ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

РАЦИОНАЛЬНАЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛИЗАЦИИ

Перейти вниз

РАЦИОНАЛЬНАЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛИЗАЦИИ   Empty РАЦИОНАЛЬНАЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛИЗАЦИИ

Сообщение автор Admin Сб Дек 08, 2018 2:54 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

РАЦИОНАЛЬНАЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛИЗАЦИИ

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Данная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Идеализация ориентирована как на реальность в целом, так и на ее компоненты. Реальность идеализируют как рациональное мышление, так и идеологическое мышление. Особенность рационального мышления состоит в том, что оно мыслит осуществимыми только неидеализированные конечные предметы, мыслит реальность состоящей только из конечных предметов и мыслит ее как мироздание конечной, но специфически конечной. Рациональное мышление не способно содержательно мыслить понятие бесконечного и потому, говоря фигурально, способно только молчать о понятии якобы существования бесконечной основы мира (бесконечных бога, материи, абсолютной идеи и др.). Рациональное мышление опирается на доказательства в конечном счете посредством практики и содержит возможность сомнения. Хотя оно признает возможность существования только конечных предметов, однако не в состоянии определенно судить о чертах конечной основы мира, поскольку мыслит конечное только относительно конечного и вследствие этого какое бы конечное оно ни мыслило, оно не может не мыслить другое конечное, относительно которого определяет ранее мыслимое конечное, а потому рациональное мышление пребывает в состоянии абсолютной неопределенности относительно познания черт конечной основы мира. Это я называю законом абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления. Рациональное мышление как субъект осмысления реальности противопоставляет себя реальности, признаваемой им конечной, как объекту осмысления. Это создает ему возможность объективного, беспристрастного взгляда его на объект, т. е. возможность рассмотрения объекта таким, каким он есть сам по себе безотносительно к желанию субъекта видеть его тем или иным. На рациональном мышлении основаны наука, инженерия, неидеологизированное искусство, здравый смысл.

Идеологическое мышление опирается на идеологическую веру как абсолютную категорически императивную убежденность в якобы существовании бесконечной основы мира (бесконечных бога, материи, абсолютной идеи и др.) и в ее будто бы проявлении в конечных предметах, в том числе в человеке. Идеологическое мышление не способно осмысливать реальность в качестве субъекта, поскольку не способно относиться к мыслимому им бесконечному как к объекту осмысления. Оно относится к мыслимой им бесконечной реальности не объективно как субъект осмысления к объекту осмысления, а ценностно пристрастно с позиции бесконечного экзистенциального ценностного переживания обладающей идеологическим мышлением личностью мира и ее бытия в якобы бесконечном мире. Идеологическое мышление не в состоянии мыслить бесконечное в качестве объекта осмысления, а себя мыслить в качестве субъекта его осмысления, поскольку обладающая им личность не в состоянии мыслить себя вне бесконечного и способна мыслить себя лишь его проявлением. Идеологическая личность мыслит себя с помощью своего бесконечного экзистенциального ценностного переживания мира только с позиции своего бытия в якобы бесконечном мире как его будто бы проявления, а мир она мыслит как то, что всецело охватывает ее бытие и потому ее идеологическое мышление не способно к объективному беспристрастному неценностному осмыслению реальности. Поэтому идеологическое осмысление мира не является объективным познанием мира, а идеологические безгранично, в том числе бесконечно, идеализирующие мир идеи не объективно отражают реальность, а выражают ценностное отношение к миру человека с идеологическим мышлением. Однако идеологическое мышление рассматривает создаваемые им мысленные безгранично, в том числе бесконечно, идеализированные предметы как якобы абсолютно истинное знание о реальности. На идеологическом мышлении основана идеология (религия, философия, теософия и др.).

Оправданно различать мысленную и практическую идеализацию. Рациональное мышление, в первую очередь рационально-научное, способно создавать мысленные идеализированные предметы, выражающие объективный взгляд рациональной личности на реальность, а любые созданные идеологическим мышлением мысленные идеализированные предметы выражают ценностное отношение идеологической личности к реальности. Результатом мысленной идеализации являются мысленные идеализированные предметы, которые с точки зрения рационально-научного мышления неосуществимые, т. е. не способны существовать вне мысли о них. Практическая идеализация совершается на основе мысленных идеализированных предметов в виде попыток создания идеализированных предметов, но она не способна привести к созданию идеализированных предметов вне мысли о них, поскольку они неосуществимые. Мысленная идеализация первичнее практической идеализации. Она воплощается в идеологических и рациональных идеях, в том числе рационально-научных. Мысленная идеализация — это специфическая деятельность мышления по созданию посредством конструирования мысленных идеализированных предметов, которых нет в реальности и которые невозможны в реальности.

Мысленная идеализация бывает ограниченной и безграничной. Идеализация бывает ценностной и ценностно нейтральной. Ценностная идеализация осуществляется в положительную, отрицательную и в ту, и в другую стороны. Ограниченная идеализация является ценностной и состоит в первую очередь в деятельности мышления по мысленному созданию, воспроизведению и использованию им мысленных конечных предметов с некоторыми преувеличенными или преуменьшенными в положительную и (или) отрицательную с точки зрения идеализирующего субъекта чертами, которые не могут быть осуществимыми в качестве черт идеализируемых конечных предметов, но могут быть осуществимыми в качестве черт других конечных предметов, например, приписывание какому-то человеку таланта, которым наделен другой человек. Ограниченная идеализация совершается только рациональным мышлением, которое способно ошибочно мыслить создаваемые им ограниченно идеализированные предметы осуществимыми, если создает их неосознанно, полагая, будто не идеализирует реальность, а адекватно отражает реальность, но оно может намеренно создавать их как мыслимые им неосуществимыми, в частности, в искусстве. Идеологическая идеализация не способна быть ограниченной, она только безграничная. Смешанное дуалистичное рационально-идеологическое мышление с помощью идеологической части мышления порождает и использует идеологические безгранично идеализированные предметы, а с помощью рациональной части мышления может порождать и использовать ограниченно идеализированные предметы, если это не научное мышление, и научные безгранично идеализированные предметы, если это научное мышление.

Безграничная идеализация — это в первую очередь деятельность мышления по мысленному созданию им мысленных предметов с чертами, лишенными границ меры, т. е. в виде как бы полного проявления их сущности. Безграничная идеализация состоит в том, что посредством нее идеализируемые черты предметов мысленно конструируются такими, как если бы их сущность, как ее понимает идеализирующий реальность субъект, проявилась без всяких ограничений ее какими-либо факторами, что невозможно. Разновидностью безграничной идеализации является бесконечная идеализация. С точки зрения рационального мышления, признающего осуществимыми только неидеализированные конечные предметы, конечные предметы не могут существовать в виде полного проявления в них сущности изолированно друг от друга. Взаимодействуя друг с другом, они накладывают друг на друга ограничения, препятствуя тем самым безграничному, полному проявлению сущности каждой их характеристики. Потому рациональное мышление рассматривает любые безгранично идеализированные предметы неосуществимыми.

Есть два типа мысленной безграничной идеализации — это идеологическая безграничная идеализация, основанная на идеологическом мышлении, и рациональная безграничная идеализация, основанная на рациональном мышлении. Идеологическая безграничная идеализация осуществляется неизбежно в силу особенностей идеологического мышления, законы, формы, принципы и др. предметной логики которого ориентированы на идеализацию мысленных предметов и потому автоматически создают безгранично идеализированные предметы. Рациональная безграничная идеализация осуществляется в силу особенностей рационального мышления, законы, формы, принципы и др. предметной логики которого не ориентированы на идеализацию мысленных предметов и потому не создают автоматически безгранично идеализированные предметы, но они не исключают возможность их создания. Рациональное мышление признает возможность осуществимости только неидеализированных конечных предметов и возможность только ограниченного проявления их сущности, оно не обладает категорической императивностью для его носителей, опирается на доказательства конечными факторами на основе конечной практики и содержит возможность сомнения в своих доказательствах истинности создаваемых идей. Мысленная рациональная безграничная идеализация производится в отношении ценностно нейтральных и ценностно значимых предметов и используется в научном познании, в том числе в основанных на науке инженерных исследованиях, как средство познания, а также в основанной на науке практике, в частности, как средство инженерного конструирования, в том числе инженерного проектирования. Используемые в научном познании безгранично идеализированные предметы являются особой формой опережающего отражения действительности, а именно отражением ее никогда не осуществимых состояний, имеющих реальными прообразами лишь ограниченные тенденции.

Мысленная идеологическая безграничная идеализация только ценностная. Она осуществляется в положительную, отрицательную и в ту, и другую стороны. На ней основана идеология. Идеологические безгранично, в том числе бесконечно, идеализированные предметы составляют содержание всех идеологических взглядов. Идеологическое мышление оперирует только ценностными безгранично идеализированными мысленными предметами (эйдосами). Разновидностью мысленной безграничной идеологической идеализации является бесконечная идеализация. Идеологическое мышление посредством исключающей всякое сомнение идеологической веры как категорически-императивной абсолютной убежденности признает существование бесконечной основы мира как сущности и причины конечных предметов и ее будто бы проявление в конечных предметах. Бесконечность содержательно мыслится идеологическим мышлением с помощью идеологического экзистенциального ценностного переживания мира как якобы бесконечного субъектом идеологического мышления и применяется идеологическим мышлением в идеологии, основу которой составляет идея о будто бы существовании бесконечной основы мира и о ее якобы проявлении в конечных предметах. Рациональное мышление не способно осуществлять бесконечную идеализацию мира, поскольку оно не способно содержательно мыслить понятие бесконечности как якобы отражение реальности, оно способно создать понятие бесконечности лишь формально-логически как противоположное понятию конечного неизбежно безотносительно к реальности, а потому не способно оценивать его с точки зрения истинности и ложности. Рациональное мышление способно создавать лишь мысленный квазибесконечный предмет (например, в математике бесконечно большая величина) с помощью рационально-научной безграничной идеализации, посредством которой создается безгранично идеализированный неопределенно конечный предмет. Идеологическое мышление в своей основе нереалистичное, а рациональное мышление в своей основе реалистичное.

Результатом мысленной безграничной идеализации является мысленный безгранично идеализированный предмет — созданный мышлением мысленный предмет с безгранично идеализированными чертами. В научном познании это, например, точка, идеальный газ, идеальный раствор, машина Карно, машина Тьюринга, абсолютно закрытая система, полное социальное равенство, абсолютная социальная свобода, которые имеют неидеализированные прообразы в виде познаваемых реальных конечных предметов и в современной науке осознанно создаются для их познания. В идеологии — это бесконечная основа мира (бесконечные бог, материя, абсолютная идея, мировая воля и др.) и якобы проявления ее в конечных предметах, а также религиозные культы, фетиши, социальные утопии и др., которые могут не иметь неидеализированных прообразов в реальности, например, бесконечно идеализированные предметы. В идеологии мыслимые конечные предметы бесконечно идеализированы уже хотя бы потому, что мыслятся якобы проявлением бесконечной основы мира, однако в ней наряду с бесконечной идеализацией используется также конечная безграничная идеализация, например, образ полностью совершенного коммунистического общества в идеологических социальных утопиях.

Безграничная идеализация может осуществляться как в отношении части реальности (например, создание образа абсолютно совершенного общества), так и в отношении реальности в целом (например, создание образа якобы бесконечного мироздания). Мысленные безгранично идеализированные предметы могут создаваться без использования научного обоснования (в идеологии — религии, философии и др.), а могут быть научно обоснованными (в науке, инженерии). Идеологические мысленные безгранично идеализированные предметы не осознаются идеологическим мышлением как идеализированные и посредством идеологической веры категорически императивно мыслятся им осуществимыми, а потому люди с идеологическим мышлением пытаются практически создавать безгранично идеализированную реальность и действовать в реальности так, словно она состоит из безгранично идеализированных предметов, не мыслимых ими идеализированными. В эпоху недостаточно развитой науки, когда не было понимания специфики безграничной идеализации в ней, создаваемые в ней в соответствии с нуждами познания безгранично идеализированные предметы, по этой причине не осознаваемые как идеализированные (например, точка, прямая линия и др.), ошибочно мыслились осуществимыми, а не в силу устройства рациональной логики. И сейчас есть случаи непонимания специфики безграничной идеализации в науке и инженерии и некоторые их представители из-за недостаточной методологической подготовки ошибочно признают якобы осуществимыми безгранично идеализированные предметы, которые не мыслятся ими идеализированными.

В современных научных фундаментальных и прикладных исследованиях, в том числе инженерных, намеренно создаваемые рационально-научным мышлением ученых и инженеров безгранично идеализированные научные и основанные на науке инженерные предметы, в том числе социальные, являются конечными мысленными предметами, изначально осознаются им конечными безгранично идеализированными предметами и в силу идеализированности осознаются им неосуществимыми вне мысли о них. Рациональная научная безграничная идеализация, в том числе социальная, бывает только мысленной, а создаваемые рациональным научным мышлением безгранично идеализированные предметы не обладают для него категоричностью.

Идеологическая безграничная идеализация реальности, в отличие от рациональной безграничной идеализации, является не только мысленной, но и практической. Идеологическая практическая безграничная идеализация — это практические действия людей с идеологическим мышлением как в виде поведения, построенного так, как если бы мир состоял из безгранично идеализированных предметов, так и в виде деятельности по приведению реальности в соответствие с мысленными безгранично идеализированными предметами, т. е. в виде действий по созданию безгранично идеализированной реальности. Практическая идеализация осуществляется в виде применения преимущественно в социальной практике религиозных и нерелигиозных идеологических идей, главным образом социальных, например, в виде попыток практического воплощения марксистского утопического проекта коммунизма как полностью совершенного общества. Многочисленные религиозные войны, попытки построения общества в соответствии с религиозными идеями — это тоже проявление идеологической практической безграничной идеализации реальности.

* * *

Безграничная социальная идеализация — это осуществление безграничной идеализации в отношении социальной реальности. Безграничная идеализация в научном социальном познании отличается от идеологической социальной идеализации тем, что хотя в нем идеализированный предмет осознается теми, кто его создает и им оперирует в научном познании, как идеализированный и неосуществимый ни при каких условиях, однако его создают таким, чтобы он объективно отражал тенденции в проявлении сущности познаваемых предметов социальной реальности. В этом плане мысленные безгранично идеализированные социальные предметы выступают своеобразными мысленными заменителями (субститутами) предметов социальной реальности в мышлении, мысленно очищенных с помощью абстракции от ограничивающих полное проявление их сущности условий. Научные безгранично идеализированные социальные предметы показывают, какими могли бы быть предметы социальной реальности, если бы в ней отсутствовали условия, реально ограничивающие безграничное проявление их сущности. Осмысление безгранично идеализированных рационально-научным мышлением социальных предметов позволяет глубже понять их сущность, а также связи, тенденции, законы, условия, влияющие на проявление их сущности. Поэтому в процессе научно-социального познания безгранично идеализированными предметами оперируют как мысленными моделями как бы не ограниченного никакими факторами проявления сущности предметов складывающейся естественноисторически или создаваемой целенаправленно социальной реальности. В отношении безгранично идеализированных социальных предметов выявляются законы. Научные безгранично идеализированные социальные предметы (явления, процессы) являются важнейшими компонентами социальной теории. Они используются как в фундаментальном социальном познании (полное социальное равенство, абсолютная социальная справедливость и др.), так и в социально-инженерных исследованиях (целевая социальная общность, сконструированная на основе только формальных социальных отношений между субъектами, целевая социальная общность, которой задано несколько равнозначных целей, и др.).

В силу того, что используемые в социальном познании научные безгранично идеализированные социальные предметы неосуществимые, то они не поддаются прямой эмпирической проверке — эмпирическому подтверждению и опровержению. Научная обоснованность безгранично идеализированных социальных предметов проверяется через теорию в целом, в которой этим идеализированным предметам посредством специальных познавательных процедур устанавливается определенное соответствие научным образам реальных предметов и осуществляется их неидеализированная интерпретация с учетом всего многообразия отражаемых теорией реальных отношений, действия случайностей в социальном мире, влияния на социальную жизнь социального творчества.

Научный безгранично идеализированный социальный предмет как инструмент научного познания используется для получения знаний как о ценностно нейтральных предметах социальной реальности, так и о ценностно значимых социальных предметах. Однако само содержание научного знания в силу его объективности неценностное, т. е. не содержит ценностное отношение познающего субъекта к миру. Если в познании ценностно нейтральных социальных предметов безгранично идеализированные социальные предметы представляют собой отражение социальной реальности безотносительно к ее значению для людей и являются дескриптивными (описательными), то в объективно-научном аксиологическом, в том числе в социально-инженерном познании, научные безгранично идеализированные социальные предметы служат мерилом ценного, а потому могут быть не только дескриптивными, но также могут использоваться в качестве некатегорических прескриптивных (нормативных), однако не для построения содержания идей путем замены или деформации научной объективности, а для оценки познаваемой реальности с точки зрения ее соответствия определенным ценностным требованиям. Заложенные в аксиологических безгранично идеализированных социальных предметах научно идеализированные характеристики ценностно значимых предметов социальной реальности являются безгранично идеализированными разновидностями желаемого или нежелаемого для людей, применение которых к анализу реальности позволяет оценивать отклонение действительности от них, желаемое направление социальной деятельности по преобразованию социальной действительности, по формированию социальных ценностных установок и ориентаций относительно социальной реальности.

Безгранично идеализирующий социальную реальность аксиологический подход к ней может быть пассивным и активно-конструктивным. В первом случае желаемая социальная реальность рассматривается как обладающая способностью к самоосуществлению, а безгранично идеализированные желаемое или нежелаемое лишь соотносятся с социальной реальностью, которая рассматривается как существующая и развивающаяся независимо от сознательных намерений людей. Проявлением активно-конструктивного аксиологического подхода к социальной реальности является научно обоснованное социальное проектирование (инженерное социальное проектирование). Посредством него, например, создаются социальные проекты безгранично идеализированных полностью совершенного и полностью несовершенного общественного устройства, которые носят нормативный характер и выполняют функцию научно обоснованных, но признаваемых неосуществимыми безграничных социальных ориентиров преднамеренно создаваемой и устраняемой в соответствии с желаемыми требованиями социальной реальности, а также используются в качестве ее мерила.

Научные социальные безграничные идеализации стали использоваться в социологии в качестве необходимого метода познания со времени превращения социологии в строгую науку со своими особыми методами исследования. Неосознанное использование элементов научной социальной безграничной идеализации в качестве инструмента научного социального познания можно заметить в обосновании Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом логического метода исследования. Не строго научное, но отчасти сознательное специальное методологическое применение безграничной идеализации в социологии осуществил Макс Вебер, разработавший концепцию «идеального типа», который он рассматривал как идеализированный социальный предмет и который, согласно ему, создается по тому же принципу, что и утопия. Вебер рассматривал созданный им мысленный безгранично идеализированный социальный предмет «идеальный тип» как исключительно умственную конструкцию, содержание которой будто бы не отражает сущность социальной реальности, а потому рассматривал как имеющую значение лишь в качестве вспомогательного средства научного социального познания и в силу этого созданный им «идеальный тип» не является мысленным научным социальным безгранично идеализированным предметом в точном научном значении этого термина. У К. Маркса, Ф. Энгельса, М. Вебера еще не было четкого научного понимания научной идеализации, в том числе научной социальной идеализации.


Последний раз редактировалось: Admin (Чт Сен 16, 2021 10:29 am), всего редактировалось 59 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 249
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

РАЦИОНАЛЬНАЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛИЗАЦИИ   Empty ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin Сб Дек 08, 2018 2:55 pm

Рационально-научную идеализацию как особое средство познания реальности стали изучать относительно недавно, когда началось осознанное исследование и формирование методологии научного познания. До этого не различали мысленные безгранично идеализированные и неидеализированные предметы как в науке (в математике, физике и др.), так и в идеологии (в религии, философии и др.) и в них считали реалистичными идеи безгранично идеализированных предметов, которые не рассматривали не только как безгранично идеализированные, но даже как идеализированные. В частности, первый закон Исаака Ньютона описан в отношении научно, но неосознанно безгранично идеализированных условий, потому они не рассматривались И. Ньютоном как идеализированные. Разграничение в идеализации ограниченной и безграничной идеализаций, рациональной и идеологической безграничной идеализации и определение их специфики осуществлено мной в концепции чистого рационализма и чистой идеологии. Неосознанное создание мысленных рационально-научных безгранично идеализированных несоциальных предметов в несоциальных науках осуществлялось с момента формирования несоциальных наук, в частности, математики (например, точка, прямая линия и др.), а неосознаваемая рационально-научная безграничная социальная идеализация формировалась с момента становления социальных наук (например, в экономической науке в виде создания безгранично идеализированного мысленного предмета «абсолютно свободные рыночные отношения»). Неосознаваемая идеологическая несоциальная и социальная безграничная идеализация мира осуществлялась людьми с идеологическим мышлением в виде идеологической религиозной безграничной идеализации с момента возникновения человечества. В процессе развития человечества зародилась идеологическая философская несоциальная и социальная безграничная идеализация мира.

Неосознаваемая идеологическая социальная безграничная идеализация в философии в виде создания мысленных безгранично идеализированных социальных предметов, которая и сейчас не осознается, осуществлялась со времени создания социальных учений, в которых используемая идеализация не рассматривалась как идеализация. Мысленные безгранично идеализированные социальные предметы можно найти не только в философских социальных концепциях, например, в теориях общественного договора Томаса Гоббса, Джона Локка, Жан-Жака Руссо и др., но и в утопических социальных проектах Платона, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Анри Сен-Симона и др. Они неосознанно создавали их с помощью идеализации, но не рассматривали их как идеализированные. Они мыслили созданные ими мысленные безгранично идеализированные социальные предметы как якобы осуществимые, т. е. как существовавшие, существующие или поддающиеся осуществлению. Неосознаваемые мысленные безгранично идеализированные социальные предметы, которые являлись не чисто идеологическими, как у Платона, а хотя бы рационально-идеологическими, т. е. хотя бы частично рациональными, как, например, у А. Сен-Симона, были способны частично выполнять методологически-познавательную функцию, несмотря на то что их авторы признавали якобы осуществимыми мысленные безгранично идеализированные ими предметы общественной жизни.

Однако все еще встречающееся в социальной науке ошибочное признание учеными с рациональным и дуалистичным рационально-идеологическим мышлением в силу их недостаточной методологической подготовленности мысленных безгранично идеализированных черт социальной реальности осуществимыми ограничивает эффективное методологическое применение безграничной рационально-научной социальной идеализации, поскольку такое признание, будучи с точки зрения науки ложным и неосознанно впускающим в науку элементы похожей на идеологическую веру убежденности в якобы осуществимости безгранично идеализированных социальных предметов, является неосознанным признанием возможности объяснять социальную реальность с позиции якобы воплощения в ней безгранично идеализированных предметов, а также неосознанным признанием возможности будто бы воплощения в ней стихийно или путем социальной деятельности безгранично идеализированных предметов, например, абсолютно свободных рыночных отношений, полного социального равенства. Чтобы признаваемые якобы осуществимыми безгранично идеализированные мысленные социальные предметы, созданные в рамках имеющих элементы научности социальных концепциях, могли быть преднамеренно использованы в качестве методологического инструмента научного познания, заложенные в них безгранично идеализированные характеристики социальной реальности должны быть переосмыслены как не поддающиеся осуществлению, однако как адекватно отражающие, если грамотно с точки зрения науки построены, реальные неидеализированные тенденции в жизнедеятельности общества. Вполне оправданно также преднамеренно создавать на научной основе проекты безгранично идеализированного в положительную сторону полностью совершенного общества, например, коммунистического, и в отрицательную сторону полностью несовершенного общества, например, основанного на полной стихийности отношений, в качестве научно-познавательных безгранично идеализированных мысленных социальных предметов, осознаваемых как вообще неосуществимые и используемых лишь в качестве инструментов исследования реальных неидеализированных тенденций, закономерностей общества, в том числе общественного развития.

Безграничная социальная идеализация также используется в социально-философских взглядах на социальный мир. Поскольку социальная философия, как и философия в целом, является идеологией, то создаваемые в ее рамках безгранично идеализированные социальные предметы категорически императивно осознаются с помощью идеологической веры как якобы осуществимые (существовавшие, существующие или поддающиеся осуществлению). К таким нереалистичным социальным безгранично идеализированным предметам в социальной философии принадлежат идеи абсолютно совершенного общества в утопических социальных проектах и иные безгранично идеализированные социальные предметы в социальных концепциях (например, идея якобы генеральной направленности развития общества в направлении формирования полностью совершенного коммунистического общества в концепции К. Маркса и Ф. Энгельса). В идеологическом религиозном мировоззрении тоже присутствуют описания социального мира, в основе которых лежат неосуществимые безгранично идеализированные социальные предметы. Поскольку осуществимость безгранично идеализированных социальных предметов в идеологии не поддается реалистичному доказательству, а научный взгляд на социальную реальность принципиально опровергает осуществимость любых безгранично идеализированных социальных предметов, то признание в идеологии их осуществимости основано на идеологической вере, несмотря на встречающиеся попытки их реалистичного доказательства. Социальные проекты, создаваемые людьми с идеологическим мышлением с целью их реализации, тоже являются конструированием таких желаемых ими социальных отношений, которые являются неосознаваемыми ими и их последователями безгранично идеализированными социальными предметами, мыслимыми с помощью идеологической веры ими и их последователями с идеологическим мышлением как якобы осуществимые. Это утопические социальные проекты. Попытки реализация идеологических социальных проектов неизбежно терпят крах, как, например, попытки построения совершенного коммунистического общества, построения государства на основе исключительно свободного волеизъявления личностей, в проектах которых сконструированы неосуществимые безгранично идеализированные черты устройства общества.

Социальные идеологии строятся на основе безгранично идеализированных социальных предметов, которые их приверженцами посредством идеологической веры категорически императивно мыслятся осуществимыми. Нередко составной частью социальных идеологий являются не только утопические социальные проекты, но и культы, мифы, утопические социальные идеалы, с помощью которых строятся заменяющие рациональное научное знание образы безгранично идеализированных в положительную, отрицательную или в ту и другую стороны социальных отношений и других сторон общества, мыслимых их приверженцами с идеологическим мышлением как якобы неидеализированные и будто бы осуществимые. В социальных идеологиях безгранично идеализированные социальные предметы являются в некотором роде их идейными кирпичиками, которые дают обладающим идеологическим мышлением приверженцам идеологий социальные ориентиры, категорически императивно регулирующие их поведение. Различие социальных позиций, ролей, интересов идеологических личностей и социальных общностей сильно влияет на различие их безгранично идеализированных социальных ориентаций. Хотя идеологические безгранично идеализированные социальные предметы с рационально-научной точки зрения являются нереалистичными, однако люди с идеологическим мышлением не могут обойтись без них. Поскольку во все времена многие люди рождаются расположенными к идеологическому мышлению, то невозможна полная деидеологизация общественной жизни. Идеологические безгранично идеализированные социальные предметы преднамеренно вырабатываются, внедряются в индивидуальное и общественное сознание и воспроизводятся в них идеологами, которые руководствуются предметной логикой своего идеологического мышления.

Идеологическая социальная безграничная идеализация как способ организации людьми с идеологическим мышлением социальной реальности — это, во-первых, мысленное категорически императивное приписывание людьми с идеологическим мышлением всей социальной реальности и ее отдельным компонентам созданных идеологическим мышлением и существующих только в нем будто бы реальных или потенциальных безгранично идеализированных черт, которыми они на самом деле не обладают и не могут обладать, и во-вторых, формирование людьми с идеологическим мышлением общества и его отдельных компонентов на основе этих идеализирующих мысленных образов, как если бы безгранично идеализированные социальные предметы были осуществимыми. Практическое создание людьми с идеологическим мышлением безгранично идеализированного общественного устройства — это практические идеологизированные и идеологизирующие действия. Создаваемая людьми с идеологическим мышлением безгранично идеализированная социальная жизнь неосуществимая, хотя сами создатели верят в осуществимость и действуют так, как если бы она была осуществимая. Мысленные идеологические безгранично идеализированные социальные предметы всегда ценностно значимые для людей с идеологическим мышлением, одни могут быть положительно значимыми, другие — отрицательно значимыми, третьи — положительно и отрицательно значимыми; они не просто побуждают идеологических личностей к определенным пониманию социальной реальности, отношению к ней и к действиям в ней, но и категорически императивно предписывают им их. Такой категорической императивностью для людей с идеологическим мышлением обладают также формируемые на основе мысленной безграничной идеализации идеологизированные черты социальной жизни и практические действия по их созданию. Практическая идеологическая безграничная социальная идеализация всегда целенаправленная, но нереализуемая, однако социальные последствия от попыток ее реализации бывают весьма отрицательными для многих людей и для человечества, хотя бывают также отчасти положительными, однако отрицательные последствия, на мой взгляд, превышают положительные.

Создаваемые рационально-научные безгранично идеализированные социальные предметы становятся частью объективной научной теории, а создаваемые идеологические безгранично идеализированные социальные предметы исторически изменяются вместе с изменением идеологий, поскольку на смену одним идеологиям приходят другие. Невозможны «вечные» идеологии. В то же время и в первобытном обществе создавались и использовались идеологические безгранично идеализированные социальные предметы, и в современном рациональном в своей основе постиндустриальном обществе они создаются и используются, естественно, занимая разное место в социальном управлении разными социальными системами. Идеологические безгранично идеализированные предметы на всех этапах человеческой истории выполняли и выполняют разную по возможностям управленческо-регулятивную функцию, но в идеологизированном обществе они доминируют среди социальных идей общественного сознания, а в неидеологизированном рациональном в своей основе обществе они не являются доминирующими среди социальных идей общественного сознания, в котором доминируют рациональные идеи. Генеральной причиной существования в обществе идеологий, приверженцы которых неизбежно пытаются воплотить их в реальность, является постоянное воспроизводство в обществе людей с идеологическим мышлением, которые на самых ранних этапах существования человечества выполняли в первобытных сообществах жизненно важные для них функции и которых человечество порождает сейчас, а также которых, на мой взгляд, будет порождать в будущем, даже если не будет жизненной необходимости для человечества в идеологическом мышлении.

Полагаю, что на любом этапе жизнедеятельности общества воспроизводится приблизительно одинаковая доля людей с идеологическим, рациональным и дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. Предполагаю, что ок. 7–12% среди всех людей составляли и составляют люди с монистичным идеологическим мышлением, многие люди имеют дуалистичное рационально-идеологическое мышление, у каждого обладателя которого в разном проявлении присутствуют противоположные несовместимые элементы идеологической и рациональной предметных логик, но, возможно, большинство людей обладают монистичным рациональным мышлением. Предполагаю также, что конкретные люди обладают врожденной предрасположенностью или к рациональному мышлению, или к идеологическому мышлению, или к дуалистичному рационально-идеологическому мышлению, которая закреплена в генотипе человека как вида жизни Homo sapiens. Люди с идеологическим мышлением неизбежно стремятся придать социальной жизни страстно желаемые ими безгранично идеализированные черты, мыслимые ими с помощью идеологической веры осуществимыми, а поскольку такое стремление обладает для них силой жизненной потребности, то оно также служит средством их психической саморегуляции. Поэтому попытки идеологических личностей создавать неосуществимое безгранично идеализированное устройство общества оправданно рассматривать как объективную социальную неизбежность. Люди с идеологическим мышлением навязывают свои идеологические социальные взгляды как якобы абсолютную истину людям с рациональным мышлением, а также людям с иными идеологическими социальными взглядами. Идеологические личности рассматривают идеи своей идеологии не как идеализации, а как якобы абсолютно истинное отражение реальности.

Идеологизированное общество в интересах управления своей жизнедеятельностью испытывает потребность в мысленной и основанной на ней практической идеологической безграничной социальной идеализации, в том числе как в средстве:

1) создания общественного устройства и его компонентов в соответствии с желаемыми безгранично идеализированными критериями;

2) измерения действий людей с идеологическим мышлением, устройства общественной жизни с точки зрения их соответствия безгранично идеализированным социальным требованиям;

3) ориентации действий людей с идеологическим мышлением на приведение себя и общества в соответствии с безгранично идеализированными социальными критериями;

4) выделения в качестве особо значимых различных безгранично идеализируемых социальных явлений, процессов;

5) формирования самосознания людей с идеологическим мышлением путем содействия осознанию ими своей причастности к безгранично идеализируемой социальной жизни;

6) поощрения субъектов с идеологическим мышлением посредством их безгранично идеализированного социального возвеличения;

7) сплочения людей с идеологическим мышлением вокруг тех или иных безгранично идеализированных социальных ценностей;

Cool мобилизации людей с идеологическим мышлением для решения безгранично идеализированных социальных задач, в том числе для создания конкретного безгранично идеализированного общественного устройства или на ликвидацию такого создания.

В идеологизированном тоталитарном государстве господствует в качестве якобы единственно и абсолютно истинной одна идеология и ее безгранично идеализированные социальные предметы выступают той духовной и организационной нитью, которая связывает чувства, помыслы, установки, ориентации, цели, действия обладающих идеологическим мышлением приверженцев государственной идеологии с тоталитарной властью и гармонизирует их отношения. Такая тоталитарная власть намного прочнее, чем власть, основанная исключительно на принуждении. В тоталитарном идеологизированном государстве идеологические безгранично идеализированные социальные предметы официально закрепляются в качестве высших государственных ценностей и охраняются силой государства. В подлинно демократическом государстве, которое способно быть лишь рациональным, невозможна официальная идеология, для него характерен идеологический плюрализм, противоположный монополии официальной идеологии в идеологизированном тоталитарном государстве. Этот плюрализм содержит борьбу различных идеологий, идеологических личностей и организаций за приоритет их безгранично идеализированных социальных ценностей, однако в подлинно демократическом государстве идеология полностью отделена от государственной власти, которая опирается на науку и на основанную на науке социальную инженерию. Но такое подлинно демократическое государство — это неосуществимый рационально-научный безгранично идеализированный предмет.

Научно обоснованное социальное проектирование предполагает учет в качестве составной части построения оптимальных социальных отношений неизбежного наличия в любом обществе доли людей с идеологическим мышлением, нуждающихся в идеологической безграничной социальной идеализации, в том числе в практическом создании безгранично идеализированной социальной реальности.

2018


8. 12. 2018

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, https://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, https://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера) https://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), https://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, https://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, https://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) https://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) https://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры https://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология https://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) https://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // https://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли https://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры https://demiurgos.forum2x2.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик https://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика https://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2011, https://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия https://demiurgos.forum2x2.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение //https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость https://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы https://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального /https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности https://demiurgos.forum2x2.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) https://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой https://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива https://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия https://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационального и идеологического методологических подходов в осмыслении мира и в деятельности https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность https://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера https://demiurgos.forum2x2.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера https://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 01. 2015: Он же. Безгранично идеализационная парадигма понимания науки https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 01. 2015; Он же. Особенности научного мировоззрения https://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2015; Он же. Способность идеального в виде мышления и в целом психики к неопределенно длительному существованию https://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 02. 2015; Он же. Особенность логики идеологической веры относительно логики рациональной уверенности https://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 11. 2015; Он же. Отражательно-конструктивная и субститутная функции эйдосов рационального и идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 15. 12. 2015; Он же. Нравственный категорический императив и нравственная свобода воли https://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2015; Он же. Императивный мысленный образ причинности как определяющая логическая форма мышления в предметной логике https://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01 2016; Он же. "Коперниканский переворот" как общекогнитивный и общепрактический метод https://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 01. 2016; Он же. Бесконечное переживание как необходимая предпосылка логики идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2016; Он же. Этапы неосознанного высвечивания и осознанного познания и развития предметной (содержательной) логики https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 2016; Он же. Исследование предметной (содержательной) логики с позиции доктрины чистого (пурического) рационализма https://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2016; Он же. Роль чувственного переживания в идеологической им рациональной логике https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2017; Он же. Мышление существования объективного мира идеологической и рациональной логикой https://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления основы мира как бесконечной https://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления конечных проявлений основы мира как бесконечной https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические законы правильного рационального мышления реальности как конечной https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические особенности дуалистичного рационально-идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 04. 201; Он же. Принцип относительности рационального мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 05. 2017; Он же. Принцип абсолютности идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Конституирование рациональным, идеологическим и дуалистичным мышлениями реальности и ее сущностей https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 05. 2017; Он же. Идеология как саморегулируемый идейный организм (синтетическая теория идеологической эволюции) https://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 06. 2017; Он же. Законы создания, устройства, функционирования и эволюции идеологии https://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 07. 2017; Он же. Законы рационального взгляда на мир 25. 12. 2011, 19. 11. 2017; Он же. Дуалистичный нравственный категорический императив и монистичная нравственная апория Канта, не замеченные им https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 01. 2018; Он же. Люди мыслят мир существующим с такими чертами, признаваемыми их мышлением главными, с какими их мышление способно мыслить его https://demiurgos.forum2x2.ru, 22. 02. 2018; Он же. Особенности применения формальной логики в рациональном и идеологическом мышлении https://demiurgos.forum2x2.ru, 24. 03. 2018; Он же. Резюме концепции чистого (пурического) рационализма Георгия Антонюка (Георгий, Heorhi) о предметной логике  https://demiurgos.forum2x2.ru, 9. 04. 2018.

Адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 249
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения