ПРЕДМЕТНАЯ (СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ) ЛОГИКА
ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ :: МИРОПОНИМАНИЕ :: ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ, ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОБЩЕСТВА, МЫШЛЕНИЯ (особенности рационального и идеологического мышления мира)
Страница 1 из 1
ПРЕДМЕТНАЯ (СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ) ЛОГИКА
ГЕОРГИЙ АНТОНЮК
ПРЕДМЕТНАЯ (СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ) ЛОГИКА
(введение в проблему)
См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.
Мышление — это идеальный, т. е. нематериальный, функциональный орган человека. Он служит для познания и конструирования человеком мира, себя и своих действий в мире, является регулятором его жизнедеятельности и обладает приспособленной для эффективного выполнения данных функций организацией. Мышление — это не только идеальная мыслительная деятельность, т. е. не только процесс, но одновременно определенное устойчивое идеальное устройство со сложным механизмом функционирования. Основу мышления составляет логика, т. е. обязательные устойчивые формы, правила, средства, структура, компоненты, принципы, законы и др. мышления. Фундаментом логики является предметная (содержательная) логика, т. е. логика создания мысленных предметов (напр., человек, атом, Вселенная, бесконечная материя) как идеальных заместителей (субститутов) в мышлении реальных, предполагаемых, сконструированных, а также мнимых предметов и мысленного оперирования этими предметами.
Методологической парадигмой сложившегося изучения мышления человека, начиная от исследований античных философов, в том числе софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, и кончая исследованиями современных ученых, является признание того, что у всех современных им людей логика, т. е. формы, законы, правила, принципы, структура, средства и т. д. мышления однотипные и что различие мышления нормальных людей состоит лишь в степени развитости мышления, не уничтожающей одинаковость устройства их логики. Поэтому прежние и нынешние исследования мышления не направлены на сопоставительное изучение его в больших множествах людей с целью поиска возможного наличия в них индивидов с разными типами мышления.
Сформировавшаяся научная установка, исходящая из признания идентичности логики всех нормальных людей, предполагает изучение этой логики безотносительно к количеству таких людей. Так, специалисты по логике при исследовании мышления нередко используют в качестве объекта собственное мышление как наиболее удобное для изучения. Это универсалистский подход, основанный на переносе данных, полученных в результате изучения мышления отдельного индивида, на мышление всех людей. Он оценивает различия в мышлении нормальных людей как несущественные, не относящиеся к фундаментальным чертам мышления.
На уровне понятий и их знаково-языкового оформления, т. е. на уровне формальной логики, действительно нет существенных различий в человеческом мышлении, и в этом аспекте основные черты мышления всех нормальных древних и современных людей одинаковые. Формально-логические законы и формы мысли, описанные жившим свыше двух тысяч лет назад древнегреческим философом Аристотелем, присущи всем нормальным людям и действуют до сих пор.
В то же время при рассмотрении мышления даже через призму формальной логики в нем можно увидеть не вписывающиеся в ее устройство и не объяснимые с помощью ее характеристик, в том числе ее законов, функциональные феномены мышления, которые невозможно свести к формальной логике и в которых обнаруживает себя предметная логика, не во всем гармонирующая с формальной логикой и даже способная искажать ее.
Так, понятия, описывающие безгранично идеализированные предметы, одни из которых используются в науке (напр., понятия точки, абсолютно твердого тела, машины Карно и др.), а другие — в идеологии (напр., понятия бесконечных бога, материи, абсолютной идеи Г. Гегеля и др.), не подпадают под критерии формально-логической классификации понятий по степени общности (единичные и общие) и не поддаются отождествлению их с общими понятиями. Понятия безгранично идеализированных предметов не обладают статусом общих и всеобщих понятий, поскольку как содержательно безграничные они не созданы посредством обобщения, хотя и с его использованием. В рамках предметной логики присущие идеологическому взгляду на мир категорически императивные связи между понятиями, посредством которых описываются такие безгранично идеализированные предметы, как якобы реальная бесконечная причина всего сущего, и понятиями, в которых описываются конечные предметы, рассматриваемые в идеологии как будто бы проявление этой бесконечной причины, неоправданно строить в виде формально-логической дедукции посредством неправомерного признания понятия бесконечной причины мироздания самым общим или всеобщим понятием, а понятий якобы конечных проявлений бесконечной причины в качестве особенных и единичных по отношению к нему и выведения из рассматриваемого в качестве всеобщего понятия бесконечной причины по правилу формально-логической дедукции.
Поскольку формальная логика безотносительная к конкретному содержанию мыслей, то присущая только идеологическому взгляду на мир категорически императивная связь между идеологическими понятиями бесконечной причины и ее конечных проявлений интерпретируется формальной логикой в духе стандартного формально-логического правила вывода единичного и особенного из всеобщего, которое является не категорически повелительным, а условно-нормативным, и реализуется сообразно принципу утилитарной целесообразности «если хочешь мыслить правильно, то соблюдай правила дедукции».
При использовании плюралистско-сравнительного подхода к изучению мышления, предполагающего сравнение мышления людей в большом множестве, обнаруживается, что мысленные безгранично идеализированные предметы являются не только необходимыми компонентами средств научного познания (напр., метода идеализации) и построения научного знания (напр., теорий, научных законов), устройства идеологических взглядов (философий, религий и др.), но и фундаментальными компонентами устройства мышления. А глубокие различия между мысленными безгранично идеализированными предметами и их отношениями друг с другом и с мысленными неидеализированными предметами (напр., при обосновании идей, построении систем взглядов), которые можно наблюдать в мышлении множества людей, характеризуют разные типы мышления — рациональный и идеологический (экстрарациональный, внерациональный). Безграничная идеализация — это мысленное создание предметов с чертами, в которых как бы проявилась их реальная, предполагаемая или мнимая сущность без ее ограничения различными факторами (напр., абсолютно черное тело, бесконечная материя).
Логика — это не только безотносительные к конкретному содержанию мышления общие для мышления всех людей формально-логические законы, принципы, формы, средства понятийного мышления, но и специфическая для рационального и идеологического типов мышления предметная (содержательная) логика. Мышление всегда предметно, то есть оно оперирует мысленными предметами, являющимися своеобразными идеальными в смысле нематериальными моделями существующих, возможных или мнимых предметов материальной и идеальной (психика человека) сфер бытия. Мысленные предметы, которые я называю эйдосами (эйдос от греч. eidos, лат. formas, species — первоначально видность, вид, облик, образ, позже в философии также сущность, форма), служат в мышлении идеальными (нематериальными) заместителями, представителями, заменителями (субститутами) существующих, возможных или мнимых предметов.
Мышление оперирует мысленными предметами (эйдосами) так, как если бы они были реальные, возможные, сконструированные или мнимые предметы. Хотя мышление делает выводы о мире, но оно не способно непосредственно взаимодействовать с внешними относительно него мыслимыми им предметами. Потому для их познания оно нуждается в их мысленных заместителях, с которыми непосредственно контактирует и к которым относится так, как если бы они были мыслимыми предметами, одновременно осознавая, что это не сама реальность. Напр., когда человек смотрит на картинку с изображением героя «Илиады» Ахиллеса, именуемого в ней быстроногим, стремящегося догнать неторопливо движущуюся черепаху, образы которых были использованы древнегреческим философом Зеноном Элейским при обосновании одной из своих апорий «Ахиллес и черепаха», то он думает не о том, что картинка Ахиллеса гонится за картинкой черепахи, не о том, что понятие Ахиллеса гонится за понятием черепахи, не о том, что слово Ахиллес гонится за словом черепаха, не о том, что одно единичное понятие гонится за другим единичным понятием, а воображает мифического древнегреческого героя, которому приписывалась способность быстро бегать, медлительную черепаху и движение обоих.
Предметную (содержательную) логику впервые выявил И. Кант и описал ее предметные логические формы в виде названных им априорными формами рассудка категорий (количества, качества, отношения, модальности). Однако это не вся предметная логика, а лишь когнитивная (от лат. cognitiо — знание, познание) предметная логика, определяющая способ познания мышлением мира. Ни Кант, ни исследователи мышления после него не заметили когитивную (от лат. cogitare — мыслить, думать) предметную логику, которая представляет собой способ мышления мира и является высшим уровнем предметной логики. Ее исследую я. Кант стремился выяснить, как и каким мышление способно познавать мир, в частности, способно ли оно узнать, обладает ли мир конечным или бесконечным бытием. Но, на мой взгляд, прежде чем выяснять, как и каким мышление способно познавать мир, нужно выяснить, как и каким мышление способно мыслить мир, поскольку от того, каким человек мыслит мир, в частности, конечным или бесконечным, или конечным и бесконечным, зависит, каким он его познает. Каждый человек познает мир таким, каким он его мыслит. Однако Кант не описал в виде конкретных логических норм мышления выявленную им предметную логику, которая, как и формальная логика, обладает императивностью, побуждающей к следованию ей.
Ни специалисты в области логики, ни философы, ни психологи не описывают предметную логику в виде конкретных логических норм мышления. Те, кто признавал и стремился описать так называемую диалектическую логику, являющуюся развитием идей И. Канта о предметной логике (Г. Гегель и гегельянцы, К. Маркс и марксисты), видели наличие в мышлении логики, отличной от формальной, и понимали под ней проявление (Гегель) или отражение (Маркс) в мышлении признаваемых ими всеобщими якобы бесконечных диалектических законов (отрицания отрицания и др.) и иных черт реальности (причины и следствия, формы и содержания и др.), фиксируемых с помощью теоретических, а точнее, теоретикоподобных категорий, принципов, законов, в которых они видели предметные логические формы, законы, принципы мышления.
Однако им не удалось описать такие свои представления о предметной логике в виде конкретных логических норм мышления потому, что реальные или мнимые законы и иные черты реальности, даже всеохватные, и законы предметной логики — это все же не одно и то же, хотя, напр., любой открытый и описанный наукой закон реальности является для мышления определенной нормой рассмотрения ею реальности в пределах признанного действия данного закона. Но описанные законы реальности в действительности являются для мышления не предметными логическими нормами, а своеобразными парадигмами мышления, тоже имеющими нормативный характер. Желание следовать данным парадигмам обусловливается предварительным сознательным признанием их соответствия (подлинного или мнимого) реальности. Что касается собственно предметных логических норм мышления (законов, принципов и др.), то субъект мыслит в соответствии с предметными логическими нормами независимо от того, знает он их или не знает.
Отождествление описанных объективных законов реальности и предметных логических законов мышления обусловлено тем, что отождествляющие их люди не фиксируют в мышлении такую его специфическую область, как мысленные предметы, которыми субъект оперирует сообразно специфическим логическим нормам, отличающимся от норм формальной логики и от используемых в качестве парадигм мышления описаний законов и иных черт реальности. Законы, формы, принципы, средства, правила оперирования используемыми в мышлении мысленными предметами я называю предметной (содержательной) логикой.
Предметная (содержательная) логика имеет как общие для всех людей, так и специфические для разных людей черты, связанные с существенными различиями создаваемых мышлением разных людей мысленных предметов. Содержание мышления определяется двумя типами мысленных предметов — конечных и бесконечных. И здесь различаются два типа предметной логики: рациональная предметная логика, связанная с мышлением осуществимыми только конечных неидеализированных предметов, и идеологическая предметная логика (экстрарациональная, внерациональная), связанная с мышлением якобы существующих бесконечных предметов и их будто бы проявления в конечных предметах, и, соответственно, два типа мышления — рациональное и идеологическое. Формально-логические правила являются общими для обоих типов мышления и без них невозможно как рациональное, так и идеологическое мышление. Идеологическая предметная логика категорически императивно мыслит с помощью идеологической веры якобы существующим бесконечно идеализированный предмет, под которым понимает бесконечную основу мира и ее атрибуты. Бесконечная идеализация — это разновидность безграничной идеализации. Идеологическое мышление также верит в осуществимость своих безгранично, но не бесконечно идеализированных конечных предметов, мыслимых им как якобы проявления бесконечности. С точки зрения рационального мышления все мысленные конечные безгранично идеализированные предметы неосуществимые, но мысленные конечные безгранично идеализированные предметы могут иметь неидеализированные прообразы в реальности, а мысленные бесконечно идеализированные предметы в виде бесконечной основы мира и ее якобы проявлений в конечных предметах не имеют прообразов в реальности, и рациональное мышление не способно мыслить содержательно идею бесконечного. Рациональная предметная логика тоже использует мысленные конечные безгранично идеализированные предметы (точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ и др.), однако она оперирует ими как неосуществимыми в реальности, но могущими иметь в ней неидеализированные конечные прообразы, и применяет их в качестве инструментов мышления.
Человек мыслит мысленными предметами, но с помощью понятий. Мысленные предметы являются содержанием понятий. Мысленный предмет, используемый мышлением в качестве идеального заместителя (субститута) в мышлении мыслимого существующего, возможного или мнимого предмета, обладает мысленной наглядностью. Мышление оперирует мысленным предметом, как если бы это был мыслимый, в том числе реальный, предмет, осознавая их различие. Мысленные предметы подчинены не формальной, а предметной логике.
Предметная логика существует в виде идеологической и рациональной логик мышления, имеющих общие и противоположные черты. Потому полноценно описать предметную логику возможно только в том случае, если такое описание ведется с одновременным учетом черт этих двух типов предметных логик. Ни один из данных типов предметных логик не является универсальным. Одни люди обладают рациональной предметной логикой, другие — идеологической предметной логикой, третьи — смешанными в одном мышлении рациональной и идеологической предметными логиками, не образующими отдельный тип предметной логики и составляющими основу смешанного дуалистичного рационально-идеологического мышления, не являющегося отдельным типом мышления. Люди врожденно предрасположены к ним.
Идеологическая предметная логика — это абсолютно иерархическая логика. Она основана на абсолютном предмете как форме мышления, категорически мыслимом ее обладателями якобы отражением реальности. Абсолютным предметом в идеологической логике является бесконечно идеализированный предмет в виде бесконечной основы мироздания (бесконечных бога, материи, абсолютной идеи или др.), категорически императивная мысль с помощью идеологической веры о якобы существовании которой представляет собой первичную и главную логическую форму предметной идеологической логики. Идеологическое мышление неизбежно мыслит абсолютный бесконечный предмет не только как якобы существующий в реальности, но как будто бы существующий сам по себе, безотносительно к какому-либо предмету, а конечные предметы мыслит якобы его проявлениями, причастными к ней. Однако с точки зрения рационального мышления он является только логическим бесконечным абсолютным предметом, идейное содержание которого рациональное мышление не в состоянии содержательно мыслить и потому не в состоянии о нем высказаться. Идеологическая предметная логика является абсолютно иерархической. Она ставит по отношению к логическому бесконечному абсолютному предмету мысленные конечные безгранично идеализированные предметы в отношение абсолютной причинной иерархии. Необходимым инструментом построения идеологической мысли является идеологическая вера как категорически императивная абсолютная убежденность идеологического мышления в якобы существовании мыслимых бесконечными предметов, вообще не поддающаяся доказательству. В основе идеологической предметной логики лежит принцип абсолютности. Ее целесообразно назвать абсолютной логикой. Идеологическая предметная логика — это нереалистичная безгранично, в том числе бесконечно, идеализирующая мир логика, детерминирующая неадекватное отражение реальности.
Предметная логика рационального мышления не обладает абсолютной иерархичностью. Рациональное мышление рассматривает осуществимыми только конечные неидеализированные предметы. Рациональное мышление рассматривает конечные предметы как взаимообусловленные, оно их определяет относительно друг друга и мыслит их существующими относительно друг друга. Рациональным мышлением мыслимые конечные предметы реальности рассматриваются как относительные. Рациональное мышление опирается на доказательство в конечном счете с помощью практики, т. е. целенаправленной материальной деятельности людей. Рациональное мышление содержит возможность сомнения. В основе рациональной предметной логики лежит принцип относительности. Ее целесообразно назвать относительной логикой. Рациональная предметная логика — это реалистичная логика.
2011
31. 12. 2011
Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления// Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011.
Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru.
Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).
ПРЕДМЕТНАЯ (СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ) ЛОГИКА
(введение в проблему)
См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.
Мышление — это идеальный, т. е. нематериальный, функциональный орган человека. Он служит для познания и конструирования человеком мира, себя и своих действий в мире, является регулятором его жизнедеятельности и обладает приспособленной для эффективного выполнения данных функций организацией. Мышление — это не только идеальная мыслительная деятельность, т. е. не только процесс, но одновременно определенное устойчивое идеальное устройство со сложным механизмом функционирования. Основу мышления составляет логика, т. е. обязательные устойчивые формы, правила, средства, структура, компоненты, принципы, законы и др. мышления. Фундаментом логики является предметная (содержательная) логика, т. е. логика создания мысленных предметов (напр., человек, атом, Вселенная, бесконечная материя) как идеальных заместителей (субститутов) в мышлении реальных, предполагаемых, сконструированных, а также мнимых предметов и мысленного оперирования этими предметами.
Методологической парадигмой сложившегося изучения мышления человека, начиная от исследований античных философов, в том числе софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, и кончая исследованиями современных ученых, является признание того, что у всех современных им людей логика, т. е. формы, законы, правила, принципы, структура, средства и т. д. мышления однотипные и что различие мышления нормальных людей состоит лишь в степени развитости мышления, не уничтожающей одинаковость устройства их логики. Поэтому прежние и нынешние исследования мышления не направлены на сопоставительное изучение его в больших множествах людей с целью поиска возможного наличия в них индивидов с разными типами мышления.
Сформировавшаяся научная установка, исходящая из признания идентичности логики всех нормальных людей, предполагает изучение этой логики безотносительно к количеству таких людей. Так, специалисты по логике при исследовании мышления нередко используют в качестве объекта собственное мышление как наиболее удобное для изучения. Это универсалистский подход, основанный на переносе данных, полученных в результате изучения мышления отдельного индивида, на мышление всех людей. Он оценивает различия в мышлении нормальных людей как несущественные, не относящиеся к фундаментальным чертам мышления.
На уровне понятий и их знаково-языкового оформления, т. е. на уровне формальной логики, действительно нет существенных различий в человеческом мышлении, и в этом аспекте основные черты мышления всех нормальных древних и современных людей одинаковые. Формально-логические законы и формы мысли, описанные жившим свыше двух тысяч лет назад древнегреческим философом Аристотелем, присущи всем нормальным людям и действуют до сих пор.
В то же время при рассмотрении мышления даже через призму формальной логики в нем можно увидеть не вписывающиеся в ее устройство и не объяснимые с помощью ее характеристик, в том числе ее законов, функциональные феномены мышления, которые невозможно свести к формальной логике и в которых обнаруживает себя предметная логика, не во всем гармонирующая с формальной логикой и даже способная искажать ее.
Так, понятия, описывающие безгранично идеализированные предметы, одни из которых используются в науке (напр., понятия точки, абсолютно твердого тела, машины Карно и др.), а другие — в идеологии (напр., понятия бесконечных бога, материи, абсолютной идеи Г. Гегеля и др.), не подпадают под критерии формально-логической классификации понятий по степени общности (единичные и общие) и не поддаются отождествлению их с общими понятиями. Понятия безгранично идеализированных предметов не обладают статусом общих и всеобщих понятий, поскольку как содержательно безграничные они не созданы посредством обобщения, хотя и с его использованием. В рамках предметной логики присущие идеологическому взгляду на мир категорически императивные связи между понятиями, посредством которых описываются такие безгранично идеализированные предметы, как якобы реальная бесконечная причина всего сущего, и понятиями, в которых описываются конечные предметы, рассматриваемые в идеологии как будто бы проявление этой бесконечной причины, неоправданно строить в виде формально-логической дедукции посредством неправомерного признания понятия бесконечной причины мироздания самым общим или всеобщим понятием, а понятий якобы конечных проявлений бесконечной причины в качестве особенных и единичных по отношению к нему и выведения из рассматриваемого в качестве всеобщего понятия бесконечной причины по правилу формально-логической дедукции.
Поскольку формальная логика безотносительная к конкретному содержанию мыслей, то присущая только идеологическому взгляду на мир категорически императивная связь между идеологическими понятиями бесконечной причины и ее конечных проявлений интерпретируется формальной логикой в духе стандартного формально-логического правила вывода единичного и особенного из всеобщего, которое является не категорически повелительным, а условно-нормативным, и реализуется сообразно принципу утилитарной целесообразности «если хочешь мыслить правильно, то соблюдай правила дедукции».
При использовании плюралистско-сравнительного подхода к изучению мышления, предполагающего сравнение мышления людей в большом множестве, обнаруживается, что мысленные безгранично идеализированные предметы являются не только необходимыми компонентами средств научного познания (напр., метода идеализации) и построения научного знания (напр., теорий, научных законов), устройства идеологических взглядов (философий, религий и др.), но и фундаментальными компонентами устройства мышления. А глубокие различия между мысленными безгранично идеализированными предметами и их отношениями друг с другом и с мысленными неидеализированными предметами (напр., при обосновании идей, построении систем взглядов), которые можно наблюдать в мышлении множества людей, характеризуют разные типы мышления — рациональный и идеологический (экстрарациональный, внерациональный). Безграничная идеализация — это мысленное создание предметов с чертами, в которых как бы проявилась их реальная, предполагаемая или мнимая сущность без ее ограничения различными факторами (напр., абсолютно черное тело, бесконечная материя).
Логика — это не только безотносительные к конкретному содержанию мышления общие для мышления всех людей формально-логические законы, принципы, формы, средства понятийного мышления, но и специфическая для рационального и идеологического типов мышления предметная (содержательная) логика. Мышление всегда предметно, то есть оно оперирует мысленными предметами, являющимися своеобразными идеальными в смысле нематериальными моделями существующих, возможных или мнимых предметов материальной и идеальной (психика человека) сфер бытия. Мысленные предметы, которые я называю эйдосами (эйдос от греч. eidos, лат. formas, species — первоначально видность, вид, облик, образ, позже в философии также сущность, форма), служат в мышлении идеальными (нематериальными) заместителями, представителями, заменителями (субститутами) существующих, возможных или мнимых предметов.
Мышление оперирует мысленными предметами (эйдосами) так, как если бы они были реальные, возможные, сконструированные или мнимые предметы. Хотя мышление делает выводы о мире, но оно не способно непосредственно взаимодействовать с внешними относительно него мыслимыми им предметами. Потому для их познания оно нуждается в их мысленных заместителях, с которыми непосредственно контактирует и к которым относится так, как если бы они были мыслимыми предметами, одновременно осознавая, что это не сама реальность. Напр., когда человек смотрит на картинку с изображением героя «Илиады» Ахиллеса, именуемого в ней быстроногим, стремящегося догнать неторопливо движущуюся черепаху, образы которых были использованы древнегреческим философом Зеноном Элейским при обосновании одной из своих апорий «Ахиллес и черепаха», то он думает не о том, что картинка Ахиллеса гонится за картинкой черепахи, не о том, что понятие Ахиллеса гонится за понятием черепахи, не о том, что слово Ахиллес гонится за словом черепаха, не о том, что одно единичное понятие гонится за другим единичным понятием, а воображает мифического древнегреческого героя, которому приписывалась способность быстро бегать, медлительную черепаху и движение обоих.
Предметную (содержательную) логику впервые выявил И. Кант и описал ее предметные логические формы в виде названных им априорными формами рассудка категорий (количества, качества, отношения, модальности). Однако это не вся предметная логика, а лишь когнитивная (от лат. cognitiо — знание, познание) предметная логика, определяющая способ познания мышлением мира. Ни Кант, ни исследователи мышления после него не заметили когитивную (от лат. cogitare — мыслить, думать) предметную логику, которая представляет собой способ мышления мира и является высшим уровнем предметной логики. Ее исследую я. Кант стремился выяснить, как и каким мышление способно познавать мир, в частности, способно ли оно узнать, обладает ли мир конечным или бесконечным бытием. Но, на мой взгляд, прежде чем выяснять, как и каким мышление способно познавать мир, нужно выяснить, как и каким мышление способно мыслить мир, поскольку от того, каким человек мыслит мир, в частности, конечным или бесконечным, или конечным и бесконечным, зависит, каким он его познает. Каждый человек познает мир таким, каким он его мыслит. Однако Кант не описал в виде конкретных логических норм мышления выявленную им предметную логику, которая, как и формальная логика, обладает императивностью, побуждающей к следованию ей.
Ни специалисты в области логики, ни философы, ни психологи не описывают предметную логику в виде конкретных логических норм мышления. Те, кто признавал и стремился описать так называемую диалектическую логику, являющуюся развитием идей И. Канта о предметной логике (Г. Гегель и гегельянцы, К. Маркс и марксисты), видели наличие в мышлении логики, отличной от формальной, и понимали под ней проявление (Гегель) или отражение (Маркс) в мышлении признаваемых ими всеобщими якобы бесконечных диалектических законов (отрицания отрицания и др.) и иных черт реальности (причины и следствия, формы и содержания и др.), фиксируемых с помощью теоретических, а точнее, теоретикоподобных категорий, принципов, законов, в которых они видели предметные логические формы, законы, принципы мышления.
Однако им не удалось описать такие свои представления о предметной логике в виде конкретных логических норм мышления потому, что реальные или мнимые законы и иные черты реальности, даже всеохватные, и законы предметной логики — это все же не одно и то же, хотя, напр., любой открытый и описанный наукой закон реальности является для мышления определенной нормой рассмотрения ею реальности в пределах признанного действия данного закона. Но описанные законы реальности в действительности являются для мышления не предметными логическими нормами, а своеобразными парадигмами мышления, тоже имеющими нормативный характер. Желание следовать данным парадигмам обусловливается предварительным сознательным признанием их соответствия (подлинного или мнимого) реальности. Что касается собственно предметных логических норм мышления (законов, принципов и др.), то субъект мыслит в соответствии с предметными логическими нормами независимо от того, знает он их или не знает.
Отождествление описанных объективных законов реальности и предметных логических законов мышления обусловлено тем, что отождествляющие их люди не фиксируют в мышлении такую его специфическую область, как мысленные предметы, которыми субъект оперирует сообразно специфическим логическим нормам, отличающимся от норм формальной логики и от используемых в качестве парадигм мышления описаний законов и иных черт реальности. Законы, формы, принципы, средства, правила оперирования используемыми в мышлении мысленными предметами я называю предметной (содержательной) логикой.
Предметная (содержательная) логика имеет как общие для всех людей, так и специфические для разных людей черты, связанные с существенными различиями создаваемых мышлением разных людей мысленных предметов. Содержание мышления определяется двумя типами мысленных предметов — конечных и бесконечных. И здесь различаются два типа предметной логики: рациональная предметная логика, связанная с мышлением осуществимыми только конечных неидеализированных предметов, и идеологическая предметная логика (экстрарациональная, внерациональная), связанная с мышлением якобы существующих бесконечных предметов и их будто бы проявления в конечных предметах, и, соответственно, два типа мышления — рациональное и идеологическое. Формально-логические правила являются общими для обоих типов мышления и без них невозможно как рациональное, так и идеологическое мышление. Идеологическая предметная логика категорически императивно мыслит с помощью идеологической веры якобы существующим бесконечно идеализированный предмет, под которым понимает бесконечную основу мира и ее атрибуты. Бесконечная идеализация — это разновидность безграничной идеализации. Идеологическое мышление также верит в осуществимость своих безгранично, но не бесконечно идеализированных конечных предметов, мыслимых им как якобы проявления бесконечности. С точки зрения рационального мышления все мысленные конечные безгранично идеализированные предметы неосуществимые, но мысленные конечные безгранично идеализированные предметы могут иметь неидеализированные прообразы в реальности, а мысленные бесконечно идеализированные предметы в виде бесконечной основы мира и ее якобы проявлений в конечных предметах не имеют прообразов в реальности, и рациональное мышление не способно мыслить содержательно идею бесконечного. Рациональная предметная логика тоже использует мысленные конечные безгранично идеализированные предметы (точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ и др.), однако она оперирует ими как неосуществимыми в реальности, но могущими иметь в ней неидеализированные конечные прообразы, и применяет их в качестве инструментов мышления.
Человек мыслит мысленными предметами, но с помощью понятий. Мысленные предметы являются содержанием понятий. Мысленный предмет, используемый мышлением в качестве идеального заместителя (субститута) в мышлении мыслимого существующего, возможного или мнимого предмета, обладает мысленной наглядностью. Мышление оперирует мысленным предметом, как если бы это был мыслимый, в том числе реальный, предмет, осознавая их различие. Мысленные предметы подчинены не формальной, а предметной логике.
Предметная логика существует в виде идеологической и рациональной логик мышления, имеющих общие и противоположные черты. Потому полноценно описать предметную логику возможно только в том случае, если такое описание ведется с одновременным учетом черт этих двух типов предметных логик. Ни один из данных типов предметных логик не является универсальным. Одни люди обладают рациональной предметной логикой, другие — идеологической предметной логикой, третьи — смешанными в одном мышлении рациональной и идеологической предметными логиками, не образующими отдельный тип предметной логики и составляющими основу смешанного дуалистичного рационально-идеологического мышления, не являющегося отдельным типом мышления. Люди врожденно предрасположены к ним.
Идеологическая предметная логика — это абсолютно иерархическая логика. Она основана на абсолютном предмете как форме мышления, категорически мыслимом ее обладателями якобы отражением реальности. Абсолютным предметом в идеологической логике является бесконечно идеализированный предмет в виде бесконечной основы мироздания (бесконечных бога, материи, абсолютной идеи или др.), категорически императивная мысль с помощью идеологической веры о якобы существовании которой представляет собой первичную и главную логическую форму предметной идеологической логики. Идеологическое мышление неизбежно мыслит абсолютный бесконечный предмет не только как якобы существующий в реальности, но как будто бы существующий сам по себе, безотносительно к какому-либо предмету, а конечные предметы мыслит якобы его проявлениями, причастными к ней. Однако с точки зрения рационального мышления он является только логическим бесконечным абсолютным предметом, идейное содержание которого рациональное мышление не в состоянии содержательно мыслить и потому не в состоянии о нем высказаться. Идеологическая предметная логика является абсолютно иерархической. Она ставит по отношению к логическому бесконечному абсолютному предмету мысленные конечные безгранично идеализированные предметы в отношение абсолютной причинной иерархии. Необходимым инструментом построения идеологической мысли является идеологическая вера как категорически императивная абсолютная убежденность идеологического мышления в якобы существовании мыслимых бесконечными предметов, вообще не поддающаяся доказательству. В основе идеологической предметной логики лежит принцип абсолютности. Ее целесообразно назвать абсолютной логикой. Идеологическая предметная логика — это нереалистичная безгранично, в том числе бесконечно, идеализирующая мир логика, детерминирующая неадекватное отражение реальности.
Предметная логика рационального мышления не обладает абсолютной иерархичностью. Рациональное мышление рассматривает осуществимыми только конечные неидеализированные предметы. Рациональное мышление рассматривает конечные предметы как взаимообусловленные, оно их определяет относительно друг друга и мыслит их существующими относительно друг друга. Рациональным мышлением мыслимые конечные предметы реальности рассматриваются как относительные. Рациональное мышление опирается на доказательство в конечном счете с помощью практики, т. е. целенаправленной материальной деятельности людей. Рациональное мышление содержит возможность сомнения. В основе рациональной предметной логики лежит принцип относительности. Ее целесообразно назвать относительной логикой. Рациональная предметная логика — это реалистичная логика.
2011
31. 12. 2011
Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления// Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011.
Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru.
Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).
ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ :: МИРОПОНИМАНИЕ :: ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ, ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОБЩЕСТВА, МЫШЛЕНИЯ (особенности рационального и идеологического мышления мира)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|