТЬ

Перейти вниз

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕРА И РАЦИОНАЛЬНАЯ УВЕРЕННОСТЬ

Сообщение автор Admin в Ср Апр 17, 2013 6:55 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕРА И РАЦИОНАЛЬНАЯ УВЕРЕННОСТЬ


Данная статья является применением и развитием моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Человек с рациональным мышлением, используя логические и практические доказательства, мыслит с долей сомнения возможность существования только ограниченных предметов. Рациональное мышление, в частности, научное мышление использует для когнитивных целей безгранично, но не бесконечно  идеализированные предметы (напр., абсолютно твердое тело, идеальный газ), изначально считая их идеализированными и неосуществимыми. Бесконечно идеализированный предмет рациональное мышление вообще не в состоянии содержательно мыслить. Человек с идеологическим мышлением с помощью веры категорически мыслит осуществимыми безгранично идеализированные, в т. ч. бесконечно идеализированные предметы (напр., абсолютно совершенное общество, бесконечные материю, бога), которые оно не признает идеализированными.

Предполагаю, что человек с расположенностью к рациональному мышлению рождается с меньшим количеством жестких программ поведения, чем человек с расположенностью к идеологическому мышлению, и потому рациональный человек как бы рождается для свободного выбора. Вся его жизнь – это постоянный выбор под большим или меньшим влиянием обстоятельств и даже относительно произвольный, но не абсолютно недетерминированный выбор, поскольку такой выбор невозможен. Однако для человека с рациональным мышлением нет внешних обстоятельств и личных причин, в т. ч. в психике, которые категорически императивно побуждали бы его совершать определенный выбор чего-то, в т. ч. своего мировоззрения. При всех обстоятельствах, за одним исключением, он обладает духовной свободой воли, хотя и не абсолютной, которая  невозможна, сопоставлять варианты выбора и самостоятельно сделать хотя бы в мыслях определенный выбор. Исключение – это то, что рациональная личность только себя посредством веры категорически мыслит существующей, при этом без безграничной идеализации себя. Это единственный случай веры личности с рациональным мышлением. Рациональное мышление – это неперсонифицированное беспристрастное мышление мира, в т. ч. ценностей, оперирующее идеями конечных предметов, в т. ч. безгранично идеализированных конечных предметов. В рациональном мышлении мыслящая личность предстает лишь одним из конечных предметов наряду с другими конечными предметами.

Также категорически посредством веры мыслит себя существующей обладающая идеологическим мышлением идеологическая личность, которая в отличие от рациональной личности себя безгранично идеализирует в положительную, отрицательную или ту и другую стороны, посредством веры считая свое существование якобы причастным к будто бы существующей бесконечной основе мира как первопричине конечных предметов. Идеологическое мышление – это безгранично идеализирующее мир персонифицированное ценностное осмысление мира, основанное на логике идей безгранично идеализированных ценностных предметов как якобы осуществимых. Оно с помощью веры категорически мыслит осуществимыми безгранично идеализированные, в т. ч. бесконечно идеализированные предметы (напр., абсолютно совершенного человека, бесконечного объективного духа), не считая их идеализированными. В основе идеологической логики лежит логическая форма в виде бесконечного абсолюта, которому полностью подчинены логические формы в виде конечных предметов. Одной из логических форм идеологической логики является безгранично идеализированный человек. Отношение человека как логической формы и абсолюта как логической формы является центральным в идеологической логике.

Конкретная идеологическая личность заполняет логические формы адекватным ее особенностям мировоззренческим содержанием, а логическую форму в виде человека она заполняет содержанием безгранично идеализирующих мыслей о себе. Поскольку содержание мировоззренческих мыслей конкретной идеологической личности не обобщенное, а индивидуальное, приспособленное к ее особенностям, то оно составляет существенную сторону самоопределения личности, ее реального Я. Содержание идеологического мировоззрения может быть единым для многих людей с идеологическим мышлением, но оно не в способно быть полностью единым. Вся логика идеологического мышления категорически императивная и потому все идеологическое мировоззрение личности, которое она с помощью веры  признает своим, имеет для нее категорически императивный характер. Данную категорическую императивность задает для идеологической личности логическая форма в виде бесконечного абсолюта, которую личность заполняет соответствующим ее особенностям содержанием. Личность для себя выбирает содержание абсолюта, которое в идеологическом мировоззрении описывает якобы существующую бесконечную основу мира.

Личность с идеологическим мышлением, к которому она расположена от рождения подобно такой же расположенности рациональной личности к рациональному мышлению, обладает врожденной расположенностью к вере, поскольку вера коренится в устройстве идеологического мышления на основе принципе абсолютности (см. мои работы по особенностям идеологического и рационального мышления: Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.sosbb.ru, 26. 12. 2011; Предметная логика // Demiurgos.sosbb.ru и др.). Необходимое признание идеологическим мышлением существования бесконечного абсолютного предмета в виде основы мира, выраженного в мышлении в логической форме абсолюта, делает неизбежным признание существования всех предметов, существование которых мыслится причастным к абсолюту. У идеологической личности нет выбора верить или не верить, а есть лишь относительно свободный выбор конкретного содержания веры в качестве своего первичного идеологического мировоззрения, когда она становится взрослой или когда она ошибочно выбрала неадекватное ее особенностям идеологическое мировоззрение и у нее появилась нужда его сменить, или когда произошли изменения особенностей личности и у нее появилась нужда обрести идеологическое мировоззрение применительно к своим новым особенностям. Этот относительно свободный выбор ограничивается устойчивыми особенностями личности, сообразно которым подбирается идеологическое мировоззрение. Но идеологическая личность после совершенного ею адекватного выбора своего идеологического мировоззрения теряет возможность выбора, поскольку принятое ею с помощью веры в качестве своего идеологическое мировоззрение неизбежно имеет для нее силу категорического императива.

И все же редкая идеологическая личность имеет полностью адекватное ей идеологическое мировоззрение. Ведь его может не быть в наличии и не всякая идеологическая личность способна самостоятельно его разработать, хотя даже не обладающие такой способностью люди стремятся внести в мировоззрение какой-то личный взгляд на мир, пусть даже скрытый от единоверцев. Однако чаще бывает так, что имеющееся у личностей с идеологическим мышлением идеологическое мировоззрение способно лишь частично соответствовать ее особенностям. Даже рационально-научное мышление не способно мысленно сконструировать в целях научного познания веры такой неосуществимый научный безгранично идеализированный предмет, как абсолютно свободный выбор идеологической личностью конкретного содержания веры, поскольку невозможно мыслить отдельный конечный предмет, в т. ч. отдельного человека без его индивидуальности, своеобразия. Идеологическая вера – это абсолютная, исключающая возможность сомнения категорически императивная убежденность идеологической личности в осуществимости безгранично, в т. ч. бесконечно идеализированных предметов, которые с точки зрения рационального мышления либо вообще неосуществимые и доказуемые как неосуществимые (конечные, напр., абсолютно совершенное общество), либо которые рациональное мышление вообще не способно содержательно мыслить, а потому не способно доказывать с точки зрения осуществимости и неосуществимости (бесконечная основа мира и ее бесконечные атрибуты). Потому она проявляется как фанатизм.

Идеологическая вера обладает силой категорического повеления и безусловно повелевает ее адепту следовать своей идеологии, она является носителем категорического повеления. Ее необходимым компонентом является воля. Вера без воли невозможна. Вера представляет собой абсолютную концентрацию воли. Как рациональное, так и идеологическое мышление – это не пассивный процесс, а деятельность, требующая волевых усилий. Вера организует присущую идеологическому мышлению волю в единое целое и подчиняет себе. Полное подчинение верой воли придает вере силу категорического императива. Потому вера -- это не пассивное состояние сознания, а абсолютное волевое усилие и по этой причине имеющая искреннюю веру личность не обладает свободой воли в отношении конкретного содержания предмета своей веры, т. е. в отношении содержания своей идеологии. Выбрав веру, она не может не верить. Ее вера выступает для нее абсолютной необходимостью, она диктует ей образ мыслей и способ поведения. Вера сопровождается страстным желанием верящей личности жить в безграничном мире, в том числе в бесконечном мире. Веру можно выразить формулой: верю, потому что страстно желаю безграничного мира. Веру идеологического мышления в абсолютную истинность своих мыслей я называю законом абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления. Вера придает идеологическму мышлению  категорически императивный характер и предписывает его обладателю мыслить и действовать в соответствии с создаваемыми идеологическим мышлением конкретными идеологическими идеями. Создаваемые идеологическим мышлением безгранично идеализированные предметы являются остовом любой идеологии – философии, теософии, религии и других разновидностей идеологии.

Безгранично идеализированные предметы (абсолютно совершенное общество, бесконечная материя, всемогущий бог и др.), в осуществимость которых верит идеологическая личность – это для нее ценностные предметы, она рассматривает их как абсолютно жизненно значимые для нее. Их ценность для нее является мотивом ее страстного отношения к ним (желания или не желания их бытия). Невозможны полностью идентичные для людей ценности. Каждая личность, как рациональная, так и идеологическая, отличается своеобразием ценностного отношения к миру, однако рациональная личность не обладает безгранично идеализированным ценностным отношением к миру, т. е. не признает, в отличие от идеологической личности, осуществимость безгранично, в т. ч. бесконечно ценностных предметов. В силу того, что каждая личность обладает своеобразием ценностного отношения к миру, неизбежно большое разнообразие идеологических, в т. ч. философских взглядов, каждый из которых категорически утверждает о своей безусловной  истинности, которую признают посредством веры приверженцы идеологических взглядов. Сколько идеологических взглядов, столько и безусловных идеологических истин. Но это истины не объективные, а субъективно-пристрастные и основаны на вере.

Идеологическая личность не способна поверить в осуществимость ценностно нейтральных для нее безграничных (безгранично идеализированных) предметов, например, в осуществимость таких рационально-научных безгранично идеализированных предметов, как прямая линия, машина Карно, абсолютно черное тело, которые применяются в науке и изначально мыслятся рационально-научным мышлением неосуществимыми. Потому вера не может быть ценностно нейтральной. Вера – это вера в осуществимость безграничных (безгранично идеализированных) ценностных предметов. А искренняя вера некоторых людей в осуществимость такого безгранично идеализированного предмета, как «вечный двигатель» (лат. perpetuum mobile), некоторыми чертами напоминающего научный безгранично идеализированный предмет, возможна потому, что эти люди обладают идеологическим мышлением и «вечный двигатель» является для них безграничной ценностью и включен ими в их идеологическое мировоззрение. Безгранично идеализированные предметы обладают для идеологической личности смысложизненным значением и выражают ее существенное заинтересованное отношение к миру.

Идеологическая вера всегда конкретная и индивидуальная, она не способна существовать как обобщенная вера. Обобщенную веру можно сконструировать лишь с помощью рационального мышления для нужд научного познания в виде неосуществимого рационально-научного безгранично идеализированного предмета с целью более глубокого научного изучения логической формы веры. Сопровождающее веру страстное желание идеологической личности жить в мире осуществимых безграничных предметов порождается ее безграничными побуждениями (напр., к вечной жизни, к абсолютной справедливости или к абсолютному злу). Идеологической личности врожденна способность к безграничным побуждениям, которые с неодолимой силой детерминируют ее чувства, придавая им форму страсти, ее волю и поведение, но идеологическая личность не предрасположена к конкретному содержанию безграничных побуждений.

Вера в осуществимость безграничных побуждений обеспечивается безгранично идеализирующим идеологическим мышлением. Идеологическое мышление личности, к которому она расположена от рождения, порождает веру в осуществимость конкретных ценностных безгранично идеализированных предметов. Абсолютная идеологическая логика этого мышления выстраивает мысли, составляющие содержание идеологической веры, в систему жесткой иерархии, на вершине которой находится бесконечный абсолют в виде бесконечной основы мира, которую идеологическая личность неизбежно признает абсолютным детерминантом других предметов, в том числе самой идеологической личности, и это ее признание жестко направляет ее мысли. Данная жесткая направленность мыслей, лишающая возможности их выбора, и есть вера. Вера – это абсолютное отсутствие возможности выбора мыслей.

Ф. Якоби (1743 – 1819), не подозревая, очень точно в чистом виде выразил особенность мышления идеологической личностью абсолюта, хотя он не выделял идеологическое мышление, а говорил о личности, верящей в абсолют. Согласно ему, человек чувствует себя поглощенным в абсолюте. Согласно моей концепции разделения рационального и идеологического мышления, не рациональный, а именно идеологический человек чувствует себя поглощенным в бесконечном абсолюте и не только чувствует, но и с помощью идей осознает себя поглощенным в абсолюте, он чувствует и мыслит поглощенным в абсолюте не только себя, но и все предметы. Однако чувство поглощенности и мышление поглощенности в абсолюте предполагает мышление самого абсолюта как реальности. Как возможно мышление этого абсолюта? Мышление конкретной идеологической личностью его как реальности осуществляется посредством мышления ею своего существования как полностью лишенного собственной основы, посредством мышления ею своей неспособности к самосуществованию при одновременном мышлении абсолютного предмета как абсолютной основы всех реальных предметов, в том числе идеологической личности. При мышлении личностью бесконечного абсолюта имеет место безграничная идеализация ею себя в аспекте мысленного полного элиминирования ею собственной основы существования, которая реально есть, хотя она не абсолютная, а относительная. Идеологическая логика придает мышлению абсолютную убежденность, которая представляет собой веру в существование бесконечной основы мира и якобы производных от нее конечных предметов, и наделяет веру категорической императивностью.

Идеологическая личность верит в осуществимость безгранично идеализированных предметов потому, что она верит в осуществимость бесконечного абсолюта, в котором видит абсолютную основу и причину всех предметов, в т. ч. себя. Идеологическая логика – это логические рельсы, которые категорически направляют идеологическую личность смотреть на мир, относиться к нему и действовать в нем сообразно содержанию своего идеологического мировоззрения, в абсолютную истинность которого она верит. У идеологической личности нет предрасположенности к вере в конкретное идеологическое мировоззрение. На выбор веры влияет много факторов, в том числе культурная среда, особенности характера личности, но они не предписывают жестко выбор определенного содержания веры. Однако когда идеологическая личность сделает выбор конкретного идеологического мировоззрения в качестве своей веры, т. е. когда она обретет веру в безусловную истинность конкретного идеологического мировоззрения, то данный выбор становится для нее безусловным и категорически повелевает ею.

Не бывает веры идеологической личности в осуществимость одного безгранично идеализированного предмета. Вера функционирует в мировоззренческой системе личности с множеством иерархически упорядоченных безгранично идеализированных предметов, среди которых главным является бесконечная основа мира, мыслимая по отношению ко всем безгранично идеализированным предметам абсолютной основой и первопричиной. Фактически в идеологии нет идей не идеализированных предметов, есть идеи только безгранично идеализированных конечных предметов. Поскольку в любой идеологии конечные предметы рассматривается как причастные к бесконечной основе мира, в которых как минимум якобы проявилась бесконечная причина. то они тоже являются безгранично идеализированными предметами, которые однако не признаются идеологическим мышлением идеализированными предметами и изначально мыслятся им посредством веры осуществимыми. Для приверженца конкретной идеологии мыслить ее идеологический безгранично идеализированный предмет – это значит мыслить его осуществимым. Так, абсолютно совершенное общество мыслится в идеологических учениях как безусловно осуществимое. Но оно мыслится осуществимым не само по себе, а потому, что выводится из основанной на вере идеи существования бесконечной основы мира, т. е. основа мира мыслится в качестве детерминирующей абсолютно совершенное общество. Вера – это вера в существование мира, представленного в мировоззрении, которое обладающая верой личность считает абсолютно истинным. Обладающая искренней верой в истинность своей идеологии, в т. ч. философии, религии идеологическая личность находится в абсолютной зависимости от своего учения, которое категорически повелевает ей смотреть на мир, относиться к нему и действовать в нем в соответствии с ним, закрывая возможность сомнения в нем.

Идеологическая личность по причине веры в абсолютную истинность своего идеологического учения не может не следовать его основным положениям (догматам, догмам -- греч. δόγμα dogma, dogmatos — мнение, решение, постановление). Догмы идеологического учения, т. е. учения, в которое личность верит, являются для нее категорическими императивами и выполняют в отношении нее роль своеобразных жестких программ, подобных инстинктам, однако гораздо более сложных, связанных с участием мышления. Пока личность расположена к вере, она не в состоянии отречься от веры. Однако искренне верящая личность в состоянии совершить модификацию своих воззрений внутри веры, в том числе качественную, равнозначную созданию новой идеологии, в т. ч. нового философского учения, а также перейти от веры в одно учение к вере в другое учение. Этот процесс весьма сложный, он не носит произвольный характер и связан с глубокой внутренней перестройкой безграничных смысложизненных ориентаций, жизненных побуждений и мышления личности. Внутри идеологической веры не может возникать сомнение, вера и сомнение являются антагонистами. Переход от одной веры к другой носит скачкообразный характер без промежуточных звеньев в виде сомнения. Как выбирает идеологическая личность определенную философию или иное идеологическое мировоззрение в качестве своего? По каким признакам она опознает, подходит или не походит для нее конкретная идеология? Эти вопросы требуют осмысления.

Доля людей, обладающих идеологическим мышлением и потому искренне верящих в существование бесконечной основы мира, которую рациональное мышление даже не в состоянии содержательно мыслить, примерно одинаковая во все времена и у всех народов. К этой доле принадлежат как люди с монистичным идеологическим мышлением, так и люди с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. Объяснить факт веры таких людей в существование бесконечной основы мира заблуждениями или деформациями в их психической организации невозможно. Слишком велико их число во все времена, причем много таких людей было и есть даже среди гениальных ученых с весьма развитым рационально-научным мышлением (например, Аристотель, Ньютон, Декарт), которые, казалось бы, на примере эффективности своих научных исследований могли убедиться в преимуществе и ценности рационального доказательства для получения объективно-истинного знания. Однако когда  такие ученые выходят за границы исследуемой ими ограниченной области реальности и пытаются определить основу мира, то сразу же теряют доверие к признанной и апробированной ими же ценности рационально-научного доказательства и признают веру наиболее эффективным средством осмысления реальности на этом ее уровне, поскольку категорически признают основу мира бесконечной. Этим ученым явно присуще наряду с рациональным также идеологическое мышление, признающее осуществимым бесконечный предмет, т. е. они обладают дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. Опасность обладания ученым дуалистичным мышлением состоит прежде всего в том, что его идеологическое мышление может по каким-то причинам начать доминировать над рациональным мышлением и ученый потеряет способность объективно исследовать мир, он будет искажать описание реальности в угоду идеологической вере, приспосабливая его к признанной им безусловно идее существования бесконечной основы мира, дискредитируя этим науку и ослабляя ее. Такие случаи известны. Но большинство ученых обладают только рациональным мышлением.


Последний раз редактировалось: Admin (Пт Дек 06, 2013 10:31 am), всего редактировалось 14 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 238
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin в Ср Апр 17, 2013 6:57 pm

Только в том случае возможно объяснить склонность большого числа людей во все времена к вере в существование бесконечной основы мира, если признать, что данная склонность не является аномалией мышления, а такая же норма, как и склонность к рациональному мышлению и к основанному на нем признанию осуществимыми только ограниченных предметов, и что причины этой нормы лежат в особенностях генетически обусловленной природы мышления. Однако вера в безусловную истинность конкретного понимания основы мира как бесконечной является не врожденной, а приобретенной.

Полагаю, что расположенность к идеологической вере, но не конкретная вера, врождена многим людям вместе со способностью к идеологическому мышлению и что существуют специфические законы генетического наследования вида Homo sapiens, которые обусловливают постоянное воспроизводство в человеческих популяциях относительно большой доли людей с практически полным доминированием идеологического мышления (ок. 7 – 12 %) и с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, а потому люди, обладающие расположенностью к идеологической вере, не в состоянии избавиться от нее, как бы они этого ни хотели. Потому содержание веры в виде взглядов на основу мира как на бесконечную не является случайным, оно детерминировано особенностями генетически обусловленного идеологического мышления, ядро которого составляет логическая форма абсолюта, которая является бесконечной, следовательно, всеобъемлющей в отношении конечных логических форм мыслимых предметов, находящихся в логическом отношении полной причинной детерминации их абсолютом. Идеологическое мышление оперирует мыслимыми как осуществимые безгранично, в т. ч. бесконечно  идеализированными предметами, не рассматриваемыми им как идеализированные, которые имеют для идеологической личности силу категорического императива. Абсолют как главная логическая форма идеологического мышления с помощью веры выполняет функцию априорной безусловной истины для его содержания и детерминирует такую функцию остальных логических форм идеологического мышления, которые находятся в отношении полного логического подчинения абсолюту как логической форме.

Естественно сделать вывод, что идеологическому сознанию людей, расположенных к вере как таковой, присущ механизм, с необходимостью обеспечивающий веру в безусловную истинность конкретных идей о якобы существовании бесконечной основы мира и о будто бы ее проявлении в конечных предметах. В таком механизме участвуют много факторов, в частности, к нему относятся врожденно присущие людям, склонным к вере, идеологические безграничные, в т. ч. бесконечные побуждения (потребности, интересы, мечты и др.), к которым они предрасположены, а также идеологическое (экстрарациональное, внерациональное) мышление, признающее осуществимыми безгранично, в т. ч. бесконечно идеализированные предметы, включая безграничные побуждения, которые тоже являются безгранично идеализированными, но которые идеологическое мышление не считает идеализированными и посредством веры признает осуществимыми, как и остальные идеологические безгранично идеализированные предметы. На основе идеологического мышления вырабатываются философские, религиозные и иные идеологические взгляды.

Независимо от того, есть ли у людей, обладающих идеологическим мышлением, также рациональное мышление и если есть, то насколько оно развито, их идеологическая логика все равно реализуется с необходимостью и реализуется в первую очередь при признании посредством веры существования бесконечной основы мира, несмотря на то, что при этом людям, которым присуще дуалистичное рационально-идеологическое мышление, приходится поступаться логикой рационального доказательства. У людей, обладающих таким дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, в котором рациональное и идеологическое мышление не существуют параллельно или их действие не чередуется, идеологическое мышление имеет неодолимую тенденцию вытеснять рациональные доказательства верой, подчинять себе рациональное мышление, без которого ни один человек не сможет нормально ориентироваться даже в ближайшей окружающей среде, удовлетворять первичные жизненные потребности. Однако подчинение рационального мышления идеологическому не всегда и не у всех людей с дуалистичным совместно действующим рациональным и идеологическим мышлением реализуется, а но даже его частичная реализация ведет к сильной деформации рационального мышления и к превращению его компонентов во вспомогательное средство идеологического мышления при использовании им рациональных знаний, например, научных. Однако невозможно подчинение рациональным мышлением идеологического мышления в силу особенностей их природы. Рациональное мышление оперирует идеями ограниченных конечных предметов, которые оно мыслит осуществимыми, и безгранично идеализированных конечных предметов, которые оно создает для различных целей и которые изначально мыслит неосуществимыми.

В то же время у одних людей с дуалистичным мышлением рациональное мышление способно обладать большей автономией, у других -- меньшей автономией по отношению к идеологическому мышлению. Однако на уровне безусловного признания реальности бесконечной основы мира у таких людей реализуется исключительно идеологическое мышление и на этом уровне они неизбежно руководствуются верой и категорическим повелением. У немногих людей с дуалистичным мышлением рациональное и идеологическое мышление существуют параллельно и независимо друг от друга. Это ненормальное состояние дуалистичного мышления. являющееся раздвоением личности. Если их действие проявляется попеременно путем чередования их перехода из доминантного состояния в рецессивное, то это раздвоение носит потенциальный характер. Если же их действие проявляется одновременно, то данное раздвоение на противоположные программы мышления дестабилизирует мышление, поскольку они мешают друг другу. Рациональное и идеологическое мышление не способны быть совместимыми при совместной работе. Нормальное, хотя и антагонистически противоречивое состояние дуалистичного мышления – это наличие в нем тенденции идеологического мышления к доминированию над рациональным мышлением.

В отличие от идеологической веры рациональная уверенность личности в истинности конкретных идей не носит абсолютного характера. Она представляет собой убежденность рациональной личности в истинности, но всегда содержит потенциальную возможность сомнения. Рациональная уверенность является необходимым компонентом объективного познания и объективной истины. Даже неосуществимая безгранично идеализированная научная истина как высшая форма истины в ее чистом объективном виде включает в себя уверенность личности в ней. Любое научное доказательство истинности тех или иных положений – это доказательство их истинности для рациональных субъектов, которые получают, проверяют и используют научные знания. Если бы у рационального человека не было элементарной уверенности в истинности рациональных доказательств, то он не смог бы применять полученные знания и даже получать их, потому что процесс исследования превратился бы в сплошную цепь сомнений. Без уверенности невозможно заключение рационального мышления об истинности. Объективная истинность – это также оценка субъектом мыслей как истинных. «Бессубъектных» истин не бывает. Потому устройство рационального доказательства должно быть таким, чтобы рациональный субъект был уверен в истинности того знания, которое доказывается, чтобы он доверял доказательству. Хотя решающим доказательством в научном познании является практика, но заключение об истинности делает рациональное мышление. Уверенность рациональной личности в практической сфере в виде сознания обязательности следования определенным идеям, например, правовым законам, нравственным принципам, технологическим правилам, если она хочет достичь желаемого эффекта, также содержит в себе возможность сомнения.

Имеется ли в рациональном мышлении механизм, отвечающий за принятие решения об убедительности доказательств об истинности или неистинности взгляда рациональной личности на мир? И если такой механизм имеется, то как он работает, связан ли он с формами рационального мышления или только с его содержанием, развивается ли он и если развивается, то по каким законам? Уверенность – это не только чувственное отношение к мыслям, но и логическое. Основание для уверенности и для сомнения создает логика рационального мышления.

Рациональные идеи, в отличие от идеологических идей, не обладают для людей с рациональным мышлением мышления силой категорического повеления, поскольку все логические формы рационального мышления в виде только конечных предметов не абсолютные, а относительные, а потому ни одна логическая форма не является абсолютным детерминантом в отношении других логических форм конечных предметов. Ни одна логическая форма рационального мышления не выполняет функцию априорной безусловной истины для его содержания. Все логические формы рационального мышления предполагают рациональное доказательство с помощью логики и практики истинности их конкретного содержания и содержат в себе возможность сомнения в его истинности.

В логике рационального мышления присутствуют формы мышления, которые выражают логическое состояние убежденности или сомнения в истинности или ложности и прямо влияют на соответствующие чувства. Что это за формы? Это наиболее общие формы заключения мышления относительно результатов размышления. К ним относятся: непротиворечивость доказательства, соответствие его определенным принятым и признанным в качестве эффективных стандартам, соответствие эмпирическим фактам и др. Основной логической формой уверенности и сомнения является такое логическое отношение причинной детерминации между мысленными предметами, которое исключает любую безграничную идеализацию в этих отношениях.

Рациональное мышление конструирует рациональные безгранично идеализированные предметы, которые оно мыслит вообще неосуществимыми, однако могущими иметь ограниченные подобия в реальности. В научных безгранично идеализированных предметах, для которых является обязательным наличие ограниченных подобий в реальности, в чистом виде мыслятся различные стороны реальности, способные обладать лишь ограниченным существованием. В отличие от идеологического мышления рациональное мышление не выводит \ограниченные предметы из абсолютных (бесконечных) предметов, поскольку не в состоянии создавать их, а объясняет их через множество других ограниченных предметов, в т. ч. через ограниченные объективные законы, признавая их обладающими определенной детерминирующей силой, но при этом не сводя объясняемые предметы к данному множеству предметов. Причинную детерминацию одними предметами других предметов рациональное мышление считает относительной, а не абсолютной и признает наличие в познаваемых в предметах самобытия. Рациональное мышление не рассматривает создаваемые им научные безгранично идеализированные предметы с позиции отношений реальной причинной детерминации их ни друг с другом, ни с ограниченными реальными предметами, поскольку не мыслит безгранично идеализированные предметы осуществимыми.

Мыслить предмет рационально – это значит исходить из мысленного предмета, осуществимость которого мыслится подлежащей проверке. Наличие в мышлении мысленных предметов не рассматривается как безусловное свидетельство их осуществимости. Рациональное мышление критично по отношению к мысленным предметам, даже если они созданы на основе данных органов чувств. В то же время в нем не содержатся помимо данных органов чувств априорные мысли об осуществимости мысленных предметов. Данные органов чувств несут для мышления сведения о существовании внешних предметов. Рациональное мышление осмысливает реальные внешние предметы только через образы, создаваемые органами чувств.

Если рациональное мышление на основании определенных фактов или опосредованных фактами логических рассуждений получает возможность помыслить связь причинной детерминации между осмысливаемыми ограниченными предметами, избегая при этом абсолютизации данной детерминации, то это мышление обретает уверенность в правильности своих мыслей о рассматриваемом объекте. Если с поддающимся практическому или логическому доказательству на осуществимость мысленным ограниченным предметом мыслится посредством практических и логических доказательств связь причинной детерминации другого мысленного ограниченного предмета, то имеет место убедительное доказательство. Оно представляет собой определение реальной осуществимости мысленного предмета безотносительно к мышлению о нем. Рациональное мышление реалистичное и не способно помыслить даже возможность связи причинной детерминации между научными безгранично идеализированными предметами и мыслимыми существующими или предположительно существующими ограниченными предметами ввиду ее невозможности. Именно мышление в конечном счете делает заключение о реальной осуществимости мысленных предметов. Проблема состоит в признании осуществимым исходного мысленного предмета, с которого начинается осмысление осуществимости другого или других мысленных предметов. У идеологического мышления вообще нет способности и средств хотя бы помыслить с помощью чувственно-практических и логических доказательств причинную детерминистскую связь между признаваемой им с помощью веры якобы существующей бесконечной основой мира и будто бы производными от нее конечными предметами. Идеологическое мышление нереалисточное и мыслит такую связь с помощью веры.

Если научное знание не носит методологического характера, то оно не обладает даже условной императивностью для его носителей. Сколь бы обоснованным оно ни было, на уровне рационального мышления его носители не в состоянии обрести абсолютную убежденность в его истинности, поскольку в рациональной логической форме предметности не содержится необходимость мышления обязательной осуществимости мыслимого предмета. Мысль об осуществимости конкретных ограниченных предметов является следствием доказательства. Для мышления же никакое доказательство существования не является безусловно очевидным, даже в любых данных органов чувств оно способно сомневаться. А существование рационального человека его органы чувств вообще не способны доказать для его мышления. Поскольку рациональный человек себя мыслит, то он необходимо без доли сомнения мыслит себя только существующим и не способен мыслить себя не существующим. В силу того, что данные его органов чувств о нем не исключают для его мышления возможность сомнения в их адекватности, то если бы он в оценке своего существования опирался на эти данные, то сомневался бы в своем существовании и не смог бы выжить. Потому в процессе эволюции человеческого мышления у человека с рациональным мышлением, как и у человека с идеологическим мышлением, выработалась способность к вере в свое существование. По этой причине единственная вера конкретного рационального мышления – это вера в существование его носителя. Существование других предметов не дано рациональному мышлению посредством веры, а опосредовано доказательством и заключает в себе возможность сомнения в его истинности.

17. 04. 2013.

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, demiurgos.sosbb.ru, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007. demiurgos.sosbb.ru, (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, demiurgos.sosbb.ru, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007.demiurgos.sosbb.ru; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, demiurgos.sosbb.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007.demiurgos.sosbb.ru; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, demiurgos.sosbb.ru, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, demiurgos.sosbb.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, demiurgos.sosbb.ru,  12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, demiurgos.sosbb.ru, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, demiurgos.sosbb.ru, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, demiurgos.sosbb.ru, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 201. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru;Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012.demiurgos.sosbb.ru; Он же. Закон абсолютной когнитивной  неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012, demiurgos.sosbb.ru: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Философология (философоведение) // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 03. 2012. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Философия не способна быть себе наукой // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 03. 2012. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 06. 2012. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 11. 2012. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива // Demiurgos.communityhost.ru, 1. 02. 2013. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Научный подход к созданию философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационально-научного и идеологическо-религиозного методологических подходов http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 04. 2013.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Адрес текста "ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.forum2x2.ru

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 238
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения