ОБЪЕКТИВНАЯ ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЕГО СТАНДАРТИЗАЦИЯ
ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ :: МИРОПОНИМАНИЕ :: ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ, ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОБЩЕСТВА, МЫШЛЕНИЯ (особенности рационального и идеологического мышления мира)
Страница 1 из 1
ОБЪЕКТИВНАЯ ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЕГО СТАНДАРТИЗАЦИЯ
АНТОНЮК Г. А.
ОБЪЕКТИВНАЯ ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЕГО СТАНДАРТИЗАЦИЯ
(объективно-целевой (телеономический) подход)
См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
В данном исследовании, которое относится к начальному этапу создания мною концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии, я формулирую фундаментальную научную концепцию объективной цели человечества, знание которой, полагаю, способно быть эффективной парадигмой объяснения главной объективной причины и генерального объективного направления поступательного саморазвития человечества, а также определения людьми сознательных объективно обусловленных целей развития наций и человечества на неопределенно конечное время. Она представляет собой объективно-целевой (телеономический) подход к познанию общества и человечества и к управлению их функционированием и поступательным развитием, который опирается на идею объективной преддетерминированности определенного результата жизнедеятельности живых систем, а значит, изначальной объективной направленности этой жизнедеятельности на достижение такого результата. Это чисто рациональная концепция. Я исхожу из признанной наукой идеи саморазвития жизни. Данная концепция отвергает религиозные, философские и другие идеологические обоснования, основанные на идеологической вере в якобы существование бесконечной основы реальности (бесконечных материи, духа) и в ее якобы необходимое проявление в конечных предметах. Идеологическая идея о якобы существовании бесконечного не мыслимая содержательно рациональным мышлением, признающим существование только конечных предметов и причин, и не проверяемая конечной практикой, а значит, не способна служить методологическим инструментом научного, в том числе социально-научного, познания и практической деятельности, включая выработку социально-инженерных решений по управлению государством, обществом, человечеством в целом.
Суть концепции в следующем. Хотя человечество как вид живого (Homo sapiens) является высшим проявлением жизни на Земле, однако его развитие в своей основе подчиняется общим законам жизни и, в частности, законам эволюции видовой формы жизни. В рамках передовой синтетической теории эволюции жизни, использующей не только идеи Ч. Дарвина, но и достижения генетики, кибернетики, системологии и других наук, жизнеспособный биологический вид понимается как сложно организованная саморегулируемая система, обладающая изначально присущей ему как саморегулируемой системе объективной целью (в кибернетическом смысле). Это изначальная объективная направленность его устройства и его характеристик, компонентов, составляющих его индивидов, отношений на обеспечение его жизнеспособности как целостной системы — на сохранение и повышение его жизнеспособности.
Видовая форма жизни является одной из основных ее форм наряду с индивидуальной. Но индивиды не существуют вне биологического вида, а являются его компонентами, обладающими в нем относительной автономией, иногда весьма мизерной. Человечество как видовая форма жизни тоже представляет собой высокоцелостную саморегулируемую систему, обладающую объективной целью, т. е. изначальной направленностью его характеристик, отношений, устройства, качеств человеческих индивидов на сохранение и повышение его жизнеспособности. И общественные отношения (общество и разнообразные сообщества), и индивиды являются в конечном счете средством обеспечения жизнеспособности человечества как вида жизни, несмотря на высокую степень их автономности. Поэтому невозможно обеспечивать потребности и интересы индивида, личности как высшей цели, как самоцели, которой, согласно Ж.-Ж. Руссо, И. Канту, К. Марксу, должен быть каждый человек.
Человечество существовало, существует и в силу сущности устройства мироздания в целом, природы и вида Homo sapiens неизбежно будет существовать в экстремальных условиях, время от времени ставящих людей перед жестким выбором: либо стремиться во что бы то ни стало сделать благо всем индивидам и подвести человечество к гибели, либо поступиться потребностями, интересами индивидов, чтобы защитить все человечество.
Первичными ячейками организации и развития человечества в древности были родоплеменные сообщества. В современную эпоху такими первичными ячейками объективно являются, главным образом, нации, а в перспективе такой ячейкой, возможно, будет все объединенное человечество. Поэтому в современную эпоху при постановке целей управления конкретным государством главным ориентиром сознательной постановки генеральной цели не может не быть обеспечение жизнеспособности нации, согласованное с обеспечением жизнеспособности всего человечества.
Идея концепции о наличии у человечества объективной цели и об эффективности объяснения многих существенных черт исторического процесса данной целью видится полезной с познавательной и социально-инженерной точки зрения.
Статья
Первичной формой бытия человечества является не общество как система социальных связей, а вид Homo sapiens как система организации жизни, как высшая ступень развития системно-видовой организации живого на Земле. Человечество — есть жизнь в ее общественно организованной форме. Это значит, что взаимодействие людей, их социальные отношения, общество — это не надстройка над живым и не автономное надбиологическое образование, подчиняющее себе процесс жизни. Общественная организация человека является сущностно-функциональной стороной этой жизни. И ее социальные законы очень глубоко, существенно определяют особенности человечества как формы жизни по сравнению с ее природными формами.
В то же время жизнь человеческого вида, его развитие, несмотря на глубокую специфику, протекает в соответствии с общими законами жизни. А ее важнейшей особенностью является сложная системная организованность. Неперспективен взгляд, что индивид (особь) — это основная и первичная форма организации живого, а все надиндивидуальные системы (популяция, вид, биоценоз, биосфера) производны от их взаимодействия, а потому вторичные. В. И. Вернадский обосновал идею зарождения жизни как одновременного необходимого появления нескольких разноуровневых организационных форм ее существования — индивидуальных и надиндивидуальных. Согласно ему, идея первичности индивидов и производности надиндивидуальных форм жизни противоречит биохимическим взаимодействиям, в процессе зарождения жизни «должен был одновременно появиться сложной комплекс живых форм, развернувшийся затем в современную живую природу» [3, с. 639]. Образование первичных особей было органично подчинено одновременному образованию первичных видов, первичных биоценозов, первичной биосферы.
К. М. Завадский, характеризуя вид, отметил, что вид в природе — это одна из основных форм существования жизни, особый индивидуально-надиндивидуальный уровень организации живого. Это статистически детерминированная система и поле деятельности естественного отбора. Он является системой близкородственных, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства особей, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков, населяющих определенный ареал, обособленных от других нескрещиваемостью в природных условиях. Вид — это саморегулируемая система, обладающая возможностью самовоспроизведения и существования в течение неопределенно конечного времени, способностью к самостоятельному эволюционному развитию. Он является носителем и основной единицей эволюционного процесса. Он качественно определенен, целостный, устойчивый. Составляющие вид индивиды изначально генетически приспособлены к обеспечению существования вида и его целостности. Они интегрированы в систему вида и ориентированы на его существование. В нем есть свои механизмы интеграции, поддерживающие его целостность. Это панмиксия — свободное скрещивание в пределах вида, химические взаимодействия, коадаптация — взаимное приспособление, элементы централизованного управления в стадах (восприятие зрительных, слуховых и обонятельных раздражителей) и др. В целом же регуляционные механизмы крайне несовершенны. Здесь управление не столько сигналами, сколько ошибками. Дифференциация и специализация индивидов в стаде (как предтече сообществ людей) меньшая, чем в организме. Однако эволюционно повышалась степень целостности вида, в частности, через видовые адаптации, полезные не индивиду, а виду. Это и оптимальная плотность популяции, и соответствие в поведении, в строении и др. [4, 404 с.].
Как саморегулируемая система вид обладает целью в кибернетическом смысле, проявляющейся в изначальной устойчивой направленности его устройства, компонентов, его функционирования и развития на достижение определенного (конечного) состояния, т. е. сохранения и повышения его жизнеспособности. Она высший регулятор. Естественный отбор внутри вида может поддерживать установившуюся систему вида прямой элиминацией уклонений от наиболее приспособительной организации, отбором на понижение частоты мутирования, отбором на увеличение силы доминирования генетических комплексов, осуществляющих адаптивную норму, и т. п.
Человечество как вид остается саморегулируемой индивидуально-надиндивидуальной системой жизни. В нем стихийно действуют естественные биологические механизмы обеспечения его физического выживания. Но в обеспечении его целостности и жизнеспособности качественно повысилась роль социальных механизмов — сознательной деятельности индивидов и их общностей, отношений между индивидами, централизованного управления. От стада животных к обществу как относительно саморегулируемой системе отношений людей — это качественный скачок в уровне организации жизни. Многие механизмы регуляции вида на уровне его природной организации ослабли или исчезли. Но качественно возросло в ней значение организации общественных связей. Сперва общество существовало в форме рода, племени, затем нации, объединения наций, в том числе общемирового. Сложились социальные механизмы приспособления индивидов к обществу. Это длительное превращение ребенка в личность в обществе, это механизмы социального наследования, когда информация накапливается, хранится и передается через внегенетические социальные средства и механизмы и др. Общественная жизнь существенно влияет на особенности человека как личности. Однако сами общественные отношения лишь относительно самостоятельны. По своей изначальной функции они необходимый механизм обеспечения жизнеспособности всего человеческого вида. На уровне человечества даже усиливается действие общих законов существования жизни. Человеческий вид как высшая форма жизни на Земле также существует в индивидуально-надиндивидуальной форме. Индивиды не первичные носители человеческой формы жизни, а общество и в целом человеческий вид не производные от взаимодействия индивидов системы. Сами индивиды органично включены в обеспечение жизни человеческого вида, изначально же организованного в высокоцелостные саморегулируемые общества, способные относительно самостоятельно тянуть нить человеческой формы жизни в неопределенно конечное будущее.
Человеческий вид как самоуправляемая система имеет, подобно природным видам, объективную цель (в кибернетическом смысле), проявляющуюся в изначальной устойчивой направленности всей его организации на сохранение и повышение его жизнеспособности в течение неопределенно конечного времени. Содержательно эта цель выступает специфической общевидовой организующей нормативной информацией, обладающей направленной детерминирующей силой, способной существовать в материальной и идеальной формах. Диапазон проявления данной нормативности в обществе — от вариативно мягкой до однозначно предопределяющей, жестко программирующей, категорически императивной. Эта информация опредмечена в обеспеченной объективными механизмами направленности устройства, функционирования и развития общественной жизни, генетической организации индивидов, социальных норм и др. в конечном счете на сохранение и повышение жизнеспособности человечества как вида. Данная цель, с силой необходимости регулирующая выживание и прогресс человечества, реализуется сегодня через жизнедеятельность индивидов, а также наций как основных самоуправляемых ячеек жизни вида и всего мирового сообщества. Эта цель объективна, т. к. она органично присуща виду как саморегулируемой системе и не зависит от воли индивидов. Они изначально генетически и по социальной природе приспособлены к обеспечению жизни вида как надиндивидуальной саморегулируемой системы, а значит, к реализации этой цели. В конечном счете они являются своеобразными первичными функциональными элементами обеспечения жизни человеческого вида, сколь бы автономными они себя ни считали. Имеются объективные механизмы ориентации индивидов на обеспечение данной цели: в генетической предзаданности изначальной зависимости формирования индивида в личность от усвоения им социального опыта, в инстинкте продолжения рода, в воспроизводстве людей, склонных к пассионарности, альтруизму, к управлению, в механизмах централизованного управления обществом, в нормах морали, права, в системе разделения труда, в работе на будущие поколения и др. Обеспечение жизни человечества — это высший критерий оценки общественных отношений, деятельности и поведения индивидов. Частные потребности индивидов и их групп вторичны по отношению к потребностям обеспечения жизнеспособности общества как существенной формы организации жизни человеческого вида, а общественные отношения — вторичны по отношению к жизни вида, хотя без индивидов и общества не может быть реализована жизнь вида. Объективная цель как необходимость действует не однозначно, а статистически. Она детерминирует деятельность индивидов и групп в направлении повышения жизнеспособности человечества часто скрыто, стихийно, иногда через ее осознание людьми, с огромными издержками, неравномерно, с разной силой, путем проб и ошибок. Без введения этой объективной цели в объяснение исторического процесса он не может быть понят адекватно. Она не определяет весь конкретный облик человеческой истории и все мотивы поведения людей. Так, одними движет частный интерес, другими — страсть служить нации, человечеству, третьими — то и другое. Она детерминирует лишь общие характеристики устройства и развития человечества. Осознание ее людьми придает ей вид субъективной цели. Но многие не осознают ее, действуют ей вопреки, часто следуя своему эгоизму. Поскольку человечество выжило и прогрессирует, несмотря на все зигзаги, значит цель «работает». Возможно, жизнь в целом — это тоже саморегулируемая система, которой изначально присуще наличие объективной цели, направленной на ее сохранение и укрепление, в том числе путем ее эволюции в разумную жизнь.
Из такого объективно-целевого (телеономического) подхода к пониманию человечества вытекают нравственная цель и смысл жизни для индивидов: поступай так, чтобы содействовать жизнеспособности человечества.
Основа повышения жизнеспособности человечества как вида — это прогресс его производительных сил. Современные интеллектуализированные производительные силы увеличивают вероятность выживания человечества. Повышение гарантий его выживания в течение неопределенно конечного времени связано с расширением его жизненного пространства за пределы Земли в неопределенно конечно протяженный космос. Сегодня техника является существенным средством расселения человечества за пределы Земли, а также предотвращения угроз из космоса, техногенных и естественных катаклизмов на Земле.
Все народы, которые напрямую включаются в целенаправленное обеспечение выживания человечества и организуют свою жизнедеятельность в соответствии с этой объективной целью, не могут не становиться на столбовую дорогу технического прогресса. Технический прогресс определяет логику развития производительных сил, обеспечивает применение инженерии во всех областях человеческой жизни, создание с помощью техники искусственных систем нетехнического порядка. Инженерия стандартизует общественную жизнь и развитие стран. Причем данная стандартизация охватывает не только производство, но и внепроизводственные области жизни общества. На основе технического прогресса идет технологизация всей системы общественной жизни. Она состоит в применении единых правил организации отношений людей, их поведения и деятельности, всего общественного устройства в соответствии с логикой прогресса производительных сил, приводимых в соответствие с потребностями жизнеспособности человечества. Идет процесс согласования и приспособления всего многообразия культуры, включая нормы морали, к этой технологизации. Если, напр., культура конфликтует с требованиями технологизации общественной жизни, то потребности повышения жизнеспособности человечества обусловливает ее перестройку. Идет не исключительно научно-техническая революция, а научно-инженерная революция. Ее особенность — это насыщение общества не только техническими системами, в том числе глобальными, но и глобальными искусственными нетехническими системами (упорядоченные системы природной среды, искусственные живые системы и др.), которые тоже обусловливают технологизацию всей общественной жизни, приспособление ее к ним. Социальная стандартизация — это определенные общезначимые нормы в организации общественной жизни (в экономике, в политических отношениях, в системах образования, социального обеспечения и др.), которые обязательные для народов с самыми разными культурами, если они становятся на путь научно-технического развития. Стандартизация общественной жизни не отвергает возможность разнообразия культур, индивидуального своеобразия личностей, однако она доминирует над ними в том смысле, что допускает только такое их своеобразие, которое по меньшей мере не сковывает научно-инженерный прогресс.
Общая схема иерархии детерминации социальной стандартизации такова. Относительно контролируемое обеспечение выживания человечества в течение неопределенно конечного времени в качестве одного из необходимых условий такого выживания требует распространения человечества и сферы его жизнедеятельности (его жизненного пространства) на неопределенно конечно большое космическое пространство. Оно невозможно без развития техники и в целом инженерии. Внедрение в жизнь общества и развитие техники и в целом инженерии требует приспособления к ним обычаев, традиций, образа жизни, морали, духовной культуры, организации социальных отношений, поведения личностей. Поскольку техника и в целом инженерия строятся в соответствии с объективными законами и основаны на жестких технологиях, предполагающих в отношении них однозначные действия и не допускающих вмешательства в них произвола, эмоциональных порывов, моральных, социальных установок или идеологических целей, а потому одинаковых в любой стране, использующей технику и в целом инженерию, то приспособление к ним всей общественной жизни также предполагает ее инженерно-технологическую обработку, выработку и применение в ней соответствующих стандартов, обеспечивающих строгое использование инженерных систем.
Органично присущая человечеству как виду объективная цель — сохранение и повышение жизнеспособности человечества — направляет как статистическая необходимость его общее развитие. Она главный объективный критерий оценки эффективности сознательного управления сохранением и повышением жизнеспособности человечества, в том числе направленными изменениями на социальном и генетическом уровнях, оптимизацией этого процесса, учетом соотношения индивидуальных и общечеловеческих потребностей в нем. Это управление требует всестороннего знания генетико-социальной видовой нормы человека.
Дополнение к статье
Полагаю, сознательное управление обеспечением эффективной реализации объективной цели человечества, направленной на сохранение и повышение его жизнеспособности, требует формирования особых функции, деятельности, специалистов, средств, программ по такому обеспечению. Потребность в них весьма актуальная и эта актуальность непрерывно повышается ускоренными темпами.
Опубликовано: Г. А. Антонюк. Объективная цель человечества и его стандартизация // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Материалы международной научной конференции 26–27 ноября 2003 г. — Гродно, 2003. — С. 295–299.
Автор внес уточнения в первоначальный опубликованный текст статьи, не изменяющие ее суть.
Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Сноска 3. Вернадский, В. И. Об условиях появления жизни на земле / В. И. Вернадский. // Известия Академии наук СССР. Сер. VII. Отделение математических и естественных наук. – 1931. – № 5. – 633–653 с.
Сноска 4. Завадский, К. М. Вид и видообразование / К. М. Завадский. – Л. : Наука, Ленингр. отд., 1968. – 404 с.
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
См. по теме также другие работы автора: Антонюк Георгий. Социальное спасение (основы теории) // Белорусская газета, № 28 (42), 22. 07. 1996 г., Demiurgos.communityhost.ru, 9. 06. 07; Он же. Соединенные штаты мира // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Материалы международной научной конференции 26 – 27 ноября 2003 г. – Гродно, 2003. С. 54 – 60, Demiurgos.communityhost.ru, 9. 06. 07; Он же. Соединенные штаты мира и Россия // Kreml.org, 8. 11. 03, Demiurgos.communityhost.ru, 6. 09. 07; Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 19. 08. 07; Он же. Нравственный императив для правителя// Kreml.org, 7. 12. 04; Он же. Россия, США и полярность мирового сообщества государств // Kreml.org, 20. 02. 05, 28. 02. 05 (публикация на сайте), Demiurgos.communityhost.ru, 4. 09. 07,; Он же. Повышение жизнеспособности человечества (всемирноисторическая роль США и Россия) // Kreml.org, 17. 03. 05, Demiurgos.communityhost.ru, 6. 09. 07; Он же. Религия и рационализм в управлении государством и жизнеспособность человечества // Kreml.org, 11. 10. 05, Lebedev.ru, 4. 09. 06; Он же. Россия и строительство новой Европы (воспоминание о Парижской Хартии 1990 г.) // Kreml.org, 18. 12. 05, Demiurgos.communityhost.ru, 9. 09. 07;Он же. Религия и рационализм (особенности и значение для управления обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 07.
Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru.
Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).
ОБЪЕКТИВНАЯ ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЕГО СТАНДАРТИЗАЦИЯ
(объективно-целевой (телеономический) подход)
См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
В данном исследовании, которое относится к начальному этапу создания мною концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии, я формулирую фундаментальную научную концепцию объективной цели человечества, знание которой, полагаю, способно быть эффективной парадигмой объяснения главной объективной причины и генерального объективного направления поступательного саморазвития человечества, а также определения людьми сознательных объективно обусловленных целей развития наций и человечества на неопределенно конечное время. Она представляет собой объективно-целевой (телеономический) подход к познанию общества и человечества и к управлению их функционированием и поступательным развитием, который опирается на идею объективной преддетерминированности определенного результата жизнедеятельности живых систем, а значит, изначальной объективной направленности этой жизнедеятельности на достижение такого результата. Это чисто рациональная концепция. Я исхожу из признанной наукой идеи саморазвития жизни. Данная концепция отвергает религиозные, философские и другие идеологические обоснования, основанные на идеологической вере в якобы существование бесконечной основы реальности (бесконечных материи, духа) и в ее якобы необходимое проявление в конечных предметах. Идеологическая идея о якобы существовании бесконечного не мыслимая содержательно рациональным мышлением, признающим существование только конечных предметов и причин, и не проверяемая конечной практикой, а значит, не способна служить методологическим инструментом научного, в том числе социально-научного, познания и практической деятельности, включая выработку социально-инженерных решений по управлению государством, обществом, человечеством в целом.
Суть концепции в следующем. Хотя человечество как вид живого (Homo sapiens) является высшим проявлением жизни на Земле, однако его развитие в своей основе подчиняется общим законам жизни и, в частности, законам эволюции видовой формы жизни. В рамках передовой синтетической теории эволюции жизни, использующей не только идеи Ч. Дарвина, но и достижения генетики, кибернетики, системологии и других наук, жизнеспособный биологический вид понимается как сложно организованная саморегулируемая система, обладающая изначально присущей ему как саморегулируемой системе объективной целью (в кибернетическом смысле). Это изначальная объективная направленность его устройства и его характеристик, компонентов, составляющих его индивидов, отношений на обеспечение его жизнеспособности как целостной системы — на сохранение и повышение его жизнеспособности.
Видовая форма жизни является одной из основных ее форм наряду с индивидуальной. Но индивиды не существуют вне биологического вида, а являются его компонентами, обладающими в нем относительной автономией, иногда весьма мизерной. Человечество как видовая форма жизни тоже представляет собой высокоцелостную саморегулируемую систему, обладающую объективной целью, т. е. изначальной направленностью его характеристик, отношений, устройства, качеств человеческих индивидов на сохранение и повышение его жизнеспособности. И общественные отношения (общество и разнообразные сообщества), и индивиды являются в конечном счете средством обеспечения жизнеспособности человечества как вида жизни, несмотря на высокую степень их автономности. Поэтому невозможно обеспечивать потребности и интересы индивида, личности как высшей цели, как самоцели, которой, согласно Ж.-Ж. Руссо, И. Канту, К. Марксу, должен быть каждый человек.
Человечество существовало, существует и в силу сущности устройства мироздания в целом, природы и вида Homo sapiens неизбежно будет существовать в экстремальных условиях, время от времени ставящих людей перед жестким выбором: либо стремиться во что бы то ни стало сделать благо всем индивидам и подвести человечество к гибели, либо поступиться потребностями, интересами индивидов, чтобы защитить все человечество.
Первичными ячейками организации и развития человечества в древности были родоплеменные сообщества. В современную эпоху такими первичными ячейками объективно являются, главным образом, нации, а в перспективе такой ячейкой, возможно, будет все объединенное человечество. Поэтому в современную эпоху при постановке целей управления конкретным государством главным ориентиром сознательной постановки генеральной цели не может не быть обеспечение жизнеспособности нации, согласованное с обеспечением жизнеспособности всего человечества.
Идея концепции о наличии у человечества объективной цели и об эффективности объяснения многих существенных черт исторического процесса данной целью видится полезной с познавательной и социально-инженерной точки зрения.
Статья
Первичной формой бытия человечества является не общество как система социальных связей, а вид Homo sapiens как система организации жизни, как высшая ступень развития системно-видовой организации живого на Земле. Человечество — есть жизнь в ее общественно организованной форме. Это значит, что взаимодействие людей, их социальные отношения, общество — это не надстройка над живым и не автономное надбиологическое образование, подчиняющее себе процесс жизни. Общественная организация человека является сущностно-функциональной стороной этой жизни. И ее социальные законы очень глубоко, существенно определяют особенности человечества как формы жизни по сравнению с ее природными формами.
В то же время жизнь человеческого вида, его развитие, несмотря на глубокую специфику, протекает в соответствии с общими законами жизни. А ее важнейшей особенностью является сложная системная организованность. Неперспективен взгляд, что индивид (особь) — это основная и первичная форма организации живого, а все надиндивидуальные системы (популяция, вид, биоценоз, биосфера) производны от их взаимодействия, а потому вторичные. В. И. Вернадский обосновал идею зарождения жизни как одновременного необходимого появления нескольких разноуровневых организационных форм ее существования — индивидуальных и надиндивидуальных. Согласно ему, идея первичности индивидов и производности надиндивидуальных форм жизни противоречит биохимическим взаимодействиям, в процессе зарождения жизни «должен был одновременно появиться сложной комплекс живых форм, развернувшийся затем в современную живую природу» [3, с. 639]. Образование первичных особей было органично подчинено одновременному образованию первичных видов, первичных биоценозов, первичной биосферы.
К. М. Завадский, характеризуя вид, отметил, что вид в природе — это одна из основных форм существования жизни, особый индивидуально-надиндивидуальный уровень организации живого. Это статистически детерминированная система и поле деятельности естественного отбора. Он является системой близкородственных, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства особей, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков, населяющих определенный ареал, обособленных от других нескрещиваемостью в природных условиях. Вид — это саморегулируемая система, обладающая возможностью самовоспроизведения и существования в течение неопределенно конечного времени, способностью к самостоятельному эволюционному развитию. Он является носителем и основной единицей эволюционного процесса. Он качественно определенен, целостный, устойчивый. Составляющие вид индивиды изначально генетически приспособлены к обеспечению существования вида и его целостности. Они интегрированы в систему вида и ориентированы на его существование. В нем есть свои механизмы интеграции, поддерживающие его целостность. Это панмиксия — свободное скрещивание в пределах вида, химические взаимодействия, коадаптация — взаимное приспособление, элементы централизованного управления в стадах (восприятие зрительных, слуховых и обонятельных раздражителей) и др. В целом же регуляционные механизмы крайне несовершенны. Здесь управление не столько сигналами, сколько ошибками. Дифференциация и специализация индивидов в стаде (как предтече сообществ людей) меньшая, чем в организме. Однако эволюционно повышалась степень целостности вида, в частности, через видовые адаптации, полезные не индивиду, а виду. Это и оптимальная плотность популяции, и соответствие в поведении, в строении и др. [4, 404 с.].
Как саморегулируемая система вид обладает целью в кибернетическом смысле, проявляющейся в изначальной устойчивой направленности его устройства, компонентов, его функционирования и развития на достижение определенного (конечного) состояния, т. е. сохранения и повышения его жизнеспособности. Она высший регулятор. Естественный отбор внутри вида может поддерживать установившуюся систему вида прямой элиминацией уклонений от наиболее приспособительной организации, отбором на понижение частоты мутирования, отбором на увеличение силы доминирования генетических комплексов, осуществляющих адаптивную норму, и т. п.
Человечество как вид остается саморегулируемой индивидуально-надиндивидуальной системой жизни. В нем стихийно действуют естественные биологические механизмы обеспечения его физического выживания. Но в обеспечении его целостности и жизнеспособности качественно повысилась роль социальных механизмов — сознательной деятельности индивидов и их общностей, отношений между индивидами, централизованного управления. От стада животных к обществу как относительно саморегулируемой системе отношений людей — это качественный скачок в уровне организации жизни. Многие механизмы регуляции вида на уровне его природной организации ослабли или исчезли. Но качественно возросло в ней значение организации общественных связей. Сперва общество существовало в форме рода, племени, затем нации, объединения наций, в том числе общемирового. Сложились социальные механизмы приспособления индивидов к обществу. Это длительное превращение ребенка в личность в обществе, это механизмы социального наследования, когда информация накапливается, хранится и передается через внегенетические социальные средства и механизмы и др. Общественная жизнь существенно влияет на особенности человека как личности. Однако сами общественные отношения лишь относительно самостоятельны. По своей изначальной функции они необходимый механизм обеспечения жизнеспособности всего человеческого вида. На уровне человечества даже усиливается действие общих законов существования жизни. Человеческий вид как высшая форма жизни на Земле также существует в индивидуально-надиндивидуальной форме. Индивиды не первичные носители человеческой формы жизни, а общество и в целом человеческий вид не производные от взаимодействия индивидов системы. Сами индивиды органично включены в обеспечение жизни человеческого вида, изначально же организованного в высокоцелостные саморегулируемые общества, способные относительно самостоятельно тянуть нить человеческой формы жизни в неопределенно конечное будущее.
Человеческий вид как самоуправляемая система имеет, подобно природным видам, объективную цель (в кибернетическом смысле), проявляющуюся в изначальной устойчивой направленности всей его организации на сохранение и повышение его жизнеспособности в течение неопределенно конечного времени. Содержательно эта цель выступает специфической общевидовой организующей нормативной информацией, обладающей направленной детерминирующей силой, способной существовать в материальной и идеальной формах. Диапазон проявления данной нормативности в обществе — от вариативно мягкой до однозначно предопределяющей, жестко программирующей, категорически императивной. Эта информация опредмечена в обеспеченной объективными механизмами направленности устройства, функционирования и развития общественной жизни, генетической организации индивидов, социальных норм и др. в конечном счете на сохранение и повышение жизнеспособности человечества как вида. Данная цель, с силой необходимости регулирующая выживание и прогресс человечества, реализуется сегодня через жизнедеятельность индивидов, а также наций как основных самоуправляемых ячеек жизни вида и всего мирового сообщества. Эта цель объективна, т. к. она органично присуща виду как саморегулируемой системе и не зависит от воли индивидов. Они изначально генетически и по социальной природе приспособлены к обеспечению жизни вида как надиндивидуальной саморегулируемой системы, а значит, к реализации этой цели. В конечном счете они являются своеобразными первичными функциональными элементами обеспечения жизни человеческого вида, сколь бы автономными они себя ни считали. Имеются объективные механизмы ориентации индивидов на обеспечение данной цели: в генетической предзаданности изначальной зависимости формирования индивида в личность от усвоения им социального опыта, в инстинкте продолжения рода, в воспроизводстве людей, склонных к пассионарности, альтруизму, к управлению, в механизмах централизованного управления обществом, в нормах морали, права, в системе разделения труда, в работе на будущие поколения и др. Обеспечение жизни человечества — это высший критерий оценки общественных отношений, деятельности и поведения индивидов. Частные потребности индивидов и их групп вторичны по отношению к потребностям обеспечения жизнеспособности общества как существенной формы организации жизни человеческого вида, а общественные отношения — вторичны по отношению к жизни вида, хотя без индивидов и общества не может быть реализована жизнь вида. Объективная цель как необходимость действует не однозначно, а статистически. Она детерминирует деятельность индивидов и групп в направлении повышения жизнеспособности человечества часто скрыто, стихийно, иногда через ее осознание людьми, с огромными издержками, неравномерно, с разной силой, путем проб и ошибок. Без введения этой объективной цели в объяснение исторического процесса он не может быть понят адекватно. Она не определяет весь конкретный облик человеческой истории и все мотивы поведения людей. Так, одними движет частный интерес, другими — страсть служить нации, человечеству, третьими — то и другое. Она детерминирует лишь общие характеристики устройства и развития человечества. Осознание ее людьми придает ей вид субъективной цели. Но многие не осознают ее, действуют ей вопреки, часто следуя своему эгоизму. Поскольку человечество выжило и прогрессирует, несмотря на все зигзаги, значит цель «работает». Возможно, жизнь в целом — это тоже саморегулируемая система, которой изначально присуще наличие объективной цели, направленной на ее сохранение и укрепление, в том числе путем ее эволюции в разумную жизнь.
Из такого объективно-целевого (телеономического) подхода к пониманию человечества вытекают нравственная цель и смысл жизни для индивидов: поступай так, чтобы содействовать жизнеспособности человечества.
Основа повышения жизнеспособности человечества как вида — это прогресс его производительных сил. Современные интеллектуализированные производительные силы увеличивают вероятность выживания человечества. Повышение гарантий его выживания в течение неопределенно конечного времени связано с расширением его жизненного пространства за пределы Земли в неопределенно конечно протяженный космос. Сегодня техника является существенным средством расселения человечества за пределы Земли, а также предотвращения угроз из космоса, техногенных и естественных катаклизмов на Земле.
Все народы, которые напрямую включаются в целенаправленное обеспечение выживания человечества и организуют свою жизнедеятельность в соответствии с этой объективной целью, не могут не становиться на столбовую дорогу технического прогресса. Технический прогресс определяет логику развития производительных сил, обеспечивает применение инженерии во всех областях человеческой жизни, создание с помощью техники искусственных систем нетехнического порядка. Инженерия стандартизует общественную жизнь и развитие стран. Причем данная стандартизация охватывает не только производство, но и внепроизводственные области жизни общества. На основе технического прогресса идет технологизация всей системы общественной жизни. Она состоит в применении единых правил организации отношений людей, их поведения и деятельности, всего общественного устройства в соответствии с логикой прогресса производительных сил, приводимых в соответствие с потребностями жизнеспособности человечества. Идет процесс согласования и приспособления всего многообразия культуры, включая нормы морали, к этой технологизации. Если, напр., культура конфликтует с требованиями технологизации общественной жизни, то потребности повышения жизнеспособности человечества обусловливает ее перестройку. Идет не исключительно научно-техническая революция, а научно-инженерная революция. Ее особенность — это насыщение общества не только техническими системами, в том числе глобальными, но и глобальными искусственными нетехническими системами (упорядоченные системы природной среды, искусственные живые системы и др.), которые тоже обусловливают технологизацию всей общественной жизни, приспособление ее к ним. Социальная стандартизация — это определенные общезначимые нормы в организации общественной жизни (в экономике, в политических отношениях, в системах образования, социального обеспечения и др.), которые обязательные для народов с самыми разными культурами, если они становятся на путь научно-технического развития. Стандартизация общественной жизни не отвергает возможность разнообразия культур, индивидуального своеобразия личностей, однако она доминирует над ними в том смысле, что допускает только такое их своеобразие, которое по меньшей мере не сковывает научно-инженерный прогресс.
Общая схема иерархии детерминации социальной стандартизации такова. Относительно контролируемое обеспечение выживания человечества в течение неопределенно конечного времени в качестве одного из необходимых условий такого выживания требует распространения человечества и сферы его жизнедеятельности (его жизненного пространства) на неопределенно конечно большое космическое пространство. Оно невозможно без развития техники и в целом инженерии. Внедрение в жизнь общества и развитие техники и в целом инженерии требует приспособления к ним обычаев, традиций, образа жизни, морали, духовной культуры, организации социальных отношений, поведения личностей. Поскольку техника и в целом инженерия строятся в соответствии с объективными законами и основаны на жестких технологиях, предполагающих в отношении них однозначные действия и не допускающих вмешательства в них произвола, эмоциональных порывов, моральных, социальных установок или идеологических целей, а потому одинаковых в любой стране, использующей технику и в целом инженерию, то приспособление к ним всей общественной жизни также предполагает ее инженерно-технологическую обработку, выработку и применение в ней соответствующих стандартов, обеспечивающих строгое использование инженерных систем.
Органично присущая человечеству как виду объективная цель — сохранение и повышение жизнеспособности человечества — направляет как статистическая необходимость его общее развитие. Она главный объективный критерий оценки эффективности сознательного управления сохранением и повышением жизнеспособности человечества, в том числе направленными изменениями на социальном и генетическом уровнях, оптимизацией этого процесса, учетом соотношения индивидуальных и общечеловеческих потребностей в нем. Это управление требует всестороннего знания генетико-социальной видовой нормы человека.
Дополнение к статье
Полагаю, сознательное управление обеспечением эффективной реализации объективной цели человечества, направленной на сохранение и повышение его жизнеспособности, требует формирования особых функции, деятельности, специалистов, средств, программ по такому обеспечению. Потребность в них весьма актуальная и эта актуальность непрерывно повышается ускоренными темпами.
Опубликовано: Г. А. Антонюк. Объективная цель человечества и его стандартизация // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Материалы международной научной конференции 26–27 ноября 2003 г. — Гродно, 2003. — С. 295–299.
Автор внес уточнения в первоначальный опубликованный текст статьи, не изменяющие ее суть.
Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Сноска 3. Вернадский, В. И. Об условиях появления жизни на земле / В. И. Вернадский. // Известия Академии наук СССР. Сер. VII. Отделение математических и естественных наук. – 1931. – № 5. – 633–653 с.
Сноска 4. Завадский, К. М. Вид и видообразование / К. М. Завадский. – Л. : Наука, Ленингр. отд., 1968. – 404 с.
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
См. по теме также другие работы автора: Антонюк Георгий. Социальное спасение (основы теории) // Белорусская газета, № 28 (42), 22. 07. 1996 г., Demiurgos.communityhost.ru, 9. 06. 07; Он же. Соединенные штаты мира // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Материалы международной научной конференции 26 – 27 ноября 2003 г. – Гродно, 2003. С. 54 – 60, Demiurgos.communityhost.ru, 9. 06. 07; Он же. Соединенные штаты мира и Россия // Kreml.org, 8. 11. 03, Demiurgos.communityhost.ru, 6. 09. 07; Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 19. 08. 07; Он же. Нравственный императив для правителя// Kreml.org, 7. 12. 04; Он же. Россия, США и полярность мирового сообщества государств // Kreml.org, 20. 02. 05, 28. 02. 05 (публикация на сайте), Demiurgos.communityhost.ru, 4. 09. 07,; Он же. Повышение жизнеспособности человечества (всемирноисторическая роль США и Россия) // Kreml.org, 17. 03. 05, Demiurgos.communityhost.ru, 6. 09. 07; Он же. Религия и рационализм в управлении государством и жизнеспособность человечества // Kreml.org, 11. 10. 05, Lebedev.ru, 4. 09. 06; Он же. Россия и строительство новой Европы (воспоминание о Парижской Хартии 1990 г.) // Kreml.org, 18. 12. 05, Demiurgos.communityhost.ru, 9. 09. 07;Он же. Религия и рационализм (особенности и значение для управления обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 07.
Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru.
Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).
ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ :: МИРОПОНИМАНИЕ :: ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ, ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОБЩЕСТВА, МЫШЛЕНИЯ (особенности рационального и идеологического мышления мира)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|