ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

МЫШЛЕНИЕ И ИДЕЙНАЯ СУВЕРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Перейти вниз

МЫШЛЕНИЕ И ИДЕЙНАЯ СУВЕРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Empty МЫШЛЕНИЕ И ИДЕЙНАЯ СУВЕРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Сообщение автор Admin Вт Мар 12, 2013 8:45 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

МЫШЛЕНИЕ И ИДЕЙНАЯ СУВЕРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Мышление — это основополагающее свойство человека как личности, т. е. как субъекта общественных отношений, познания и практической деятельности. Специфика мышления личности влияет на ее особенности, в том числе на обладание ею способностью к идейной суверенности. Понятие «суверенность» (от фр. souverain — верховный, высочайший, высший) чаще используется в области государственной жизни и в основном в значениях «осуществление верховной государственной власти», «независимость в осуществлении государственных дел». Однако оправданно применение его и в более широком значении, отражающем особенности всяких сознательных отношений детерминации в жизнедеятельности людей.

Идейная суверенность личности — это обладание ею свободой воли в отношении любых идей, которыми оперирует ее мышление, будь то идеи рациональные или идеологические, свои или чужие, описательные (напр., естественнонаучные теории) или нормативные (напр., методы исследования, инженерные проекты), ценностно нейтральные (напр., научные знания) или ценностные (напр., идейно оформленные смысл жизни, цели, нравственные ценности и др.), истинные или ложные, полезные или вредные, объективные или субъективные и др. Свобода воли идейно суверенной личности в первую очередь состоит в следующем:

1) в обладании ею способностью сознательно самостоятельно принимать решения относительно идей: критически относиться к любым идеям, сомневаться в истинности любых идей, считать невозможными «категорические истины», отрицать авторитет как средство обоснования идей, рассматривать любые идеи как свой потенциальный объект преобразования или опровержения, отвергать веру в качестве необходимого основания для признания идей истинными, полезными и считать таким необходимым основанием эмпирические и логические доказательства, а в конечном счете — практику и др.;

2) в обладании ею способностью не допускать категорического регулятивного влияния (побуждения, мотивирования) любых идей на ее решения относительно идей: на оценку ею идей с точки зрения их истинности и ложности, полезности и вредности, осмысленности и бессмысленности, на идейное конструирование ею предметов, на использование ею идей в практической деятельности. Поэтому идейно суверенная личность самодостаточная в том смысле, что источник ее сознательной активности, целеустремленности находится в ней, а не в идеях, которые не обладают в отношении нее категорически повелительной силой, не являются прямыми регуляторами ее сознания и поведения. Так, подлинный ученый суверенный в отношении научных идей и самодостаточный.

Идейная суверенность личности — это сторона сознательных человеческих отношений, поскольку за всякими идеями стоят создающие и использующие их люди, даже если конкретная личность реализует свою суверенность в отношении собственных идей. Под отношением идейно суверенной личности с собой в виде собственных идей имеется в виду не идейное раздвоение личности, а раздвоение ее идейных ролей (функций). Личность в роли (функции) субъекта, свободно относящегося к собственным идеям (свободно оценивающего, использующего, отвергающего и др. собственные идеи), сознательно вступает в отношения с собой, пребывающим в роли (функции) субъекта, свободно создавшего идеи, сознавая при этом, что это ее собственные роли (функции) и что она и создает, и оценивает, и использует, и отвергает свои идеи. Любая идейно суверенная личность обладает способностью к данной полярной ролевой идейной деятельности, не раздваиваясь при этом как личность, и различает названные роли (функции), не отождествляя себя с ними, поскольку содержание никаких идей не связано с ее сущностью. Обладающая идейной суверенностью личность критически относится как к чужим, так и к своим идеям, пребывает в постоянном сомнении относительно чужих и своих идей, не поступаясь при этом своей личностной сущностью.

Идейная несуверенность личности противоположна идейной суверенности личности. Идейно несуверенная личность — это такая личность, которая полностью неодолимо зависима от воздействия идей. Это воздействие проявляется в том, что идеи обладают по отношению к личности силой категорического императива и повелевают ее волей, являясь для нее абсолютными истиной и ценностью, которые она не в состоянии воспринимать критически, которыми она непреклонно руководствуется и в признании безусловных истинности и ценности которых она опирается на идеологическую веру, исходя из которой она категорически императивно отвергает другие идеи. Положительные для нее идеи она с помощью идеологической веры категорически принимает в качестве абсолютно истинных и полезных, а негативные для нее идеи она с помощью идеологической веры категорически отвергает в качестве абсолютно ложных и вредных. Даже собственные идеи идейно несуверенной личности, если она их создает, обладают по отношению к ней силой категорического императива, поскольку такое создание рассматривается ею не как ее собственная свободная деятельность, а как якобы проявление в ней высшей бесконечной необходимости.

Идейно несуверенная личность не способна не только к полярной идейной ролевой (функциональной) деятельности, но и вообще к идейной ролевой (функциональной) деятельности. Это не самобытная личность. Такой личностью категорически императивные идеи воспринимаются как положительно или отрицательно связанные с ее сущностью, как основа ее самоопределения. Признаваемые идейно несуверенной личностью с помощью идеологической веры в качестве абсолютно истинных идеи тотально и категорически властвуют над ее сознанием, над ее чувствами, мышлением и волей. Так, искренний религиозный верующий несуверенен в отношении идей своей религии. Поэтому отношение несуверенной личности к категорически императивно признаваемым ею посредством идеологической веры абсолютно истинными идеям носит характер не ролевой (функциональной) деятельности, а представляет собой отношение к ним как к проявлению собственной сущности, которая мыслится ею как якобы проявление высшей бесконечной необходимости. Идейно несуверенная личность не обладает в отношении категорически императивно признаваемых ею абсолютно истинными идей свободой воли, а значит, она не самодостаточная в том смысле, что источник ее сознательной активности, целеустремленности находится в идеях, являющихся для нее категорически императивными.

* * *

Идейно суверенной личности и идейно несуверенной личности присущи противоположные типы мышления. Идейно суверенной личности присуще рациональное мышление, а идейно несуверенной личности присуще идеологическое (экстрарациональное, внерациональное) мышление. Расположенность к рациональному и к идеологическому типам мышления обусловлена генетически, поэтому невозможно намеренно преобразовать один тип мышления в другой.

Мышление предметно. Оно оперирует предметами (вещами, свойствами, отношениями, процессами), присутствующими в сознании в виде их идейных заместителей (субститутов), представляющих собой мысленные (идеальные в смысле нематериальные) модели предметов, которыми мышление оперирует так, как если бы это были сами предметы. На уровне мысленного оперирования моделями как реальных предметов, так и выдуманных неосуществимых предметов, мыслимых осуществимыми и неосуществимыми, мышление многих людей относится к рациональному типу, мышление ок. 7 — 12% людей относится к идеологическому типу. Возможно, рождается незначительное количество людей с предрасположенностью к гипертрофированному тотальному идеологическому мышлению, но в первобытные времена они могли выживать только с помощью людей с рациональным мышлением. Мышление значительной части людей является смешанным дуалистичным рационально-идеологическим. У части обладающих дуалистичным мышлением людей эти типы мышления взаимодействуют противоречиво, даже конфликтуют, у некоторых людей с дуалистичным мышлением эти типы мышления сосуществуют относительно независимо друг от друга, проявляясь в виде раздвоения личности, а у части людей с дуалистичным мышлением эти типы мышления чередуются или одноразово сменяют друг друга. Люди с монистичным идеологическим мышлением используют в качестве регулятора всей своей жизни, в том числе и повседневной, в качестве средства объяснения мира, выработки целей, способов жизнедеятельности мысленную безграничную идеализацию мира (себя и окружающего мира), в первую очередь идею о якобы существовании бесконечной первоосновы мироздания. Люди с монистичным рациональным мышлением, а не с монистичным идеологическим мышлением обеспечивают научно-технический прогресс человечества.

Рациональный и идеологический типы мышления противоположны по пониманию ими основ мироздания, по пониманию ими осуществимости предметов, по устройству предметной логики их мышления, по предметному (содержательному) логическому устройству их идей, по способу доказательства ими идей, по способу связи их идей с волей личности и практикой и др. Соответственно личности с рациональным и идеологическим мышлением — это противоположные типы личностей. Они не только мыслят мир противоположным образом, но и противоположно объясняют мироздание, относятся к миру, действуют в нем, понимают себя в мире, ставят смысложизненные цели своего бытия в мире.

Рациональное мышление признает возможность осуществимости только конечных предметов, обладающих пространственными, временными, количественными, качественными, сущностными, причинными и другими границами (человек, звезда, атом и др.), а используемые им идейные модели безгранично идеализированных предметов (бесконечное множество, идеальный газ, машина Тьюринга и др.) оно рассматривает лишь как намеренно сконструированные в определенных целях, в том числе научных и инженерных, рациональные мысленные безгранично идеализированные конечные предметы и признает их вообще неосуществимыми. Рациональное мышление не способно выйти за границы собственных возможностей, и потому оно вообще не в состоянии содержательно мыслить идеологическую идею о якобы наличии у мироздания бесконечной основы и не в состоянии мыслить эту идею даже как эвристическую проблему и предположение, поскольку невозможно мыслить бесконечное как объект мысли. Рациональное мышление не способно создать модель актуальной, т. е. якобы осуществленной, «завершенной» бесконечности, а в состоянии создавать посредством мыслительных операций модели только операциональной бесконечности (напр., бесконечной величины), которая в действительности является моделью неопределенно конечного, поскольку ограничены возможности отдельного человека и всего человечества совершать мыслительные операции, моделирующие бесконечность. Рациональное мышление рассматривает мысленные модели якобы существующей бесконечной основы мира (бесконечных материи, бога и др.) как такой идеологический безгранично идеализированный предмет, относительно осуществимости которого оно вообще не в состоянии ничего помыслить и высказать, а в состоянии только молчать.

Устройство предметной логики рационального мышления таково, что оно вообще не способно создавать и использовать мысли, обладающие категорической нормативностью (категорической императивностью) и претендующие на абсолютную истинность. Сомнение как отсутствие абсолютной уверенности в истинности является необходимым свойством рационального мышления и отношения его к любым идеям. Рациональное мышление представляет собой реалистичный взгляд на мир, а идеологическое мышление — это нереалистичный безгранично идеализирующий взгляд на мир, с помощью идеологической веры категорически императивно признающий осуществимыми создаваемые им безгранично, в том числе бесконечно, идеализированные предметы, которые оно считает не идеализированными и не сконструированными, а якобы абсолютно истинным отражением реальности. Рациональное мышление признает эмпирические и логические доказательства, а в конечном счете практику в качестве средства признания идей истинными и ложными, полезными и бесполезными, эффективными и неэффективными, осмысленными и бессмысленными, содержательными и бессодержательными и др.

Идеологическое мышление не только признает возможность осуществимости конечных предметов, но оно верит в осуществимость конечных безгранично идеализированных предметов (абсолютно совершенного общества и др.) и в существование бесконечно идеализированных предметов (бесконечных бога, материи, абсолютной идеи, мировой воли и др.), которые являются основой идеологии, и не считает их сконструированными неосуществимыми мысленными безгранично идеализированными предметами, хотя с точки зрения рационального мышления они являются таковыми. В то же время идеологическое мышление рассматривает конечные предметы как проявление якобы существующей бесконечной основы мира и потому как причастные к ней, вследствие чего оно считает конечные предметы не полностью конечными, а конечно-бесконечными. Мысленные модели безгранично идеализированных предметов идеологического мышления, категорически признаваемые им осуществимыми, не поддаются использованию рациональным мышлением. Они противоположны мысленным моделям безгранично идеализированных предметов рационального мышления (науки, инженерии и др.), мыслимым им намеренно сконструированными и неосуществимыми.

Устройство предметной логики идеологического мышления таково, что оно создает и использует как якобы безусловно истинные идеи, обладающие для него категорической нормативностью (категорической императивностью). Идеологическое мышление жестко программирует сознание, в том числе волю обладающей им личности и ее поведение. Созданные им безгранично идеализированные предметы — это категорически повелительные программы отношения к миру обладателей данного мышления и понимания ими мира, которые могут быть различными, даже противоположными, у разных обладателей идеологического мышления (напр., вера в существование бесконечных бога и материи категорически повелевает их приверженцам объяснять мир посредством этих противоположных идей об основах мира).

Появление в рациональном мышлении существенных аномалий может породить возможность включения в него идей безгранично идеализированных предметов, создаваемых идеологическим мышлением (мысленных моделей бесконечных бога, материи и др.). Существенные аномалии рационального мышления могут возникать в нем в дуалистичном рационально-идеологическом мышлении. Если идеологические идеи безгранично идеализированных предметов проникают в деформированное рациональное мышление, то они действуют подобно вирусу и активно стремятся преобразовать его в идеологическое мышление.

* * *

На рациональном мышлении основаны наука, инженерия, здравый смысл, частично искусство. На идеологическом мышлении основана противоположная им идеология. С точки зрения рационального мышления любая идеология покоится на безграничной, в том числе бесконечной, положительной и отрицательной идеализации реальности, включая основу мироздания, результатом которой являются мысленные безгранично идеализированные предметы, либо всецело созданные воображением, либо имеющие неидеализированные конечные прототипы в реальности, которым идеологией задан статус судьбоносно значимых для бытия человека положительных или отрицательных ценностей (всемогущий бог, бесконечная материя, абсолютная идея, мировое зло, абсолютно совершенное общество, ниспосланный богом спаситель человечества и т. п.) и в осуществимость которых верят приверженцы идеологий. Эти безгранично идеализированные предметы, за исключением бесконечно идеализированного предмета, формируются с помощью мысленной элиминации ограничивающих проявление сущности реальных или мысленно созданных конечных предметов факторов (напр., общество полного социального равенства, «счастливый золотой век» в прошлом и др.), т. е. при безграничной идеализации мысленно отвлекаются от факторов, в реальных предметах, ограничивающих проявление сущности этих предметов. С помощью научных инструментов возможно доказать неосуществимость мысленно созданных конечных безгранично идеализированных предметов идеологии (абсолютно совершенного общества, всемудрого правителя и др.). Но вообще не поддается научному доказательству как осуществимость, так и неосуществимость такого безгранично идеализированного предмета, как бесконечно идеализированный предмет в виде образа бесконечной основы мироздания (бесконечные материя, бог, мировая воля и др.), поскольку идеологическую идею бесконечного предмета рациональное мышление не способно содержательно мыслить.

Используемые идеологией мысленные безгранично идеализированные предметы (бесконечная материя, всемогущий бог, мессия, абсолютное добро, мировое зло, абсолютно совершенное общество и др.) ее приверженцами изначально непреложно мыслятся осуществимыми — существующими, существовавшими или осуществимыми в будущем. Поскольку вообще невозможно доказательство с помощью практики осуществимости таких мысленных безгранично идеализированных предметов, то идеология признает их осуществимыми посредством идеологической веры, т. е. абсолютной категорически императивной убежденности, исключающей любые сомнения, а также посредством признания их с помощью идеологической веры не сконструированными мышлением мысленными идеализированными предметами, а якобы абсолютно истинными образами реальности или созданными на основе на таких образов абсолютно правильными проектами предметов реальности.

Для приверженцев идеологии ее безгранично идеализированные предметы предстают не результатом намеренного конструирования, а якобы безусловно истинным знанием мира, сущности бытия, смысла жизни и подлинных ценностей человеческого существования. Они служат адептам идеологий средствами объяснения мира и определения познавательного и практического отношения к миру, к человеку, а также обоснования правил, ценностных ориентиров, целей и смысла их жизнедеятельности в мире. Однако каждая идеология категорически императивно с помощью идеологической веры отстаивает как якобы единственно истинные и всеобщие только свои идеологические безгранично идеализированные предметы. Вера приверженцев конкретных идеологий в будто бы безусловную истинность их идей с силой абсолютной необходимости повелевает их сознанием и поведением. Поэтому идеологические учения используются в качестве прямых регуляторов сознания, воли и поведения их последователей.

Только те люди обладают способностью к искренней идеологической вере, у которых есть к ней врожденная расположенность к идеологическому мышлению, проявляющаяся в наличии у них неодолимой потребности в идеологической вере. Это расположенность не к конкретной идеологической вере, а к идеологической вере как таковой. Искренняя идеологическая вера присуща относительно немногим людям, обладающим монистичным идеологическим мышлением. Многие люди не обладают врожденной расположенностью к идеологической вере и склонны к рациональному мышлению. Потому невозможно убедить людей с рациональным мышлением обрести идеологическую веру и принудить к идеологической вере. Люди, которые врожденно предрасположены к идеологической вере, вообще не нуждаются в убеждении и принуждении к ней. Их невозможно принудить и убедить отречься от нее, а также принудить и убедить отречься от своей конкретной идеологической веры в пользу чуждой ей идеологической веры. Люди с идеологическим мышлением в силу своей неодолимой потребности в идеологической вере сами либо выбирают себе идеологию из уже существующих, либо создают для себя новую идеологию.

Наука и инженерия, которые рациональны и строятся исключительно с помощью рационального мышления, тоже создают мысленные безгранично идеализированные предметы (абсолютно черное тело, идеальный газ, точка, машина Карно, машина Тьюринга, полное социальное равенство и др.). В современной науке, в том числе инженерной, они являются ее фундаментом и служат в ней идейными заместителями реальных предметов, но в особом, мысленно безгранично идеализированном и потому неосуществимом виде, выступают узловыми пунктами научной теории, вокруг которых организуется научное знание, служат объектами и средствами исследования, мерилами и ориентирами в оценке состояний и процессов реальности, человеческих ценностей и действий. В отношении научных безгранично идеализированных предметов формулируются научные законы и тенденции. Но, в отличие от безгранично идеализированных предметов идеологии, безгранично идеализированные предметы науки и инженерии, во-первых, изначально мыслятся как вообще неосуществимые и рассматриваются как продукты намеренного мысленного конструирования, в действительности будучи ими, а во-вторых, в науке и в инженерии не создается бесконечно идеализированный предмет в виде образа актуальной бесконечности.

Основанные на рациональном мышлении научные идеи, в том числе научные безгранично идеализированные предметы, невозможно использовать в качестве прямых регуляторов сознания и поведения людей, поскольку они не обладают категорически императивной силой. Значительная часть научных знаний вообще не обладает нормативностью, а часть из них, напр., методы, парадигмы, критерии, ориентиры обладают условной нормативностью, которую можно сформулировать следующим образом: чтобы достичь определенного эффекта, целесообразно действовать следующим образом. Ученые открывают объективные законы, изучают проявление этих законов и т. д., инженеры с помощью научных знаний создают планы, проекты, но они вольны в том, использовать или не использовать научные идеи в познании, в конструировании и в практической деятельности. Их воля обладает суверенностью, т. е. независимостью, в отношении научных и инженерных идей и обладает верховенством над ними. Ученым, инженерам и иным людям с чисто рациональным мышлением не нужны идеология, ее творцы, проповедники и иные идеологи, а значит, им не нужны их интересы. Так за что идеологам любить ученых, инженеров и иных людей с чисто рациональным мышлением? Это объективные антагонистические идейные и социальные противники.

В отличие от науки, идеология как система идей, основанных на безгранично идеализированных предметах и вере в их осуществимость, категорически предписывает ее адептам следовать ей. Поскольку адепты конкретных идеологий не вольны в том, следовать или не следовать их идеям, то их воля не обладает суверенностью в отношении идеологических идей. Потому диктаторские правители стремятся опираться в управлении людьми не на социальную науку и научно обоснованные социально-инженерные разработки, а на конкретную идеологию, в том числе с помощью превращения ее в официальную, тем самым используя власть для дополнительного принуждения адептов этой идеологии следованию ей и усиливая с помощью официальной идеологии подчинение ее адептов диктаторской власти.

Только люди с идеологическим мышлением верят в якобы осуществимость мысленных безгранично идеализированных предметов идеологии. Они мыслят мир безгранично идеализированно, полагая, будто используют абсолютно истинные образы мира. Именно эти люди нуждаются в идеологии. А во что они верят — это зависит от их ценностных жизненных устремлений, от социально-культурной среды, в которой они формировались и живут, от ряда их психических особенностей и др. Но лишь немногие из них способны самостоятельно создать для себя относительно целостный идеологический взгляд на мир, его создают специалисты, т. е. идеологи, которые его интерпретируют и пропагандируют. Если какое-то идеологическое учение не имеет приверженцев (потеряло или не приобрело), то это искусственная мертвая идеология. Любое идеологическое учение живет, пока есть хотя бы один его последователь.

Идеологическая вера — это абсолютная категорически императивная убежденность приверженцев идеологии в истинности их идей, в которых описываются безгранично идеализированные предметы (полностью совершенное общество, мессия, бесконечные материя, бог и др.), поскольку невозможно ни при каких условиях практически доказать их якобы истинность и невозможно сконструировать даже на уровне научной идеализации условия практического доказательства будто бы истинности данных идей.


Последний раз редактировалось: Admin (Чт Сен 16, 2021 2:54 pm), всего редактировалось 24 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

МЫШЛЕНИЕ И ИДЕЙНАЯ СУВЕРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Empty ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin Вт Мар 12, 2013 8:45 pm

Идеологическая вера по силе направленного побуждения ею сознания, воли, чувств и поведения ее носителей подобна инстинкту. Но она связана конкретными идеологиями. У конкретных людей, обладающих склонностью к идеологической вере, нет идеологической веры вообще, а есть идеологическая вера в якобы истинность конкретных идеологических идей, приверженцами которых они являются, а не всяких идеологических идей. Но хотя идеологическая вера представляет собой абсолютную убежденность в якобы истинности идей об осуществимости безгранично идеализированных предметов, используемых в конкретных идеологиях, она является завуалированно осознанной познавательной позицией. Эта позиция представляет собой субъективистский взгляд на сущность истины и ее критерий. Она основана на безусловной установке, что если идеи о якобы существовании и возможности существования конкретных предметов, которые с точки зрения рационального мышления являются безгранично идеализированными, но с точки зрения идеологического мышления не являются идеализированными, устойчиво существуют в сознании, не подвержены сомнению в них и их отрицанию, то они являются истинным знанием о мироздании. А вот откуда эти идеи появляются в сознании — это для обладателей идеологической веры отдельный аспект взгляда на мир.

Безгранично, в том числе бесконечно, идеализированные предметы — это узловые пункты всякой идеологии. Относительно них объясняются реальные предметы и строятся действия тех, кто исповедует идеологию. Во всякой идеологии присутствует иерархия безгранично идеализированных предметов. Безгранично идеализированные идеологическим мышлением конечные предметы, относящиеся к локальному миру (к живой природе, обществу, человеку, политике, власти и т. п.), не будут полноценными предметами идеологической веры, если их не обосновать с помощью идеологической веры как якобы проявления бесконечной основы мироздания. Поэтому генеральной идеей относительно сущности завершенной конкретной идеологии является идея о будто бы существовании бесконечной основы мира как якобы абсолютной причины конечных предметов. Это означает, что любые идеологические идеи о государстве, человеке, обществе и т. п. невозможны без религиозных, философских, теософских или иных идеологических идей, категорически предписывающих для их приверженцев веру в якобы существование бесконечной основы мира и нуждаются в них.

Но если бы идеологии навязывали себя только в качестве интеллектуально-познавательных конструкций как якобы неоспоримо истинные изображения реальности, то рациональному мышлению было бы относительно просто показать их нереалистичность и потому непригодность для научного познания мира, конструирования осуществимых предметов, эффективного управления обществом. Для выявления такой непригодности идеологий достаточно было бы тех критериев, с помощью которых проверяются научные знания. А позитивизм, который является одной из разновидностей, хотя и непоследовательной, методологии рационального познания, разработал весьма серьезные инструменты для отграничения научного знания от идеологических идей о бесконечной основе реальности и о ее якобы проявлении в конечных предметах. Это в первую очередь верификация и фальсификация. Хотя возможность использования данных методов для строгого проведения границы между строгим научным знанием и идеологическими идеями о якобы существовании бесконечной основы мира ограничена, однако их достаточно для установления приблизительной границы. Тем не менее даже самые убедительные и эффективные с точки зрения законов построения научного знания доказательства несоответствия содержания идеологических идей нормам научного знания и познания не являются аргументами для отказа приверженцев идеологий от них. Развитие идеологий, их зарождение, расцвет и упадок, уменьшение и увеличение числа их приверженцев идет по особым внутренним законам идеологического мышления и идеологий.

Однако позитивизм не учел того, что идеологические изображения мира не имеют для верующих значения просто знания и служат для них прямым высшим неоспоримым средством их ориентации в мире и организации их жизнедеятельности, имеющим для них силу не подлежащего нарушению абсолютного закона. Между применением рациональных идей, т. е. научных знаний, инженерных проектов, знаний, полученных на основе повседневного опыта, стоит свободное решение человека, обладающего рациональным мышлением, о целесообразности применения рациональных идей. Рациональные субъекты свободные, суверенные в принятии решения об использовании даже самых проверенных рациональных знаний и проектов. Они вольны намеренно принять решение о том, использовать или не использовать любое рациональное знание. Они вольны даже принять решение о применении заведомо ложных идей. Идеологические же идеи имеют для идеологических верующих силу прямого действия. Это значит, что приверженец идеологии не волен свободно решать, руководствоваться ли ему своими идеологическими идеями или не руководствоваться, признавать их истинными или не признавать. Он не суверенен в отношении своей идеологии. Его вера категорически повелевает ему считать свою идеологию абсолютно истинной, сообразовать себя, свои конкретные мысли о мире, волю, свое отношение к миру, свои действия со своим вероучением и неукоснительно следовать ему. Индивидуальная воля идеологического индивида однозначно подчинена надиндивидуальному категорическому повелению признанной им посредством идеологической веры якобы абсолютно истинной его идеологии, заключенному в его идеологической вере. Люди, обладающие искренней идеологической верой, являются идейными рабами своих идеологий, и, соответственно, идейными рабами творцов, толкователей, проповедников и других идеологов этих идеологий.

Любая конкретная идеология — это имеющая категорически императивную силу для ее приверженцев программа их мышления, поведения, деятельности, отношения к миру и др., даже если в ней не присутствует специализированная программа действий. По нерушимости своего действия она схожа с генетической программой. Каждая идеология категорически побуждает своих приверженцев неукоснительно следовать ее положениям как якобы безусловно истинным (за исключением тех положений, которые не устанавливаются в качестве безусловно истинных, но такое установление не относится к основным положениям) — мыслить мир, относиться к нему, анализировать его, объяснять его, действовать в нем так, как это изложено в идеологическом учении.

Если содержание идеологических идей как внерациональных безгранично идеализированных изображений мира не представляет ценность для нужд рационального реалистичного познания, обустройства общества, государства, человечества, а также управления ими, то идеологию как категорически повелительную для ее приверженцев программу их жизнедеятельности невозможно игнорировать. Рациональное мышление и идеологическое мышление, наука и идеология — это противоположности. Использование науки преимущественно полезно для общества, государства, человечества, а использование идеологии для общества, государства, человечества преимущественно вредно. Разумно организованное государство отделяет идеологию от государственной власти, рассматривая ее как исключительно частное дело, и вырабатывает механизмы по предотвращению или ослаблению негативного влияния идеологий на науку, общество, государство и человечество.

* * *

Люди с рациональным взглядом на мир, ищущие смысл своей жизни, своего бытия, самодостаточны при его выработке или выборе из уже сформулированных смыслов, т. е. они способны свободно выбирать или не выбирать, вырабатывать или не вырабатывать смысл своего бытия, исходя из установки, что осуществимы только конечные предметы, и потому они способны ориентироваться только на конечное бытие как смысложизненную ценность, а если они вырабатывают или выбирают смысл своего бытия, то вольны следовать или не следовать выработанному или выбранному смыслу своего бытия.

Те люди, которые обладают врожденной склонностью к идеологической вере, будь то религиозная, философская, теософская и др., изначально не самодостаточны при выработке смысла своей жизни, своего бытия или выборе его из уже имеющихся идей о смысле жизни. Они не способны сделать своей смысложизненной опорой ни свое реальное конечное бытие, ни окружающий их реальный конечный мир. В них они не в состоянии усмотреть смысл своего бытия. Для обретения смысла своего бытия они нуждаются в опоре на веру в свою якобы причастность к существованию бесконечного бытия в виде будто бы существующей бесконечной основы мира. Если идеологические индивиды не являются творцами идеологий, то они нуждается также в поводыре в мире в виде обусловленных верой в якобы существование бесконечной основы мира идеологических категорически императивных взглядов на мир, на свое бытие в мире. Идеология непреложно предписывает верующим смысл их жизни.

Люди, не обладающие склонностью к идеологической вере, не в состоянии понять, как искренняя идеологическая вера (религиозная, философская и др.) способна категорически повелевать обладающим ею человеком и почему этот человек не может ей сопротивляться. Между врожденной склонностью людей к идеологической вере и их изначальной идейной несуверенностью существует однозначная зависимость, они жестко связаны и взаимообусловлены.

Поскольку склонность как к рациональному, так и к идеологическому мышлению врожденно обусловленная, то преследование идеологическими (идеологократическими) государствами с официальной идеологией (теократическими, радикально-социалистическими, националистическими и др.) рационалистов за то, что они вообще не способны обрести идеологическую веру, можно рассматривать как своеобразный генетический идеологический расизм. Преследование рациональными (не идеологократическими) государствами людей, обладающих идеологической верой, за то, что они вообще не способны избавиться от нее, можно рассматривать как своеобразный генетический рационалистический расизм. Но т. к. рациональными способны быть полноценные демократические государства, в которых не только идеология отделена от государственной власти, но которые признают право людей с идеологическим мышлением на идеологическую веру, то в рациональных государствах вероятность преследования людей за наличие у них идеологической веры намного меньше, чем в идеологических государствах вероятность преследования людей за отсутствие у них идеологической веры.

* * *

Поскольку идеологический тип мышления обладает способностью жестко программировать мыслительную деятельность обладающего им человека, то созданные с помощью него мысленные безгранично идеализированные предметы как якобы безусловно истинные образы мира сковывают его интеллектуальную и практическую деятельность, в том числе и инновационную. Поскольку идеологическое мышление и созданные им безгранично идеализированные предметы регулируют жизнедеятельность идеологического человека, то они отрицательно влияют на эффективность жизнеспособности его и человеческого вида.

Предполагаю, что сохранение в генотипе современного человеческого вида небольшой доли генов, детерминирующих монистичный идеологический тип мышления и дуалистичное рационально-идеологическое мышление — это остаточное следствие эволюционного становления современного человека как вида Homo sapiens. Не исключаю, что формировавшееся мышление предков современного человека содержало одновременно элементы зарождавшихся идеологического мышления и рационального мышления и представляло собой смешанное дуалистичное рационально-идеологическое мышление, но в ходе эволюции от него отпочковывались в качестве самостоятельных монистичные рациональный и идеологический типы мышления, а дуалистичное мышление у части людей сохранилось. Однако в современную эпоху идеологическое мышление становится не только ненужным для прогресса человечества, но все более вредным для сохранения и повышения его жизнеспособности.

Даже незначительное меньшинство людей с идеологическим типом мышления нанесло и наносит жизнеспособности человечества огромный урон. Так, за период писаной истории человечества вследствие сознательного применения в общественной жизни предрасположенными к идеологии людьми своих идеологий были уничтожены много миллионов людей, уничтожено людей не меньше, чем ради реализации людьми своих корыстных интересов. Велик ущерб для прогресса человечества от негативного влияния идеологического мышления и идеологий на развитие науки, техники, экономики, искусства и др. Если бы идеологического мышления и идеологий не было в человеческом сообществе, то, возможно, человечество уже осваивало бы галактики.

2008

1. 11. 2008

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (логические особенности и значение для управления государством и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Идеология и рациональность в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heohi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08.

Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru; ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы
» НЕСТАНДАРТНЫЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ДУАЛИСТИЧНОЕ РАЦИОНАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
» ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ
» МЫШЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОГО В НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ
» ЛЮДИ МЫСЛЯТ МИР ОБЛАДАЮЩИМ ТАКИМИ СУЩЕСТВЕННЫМИ ЧЕРТАМИ, С КАКИМИ ИХ МЫШЛЕНИЕ СПОСОБНО МЫСЛИТЬ ЕГО
» ГЕОРГИЙ АНТОНЮК. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. - RIDERO, 2021 (https://ridero.ru/author/antonyuk_georgii_2ffyq) Электронная книга

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения