БЕЗГРАНИЧНО ИДЕАЛИЗАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ПОНИМАНИЯ НАУКИ

Перейти вниз

БЕЗГРАНИЧНО ИДЕАЛИЗАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ПОНИМАНИЯ НАУКИ

Сообщение автор Admin в Пн Янв 19, 2015 6:00 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

БЕЗГРАНИЧНО ИДЕАЛИЗАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ПОНИМАНИЯ НАУКИ

Данная научная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Безграничная идеализационная методологическая парадигма понимания науки – это имеющее нормативную силу рассмотрение науки как системы взглядов, организованных вокруг научных безгранично идеализированных предметов, учёт научных безгранично идеализированных предметов в качестве разновидности субститутов (заменителей, представителей в мышлении познаваемой реальности), в качестве существенного фактора, влияющего на специфику науки относительно идеологии, на возможности научного познания, на научные законы, формулируемые в отношении безгранично идеализированных предметов, и др. Эта безграничная идеализационная парадигма не идентичная методу идеализации, который используется в науке и основан на сознательном применении безгранично идеализированных предметов в научном познании. Обязательность применения метода безграничной идеализации -- это лишь одно из проявлений безграничной идеализационной парадигмы понимания науки.

С точки зрения рационального мышления безгранично идеализированный предмет, разновидностью которого является бесконечно идеализированный предмет – это такая мысленно созданная частичная модель реальных и мысленно сконструированных предметов, в которой произведено мысленное отвлечение от внутренних и внешних факторов, в реальности ограничивающих полное проявление их сущности (напр., точка, абсолютно твёрдое тело, машина Карно, полное социальное равенство, бесконечная материя, бесконечный мировой разум и др.). Безграничная идеализация создаётся и применяется рациональным мышлением (в науке, инженерии) и идеологическим мышлением (в философии, религии и в др. разновидностях идеологии). Рациональная безграничная идеализация создаётся и применяется только в науке и в основанной на науке инженерии. Такая разновидность безграничной идеализации, как бесконечная идеализация создаётся и применяется только в идеологии в идеях бесконечной основы мира и ее атрибутов (напр., бесконечная материя, бесконечные пространство, время). С точки зрения рационально-научного мышления безгранично идеализированные предметы, создаваемые рациональным и идеологическим мышлением, неосуществимые в реальности, т. е. не имеют и не способны иметь в реальности своих безгранично идеализированных аналогов.

Рационально-научная безграничная идеализация создает только конечные безгранично идеализированные предметы. Научный безгранично идеализированный предмет (напр., абсолютно твердое тело, идеальный газ и др.) – это, с одной стороны, результат научного познания. Он является и носителем мысленно созданной безгранично идеализированной формы конечной предметности, и инструментом познания, и формой отражения действительности, и фундаментом научной теории, в отношении которого формулируются научные законы, и мысленным безгранично идеализированным заменителем, представителем (субститутом, эйдосом) исследуемых реальных предметов. С другой стороны, научный безгранично идеализированный предмет как заменитель (субститут) реальности в мышлении является объектом научного познания как якобы реальность. В теории научного познания научный безгранично идеализированный предмет рассматривается лишь как средство познания, но не рассматривается как объект научного познания в качестве неосуществимого безгранично идеализированного заменителя в мышлении познаваемой реальности. Естественно, что безгранично идеализированный предмет как специальный мысленный феномен также способен быть объектом о специального научного исследования и является таковым в моих работах. Научные безгранично идеализированные предметы имеют или способны иметь ограниченные аналоги в реальности, которую наука познает и в отношении которой как объекта исследования строит безгранично идеализированные предметы.

Я довел в своих исследованиях осмысление ранее признанного в науке в качестве инструмента исследования и в качестве неосуществимого в реальности мысленно созданного научного идеализированного предмета до рассмотрения его как безгранично идеализированного предмета, а осмысление ранее признанной в науке научной идеализации довел до рассмотрения ее как безграничной идеализации. Я также осмыслил идеологию, в том числе философию, являющуюся ее разновидностью, как систему идей, построенных на основе безгранично идеализированных предметов, и определил специфику безграничной идеализации в рациональном взгляде на мир и в идеологии. Взгляд на идеологию, в том числе на философию с позиции специфической коренным образом отличающейся от научной идеологической безграничной идеализации не применялся ни в идеологии, ни в науке об идеологии.

Идеология (религия, философия и др.) опирается на идеологическое мышление, а наука опирается на рациональное мышление и представляет собой его проявление в наиболее развитом виде. На рациональное мышлению опираются также здравый смысл, инженерия, частично искусство. Идеологическое мышление считает создаваемые им безгранично, в том числе бесконечно идеализированные предметы (напр., бесконечную основу мира) имеющими точные аналоги в реальности, но оно не считает эти мысленно создаваемые предметы идеализациями. Рациональное мышление не способно содержательно мыслить идею бесконечности, рассматривая ее как разновидность безгранично идеализированных предметов, создаваемых идеологическим мышлением. которое не считает бесконечность идеализированным предметом и рассматривает ее как адекватный образ якобы реальной бесконечности. С позиции рационального мышления только идеологическое мышление, которое признает якобы существующей бесконечную основы мироздания, способно содержательно мыслить идею бесконечности, а рациональное мышление не в состоянии ничего сказать о содержании идеи бесконечности, а в состоянии только молчать относительно этого содержания.. Рациональное мышление не признает осуществимыми ни при каких оусловиях конечные безгранично идеализированные предметы, осуществимость которых вне мысли о них признает идеологическое мышление, считающее их не идеализированными предметами, а якобы точным отражением (мысленным воспроизведением) осмысливаемой им реальности. С точки зрения рационального мышления безгранично идеализированные конечные предметы как рационального, так и идеологического мышления существуют только в виде мысленно сконструированных образов мышления, не имеющих безграничных аналогов вне этих мысленных образов в объективной реальности.

Наука в ее чисто теоретическом виде основана на научных безгранично идеализированных предметах. Мысленно сконструированная с помощью научных инструментов в безгранично идеализированном виде абсолютно совершенная и потому неосуществимая в таком виде чисто теоретическая наука познает реальность только в безгранично идеализированном виде как систему безгранично идеализированных наукой предметов. Научными безгранично идеализированными предметами являются только конечные предметы. Научные безгранично идеализированные мысленные предметы – это основные безграничные аналоги (безграничные субституты, эйдосы, заместители, представители) ограниченных предметов реальности, с которыми имеет дело теоретическая наука.

Полагаю, что целесообразно рассмотреть развитие науки с точки зрения развития в ней такой ее фундаментальной черты, как безграничная идеализация. На мой взгляд, в рамках безгранично идеализационной парадигмы оправданно использовать уже сделанное выделение в поступательном развитии науки периодов (ступеней, стадий) по таким критериям, как доклассический, классический и выделение В. Стёпиным (1934) неклассического, а также постнеклассического периодов, последний из которых в данном исследовании является избыточной детализацией моего критерия классификации развития науки с точки зрения развития в ней безграничной идеализации и потому я отвлекаюсь от постнеклассического периода без ущерба для моего исследования. Поскольку основная область применения безграничной идеализации – это теоретическая наука, то я имею в виду при рассмотрении развития науки теоретическую науку.

Первый период – это доклассическая наука. Она зародилась в Античности в Древней Греции и существовала также в Средневековье. В рассматриваемом мной аспекте безграничной идеализации особенностью доклассической теоретической науки было то, что ее основой были созданные (сконструированные) мысленные безгранично идеализированные предметы (эйдосы), одновременно содержавшие созданные рациональным мышлением мысленные научные безгранично идеализированные черты конечных предметов, т. е. научные безгранично идеализированные мысленные предметы, которые в те времена рационально-научным и в целом рациональным мышлением мыслились не идеализированными мысленными предметами и мыслились якобы адекватно отражающими реальность, и содержавшие созданные идеологическим мышлением мысленные безгранично идеализированные черты в виде бесконечно идеализированных черт предметов, присущие философии как разновидности идеологии, т. е. идеологически-философские бесконечно идеализированные мысленные предметы, которые мыслились и сейчас мыслятся философским и в целом идеологическим мышлением не идеализированными мысленными предметами и якобы адекватно отражающими реальность. Бесконечно идеализированные мысленные предметы составляли одновременно фундамент научной теории доклассической науки и философии того времени как теории. Эти связанные с наукой бесконечно идеализированные мысленные предметы создавались конкретными философами как универсальные и рассматривались их философиями в качестве основы мироздания в целом и конечных предметов (напр., вечные атомы в учении Демокрита. вечные мельчайшие семена как начала всяких предметов – гомеомерии в концепции Анаксагора), Философия в период доклассической теоретической науки была тесно связана с ней. Такой «офилософленной» была теоретическая наука не только в Античности, но и в Средневековье. Если учёный не обладал смешанным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, а значит, если не обладал наряду с компонентами рационального мышления компонентами идеологического мышления, способными содержательно мыслить бесконечность, как, например, Анаксагор (ок. 500 – ок. 428 до н. э.) или Демокрит (ок. 460 -- ок. 370 до н. э.), то ему приходилось полагаться на философию и философов в объяснении бесконечно идеализированных предметов, используемых в науке, поскольку само рациональное мышление не способно содержательно мыслить бесконечность.

Доклассическая теоретическая наука опиралась на философию и потому она была дуалистичной, т. е. содержала как рациональные идеи конечных предметов и их конечных причин, в том числе безгранично идеализированных, так и идеологические идеи бесконечно идеализированных предметов в виде бесконечной основы мира как якобы первопричины конечных предметов. Рациональные идеи были наукой, а идеологические идеи были философией. Потому это была неполноценная теоретическая наука и она деформировалась философией с ее идеей бесконечной причины, которая науке не присуща, поскольку ее не способно содержательно мыслить рациональное мышление, на котором основана наука. Научное знание является только рациональным и наука оперирует только идеями конечных предметов и их конечных причин, в том числе безгранично, но не бесконечно идеализированных. Потому доклассическую теоретическую науку как целое способно было воспринимать лишь дуалистичное рационально-идеологическое мышление, обладавшее наряду с рационально-научным также идеологически-философским мышлением. Бесконечно идеализированные предметы в виде бесконечной основы мира и ее будто бы проявления в конечных предметах идеологическая часть дуалистичного мышления не рассматривала как идеализированные предметы и оно с помощью категорически императивной идеологической веры считало их адекватным отражением реальности, а безгранично, но не бесконечно идеализированные конечные предметы рациональная часть дуалистичного мышления не считала идеализированными и оно с помощью рациональных доказательств рассматривало их как адекватное отражение реальности.

В период доклассической науки не была известна суть безграничной идеализации, поскольку не была открыта идеализация как способность мышления и как конструируемый мышлением предмет, который неосознанно использовался в доклассической науке и в философии. Мысленно сконструированные философские бесконечно идеализированные предметы не были разграничены с безгранично идеализированными конечными предметами теоретической науки. Мысленно безгранично идеализированные предметы науки содержали в себе как бесконечно идеализированные черты, так и конечные безгранично идеализированные черты. Яркий пример таких безгранично идеализированных предметов, использовавшихся наукой и философией – это точка, прямая линия у Пифагора (ок. 580 – ок. 500 до н. э.), элементы (стихии) Эмпедокла как корни (архэ) предметов (ок. 490 – ок. 430 до н. э.), атомы Демокрита (ок. 460 – ок. 370 до н. э.), которые одновременно были бесконечно идеализированными предметами и обладали чертами конечных безгранично идеализированных предметов.

Пифагором точка, прямая линия рассматривались как сообразованные с определенными числами (единицей и двойкой) и мыслились обеспечивающими бесконечность мироздания. Демокрит рассматривал атомы как неделимые частицы вещества, не разрушающиеся и не возникающие, которых будто бы было бесконечное количество и которые якобы обладали бесконечным количеством форм, Элементы (стихии) Эмпедокла – огонь, воздух, вода, земля рассматривались им неуничтожимыми и не возникающими, а вечными и неизменными, из них будто бы образуются все вещи посредством их смешения и соединения и, Согласно Эмпедоклу, бытие не может ни погибнуть, ни возникнуть.

Поскольку в доклассической теоретической науке научные знания жестко привязывали к идеологическим безгранично идеализированным предметам философии, а значит, к основанной на идеологических безграничных идеализациях философской теории, то она в силу этого не могла быть строго научной и потому была частично теоретикоподобной, как теоретикоподобная философия. Яркий пример такой науки – это математические изыскания Пифагора и пифагорейцев. Но стихийно зарождались первые научные безгранично идеализированные предметы в математике, напр., точка, прямая линия у Пифагора, безгранично идеализированные элементарные кирпичики мироздания, напр., стихии у Эмпедокла, атомы у Демокрита, семена предметов (гомеомерии) у Анаксагора, хотя и не в чистом научном безгранично идеализированном виде, а связанные с бесконечно идеализированными чертами, являющимися идейными компонентами  философии, которые мыслились ею отражением первоосновы мироздания.

Доклассическая теоретическая наука начиная с Древней Греции не была чистой наукой, а была эклектичной противоречивой дуалистичной смесью теоретических науки и философии. Она. во-первых, состояла из рациональных элементов формировавшейся теоретической науки, которые создавало формировавшееся рациональное мышление, отделявшееся в процессе эволюции мышления от идеологического мышления в качестве самостоятельного типа мышления, и во-вторых, она состояла из элементов формировавшейся философии как отдельной теории, создававшейся формировавшимся идеологическим мышлением. Но уже Сократ (ок. 469 – 399 до н. э.) и Платон (428/427 – 348/347 до н. э.) чётко отделили философию от науки и создали чистую философию, без всякой примеси рациональной научности, поскольку у них было, согласно моим критериям, фактически полностью идеологическое мышление, мыслящее якобы существующей бесконечную основу мира, идея которой лежит в фундаменте философии. Несмотря на то, что Платон использовал математические идеи Пифагора, но использовал не их научный, а их философский аспект  (см., напр., «Тимей»). Полагаю, оправдано сказать, что в некотором роде первыми основателями собственно философии, философии в чистом виде были Сократ и Платон. В Средние века ярким представителем в Европе «чистой философии» без «примеси науки» были Фома Аквинский (1225 – 1274), однако в доклассический период ещё не сформировалась чистая наука, разграниченная с философией.


Последний раз редактировалось: Admin (Сб Дек 08, 2018 5:01 pm), всего редактировалось 11 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

БЕЗГРАНИЧНО ИДЕАЛИЗАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ПОНИМАНИЯ НАУКИ

Сообщение автор Admin в Пт Дек 07, 2018 6:43 pm

В Новое время частные теоретические науки отделились от философии и выработали свои чисто научные безгранично идеализированные предметы, хотя они не осознавались как идеализированные предметы и в качестве идеализированных вырабатывались неосознанно, а сознательно создавались  в качестве якобы неидеализированных «чистых предметных форм». Тогда тоже еще не была выработана концепция идеализации и не выделялись в науке и в философии безгранично идеализированные предметы. Для формировавшейся в Новое время классической науки характерно то, что она с помощью рационального мышления начала активно, но неосознанно создавать и использовать отделенные от создаваемых идеологическим мышлением философских бесконечно идеализированных предметов чисто научные безгранично идеализированные предметы, которые научная теория использовала уже как исключительно конечные безгранично идеализированные предметы, не связанные с философской бесконечной идеализацией, напр., точка, прямая линия. Наглядным примером строго научного применения безграничной идеализации в теоретической науке является первый закон механики Ньютона (1642 – 1747), который гласит, что «всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние» («Математические начала натуральной философии»). Невозможны предметы, на которые не воздействовали бы внутренние и внешние силы, такие предметы – это безгранично идеализированные предметы, в отношении которых Ньютон сформулировал данный закон.

Классическая наука в Новое время не осмысливала научные создаваемые ею безгранично идеализированные предметы как научные безгранично идеализированные предметы, а следовательно, не осмысливала также общие законы их конструирования, устройства, функционирования и развития и рассматривала их как разновидность существовавших, существующих или реально возможных предметов. Не только с точки зрения Ньютона была возможной ситуация, при которой на тело не действуют никакие силы, но и Маркс считал реальной возможность осуществления полностью совершенного коммунистического общества, содержанием идеи которого в действительности является неосуществимый безгранично идеализированный предмет в виде полностью совершенного общества, который оправданно использовать в научной теории общественного развития и в социальной инженерии, но который неоправданно осуществлять, поскольку безгранично идеализированные предметы неосуществимые.

В силу того, что классическая теоретическая наука рассматривала неосознанно созданные ею безгранично идеализированные предметы как разновидность неидеализированных осуществимых предметов, то она не рассматривала создаваемые ею научные безгранично идеализированные предметы как субституты (эйдосы), т. е. как безгранично идеализированные заменители в мышлении познаваемые предметы реальности в функции заменителей объектов познания. Классическая теоретическая наука не рассматривала научные безгранично идеализированные предметы как специальные средства познания, а безграничную идеализацию – как специальный метод, применимый во всяком научном познании. Она также некорректно рассматривала научные безгранично идеализированные предметы как обобщенное отражение реальности, в то время как безгранично идеализированный предмет не является результатом обобщения и потому образ безгранично идеализированного предмета не является общим понятием.

Окончательное отделение науки от философии в Новое время и создание наукой собственных чисто научных безгранично идеализированных предметов расширило возможности для многих людей заниматься наукой и применять ее результаты. Если в доклассической науке с ее слитностью рационально-научных безгранично идеализированных предметов с идеологически-философскими безгранично идеализированными предметами могли заниматься теоретической наукой в силу такой ее природы только люди с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, то в связи с окончательным отделением в Новое время науки от философии и разграничением собственно научных и собственно идеологически-философских безгранично идеализированных предметов теоретической наукой уже смогли заниматься не только люди с рационально-идеологическим мышлением, владеющие философией, но и люди с рационально-идеологическим мышлением, не владеющие философией, но приверженные нефилософской вере, например, религиозной, а также люди с монистичным рациональным мышлением, которое не в состоянии мыслить содержательно идеи бесконечной основы мироздания, представляющие собой бесконечно идеализированные идеологические предметы, которые присущи создаваемым идеологическим мышлением идеологиям (религии, философии и др.).

В связи со сформировавшейся способностью классической науки самостоятельно без помощи философии создавать научные безгранично идеализированные предметы ослабло влияние философии на науку, хотя оно сохранялось в претензиях философии на методологическую функцию и на функцию интегратора научных знаний и собственных идей в целостный системный взгляд на мир (общемировоззренческую картину мироздания), т. е. на объединение научных знаний о мире посредством идей о якобы существующей бесконечной основе мироздания. Теоретическая классическая наука в силу недостаточной развитости не была в состоянии самостоятельно разрабатывать общемировоззренческие и общеметодологические идеи об основе мироздания, а потому разработку этих идей сохранила за собой философия. Наиболее ярко эти функции философии в отношении науки были выражены в универсальной марксистской философии. При этом философии удалось выявить такие общие законы мироздания и его познания, которые не способна была выявить классическая наука. Это, в частности, законы диалектики, сформулированные Гегелем, но переосмысленные марксисткой философией для нужд научного познания и применяемые рациональным мышлением к осмыслению конечны предметов, это осмысление Кантом (1724 – 1804) границ и возможностей рационального познания конечных предметов.

Происходившая в последние десятилетия Нового времени революция в рациональном устройстве классической науки привела в конце XIX в. к превращению ее в неклассическую науку, период которой, согласно Стёпину, длился по 60-е годы XX в. включительно. С позиции моей безгранично идеализационной парадигмы рассмотрения периодов развития науки революция в рациональном переустройстве классической науки состояла в первую очередь в переходе от неосознанного создания классической наукой частных научных безгранично идеализированных предметов, которые она рассматривала не как идеализации, а как разновидность осуществимых предметов, к сознательному построению неклассической наукой частных безгранично идеализированных предметов, осознаваемых ею неосуществимыми, но имеющими ограниченные прообразы в реальном мире, и к сознательному построению неклассической наукой собственных безгранично идеализированных предметов относительно основ мироздания, но при этом не имеющих черт бесконечной идеализации, а представляющих собой операциональную бесконечность, т. е. неопределенную конечность (напр., операциональная бесконечность физических пространства и времени, представляющая собой неопределенно конечные пространство и время).

В период неклассической науки была выработана концепция идеализации в науке, которая однако фактически сводилась к рассмотрению идеализации в качестве метода научного исследования, т. е. к методологическому её рассмотрению, что представляет собой слишком узкий взгляд на место, роль и возможности безграничной идеализации в науке, особенно в теоретической науке, а к философии концепция идеализации фактически не применялась и не применяется. Идеализация в философии и в целом в идеологии является специальным объектом моих исследований. Я также расширил понимание идеализации в науке и идеологии до рассмотрения ее как безграничной идеализации и до рассмотрения ее не только как инструмента познания, но и как разновидности эйдоса, т. е. как одного из типов заменителей (субститутов) в мышлении реальности, а именно, как безгранично идеализированного субститута.

В период неклассической науки философские бесконечно идеализированные предметы стали ненужными в науке для интеграции научного знания и для осмысления основ мироздания и перестали влиять на науку. Философия замкнулась на самой себе, стала служить реализации потребности теоретизирующего идеологического мышления, превратилась в чистую философию исключительно для нужд идеологического мышления, т. е. для нужд узкого круга людей, поскольку людей с монистичным идеологическим мышлением лишь около 7 -- 12 % и не все из них люди, склонные к философии. Есть еще люди с двойственным, смешанным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, однако это мышление не приспособлено к чистой философии. Но эта отделенная от неклассической науки чистая философия отличается от вненаучной чистой философии Платона тем, что его философия была метафизикой, признававшей онтологический аспект и рассматривавшей изучаемые наукой предметы реальности как якобы исключительно проявление признаваемой его философией бесконечной основы мира, а современная вненаучная философия (философия экзистенциализма и др.) – это неметафизическая антинаучная в смысле противопоставленности науке философия как равноуровневая с наукой, параллельная с ней и не пересекающаяся с ней разновидность рассмотрения мироздания не в аспекте его якобы бесконечного бытия, а в аспекте отношения человека к будто бы бесконечному бытию, т. е. для которой не существует онтологического аспекта, который она считает областью применения науки.

Нет ни одной философии, которая не признавала якобы существование некоей бесконечной основы мира, однако неметафизические философии не занимаются осмыслением особенностей этой основы и ее будто бы проявлений в конечных предметах. Их центральной проблемой фактически является осознанное отношение через призму якобы реальной бесконечности мироздания человека к себе, людей друг к другу и осознанное отношение человека к якобы реальной бесконечности мироздания. Эти отношения возможны и существуют, но только для людей с идеологическим мышлением, категорически признающим существование бесконечной основы мира, но которое эти философии осмысливают как отношение любого человека, поскольку идеологическое мышление выделяю только я в своих исследованиях. Последней крупной влиятельной метафизической философией периода классической науки, сохранившей свое большое влияние на науку в ее неклассический период, была марксистская философия (диалектико-материалистическая философия). Однако философия К. Маркса (1818 – 1883) и Ф. Энгельса (1820 – 1895) закономерно потеряла свое влияние в неклассической науке в первую очередь потому, что ее метафизическая природа не совместима с современной неклассической наукой, хотя не вся наука неклассическая, в ней есть научные области, оставшиеся от классической науки, в которых признается значимость диалектико-материалистической философии, но в современной науке точно нет элементов от доклассической науки. За счет сохранения значительной доли классической науки во время формирования неклассической науки сохраняла свое большое значение диалектико-материалистическая философия. Другой метафизической философией, имевшей некоторое влияние на науку в период формирования неклассической науки и даже созданной в этот период, был тейярдизм, т. е. философия Т. де Шардена (1881 – 1955), Однако она, говоря фигурально, опоздала родиться. Метафизическая неотомистская философия и сейчас влиятельная среди католиков и даже среди ученых с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, обладающих религиозно-католической верой. Но эта философия изначально отграничила себя от науки и ее немалое влияние на умы людей держится за счет католической религии, чьей официальной философией неотомизм является.

Неклассическая наука оказалась в состоянии сама заменить философию в целостном изображении мироздания, в осмыслении основ мироздания, потому что она подошла к предельной на сегодня границе возможности рационального мышления мыслить существующими конечные основы реальности. Первыми мыслителями, которые осознали возможность и необходимость замены философии научным взглядом на основы мироздания, были позитивисты, а основоположником позитивизма был французский мыслитель О. Конт (1798 – 1857). Однако зачатки позитивизма были фактически заложены И. Кантом и особенно отчетливо проявились в сформулированных им антиномиях, с помощью которых он фактически попытался определить границы философии и науки.

В настоящее время позитивизм стал недостаточным в качестве рационального принципа разграничения науки и философии, так как он предполагает рациональное обоснование соответствия научных идей реальности и потому, будучи проведенным последовательно, отвергает безгранично идеализированные предметы науки, поскольку для них невозможен адекватный аналог в реальности. Потому я сформулировал принцип чистого (пурического) рационализма, который позволяет устранить методологическое несовершенство позитивистского принципа рационализма и состоит, во-первых, в разграничении рационального мышления как основы рационального взгляда на мир, в том числе здравого смысла, науки и инженерии, и идеологического мышления как основы идеологического взгляда на мир, в том числе религии и философии, во-вторых, в признании того, что рациональное мышление не в состоянии содержательно мыслить лежащую в основе всякой идеологии идею бесконечности как якобы отражения будто бы существования бесконечной основы мироздания, а способно мыслить бесконечность лишь как негативное по содержанию формально-логическое понятие, противоположное формально-логическому понятию конечного, полученное не путем осмысления реальности, а путем формально-логического противопоставления понятию конечного, в-третьих, в признании рациональных идей содержащими возможность сомнения неимперативными (описательное, дескриптивное знание) и условно (относительно, не категорически) императивными (методологических и инженерных идей) для людей с рациональным мышлением и в признании идеологических идей категорически императивными для их приверженцев.

Однако как бы ни прогрессировала наука, она не заменит для личностей с идеологическим мышлением идеологический взгляд на мироздание, поскольку значимость научного взгляда на мироздание имеет ценность только для рационального мышления.

19. 01. 2015.

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной  неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива // Demiurgos.communityhost.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии // demiurgos.sosbb.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия // demiurgos.sosbb.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационально-научного и идеологическо-религиозного методологических подходов // demiurgos.sosbb.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность // demiurgos.sosbb.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера // demiurgos.sosbb.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03.. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления demiurgos.sosbb.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям // demiurgos.sosbb.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера // demiurgos.sosbb.ru, 6. 01. 2015.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Адрес текста «Форум Антонюк Георгий. Философия и наука: миропонимание: http://demiurgos.forum2x2.ru».

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения