ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

НАУЧНО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ

Перейти вниз

НАУЧНО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ Empty НАУЧНО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ

Сообщение автор Admin Пн Янв 13, 2020 7:14 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

НАУЧНО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ

Только наука и основанная на науке социальная инженерия способны быть эффективной идейной основой управления обществом. Полагаю, целесообразно законодательное закрепление научного, в том числе основанного на науке социально-инженерного подхода в качестве обязательного методологического принципа государственного управления обществом. Это означало бы публичное признание властью того, что она считает эффективным и оправданным применение только науки и основанной на науке социальной инженерии к управлению функционированием и развитием общества, к обустройству общества, и предписание власти опираться в управлении обществом только на науку. Законодательно закрепленная обязанность власти опираться на науку ориентировала бы ее на активное формирование у граждан научных взглядов, на их научное просвещение и на противодействие использованию в управлении обществом, в том числе в управлении государством ненаучных, в т. ч. религиозных взглядов. А если нужных научных знаний недостает, то их нужно срочно получать, а не заменять их отсутствие основанными на субъективизме политическими технологиями, идеологическими идеализациями, в т. ч. религиозной схоластикой, ненаучными фантазиями, а также личным здравым смыслом, отчасти полезным лишь как подспорье в социальной инженерии.

Не заметно, чтобы политики в Беларуси и России, как официальные, так и оппозиционные, публично заявляли о необходимости строгого следования научному подходу к государственному управлению обществом, даже когда они используют научные знания. Они предусмотрительно об этом умалчивают. Возможно, одни боятся противопоставить себя идеологам, которых много как во власти, так и вне ее, в т. ч. служителям религий, а также просто несведущим людям, другие не уверены в научности своих идей, третьи не обладают научными знаниями, четвертые обладают ими, но не используют их из-за неумения, нежелания, отсутствия возможности. Заметно, что власть разных уровней и звеньев чинит препятствия не только получению и реализации, но даже публичному распространению научных идей, негативно затрагивающих ее интересы и не совпадающих с ее установками. Считаю это проявлением официального мракобесия, обскурантизма, естественного для махрового религиозного фундаментализма, но противоестественного для передового современного государства. Допускаю, некоторые политики не говорят о нужности научного подхода к управлению государством потому, что остерегаются таких упреков за возможные просчеты, как, например -- вы используете науку, а почему делаете неэффективно?

Кому известно, используют ли представители власти всех ее уровней и ветвей науку при выработке управленческих решений, и если используют, то кому ведомо, какими научными концепциями они руководствуются? Кто из власть имущих способен сказать: я опираюсь на такую то научную концепцию и на таких-то ученых и социальных инженеров и делаю это потому-то? В частности, какими научными общесоциальной (общесоциологической) и общемировоззренческой концепциями руководствовались представители исполнительной и законодательной ветвей власти, создавая, сохраняя и укрепляя нынешние общественно-экономический и политический строй в Беларуси? А может это продукт их своеволия, интуиции, фантазии, подсказок больного разума, подражания, мнимых консультаций со сверхъестественными силами, поиска путем проб и ошибок, корыстных побуждений? Но даже если так, то все равно необходимо выяснение того, насколько получившиеся в Беларуси общественно-экономический строй и политический строй соответствуют общесоциальным и общемировым тенденциям, закономерностям, необходимостям, генеральной линии прогресса человечества. А оценить степень такого соответствия возможно лишь с помощью научных общесоциальной и общемировоззренческой концепций. Если бы власть была ориентирована на последовательное применение науки в управлении государством, то разные ее представители не использовали бы безбоязненно в управлении противные науке невежество, мракобесие, поверхностные обыденные представления о реальности, волюнтаристские, даже самодурские установки, искажающую реальность политическую пропаганду, обманные политтехнологии, идеологию с ее верой в осуществимость неосуществимых или не проверяемых на осуществимость идеализаций реальности, в т. ч. религиозных. Сейчас редко какое государственное мероприятие обходится без кадила и рясы, а представители власти все чаще согласуют в различных формах свои служебные решения со служителями Русской православной церкви.

Мало того, что законодательно не оформлена ориентация всех уровней и ветвей власти на обязательное применение науки и основанной на науке социальной инженерии в управлении государством. Исполнительная ветвь власти в Беларуси вразрез с Конституцией объявила о необходимости применения идеологического подхода к управлению государством и повсеместного официального внедрения в управление и в сознание граждан «местной», «туземной» идеологии, которая, если она действительно идеология, пусть и локальная, «местечковая», по своей природе несовместима с наукой. Любая идеология основана на вере в осуществимость неосуществимых или вообще не поддающихся практической проверке на осуществимость идей безгранично идеализированных, гипертрофированных (в положительную, отрицательную или в ту и другую стороны) ценностных, значимых для многих людей предметов (индивидов, общественных отношений, мироздания и др.), в т. ч. идеи бесконечной основы реальности, напр., идей совершенных общества, отношений, власти, правителей, спасителей, империи зла, бесконечной материи, всемогущего бога, вездесущего дьявола и т. п., а значит, не имеет объективного общезначимого критерия своей истинности. Если во взглядах, которые называют идеологией, нет идея якобы существования бесконечной основы мира и ее будто бы проявления в конечных предметах, то они не являются идеологией в точном смысле этого слова. С помощью идеологической веры прямо управляют сознанием и поведением людей. Поэтому неудивительно, что даже священнослужители (особенно сотрудничающие с официальной идеологией служители РПЦ) со своими основанными на вере религиозно-идеологическими идеями бесцеремонно пытаются управлять Беларусью и беззастенчиво препираются с учеными по проблемам истории и сущности общества и его оптимального обустройства. И им не дают отпор даже высококвалифицированные ученые. А ученых, несогласных с так называемой официальной идеологией, под разными предлогами власть увольняет с работы.

Большевики в условиях во многом неграмотной досоветской России и после совершения в ней социалистической революции не только не стеснялись своей установки на научное преобразование общества (с помощью так называемых «научной философии», «научной политэкономии», «научного коммунизма» и др.), противопоставляя якобы безусловную научность своего марксистского учения другим взглядам, объявленным ими ненаучными или частично научными, но даже намеренно выпячивали ее. При советской власти установка на научный подход к управлению обществом была официальной. Так и писали в научных работах, в программных документах тогда руководящей коммунистической партии, в государственных документах – научное управление обществом. И хотя марксизм рассматривался коммунистами как идеология, но марксистская идеология именовалась ими научной. Другое дело, что марксистская идеология, как и всякая идеология, содержала неосуществимые ненаучные идеологические идеализации (напр., о неизбежности построения коммунизма как совершенного общества, формирования коммунистической всесторонне развитой личности), подрывавшие его установку на научный подход и его действенность.

И на смертном одре не потерявший волю и сознание мудрый правитель стремится предвидеть возможные последствия своего даже самого мелкого решения для поддающегося обозрению будущего и принимает решения с учетом обеспечения как можно большей пользы для жизнеспособности управляемой им страны в предельно обозримом будущем. Социально ответственные представители законодательной власти, принимая даже незначительные законы и будучи избранными на ограниченный срок, все равно ориентируется на управление общественно-историческим процессом применительно к обозримо длительному промежутку времени, в рамках которого неизбежны весьма серьезные, даже революционные преобразования. Поэтому таким законотворцам не обойтись без основательной общесоциальной (общесоциологической) теории, объясняющей исторический процесс и служащей идейным фундаментом для разработки и принятия стратегических ориентиров, целей, планов и проектов, и не обойтись также без разработки или выбора из уже созданных подходящих общемировоззренческих взглядов, способных служить методологией познания и деятельности и ориентиром в мировом историческом процессе. Естественно, религиозные учения – это не те взгляды на мир, которые способны быть общемировоззренческим ориентиром и методологией научной теории общественно-исторического процесса и участия в нем, а тем более носителем социально-научных знаний. Какой научной общесоциальной (общесоциологической) и научной общемировоззренческой теориями руководствуются при принятии решений представители исполнительной власти и законодатели? Коммунисты, возможно, используют марксистское учение, которое раньше они считали научным. А не коммунисты? Делает управление государством эффективным помощь ему высококвалифицированных ученых и социальных инженеров, а не идеологов, в т. ч. не служителей религиозных культов.

15. 10. 2006

См. также другие существенные теоретические работы автора на бумажном носителе и электронном носителе в Интернете по проблеме социального проектирования и в целом социальной инженерии: диссертация -- Антонюк Г. А. Социальное проектирование: теоретико-методологический аспект: диссертация доктора философских наук: 09.00.01 / АН БССР, Ин-т философии и права. -- Минск, 1990; Антонюк Г. А. Социальное проектирование : (Теоретико-методологический аспект): автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.01 / АН БССР, Ин-т философии и права.- Минск, 1989; монографии -- Антонюк Г. А. Социальное проектирование (некоторые методологические аспекты). -- Минск, Наука и техника, 1978; Он же. Социальное проектирование и управление общественным развитием: Теоретико-методологический аспект. -- Минск, Наука и техника, 1986; статьи -- Он же. Социальное творчество и конструктивно-инженерный подход к управлению общественными процессами // Методологические проблемы научного знания. -- Минск, Наука и техника, 1983; Он же. Социальное проектирование в процессе практического применения социальных знаний // Социально-философские проблемы производства и применения научных знаний. -- Минск, Навука і тэхніка, 1992; Он же. Объективная цель человечества и его стандартизация // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Материалы международной научной конференции 26-27 ноября 2003 г. Гродно. -- Гродно, 2003. -- С. 295—299; Он же. Социально-инженерный подход и проективный метод в исследовании утопических социальных проектов Платона // demiurgos.forum2x2.ru, 1992 -- 13. 08. 2017; Он же. Социальное проектирование -- необходимый этап в опредмечивании социальных знаний, инженерная социология, социальная и антропосферная инженерия // demiurgos.forum2x2.ru, 1992 -- 27. 08. 2017; Он же. Социально-инженерный взгляд на утопические социальные проекты Платона // demiurgos.forum2x2.ru, 1991 -- 23. 09. 2017; Он же. Роль социального проектирования в создании научных и утопических социальных идеалов // demiurgos.forum2x2.ru, 1992 -- 26. 09. 2017; Он же. Социально-инженерный взгляд на утопический социальный проект Томаса Мора // demiurgos.forum2x2.ru, 1991 -- 1. 10. 2017; Он же. Типы социального предвидения // demiurgos.forum2x2.ru, 1990 -- 6. 10. 2017; Он же. Проективный метод социального научного исследования // demiurgos.forum2x2.ru, 1990 -- 6. 10. 2017; Он же. Социально-инженерный подход // demiurgos.forum2x2.ru, 1990 -- 17. 10. 2017; Он же. Инженерное определение социально-научных понятий // demiurgos.forum2x2.ru, 1990 -- 19. 10. 2017; Он же. Социальная проектология // demiurgos.forum2x2.ru, 1990 -- 23. 10. 2017; Он же. Социальная инженерология, социально-инженерные исследования и социально-инженерные знания // demiurgos.forum2x2.ru, 1990 -- 25. 10. 2017; Он же. Социальное проектирование // demiurgos.forum2x2.ru, 1990 -- 30. 10. 2017; Он же. Социальный проект // demiurgos.forum2x2.ru, 1990 -- 1. 11. 2017.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

13056

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения