ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О МИРОВОЗЗРЕНИИ (ЭЙДОЛОГИЮ)
ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ :: МИРОПОНИМАНИЕ :: ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ, ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОБЩЕСТВА, МЫШЛЕНИЯ (особенности рационального и идеологического мышления мира)
Страница 1 из 1
ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О МИРОВОЗЗРЕНИИ (ЭЙДОЛОГИЮ)
ГЕОРГИЙ АНТОНЮК
ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О МИРОВОЗЗРЕНИИ (ЭЙДОЛОГИЮ)
См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.
Любой ученый нуждается в мировоззрении, причем органичным для ученого является научное мировоззрение, которое представляет собой высший вид рационального мировоззрения, признающего возможность осуществимости только конечных предметов. Основу мировоззрения составляют идеи о существенных чертах мироздания. Рациональное мировоззрение дает рациональный взгляд на существенные черты мироздания, а идеологическое мировоззрение дает внерациональный взгляд на существенные черты мироздания. Внерациональность идеологического мировоззрения состоит в первую очередь в том, что рациональное мышление не в состоянии содержательно мыслить идеологические идеи о якобы существовании бесконечного и о его будто бы проявлении в конечных предметах (напр., бесконечных бога, материи и др.), которые люди с идеологическим мышлением с помощью идеологической веры категорически императивно признают якобы абсолютно точным отражением реальности. Если ученый обладает дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, то в его сознании неизбежно содержатся антагонистичные его рационально-научному мировоззрению компоненты внерационального идеологического мировоззрения (религиозного, философского, теософского и др.), и потому при определенных условиях его научные интересы, планы, ориентации, парадигмы, принципы, методы, моральные нормы, знания неизбежно вступят в конфликт с его опирающимся на идеологическую веру идеологическим взглядом на мир. А поскольку подлинная идеологическая вера имеет для обладающего ею человека силу категорического императива, то такой ученый обязательно вынужден будет поступиться наукой ради своей идеологической веры. Говоря образно, такой ученый станет самоинквизитором, который вынесет себе как ученому идеологический приговор и сам добровольно приведет его в исполнение.
В статье «Введение в науку о мировоззрении (эйдологию)» рассматриваются особенности рационального и идеологического мировоззрений, а также связь личностных особенностей людей с идеологическим мировоззрением. Возможно, ученым и тем, кто интересуется наукой, эта статья поможет лучше ориентироваться при совершенствовании своего мировоззрения.
Науке о мировоззрении я дал рабочее название эйдология (от греч. eidos — первоначально видность, вид, облик, образ, позже в философии также сущность, форма и греч. logos — слово, понятие, учение). Основная трудность перехода от науки об исследовании мировоззрения как преимущественно описательной, которой она остается до сих пор, хотя и не имеет специального названия, к созданию эйдологии как основанной на теории науки о законах устройства, формирования, действия, функционирования и развития мировоззрения, о специфике типов мировоззрения и о механизме их связи с типами мышления, состоит в создании такой методологической парадигмы, т. е. такой исследовательской позиции и таких средств познания, с помощью которых возможно объективно рассматривать любые идеи о являющихся фундаментом всякого мировоззрения основах мироздания.
Рациональное, в том числе научное, мировоззрение создается рациональным мышлением, основанным на рациональной предметной (содержательной) логике, признающей возможность осуществимости только конечных неидеализированных предметов. Идеологическое мышление, создающее идеологическое мировоззрение, основано на идеологической предметной (содержательной) логике, признающей с помощью идеологической веры якобы существование бесконечной основы мира и будто бы проявление ее как абсолютной причины в конечных предметах как якобы ее следствиях. Идеологическое мышление, обладающее идеологической логикой, и рациональное мышление, обладающее рациональной логикой, являются противоположными типами мышления с противоположными типами предметных логик. Эти типы мышления могут принадлежать разным людям и могут существовать в мышлении одного человека, создавая смешанное противоречивое дуалистичное рационально-идеологическое мышление, которое я не рассматриваю как отдельный тип мышления, поскольку в нем нет особой предметной логики. Из всех имеющихся непоследовательных рациональных методологических парадигм позитивистская парадигма наиболее развитая, но и она не позволяет встать на полноценно рациональную научную позицию при изучении идеологических идей о якобы существовании бесконечной основы мира. Позитивизм рассматривает идеи о будто бы существовании бесконечной основы мира как ложные или бессмысленные, что, во-первых, не предоставляет возможность объяснить их высокую живучесть в сознании многих людей и в целом в общественном сознании, а во-вторых, обосновывает будто бы возможность рациональной оценки идеи о якобы реальном существовании бесконечности с позиции соответствия реальности, хотя рациональное мышление не способно содержательно мыслить бесконечность, а способно лишь формально-логически создать бессодержательное понятие бесконечного как противоположность содержательному понятию конечного безотносительно к соотнесению его с реальностью.
Рационально-научная концепция чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии позволяет научно изучать идеологическое мировоззрение, не находясь на идеологической мировоззренческой позиции, напр., изучать любые философские учения, не находясь ни на какой идеологически-философской позиции. Объяснение конкретных идеологических мировоззрений и идеологического мировоззрения в целом с позиции какого-либо конкретного идеологического мировоззрения, напр., с позиции диалектико-материалистической (марксистской) философии или неотомистской философии, является не научным, а идеологическим, поскольку объясняет идеологическое мировоззрение с помощью идеологического мировоззрения, каждое из которых вообще не поддается рациональной, в том числе научной, проверке на предмет истинности в силу содержательной немыслимости рациональным мышлением главной идеи каждого идеологического мировоззрения о якобы существовании бесконечной основы мира, но каждое из которых его приверженцами посредством идеологической веры категорически императивно признается якобы безусловно истинным.
Человек, обладающий сформировавшимся самосознанием, испытывает потребность в мировоззрении, в первую очередь в образе существенных черт мироздания (природы, человечества, сознания) и возможностей его познания и практического освоения человеком, с помощью которого он мог бы выявлять и объяснять менее значительные стороны реальности, определять ориентиры, пути, способы, средства реализации своих мышления, потребностей, интересов, своей оценки мира и своих практических действий в нем. Люди с рациональным мышлением нуждаются в рациональном мировоззрении, а люди с идеологическим мышлением нуждаются в идеологическом, внерациональном мировоззрении. Это два противоположных и антагонистичных типа мировоззрения.
Рациональное мышление порождает рациональный взгляд на мир. Согласно моей концепции чистого рационализма и чистой идеологии, рациональный взгляд на мир основан на признании возможности существования только конечных неидеализированных предметов, т. е. предметов, имеющих границы (пространственные, временные, количественные, качественные, границы формы, содержания, причинной обусловленности и др.), отделяющие один предмет от другого. Возможно помыслить средства практической проверки на истинность любых рациональных идей, хотя в конкретных исторических условиях не всегда возможно реально их создать. Предполагаю, что доля людей с монистичным рациональным мышлением большая. На рациональном взгляде на мир основаны наука, инженерия, здравый смысл и частично искусство.
Люди с идеологическим мышлением врожденно предрасположены к безгранично, в том числе бесконечно, идеализирующему мир взгляду на него и категорически императивно верят в будто бы осуществимость безгранично идеализированных предметов, в том числе в якобы существование бесконечной основы мира, не рассматривая свой взгляд идеализирующим и рассматривая его якобы абсолютно истинным. Это внерациональный идеологический взгляд на мир (религиозный, философский и др.), порождаемый внерациональным идеологическим мышлением. Поскольку рациональное мышление не способно содержательно мыслить понятие бесконечности, то оно не в состоянии не только реально создать, но даже мыслить средства проверки на истинность лежащей в основе идеологий идеи о якобы существовании бесконечной основы мира и о ее будто бы проявлении в конечных предметах. Опирающееся на доказательство рациональными средствами и в конечном счете практикой рациональное мышление считает безгранично идеализированные предметы, которые идеологическое мышление посредством идеологической веры категорически императивно признает якобы осуществимыми, либо вообще неосуществимыми (конечные, напр., абсолютно совершенное общество), либо не поддающимися практической проверке им на предмет осуществимости (бесконечные, напр., бесконечные материя, бог, абсолютная идея и др.) в силу его неспособности содержательно мыслить идею бесконечного.
Рациональный взгляд на существенные черты мироздания строится с помощью средств здравого смысла и науки как объективное мировоззрение. Рационально-научный взгляд на существенные черты мироздания имеет статус объективного и общезначимого научного знания. Идеологический взгляд на мир основан на вере в существование бесконечной основы мироздания и является личным смысложизненным безгранично, в том числе бесконечно, ценностным, отношением к миру личности с идеологическим мышлением, обладающей этим взглядом, который определяет ее ценностные ориентации и ее поведение.
Строгое рационально-научное мировоззрение может дать лишь особая наука, которую я называю субстратологией (от лат. substratum — подкладка, основа и греч. logos — слово, понятие, учение), т. е. наука о существенных в ее понимании и в каждый момент времени и познания мыслимых в виде обладающих границами чертах мироздания — его законах, принципах, свойствах, формах и т. д., являющихся основой мироздания и единства его предметного многообразия; о проявлении этих черт в конкретных предметах мироздания, в том числе в человеке; о возможностях и средствах познания этих черт; о возможностях воздействия человека на эти черты.
В различных философских учениях понятие субстрата используется для создания образа будто бы бесконечной основы единства, однородности предметного якобы бесконечного многообразия реальности (напр., материя, идея, но чаще понятие субстрата применяют к характеристике материи), понятие субстрата иногда отождествляется с понятием бесконечной субстанции. В философии в целом понятие субстрата является по своему основному содержанию более широким, чем понятие субстанции. Так, есть философские учения, особенно в современности, в которых отсутствует идея субстанции, но в которых все равно присутствует идея единства якобы бесконечного предметного многообразия реальности, которую можно выразить философским понятием субстрата, даже если философы не используют его. Идеологическая идея будто бы существования бесконечного субстрата явно или неявно присутствует во всех объективных идеологических взглядах и является вненаучной и в целом внерациональной.
В то же время считаю оправданным использовать понятие субстрата для построения рационального мировоззрения, в том числе научного. Я рассматриваю идею субстрата в рациональном мировоззрении как идею об обладающей границами лишь частично научно познанной сейчас и в будущем основе мироздания, обеспечивающей единство его конечного предметного многообразия, понимание которой неизбежно изменяется и усложняется по мере развития самого мира и его научного познания и, несмотря на увеличение объективного знания, не способно стать даже относительно сущностно завершенным.
Классическая марксистская философия определяет себя схоже с определением мной субстратологии, называя себя наукой о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Однако, в отличие от субстратологии, в моем понимании марксистская философия содержит основанную на вере, хотя она ее отрицает, идею о якобы существовании бесконечного предмета в виде бесконечной материи, понятие которой в действительности не является общим по отношению к понятиям зафиксированных основанной на рациональных доказательствах наукой конечных в каждый момент времени по количеству и характеристикам реальных материальных предметов и является не научным, а идеологическим, как и марксистская философия в целом. В отличие от философии, в рациональной субстратологии как науке понятие субстрата служит для отражения конечных существенных черт мироздания, являющихся основой его предметного единства.
Субстратология как наука нуждается для изучения существенных черт мироздания в специальных методах исследования, в специальном категориальном и терминологическом аппарате исследования, в специальной подготовке исследователей. Поэтому даже очень крупный специалист в каких-либо частных науках может не обладать специальными знаниями в области субстратологии или может обладать ими не на уровне высококвалифицированного профессионала.
Субстратология обобщает знания всех наук, не являясь при этом суммой знаний всех наук. Но субстратология не сводится к обобщению знаний существующих наук. Она способна выходить и должна выходить за их рамки и выявлять путем исследования также те существенные черты мироздания, которые еще не получили хотя бы частичное отражение в существующих науках. Поэтому компетентные суждения о существенных чертах мироздания способны формулировать только специалисты этой науки. Если ученый частной науки одновременно научно осмысливает вопросы мироздания, то он может стать также специалистом в области субстратологии. Многие ученые являются специалистами в нескольких науках. Элементы рациональных знаний, пригодных для субстратологии, содержатся в различных философских учениях, причем содержатся зачастую в деформированном идеологическими идеями виде.
С субстратологией как наукой, которая основана на рациональном взгляде на мир, несовместима идея якобы существования бесконечно идеализированных предметов, напр. бесконечной основы мироздания (бесконечных материи, бога и др.), которая лежит в основе любой идеологии, и ее якобы проявления в конечных предметах, в силу этого тоже мыслимых безгранично идеализированными. В то же время субстратология, как и любая наука, не может обойтись без научных безгранично идеализированных предметов, которые в ней, как и в других науках, изначально мыслятся вообще неосуществимыми, но служат как в качестве средств научного познания, так и в качестве объектов научного исследования. В науке такими неосуществимыми безгранично идеализированными предметами являются, напр., точка, абсолютно черное тело, идеальный газ, машина Карно, машина Тьюринга, абсолютно справедливое общество. Научные безгранично идеализированные предметы субстратологии еще предстоит выработать. Предполагаю, что одним из таких неосуществимых возможных научных безгранично идеализированных предметов субстратологии может стать образ сознательно управляемой человечеством в рамках возможностей, обусловленных объективными законами, нашей Вселенной.
К идеологическому взгляду на существенные черты мироздания, т. е. к идеологическому мировоззрению, я отношу (учитывая наличие элемента нестрогости в любой классификации): изображающие якобы бесконечное мироздание нерелигиозные древние мифы; философии с их идеями о будто бы существовании бесконечной основы мира; религии с их идеями о якобы существовании бесконечных всемогущих божественных и иных целевых основ мироздания; теософские концепции о бесконечной основе мироздания, основанные на эклектичном комбинировании религии, философии и идеологически деформированных научных идей; оккультизм, содержащий веру в будто бы существование бесконечных целевых сверхъестественных сил и особые якобы «практические» способы прямого взаимодействия с ними (напр., магия, спиритизм).
Рациональное, в том числе научное, мировоззрение и идеологическое, в том числе философское, мировоззрение осмысливают существенные черты мироздания с противоположных антагонистических позиций и являются взаимоисключающими.
Люди врожденно предрасположены не только к идеологическому мышлению, но и к рациональному и дуалистичному рационально-идеологическому мышлениям. Если человек предрасположен к идеологическому мышлению, то за время взросления он непременно обретет идеологическую веру в якобы существование конкретной бесконечной основы мира и в ее будто бы проявление в конечных предметах, в том числе в нем. Но в своей идеологической вере этот человек будет не уникальным, а будет стандартизированной личностью, если он придерживается того идеологического мировоззрения, будь то религиозное, философское, теософское и др., которым обладает не только он. Законом идеологических взглядов на мир является их ориентация на многих людей, и каждый из них категорически предписывает своим приверженцам верить в его якобы абсолютную истинность. Если конкретная идеологическая личность не создает конкретное идеологическое мировоззрение, то она примыкает к уже созданному такому мировоззрению. Если же конкретный человек с идеологическим мышлением является творцом серьезного идеологического мировоззрения, то хотя в этом мировоззрении проявляется своеобразие его творца, он, даже неосознанно следуя законам идеологической веры, для которой признание ею конкретной идеи абсолютной истиной равно признанию ее общезначимой истиной, непременно создает и проповедует свое мировоззрение как якобы абсолютную истину для всех людей, чтобы и другие люди стали приверженцами созданного им мировоззрения, уверовав, что это якобы абсолютная истина для всех времен и народов. Те склонные к идеологической вере люди, которые становятся адептами созданных другими людьми идеологических мировоззрений, тем самым отрекаются от многих своих личностных черт и принимают черты личности создателей идеологических мировоззрений, проявившиеся в них. Созданное идеологическое мировоззрение после обретения им приверженцев превращается в массовое стандартизированное мировоззрение, стандартизирующее и его создателя. Однако возможно с помощью научной безграничной идеализации особенностей личного бесконечного экзистенциального ценностного отношения обладателей идеологического мышления к миру создать мысленный неосуществимый научный безгранично идеализированный предмет в виде такого многообразия идеологических мировоззрений, которое соответствует количеству людей с идеологическим мышлением. Однако невозможно полностью своеобразное бесконечное экзистенциальное ценностное отношение нормальных идеологических личностей к миру.
Основанное на идеологической вере идеологическое мировоззрение не является объективным образом мироздания. Конкретное идеологическое мировоззрение выражает существенное экзистенциальное безгранично, в том числе бесконечно, ценностное отношение к миру обладающего идеологическим мышлением его творца. Потому конкретное идеологическое мировоззрение несет на себе отпечаток существенных личностных черт его творца, и в силу этого оно является фундаментальной стороной самосознания, а значит, и личности этого творца. Созданное идеологическое мировоззрение, которое признали в качестве содержания своей идеологической веры его последователи, становится фундаментальной стороной их самосознания, а значит, их личности. Наиболее зрелым видом идеологического мировоззрения является философское мировоззрение.
Из всех видов рационального мировоззрения, которое основано на признании существования только конечных предметов и которое присуще только людям с рациональным мышлением, рационально-научное мировоззрение наиболее адекватно отражает мир, человека в мире и возможности использования мира и переустройства его в интересах людей. Научное мировоззрение — это наиболее зрелый вид рационального мировоззрения. Но наука не дает и в силу своих ограниченных в каждый момент времени возможностей, а также в силу непрерывного изменения объективной реальности не в состоянии дать завершенное, полное знание о мироздании. В нее не заложен механизм таких претензий, в отличие от чистой идеологии, в которой обязательно содержится механизм претензий на якобы полное знание о мироздании. Потому в научном мировоззрении на любом этапе его развития содержатся элементы не только истинного знания, но и сомнения, заблуждений, ошибок, неясностей, проблем, предположений, в том числе гипотез. По мере развития научного познания и возможностей практического освоения человеком мира научное мировоззрение развивается, углубляется, уточняется, но все равно не становится даже относительно сущностно завершенным. Потому люди с рациональным мышлением, обладающие научным мировоззрением, постоянно нуждаются в его уточнении и развитии.
Научное рациональное мировоззрение — это объективный по своему содержанию образ реальности, независимый от того, каким желают люди видеть мир, безотносительный к тому, нравится он им или не нравится. Поэтому научное мировоззрение общезначимое. Если рассматривать его в неосуществимом безгранично идеализированном виде как завершенное истинное знание о мироздании, то можно сказать, что оно единое для всех следующих научному взгляду на мир людей. Однако поскольку вообще невозможно построить даже относительно сущностно завершенное научное мировоззрение, и в нем в любой момент времени содержатся наряду с элементами адекватного знания неистинные элементы, а также научные предположения, в том числе относительно самых фундаментальных черт мироздания, что является законом научного познания, то в сознании научного сообщества функционируют одновременно несколько разновидностей научных мировоззрений, имеющих как сходные, так и отличительные черты, что является законом научного мировоззрения. Они могут различаться по точности, по полноте отражения существенных черт мироздания, по особенностям используемых в них научных предположений, по исходной общеметодологической парадигме, в рамках которой происходит построение научного мировоззрения. Разновидности научного мировоззрения — это относительно самостоятельные высокоцелостные системы научных знаний, конкурирующие и сотрудничающие друг с другом и борющиеся с антагонистичными всякому научному мировоззрению идеологическими мировоззрениями (идеологиями).
Однако разновидностей научных мировоззрений и возможностей их построения не очень много в силу сущности научного познания и знания, и потому невозможно создать мысленный неосуществимый научный безгранично идеализированный предмет в виде такого многообразия научных мировоззрений, которое соответствует количеству обладателей рационального мышления в виде ученых. Поэтому хотя и отсутствует единое во всех деталях для всех ученых научное мировоззрение, однако его разновидностей гораздо меньше численности ученых, и они имеют существенные общие компоненты знания о мироздании. Потому любая серьезная разновидность научного мировоззрения присуща сознанию многих научно мыслящих людей. Если разновидность научного мировоззрения способна быть присущей сознанию только одного научно мыслящего человека, то лишь тогда, когда этот человек создал ее, и до тех пор, пока она еще не стала достоянием многих людей. Так было, напр., тогда, когда А. Эйнштейн только создал теорию относительности, существенно менявшую научные взгляды на многие фундаментальные стороны мироздания. Так бывает также тогда, когда созданные научно обоснованные идеи, способные сильно изменить существующие взгляды на существенные стороны мироздания, в силу разных причин не становятся при жизни их автора достоянием многих людей, однако в наше время такое маловероятно. Но в наше время в большинстве случаев творец серьезного научного мировоззрения, создавший концепцию, коренным образом меняющую существующие научные взгляды на мироздание, в состоянии быть единственным его обладателем лишь в относительно краткие моменты времени. В силу того что таких творцов относительно немного, то большинство людей с научным мышлением, которые обретают рационально-научное мировоззрение, выбирают его из уже созданных его разновидностей. Многие из них нуждаются при выборе наиболее передового научного мировоззрения в помощи специалистов, занимающихся вопросами мировоззрения.
Поскольку научное мировоззрение — это объективное знание, и оно не несет на себе отпечатка существенных личностных черт его создателя, то наличие у многих людей с рациональным мышлением одинакового научного мировоззрения не стандартизирует их как личности.
Люди, расположенные исключительно к рациональному мышлению, но не обладающие научными знаниями о существенных чертах мироздания, из которых состоит научное мировоззрение, нуждаются в помощи специалистов по обучению их научному мировоззрению. Но и люди, обладающие идеологическим мышлением и расположенные к внерациональному, идеологическому мировоззрению, содержащему вненаучные безгранично идеализированные идеологические образы существенных черт мироздания, однако не обладающие знаниями хотя бы о серьезных идеологических взглядах (религиозных, философских, теософских и др.), тоже не способны свободно компетентно выбрать наиболее подходящее для них идеологическое мировоззрение и творчески приспособить его, если есть потребность, к своим личностным особенностям или создать, если есть способность, свое идеологическое мировоззрение, и потому они также нуждаются в помощи специалистов по идеологии в обретении ими подходящего для них идеологического мировоззрения.
Пока частичную помощь специалистов в овладении философским идеологическим мировоззрением стихийно получают обладающие идеологическим мышлением студенты высших учебных заведений и аспиранты, изучающие в высших учебных заведениях и в аспирантуре философию. Но это недостаточная помощь, поскольку обучение философии не ведется с учетом особенностей идеологического мышления и не включает помощь людям с таким мышлением в приспособлении выбранного ими в качестве своего мировоззрения философского учения к их личностным особенностям, а также помощь им в создании ими, если у них есть способность, своего философского учения в соответствии со своими личностными особенностями. Не всегда осуществляется также хотя бы стихийное ознакомление изучающих философию людей с идеологическим мышлением с наиболее серьезными нефилософскими идеологиями (нерелигиозно-мифологическими образами мироздания, религиозными идеологиями и др.), что ограничивает возможность свободы компетентного выбора ими наиболее подходящего для них мировоззрения или для создания ими своего идеологического мировоззрения, в том числе нефилософского. Ведь изучение философии не обязательно обусловливает принятие обучающимися обладателями идеологического мышления в качестве своего мировоззрения именно философии. Много имеющих идеологическое мышление людей с высшим образованием, прослушавших учебный курс по философии, обладают не философским, а религиозным мировоззрением.
Подавляющее большинство не имеющих высшего образования, но обладающих конкретным религиозным мировоззрением людей с идеологическим мышлением выбирают его не свободно, поскольку они не осведомлены в вопросах идеологии и не имеют полноценного знания не только о всех серьезных идеологических взглядах, но даже о всех серьезных религиозных мировоззрениях. И те, кто помогал таким людям обрести конкретное религиозное мировоззрение, не только не знакомили их непредвзято со всеми серьезными идеологическими или хотя бы только религиозными взглядами, но даже вообще не знакомили их хотя бы с основами всех серьезных религиозных взглядов и не знакомили не только в силу своей мировоззренческой пристрастности, но отчасти потому, что многие из них тоже не вполне осведомлены в идеологии, в том числе религиозной. Что касается приспособления религиозных мировоззрений к личностным особенностям верующих, то оно достигается разными путями, в том числе посредством создания новых религий и ересей внутри религий.
Возможна профессиональная помощь на основе применения специальных научных методов изучения мировоззрения и интеллектуально-инженерных методов создания мировоззрения людям, нуждающимся в следующем:
1) в установлении, к какому типу относится мышление нуждающихся в мировоззренческой помощи людей — к рациональному или к идеологическому;
2) в очищении сознания людей с рациональным мышлением от несовместимых с ним безграничных идеологических идеализаций, если они там присутствуют, и в обустройстве его защиты от них;
3) в формировании у людей, обладающих рациональным мышлением, наиболее развитого с точки зрения объективного познания мира научного мировоззрения;
4) в оценке степени соответствия мировоззрения людей, обладающих идеологическим мышлением, их личностным особенностям;
5) в оценке степени соответствия мировоззрения людей, обладающих идеологическим мышлением, современности и генеральной тенденции становления социального будущего;
6) в избавлении людей, обладающих идеологическим мышлением, от не соответствующих их личностным особенностям и психически дискомфортных для них компонентов идеологического мировоззрения путем перестройки имеющегося у них идеологического мировоззрения или посредством его замены;
7) в создании обладающим идеологическим мышлением людям наиболее соответствующего их личностным особенностям и психически комфортного для них идеологического мировоззрения;
в обретении обладающими дуалистичным рационально-идеологическим мышлением людьми научного мировоззрения и в защите его от имеющегося в их мышлении идеологического мировоззрения.
2008
28. 09. 2008
Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (логические особенности и значение для управления государством и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Идеология и рациональность в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008.
Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.sosbb.ru.
Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).
ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О МИРОВОЗЗРЕНИИ (ЭЙДОЛОГИЮ)
См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.
Любой ученый нуждается в мировоззрении, причем органичным для ученого является научное мировоззрение, которое представляет собой высший вид рационального мировоззрения, признающего возможность осуществимости только конечных предметов. Основу мировоззрения составляют идеи о существенных чертах мироздания. Рациональное мировоззрение дает рациональный взгляд на существенные черты мироздания, а идеологическое мировоззрение дает внерациональный взгляд на существенные черты мироздания. Внерациональность идеологического мировоззрения состоит в первую очередь в том, что рациональное мышление не в состоянии содержательно мыслить идеологические идеи о якобы существовании бесконечного и о его будто бы проявлении в конечных предметах (напр., бесконечных бога, материи и др.), которые люди с идеологическим мышлением с помощью идеологической веры категорически императивно признают якобы абсолютно точным отражением реальности. Если ученый обладает дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, то в его сознании неизбежно содержатся антагонистичные его рационально-научному мировоззрению компоненты внерационального идеологического мировоззрения (религиозного, философского, теософского и др.), и потому при определенных условиях его научные интересы, планы, ориентации, парадигмы, принципы, методы, моральные нормы, знания неизбежно вступят в конфликт с его опирающимся на идеологическую веру идеологическим взглядом на мир. А поскольку подлинная идеологическая вера имеет для обладающего ею человека силу категорического императива, то такой ученый обязательно вынужден будет поступиться наукой ради своей идеологической веры. Говоря образно, такой ученый станет самоинквизитором, который вынесет себе как ученому идеологический приговор и сам добровольно приведет его в исполнение.
В статье «Введение в науку о мировоззрении (эйдологию)» рассматриваются особенности рационального и идеологического мировоззрений, а также связь личностных особенностей людей с идеологическим мировоззрением. Возможно, ученым и тем, кто интересуется наукой, эта статья поможет лучше ориентироваться при совершенствовании своего мировоззрения.
Науке о мировоззрении я дал рабочее название эйдология (от греч. eidos — первоначально видность, вид, облик, образ, позже в философии также сущность, форма и греч. logos — слово, понятие, учение). Основная трудность перехода от науки об исследовании мировоззрения как преимущественно описательной, которой она остается до сих пор, хотя и не имеет специального названия, к созданию эйдологии как основанной на теории науки о законах устройства, формирования, действия, функционирования и развития мировоззрения, о специфике типов мировоззрения и о механизме их связи с типами мышления, состоит в создании такой методологической парадигмы, т. е. такой исследовательской позиции и таких средств познания, с помощью которых возможно объективно рассматривать любые идеи о являющихся фундаментом всякого мировоззрения основах мироздания.
Рациональное, в том числе научное, мировоззрение создается рациональным мышлением, основанным на рациональной предметной (содержательной) логике, признающей возможность осуществимости только конечных неидеализированных предметов. Идеологическое мышление, создающее идеологическое мировоззрение, основано на идеологической предметной (содержательной) логике, признающей с помощью идеологической веры якобы существование бесконечной основы мира и будто бы проявление ее как абсолютной причины в конечных предметах как якобы ее следствиях. Идеологическое мышление, обладающее идеологической логикой, и рациональное мышление, обладающее рациональной логикой, являются противоположными типами мышления с противоположными типами предметных логик. Эти типы мышления могут принадлежать разным людям и могут существовать в мышлении одного человека, создавая смешанное противоречивое дуалистичное рационально-идеологическое мышление, которое я не рассматриваю как отдельный тип мышления, поскольку в нем нет особой предметной логики. Из всех имеющихся непоследовательных рациональных методологических парадигм позитивистская парадигма наиболее развитая, но и она не позволяет встать на полноценно рациональную научную позицию при изучении идеологических идей о якобы существовании бесконечной основы мира. Позитивизм рассматривает идеи о будто бы существовании бесконечной основы мира как ложные или бессмысленные, что, во-первых, не предоставляет возможность объяснить их высокую живучесть в сознании многих людей и в целом в общественном сознании, а во-вторых, обосновывает будто бы возможность рациональной оценки идеи о якобы реальном существовании бесконечности с позиции соответствия реальности, хотя рациональное мышление не способно содержательно мыслить бесконечность, а способно лишь формально-логически создать бессодержательное понятие бесконечного как противоположность содержательному понятию конечного безотносительно к соотнесению его с реальностью.
Рационально-научная концепция чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии позволяет научно изучать идеологическое мировоззрение, не находясь на идеологической мировоззренческой позиции, напр., изучать любые философские учения, не находясь ни на какой идеологически-философской позиции. Объяснение конкретных идеологических мировоззрений и идеологического мировоззрения в целом с позиции какого-либо конкретного идеологического мировоззрения, напр., с позиции диалектико-материалистической (марксистской) философии или неотомистской философии, является не научным, а идеологическим, поскольку объясняет идеологическое мировоззрение с помощью идеологического мировоззрения, каждое из которых вообще не поддается рациональной, в том числе научной, проверке на предмет истинности в силу содержательной немыслимости рациональным мышлением главной идеи каждого идеологического мировоззрения о якобы существовании бесконечной основы мира, но каждое из которых его приверженцами посредством идеологической веры категорически императивно признается якобы безусловно истинным.
Человек, обладающий сформировавшимся самосознанием, испытывает потребность в мировоззрении, в первую очередь в образе существенных черт мироздания (природы, человечества, сознания) и возможностей его познания и практического освоения человеком, с помощью которого он мог бы выявлять и объяснять менее значительные стороны реальности, определять ориентиры, пути, способы, средства реализации своих мышления, потребностей, интересов, своей оценки мира и своих практических действий в нем. Люди с рациональным мышлением нуждаются в рациональном мировоззрении, а люди с идеологическим мышлением нуждаются в идеологическом, внерациональном мировоззрении. Это два противоположных и антагонистичных типа мировоззрения.
Рациональное мышление порождает рациональный взгляд на мир. Согласно моей концепции чистого рационализма и чистой идеологии, рациональный взгляд на мир основан на признании возможности существования только конечных неидеализированных предметов, т. е. предметов, имеющих границы (пространственные, временные, количественные, качественные, границы формы, содержания, причинной обусловленности и др.), отделяющие один предмет от другого. Возможно помыслить средства практической проверки на истинность любых рациональных идей, хотя в конкретных исторических условиях не всегда возможно реально их создать. Предполагаю, что доля людей с монистичным рациональным мышлением большая. На рациональном взгляде на мир основаны наука, инженерия, здравый смысл и частично искусство.
Люди с идеологическим мышлением врожденно предрасположены к безгранично, в том числе бесконечно, идеализирующему мир взгляду на него и категорически императивно верят в будто бы осуществимость безгранично идеализированных предметов, в том числе в якобы существование бесконечной основы мира, не рассматривая свой взгляд идеализирующим и рассматривая его якобы абсолютно истинным. Это внерациональный идеологический взгляд на мир (религиозный, философский и др.), порождаемый внерациональным идеологическим мышлением. Поскольку рациональное мышление не способно содержательно мыслить понятие бесконечности, то оно не в состоянии не только реально создать, но даже мыслить средства проверки на истинность лежащей в основе идеологий идеи о якобы существовании бесконечной основы мира и о ее будто бы проявлении в конечных предметах. Опирающееся на доказательство рациональными средствами и в конечном счете практикой рациональное мышление считает безгранично идеализированные предметы, которые идеологическое мышление посредством идеологической веры категорически императивно признает якобы осуществимыми, либо вообще неосуществимыми (конечные, напр., абсолютно совершенное общество), либо не поддающимися практической проверке им на предмет осуществимости (бесконечные, напр., бесконечные материя, бог, абсолютная идея и др.) в силу его неспособности содержательно мыслить идею бесконечного.
Рациональный взгляд на существенные черты мироздания строится с помощью средств здравого смысла и науки как объективное мировоззрение. Рационально-научный взгляд на существенные черты мироздания имеет статус объективного и общезначимого научного знания. Идеологический взгляд на мир основан на вере в существование бесконечной основы мироздания и является личным смысложизненным безгранично, в том числе бесконечно, ценностным, отношением к миру личности с идеологическим мышлением, обладающей этим взглядом, который определяет ее ценностные ориентации и ее поведение.
Строгое рационально-научное мировоззрение может дать лишь особая наука, которую я называю субстратологией (от лат. substratum — подкладка, основа и греч. logos — слово, понятие, учение), т. е. наука о существенных в ее понимании и в каждый момент времени и познания мыслимых в виде обладающих границами чертах мироздания — его законах, принципах, свойствах, формах и т. д., являющихся основой мироздания и единства его предметного многообразия; о проявлении этих черт в конкретных предметах мироздания, в том числе в человеке; о возможностях и средствах познания этих черт; о возможностях воздействия человека на эти черты.
В различных философских учениях понятие субстрата используется для создания образа будто бы бесконечной основы единства, однородности предметного якобы бесконечного многообразия реальности (напр., материя, идея, но чаще понятие субстрата применяют к характеристике материи), понятие субстрата иногда отождествляется с понятием бесконечной субстанции. В философии в целом понятие субстрата является по своему основному содержанию более широким, чем понятие субстанции. Так, есть философские учения, особенно в современности, в которых отсутствует идея субстанции, но в которых все равно присутствует идея единства якобы бесконечного предметного многообразия реальности, которую можно выразить философским понятием субстрата, даже если философы не используют его. Идеологическая идея будто бы существования бесконечного субстрата явно или неявно присутствует во всех объективных идеологических взглядах и является вненаучной и в целом внерациональной.
В то же время считаю оправданным использовать понятие субстрата для построения рационального мировоззрения, в том числе научного. Я рассматриваю идею субстрата в рациональном мировоззрении как идею об обладающей границами лишь частично научно познанной сейчас и в будущем основе мироздания, обеспечивающей единство его конечного предметного многообразия, понимание которой неизбежно изменяется и усложняется по мере развития самого мира и его научного познания и, несмотря на увеличение объективного знания, не способно стать даже относительно сущностно завершенным.
Классическая марксистская философия определяет себя схоже с определением мной субстратологии, называя себя наукой о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Однако, в отличие от субстратологии, в моем понимании марксистская философия содержит основанную на вере, хотя она ее отрицает, идею о якобы существовании бесконечного предмета в виде бесконечной материи, понятие которой в действительности не является общим по отношению к понятиям зафиксированных основанной на рациональных доказательствах наукой конечных в каждый момент времени по количеству и характеристикам реальных материальных предметов и является не научным, а идеологическим, как и марксистская философия в целом. В отличие от философии, в рациональной субстратологии как науке понятие субстрата служит для отражения конечных существенных черт мироздания, являющихся основой его предметного единства.
Субстратология как наука нуждается для изучения существенных черт мироздания в специальных методах исследования, в специальном категориальном и терминологическом аппарате исследования, в специальной подготовке исследователей. Поэтому даже очень крупный специалист в каких-либо частных науках может не обладать специальными знаниями в области субстратологии или может обладать ими не на уровне высококвалифицированного профессионала.
Субстратология обобщает знания всех наук, не являясь при этом суммой знаний всех наук. Но субстратология не сводится к обобщению знаний существующих наук. Она способна выходить и должна выходить за их рамки и выявлять путем исследования также те существенные черты мироздания, которые еще не получили хотя бы частичное отражение в существующих науках. Поэтому компетентные суждения о существенных чертах мироздания способны формулировать только специалисты этой науки. Если ученый частной науки одновременно научно осмысливает вопросы мироздания, то он может стать также специалистом в области субстратологии. Многие ученые являются специалистами в нескольких науках. Элементы рациональных знаний, пригодных для субстратологии, содержатся в различных философских учениях, причем содержатся зачастую в деформированном идеологическими идеями виде.
С субстратологией как наукой, которая основана на рациональном взгляде на мир, несовместима идея якобы существования бесконечно идеализированных предметов, напр. бесконечной основы мироздания (бесконечных материи, бога и др.), которая лежит в основе любой идеологии, и ее якобы проявления в конечных предметах, в силу этого тоже мыслимых безгранично идеализированными. В то же время субстратология, как и любая наука, не может обойтись без научных безгранично идеализированных предметов, которые в ней, как и в других науках, изначально мыслятся вообще неосуществимыми, но служат как в качестве средств научного познания, так и в качестве объектов научного исследования. В науке такими неосуществимыми безгранично идеализированными предметами являются, напр., точка, абсолютно черное тело, идеальный газ, машина Карно, машина Тьюринга, абсолютно справедливое общество. Научные безгранично идеализированные предметы субстратологии еще предстоит выработать. Предполагаю, что одним из таких неосуществимых возможных научных безгранично идеализированных предметов субстратологии может стать образ сознательно управляемой человечеством в рамках возможностей, обусловленных объективными законами, нашей Вселенной.
К идеологическому взгляду на существенные черты мироздания, т. е. к идеологическому мировоззрению, я отношу (учитывая наличие элемента нестрогости в любой классификации): изображающие якобы бесконечное мироздание нерелигиозные древние мифы; философии с их идеями о будто бы существовании бесконечной основы мира; религии с их идеями о якобы существовании бесконечных всемогущих божественных и иных целевых основ мироздания; теософские концепции о бесконечной основе мироздания, основанные на эклектичном комбинировании религии, философии и идеологически деформированных научных идей; оккультизм, содержащий веру в будто бы существование бесконечных целевых сверхъестественных сил и особые якобы «практические» способы прямого взаимодействия с ними (напр., магия, спиритизм).
Рациональное, в том числе научное, мировоззрение и идеологическое, в том числе философское, мировоззрение осмысливают существенные черты мироздания с противоположных антагонистических позиций и являются взаимоисключающими.
Люди врожденно предрасположены не только к идеологическому мышлению, но и к рациональному и дуалистичному рационально-идеологическому мышлениям. Если человек предрасположен к идеологическому мышлению, то за время взросления он непременно обретет идеологическую веру в якобы существование конкретной бесконечной основы мира и в ее будто бы проявление в конечных предметах, в том числе в нем. Но в своей идеологической вере этот человек будет не уникальным, а будет стандартизированной личностью, если он придерживается того идеологического мировоззрения, будь то религиозное, философское, теософское и др., которым обладает не только он. Законом идеологических взглядов на мир является их ориентация на многих людей, и каждый из них категорически предписывает своим приверженцам верить в его якобы абсолютную истинность. Если конкретная идеологическая личность не создает конкретное идеологическое мировоззрение, то она примыкает к уже созданному такому мировоззрению. Если же конкретный человек с идеологическим мышлением является творцом серьезного идеологического мировоззрения, то хотя в этом мировоззрении проявляется своеобразие его творца, он, даже неосознанно следуя законам идеологической веры, для которой признание ею конкретной идеи абсолютной истиной равно признанию ее общезначимой истиной, непременно создает и проповедует свое мировоззрение как якобы абсолютную истину для всех людей, чтобы и другие люди стали приверженцами созданного им мировоззрения, уверовав, что это якобы абсолютная истина для всех времен и народов. Те склонные к идеологической вере люди, которые становятся адептами созданных другими людьми идеологических мировоззрений, тем самым отрекаются от многих своих личностных черт и принимают черты личности создателей идеологических мировоззрений, проявившиеся в них. Созданное идеологическое мировоззрение после обретения им приверженцев превращается в массовое стандартизированное мировоззрение, стандартизирующее и его создателя. Однако возможно с помощью научной безграничной идеализации особенностей личного бесконечного экзистенциального ценностного отношения обладателей идеологического мышления к миру создать мысленный неосуществимый научный безгранично идеализированный предмет в виде такого многообразия идеологических мировоззрений, которое соответствует количеству людей с идеологическим мышлением. Однако невозможно полностью своеобразное бесконечное экзистенциальное ценностное отношение нормальных идеологических личностей к миру.
Основанное на идеологической вере идеологическое мировоззрение не является объективным образом мироздания. Конкретное идеологическое мировоззрение выражает существенное экзистенциальное безгранично, в том числе бесконечно, ценностное отношение к миру обладающего идеологическим мышлением его творца. Потому конкретное идеологическое мировоззрение несет на себе отпечаток существенных личностных черт его творца, и в силу этого оно является фундаментальной стороной самосознания, а значит, и личности этого творца. Созданное идеологическое мировоззрение, которое признали в качестве содержания своей идеологической веры его последователи, становится фундаментальной стороной их самосознания, а значит, их личности. Наиболее зрелым видом идеологического мировоззрения является философское мировоззрение.
Из всех видов рационального мировоззрения, которое основано на признании существования только конечных предметов и которое присуще только людям с рациональным мышлением, рационально-научное мировоззрение наиболее адекватно отражает мир, человека в мире и возможности использования мира и переустройства его в интересах людей. Научное мировоззрение — это наиболее зрелый вид рационального мировоззрения. Но наука не дает и в силу своих ограниченных в каждый момент времени возможностей, а также в силу непрерывного изменения объективной реальности не в состоянии дать завершенное, полное знание о мироздании. В нее не заложен механизм таких претензий, в отличие от чистой идеологии, в которой обязательно содержится механизм претензий на якобы полное знание о мироздании. Потому в научном мировоззрении на любом этапе его развития содержатся элементы не только истинного знания, но и сомнения, заблуждений, ошибок, неясностей, проблем, предположений, в том числе гипотез. По мере развития научного познания и возможностей практического освоения человеком мира научное мировоззрение развивается, углубляется, уточняется, но все равно не становится даже относительно сущностно завершенным. Потому люди с рациональным мышлением, обладающие научным мировоззрением, постоянно нуждаются в его уточнении и развитии.
Научное рациональное мировоззрение — это объективный по своему содержанию образ реальности, независимый от того, каким желают люди видеть мир, безотносительный к тому, нравится он им или не нравится. Поэтому научное мировоззрение общезначимое. Если рассматривать его в неосуществимом безгранично идеализированном виде как завершенное истинное знание о мироздании, то можно сказать, что оно единое для всех следующих научному взгляду на мир людей. Однако поскольку вообще невозможно построить даже относительно сущностно завершенное научное мировоззрение, и в нем в любой момент времени содержатся наряду с элементами адекватного знания неистинные элементы, а также научные предположения, в том числе относительно самых фундаментальных черт мироздания, что является законом научного познания, то в сознании научного сообщества функционируют одновременно несколько разновидностей научных мировоззрений, имеющих как сходные, так и отличительные черты, что является законом научного мировоззрения. Они могут различаться по точности, по полноте отражения существенных черт мироздания, по особенностям используемых в них научных предположений, по исходной общеметодологической парадигме, в рамках которой происходит построение научного мировоззрения. Разновидности научного мировоззрения — это относительно самостоятельные высокоцелостные системы научных знаний, конкурирующие и сотрудничающие друг с другом и борющиеся с антагонистичными всякому научному мировоззрению идеологическими мировоззрениями (идеологиями).
Однако разновидностей научных мировоззрений и возможностей их построения не очень много в силу сущности научного познания и знания, и потому невозможно создать мысленный неосуществимый научный безгранично идеализированный предмет в виде такого многообразия научных мировоззрений, которое соответствует количеству обладателей рационального мышления в виде ученых. Поэтому хотя и отсутствует единое во всех деталях для всех ученых научное мировоззрение, однако его разновидностей гораздо меньше численности ученых, и они имеют существенные общие компоненты знания о мироздании. Потому любая серьезная разновидность научного мировоззрения присуща сознанию многих научно мыслящих людей. Если разновидность научного мировоззрения способна быть присущей сознанию только одного научно мыслящего человека, то лишь тогда, когда этот человек создал ее, и до тех пор, пока она еще не стала достоянием многих людей. Так было, напр., тогда, когда А. Эйнштейн только создал теорию относительности, существенно менявшую научные взгляды на многие фундаментальные стороны мироздания. Так бывает также тогда, когда созданные научно обоснованные идеи, способные сильно изменить существующие взгляды на существенные стороны мироздания, в силу разных причин не становятся при жизни их автора достоянием многих людей, однако в наше время такое маловероятно. Но в наше время в большинстве случаев творец серьезного научного мировоззрения, создавший концепцию, коренным образом меняющую существующие научные взгляды на мироздание, в состоянии быть единственным его обладателем лишь в относительно краткие моменты времени. В силу того что таких творцов относительно немного, то большинство людей с научным мышлением, которые обретают рационально-научное мировоззрение, выбирают его из уже созданных его разновидностей. Многие из них нуждаются при выборе наиболее передового научного мировоззрения в помощи специалистов, занимающихся вопросами мировоззрения.
Поскольку научное мировоззрение — это объективное знание, и оно не несет на себе отпечатка существенных личностных черт его создателя, то наличие у многих людей с рациональным мышлением одинакового научного мировоззрения не стандартизирует их как личности.
Люди, расположенные исключительно к рациональному мышлению, но не обладающие научными знаниями о существенных чертах мироздания, из которых состоит научное мировоззрение, нуждаются в помощи специалистов по обучению их научному мировоззрению. Но и люди, обладающие идеологическим мышлением и расположенные к внерациональному, идеологическому мировоззрению, содержащему вненаучные безгранично идеализированные идеологические образы существенных черт мироздания, однако не обладающие знаниями хотя бы о серьезных идеологических взглядах (религиозных, философских, теософских и др.), тоже не способны свободно компетентно выбрать наиболее подходящее для них идеологическое мировоззрение и творчески приспособить его, если есть потребность, к своим личностным особенностям или создать, если есть способность, свое идеологическое мировоззрение, и потому они также нуждаются в помощи специалистов по идеологии в обретении ими подходящего для них идеологического мировоззрения.
Пока частичную помощь специалистов в овладении философским идеологическим мировоззрением стихийно получают обладающие идеологическим мышлением студенты высших учебных заведений и аспиранты, изучающие в высших учебных заведениях и в аспирантуре философию. Но это недостаточная помощь, поскольку обучение философии не ведется с учетом особенностей идеологического мышления и не включает помощь людям с таким мышлением в приспособлении выбранного ими в качестве своего мировоззрения философского учения к их личностным особенностям, а также помощь им в создании ими, если у них есть способность, своего философского учения в соответствии со своими личностными особенностями. Не всегда осуществляется также хотя бы стихийное ознакомление изучающих философию людей с идеологическим мышлением с наиболее серьезными нефилософскими идеологиями (нерелигиозно-мифологическими образами мироздания, религиозными идеологиями и др.), что ограничивает возможность свободы компетентного выбора ими наиболее подходящего для них мировоззрения или для создания ими своего идеологического мировоззрения, в том числе нефилософского. Ведь изучение философии не обязательно обусловливает принятие обучающимися обладателями идеологического мышления в качестве своего мировоззрения именно философии. Много имеющих идеологическое мышление людей с высшим образованием, прослушавших учебный курс по философии, обладают не философским, а религиозным мировоззрением.
Подавляющее большинство не имеющих высшего образования, но обладающих конкретным религиозным мировоззрением людей с идеологическим мышлением выбирают его не свободно, поскольку они не осведомлены в вопросах идеологии и не имеют полноценного знания не только о всех серьезных идеологических взглядах, но даже о всех серьезных религиозных мировоззрениях. И те, кто помогал таким людям обрести конкретное религиозное мировоззрение, не только не знакомили их непредвзято со всеми серьезными идеологическими или хотя бы только религиозными взглядами, но даже вообще не знакомили их хотя бы с основами всех серьезных религиозных взглядов и не знакомили не только в силу своей мировоззренческой пристрастности, но отчасти потому, что многие из них тоже не вполне осведомлены в идеологии, в том числе религиозной. Что касается приспособления религиозных мировоззрений к личностным особенностям верующих, то оно достигается разными путями, в том числе посредством создания новых религий и ересей внутри религий.
Возможна профессиональная помощь на основе применения специальных научных методов изучения мировоззрения и интеллектуально-инженерных методов создания мировоззрения людям, нуждающимся в следующем:
1) в установлении, к какому типу относится мышление нуждающихся в мировоззренческой помощи людей — к рациональному или к идеологическому;
2) в очищении сознания людей с рациональным мышлением от несовместимых с ним безграничных идеологических идеализаций, если они там присутствуют, и в обустройстве его защиты от них;
3) в формировании у людей, обладающих рациональным мышлением, наиболее развитого с точки зрения объективного познания мира научного мировоззрения;
4) в оценке степени соответствия мировоззрения людей, обладающих идеологическим мышлением, их личностным особенностям;
5) в оценке степени соответствия мировоззрения людей, обладающих идеологическим мышлением, современности и генеральной тенденции становления социального будущего;
6) в избавлении людей, обладающих идеологическим мышлением, от не соответствующих их личностным особенностям и психически дискомфортных для них компонентов идеологического мировоззрения путем перестройки имеющегося у них идеологического мировоззрения или посредством его замены;
7) в создании обладающим идеологическим мышлением людям наиболее соответствующего их личностным особенностям и психически комфортного для них идеологического мировоззрения;
в обретении обладающими дуалистичным рационально-идеологическим мышлением людьми научного мировоззрения и в защите его от имеющегося в их мышлении идеологического мировоззрения.
2008
28. 09. 2008
Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (логические особенности и значение для управления государством и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Идеология и рациональность в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008.
Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.sosbb.ru.
Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).
ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ :: МИРОПОНИМАНИЕ :: ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ, ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОБЩЕСТВА, МЫШЛЕНИЯ (особенности рационального и идеологического мышления мира)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|