КЛЕРИКАЛИЗМ, ГОСУДАРСТВО И НАУКА
Страница 1 из 1
КЛЕРИКАЛИЗМ, ГОСУДАРСТВО И НАУКА
ГЕОРГИЙ АНТОНЮК
КЛЕРИКАЛИЗМ, ГОСУДАРСТВО И НАУКА
«Клерикализм – вот враг». Это образное выражение Леона Гамбетты (Gambetta), видного политического деятеля Франции, активно боровшегося в 70-х годах XIX в. с клерикализмом, стало крылатым. Оно очень точно отражает реальную опасность вмешательства религии и служителей церкви, руководствующихся как якобы безусловной истиной содержательно не мыслимыми рациональным мышлением идеями о будто бы существовании бесконечной целевой основы мира, якобы детерминирующей существование конечных явлений, в жизненно важные для существования наций и всего человечества области общественной жизни, в т. ч. в государственное управление, в науку. Рациональное мышление признает возможность осуществимости только конечных предметов, причин и следствий и потому оно не способно содержательно мыслить идею бесконечного, оно способно создавать безотносительно к реальности понятие бесконечного лишь формально-логически как бессодержательную противоположность понятия конечного. Разве не опасно, не безответственно и не безрассудно руководствоваться идеями, которые опирающееся в своих доказательствах на конечную практику рациональное мышление не способно содержательно мыслить, в научном познании, в распоряжении судьбами людей, в управлении государством и производством, в воспитании, в образовании, в хирургических операциях, в обустройстве прогрессивных общественных отношений, в лечении психических заболеваний, в ловле шпионов, в борьбе с террористами, в войне с внешним врагом, в ликвидации катастроф и в целом в обеспечении жизнеспособности наций и всего человечества?
Клерикализм (ср.-лат. clericalis церковный) – это усиление влияния религии, ее организаций, служителей культов и в целом ее адептов в общественной жизни, в том числе в экономической, духовной и политической, включая государственную, это установление обосновываемого проводниками клерикализма безгранично высокими мотивами, как они их понимают, в качестве абсолютно необходимого идеологического, а через него неизбежно и практического контроля религии над государством и над всем обществом, это формирование в государстве и в целом в обществе черт теократии, т. е. власти служителей религий и в целом адептов религиозной веры как разновидности идеологократии. Клерикализм -- это также политическое, нравственное, а в определенной мере и экономическое направления общественных действий, ориентированные на усиление влияния религии на общество. Клерикализм очень негативно воздействует на прогресс общественных отношений, государства, научного познания, на духовно-творческое развитие личности, научных знаний и познания.
Клерикализм подавляет интеллектуальную свободу и критический взгляд на мир, без которых невозможны ни полноценное научное познание, ни эффективное формирование в массовом масштабе творческих людей, ни становление массового интеллектуализированного труда как необходимых условий прогресса в современную эпоху. Ведь религиозная вера категорически запрещает адептам религий критику основных положений своих вероучений и сомнение в них. Вера в религии и вообще в идеологии, разновидностью которой является религия, категорически предписывает видеть мир, объяснять и оценивать его, относиться к нему так и только так, как предписано в канонах вероучения. А полное или неполное несогласие приверженцев конкретных религий с частью их основных положений нередко враждебно оценивается теми их адептами (кроме, возможно, адептов индуизма, который не имеет единой доктрины и фактически является эклектичной религией), которые категорически признают положения своих религий истинными во всей их полноте, как опасный раскол внутри их религий, как подрыв устоев их религий, как вредная ересь. Яркий пример такой враждебности к еретику – это одобрение искренними адептами иудаизма казни как еретика бывшего единоверца Христа, который творчески преобразовал иудаизм, создав этим новую религию. Потому религиозная и в целом идеологическая вера в конечном счете тоталитарная и ограничивает интеллектуальную свободу верующей личности, в одной религии больше, в другой меньше. Адепт религиозной и в целом идеологической веры есть ее духовный раб. А если конкретная религия имеет доступ к влиянию на рычаги государственной власти, то она непременно использует их для навязывания с помощью власти своего отношения к миру и своего отношения к себе тем гражданам, которые не являются ее адептами. Использование идеологией, в т. ч. религией обретенной власти государства для усиления своего влияния на людей, на государство и в целом на общество и для ослабления противодействия ей – это закон идеологии.
Все жизнеспособные религии и религиозные организации, а значит, и их адепты активно стремятся распространить свое влияние на людей с целью обретения как можно большего числа искренних приверженцев. Ведь всякая религия ориентирована на прямое управление людьми с помощью принимаемых ее адептами на веру ее идей.
Некоторые адепты религий в целях продвижения влияния на общество своей религии зачастую используют средства, противоречащие принятым правовым законам и провозглашаемым их религиями нормам морали. Но все осуществляющие клерикализацию общества религии проводят свою клерикальную деятельность активно, наступательно. Поэтому противодействие клерикализации не может быть эффективным, если оно не массовое, носит характер кампанейщины, т. е. ведется от случая к случаю, если оно беззубое и не является воинствующим, наступательным.
Только систематическая повседневная масштабная воинствующая массовая наступательная борьба прогрессивных сил, особенно ученых, при поддержке государственной власти, массовых негосударственных, в т. ч. политических организаций с клерикализацией общества, в т. ч. государства, с навязыванием различными влиятельными силами противоестественных интеграции религии с наукой, контроля религии над ней и даже противоестественного диалога религии с наукой может принести успех. Данная борьба предполагает такие ее формы, как научные исследования проблем научного мировоззрения, методологии, логики рационального познания, сущности религии и т. п., научная критика религии и клерикализма, научное просвещение населения, антиклерикальная пропаганда, организационно-практические антиклерикальные мероприятия, объединение антиклерикалов, поддержка государством антиклерикальной борьбы, укрепление социально-экономического и политического положения науки и ученых в обществе, вытеснение религиозных организаций и их служителей на их профессиональное рабочее место – в религиозные храмы и в иные религиозные места.
* * *
Религиозная вера как субъективная реальность – это интимное состояние мышления и чувств верующего человека. Поэтому лишь верующая личность в состоянии признать безусловно истинным и полезным то и только то религиозное вероучение, адептом которого она является, причем каждая верующая личность способна признать его таковым только для себя, но не для другого человека, хотя объявляет его таковым для всех людей. Всякое не только принуждение адептами религий неверующих к религиозной вере, но и убеждение их и даже намеки им в якобы абсолютной истинности их религиозного вероучения и в его будто бы полезности для них противоречит интимной природе этой идеологической, в том числе религиозной веры.
Конкретное религиозное учение – это категорический императив для его приверженца, который склонная к вере личность свободно выбирает сама для себя в качестве будто бы безусловной истины, которой она непреложно подчиняет сообразно канонам вероучения свои мысли, чувства, оценки и действия. Обретя веру путем свободного выбора, при следовании ей верующая личность ради подтверждения для себя своей веры обречена непрерывно воспроизводить свой выбор. Всякая помощь кого бы то ни было любому предрасположенному к идеологической вере индивиду при обретении им конкретной религиозной веры и при следовании ей является ограничением его свободы выбора веры, а значит, навязыванием ему конкретной веры. По своей интимной сущности религиозная вера – это раздельное, а не совместное идейное руководство верующих личностей. Применение религиозного вероучения в качестве проекта и регулятора социальных отношений противоречит интимной природе религиозной веры.
Стремление религиозных организаций влиять на обустройство общества и на управление им противоречит потребностям общественного прогресса, особенно потребностям недопущения религиозного контроля над государством и властью, над наукой и инженерией, над образованием и воспитанием, над общественным и индивидуальным сознанием, потребности использования науки и основанной на ней социальной инженерии в качестве главных идейных инструментов управления функционированием и развитием общества.
Правило социальной инженерии – если общество нуждается в перестройке, но вы не знаете точно, что и как в нем перестраивать, то перестраивайте то и так, что и как перестраивали те, у кого это хорошо получилось.
За счет неоправданного повышения с помощью государства или при его попустительстве социального статуса и влияния на государство и на все общество религий, их организаций и служителей культа неизбежно принижается социальный статус и влияние на общество, в том числе на государство науки и ученых, которые в развитых светских государствах являются существенными движителями общественного прогресса и в силу своей специфики ослабляют влияние религий и их организаций на жизнь общества, в том числе на государство, хотя и не уменьшают число религиозных верующих, если это искренние верующие, обладающие, обладающие идеологическим мышлением и склонные к религиозной вере. Но влияние конкретной религии на общество, в том числе на государство может быть обусловлено не только внешним ограничением, но и в том случае, если ее адепты (часть их или все) будут ее рассматривать как их личное дело, т. к. в этом случае они не будут пытаться обустраивать жизнь всех людей сообразно своему вероучению. Такая их позиция в виде «верю, но никому не мешаю!» в век научно-инженерной революции, когда наука стала непосредственной производительной силой, а религия вообще не способна быть ею, была бы разумной.
В чем нынче при расцвете науки и инженерии, в т. ч. социальной состоит движущая роль в социальном прогрессе религий? Как движут они прогресс таких жизненно важных факторов общества, как экономика, наука, техника, право, военное дело, государственные управление и строительство, управление бизнесом, освоение космоса, образование, медицина, инженерия, социальные отношения, социальная структура? Если от них есть польза для прогресса, то она столь малая, что может быть сделана без них, она намного меньше вреда от их вмешательства в обустройство общества и не сопоставима с положительным вкладом в общественный прогресс науки и ученых.
Научный и религиозный логико-методологический и гносеологический подходы к отражению мира, к его описанию и объяснению вообще несовместимые. Наука совсем не нуждается в религии. Даже нравственные ценности ученые способны вырабатывать сами. Так, этика ученого выработана и развивается самими учеными. Ученые вносят существенный вклад в разработку этики бизнеса, управленческой этики, экологической этики и др. Как только ученый становится искренним религиозным верующим, а такими становятся люди с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, он неизбежно отступает от принципа научной объективности, теряет качества ученого и деформирует научный подход, научное знание и научное познание в направлении приспособления их к обоснованию или демонстрации якобы истинности не мыслимых содержательно рациональным мышлением, которым руководствуется ученый, религиозных положений о будто бы существовании бесконечной основы мироздания и о ее якобы проявлении в конечных предметах как будто бы следствиях ее как абсолютной причины. Если приверженцы религий учитывать успехи науки, то они стремятся осуществлять мировоззренческое, методологическое и даже нравственное руководство наукой и учеными с позиции своей религии.
Обеспечение жизнеспособности человечества требует персонифицированной и адресной морали. Кто виновен, тот и отвечает, тот и искупает вину. Религии даже формально не заявляют о своей готовности отвечать за неуспехи и за вред от своих действий, уклоняются от ответственности за них, представляя себя всегда правыми и полезными индивидам, обществу, нации, государству, человечеству. С позиции социальной инженерии идеологии, к которым относится религия, люди и организации с таким типом поведения -- это ненадежный компонент устройства общества, на него опасно опираться в обеспечении жизнеспособности общества и человечества. Служителям религий и всем их адептам целесообразно изучить опыт высокого проявления светской морали во 2-й мировой войне (и не только) и не прославлять как высокий моральный подвиг самозаточение кого-то из истовых верующих во имя своей веры в яме, в монастыре, в ските и т. п. Это несравнимые деяния. Повышение жизнеспособности человечества как высшей ценности для людей, а также нации как основной на сегодня ячейки человечества, тянущей в будущее нить его жизни – вот их объективная цель и основа жизненной морали. А следование ей состоит не в молитвах и постах, не в богослужениях и проповедях, не в религиозном самопожертвовании, а в полезном участии в делах нации и человечества.
Строительство коммунизма в бывшем СССР потерпело поражение не из-за ограничения влияния религии на общество, а потому, что строили безгранично идеализированное совершенное, и значит, неосуществимое коммунистическое общество. Основанное же на идеологической вере в осуществимость неосуществимого стремление во что бы то ни стало воплотить в жизнь неосуществимое неизбежно обусловливает применение насилия над закономерно сопротивляющейся жизнью – над людьми, над обществом, над историческим процессом. Поскольку в основе всех религий лежат мысленные бесконечно идеализированные предметы (всемогущий бог и др.), которые вообще не мыслимые содержательно рациональным мышлением, то опирающееся на веру в якобы существование бесконечной целевой причины мироздания стремление во что бы то ни стало воплотить в жизнь религиозное обоснование человеческого бытия неизбежно обусловливает применение насилия над закономерно сопротивляющейся жизнью – над людьми, над обществом, над историческим процессом. Атеистическая философия марксизма, некорректно объявившая себя научной, с ее безгранично идеализирующей исторический процесс теорией, которая тоже является идеологией и основана на признании с помощью идеологической веры якобы существования объективных законов бесконечной материи как причины мироздания, якобы неизбежно обусловливающих развитие общества в направлении коммунизма, декларировала необходимость под ее методологическим руководством ориентацию общества на науку, без которой объективно невозможно повышение жизнеспособности человечества. А религии не ориентированы на науку как решающий фактор общественного прогресса и непосредственную производительную силу, которая опирается на рациональное мышление, признающее возможность существования только неидеализированных конечных предметов.
Если могущественный правитель государства обладает подлинной религиозной верой, то существует реальная опасность, что он во имя веры может пожертвовать и гражданами государства, и государством, и всем человечеством и даже может использовать ради нее оружие массового уничтожения, если оно есть. Ведь для искренне верующего его вера – это обладающая для него силой категорического повеления высшая, абсолютная ценность, которой ему надлежит неукоснительно следовать. Например, вдруг такому правителю почудится, будто бог поручил ему уничтожить источник зла в какой-нибудь точке планеты превентивным ядерным ударом. Если бы у истово верующей Жанны Д’Арк вместо меча была атомная бомба, то допускаю, что она могла бы рассматривать ее как божественное оружие возмездия. Полагаю, целесообразно в странах, обладающих оружием массового поражения (ОМП), максимально отдалять религии, их организации и их служителей от власти государства и от правителей, а также целесообразно создать надежные международные препоны обретению оружия массового поражения странами с теократией, т. к. религиозная вера может создать угрозу уничтожения с помощью него человечества. Вижу, правитель с истовой религиозной и любой идеологической верой опасен для своей страны и для других стран.
Религии не способны быть надежным руководством в обустройстве общественной жизни, в т. ч. и в принятии управленческих решений потому, что в основе религий лежит идея о якобы существовании бесконечной основы мироздания, которую наука, являющаяся высшей формой рационального познания, вообще не в состоянии соотнести с реальностью, поскольку рациональное мышление не способно ее содержательно мыслить, но которой религия объясняет конечные вещи, процессы, ситуации, действия, причины, напр., якобы все от бесконечного всемогущего бога.
Религиозные организации не в состоянии быть не только производителем научных знаний, но и эффективно выполнять роль нравственного наставника, которую они стремятся себе полностью присвоить. У всех религиозных организаций неизбежна двойная мораль. С одной стороны, есть та мораль, которую они хотят привить всему человечеству и которая сформулирована в их вероучениях. Во всех религиях есть нравственные нормы, во многих религиях присутствуют общечеловеческие нравственные нормы, отвечающие требованиям прогресса. Одни из них творцы конкретных религий создали сами, другие -- взяли из жизни, третьи -- перенесли из других религий, из философских учений, приспособив к своей фундаментальной идее о якобы существовании целевой бесконечной основы мира. Однако поскольку эти моральные нормы обосновываются идеей бесконечной основы мира, то рационалисты не в состоянии их непосредственно взять из религии. В то же время есть корпоративная мораль религиозных организаций, направленная на обеспечение их жизнедеятельности. Корпоративная мораль – это неизбежный компонент любой организации и предназначена для обеспечения ее целостности и жизнеспособности. С религиозно-корпоративной точки зрения нравственно то, что способствует существованию данного религиозного вероучения и его религиозной организации, что полезно им, а безнравственно то, что вредит им. Нередки ситуации, когда общечеловеческие нормы морали, содержащиеся в конкретных религиозных вероучениях, вступают в конфликт с корпоративной моралью их религиозной организации. При таком конфликте служители культа предпочитают отдавать приоритет корпоративной морали своей религии, подрывая этим предназначенные для всеобщего использования моральные принципы своей религии. Так, любая церковь, в т. ч. христианская одобряет принесение ее адептами в жертву своей жизни ради своей веры. А, напр., христианская заповедь «не убий» не может не включать требование к верующему не убивать и себя, в т. ч. сознательным принесением в жертву своей жизни ради своей веры. Корыстные интересы многих служителей культа и рядовых верующих конкретных религий тоже нередко вступают в конфликт с высокой моралью религий, если она в них есть, и подрывают моральный авторитет этих религий и их религиозных организаций как претендентов на роль единственно правильных создателей, хранителей и проводников высокой морали.
Религии и их организации не годятся также на роль эффективных социальных объединителей. Каждая религия, объединяя единоверцев, разъединяет людей разной религиозной веры и вообще разных мировоззрений. Ведь каждая религия и ее организация категорически считают именно свое вероучение единственно истинным. По этой причине единая религия невозможна. Но невозможно также всех людей обратить в религиозную веру. Всегда рождается много людей, расположенных как к идеологической вере в существование бесконечных первооснов мироздания, так и к рациональному мышлению. Среди личностей, расположенных к идеологической вере, есть адепты религий и атеисты, например, многие философы, признающие якобы существование небожественной бесконечной основы мира. Религии не способны обеспечить преодоление глубоких социальных противоречий в обществе. Они не годятся на роль социальных объединителей также потому, что задают людям основанные на вере в якобы существование бесконечной целевой основы мира (бога и др.) идейные ориентиры, содержательно не мыслимые рациональным мышлением. Тот, кто следует таким ориентирам и тем более жертвует во имя них своими судьбой, жизнью, не ценит себя. Безответственной является власть, использующая для организации социальной жизни религиозные идеи. Если же власть намеренно использует религии для обмана людей в желаемом ей направлении, в т. ч. и для того, чтобы держать их в подчинении, то это еще и циничная власть.
Основное предназначение государства состоит в содействии обеспечению жизнеспособности наций и человечества. Главными в этом обеспечении являются ученые, инженеры, врачи, педагоги, творцы искусства, организаторы, производители материальных благ, а не создатели и проповедники религиозных учений. Профессиональное рабочее место священнослужителей – храм. Наука и инженерия – вот главные идейные опоры эффективного управления прогрессом государства, общества, личности, нации, человечества. Власть, которая в эпоху научно-инженерной революции не опирается на науку, в т. ч. на фундаментальную социологическую теорию и на сильных теоретиков-социологов, а также на основанную на науке социальную инженерию, не внушает доверия.
19. 09. 2007
См. по теме также работы автора: Антонюк Георгий. Рациональное государство и религия // Kreml.org, 28. 10. 03, Demiurgos.communityhost.ru, 9. 09. 07; Он же. Строительство «симфонии» Русской православной церкви и государственной диктатуры // Kreml.org, 1. 12. 03, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм (правителям государств на заметку) // Kreml.org, 1. 03. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 19. 08. 07; Он же. Религия и психотерапия // Kreml.org, 28. 06. 05, Demiurgos.communityhost.ru, 24. 08. 07, SciTecLibrery.ru, 25. 08. 07; Он же. Религия, российское государство и президент России // Kreml. org, 20. 07. 05, Demiurgos.communityhost.ru, 10. 09. 07; Он же. Религия и рационализм в управлении государством и жизнеспособность человечества // Kreml.org, 11. 10. 05, Lebedev.ru, 4. 09. 06; Он же. Религиозная вера и политика // Expertby.org, 8. 05. 07, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 07; Он же. Религиозный гегемонизм, политика и общественный прогресс (доли религии, науки, Путина и олигархов в управлении Россией) // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 06. 07, Kasparov.ru, 24. 06. 07; Он же. Русская православная церковь, атомная бомба и нанотехнологии (вниманию ученых и правителей России и Нероссий) // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 08. 07, Kasparov.ru, 2. 08. 07, Lebedev.ru, 3. 08. 07, SciTecLibrery.ru, 3. 08. 07; Lib.mexmat.ru, 11. 09. 07; Он же. Кризис идейного обновления Русской православной церкви и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07, Lib.mexmat.ru, 15. 09. 07; Он же. Логические особенности религии и рационализма, их значение для управления государством // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 07; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 07; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 07.
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.sosbb.ru; ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.
Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).
КЛЕРИКАЛИЗМ, ГОСУДАРСТВО И НАУКА
«Клерикализм – вот враг». Это образное выражение Леона Гамбетты (Gambetta), видного политического деятеля Франции, активно боровшегося в 70-х годах XIX в. с клерикализмом, стало крылатым. Оно очень точно отражает реальную опасность вмешательства религии и служителей церкви, руководствующихся как якобы безусловной истиной содержательно не мыслимыми рациональным мышлением идеями о будто бы существовании бесконечной целевой основы мира, якобы детерминирующей существование конечных явлений, в жизненно важные для существования наций и всего человечества области общественной жизни, в т. ч. в государственное управление, в науку. Рациональное мышление признает возможность осуществимости только конечных предметов, причин и следствий и потому оно не способно содержательно мыслить идею бесконечного, оно способно создавать безотносительно к реальности понятие бесконечного лишь формально-логически как бессодержательную противоположность понятия конечного. Разве не опасно, не безответственно и не безрассудно руководствоваться идеями, которые опирающееся в своих доказательствах на конечную практику рациональное мышление не способно содержательно мыслить, в научном познании, в распоряжении судьбами людей, в управлении государством и производством, в воспитании, в образовании, в хирургических операциях, в обустройстве прогрессивных общественных отношений, в лечении психических заболеваний, в ловле шпионов, в борьбе с террористами, в войне с внешним врагом, в ликвидации катастроф и в целом в обеспечении жизнеспособности наций и всего человечества?
Клерикализм (ср.-лат. clericalis церковный) – это усиление влияния религии, ее организаций, служителей культов и в целом ее адептов в общественной жизни, в том числе в экономической, духовной и политической, включая государственную, это установление обосновываемого проводниками клерикализма безгранично высокими мотивами, как они их понимают, в качестве абсолютно необходимого идеологического, а через него неизбежно и практического контроля религии над государством и над всем обществом, это формирование в государстве и в целом в обществе черт теократии, т. е. власти служителей религий и в целом адептов религиозной веры как разновидности идеологократии. Клерикализм -- это также политическое, нравственное, а в определенной мере и экономическое направления общественных действий, ориентированные на усиление влияния религии на общество. Клерикализм очень негативно воздействует на прогресс общественных отношений, государства, научного познания, на духовно-творческое развитие личности, научных знаний и познания.
Клерикализм подавляет интеллектуальную свободу и критический взгляд на мир, без которых невозможны ни полноценное научное познание, ни эффективное формирование в массовом масштабе творческих людей, ни становление массового интеллектуализированного труда как необходимых условий прогресса в современную эпоху. Ведь религиозная вера категорически запрещает адептам религий критику основных положений своих вероучений и сомнение в них. Вера в религии и вообще в идеологии, разновидностью которой является религия, категорически предписывает видеть мир, объяснять и оценивать его, относиться к нему так и только так, как предписано в канонах вероучения. А полное или неполное несогласие приверженцев конкретных религий с частью их основных положений нередко враждебно оценивается теми их адептами (кроме, возможно, адептов индуизма, который не имеет единой доктрины и фактически является эклектичной религией), которые категорически признают положения своих религий истинными во всей их полноте, как опасный раскол внутри их религий, как подрыв устоев их религий, как вредная ересь. Яркий пример такой враждебности к еретику – это одобрение искренними адептами иудаизма казни как еретика бывшего единоверца Христа, который творчески преобразовал иудаизм, создав этим новую религию. Потому религиозная и в целом идеологическая вера в конечном счете тоталитарная и ограничивает интеллектуальную свободу верующей личности, в одной религии больше, в другой меньше. Адепт религиозной и в целом идеологической веры есть ее духовный раб. А если конкретная религия имеет доступ к влиянию на рычаги государственной власти, то она непременно использует их для навязывания с помощью власти своего отношения к миру и своего отношения к себе тем гражданам, которые не являются ее адептами. Использование идеологией, в т. ч. религией обретенной власти государства для усиления своего влияния на людей, на государство и в целом на общество и для ослабления противодействия ей – это закон идеологии.
Все жизнеспособные религии и религиозные организации, а значит, и их адепты активно стремятся распространить свое влияние на людей с целью обретения как можно большего числа искренних приверженцев. Ведь всякая религия ориентирована на прямое управление людьми с помощью принимаемых ее адептами на веру ее идей.
Некоторые адепты религий в целях продвижения влияния на общество своей религии зачастую используют средства, противоречащие принятым правовым законам и провозглашаемым их религиями нормам морали. Но все осуществляющие клерикализацию общества религии проводят свою клерикальную деятельность активно, наступательно. Поэтому противодействие клерикализации не может быть эффективным, если оно не массовое, носит характер кампанейщины, т. е. ведется от случая к случаю, если оно беззубое и не является воинствующим, наступательным.
Только систематическая повседневная масштабная воинствующая массовая наступательная борьба прогрессивных сил, особенно ученых, при поддержке государственной власти, массовых негосударственных, в т. ч. политических организаций с клерикализацией общества, в т. ч. государства, с навязыванием различными влиятельными силами противоестественных интеграции религии с наукой, контроля религии над ней и даже противоестественного диалога религии с наукой может принести успех. Данная борьба предполагает такие ее формы, как научные исследования проблем научного мировоззрения, методологии, логики рационального познания, сущности религии и т. п., научная критика религии и клерикализма, научное просвещение населения, антиклерикальная пропаганда, организационно-практические антиклерикальные мероприятия, объединение антиклерикалов, поддержка государством антиклерикальной борьбы, укрепление социально-экономического и политического положения науки и ученых в обществе, вытеснение религиозных организаций и их служителей на их профессиональное рабочее место – в религиозные храмы и в иные религиозные места.
* * *
Религиозная вера как субъективная реальность – это интимное состояние мышления и чувств верующего человека. Поэтому лишь верующая личность в состоянии признать безусловно истинным и полезным то и только то религиозное вероучение, адептом которого она является, причем каждая верующая личность способна признать его таковым только для себя, но не для другого человека, хотя объявляет его таковым для всех людей. Всякое не только принуждение адептами религий неверующих к религиозной вере, но и убеждение их и даже намеки им в якобы абсолютной истинности их религиозного вероучения и в его будто бы полезности для них противоречит интимной природе этой идеологической, в том числе религиозной веры.
Конкретное религиозное учение – это категорический императив для его приверженца, который склонная к вере личность свободно выбирает сама для себя в качестве будто бы безусловной истины, которой она непреложно подчиняет сообразно канонам вероучения свои мысли, чувства, оценки и действия. Обретя веру путем свободного выбора, при следовании ей верующая личность ради подтверждения для себя своей веры обречена непрерывно воспроизводить свой выбор. Всякая помощь кого бы то ни было любому предрасположенному к идеологической вере индивиду при обретении им конкретной религиозной веры и при следовании ей является ограничением его свободы выбора веры, а значит, навязыванием ему конкретной веры. По своей интимной сущности религиозная вера – это раздельное, а не совместное идейное руководство верующих личностей. Применение религиозного вероучения в качестве проекта и регулятора социальных отношений противоречит интимной природе религиозной веры.
Стремление религиозных организаций влиять на обустройство общества и на управление им противоречит потребностям общественного прогресса, особенно потребностям недопущения религиозного контроля над государством и властью, над наукой и инженерией, над образованием и воспитанием, над общественным и индивидуальным сознанием, потребности использования науки и основанной на ней социальной инженерии в качестве главных идейных инструментов управления функционированием и развитием общества.
Правило социальной инженерии – если общество нуждается в перестройке, но вы не знаете точно, что и как в нем перестраивать, то перестраивайте то и так, что и как перестраивали те, у кого это хорошо получилось.
За счет неоправданного повышения с помощью государства или при его попустительстве социального статуса и влияния на государство и на все общество религий, их организаций и служителей культа неизбежно принижается социальный статус и влияние на общество, в том числе на государство науки и ученых, которые в развитых светских государствах являются существенными движителями общественного прогресса и в силу своей специфики ослабляют влияние религий и их организаций на жизнь общества, в том числе на государство, хотя и не уменьшают число религиозных верующих, если это искренние верующие, обладающие, обладающие идеологическим мышлением и склонные к религиозной вере. Но влияние конкретной религии на общество, в том числе на государство может быть обусловлено не только внешним ограничением, но и в том случае, если ее адепты (часть их или все) будут ее рассматривать как их личное дело, т. к. в этом случае они не будут пытаться обустраивать жизнь всех людей сообразно своему вероучению. Такая их позиция в виде «верю, но никому не мешаю!» в век научно-инженерной революции, когда наука стала непосредственной производительной силой, а религия вообще не способна быть ею, была бы разумной.
В чем нынче при расцвете науки и инженерии, в т. ч. социальной состоит движущая роль в социальном прогрессе религий? Как движут они прогресс таких жизненно важных факторов общества, как экономика, наука, техника, право, военное дело, государственные управление и строительство, управление бизнесом, освоение космоса, образование, медицина, инженерия, социальные отношения, социальная структура? Если от них есть польза для прогресса, то она столь малая, что может быть сделана без них, она намного меньше вреда от их вмешательства в обустройство общества и не сопоставима с положительным вкладом в общественный прогресс науки и ученых.
Научный и религиозный логико-методологический и гносеологический подходы к отражению мира, к его описанию и объяснению вообще несовместимые. Наука совсем не нуждается в религии. Даже нравственные ценности ученые способны вырабатывать сами. Так, этика ученого выработана и развивается самими учеными. Ученые вносят существенный вклад в разработку этики бизнеса, управленческой этики, экологической этики и др. Как только ученый становится искренним религиозным верующим, а такими становятся люди с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, он неизбежно отступает от принципа научной объективности, теряет качества ученого и деформирует научный подход, научное знание и научное познание в направлении приспособления их к обоснованию или демонстрации якобы истинности не мыслимых содержательно рациональным мышлением, которым руководствуется ученый, религиозных положений о будто бы существовании бесконечной основы мироздания и о ее якобы проявлении в конечных предметах как будто бы следствиях ее как абсолютной причины. Если приверженцы религий учитывать успехи науки, то они стремятся осуществлять мировоззренческое, методологическое и даже нравственное руководство наукой и учеными с позиции своей религии.
Обеспечение жизнеспособности человечества требует персонифицированной и адресной морали. Кто виновен, тот и отвечает, тот и искупает вину. Религии даже формально не заявляют о своей готовности отвечать за неуспехи и за вред от своих действий, уклоняются от ответственности за них, представляя себя всегда правыми и полезными индивидам, обществу, нации, государству, человечеству. С позиции социальной инженерии идеологии, к которым относится религия, люди и организации с таким типом поведения -- это ненадежный компонент устройства общества, на него опасно опираться в обеспечении жизнеспособности общества и человечества. Служителям религий и всем их адептам целесообразно изучить опыт высокого проявления светской морали во 2-й мировой войне (и не только) и не прославлять как высокий моральный подвиг самозаточение кого-то из истовых верующих во имя своей веры в яме, в монастыре, в ските и т. п. Это несравнимые деяния. Повышение жизнеспособности человечества как высшей ценности для людей, а также нации как основной на сегодня ячейки человечества, тянущей в будущее нить его жизни – вот их объективная цель и основа жизненной морали. А следование ей состоит не в молитвах и постах, не в богослужениях и проповедях, не в религиозном самопожертвовании, а в полезном участии в делах нации и человечества.
Строительство коммунизма в бывшем СССР потерпело поражение не из-за ограничения влияния религии на общество, а потому, что строили безгранично идеализированное совершенное, и значит, неосуществимое коммунистическое общество. Основанное же на идеологической вере в осуществимость неосуществимого стремление во что бы то ни стало воплотить в жизнь неосуществимое неизбежно обусловливает применение насилия над закономерно сопротивляющейся жизнью – над людьми, над обществом, над историческим процессом. Поскольку в основе всех религий лежат мысленные бесконечно идеализированные предметы (всемогущий бог и др.), которые вообще не мыслимые содержательно рациональным мышлением, то опирающееся на веру в якобы существование бесконечной целевой причины мироздания стремление во что бы то ни стало воплотить в жизнь религиозное обоснование человеческого бытия неизбежно обусловливает применение насилия над закономерно сопротивляющейся жизнью – над людьми, над обществом, над историческим процессом. Атеистическая философия марксизма, некорректно объявившая себя научной, с ее безгранично идеализирующей исторический процесс теорией, которая тоже является идеологией и основана на признании с помощью идеологической веры якобы существования объективных законов бесконечной материи как причины мироздания, якобы неизбежно обусловливающих развитие общества в направлении коммунизма, декларировала необходимость под ее методологическим руководством ориентацию общества на науку, без которой объективно невозможно повышение жизнеспособности человечества. А религии не ориентированы на науку как решающий фактор общественного прогресса и непосредственную производительную силу, которая опирается на рациональное мышление, признающее возможность существования только неидеализированных конечных предметов.
Если могущественный правитель государства обладает подлинной религиозной верой, то существует реальная опасность, что он во имя веры может пожертвовать и гражданами государства, и государством, и всем человечеством и даже может использовать ради нее оружие массового уничтожения, если оно есть. Ведь для искренне верующего его вера – это обладающая для него силой категорического повеления высшая, абсолютная ценность, которой ему надлежит неукоснительно следовать. Например, вдруг такому правителю почудится, будто бог поручил ему уничтожить источник зла в какой-нибудь точке планеты превентивным ядерным ударом. Если бы у истово верующей Жанны Д’Арк вместо меча была атомная бомба, то допускаю, что она могла бы рассматривать ее как божественное оружие возмездия. Полагаю, целесообразно в странах, обладающих оружием массового поражения (ОМП), максимально отдалять религии, их организации и их служителей от власти государства и от правителей, а также целесообразно создать надежные международные препоны обретению оружия массового поражения странами с теократией, т. к. религиозная вера может создать угрозу уничтожения с помощью него человечества. Вижу, правитель с истовой религиозной и любой идеологической верой опасен для своей страны и для других стран.
Религии не способны быть надежным руководством в обустройстве общественной жизни, в т. ч. и в принятии управленческих решений потому, что в основе религий лежит идея о якобы существовании бесконечной основы мироздания, которую наука, являющаяся высшей формой рационального познания, вообще не в состоянии соотнести с реальностью, поскольку рациональное мышление не способно ее содержательно мыслить, но которой религия объясняет конечные вещи, процессы, ситуации, действия, причины, напр., якобы все от бесконечного всемогущего бога.
Религиозные организации не в состоянии быть не только производителем научных знаний, но и эффективно выполнять роль нравственного наставника, которую они стремятся себе полностью присвоить. У всех религиозных организаций неизбежна двойная мораль. С одной стороны, есть та мораль, которую они хотят привить всему человечеству и которая сформулирована в их вероучениях. Во всех религиях есть нравственные нормы, во многих религиях присутствуют общечеловеческие нравственные нормы, отвечающие требованиям прогресса. Одни из них творцы конкретных религий создали сами, другие -- взяли из жизни, третьи -- перенесли из других религий, из философских учений, приспособив к своей фундаментальной идее о якобы существовании целевой бесконечной основы мира. Однако поскольку эти моральные нормы обосновываются идеей бесконечной основы мира, то рационалисты не в состоянии их непосредственно взять из религии. В то же время есть корпоративная мораль религиозных организаций, направленная на обеспечение их жизнедеятельности. Корпоративная мораль – это неизбежный компонент любой организации и предназначена для обеспечения ее целостности и жизнеспособности. С религиозно-корпоративной точки зрения нравственно то, что способствует существованию данного религиозного вероучения и его религиозной организации, что полезно им, а безнравственно то, что вредит им. Нередки ситуации, когда общечеловеческие нормы морали, содержащиеся в конкретных религиозных вероучениях, вступают в конфликт с корпоративной моралью их религиозной организации. При таком конфликте служители культа предпочитают отдавать приоритет корпоративной морали своей религии, подрывая этим предназначенные для всеобщего использования моральные принципы своей религии. Так, любая церковь, в т. ч. христианская одобряет принесение ее адептами в жертву своей жизни ради своей веры. А, напр., христианская заповедь «не убий» не может не включать требование к верующему не убивать и себя, в т. ч. сознательным принесением в жертву своей жизни ради своей веры. Корыстные интересы многих служителей культа и рядовых верующих конкретных религий тоже нередко вступают в конфликт с высокой моралью религий, если она в них есть, и подрывают моральный авторитет этих религий и их религиозных организаций как претендентов на роль единственно правильных создателей, хранителей и проводников высокой морали.
Религии и их организации не годятся также на роль эффективных социальных объединителей. Каждая религия, объединяя единоверцев, разъединяет людей разной религиозной веры и вообще разных мировоззрений. Ведь каждая религия и ее организация категорически считают именно свое вероучение единственно истинным. По этой причине единая религия невозможна. Но невозможно также всех людей обратить в религиозную веру. Всегда рождается много людей, расположенных как к идеологической вере в существование бесконечных первооснов мироздания, так и к рациональному мышлению. Среди личностей, расположенных к идеологической вере, есть адепты религий и атеисты, например, многие философы, признающие якобы существование небожественной бесконечной основы мира. Религии не способны обеспечить преодоление глубоких социальных противоречий в обществе. Они не годятся на роль социальных объединителей также потому, что задают людям основанные на вере в якобы существование бесконечной целевой основы мира (бога и др.) идейные ориентиры, содержательно не мыслимые рациональным мышлением. Тот, кто следует таким ориентирам и тем более жертвует во имя них своими судьбой, жизнью, не ценит себя. Безответственной является власть, использующая для организации социальной жизни религиозные идеи. Если же власть намеренно использует религии для обмана людей в желаемом ей направлении, в т. ч. и для того, чтобы держать их в подчинении, то это еще и циничная власть.
Основное предназначение государства состоит в содействии обеспечению жизнеспособности наций и человечества. Главными в этом обеспечении являются ученые, инженеры, врачи, педагоги, творцы искусства, организаторы, производители материальных благ, а не создатели и проповедники религиозных учений. Профессиональное рабочее место священнослужителей – храм. Наука и инженерия – вот главные идейные опоры эффективного управления прогрессом государства, общества, личности, нации, человечества. Власть, которая в эпоху научно-инженерной революции не опирается на науку, в т. ч. на фундаментальную социологическую теорию и на сильных теоретиков-социологов, а также на основанную на науке социальную инженерию, не внушает доверия.
19. 09. 2007
См. по теме также работы автора: Антонюк Георгий. Рациональное государство и религия // Kreml.org, 28. 10. 03, Demiurgos.communityhost.ru, 9. 09. 07; Он же. Строительство «симфонии» Русской православной церкви и государственной диктатуры // Kreml.org, 1. 12. 03, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм (правителям государств на заметку) // Kreml.org, 1. 03. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 19. 08. 07; Он же. Религия и психотерапия // Kreml.org, 28. 06. 05, Demiurgos.communityhost.ru, 24. 08. 07, SciTecLibrery.ru, 25. 08. 07; Он же. Религия, российское государство и президент России // Kreml. org, 20. 07. 05, Demiurgos.communityhost.ru, 10. 09. 07; Он же. Религия и рационализм в управлении государством и жизнеспособность человечества // Kreml.org, 11. 10. 05, Lebedev.ru, 4. 09. 06; Он же. Религиозная вера и политика // Expertby.org, 8. 05. 07, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 07; Он же. Религиозный гегемонизм, политика и общественный прогресс (доли религии, науки, Путина и олигархов в управлении Россией) // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 06. 07, Kasparov.ru, 24. 06. 07; Он же. Русская православная церковь, атомная бомба и нанотехнологии (вниманию ученых и правителей России и Нероссий) // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 08. 07, Kasparov.ru, 2. 08. 07, Lebedev.ru, 3. 08. 07, SciTecLibrery.ru, 3. 08. 07; Lib.mexmat.ru, 11. 09. 07; Он же. Кризис идейного обновления Русской православной церкви и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07, Lib.mexmat.ru, 15. 09. 07; Он же. Логические особенности религии и рационализма, их значение для управления государством // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 07; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 07; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 07.
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.sosbb.ru; ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.
Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).
Последний раз редактировалось: Admin (Чт Дек 26, 2019 1:20 pm), всего редактировалось 3 раз(а)
Похожие темы
» КРИЗИС ИДЕЙНОГО ОБНОВЛЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И НАУКА
» РАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ
» РЕЛИГИЯ, РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ
» ПРАВИТЕЛЬ, ИДЕОЛОГИЯ, РАЦИОНАЛИЗМ И НАУКА
» НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ И ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИДЕАЛИЗАЦИИ И ИДЕАЛИЗИРОВАННОГО ПРЕДМЕТА
» РАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ
» РЕЛИГИЯ, РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ
» ПРАВИТЕЛЬ, ИДЕОЛОГИЯ, РАЦИОНАЛИЗМ И НАУКА
» НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ И ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИДЕАЛИЗАЦИИ И ИДЕАЛИЗИРОВАННОГО ПРЕДМЕТА
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|