ОТРАЖЕНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ В СОЗДАНИИ ЭЙДОСОВ (МЫСЛЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ) РАЦИОНАЛЬНОГО И ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Перейти вниз

ОТРАЖЕНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ В СОЗДАНИИ ЭЙДОСОВ (МЫСЛЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ) РАЦИОНАЛЬНОГО И ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Сообщение автор Admin в Вт Дек 15, 2015 4:59 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ОТРАЖЕНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ В СОЗДАНИИ ЭЙДОСОВ (МЫСЛЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ) РАЦИОНАЛЬНОГО И ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Данная научная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Особенностью предметной логики мышления, в отличие от формальной логики, является то, что ее логические формы не отвлечены от предметного содержания мышления, т. е. от отражающего и конструирующего реальность содержания его понятий, идей, концепций, существующего в мышлении в идеальном, т. е. нематериальном виде, а являются наиболее общими логическими формами  содержания мышления, т. е. наиболее общими логическими формами мыслимых предметов, следовательно, наиболее общими логическими формами мыслимой предметности, в том числе составляющими содержание присущих идеологическому и рациональному мышлению общемировоззренческих для каждого из этих типов мышления категорий и отражающими наиболее общие черты мироздания, напр., сущности и явления, формы и содержания, количества и качества, движения и покоя и тоже существующими в нематериальном  виде.

Одной из особенностей моей концепции чистого рационализма является то, что я выделяю два типа мышления, содержательные логики которых обладают существенными различиями,  делающими данные типы мышления противоположными – это рациональное мышление и идеологическое мышление. Чисто идеологическим мышлением обладают около 7 – 12% людей. Я выделяю также смешанное дуалистичное рационально-идеологическое мышление, однако полагаю, что оно не является отдельным типом мышления, несмотря на то, что оно весьма распространено. Однако рационально-идеологическое мышление неустойчивое и в нем непрерывно происходит либо прямой антагонистический конфликт между взаимодействующими рациональными и идеологическими компонентами, либо косвенный антагонистический конфликт между рациональными и идеологическими компонентами, если эти компоненты существуют параллельно независимо друг от друга, раздваивая личность. Особенностью рационального мышления является признание им осуществимыми только конечных предметов, неспособность мыслить содержательно бесконечное и признание невозможности существования конечного предмета как абсолютной причины всех конечных предметов, что представляет собой проявление принципа относительности рационального мышления. В отличие от рационального мышления идеологическое мышление признает якобы существующей бесконечную основу мира и рассматривает посредством веры конечные предметы как будто бы проявление бесконечной основы мира, тем самым признавая якобы существование абсолютной причины и наличие в конечных предметах черт бесконечности, что представляет собой проявление принципа абсолютности идеологического мышления. Я рассматриваю рациональное мышление как реалистичное, а идеологическое мышление как нереалистичное.

Мышление оперирует не бессодержательными логическими формами (напр., общим и единичным), а логическими (мысленными) предметами, существующими в идеальном, т. е. нематериальном виде, которые я называю эйдосами, во-первых, представляющими собой отражение и конструирование новой реальности, во-вторых, являющимися заместителями, т. е. субститутами в мышлении мыслимого им мира, реального или сконструированного им в виде проектов. Мышление оперирует отражающими и конструирующими реальность мысленными предметами так, как если бы они были этими отражаемыми и конструируемыми предметами. Мысленные предметы не тождественные понятиям, идеям, концепциям, имеющим кроме предметного содержания формально-логическую форму, они составляют их содержание. Потому содержательная логика  мышления не существует отдельно от его формальной логики, а опирается на нее, а мысленные предметы не существуют в мышлении вне понятий, идей, концепций.

Сократ (470/469 -- 399 до н. э.) и Платон (428/427 – 348/347 до н.э.), полагаю, первыми заметили такие мысленные предметы в мышлении и назвали их эйдосами (от др.-греч. εἶδος — вид, облик, образ). Однако они, обладая, на мой взгляд, чисто идеологическим мышлением, заметили лишь идеологические (с точки зрения моей концепции чистого рационализма) безгранично идеализированные эйдосы, поскольку они сами их неосознанно мысленно создавали путем безграничной идеализации в мышлении реальности, используя разработанный ими метод обобщения. Однако в заметно, что они полагали, будто выявили мысленные  предметы не в мышлении, а вне мышления путем использования логических операций обобщения, например, от разновидностей прекрасного в осмысливаемых конечных чувственно воспринимаемых предметах к прекрасному самому по себе, к чистому прекрасному, от разновидностей блага к благу самому по себе, к чистому благу, которые они в наблюдаемых ими конечных предметах не  увидели, а якобы выявили их только с помощью ума без участия органов чувств. Сократ и Платон сочли подобные эйдосы якобы самостоятельно существующими вне мышления и вне отдельных чувственно воспринимаемых предметов не обладающими протяженностью и чувственно не воспринимаемыми, но будто бы лишь умопостигаемыми предметами, которые, согласно моей концепции чистого рационализма, с точки зрения рационального мышления вне мышления не существуют и были сконструированы идеологическим мышлением Сократа и Платона в виде безгранично идеализированных и потому либо ни при каких условиях не осуществимых мысленных конечных предметов (эйдосов), либо не мыслимых содержательно рациональным мышлением мысленных бесконечных предметов (эйдосов).

Однако  Сократ и Платон не мыслили созданную и использованную ими неосознанно безграничную идеализацию как идеализацию, поскольку идея идеализации тогда еще не сформировалась, а потому они понимали создаваемые на самом деле лишь мышлением и существующие лишь в мышлении безгранично идеализированные предметы как «чистые предметы», «предметы сам по себе», «первообразы», напр., прекрасное само по себе, благо само по себе, будто бы являющихся нематериальными «первообразами» реальных конечных материальных предметов, т. е. согласно терминологии философии того времени, первообразами чувственно воспринимаемых предметов, обладающих протяженностью (телесностью), а также якобы непротяженных и потому будто бы бестелесных предметов (напр., огня), но все же чувственно воспринимаемых, которые с точки зрения современного понимания материи тоже относятся к классу материальных предметов.

Идея идеализированного предмета как искусственного преднамеренно созданного инструмента познания появилась в науке и лишь в Новое время в период развитой науки и была сформулирована в ее рамках в качестве методологического инструмента, хотя неосознанно безграничная идеализация осуществлялась в религии, философии и науке с момента их зарождения. Даже И. Ньютон (1642 – 1727), применяя научную безграничную идеализацию, в частности, при формулировании закона инерции (первого закона Ньютона), не осознавал эту идеализацию как идеализацию. Однако сократо-платоновская идея эйдоса как якобы существующей вне мышления реальности не получила продуктивного преобразования в идею эйдоса как заместителя бытия в мышлении. Я в своих исследованиях счел целесообразным использовать способную быть продуктивной в процессе научного исследования мышления идею эйдоса для понимания роли мысленных предметов в мышлении, в осмыслении, в том числе в научном познании и в конструировании мира, а также в замещении ими в мышлении осмысливаемого мира.

Эйдосы как мысленные предметы в функциях отражения и конструирования новых предметов и в функции субститутов, т. е. заместителей осмысливаемой реальности в мышлении составляют содержание понятий, идей, концепций. Они создаются мышлением посредством адекватного или неадекватного познания реальности,  посредством мысленного реалистичного или нереалистичного конструирования. Эйдосы в роли субститутов (от лат. substitutio — замена) мыслимых предметов в мышлении представляют собой своеобразных посредников между мышлением и осмысливаемым им миром, с которым мышление не в состоянии непосредственно вступать во взаимодействие. Мышление оперирует ими так, как если бы они были наличным бытием или возможным бытием, или прошлым бытием, или намеренно придуманным бытием, т. е. мыслимым бытием, при этом осознавая, что они являются лишь его мысленными образами. Например, когда человек смотрит, как вне его сознания движется автомобиль, то у него в голове формируется образ этого движущегося автомобиля, однако человек размышляет не о том, что это движется отражение в его мышлении автомобиля, а о движении реального автомобиля. Такая отнесенность мысли о предметах к реальным предметам превращает создаваемые мышлением образы бытия в виде имитирующих мыслимые предметы мысленных предметов в субституты мышления, которые в нем обладают статусом представителя, заместителя мыслимых предметов.

Каждый мысленный предмет (эйдос) выполняет в мышлении функцию познавательного или конструктивного образа и функцию субститута. Однако люди не осознают, что их образы обладают функцией субститутов как заместителей, заменителей реальности в мышлении и считают их лишь отражением мыслимых предметов и созданными посредством конструирования проектами новых предметов. Но субститутная функция образов бытия в мышлении каждого человека реализуется автоматически даже неосознанно и каждый человек оперирует мысленными образами в виде мысленных предметов как субститутами, даже не осознавая их как субституты. Отражательно-конструктивная и субститутная функции мысленных предметов присущи как идеологическому, так и рациональному мышлению, однако проявляются в них по разному.

Выполнение мысленными предметами (эйдосами) функций отражения и конструирования новых предметов мироздания и функции заместителя реальности в мышлении – это сочетание разных функций в одном мысленном предмете и потому является некорректным сведение эйдоса к мысленным образам существующего и конструируемого мира. Однако если бы люди осознавали субститутную функцию мысленных предметов и отождествляли эйдосы с субститутами, то это тоже было бы некорректным, но они не осознают субститутную функцию мысленных предметов.  

Выявление мною субститутной функции мысленных образов потребовало переосмысления самих этих образов. На мой взгляд, мысленные образы способны выполнять субститутную функцию только в том случае, если они представляют собой не пассивные подобия осмысливаемых предметов, а активные мысленные модели, имитирующие осмысливаемые предметы. Эти имитаторы обязательно содержат в себе их оценку субъектом мышления с точки зрения их соответствия осмысливаемым предметам, напр., предположение, относительная истина, абсолютная истина, ложь, неопределенность. Мысленные предметы (эйдосы) как отражения и субституты реальности – это мысленные модели понимания человеком реальности, а не копии реальности сами по себе, даже если они несут объективное знание, и потому они  содержат оценочное отношение субъекта мышления  к ним. Рациональные мысленные предметы содержат сомнение или возможность сомнения в их истинности, а потому нормативность (прескриптивность) создаваемых рациональным мышлением конструирующих, методологических и управленческих эйдосов не безусловная, а условная, относительная, а отражательные эйдосы рационального мышления не нормативные, а дескриптивные, описательные. Однако даже описательные эйдосы как мысленные предположительные или доказанные в конечном счете посредством практики образы  реальности побуждают человека к пониманию отражаемого ими мира в соответствии с ними. И все же даже нормативные эйдосы рационального мышления как мысленные модели мира не обладают категорической нормативностью. Мысленные предметы (эйдосы) – это одновременно и мысленные образы, и субституты, которые неразрывно связаны. Без субститутной функции мысленных предметов невозможно познание и конструирование реальности, поскольку с помощью этой функции мышление в виде мыслящего Я анализирует мыслимые предметы и соотносит результаты осмысления с ними.

Человек мыслит с помощью понятий, в том числе в виде комплексов понятий (идей, концепций) и заключенных в их содержании мысленных предметов. Посредством понятий мышление фиксирует мысленные предметы и классифицирует их по определенным формально-логическим правилам.

Осознанное использование и намеренное построение рациональным мышлением, особенно научным и инженерным мышлением мысленных предметов в соответствии с законами этих предметов повышают эффективность познания и конструирования мира. В частности, разработаны специальные научные методы построения научных и инженерных безгранично идеализированных мысленных предметов, которые в науке и инженерии часто называют идеализированными предметами и которые используются в качестве инструментов познания и конструирования (напр., абсолютно твердое тело, идеальный газ, машина Карно). В этих методах скрыто учтена их субститутная функция, поскольку у них нет адекватных аналогов в реальности, в силу чего они сами являются одновременно и мысленными предметами и мыслимыми предметами. В то же время нуждаются в совершенствовании методы построения рациональным мышлением научных и инженерных неидеализированных мысленных предметов (напр., атом, человек, машина, общество). Неидеализированные  мысленные предметы составляют основную часть мысленных предметов (эйдосов) научного и инженерного мышления, однако в значительной мере создаются без использования специальных научных методов построения неидеализированных мысленных предметов рационального мышления, учитывающих их субститутную функцию.

Что касается идеологического мышления, то все его мысленные предметы являются безгранично идеализированными предметами, которые формируются без использования специальных идеологических методов создания безгранично идеализированных идеологических мысленных предметов. Методы создания научных и инженерных безгранично идеализированных мысленных предметов рационального мышления невозможно использовать в идеологии. Полагаю, в идеологии невозможно применить специальные методы создания безгранично идеализированных мысленных предметов, поскольку идеологические взгляды основаны на идеологической вере, имеющей категорически императивный характер.

Конечное как черта конкретных неидеализированных эйдосов (мысленных предметов) рационального мышления не является результатом только отражения конкретных конечных предметов реальности, как это может показаться на первый взгляд. Конечное является предметной логической формой рационального мышления, логической формой его предметности, а потому оно является всеобщим и необходимым для всякого рационального мышления априорным пониманием рациональным мышлением реальности до осмысления им конкретных предметов реальности. Рациональное мышление на основе содержащейся в его предметной логике такой его предметной логической формы, как конечное отражает мир только в виде конечных предметов и конструирует реальность тоже только в виде конечных предметов, поскольку оно в силу его сущности все познаваемое и конструируемое им автоматически мыслит как конечное, которое в нем присутствует как его первичная логическая форма. Это значит, что все, что мыслит рациональное мышление, оно мыслит только как конечное.

Логические (мысленные) первичные и вторичные формы предметности рационального мышления и идеологического мышления выполняют в них функцию содержательных первичных и вторичных  логических форм мышления. Первичные логические (мысленные) формы предметности как рационального, так и идеологического мышления врожденно обусловлены и, соответственно, врожденно обусловлены первичные содержательные логические  формы мышления, функцию которых выполняют логические (мысленные) формы предметности.

Полагаю, конечное является одной из врожденно обусловленных предметных логических формой предметности рационального мышления в виде его неустранимой предрасположенности к ней, и, соответственно, одной их первичных содержательных логических форм его мышления.  Рациональное мышление признает осуществимыми только конечные предметы и не способно содержательно мыслить бесконечное.  Оно способно создать беспредметное, бессодержательное формально-логическое понятие бесконечного, но не как противоположность предметного, содержательного понятия конечного, а лишь как противоположность беспредметного, бессодержательного формально-логического понятия конечного и оно не в состоянии соотнести это формально-логическое понятие бесконечного с с реальностью. Рациональное мышление способно мыслить конечные предметы только относительно друг друга и ни один конечный предмет не может быть познан рациональным мышлением безотносительно к другим конечным предметам, а может быть познан лишь относительно других конечных предметов, а также ни один конечный предмет не мыслится рациональным мышлением как абсолютная причина остальных конечных предметов. Объективным основанием для такого мышления конечных предметов является то, что они существуют только как ограничивающее друг друга множество предметов. Невозможно мыслить существование отдельного конечного предмета вне его отношений с другими существующими конечными предметами. Потому конечное как логическая форма рационального мышления представляет собой логическую форму отношения многих мысленных конечных предметов, т.е не абсолютных, а относительных мысленных предметов.

В отличие от рационального мышления идеологическое мышление автоматически мыслит основу мира якобы бесконечной, а конечные предметы автоматически рассматривает как проявление бесконечности, следовательно, как содержащие в себе черты бесконечности. Бесконечное как абсолют является доминирующей и одной из первичных врожденно обусловленных логических форм предметности идеологического мышления и, соответственно, одной из его врожденно обусловленных содержательных логических форм  мышления,  и представляет собой всеобщее и необходимое для всякого идеологического мышления априорное понимание идеологическим мышлением реальности до осмысления им конкретных предметов реальности.

Конечное как логическая форма в идеологическом мышлении подчинена бесконечному абсолюту как логической форме идеологического мышления и представляет собой в нем логическую форму следствия бесконечного абсолюта. Конечное как логическая форма идеологического мышления тоже представляет собой его первичную логическую форму, являющуюся всеобщим и необходимым для всякого идеологического мышления априорным пониманием идеологическим мышлением реальности до осмысления им конкретных предметов реальности. Однако конечное как логическая форма идеологического мышления отличается от конечного как логической формы рационального мышления, поскольку в ней присутствует бесконечное как логическая форма в виде логической формы бесконечной абсолютной причины конечного. Конечное как логическая форма соотносительная с бесконечным как логической формой, а логическая форма бесконечного соотносительная с конечным как логической формой, они применяются только совместно, а не по отдельности. В логической форме бесконечного присутствует конечное как логическая форма в виде логической формы порождения бесконечным конечного. Но конечное как логическая форма идеологического мышления содержит также логическую форму отношения многих мысленных конечных предметов, т. е. логическую форму относительных, а не абсолютных мысленных предметов, похожую на логическую форму конечного в рациональном мышлении, но этот компонент логической формы конечного в идеологическом мышлении не обладает самостоятельностью, в отличие от рационального мышления, и он проявляется только при осмыслении идеологическим мышлением отношений конечных предметов относительно друг друга, а потому я не рассматриваю данный логический компонент как отдельную логическую форму идеологического мышления. Конечное и бесконечное являются первичными логическими формами идеологического мышления и применяются идеологическим мышлением автоматически. Полагаю, бесконечное и конечное в идеологическом мышлении являются его врожденными предметными логической формами в виде неустранимой  предрасположенности его к ним. И идеологическое, и рациональное мышление обладают первичными и вторичными логическими формами. К первичным содержательным логическим формам рациональное и идеологическое  мышление врожденно предрасположены, а вторичные логические формы рациональное и идеологическое мышление приобретают в процессе социализации личностей, когда оформляется их мышление.

На мой взгляд, рассмотрение рациональным мышлением осмысливаемых им конкретных предметов реальности как конечных и, соответственно, создание отражающих их мысленных предметов (эйдосов) как конечных и рассмотрение идеологическим мышлением осмысливаемой им основы мира как бесконечной, а осмысливаемых им конечных предметов реальности как проявления этой бесконечности и потому как содержащих ее черты и, соответственно, создание идеологическим мышлением отражающих реальность мысленных предметов (эйдосов) как бесконечных и как конечных с чертами бесконечности хотя и осуществляется автоматически, но все же содержит элемент творчества как в рациональном, так и в идеологическом мышлении. При формировании познающим и конструирующим рациональным мышлением конечных мысленных предметов как образов конкретной реальности и проектов желаемой реальности и при формировании идеологическим мышлением бесконечных и содержащих  черту бесконечности конечных мысленных предметов как образов конкретной реальности логические формы конечного и бесконечного сами по себе не формируют образы конкретных предметов.

Необходимо творчество для мысленного определения рациональным мышлением границ всех черт конкретных мыслимых предметов (пространственных границ, границ во времени, границ формы, содержания, количественных и качественных границ, причинно-следственных границ и др.) и для мысленного наделения идеологическим мышлением черт (пространства, времени, количества, качества, формы, содержания, причины, следствия и др.) конкретных мыслимых предметов (основы мироздания и ее будто бы проявлений) характеристикой будто бесконечности, а также для определения границ осмысливаемым идеологическим мышлением конечных предметов и будто бы связи этих предметов с бесконечным.

Творчество при построении рациональным и идеологическим мышлением конкретных мысленных предметов осуществляется с помощью полученных посредством органов чувств или теории, или фантазии адекватных, не вполне адекватных или неадекватных, или намеренно придуманных образов реальности, а также с помощью конечных рациональных и бесконечных, а также конечных идеологических вторичных логических форм предметности, в отличие от первичных логических форм предметности (напр., мысленных образов конечного и бесконечного) приобретенных индивидами в процессе социализации, которыми априорно в каждом конкретном осмыслении мира, но не врожденно обладают рациональное и идеологическое мышление индивидов со сформированным мышлением.  В рациональном мышлении такими вторичными логическими формами предметности является предметное содержание общемировоззренческих для рационального мышления категорий конечных сущности и явления, причины и следствия, формы и содержания, количества и качества, движения и покоя, необходимости и случайности и др., которые определяют наиболее общие логические формы конечных мысленных предметов рационального мышления как мысленных образов мыслимых предметов, а в идеологическом мышлении – предметное содержание общемировоззренческих для идеологического мышления категорий бесконечных  сущности и явления, причины и следствия, формы и содержания, количества и качества, движения и покоя, необходимости и случайности и др., которые определяют наиболее общие логические формы бесконечных и конечных мысленных предметов идеологического мышления как мысленных образов мыслимых якобы существующими мысленных предметов. Вторичные логические формы предметности рационального и идеологического мышления в виде содержания общемировоззренческих категорий как мысленных образов мыслимых предметов – это приобретенные индивидами при формировании их мышления в процессе их социализации логические формы предметности, которые сформировались в процессе исторического развития познания людьми реальности и закрепились в общественном сознании в виде общемировоззренческих категорий как мысленных образов мыслимого мира.

Главной особенностью рациональных логических форм предметности в виде предметного содержания мировоззренческих категорий количества и качества, причины и следствия, сущности и явления и др. относительно схожих идеологических логических форм предметности категорий количества и качества, причины и следствия, сущности и явления и др. является то, что идеологические логические формы предметности выступают в мышлении чертами категорически мыслимой будто бы существующей бесконечной первоосновы мироздания и ее якобы конечных проявлений, в то время как рациональное мышление не в состоянии содержательно мыслить бесконечность и потому не способно относительно ее содержания высказаться. Хотя все вторичные логические формы рационального и идеологического мышления в виде содержания мировоззренческих категорий не врожденные каждому мыслящему субъекту, однако люди обладают расположенностью к обладанию мышлением как таковым, а также одни люди обладают расположенностью к рациональному мышлению, другие люди обладают расположенностью к идеологическому мышление, а третьи люди обладают расположенностью к смешанному рационально-идеологическому мышлению, а значит, к логике мышления как такового и к логике рационального и идеологического  мышления, но данные способности человека реализуются только в социальной среде, в социальных отношениях. Вторичные предметные логические формы мышления в виде содержания мировоззренческих категорий формируются у людей в детстве в процессе формирования их мышления путем получения знания об этом содержании в процессе их приобщения к общественному сознанию посредством общения, в том числе посредством обучения индивидов содержательным логическим правилам мышления, поскольку человек по своей природе является общественным существом.


Последний раз редактировалось: Admin (Пн Ноя 05, 2018 5:20 pm), всего редактировалось 27 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin в Вт Дек 15, 2015 5:01 pm

Содержания общемировоззренческих для рационального и для идеологического мышления категорий как мысленных образов мироздания являются вторичными содержательными логическими формами мышления в виде вторичных содержательных императивных логических правил мышления, которые тоже являются обобщенным результатом отражения человечеством реальности. Они закрепляются в общественном сознании и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению, Эти вторичные содержательные логические правила  мышления нормативные и существуют в виде требований содержательной логики  мышления совершать определенные мыслительные действия в соответствии с содержанием общемировоззренческих для идеологического и для рационального мышления категорий, например, в виде требований логики рационального мышления мыслить всякие предметы обладающими конечными формой и содержанием, количеством и качеством, сущностью и явлением и в виде требований логики идеологического мышления  мыслить основу мироздания обладающей бесконечными формой и содержанием, количеством и качеством, сущностью и явлением (проявлением). Требования вторичных правил предметной логики рационального мышления не обладают категоричностью для его носителей, они условно-предписательные, т. е. они имеют форму «если вы хотите мыслить правильно, то вам целесообразно следовать этим вторичным правилам». Требования вторичных правил предметной логики идеологического мышления являются категорически императивными для его носителей и основаны на вере в их якобы безусловную, абсолютную истинность.

Поскольку вторичные правила предметной логики мышления в идеологическом мышлении обладают категорически императивной силой, основанной на вере в их истинность, то они для обладателей этого мышления нерушимые ни при каких обстоятельствах. Поскольку вторичные правила предметной логики мышления в рациональном мышлении являются не категорически императивными, а условно-предписательными, то обладающие этим мышлением люди могут их сознательно или неосознанно нарушать. Хотя содержание категорий пространства и времени формируется при участии органов чувств, в отличие от содержания других категорий, но их применение тоже осуществляется на основе логических правил, потому что мышление способно проигнорировать данные органов чувств, напр., способно мыслить материальные предметы непротяженными (напр., огонь у Аристотеля) или мыслить протяженные предметы не изменяющимися во времени (напр., истинное бытие у Парменида – ок. 540 – ок. 470 до н. э.). В отличие от вторичных логических форм первичные логические формы в виде, например, содержания мировоззренческой категории конечного в рациональном мышлении и содержания категории бесконечного в идеологическом мышлении действуют автоматически и мышление не в состоянии от них отвлечься, они составляют их сущность и потому не имеют вида логических правил, хотя и могут быть сформулированы в виде первичных логических правил, т. е. в виде требования рационального мышления мыслить предметы только конечными и в виде требования идеологического мышления мыслить основу мира только бесконечной, а конечные предметы мыслить в качестве только ее проявлений. Конечное и бесконечное – это не единственные первичные логически формы рационального и идеологического мышления, таких первичных логических форм в них много. Например, в рациональном мышлении это: мышление предметов только относительно друг друга; мышление предметов внутренне расчлененными и состоящими из взаимосвязанных частей, элементов, компонентов, сторон, характеристик; мышление предметов обладающими целостностью (единством, системностью). К первичным предметным логическим формам идеологического мышления принадлежат, кроме бесконечности как логической формы, например: мышление конечных предметов как проявлений будто бы существующего бесконечного предмета и тем самым мышление их конечно-бесконечными; идеологическая личность мыслит якобы существующий бесконечный предмет (напр., бесконечную основу мира.) только через мышление отношения себя и других конечных предметов к данному будто бы существующему бесконечному предмету в виде по меньшей мере якобы причастности себя и других конечных предметов к нему в силу будто своего и остальных конечных предметов происхождения из него; идеологическая личность мыслит якобы существующую бесконечность предмета (напр., основы мира) как будто бы свою и других конечных предметов полную, без остатка погруженность в этот предмет, мыслимый ею в виде абсолюта, как якобы полную детерминированность ее и других конечных предметов данным будто бы существующим абсолютным предметом.

С точки зрения рационального мышления и моей концепции чистого рационализма идеологическое мышление, в отличие от рационального мышления, имеет изначальную расположенность к созданию идеологических безгранично идеализированных мысленных предметов, как конечных, так и бесконечно идеализированных мысленных предметов. Все мысленные предметы (эйдосы) идеологического мышления являются безгранично идеализированными, а бесконечность рассматривается рациональным мышлением как разновидность безграничной идеализации.  В отличие от  рационального мышления, имеющего тенденцию к создание мысленных конечных не идеализированных предметов, хотя в методологических целях также создает безгранично идеализированные конечные предметы, которые считает неосуществимыми, идеологическое мышление считает созданные им безгранично идеализированные предметы осуществимыми, т. е. способными иметь или имеющими, или имевшими точные аналоги в реальности. Идеологическое мышление не воспринимает свои безгранично идеализированные предметы как сконструированные мышлением безгранично идеализированные предметы, а рассматривает их исключительно как якобы отражение реальности в виде прошлого, или наличного, или будущего.

В отличие от идеологического мышления рациональное мышление отграничивает неидеализированные мысленные предметы (эйдосы) от безгранично идеализированных и небезгранично идеализированных мысленных предметов (эйдосов) и считает их неосуществимыми в реальности. Оно считает безгранично идеализированные и небезгранично идеализированные предметы результатом отчасти отражения их неидеализированного прообраза в реальности, а отчасти искусственного конструирования, не рассчитанного на осуществление и неосуществимого в реальности (напр., точка в математике, абсолютно черное тело в физике, идеальный газ в химии, машина Карно в технике, полное социальное равенство в социологии). Рациональное мышление считает многие мысленные неидеализированные познаваемые предметы реальности результатом отражения, а также считает многие неидеализированные мысленные предметы результатом конструирования (напр., осуществимые технические проекты).

Чисто идеологическое мышление не может не создавать конечные предметы, в противном случае оно было бы полностью оторвано от реальности и было бы полностью функционально бесполезным в практическом аспекте. Однако идеологическое мышление не оперирует конечными неидеализированными мысленными предметами, поскольку все конечные предметы мироздания оно мыслит безгранично идеализированными (с точки зрения рационального мышления) хотя бы потому, что считает их в конечном счете будто бы проявлением бесконечной основы мира и, следовательно, якобы причастными к этой бесконечной основе, будто бы содержащимися в ней в качестве возможности и якобы содержащими в себе бесконечные черты этой первоосновы. Потому создаваемые идеологическим мышлением мысленные конечные предметы, якобы отражающие реальность, фактически являются идеализированными.

Идеологическому мышлению с его расположенностью к созданию безгранично идеализированных предметов приходится по различным причинам намеренно частично сдерживать безграничную идеализацию некоторых используемых им мысленных конечных предметов (эйдосов), которые являются результатом не его творчества, а результатом творчества рационального мышления, но которые ему по определенным соображениям приходится использовать, напр., встраиваемые в конкретную идеологию рациональные научные факты, исторических факты, культурные факты. Однако оно все равно деформирует рациональные мысленные предметы, попадающие в сферу его действия, хотя бы частично безгранично идеализируя их. Полностью избежать безграничной идеализации никакое чисто идеологическое мышление не в состоянии. Преднамеренное частичное сдерживание идеологическим мышлением безграничной идеализации встраиваемых в создаваемые им идеологические взгляды мысленных предметов, напр., рациональных научных фактов, осуществляется по определенным правилам, научное осмысление которых позволяет углубить объективные знания об идеологическом мышлении. Только намеренное применение идеологическим мышлением интеллектуальных усилий для частичного ограничения своей расположенности к безграничной идеализации используемых им рациональных неидеализированных мысленных предметов, напр., научных позволяет ему частично предотвращать их безграничную идеализацию. Полагаю, не всякое конкретное идеологическое мышление обладает способностью частично ограничивать свою расположенность к созданию безгранично идеализированных предметов.

Хотя рациональное мышление оперирует только конечными мысленными предметами, как безгранично идеализированными (напр., абсолютно твердое тело), так и неидеализированными (напр., атом, человек, звезда), однако рациональному мышлению в силу его расположенности к созданию всецело ограниченных предметов приходится намеренно прилагать интеллектуальные усилия по созданию безгранично идеализированных предметов, в частности, научных (напр., машина Карно, идеальный газ). Потому рациональное мышление долгое время даже в науке не замечало потребность в безгранично идеализированных предметах, хотя их стихийное формирование и использование в науке осуществлялось издавна с момента зарождения науки (напр., прямая линия, точка в математике). Однако преднамеренное создание научных безгранично идеализированных предметов произошло во второй половине XIX – начале XX вв., т. е. гораздо позже появления науки. Целенаправленное создание рациональным мышлением безгранично идеализированных предметов осуществляется по определенным правилам, осмысление которых позволяет углубить знание о рациональном мышлении. Однако рациональное мышление не способно никакими интеллектуальными усилиями содержательно мыслить бесконечное, в частности, мыслить бесконечной основу мира, а значит, не способно создать бесконечную основу мира как мысленный бесконечно идеализированный предмет.

Мыслящее Я идеологического мышления в силу сущности этого мышления не способно отделять себя от осмысливаемого им мира и противопоставлять себя в качестве субъекта осмысления мира ему как объекту своего осмысления,  т. е. оно не способно мыслить предметы  мироздания в качестве объектов своего осмысления и осознает себя в качестве одного из мыслимых им предметов, безгранично идеализируя себя и другие мыслимые им предметы. Мыслящее Я идеологического мышления, являющееся конечным и признающее якобы существующим бесконечное, не способно обладать средствами мысленно фиксировать в качестве объекта своего осмысления якобы существующее бесконечное, и даже мысля себя в качестве будто бы проявления бесконечного, оно не способно мысленно фиксировать себя в качестве якобы субъекта осмысления будто бы существующего бесконечного относительно него как якобы объекта осмысления, потому что невозможны средства фиксации им себя в качестве субъекта осмысления по отношению к мыслимому им якобы существующим бесконечному. В силу этого идеологическое мышление мыслит мир не таким, каким он является на самом деле, а таким, каким мыслящее Я страстно в виде идеологической веры желает или не желает его видеть сообразно своим оформленным в виде безграничных, в том числе бесконечных идеологических чувств ценностным отношением к миру. Идеологическое мышление – это безгранично ценностное осмысление мира. Потому эйдосы идеологического мышления представляют собой безгранично ценностный взгляд на мир и являются с точки зрения рационального мышления нереалистичными..

В отличие от мыслящего Я  идеологического мышления, которое не способно противопоставлять себя в качестве субъекта осмысления мира мыслимым им предметам в качестве объектов своего осмысления, а значит, не способно рассматривать мыслимые им предметы как объекты своего осмысления, мыслящее Я рационального мышления способно мыслить себя конечным неидеализированным предметом и способно мыслить осмысливаемые им конечные предметы неидеализированными, а потому оно обладает средствами фиксации мыслимых им предметов в качестве объектов своего осмысления, а себя в качестве субъекта их осмысления, следовательно, оно способно противопоставлять себя в качестве субъекта осмысления мира мыслимым им предметам, рассматриваемым им в качестве объектов его осмысления. Более того, в рациональном мышлении такое противопоставление происходит автоматически помимо преднамеренных усилий мыслящего Я. В силу этого рациональное мышление обладает способностью беспристрастно объективно мыслить мир таким, каким он является на самом деле и потому создавать эйдосы, адекватные реальности. Однако субъективная безграничная, но не бесконечная идеализация мыслящим рациональным Я себя в качестве действующего субъекта осмысления мира, если она им совершается, деформирует способность мышления не идеализированно отражать существующий объект осмысления и неизбежно субъективно безгранично идеализирует его. От такой субъективной идеализации необходимо отличать объективную научную безграничную идеализацию, связанную с созданием безгранично идеализированных научных объектов познания, представляющих собой эйдосы в роли субститутов реальности, в которой они неосуществимые, но имеют реальные неидеализированные прообразы, и используемых в качестве методологических инструментов научного познания объективной реальности и мышления.

Поскольку мыслящее Я идеологического мышления не способно мысленно противопоставлять себя как осмысливающего мир субъекта мыслимым им предметам как объектам его осмысления и значит, не способно мысленно подняться над всеми осмысливаемыми им предметами, в том числе над самим собой и мыслить себя в качестве одного из объектов осмысления, то оно не способно видеть в содержании своих понятий, идей, концепций мысленные предметы (эйдосы), замещающие в мышлении в качестве субститутов реальное или вымышленное бытие, а видит их лишь как образы бытия. Исходя из своей концепции чистого рационализма полагаю, что идеологическое мышление не считает содержание своих мыслей мысленными предметами в функции субститутов реальности, а считает лих лишь образами мира. Однако в содержании идеологического мышления, признаваемого им в качестве образов реальности, нет ни предположений (гипотез), ни понимания образов как относительной истины, ни сомнений, ни понимания их как вероятностного знания, а есть только вера в их якобы абсолютную истинность.

В отличие от мыслящего Я идеологического мышления мыслящее Я рационального мышления способно мысленно отделять себя от осмысливаемого им мира как объекта его осмысления и противопоставлять ему себя в качестве субъекта его осмысления. Оно в состоянии мыслить содержание своих понятий, идей, концепций  не только как образы бытия, но и как мысленные предметы (эйдосы) в функции не только образов бытия, но и в функции заместителей (субститутов) реальности в мышлении. Но рациональное мышление многих людей не осознает содержание своих понятий, идей, концепций как мысленные предметы и считает их лишь отражением бытия, несмотря на то, что в отличие от идеологического мышления способно осознавать наличие в нем мысленных предметов в функции субститутов бытия. В отношении адекватности содержания понятий, идей, концепций рационального мышления как образов предметов бытия мыслящее Я способно испытывать и испытывает сомнение, которое не изживается, а также способно мыслить их как вероятностное знание, как ложь, как предположение (гипотезу), как относительную истину, но оно не способно мыслить содержание своих идей как абсолютную, безусловную истину, хотя оценка им истинности идей может быть похожа на абсолютную истину.

Если мысленные предметы (эйдосы) в функции образов мышления оцениваются мышлением с точки зрения адекватности воспроизведения ими бытия, то мысленные предметы в функции субститутов, т. е. заместителей, представителей предметов бытия в мышлении оцениваются с точки зрения эффективности представления ими реальности в мышлении в виде имитации ими ее.  Поскольку мысленные предметы (эйдосы) способно замечать только рациональное мышление, то людям с рациональным мышлением целесообразно знать специфические черты эйдосов как образов и как субститутов, которые оно может целенаправленно использовать при намеренном создании эйдосов. Существенной чертой эйдосов является их подобие представляемым ими в мышлении предметам бытия. Они являются своеобразными мысленными моделями понимания человеком бытия. Эйдосы рационального мышления могут обладать полным или частичным подобием осмысливаемых предметов, а могут быть квазиподобными, не осознаваемыми таковыми, могут быть также ложными и выдумками, не имеющими отношения к реальности. Эйдосы бывают «естественными» и воспроизводят в мысленной форме все те черты предметов бытия, какие мышление способно мыслить. Эйдосы могут быть также результатом намеренного конструирования рационально-научным мышлением искусственных моделей, которые создаются с целью имитации различных черт познаваемых предметов. Это «искусственные» эйдосы, к ним принадлежат научные и инженерные безгранично идеализированные предметы, напр., абсолютно черное тело, общество полного социального равенства, машина Тьюринга. Намеренно создаваемые рациональным мышлением «искусственные» модели изучаемых предметов создаются таким образом, чтобы они адекватно воспроизводили по меньшей мере существенные черты познаваемые сторон предметов. которые по мере углубления познания детализуются на основе полученных новых знаний. Эйдосы идеологического мышления не способны обладать полным подобием, а иные даже малым подобием осмысливаемых предметов реальности и лишь часть их способна частично воспроизводить в мышлении реальность, однако  деформировано в виде встраивания этих мысленных предметов в мыслимые осуществимыми нереалистичные безграничные, в том числе бесконечные идеализации реальности. Вычленение адекватного отражения реальности, содержащегося в эйдосах идеологического мышления, требует специальных средств, которые не способны гарантировать точность отделения адекватного отражения реальности в идеологическом мышлении от его неадекватных образов, безгранично идеализирующих реальность.

Установление подобия эйдосов осмысливаемым предметам бытия осуществляется в коечном счете с помощью практики. Но поскольку эйдосы необходимы для нужд познания предметов бытия, для нужд конструирования предметов, для ориентирования человека в мире и для практической деятельности, то решающим критерием подобия эйдосов осмысливаемым предметам является эффективность познания моделируемых ими предметов, конструирования предметов, ориентации человека в мире и практической деятельности. Однако поскольку идеологическое мышление в виде мыслящего Я не способно быть субъектом познания путем противопоставления себя реальности как объекту познания, то проблема познавательной эффективности идеологических эйдосов перед ним не стоит. В отличие от идеологического мышления рациональное мышление способно объективно моделировать реальность в виде не идеализированных мысленных эйдосов как образов и как субститутов реальности и в виде специально созданных им для нужд познания и проектирования в качестве методологических инструментов и ориентиров безгранично идеализированных эйдосов, выполняющих функции образов и  субститутов осмысливаемого им бытия.

15. 12. 2015

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной  неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива // Demiurgos.communityhost.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии // demiurgos.sosbb.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия // demiurgos.sosbb.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационального и идеологического методологических подходов в осмыслении мира и в деятельности // demiurgos.sosbb.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность // demiurgos.sosbb.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера // demiurgos.sosbb.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03.. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления demiurgos.sosbb.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям // demiurgos.sosbb.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера // demiurgos.sosbb.ru, 6. 01. 2015: Он же. Безгранично идеализационная парадигма понимания науки // demiurgos.sosbb.ru, 19. 01. 2015: Он же. Особенности научного мировоззрения // demiurgos.sosbb.ru, 1. 02. 2015; Он же. Способность идеального в виде мышления и в целом психики к неопределенно длительному существованию // demiurgos.sosbb.ru, 11. 02. 2015; Он же. Особенность логики идеологической веры относительно логики рациональной уверенности // demiurgos.sosbb.ru, 28. 11. 2015.


Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения