БЕЛОРУССИЯНЕ
ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ :: МИРОПОНИМАНИЕ :: ЭТНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Страница 1 из 1
БЕЛОРУССИЯНЕ
Г. А. АНТОНЮК
БЕЛОРУССИЯНЕ
Когда библейский Моисей задумал объединить в одно государство много еврейских племен, каждое из которых имело свои этноцентристские мораль и языческие божества, он поступил очень мудро. Использование для сплочения племен морали и политеистической религии с божествами одного племени неизбежно посеяло бы раздор с другими племенами. Связать же воедино несовместимые этноцентристские ценности всех племен было невозможно. Поэтому он создал новые надплеменные объединительные идеи единой монотеистической религии с единым человекоподобным богом и единого еврейского народа, по отношению к которым все еврейские племена уравнивались. Сорок лет водил Моисей еврейские племена по пустыне, умеряя их этноцентризм и сплачивая евреев.
Обретение Беларусью независимости сделало актуальным порождение из многоэтнического, а также деэтнизированного (утратившего этнические признаки) ее населения единой нации с общими чертами, все члены которой обладали бы равными правами в государстве и осознавали бы себя равными. Белоруссиянин, белоруссиянка (белорусеец, белорусейка) -- это возможные, но пока не получившие распространения самоназвание и название граждан Беларуси, независимо от их этнической принадлежности. Но это еще и возможные самоназвание граждан, осознающих себя членами будущей единой многоэтнической нации Беларуси, если она состоится, и название тех, кто отнесет себя к этой нации. Может быть, в перспективе у большинства граждан исчезнет различие между самосознанием гражданина Беларуси и члена нации белоруссиян.
Сегодня нация – это исторически необходимая форма жизни народов, человечества, объединения разных этносов, продолжения человеческого рода, сплочения граждан и реализации их интересов, а также исходный пункт интеграции народов в единое общемировое сообщество. Если этнос (национальность) ведет начало главным образом от родо-племенных сообществ и обладает коллективным самосознанием кровного родства, то нация – это объединение только граждан государства, для которых не обязательно кровно-этническое родство. Хотя при этом не все граждане могут осознавать себя членами нации и фактически принадлежать к ней (напр., недавно принятые в гражданство или маргиналы). Нацию интегрируют наряду с общими национальными самосознанием, культурой, менталитетом, складом характера, исторической судьбой, жизненными ценностями, языком, характерными и для этноса, также общие территория, государство, хозяйственная жизнь, которые у этносов могут отсутствовать.
Сегодня нет одноэтнических государств. В каждом длительно существующем правовом государстве практически все его многоэтнические граждане образуют единую нацию. Так, белорусы, являющиеся гражданами США, принадлежат к белорусскому этносу, но относятся к нации США. Но и в многоэтнической Беларуси белорусы – это этнос, хотя и коренной и самый многочисленный, но часть всего ее народа, а не нация, поскольку они не имеют в ней (а по объективным причинам и не смогут иметь) исключительно белорусские государство, экономику и другие качества, присущие нации. Обычно корень самоназвания нации – это самоназвание государства. Одноэтническая нация в условиях полноценной демократии, тесных связей демократического государства с мировым сообществом, стимулирующих мощные миграционные процессы, вообще невозможна. Попытки создания одноэтнических нации и государства неизбежно потребуют предотвращения принятия в гражданство иноплеменников, изгнания или уничтожения иноплеменных граждан, ограничения межэтнических браков либо иного ущемления прав человека. Такие попытки предпринимались в фашистской Германии, в конце XX ст. в Руанде, Бурунди, на Балканах.
За малый срок независимости в Беларуси не успела сложиться из всех или большинства ее граждан единая многоэтническая нация белоруссиян с развитым национальным самосознанием. Население Беларуси – это психологически разобщенный конгломерат. Большое число ее многоэтнических граждан, в том числе белорусов, чувствуют свою этническую ущемленность, не обладают сознанием и чувством исторического, культурного, гражданского родства со всем народом Беларуси и ответственности за его жизнеспособность. Многие все еще считают себя гражданами бывшего СССР, иные озабочены проблемами только своего этноса или только личными интересами. Поэтому такие граждане не в состоянии ответственно принимать в соответствии с критериями обеспечения жизнеспособности единой многоэтнической нации судьбоносные решения о выборе ее союзников, руководства страны, путей ее развития, заботиться о ее процветании, поступаться своими интересами ради всего многоэтнического народа Беларуси.
Сейчас никто не сплачивает многоэтническое население Беларуси в единую многоэтническую нацию, не формирует у граждан разной этнической принадлежности сознание единства друг с другом, не обустраивает общество в направлении строительства такой нации. Без обустройства Беларуси как общеэтнического Отечества, где будут учтены также особые интересы каждой его этнической общности и право каждого на выбор своей этнической принадлежности, и без превращения всех ее граждан в равноправных соотечественников невозможно создать отвечающую международным стандартам прав человека и столбовому пути прогресса человечества единую многоэтническую нацию Беларуси. Ради сплочения в нацию белоруссиян каждому гражданину Беларуси, каждой ее этнической общности (белорусам, евреям, западным полешукам, литовцам, полякам, русским, татарам, украинцам и др.) придется поступиться частью своих эгоизма и этноцентризма. Беларусь стоит сейчас перед историческим выбором своей судьбы.
Идущие интеграция человечества и интенсивная межгосударственная миграция, многоэтнический состав Беларуси не позволят создать в ней единую нацию на основе русификации нерусского населения, или белорусизации небелорусов, или превращения только белорусов в государственнообразующий этнос. Попытки же такого создания неизбежно ущемят права человека нерусских или небелорусов и приведут к межэтнической конфронтации. Если для создания единой нации Беларуси сложатся подходящие условия, то это будет многоэтническая, а отчасти и надэтническая нация белоруссиян. Ее члены будут обладать равными правами, осознавать себя равноправными гражданами, рассматривать интересы своих государства и нации как высшие (но не исключительные) по сравнению с интересами других государств и наций, будут готовы подчинять свои интересы целям жизнеобеспечения всей нации. В ней проявится тенденция к ведущей роли белорусского и русского этнических факторов. Их соотношение во многом способно зависеть от направленности политики государства. Видится разумным существенное повышение роли белорусского этноса в обществе по сравнению с нынешней и превращение его в лидера в строительстве на основе прав человека, общечеловеческих ценностей, передовых достижений мировой культуры и общественного прогресса многоэтнической нации белоруссиян с общими для нее чертами самосознания, культуры, жизненных ценностей и др., в которой также будут оптимально учтены особые интересы и ценности всех этнических общностей и деэтнизированных граждан. Но чтобы стать лидером в объединении всех граждан в единую нацию белоруссиян, справиться с этой ролью, белорусам придется в массовом порядке выйти на передовые рубежи в общечеловеческой культуре, в науке, технике, экономике и др. Только так они смогут эффективно выполнить функцию общенационального лидера и объединителя, а не государственным закреплением своего привилегированного положения в обществе. Последний путь не требует от лидера работы над собой, но он ведет не к объединению всех граждан на основе передовых ценностей цивилизации, а к конфронтации с небелорусами за свои привилегии.
Необходимое условие формирования наций – это самостоятельная жизнь народа в условиях длительной государственной независимости. Для формирования нации белоруссиян жизненно необходимо независимое национально ориентированное государство. Патриотам-белорусам важно учесть, что в Беларуси не только среди белорусов, но и среди небелорусов и деэтнизированных граждан есть немало патриотов, искренне желающих ей независимости. Поэтому с их стороны будет разумным не монополизировать патриотизм, а сотрудничать с патриотами-небелорусами как с равными партнерами по обустройству общего независимого Отечества. Беларусь должна равно принадлежать каждому ее гражданину. Только такой подход соответствует международно-правовым нормативам прав человека.
Опубликовано: Антонюк Г. А. Белоруссияне. // «Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития». Материалы международной научной конференции 26-27 ноября 2003 г. // Гродно, 2003. С. 295—299.
Автор внес в первоначальный опубликованный текст некоторые уточнения.
См. также работы автора по проблеме создания единой многоэтнической нации Беларуси:
1. Антонюк Г. А. О формировании многоэтнической единой нации Беларуси // Минск, «Збудiнне», 1992, № 22;
2. Антонюк Г. А. О создании интернационального государства Беларусь // Минск, «Збудiнне», 1993, №№ 1—2;
3. Антонюк Г. А. Нация Беларуси // «Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе». Материалы международной научной конференции 16 – 18 ноября 1999 года, Гродно. // Гродно, 2000;
4. Антонюк Г. А. Национальная идея // «Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе». Материалы международной научной конференции 16 – 18 ноября 1999 года, Гродно. // Гродно, 2000.
5. Антонюк Г. А. Белорусы и лидерство в создании многоэтнической нации Беларуси // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 2007.
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
Адрес текста: Форум Антонюк Георгий. Философия и наука: миропонимание: https://demiurgos.forum2x2.ru.
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).
БЕЛОРУССИЯНЕ
Когда библейский Моисей задумал объединить в одно государство много еврейских племен, каждое из которых имело свои этноцентристские мораль и языческие божества, он поступил очень мудро. Использование для сплочения племен морали и политеистической религии с божествами одного племени неизбежно посеяло бы раздор с другими племенами. Связать же воедино несовместимые этноцентристские ценности всех племен было невозможно. Поэтому он создал новые надплеменные объединительные идеи единой монотеистической религии с единым человекоподобным богом и единого еврейского народа, по отношению к которым все еврейские племена уравнивались. Сорок лет водил Моисей еврейские племена по пустыне, умеряя их этноцентризм и сплачивая евреев.
Обретение Беларусью независимости сделало актуальным порождение из многоэтнического, а также деэтнизированного (утратившего этнические признаки) ее населения единой нации с общими чертами, все члены которой обладали бы равными правами в государстве и осознавали бы себя равными. Белоруссиянин, белоруссиянка (белорусеец, белорусейка) -- это возможные, но пока не получившие распространения самоназвание и название граждан Беларуси, независимо от их этнической принадлежности. Но это еще и возможные самоназвание граждан, осознающих себя членами будущей единой многоэтнической нации Беларуси, если она состоится, и название тех, кто отнесет себя к этой нации. Может быть, в перспективе у большинства граждан исчезнет различие между самосознанием гражданина Беларуси и члена нации белоруссиян.
Сегодня нация – это исторически необходимая форма жизни народов, человечества, объединения разных этносов, продолжения человеческого рода, сплочения граждан и реализации их интересов, а также исходный пункт интеграции народов в единое общемировое сообщество. Если этнос (национальность) ведет начало главным образом от родо-племенных сообществ и обладает коллективным самосознанием кровного родства, то нация – это объединение только граждан государства, для которых не обязательно кровно-этническое родство. Хотя при этом не все граждане могут осознавать себя членами нации и фактически принадлежать к ней (напр., недавно принятые в гражданство или маргиналы). Нацию интегрируют наряду с общими национальными самосознанием, культурой, менталитетом, складом характера, исторической судьбой, жизненными ценностями, языком, характерными и для этноса, также общие территория, государство, хозяйственная жизнь, которые у этносов могут отсутствовать.
Сегодня нет одноэтнических государств. В каждом длительно существующем правовом государстве практически все его многоэтнические граждане образуют единую нацию. Так, белорусы, являющиеся гражданами США, принадлежат к белорусскому этносу, но относятся к нации США. Но и в многоэтнической Беларуси белорусы – это этнос, хотя и коренной и самый многочисленный, но часть всего ее народа, а не нация, поскольку они не имеют в ней (а по объективным причинам и не смогут иметь) исключительно белорусские государство, экономику и другие качества, присущие нации. Обычно корень самоназвания нации – это самоназвание государства. Одноэтническая нация в условиях полноценной демократии, тесных связей демократического государства с мировым сообществом, стимулирующих мощные миграционные процессы, вообще невозможна. Попытки создания одноэтнических нации и государства неизбежно потребуют предотвращения принятия в гражданство иноплеменников, изгнания или уничтожения иноплеменных граждан, ограничения межэтнических браков либо иного ущемления прав человека. Такие попытки предпринимались в фашистской Германии, в конце XX ст. в Руанде, Бурунди, на Балканах.
За малый срок независимости в Беларуси не успела сложиться из всех или большинства ее граждан единая многоэтническая нация белоруссиян с развитым национальным самосознанием. Население Беларуси – это психологически разобщенный конгломерат. Большое число ее многоэтнических граждан, в том числе белорусов, чувствуют свою этническую ущемленность, не обладают сознанием и чувством исторического, культурного, гражданского родства со всем народом Беларуси и ответственности за его жизнеспособность. Многие все еще считают себя гражданами бывшего СССР, иные озабочены проблемами только своего этноса или только личными интересами. Поэтому такие граждане не в состоянии ответственно принимать в соответствии с критериями обеспечения жизнеспособности единой многоэтнической нации судьбоносные решения о выборе ее союзников, руководства страны, путей ее развития, заботиться о ее процветании, поступаться своими интересами ради всего многоэтнического народа Беларуси.
Сейчас никто не сплачивает многоэтническое население Беларуси в единую многоэтническую нацию, не формирует у граждан разной этнической принадлежности сознание единства друг с другом, не обустраивает общество в направлении строительства такой нации. Без обустройства Беларуси как общеэтнического Отечества, где будут учтены также особые интересы каждой его этнической общности и право каждого на выбор своей этнической принадлежности, и без превращения всех ее граждан в равноправных соотечественников невозможно создать отвечающую международным стандартам прав человека и столбовому пути прогресса человечества единую многоэтническую нацию Беларуси. Ради сплочения в нацию белоруссиян каждому гражданину Беларуси, каждой ее этнической общности (белорусам, евреям, западным полешукам, литовцам, полякам, русским, татарам, украинцам и др.) придется поступиться частью своих эгоизма и этноцентризма. Беларусь стоит сейчас перед историческим выбором своей судьбы.
Идущие интеграция человечества и интенсивная межгосударственная миграция, многоэтнический состав Беларуси не позволят создать в ней единую нацию на основе русификации нерусского населения, или белорусизации небелорусов, или превращения только белорусов в государственнообразующий этнос. Попытки же такого создания неизбежно ущемят права человека нерусских или небелорусов и приведут к межэтнической конфронтации. Если для создания единой нации Беларуси сложатся подходящие условия, то это будет многоэтническая, а отчасти и надэтническая нация белоруссиян. Ее члены будут обладать равными правами, осознавать себя равноправными гражданами, рассматривать интересы своих государства и нации как высшие (но не исключительные) по сравнению с интересами других государств и наций, будут готовы подчинять свои интересы целям жизнеобеспечения всей нации. В ней проявится тенденция к ведущей роли белорусского и русского этнических факторов. Их соотношение во многом способно зависеть от направленности политики государства. Видится разумным существенное повышение роли белорусского этноса в обществе по сравнению с нынешней и превращение его в лидера в строительстве на основе прав человека, общечеловеческих ценностей, передовых достижений мировой культуры и общественного прогресса многоэтнической нации белоруссиян с общими для нее чертами самосознания, культуры, жизненных ценностей и др., в которой также будут оптимально учтены особые интересы и ценности всех этнических общностей и деэтнизированных граждан. Но чтобы стать лидером в объединении всех граждан в единую нацию белоруссиян, справиться с этой ролью, белорусам придется в массовом порядке выйти на передовые рубежи в общечеловеческой культуре, в науке, технике, экономике и др. Только так они смогут эффективно выполнить функцию общенационального лидера и объединителя, а не государственным закреплением своего привилегированного положения в обществе. Последний путь не требует от лидера работы над собой, но он ведет не к объединению всех граждан на основе передовых ценностей цивилизации, а к конфронтации с небелорусами за свои привилегии.
Необходимое условие формирования наций – это самостоятельная жизнь народа в условиях длительной государственной независимости. Для формирования нации белоруссиян жизненно необходимо независимое национально ориентированное государство. Патриотам-белорусам важно учесть, что в Беларуси не только среди белорусов, но и среди небелорусов и деэтнизированных граждан есть немало патриотов, искренне желающих ей независимости. Поэтому с их стороны будет разумным не монополизировать патриотизм, а сотрудничать с патриотами-небелорусами как с равными партнерами по обустройству общего независимого Отечества. Беларусь должна равно принадлежать каждому ее гражданину. Только такой подход соответствует международно-правовым нормативам прав человека.
Опубликовано: Антонюк Г. А. Белоруссияне. // «Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития». Материалы международной научной конференции 26-27 ноября 2003 г. // Гродно, 2003. С. 295—299.
Автор внес в первоначальный опубликованный текст некоторые уточнения.
См. также работы автора по проблеме создания единой многоэтнической нации Беларуси:
1. Антонюк Г. А. О формировании многоэтнической единой нации Беларуси // Минск, «Збудiнне», 1992, № 22;
2. Антонюк Г. А. О создании интернационального государства Беларусь // Минск, «Збудiнне», 1993, №№ 1—2;
3. Антонюк Г. А. Нация Беларуси // «Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе». Материалы международной научной конференции 16 – 18 ноября 1999 года, Гродно. // Гродно, 2000;
4. Антонюк Г. А. Национальная идея // «Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе». Материалы международной научной конференции 16 – 18 ноября 1999 года, Гродно. // Гродно, 2000.
5. Антонюк Г. А. Белорусы и лидерство в создании многоэтнической нации Беларуси // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 2007.
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
Адрес текста: Форум Антонюк Георгий. Философия и наука: миропонимание: https://demiurgos.forum2x2.ru.
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).
ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ :: МИРОПОНИМАНИЕ :: ЭТНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|