ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ

Перейти вниз

ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ Empty ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ

Сообщение автор Admin Ср Мар 13, 2013 7:49 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Есть люди, врожденно расположенные только к рациональному мышлению и к порождаемому им рациональному взгляду на мир. Рациональный взгляд основан на признании возможности существования только конечных предметов, т. е. предметов, имеющих границы (пространственные, временные, количественные, качественные, границы формы, содержания, причинной обусловленности и причинного влияния и др.). Людей с исключительно рациональным мышлением много. Среди них ученые, инженеры и др. На рациональном взгляде на мир основаны наука, инженерия, здравый смысл и частично искусство. Но есть много людей (ок. 7–12%), врожденно расположенных к безгранично, в том числе бесконечно, идеализирующему мир взгляду на него и верящих в осуществимость безгранично идеализированных предметов, в том числе в существование бесконечной основы мира, не признавая их идеализациями. Это идеологический взгляд на мир (религиозный, философский и др.), порождаемый идеологическим (внерациональным) мышлением. Люди с таким взглядом обладают безгранично идеализирующим мир идеологическим, т. е. внерациональным мышлением, среди которых было немало создателей крупных философских учений (напр., Сократ, Платон, Джордано Бруно, Георг Гегель). Были и есть много людей с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, среди которых немало философов, создавших оригинальные философские учения (напр., Фалес, Аристотель, Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Иммануил Кант, Карл Маркс). Идеологическое мышление, посредством веры категорически императивно признающее осуществимыми безгранично идеализированные предметы, не рассматривает их как идеализированные. Опирающееся доказательство с помощью конечной практики рациональное мышление считает безгранично идеализированные предметы либо неосуществимыми (конечные, напр., абсолютно совершенное общество), либо не поддающимися практической проверке на предмет осуществимости (бесконечные материя, бог, абсолютная идея Гегеля и др.), т. к. оно не в состоянии содержательно мыслить идею бесконечности.

Мировоззрение — это взгляд на существенные черты мироздания. Существуют два противоположных и антагонистичных типа мировоззрения — рациональное и идеологическое, а также создаются смешанные дуалистичные рационально-идеологические мировоззрения, которые неизбежно внутренне противоречивы. Многие философские учения (напр., Аристотеля, Декарта, Канта, Маркса) в действительности являются такими дуалистичными рационально-идеологическими мировоззрениями, содержащими в себе элементы идеологически-философского и рационально-научного взглядов на мир. Рациональный взгляд на существенные черты мироздания в наше время строится преимущественно с помощью средств науки как объективное мировоззрение, хотя использовался и используется также здравый смысл. Рационально-научный взгляд на существенные черты мироздания имеет статус объективного и общезначимого научного знания. Рационально-художественный взгляд на существенные черты мироздания, создаваемый с помощью художественных образов, несет на себе отпечаток ценностно-личного отношения к миру.

Любой претендующий на всеобщность идеологический взгляд на существенные черты мироздания, основанный на вере в существование бесконечной основы мира, несет на себе сильный отпечаток личного отношения к миру его создателя, особенностей его сознания, в том числе его логики, его ценностных ориентаций, смысложизненных установок, его личного жизненного опыта, повлиявшего на особенности его личности, в целом его психики, всего устройства его личности. Любой приверженец общего для многих идеологических личностей идеологического взгляда на мир обладает наряду с общим для многих идеологических личностей мировоззренческим пониманием мира также специфическим взглядом на мир, обусловленным его индивидуальными особенностями, которые могут не найти отражения в общем для многих мировоззренческом понимании мира. Потому сколько людей с идеологическим мышлением, столько возможно идеологических мировоззрений, выражающих особенности обладателей мировоззрения.

Однако в действительности многие люди с идеологическим мышлением обладают мировоззрением, которое для них частично дискомфортное и не вполне соответствует их индивидуальным особенностям. Многие люди с рациональным мышлением не обладают рационально-научным мировоззрением или каким-то целостным рациональным мировоззрением. Такие идеологические и рациональные личности нуждаются в специализированной помощи средствами мировоззренческой инженерии в избавлении их от не подходящего для них мировоззрения и в выборе ими или в создании наиболее подходящего для них мировоззрения. Инженерия — это создание с помощью специальных научных знаний предметов с заданными характеристиками. Инженерия применима в любой деятельности, в том числе и в области намеренного использования людьми мировоззрения. Инженерию в этой области я называю мировоззренческой.

Человек, обладающий сформировавшимся самосознанием, испытывает потребность в мировоззрении, т. е. в образе существенных черт мироздания (природы, человечества, сознания) и возможностей его познания и практического освоения человеком, с помощью которого он мог бы выявлять и объяснять менее значительные стороны реальности, определять ориентиры, пути, способы, средства реализации своих мышления, переживаний, своей оценки мира, своих потребностей, интересов и своих практических действий в нем. Люди с рациональным сознанием нуждаются в рациональном мировоззрении, а люди, склонные к идеологической вере, — в идеологическом мировоззрении.

Если индивид склонен к идеологической вере в существование бесконечной основы мироздания и является адептом конкретной идеологии, которой придерживаются многие люди, то у него может не быть личного идеологического мировоззрения со специфическими чертами, которое выражало бы его личностные особенности и которым он мог бы руководствоваться в своих мышлении, чувствах, оценках и практических действиях. В своей приверженности массовому идеологическому учению (религиозному, философскому и др.) индивиды не уникальны, они являются массовыми стандартизированными идеологическими личностями, поскольку придерживаются того идеологического мировоззрения, которым обладают многие идеологические личности. Если идеологическая личность не является создателем идеологического мировоззрения, то она становится адептом уже созданного другими людьми идеологического мировоззрения. Те склонные к идеологической вере люди, которые становятся адептами созданных другими людьми идеологических мировоззрений, тем самым отрекаются от многих своих личностных особенностей и принимают в качестве своих особенности личности создателей идеологических мировоззрений, проявившиеся в них. Если идеологическая личность является творцом серьезного идеологического мировоззрения, обретшего адептов, то хотя в этом мировоззрении проявилось своеобразие творца как личности, он, следуя законам массовой идеологической веры, создавал мировоззрение и проповедовал его как якобы абсолютную истину для всех людей и его адептами стали также другие склонные к идеологической вере люди, уверовав, что это якобы в самом деле абсолютная истина для всех времен и народов. А после обретения созданным идеологическим мировоззрением приверженцев оно превращается в массовое стандартизированное мировоззрение, отчасти стандартизирующее и его создателя. Наиболее соответствующее особенностям конкретной идеологической личности идеологическое мировоззрение обязательно выражает ее особенности, и эти особенности мировоззрения являются уникальными постольку, поскольку в них не уверовали также другие люди. Потому люди с идеологическим мышлением нуждаются в помощи специалистов в выборе или в создании наиболее соответствующего их личностным особенностям идеологического мировоззрения.

Идеологическое мировоззрение не является объективным образом мироздания. Поскольку конкретное идеологическое мировоззрение выражает существенное ценностное отношение к миру склонного к идеологической вере ее творца и несет на себе отпечаток его существенных личностных черт, то в силу этого оно является фундаментальной стороной его как личности и существенно повышает ее уникальность. Наиболее развитым видом идеологического мировоззрения является философское мировоззрение.

Из всех видов рационального мировоззрения, признающего возможность осуществимости только конечных предметов, рационально-научное мировоззрение наиболее адекватно отражает мир, человека в мире и возможности использования и переустройства мира в интересах людей. Научное мировоззрение — это наиболее развитый вид рационального мировоззрения. Однако наука не в состоянии дать даже относительно сущностно завершенное знание о мироздании как в силу своих ограниченных в каждый момент времени возможностей, так и ввиду незавершенности мироздания в каждый временной момент его изучения. Потому в научном мировоззрении на любом этапе его развития содержатся элементы не только адекватного знания, но и заблуждений, ошибок, неясностей, проблем, гипотез. По мере развития научного познания и возможностей освоения человеком мира научное мировоззрение развивается, углубляется, уточняется, но все равно не становится хотя бы относительно сущностно завершенным. Потому люди, обладающие даже научным рациональным мировоззрением, постоянно нуждаются в его уточнении и развитии.

Научное мировоззрение — это объективный по своему содержанию образ существенных черт реальности, независимый от того, каким желают обладающие им люди видеть мир, безотносительный к тому, нравится он им или не нравится. Рассматривая его в неосуществимом безгранично идеализированном виде как сущностно завершенное адекватное знание, можно сказать, что оно единое для всех следующих рационально-научному взгляду на мир людей. Однако поскольку невозможно достичь даже относительно сущностно завершенного научного мировоззрения и в научном мировоззрении в любой момент времени содержатся наряду с элементами адекватного знания неистинные элементы, а также научные предположения, в том числе относительно самых фундаментальных черт мироздания, то в общественном сознании, в том числе в сознании научного сообщества, функционирует одновременно несколько разновидностей научных мировоззрений, имеющих как сходные, так и отличительные черты. Они могут различаться по точности, по полноте отражения определяющих черт мироздания, по особенностям используемых в них научных гипотез, по исходной рациональной общеметодологической парадигме, в рамках которой происходит построение научного мировоззрения. Разновидности научного мировоззрения — это относительно самостоятельные высокоцелостные интеллектуальные системы, конкурирующие и сотрудничающие друг с другом и борющиеся с антагонистичными всякому научному мировоззрению идеологическими мировоззрениями (идеологией).

Однако разновидностей научных мировоззрений и возможностей их построения не очень много. Поэтому хотя в реальности и отсутствует единое во всех деталях для всех научное мировоззрение, однако возможностей создания научных мировоззрений гораздо меньше численности людей, обладающих и способных обладать научным мировоззрением. Поэтому любая основательная разновидность научного мировоззрения присуща сознанию многих людей. Если такая разновидность научного мировоззрения способна быть присущей сознанию только одного человека, то лишь тогда, когда этот человек создал ее, но она еще не стала достоянием многих людей. Так было, напр., тогда, когда Альберт Эйнштейн только создал теорию относительности, существенно менявшую научные взгляды на многие фундаментальные стороны мироздания. Так бывает, когда созданные обоснованные научные идеи, способные сильно изменить существующие взгляды на существенные черты мироздания, в силу разных причин не становятся при жизни их автора достоянием многих людей, однако в наше время такое маловероятно. Но в большинстве случаев создатель основательного научного мировоззрения в состоянии быть уникальным лишь в относительно краткие моменты времени, только тогда, когда он создает концепцию, коренным образом меняющую существующие научные взгляды на мироздание. Поскольку таких людей немного, то большинство людей, которые обретают рациональное научное мировоззрение, выбирают его из уже существующих его разновидностей. Многие из людей с рациональным мышлением нуждаются при выборе наиболее передового научного мировоззрения в помощи специалистов, занимающихся вопросами мировоззрения.

Поскольку научное мировоззрение — это объективное знание и не несет на себе отпечатка существенных личностных черт его создателя, то наличие у многих людей одинакового научного мировоззрения не стандартизирует их как личностей.

Разработка на основе фундаментальных научных знаний о мировоззрении прикладных мировоззренческо-инженерных методов, критериев и технологии помощи людям, нуждающимся в нужном для них мировоззрении, предполагает содействие в следующем.

1. В установлении, к какому типу относится мышление нуждающихся в мировоззренческой помощи людей — к рациональному, к идеологическому или к дуалистичному рационально-идеологическому.

2. В очищении сознания людей, обладающих рациональным мышлением, от несовместимых с ним попавших в него из-за его слабой методологической защищенности от идеологических идей, содержательно не мыслимых им со стороны их бесконечной идеализации, в обустройстве его защиты от них и в ослаблении влияния идеологических идей на сознание людей, обладающих дуалистичным рационально-идеологическим мышлением.

3. В овладении людьми, обладающими рациональным мышлением, рационально-научным взглядом на мир.

4. В оценке степени соответствия идеологического мировоззрения людей с идеологическим мышлением их личностным особенностям.

5. В оценке степени соответствия и идеологических взглядов людей с идеологическим мышлением современным тенденциям в идеологии.

6. В избавлении обладающих идеологическим мышлением людей от не соответствующих их личностным особенностям идеологических идей.

7. В подборе или помощи в создании для обладающих идеологическим мышлением людей наиболее соответствующего их личностным особенностям личного идеологического мировоззрения.

8. В выработке для людей с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением наименее противоречивого способа совмещения в их сознании идей рационального и идеологического мировоззрений.

2013

13. 03. 2013

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость философско-идеологической веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива // Demiurgos.communityhost.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии // demiurgos.sosbb.ru, 5. 03. 2013.


Прежний адрес текста: ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 249
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения