УЧЕНЫЙ И РЕЛИГИЯ
ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ :: МИРОПОНИМАНИЕ :: ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ, ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОБЩЕСТВА, МЫШЛЕНИЯ (особенности рационального и идеологического мышления мира)
Страница 1 из 1
УЧЕНЫЙ И РЕЛИГИЯ
ГЕОРГИЙ АНТОНЮК
УЧЕНЫЙ И РЕЛИГИЯ
См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.
Мыслящий человек не может обойтись без мировоззрения. Если он не будет обладать научным мировоззрением, то будет обладать ненаучным, в том числе идеологическим, мировоззрением, затрудняющим прогресс и применение науки. Обладание ненаучным мировоззрением — это привилегия неученых и то не всех. Так, опасно вручать ядерную кнопку фанатичному религиозному верующему. Всем ученым по профессиональным причинам противопоказано обладание ненаучным мировоззрением. Научное мировоззрение — это основа передовой научно обоснованной духовности, противоположной основанной на ненаучном мировоззрении нереалистичной, в том числе религиозной, духовности.
У многих ученых научное мировоззрение формируется стихийно, без четких критериев, надежной теории и бессистемно. Но стихийно-научное мировоззрение недостаточно эффективно для методологического руководства в научном познании, для противодействия ненаучным мировоззрениям и уязвимо. Вытеснение из сферы науки научно-мировоззренческого просвещения открывает дорогу для проникновения в науку религиозного и иных идеологических антинаучных мировоззрений, создающих препоны развитию науки. Только научное мировоззрение последовательно и полноценно способствует развитию науки и научного познания. Однако распространение научного мировоззрения в сфере науки и во всем обществе не должно ущемлять интеллектуальные права человека и потому должно быть не предписательным, а рекомендательным типа «если вы хотите иметь научное мировоззрение, то вам целесообразно руководствоваться такими-то идеями».
Из всех ненаучных мировоззрений сегодня наиболее опасным для науки является религиозное мировоззрение, представляющее собой разновидность идеологии, которая внерациональная. Наука и религия идейно и предметно-логически несовместимые. Религия основана на вере в существование объективной бесконечной целевой причины, якобы направленно детерминирующих бытие природы и человечества. Религия основана на идеологическом мышлении и исходит из идеологической веры в якобы существование бесконечного в виде бесконечной целевой основы мира (бога и др.), будто бы детерминирующей мир конечных предметов. Наука основана на рациональном мышлении и потому она признает возможность осуществимости лишь неидеализированных конечных предметов, объясняет реальность конечными причинами, опираясь в конечном счете на доказательство конечной практикой, содержит возможность сомнения в доказательствах. Рациональное мышление не способно мыслить содержательно идею якобы существования бесконечного.
Наука в силу своей рациональной природы не в состоянии что-либо сказать об истинности или ложности религиозной идеи якобы существования бесконечной целевой основы мира, поскольку научное мышление не в состоянии ее содержательно мыслить. Потому конструктивный диалог науки с религией объективно невозможен, даже если их носители страстно его пожелают. А значит, науке и ученым не только нецелесообразно, но и вредно пытаться идти на идейный диалог с религией и с искренними верующими, поскольку такой попыткой наука и ученые вопреки рационально-научному взгляду на мир косвенно ошибочно частично признают якобы возможность объективно-познавательной ценности религиозных идей. Рациональное, идеологическое и рационально-идеологическое мышление врожденно обусловлены и их не изменить с помощью идей.
Диалог науки и ученых оправдан с людьми с рациональным мышлением, которые ошибочно полагают, будто обладают или способны обладать религиозной верой, с целью помощи им в избавлении от этого заблуждения и в осознанном следовании рационально-научной позиции, а также с людьми со смешанным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением с целью помощи им в ограничении влияния их идеологических, в том числе религиозных, идей на их рациональные идеи. А служители религий очень хотят признания наукой и учеными религии и ее служителей источником истины, причем более высокой, чем научная истина, к тому же якобы абсолютной, поскольку они будто бы дают подлинное знание о якобы существующей целевой бесконечной основе мироздания и о ее будто бы проявлении в конечных предметах, а наука, согласно им, дает знание лишь о производных от бесконечной основы вторичных конечных предметах и причинах. Таким признанием наука и ученые фактически согласились бы на методологическое и нравственное руководство ими религией и священнослужителями.
Научный и религиозный предметно-логический и методологически-когнитивный (познавательный) подходы к отражению мира, к его описанию и объяснению несовместимые. Наука совсем не нуждается в религии. Даже нравственные ценности ученые способны вырабатывать сами. Так, этика ученого выработана и развивается самими учеными. Ученые вносят существенный вклад в разработку этики бизнеса, управленческой этики, экологической этики и др. Если ученый с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением становится искренним религиозным верующим, то он может применять религию к влиянию на науку и на научные идеи и потому неизбежно отступать от принципа научной объективности, а в силу этого будет терять качества ученого и деформировать научный подход, научное знание и научное познание в направлении приспособления их к обоснованию или демонстрации якобы истинности религиозных идей.
Мышление ученых не бывает чисто идеологическим, оно чисто рациональное либо дуалистичное рационально-идеологическое. Ученый с рациональным мышлением не совместим с религиозной верой. Ученый с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением может обладать идеологически-религиозным взглядом на мир. Его мышление неизбежно раздвоенное и антагонистичное, а если в нем одновременно присутствуют взаимодействующие противоположные рациональные и идеологические компоненты, то в нем существует конфликт между ними, даже если ученые с таким мышлением пытаются согласовать данные компоненты, как, напр., это делали обладавшие им Рене Декарт, Исаак Ньютон, Готфрид Лейбниц. Если некоторые ученые заявляли или заявляют, будто они подлинные адепты религиозной веры, то это не означает, что они действительно являются искренними верующими. Однако если ученый все же обладает искренней религиозной верой, то это означает, что у него наличествует рационально-идеологическое мышление с взаимодействующими или существующими параллельно относительно независимо компонентами рациональной и идеологической логик. Если в дуалистичном мышлении ученого рациональные и идеологические компоненты существуют параллельно и относительно независимо, то это обусловливает интеллектуальное раздвоением личности. Если в дуалистичном мышлении ученого идеологическое мышление существенно подавляет рациональное мышление, то он теряет качества ученого. Подобные случаи имели место в науке. На идеологическом мышлении основаны все идеологии, в том числе религия, философия. Религии, их организации и служители, вмешиваясь в науку, стремятся осуществлять мировоззренческое, гносеологическое, методологическое и даже нравственное руководство наукой и учеными. Каждое религиозное учение рассматривает себя как единственную и абсолютную истину об основе мира, и его адепты искренне верят в это.
Признание учеными с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением якобы способности религий создавать безусловно истинные моральные нормы также несет огромную опасность проникновения религии в науку и контроля ею науки и ученых. Ведь моральные нормы, даже самые разумные, могут обосновываться разными причинами, напр.: потребностями обеспечения стабильности общества, жизнеспособности наций, человечества, утилитарными интересами людей, напр., если одни люди не будут соблюдать моральные нормы в отношении других людей, то и другие люди не будут их соблюдать в отношении них. Религии обосновывают формулируемые ими нормы морали признаваемыми ими с помощью веры якобы существующими бесконечными целевыми разумными причинами (напр., богом). Если ученый с дуалистичным мышлением признает якобы истинность созданных определенной религией моральных норм, то он тем самым признает будто бы истинными религиозные идеи о якобы существовании высшей бесконечной целевой разумной первопричины и о ее проявлении в конечных предметах, в том числе в признаваемых им истинными нормах морали. Таким обходным путем через мораль религии и их служители проникнут в науку. Если ученый с дуалистичным мышлением видит возможность частичной применимости содержания конкретных религиозных моральных норм в рационально организованной жизни, то ему, если он хочет оставаться на научных позициях, целесообразно дать этим нормам научное обоснование, отбросив религиозное обоснование. Также целесообразно использовать науку для формулирования новых и для обоснования уже существующих эффективных моральных норм.
Религия — это разновидность идеологии наряду с философией, теософией и другими общемировоззренческими взглядами, а живые идеологии, т. е. идеологии, имеющие приверженцев, наступательные. Все идеологии основаны на признаваемых ими абсолютно истинными категорически императивных идеях о якобы осуществимых безгранично, в том числе бесконечно, идеализированных предметах, хотя они не считают их идеализированными, однако с рационально-научной позиции эти идеи либо неистинные (напр., идеи безгранично идеализированных конечных предметов — идеи осуществимости абсолютно совершенного общества, всемудрого правителя и др.), либо содержательно не мыслимые рациональным мышлением (идеи якобы существования бесконечной основы мира и ее атрибутов — бесконечных бога, материи и др.). Рациональное мышление способно создать бессодержательное понятие бесконечного только формально-логически путем противопоставления понятию конечного безотносительно к соотнесению его с реальностью. Потому все идеологии противоречат науке и ограничивают ее. Интересы эффективной защиты науки от посягательств на нее религии требуют объединения против этих посягательств усилий всех ученых и вооружения их эффективными научными идейными средствами противодействия религии и всякой идеологии.
Эффективное противодействие науки и ученых религиозным взглядам и религиозным организациям предполагает не только научную критику религии, но и разработку концепций, дающих объективное рационально-научное знание о реальности.
2013
18. 03. 2013
Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость философско-идеологической веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива // Demiurgos.communityhost.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии // demiurgos.sosbb.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03. 2013.
Прежний адрес текста: ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.sosbb.ru.
Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).
УЧЕНЫЙ И РЕЛИГИЯ
См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.
Мыслящий человек не может обойтись без мировоззрения. Если он не будет обладать научным мировоззрением, то будет обладать ненаучным, в том числе идеологическим, мировоззрением, затрудняющим прогресс и применение науки. Обладание ненаучным мировоззрением — это привилегия неученых и то не всех. Так, опасно вручать ядерную кнопку фанатичному религиозному верующему. Всем ученым по профессиональным причинам противопоказано обладание ненаучным мировоззрением. Научное мировоззрение — это основа передовой научно обоснованной духовности, противоположной основанной на ненаучном мировоззрении нереалистичной, в том числе религиозной, духовности.
У многих ученых научное мировоззрение формируется стихийно, без четких критериев, надежной теории и бессистемно. Но стихийно-научное мировоззрение недостаточно эффективно для методологического руководства в научном познании, для противодействия ненаучным мировоззрениям и уязвимо. Вытеснение из сферы науки научно-мировоззренческого просвещения открывает дорогу для проникновения в науку религиозного и иных идеологических антинаучных мировоззрений, создающих препоны развитию науки. Только научное мировоззрение последовательно и полноценно способствует развитию науки и научного познания. Однако распространение научного мировоззрения в сфере науки и во всем обществе не должно ущемлять интеллектуальные права человека и потому должно быть не предписательным, а рекомендательным типа «если вы хотите иметь научное мировоззрение, то вам целесообразно руководствоваться такими-то идеями».
Из всех ненаучных мировоззрений сегодня наиболее опасным для науки является религиозное мировоззрение, представляющее собой разновидность идеологии, которая внерациональная. Наука и религия идейно и предметно-логически несовместимые. Религия основана на вере в существование объективной бесконечной целевой причины, якобы направленно детерминирующих бытие природы и человечества. Религия основана на идеологическом мышлении и исходит из идеологической веры в якобы существование бесконечного в виде бесконечной целевой основы мира (бога и др.), будто бы детерминирующей мир конечных предметов. Наука основана на рациональном мышлении и потому она признает возможность осуществимости лишь неидеализированных конечных предметов, объясняет реальность конечными причинами, опираясь в конечном счете на доказательство конечной практикой, содержит возможность сомнения в доказательствах. Рациональное мышление не способно мыслить содержательно идею якобы существования бесконечного.
Наука в силу своей рациональной природы не в состоянии что-либо сказать об истинности или ложности религиозной идеи якобы существования бесконечной целевой основы мира, поскольку научное мышление не в состоянии ее содержательно мыслить. Потому конструктивный диалог науки с религией объективно невозможен, даже если их носители страстно его пожелают. А значит, науке и ученым не только нецелесообразно, но и вредно пытаться идти на идейный диалог с религией и с искренними верующими, поскольку такой попыткой наука и ученые вопреки рационально-научному взгляду на мир косвенно ошибочно частично признают якобы возможность объективно-познавательной ценности религиозных идей. Рациональное, идеологическое и рационально-идеологическое мышление врожденно обусловлены и их не изменить с помощью идей.
Диалог науки и ученых оправдан с людьми с рациональным мышлением, которые ошибочно полагают, будто обладают или способны обладать религиозной верой, с целью помощи им в избавлении от этого заблуждения и в осознанном следовании рационально-научной позиции, а также с людьми со смешанным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением с целью помощи им в ограничении влияния их идеологических, в том числе религиозных, идей на их рациональные идеи. А служители религий очень хотят признания наукой и учеными религии и ее служителей источником истины, причем более высокой, чем научная истина, к тому же якобы абсолютной, поскольку они будто бы дают подлинное знание о якобы существующей целевой бесконечной основе мироздания и о ее будто бы проявлении в конечных предметах, а наука, согласно им, дает знание лишь о производных от бесконечной основы вторичных конечных предметах и причинах. Таким признанием наука и ученые фактически согласились бы на методологическое и нравственное руководство ими религией и священнослужителями.
Научный и религиозный предметно-логический и методологически-когнитивный (познавательный) подходы к отражению мира, к его описанию и объяснению несовместимые. Наука совсем не нуждается в религии. Даже нравственные ценности ученые способны вырабатывать сами. Так, этика ученого выработана и развивается самими учеными. Ученые вносят существенный вклад в разработку этики бизнеса, управленческой этики, экологической этики и др. Если ученый с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением становится искренним религиозным верующим, то он может применять религию к влиянию на науку и на научные идеи и потому неизбежно отступать от принципа научной объективности, а в силу этого будет терять качества ученого и деформировать научный подход, научное знание и научное познание в направлении приспособления их к обоснованию или демонстрации якобы истинности религиозных идей.
Мышление ученых не бывает чисто идеологическим, оно чисто рациональное либо дуалистичное рационально-идеологическое. Ученый с рациональным мышлением не совместим с религиозной верой. Ученый с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением может обладать идеологически-религиозным взглядом на мир. Его мышление неизбежно раздвоенное и антагонистичное, а если в нем одновременно присутствуют взаимодействующие противоположные рациональные и идеологические компоненты, то в нем существует конфликт между ними, даже если ученые с таким мышлением пытаются согласовать данные компоненты, как, напр., это делали обладавшие им Рене Декарт, Исаак Ньютон, Готфрид Лейбниц. Если некоторые ученые заявляли или заявляют, будто они подлинные адепты религиозной веры, то это не означает, что они действительно являются искренними верующими. Однако если ученый все же обладает искренней религиозной верой, то это означает, что у него наличествует рационально-идеологическое мышление с взаимодействующими или существующими параллельно относительно независимо компонентами рациональной и идеологической логик. Если в дуалистичном мышлении ученого рациональные и идеологические компоненты существуют параллельно и относительно независимо, то это обусловливает интеллектуальное раздвоением личности. Если в дуалистичном мышлении ученого идеологическое мышление существенно подавляет рациональное мышление, то он теряет качества ученого. Подобные случаи имели место в науке. На идеологическом мышлении основаны все идеологии, в том числе религия, философия. Религии, их организации и служители, вмешиваясь в науку, стремятся осуществлять мировоззренческое, гносеологическое, методологическое и даже нравственное руководство наукой и учеными. Каждое религиозное учение рассматривает себя как единственную и абсолютную истину об основе мира, и его адепты искренне верят в это.
Признание учеными с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением якобы способности религий создавать безусловно истинные моральные нормы также несет огромную опасность проникновения религии в науку и контроля ею науки и ученых. Ведь моральные нормы, даже самые разумные, могут обосновываться разными причинами, напр.: потребностями обеспечения стабильности общества, жизнеспособности наций, человечества, утилитарными интересами людей, напр., если одни люди не будут соблюдать моральные нормы в отношении других людей, то и другие люди не будут их соблюдать в отношении них. Религии обосновывают формулируемые ими нормы морали признаваемыми ими с помощью веры якобы существующими бесконечными целевыми разумными причинами (напр., богом). Если ученый с дуалистичным мышлением признает якобы истинность созданных определенной религией моральных норм, то он тем самым признает будто бы истинными религиозные идеи о якобы существовании высшей бесконечной целевой разумной первопричины и о ее проявлении в конечных предметах, в том числе в признаваемых им истинными нормах морали. Таким обходным путем через мораль религии и их служители проникнут в науку. Если ученый с дуалистичным мышлением видит возможность частичной применимости содержания конкретных религиозных моральных норм в рационально организованной жизни, то ему, если он хочет оставаться на научных позициях, целесообразно дать этим нормам научное обоснование, отбросив религиозное обоснование. Также целесообразно использовать науку для формулирования новых и для обоснования уже существующих эффективных моральных норм.
Религия — это разновидность идеологии наряду с философией, теософией и другими общемировоззренческими взглядами, а живые идеологии, т. е. идеологии, имеющие приверженцев, наступательные. Все идеологии основаны на признаваемых ими абсолютно истинными категорически императивных идеях о якобы осуществимых безгранично, в том числе бесконечно, идеализированных предметах, хотя они не считают их идеализированными, однако с рационально-научной позиции эти идеи либо неистинные (напр., идеи безгранично идеализированных конечных предметов — идеи осуществимости абсолютно совершенного общества, всемудрого правителя и др.), либо содержательно не мыслимые рациональным мышлением (идеи якобы существования бесконечной основы мира и ее атрибутов — бесконечных бога, материи и др.). Рациональное мышление способно создать бессодержательное понятие бесконечного только формально-логически путем противопоставления понятию конечного безотносительно к соотнесению его с реальностью. Потому все идеологии противоречат науке и ограничивают ее. Интересы эффективной защиты науки от посягательств на нее религии требуют объединения против этих посягательств усилий всех ученых и вооружения их эффективными научными идейными средствами противодействия религии и всякой идеологии.
Эффективное противодействие науки и ученых религиозным взглядам и религиозным организациям предполагает не только научную критику религии, но и разработку концепций, дающих объективное рационально-научное знание о реальности.
2013
18. 03. 2013
Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость философско-идеологической веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива // Demiurgos.communityhost.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии // demiurgos.sosbb.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03. 2013.
Прежний адрес текста: ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.sosbb.ru.
Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).
Похожие темы
» РЕЛИГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
» РАЦИОНАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ
» РАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ
» РЕЛИГИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
» РЕЛИГИЯ, РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ
» РАЦИОНАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ
» РАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ
» РЕЛИГИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
» РЕЛИГИЯ, РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ
ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ :: МИРОПОНИМАНИЕ :: ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ, ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОБЩЕСТВА, МЫШЛЕНИЯ (особенности рационального и идеологического мышления мира)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|