НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА

Перейти вниз

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА

Сообщение автор Admin в Вт Янв 06, 2015 4:48 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА

Данная научная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Не все религии теистические, т. е. не все религии исходят из веры в существование бога-творца мироздания, напр., буддизм, даосизм, конфуцианство, некогда пифагореизм, но во всех религиях присутствует религиозная вера в якобы существование бесконечной основы мироздания в виде целевой причины, ориентированной с определенным умыслом на человечество и на каждого человека, и есть «духовная практика», связанная с выявлением с разной целью верующей личностью будто бы связи между ней и целевой основой бытия. Религия – это разновидность идеологии и, как всякая идеология, является ценностным отношением к миру.

1. Религия наряду с философией и рядом других мировоззрений основана на вере в существование бесконечной основы мироздания. Наука, основанная на рациональном мышлении, не оперирует идеей бесконечности как реальности, т. к. она объективно не в состоянии соотнести ее с реальностью с целью доказательства и проверки, а не в состоянии объективно соотнести с реальностью в первую очередь потому, что не способна содержательно мыслить идею бесконечности. Для нее бесконечность существует лишь как негативная логическая форма, противоположная конечному как позитивной логической форме рационального мышления, а также как негативное по содержанию понятие, противоположное понятию конечного в формальной логике, полученное не путем осмысления реальности, а путем логического противопоставления понятию конечного, соотносимого с реальностью и полученного путем ее обобщения. Наука содержательно оперирует идеями только определенно конечных и неопределенно конечных предметов, напр., операциональная бесконечность в математике в виде бесконечного множества и др.).

2. Религия – это не только вера в существование бесконечной целевой  основы мира, но и объяснение конечных предметов с помощью нее. Наука осмысливает только конечные предметы и объясняет их посредством только конечных причин.

3. Научные знания общезначимые, независимо от того, кто и где их получил. Религиозные взгляды не общезначимые. Дело не только в наличии во все времена множества разных религий, но и в том, что не все люди предрасположены к религиозной и вообще к какой-либо идеологической вере в якобы существование бесконечной основы мироздания, будь то бог, материя или нечто иное. Люди с рациональным мышлением не расположены к идеологической вере и не способны обладать ею. Любая религия функционирует в роли безусловной истины только для ее приверженцев и в то же время приверженцы каждой религии верят в безусловную истинность своей религии как в якобы всеобщую истину для всех людей на все времена.

4. Есть люди, предрасположенные к вере в существование бесконечных предметов в виде основы мира и ее атрибутов. Это люди с идеологическим мышлением. Кто-то из них является нерелигиозным философом, кто-то руководствуется обыденным сознанием, являясь атеистом, верящим в существование небожественной первоосновы мира, но часть из них становятся приверженцами религии. Только около 7 – 12 % людей склонны к искренней религиозной, философской и иной вере в существование бесконечной основы мироздания. В то же время много людей обладают рациональным мышлением и предрасположены мыслить возможность существования только конечных предметов. Ученые преимущественно относятся к ним. В то же время есть люди с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, в том числе есть они среди ученых. Верующий ученый – это скорее исключение, чем правило. Поскольку он обладает дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, то в его мышлении неизбежно конфликтуют религиозная вера и доказательство, религия и наука, рациональное мышление, на котором основана наука, и идеологическое мышление, на котором основана идеология, в том числе религия как ее разновидность. Обладающий идеологической верой ученый не в состоянии оставаться на позиции рационального мышления и науки при осмыслении основ мироздания. Он неизбежно верит в существование бесконечной целевой причины мира, будто бы являющейся причиной конечных предметов, и мышлению объяснению конечных предметов только конечными причинами. Таким религиозным верующим ученым был, в частности, Ньютон.

5. Научные взгляды объективированы от ценностного отношения человека к миру, они беспристрастные, описывают реальные предметы такими, какими они существуют сами по себе, безотносительно к желанию видеть их теми или иными. Все религиозные взгляды выражают ценностное отношение человека к миру, а значит, они субъективные, пристрастные, они выражают страстное желание человека видеть мир тем или иным. Напр., идея религиозного бога, как и идея философской материи, является ценностной для ее приверженцев. Религиозная истина существует только для приверженцев религии. Научная истина одна, а религиозных истин столько, сколько существует имеющих приверженцев религий.

6. Наука основана на доказательствах, в конечном счете с помощью практики, в ней гипотезы, проблемы, ошибки, сомнения наряду с объективной истиной и убеждением в объективной истинности в виде некатегорической уверенности – это необходимые компоненты. Религия основана на вере, т. е. на категорической убежденности приверженца конкретной религии в истинности религиозного взгляда на мир, религиозная вера полностью исключает для адепта религии гипотезы, проблемы, ошибки, сомнения в своей религии, а любое религиозное учение категорически рассматривает себя как безусловно истинное, только истинное. Смена веры происходит не в результате нарастания сомнения, а скачком. В науке есть относительная убежденность, относительная уверенность, однако нет веры как абсолютной убежденности, любое научное знание, даже самое обоснованное, имманентно содержит возможность сомнения, которое необходимо для развития как науки в целом, так и ее отдельных концепций, идей. Религия обладает категорической императивностью и безусловно предписывает ее приверженцу неукоснительно следовать своему учению, т. е. сообразно ему смотреть на мир, оценивать его, относиться к миру и действовать в нем.. Научное знание не обладает силой категорического повеления, а если оно навязывается в виде категорического повеления, то теряет черты научности.

7. Человек может быть выдающимся ученым в одной  конкретной области науки или во многих конкретных областях науки, но в общемировоззренческих вопросах он может быть несведущим. Есть специальная наука о мировоззрении, которую я называю эйдологией (см. «Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // demiurgos.sosbb.ru, 27. 09. 08 и др. – см. ниже список литературы).

6. 01. 2015.

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной  неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива // Demiurgos.communityhost.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии // demiurgos.sosbb.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия // demiurgos.sosbb.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационально-научного и идеологическо-религиозного методологических подходов // demiurgos.sosbb.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность // demiurgos.sosbb.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера // demiurgos.sosbb.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03.. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления demiurgos.sosbb.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям // demiurgos.sosbb.ru, 5. 12. 2014.


Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 236
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения