ЭВОЛЮЦИОННАЯ НЕПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ К ПОЗНАНИЮ ИДЕАЛЬНОГО
ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ :: МИРОПОНИМАНИЕ :: ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ, ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОБЩЕСТВА, МЫШЛЕНИЯ (особенности рационального и идеологического мышления мира)
Страница 1 из 1
ЭВОЛЮЦИОННАЯ НЕПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ К ПОЗНАНИЮ ИДЕАЛЬНОГО
ГЕОРГИЙ АНТОНЮК
ЭВОЛЮЦИОННАЯ НЕПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ К ПОЗНАНИЮ ИДЕАЛЬНОГО
См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Данная научная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.
Необходимым, хотя и недостаточным путем установления эффективности средств получения адекватного научного знания о реальности является выяснение познавательных способностей мышления, с которого должно начинаться всякое познание. Прежде чем познавать мир, целесообразно познать свое мышление, а также осматривать, отлаживать и совершенствовать его перед каждым конкретным исследованием. Особенно важно выяснение познавательных возможностей логической организации мышления, от которой решающим образом зависят познавательные возможности мышления в целом.
Я рассматриваю здесь способность человеческого мышления познавать идеальное как реальность, противоположную материальному как реальности и существующую в виде такой субъективной реальности, как человеческая психика. Ощущения, восприятия, представления, понятия и иные формы мысли, мыслительная деятельность, направленная на отражение и конструирование мира, знания, логика, цели, программы, чувства, оценки, ценностные ориентации и установки и многое другое, что составляет психику человека — это идеальное. Реальное идеальное не обладает самостоятельным бытием и является функциональным свойством мозга, однако обладает частичной автономностью по отношению к материальному носителю, являясь регулятором поведения и деятельности человека как материального существа. Однако не только мозг обеспечивает функционирование индивидуальной психики как идеального, но и язык, средства человеческой культуры, социальные коммуникации и др., а также организм человека как высокоорганизованная система, в которой мозг с его идеальным является одним из его необходимых компонентов. Идеальное проявляется в продуктах деятельности психики индивидов, которые имеют как индивидуальное значение, так и общественное значение, в частности научные знания, религиозные идеи, обычаи, нравственные и правовые нормы, произведения искусства, инженерные проекты, проявления чувств и др., функционирующие в общественных отношениях, в совместной жизнедеятельности. Идеальное существует только в психике. Так, письменные тексты научных, художественных книг не являются идеальными. Знание личностью содержания этих текстов является идеальным. Опредмеченное идеальное в виде его внешнего воплощения превращается в неидеальный объективный предмет (напр., техника), а сохраняясь в психике, оно остается идеальным (напр., технические проекты).
Идеальное в человеческой психике невозможно прямо уловить с помощью органов чувств и усиливающих их материальных инструментов познания, а возможно уловить лишь косвенно по его проявлению в материальном бытии. Индивид имеет возможность прямо уловить идеальное только в своей психике и только с помощью специальных идеальных средств мышления в процессе рефлексии, т. е. размышления над своей психикой (мышлением, переживаниями и др.), направленного на познание черт идеального, поскольку идеальное непосредственно только умопостигаемое. Однако остается не познанным субстрат идеального, т. е. его основа, «материал», из которого оно состоит. Потому многие люди, не склонные к рефлексии или не обладающие специальными средствами познания идеального, или не обладающие способностью к мышлению идеального, не понимают сущность идеального. Если личности с идеологическим мышлением не обладают способностью к мышлению идеального, то они не могут понять идею о якобы существовании идеального в виде бесконечной основы мироздания (бесконечных бога, мировой воли, абсолютной идеи и др.). Оправданно сказать, что большинство людей мыслят мир только материальным, хотя они могут говорить и писать о реальном существовании идеального.
Мышление человека и по функциональному назначению, и по обусловленному им устройству приспособлено к познанию объективного материального мира, а также к мысленному конструированию реальности на основе его познания. Эта его приспособленность врожденно обусловлена. В процессе эволюционного становления человека как вида жизни Homo sapiens его мышление формировалось сообразно природе познаваемой им материальной реальности, существующим в ней причинным, пространственным, временным и иным связям, и в силу этого оно способно ее адекватно познавать. Подтверждением этой его способности является научно-технический и в целом научно-инженерный прогресс человечества и повышение посредством него его жизнеспособности. Однако нет приспособленности мышления к познанию конкретных предметов объективной материальной реальности, и потому оно способно выходить в процессе их познания за границы адекватного их отражения, ошибаться. Мышление эволюционно приспособлено к познанию лишь существенных черт материального мира, а умение познавать конкретные материальные предметы формируется в процессе жизнедеятельности индивидов.
В то же время мышление эволюционно не приспособлено к познанию противоположной материальному миру нематериальной, т. е. идеальной чувственно не воспринимаемой реальности, поскольку у формировавшегося в ходе эволюции человека не было средств не только познавать, но даже обнаруживать чувственно не воспринимаемую идеальную реальность в виде его психики, поскольку не было нужды в таком познании для обеспечения жизнеспособности становившегося человечества как вида жизни. Эти средства появились с не очень давнего, по историческим меркам, времени, а именно немногим больше 2 400 лет назад. Первоначально их создали древнегреческие философы Сократ и Платон и эти средства были настолько несовершенными, что давали элементы не только объективного знания о сущности идеального, но одновременно обусловили искаженный взгляд Сократа и Платона на идеальное. С помощью них Сократ и Платон сумели первыми выявить некоторые особенности идеального, однако неадекватно мыслили его существование в виде якобы объективных самостоятельных идей (этносов). А до этого человечество даже богов мыслило хотя и всемогущими, но материальными, чувственно воспринимаемыми предметами (напр., Зевса, Юпитера, Сварога). И в книге Бытие Ветхого Завета (текст Танаха написан предположительно свыше 1 000 лет до н. э.) Бог также представлен в материальном виде и подобен человеку: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26). Первооткрывателями идеального как реальности являются Сократ и Платон.
Поскольку сознание личности, состоящее из идеальных предметов, т. е. из ощущений, восприятий и представлений, из логических форм и законов мышления, из образов реальных и сконструированных предметов, из чувств, воли и др., эволюционно приспособлено к познанию объективной материальной реальности, то существует закономерное тождество объективного материального бытия и субъективной идеальной реальности, т. е. мышления, сознания, психики в целом. Говоря образными словами Карла Маркса, идеальное — «это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» [19, с. 21]. Законы мышления во многом, хотя и не во всем представляют собой обобщенное идеальное отражение объективных законов материального мира.
Неприспособленность мышления к познанию нематериальной реальности в виде самого мышления и в целом психики человека, частью которой является мышление, обусловливает то, что многие приверженцы идеи будто бы существования бесконечной основы мироздания мысленно конструируют образ якобы существующей вне психики человека бесконечной идеальной основы реальности (бесконечных бога, абсолютной идеи и др.), которая будто бы проявляется в конечных материальных и идеальных предметах реальности. Рациональное мышление признает осуществимыми только конечные, т. е. имеющие границы материальные и идеальные предметы, а идеологическое мышление верит в якобы существование бесконечных предметов, в том числе идеальных, и в их будто бы проявление в конечных материальных предметах и идеальных предметах (в психике человека, в том числе в его мышлении).
При построении приверженцами идеи якобы самостоятельного существования идеального своих концепций, основанных на идее будто бы существования бесконечной идеальной основы мироздания, имеет место бесконечная идеализация ими человеческого мышления, начиная от приписывания мышлению якобы самостоятельного бесконечного внечеловеческого существования (см., напр., учения Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Георга Гегеля) и кончая приписыванием мышлению людей связи с бесконечно идеализированными целевыми силами (напр., с мировым разумом).
Бесконечная идеализация мышления людьми, обладающими идеологическим мышлением и потому склонными к бесконечной идеализации реальности и к вере в ее осуществимость, обусловлена непониманием ими специфики идеального. Идеальная реальность в виде мышления мыслится людьми с идеологической предметной логикой не только как их свойство, но и как будто бы существующая вне индивидов независимая от них и доминирующая над ними сила в виде бесконечной основы мироздания. В то же время, на мой взгляд, большинство приверженцев философских, религиозных и других идеологических взглядов, основанных на признании идеального будто бы бесконечной основой или одной из бесконечных основ мироздания, якобы проявляющейся в конечных материальных предметах реальности и в психике человека, не в состоянии мыслить идеальное как противоположное материальному и мыслят будто бы существующую идеальную бесконечную основу мироздания в виде чувственно воспринимаемого материального, т. е. ошибаются в вере.
Редко кто способен мыслить идеальное. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального затрудняет для науки возможность всестороннего познания мышления и психики человека в целом, в отличие от познания объективной материальной реальности, для познания которой мышление приспособлено.
2012
5. 02. 2012
Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Сноска 19. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М. : Гос. изд-во. полит. лит., 1955–1974. – Т. 23. – 1960. – 907 с.
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость философско-идеологической веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012.
Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.sosbb.ru.
Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ.
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).
ЭВОЛЮЦИОННАЯ НЕПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ К ПОЗНАНИЮ ИДЕАЛЬНОГО
См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Данная научная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.
Необходимым, хотя и недостаточным путем установления эффективности средств получения адекватного научного знания о реальности является выяснение познавательных способностей мышления, с которого должно начинаться всякое познание. Прежде чем познавать мир, целесообразно познать свое мышление, а также осматривать, отлаживать и совершенствовать его перед каждым конкретным исследованием. Особенно важно выяснение познавательных возможностей логической организации мышления, от которой решающим образом зависят познавательные возможности мышления в целом.
Я рассматриваю здесь способность человеческого мышления познавать идеальное как реальность, противоположную материальному как реальности и существующую в виде такой субъективной реальности, как человеческая психика. Ощущения, восприятия, представления, понятия и иные формы мысли, мыслительная деятельность, направленная на отражение и конструирование мира, знания, логика, цели, программы, чувства, оценки, ценностные ориентации и установки и многое другое, что составляет психику человека — это идеальное. Реальное идеальное не обладает самостоятельным бытием и является функциональным свойством мозга, однако обладает частичной автономностью по отношению к материальному носителю, являясь регулятором поведения и деятельности человека как материального существа. Однако не только мозг обеспечивает функционирование индивидуальной психики как идеального, но и язык, средства человеческой культуры, социальные коммуникации и др., а также организм человека как высокоорганизованная система, в которой мозг с его идеальным является одним из его необходимых компонентов. Идеальное проявляется в продуктах деятельности психики индивидов, которые имеют как индивидуальное значение, так и общественное значение, в частности научные знания, религиозные идеи, обычаи, нравственные и правовые нормы, произведения искусства, инженерные проекты, проявления чувств и др., функционирующие в общественных отношениях, в совместной жизнедеятельности. Идеальное существует только в психике. Так, письменные тексты научных, художественных книг не являются идеальными. Знание личностью содержания этих текстов является идеальным. Опредмеченное идеальное в виде его внешнего воплощения превращается в неидеальный объективный предмет (напр., техника), а сохраняясь в психике, оно остается идеальным (напр., технические проекты).
Идеальное в человеческой психике невозможно прямо уловить с помощью органов чувств и усиливающих их материальных инструментов познания, а возможно уловить лишь косвенно по его проявлению в материальном бытии. Индивид имеет возможность прямо уловить идеальное только в своей психике и только с помощью специальных идеальных средств мышления в процессе рефлексии, т. е. размышления над своей психикой (мышлением, переживаниями и др.), направленного на познание черт идеального, поскольку идеальное непосредственно только умопостигаемое. Однако остается не познанным субстрат идеального, т. е. его основа, «материал», из которого оно состоит. Потому многие люди, не склонные к рефлексии или не обладающие специальными средствами познания идеального, или не обладающие способностью к мышлению идеального, не понимают сущность идеального. Если личности с идеологическим мышлением не обладают способностью к мышлению идеального, то они не могут понять идею о якобы существовании идеального в виде бесконечной основы мироздания (бесконечных бога, мировой воли, абсолютной идеи и др.). Оправданно сказать, что большинство людей мыслят мир только материальным, хотя они могут говорить и писать о реальном существовании идеального.
Мышление человека и по функциональному назначению, и по обусловленному им устройству приспособлено к познанию объективного материального мира, а также к мысленному конструированию реальности на основе его познания. Эта его приспособленность врожденно обусловлена. В процессе эволюционного становления человека как вида жизни Homo sapiens его мышление формировалось сообразно природе познаваемой им материальной реальности, существующим в ней причинным, пространственным, временным и иным связям, и в силу этого оно способно ее адекватно познавать. Подтверждением этой его способности является научно-технический и в целом научно-инженерный прогресс человечества и повышение посредством него его жизнеспособности. Однако нет приспособленности мышления к познанию конкретных предметов объективной материальной реальности, и потому оно способно выходить в процессе их познания за границы адекватного их отражения, ошибаться. Мышление эволюционно приспособлено к познанию лишь существенных черт материального мира, а умение познавать конкретные материальные предметы формируется в процессе жизнедеятельности индивидов.
В то же время мышление эволюционно не приспособлено к познанию противоположной материальному миру нематериальной, т. е. идеальной чувственно не воспринимаемой реальности, поскольку у формировавшегося в ходе эволюции человека не было средств не только познавать, но даже обнаруживать чувственно не воспринимаемую идеальную реальность в виде его психики, поскольку не было нужды в таком познании для обеспечения жизнеспособности становившегося человечества как вида жизни. Эти средства появились с не очень давнего, по историческим меркам, времени, а именно немногим больше 2 400 лет назад. Первоначально их создали древнегреческие философы Сократ и Платон и эти средства были настолько несовершенными, что давали элементы не только объективного знания о сущности идеального, но одновременно обусловили искаженный взгляд Сократа и Платона на идеальное. С помощью них Сократ и Платон сумели первыми выявить некоторые особенности идеального, однако неадекватно мыслили его существование в виде якобы объективных самостоятельных идей (этносов). А до этого человечество даже богов мыслило хотя и всемогущими, но материальными, чувственно воспринимаемыми предметами (напр., Зевса, Юпитера, Сварога). И в книге Бытие Ветхого Завета (текст Танаха написан предположительно свыше 1 000 лет до н. э.) Бог также представлен в материальном виде и подобен человеку: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26). Первооткрывателями идеального как реальности являются Сократ и Платон.
Поскольку сознание личности, состоящее из идеальных предметов, т. е. из ощущений, восприятий и представлений, из логических форм и законов мышления, из образов реальных и сконструированных предметов, из чувств, воли и др., эволюционно приспособлено к познанию объективной материальной реальности, то существует закономерное тождество объективного материального бытия и субъективной идеальной реальности, т. е. мышления, сознания, психики в целом. Говоря образными словами Карла Маркса, идеальное — «это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» [19, с. 21]. Законы мышления во многом, хотя и не во всем представляют собой обобщенное идеальное отражение объективных законов материального мира.
Неприспособленность мышления к познанию нематериальной реальности в виде самого мышления и в целом психики человека, частью которой является мышление, обусловливает то, что многие приверженцы идеи будто бы существования бесконечной основы мироздания мысленно конструируют образ якобы существующей вне психики человека бесконечной идеальной основы реальности (бесконечных бога, абсолютной идеи и др.), которая будто бы проявляется в конечных материальных и идеальных предметах реальности. Рациональное мышление признает осуществимыми только конечные, т. е. имеющие границы материальные и идеальные предметы, а идеологическое мышление верит в якобы существование бесконечных предметов, в том числе идеальных, и в их будто бы проявление в конечных материальных предметах и идеальных предметах (в психике человека, в том числе в его мышлении).
При построении приверженцами идеи якобы самостоятельного существования идеального своих концепций, основанных на идее будто бы существования бесконечной идеальной основы мироздания, имеет место бесконечная идеализация ими человеческого мышления, начиная от приписывания мышлению якобы самостоятельного бесконечного внечеловеческого существования (см., напр., учения Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Георга Гегеля) и кончая приписыванием мышлению людей связи с бесконечно идеализированными целевыми силами (напр., с мировым разумом).
Бесконечная идеализация мышления людьми, обладающими идеологическим мышлением и потому склонными к бесконечной идеализации реальности и к вере в ее осуществимость, обусловлена непониманием ими специфики идеального. Идеальная реальность в виде мышления мыслится людьми с идеологической предметной логикой не только как их свойство, но и как будто бы существующая вне индивидов независимая от них и доминирующая над ними сила в виде бесконечной основы мироздания. В то же время, на мой взгляд, большинство приверженцев философских, религиозных и других идеологических взглядов, основанных на признании идеального будто бы бесконечной основой или одной из бесконечных основ мироздания, якобы проявляющейся в конечных материальных предметах реальности и в психике человека, не в состоянии мыслить идеальное как противоположное материальному и мыслят будто бы существующую идеальную бесконечную основу мироздания в виде чувственно воспринимаемого материального, т. е. ошибаются в вере.
Редко кто способен мыслить идеальное. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального затрудняет для науки возможность всестороннего познания мышления и психики человека в целом, в отличие от познания объективной материальной реальности, для познания которой мышление приспособлено.
2012
5. 02. 2012
Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Сноска 19. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М. : Гос. изд-во. полит. лит., 1955–1974. – Т. 23. – 1960. – 907 с.
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость философско-идеологической веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012.
Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.sosbb.ru.
Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ.
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).
Похожие темы
» СОКРАТ И ПЛАТОН – ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ ИДЕАЛЬНОГО КАК РЕАЛЬНОСТИ
» СПОСОБНОСТЬ ИДЕАЛЬНОГО В ВИДЕ ПСИХИКИ К НЕОПРЕДЕЛЕННО ДЛИТЕЛЬНОМУ КОНЕЧНОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ
» РЕГУЛЯТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
» ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
» ПРИНЦИП АБСОЛЮТНОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
» СПОСОБНОСТЬ ИДЕАЛЬНОГО В ВИДЕ ПСИХИКИ К НЕОПРЕДЕЛЕННО ДЛИТЕЛЬНОМУ КОНЕЧНОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ
» РЕГУЛЯТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
» ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
» ПРИНЦИП АБСОЛЮТНОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ :: МИРОПОНИМАНИЕ :: ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ, ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОБЩЕСТВА, МЫШЛЕНИЯ (особенности рационального и идеологического мышления мира)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|