ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ПРИМЕНЕНИЕ БЕЗГРАНИЧНО ИДЕАЛИЗИРОВАННЫХ ПРЕДМЕТОВ КАК ЗАКОН ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ

Перейти вниз

ПРИМЕНЕНИЕ БЕЗГРАНИЧНО ИДЕАЛИЗИРОВАННЫХ ПРЕДМЕТОВ КАК ЗАКОН ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ  Empty ПРИМЕНЕНИЕ БЕЗГРАНИЧНО ИДЕАЛИЗИРОВАННЫХ ПРЕДМЕТОВ КАК ЗАКОН ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ

Сообщение автор Admin Пн Янв 19, 2015 6:00 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ПРИМЕНЕНИЕ БЕЗГРАНИЧНО ИДЕАЛИЗИРОВАННЫХ ПРЕДМЕТОВ КАК ЗАКОН ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Данная научная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Применение безгранично идеализированных предметов как закон организации науки — это обязательность использования в науке метода рационально-научной безграничной идеализации, в том числе формулирование научных законов в отношении безгранично идеализированных предметов, учет научных безгранично идеализированных предметов в качестве разновидности субститутов (заменителей, заместителей, представителей в мышлении познаваемой реальности), в качестве существенного фактора, влияющего на специфику науки относительно идеологии, на возможности научного познания и др.

С точки зрения рационального мышления безгранично идеализированный предмет, разновидностью которого является бесконечно идеализированный предмет, — это такая мысленно созданная модель реальных и мысленно сконструированных предметов, в которой произведено мысленное отвлечение от внутренних и внешних факторов, в реальности ограничивающих полное проявление их сущности (напр., точка, абсолютно твердое тело, машина Карно, полное социальное равенство, бесконечная материя, бесконечный мировой разум и др.). Безграничная идеализация применяется рациональным мышлением (в науке, инженерии) и идеологическим мышлением (в философии, религии и в других разновидностях идеологии). Рациональная безграничная идеализация применяется только в науке и в основанной на науке инженерии. Бесконечная идеализация как разновидность безграничной идеализации применяется только в идеологии в идеях бесконечной основы мира и ее атрибутов (напр., бесконечная материя, бесконечные пространство, время). С точки зрения рационально-научного мышления безгранично идеализированные предметы, создаваемые рациональным и идеологическим мышлением, неосуществимые в реальности, т. е. не имеют и не способны иметь в реальности своих безгранично идеализированных аналогов.

Рационально-научная безграничная идеализация создает только конечные безгранично идеализированные предметы. Научный безгранично идеализированный предмет (напр., абсолютно твердое тело, идеальный газ и др.) — это, с одной стороны, результат научного познания. Он является и носителем мысленно созданной безгранично идеализированной формы конечной предметности, и инструментом познания, и формой отражения действительности, и фундаментом научной теории, в отношении которого формулируются научные законы, и мысленным безгранично идеализированным заменителем, представителем (субститутом) исследуемых реальных предметов. С другой стороны, научный безгранично идеализированный предмет как заменитель (субститут) реальности в мышлении является объектом научного познания как якобы реальность. В теории научного познания научный безгранично идеализированный предмет рассматривается лишь как средство познания, но не рассматривается как объект научного познания в качестве неосуществимого безгранично идеализированного заменителя в мышлении познаваемой реальности. Естественно, что безгранично идеализированный предмет как специальный мысленный феномен также способен быть объектом специального научного исследования и является таковым в моих работах. Научные безгранично идеализированные предметы имеют или способны иметь неидеализированные прообразы в реальности, которую наука познает и в отношении которой как объекта исследования строит безгранично идеализированные предметы.

Я довел в своих исследованиях осмысление ранее признанного в науке в качестве инструмента исследования и в качестве неосуществимого в реальности мысленно созданного научного идеализированного предмета до рассмотрения его как безгранично идеализированного предмета, а осмысление ранее признанной в науке научной идеализации довел до рассмотрения ее как безграничной идеализации. Я также осмыслил идеологию, в том числе философию, являющуюся ее разновидностью, как систему идей, построенных на основе безгранично идеализированных предметов, и определил специфику безграничной идеализации в рациональном взгляде на мир и в идеологии. Взгляд на идеологию, в том числе на философию, с позиции специфической коренным образом отличающейся от научной идеологической безграничной идеализации не применялся ни в идеологии, ни в науке об идеологии.

Идеология (религия, философия и др.) опирается на идеологическое мышление, а наука опирается на рациональное мышление и представляет собой его проявление в наиболее развитом виде. На рациональное мышление опираются также здравый смысл, инженерия, частично искусство. Идеологическое мышление считает создаваемые им безгранично, в том числе бесконечно, идеализированные предметы (напр., бесконечную основу мира) имеющими точные аналоги в реальности, но оно не считает эти мысленно создаваемые предметы идеализациями. Рациональное мышление не способно содержательно мыслить идею бесконечности, рассматривая ее как разновидность безгранично идеализированных предметов, создаваемых идеологическим мышлением, которое не считает бесконечность идеализированным предметом и рассматривает ее как адекватный образ якобы реальной бесконечности. С позиции рационального мышления только идеологическое мышление, которое признает якобы существующей бесконечную основу мироздания, способно содержательно мыслить идею бесконечности, а рациональное мышление не в состоянии ничего сказать о содержании идеи бесконечности, а в состоянии только молчать относительно этого содержания. Рациональное мышление не признает осуществимыми ни при каких условиях конечные безгранично идеализированные предметы, осуществимость которых вне мысли о них признает идеологическое мышление, считающее их не идеализированными предметами, а якобы точным отражением (мысленным воспроизведением) осмысливаемой им реальности. С точки зрения рационального мышления безгранично идеализированные конечные предметы как рационального, так и идеологического мышления существуют только в виде мысленно сконструированных образов мышления, не имеющих безграничных аналогов вне этих мысленных образов в объективной реальности.

Наука в ее чисто теоретическом виде основана на научных безгранично идеализированных предметах. Мысленно сконструированная с помощью научных инструментов в безгранично идеализированном виде абсолютно совершенная и потому неосуществимая в таком виде чисто теоретическая наука познает реальность только в безгранично идеализированном виде как систему безгранично идеализированных наукой предметов. Научными безгранично идеализированными предметами являются только конечные предметы. Научные безгранично идеализированные мысленные предметы (эйдосы) — это мысленные безгранично идеализированные субституты (заменители) неидеализированных предметов реальности, которые исследует теоретическая наука.
Полагаю, что целесообразно исследовать развитие науки с точки зрения развития в ней такой ее фундаментальной черты, как безграничная идеализация. На мой взгляд, для такого исследования оправданно использовать давно сделанное выделение в поступательном развитии науки доклассического и классического периодов, а также выделение В. С. Степиным неклассического и постнеклассического периодов. Отдельный учет постнеклассического периода в данном исследовании был бы избыточной детализацией рассмотрения безграничной идеализации в науке, и потому я отвлекаюсь от него. Поскольку в науке основная область применения безграничной идеализации — это теоретическая наука, то я имею в виду при рассмотрении научной безграничной идеализации развитие теоретической науки.

Первый период — это доклассическая наука. Она зародилась в Античности в Древней Греции и существовала также в Средневековье. В рассматриваемом мной аспекте безграничной идеализации особенностью доклассической теоретической науки было то, что ее основой были созданные (сконструированные) мысленные безгранично идеализированные предметы (эйдосы), одновременно содержавшие созданные рациональным мышлением мысленные научные безгранично идеализированные черты конечных предметов, т. е. научные безгранично идеализированные мысленные предметы, которые в те времена рационально-научным и в целом рациональным мышлением мыслились неидеализированными мысленными предметами и мыслились якобы адекватно отражающими реальность, и содержавшие созданные идеологическим мышлением мысленные безгранично идеализированные черты в виде бесконечно идеализированных черт предметов, присущие философии как разновидности идеологии, т. е. философские бесконечно идеализированные мысленные предметы, которые мыслились и сейчас мыслятся философским и в целом идеологическим мышлением неидеализированными мысленными предметами и якобы адекватно отражающими реальность. Бесконечно идеализированные мысленные предметы составляли одновременно фундамент научной теории доклассической науки и философии того времени как теории. Эти связанные с наукой бесконечно идеализированные мысленные предметы создавались конкретными философами как универсальные и рассматривались их философиями в качестве основы мироздания в целом и конечных предметов (напр., вечные атомы в учении Демокрита, вечные мельчайшие семена как начала всяких предметов — гомеомерии в концепции Анаксагора). Философия в период доклассической теоретической науки была тесно связана с ней. Такой «офилософленной» была теоретическая наука не только в Античности, но и в Средневековье. Если ученый не обладал смешанным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, а значит, если не обладал наряду с компонентами рационального мышления компонентами идеологического мышления, способными содержательно мыслить бесконечность, как, напр., Анаксагор или Демокрит, то ему приходилось полагаться на философию и философов в объяснении бесконечно идеализированных предметов, используемых тогда в науке, поскольку само рациональное мышление не способно содержательно мыслить бесконечность.

Доклассическая теоретическая наука опиралась на философию и потому она была дуалистичной рационально-идеологической, т. е. не была чистой наукой и содержала как рациональные идеи конечных предметов и их конечных причин, в том числе безгранично идеализированных, так и идеологические идеи бесконечно идеализированных предметов в виде бесконечной основы мира как якобы первопричины конечных предметов. Рациональные идеи были наукой, а идеологические идеи были философией. Потому это была неполноценная теоретическая наука, и она деформировалась философией с ее идеей бесконечной причины, которая науке не присуща, поскольку ее не способно содержательно мыслить рациональное мышление, на котором основана наука. Научное знание является только рациональным, и наука оперирует только идеями конечных предметов и их конечных причин, в том числе безгранично, но не бесконечно идеализированных. Потому доклассическую теоретическую науку как целое способно было воспринимать лишь дуалистичное рационально-идеологическое мышление, ориентированное на науку, которая является рациональным взглядом на мир, и на философию, которая является идеологическим взглядом на мир. Мысленный бесконечно идеализированный предмет в виде бесконечной основы мира, будто бы проявляющейся в конечных предметах реальности, идеологическая часть дуалистичного мышления не рассматривала как идеализированный предмет, и оно с помощью категорически императивной идеологической веры считало его адекватным отражением реальности, а безгранично, но не бесконечно идеализированные конечные предметы рациональная часть дуалистичного мышления не считала идеализированными, и оно с помощью рациональных доказательств рассматривало их как адекватное отражение реальности.

В период доклассической науки не была известна суть безграничной идеализации, поскольку не была открыта эта способность мышления конструировать безгранично идеализированные предметы, которые неосознанно использовались в доклассической науке и в философии как якобы адекватные образы реальности. Сконструированные мышлением философские бесконечно идеализированные предметы не были разграничены с созданными мышлением безгранично идеализированными конечными предметами теоретической науки. Мысленные безгранично идеализированные предметы доклассической науки содержали в себе как бесконечно идеализированные черты, так и конечные безгранично идеализированные черты. Яркий пример таких безгранично идеализированных предметов, использовавшихся наукой и философией, — это точка, прямая линия у Пифагора; элементы (стихии) Эмпедокла как корни (архэ) предметов; атомы Демокрита, которые одновременно были бесконечно идеализированными предметами и обладали чертами конечных безгранично идеализированных предметов.

Точка, прямая линия рассматривались Пифагором как сообразованные с определенными числами (единицей и двойкой) и мыслились обеспечивающими бесконечность мироздания. Демокрит рассматривал атомы как неделимые частицы вещества, не разрушающиеся и не возникающие, которых будто бы было бесконечное количество и которые якобы обладали бесконечным количеством форм. Элементы (стихии) Эмпедокла — огонь, воздух, вода, земля — рассматривались им не уничтожимыми и не возникающими, а вечными и неизменными, из них будто бы образуются все вещи посредством их смешения и соединения и, согласно Эмпедоклу, бытие не может ни погибнуть, ни возникнуть.

Поскольку в доклассической теоретической науке научные знания жестко привязывали к идеологическим безгранично идеализированным предметам философии, а значит, к основанной на идеологических безграничных идеализациях философской теории, то она в силу этого не могла быть строго научной и потому была частично теоретикоподобной, как теоретикоподобная философия. Яркий пример такой науки — это математические изыскания Пифагора и пифагорейцев. Но стихийно зарождались первые научные безгранично идеализированные предметы в математике, напр., точка, прямая линия у Пифагора, безгранично идеализированные элементарные кирпичики мироздания, напр., стихии у Эмпедокла, атомы у Демокрита, семена предметов (гомеомерии) у Анаксагора, хотя и не в чистом научном безгранично идеализированном виде, а связанные с бесконечно идеализированными чертами, являющимися идейными компонентами философии, которые мыслились ею отражением первоосновы мироздания.

Доклассическая теоретическая наука начиная с Древней Греции не была чистой наукой, а была эклектичной противоречивой дуалистичной смесью теоретических науки и философии. Она, во-первых, состояла из рациональных элементов формировавшейся теоретической науки, которые создавало формировавшееся рациональное мышление, отделявшееся в процессе эволюции мышления от идеологического мышления в качестве самостоятельного типа мышления, и, во-вторых, она состояла из элементов формировавшейся философии как отдельной теории, создававшейся формировавшимся идеологическим мышлением. Но уже Сократ и Платон четко отделили философию от науки и создали чистую философию без всякой примеси рациональной научности, поскольку у них было, согласно моим критериям, фактически полностью идеологическое мышление, мыслящее якобы существующей бесконечную основу мира, идея которой лежит в фундаменте философии. Несмотря на то, что Платон использовал математические идеи Пифагора, но использовал не их научный, а их философский аспект (см., напр., «Тимей»). Полагаю, оправдано сказать, что в некотором роде первыми основателями собственно философии, философии в чистом виде были Сократ и Платон. В более позднее время яркими представителями «чистой философии» без «примеси науки» в Европе были Фома Аквинский, Георг Гегель.


Последний раз редактировалось: Admin (Чт Сен 16, 2021 11:14 am), всего редактировалось 34 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 249
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ПРИМЕНЕНИЕ БЕЗГРАНИЧНО ИДЕАЛИЗИРОВАННЫХ ПРЕДМЕТОВ КАК ЗАКОН ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ  Empty ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin Пт Дек 07, 2018 6:43 pm

В Новое время теоретические науки отделились от философии и выработали свои чисто научные безгранично идеализированные предметы, хотя они не осознавались как идеализированные предметы и в качестве идеализированных вырабатывались неосознанно, а сознательно создавались в качестве якобы неидеализированных «чистых предметных форм». Тогда тоже еще не была выработана концепция идеализации и не выделялись в науке и в философии безгранично идеализированные предметы. Для формировавшейся в Новое время классической науки было характерно, что она с помощью рационального мышления начала активно, но неосознанно создавать и использовать отделенные от создаваемых идеологическим мышлением философских бесконечно идеализированных предметов чисто научные безгранично идеализированные предметы, которые научная теория использовала уже как исключительно конечные безгранично идеализированные предметы, не связанные с философской бесконечной идеализацией (напр., точка, прямая линия). Наглядным примером строго научного применения безграничной идеализации в теоретической науке является первый закон механики Исаака Ньютона, который гласит, что «всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменять это состояние» [8, c. 39]. Невозможны предметы, на которые не воздействовали бы внутренние и внешние силы, такие предметы — это безгранично идеализированные предметы, в отношении которых Ньютон сформулировал данный закон.

Классическая наука в Новое время не осмысливала научные создаваемые ею безгранично идеализированные предметы как научные безгранично идеализированные предметы, а следовательно, не осмысливала также общие законы их конструирования, устройства, функционирования и развития и рассматривала их как разновидность существовавших, существующих или реально возможных предметов. Не только с точки зрения И. Ньютона была возможной ситуация, при которой на тело не действуют никакие силы, но и К. Маркс считал реальной возможность осуществления полностью совершенного коммунистического общества, содержанием идеи которого в действительности является неосуществимый безгранично идеализированный предмет в виде полностью совершенного общества, который оправданно использовать в научной теории общественного развития и в социальной инженерии, но который неоправданно осуществлять, поскольку безгранично идеализированные предметы неосуществимые.

В силу того, что классическая теоретическая наука рассматривала неосознанно созданные ею безгранично идеализированные предметы как разновидность неидеализированных осуществимых предметов, то она не видела в создаваемых ею научных безгранично идеализированных предметах функции субститута, т. е. безгранично идеализированного заменителя в мышлении познаваемых предметов реальности. Классическая теоретическая наука не рассматривала научные безгранично идеализированные предметы как специальные средства познания, а безграничную идеализацию — как специальный метод научного познания. Она также некорректно рассматривала научные безгранично идеализированные предметы как обобщенное отражение реальности, но безгранично идеализированный предмет не является результатом обобщения, и потому образ безгранично идеализированного предмета не является общим понятием.

Окончательное содержательное отделение науки от философии в Новое время и создание наукой собственных чисто научных безгранично идеализированных предметов, хотя и не осознаваемых как идеализированные, расширило возможности для многих людей заниматься наукой и применять ее результаты. Если в доклассической науке с ее неразграниченностью рационально-научных безгранично идеализированных предметов с идеологическими философскими безгранично идеализированными предметами были способны заниматься теоретической наукой в силу такой ее специфики только люди с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, к тому же приверженные философии, то в связи с окончательным отделением в Новое время науки от философии и разграничением собственно рационально-научных и собственно философских безгранично идеализированных предметов теоретической наукой уже были способны заниматься не только люди с рационально-идеологическим мышлением, приверженные философии, но и люди с рационально-идеологическим мышлением, не приверженные философии, но приверженные нефилософскому мировоззрению, напр., религиозному, а также люди с монистичным рациональным мышлением, которое не в состоянии мыслить содержательно идею бесконечной основы мироздания, содержание которой представляет собой идеологический бесконечно идеализированный предмет, присущий создаваемым идеологическим мышлением идеологиям (религии, философии и др.).

В связи со сформировавшейся способностью классической науки самостоятельно без помощи философии создавать научные безгранично идеализированные предметы, хотя и не осознаваемые как идеализированные, исчезло содержательное влияние философии на науку, но сохранилась претензия некоторых философских учений на методологическую функцию и на функцию интегратора научных знаний и собственных идей в единый системный взгляд на мир (общемировоззренческую картину мироздания), т. е. на объединение научных знаний о мире посредством философской идеи о якобы существующей бесконечной основе мироздания. Теоретическая классическая наука в силу недостаточной развитости не была в состоянии полностью самостоятельно разрабатывать когнитивные общеметодологические идеи и общемировоззренческие идеи об основе мироздания, а потому разработку этих идей частично сохранила за собой философия в виде некоторых философских учений. Наиболее ярко эти функции философии в отношении науки были выражены в универсальной марксистской философии. При этом философии удалось выявить такие общие законы мироздания и его познания, которые не способна была выявить классическая наука, но описанные ею в несовместимой с наукой нереалистичной идеологической бесконечно идеализированной идейной форме. Напр., это идеи бесконечных законов диалектики, сформулированные Г. Гегелем, но методологически переосмысленные марксисткой философией для нужд научного познания и поддающиеся использованию их наукой посредством их рационального преобразования применительно к реальности, признаваемой рациональным мышлением конечной; это осмысление И. Кантом границ и возможностей рационального познания конечных предметов. Но эта основанная на несовместимых рациональном и идеологическом типах мышления связь науки и философии была, говоря образно, противоестественной.

Согласно концепции В. С. Степина, революция в классической науке вследствие кризиса закономерно сложившейся в ней разновидности рациональности познания привела в конце XIX в. к превращению ее в неклассическую науку, период которой длился по 60-е гг. XX в., которую сменила, начиная с 70-х гг. XX в., постнеклассическая наука. В аспекте применения метода безграничной идеализации революция в сложившейся рациональности познания классической науки состояла в первую очередь в переходе от неосознанного создания классической наукой научных безгранично идеализированных предметов в отношении исследуемых сторон реальности, которые она рассматривала не как идеализации, а как разновидность осуществимых предметов, к сознательному построению неклассической наукой научных безгранично идеализированных предметов в отношении исследуемых сторон реальности, осознаваемых ею неосуществимыми, но имеющими неидеализированные прообразы в реальном мире, и к сознательному построению неклассической наукой собственных безгранично идеализированных предметов относительно основ мироздания, но при этом не имеющих черт бесконечной идеализации, а представляющих собой операциональную бесконечность, т. е. неопределенно конечное (напр., операциональная бесконечность физических пространства и времени, представляющая собой неопределенно конечные пространство и время).

В период неклассической науки была выработана концепция идеализации в науке, которая, однако, фактически сводилась к рассмотрению идеализации в качестве метода научного исследования, т. е. к методологическому ее рассмотрению, что представляет собой слишком узкий взгляд на место, роль и возможности безграничной идеализации в науке, особенно в теоретической науке, а к философии концепция идеализации фактически не применялась и не применяется. Идеализация в философии и в целом в идеологии является специальным объектом моих исследований. Я расширил научное понимание идеализации в постнеклассической науке и в идеологии до рассмотрения ее как безграничной идеализации и до рассмотрения ее не только как инструмента научного познания, но и в качестве средства построения безгранично идеализированных эйдосов как одного из типов заменителей (субститутов) в мышлении реальности, а именно как безгранично идеализирующего реальность типа субститутов.

В период неклассической и постнеклассической науки философские бесконечно идеализированные предметы стали ненужными в науке для интеграции научного знания и для осмысления основ мироздания и перестали влиять на науку. Философия замкнулась на себе, стала служить реализации потребности теоретизирующего идеологического мышления, превратилась в чистую философию исключительно для нужд идеологического мышления, т. е. для нужд узкого круга людей, поскольку людей с монистичным идеологическим мышлением лишь ок. 7–12% и не все из них склонные к философии. Есть еще люди с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, однако это мышление не приспособлено к чистой философии. Но эта отделившаяся от неклассической науки чистая философия отличается от вненаучной чистой философии Платона тем, что его философия была метафизикой, рассматривавшей предметы реальности как якобы проявление признаваемой его философией бесконечной основы мира (бесконечных материи, демиурга, эйдосов), и потому она пересекалась с тогдашней наукой; а современная вненаучная философия (философия экзистенциализма и др.) — это неметафизическая философия, рассматривающая себя параллельной науке и не пересекающейся с ней разновидностью осмысления мироздания не в онтологическом аспекте, считая его областью применения науки, а в аспекте отношения человека к будто бы бесконечному бытию.

Нет ни одной философии, которая не признавала бы якобы существование некоей бесконечной основы мира, однако неметафизические философии не занимаются осмыслением особенностей этой основы и ее будто бы проявлений в конечных предметах. Их центральной проблемой фактически является осознанное отношение через призму якобы реальной бесконечности мироздания индивидов к себе, друг к другу и осознанное отношение человека к якобы реальной бесконечности мироздания. Эти отношения возможны и существуют, но только в сознании людей и между людьми с идеологическим мышлением, категорически признающим будто бы существование бесконечной основы мира, но которые эти философии осмысливают как будто бы отношения любого человека, поскольку идеологическое мышление выделяю только я в своих исследованиях. Последней крупной влиятельной метафизической философией периода классической науки, какое-то время частично сохранявшей свое влияние (преимущественно в СССР и в ряде других социалистических стран) на науку в ее неклассический период, была марксистская философия (диалектико-материалистическая философия). Однако философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса закономерно потеряла свое влияние в неклассической науке в первую очередь потому, что ее метафизическая природа не совместима с современной неклассической наукой. Другой метафизической философией, имевшей некоторое влияние на науку в период формирования неклассической науки и даже созданной в этот период, был тейярдизм, т. е. философия Тейяра де Шардена, однако она, говоря фигурально, опоздала родиться. Метафизическая неотомистская философия и сейчас влиятельная среди приверженцев Римско-католической церкви, в том числе даже среди ученых с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, обладающих религиозно-католической верой, но эта философия отграничила себя от науки.

Неклассическая и постнеклассическая наука оказались в состоянии сами заменить философию в целостном изображении мироздания, в осмыслении основ мироздания, потому что она подошла к предельной на сегодня границе возможности рационального мышления мыслить существующими конечные основы реальности. Первыми мыслителями, которые осознали возможность и необходимость замены философии научным взглядом на основы мироздания, были позитивисты, а основоположником позитивизма был французский мыслитель Огюст Конт. Однако зачатки позитивизма были фактически заложены Иммануилом Кантом и особенно отчетливо проявились в сформулированных им антиномиях, с помощью которых он фактически попытался определить границы философии и науки.

В настоящее время позитивизм стал недостаточным в качестве рационального принципа разграничения науки и философии, т. к. он предполагает рациональное обоснование соответствия научных идей реальности и потому, будучи проведенным последовательно, отвергает безгранично идеализированные предметы науки, поскольку для них невозможен адекватный аналог в реальности. Потому я сформулировал принцип концепции чистого (пурического) рационализма и чистой пурической идеологии, который позволяет устранить методологическое несовершенство позитивистского принципа рационализма и состоит, во-первых, в разграничении рационального мышления как основы рационального взгляда на мир, в том числе здравого смысла, науки и инженерии, и идеологического мышления как основы идеологического взгляда на мир, в том числе религии и философии, во-вторых, в признании того, что рациональное мышление не в состоянии содержательно мыслить лежащее в основе всякой идеологии понятие бесконечного как якобы отражение будто бы существующей бесконечной основы мироздания, а способно мыслить понятие бесконечного лишь путем формально-логического противопоставления понятию конечного наподобие «без конца и без начала» безотносительно к оценке его с точки зрения отражения реальности, в-третьих, в признании рациональных идей неимперативными (описательное, дескриптивное знание) и условно (относительно, не категорически) императивными (методологических и инженерных идей) для людей с рациональным мышлением и в признании идеологических идей категорически императивными для их приверженцев.

Однако как бы ни прогрессировала наука, она не заменит для личностей с идеологическим мышлением идеологический взгляд на мироздание, поскольку научный взгляд на мироздание имеет ценность только для рационального мышления.

2015

19. 01. 2015

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Сноска 8. Ньютон, И. Математические начала натуральной философии / И. Ньютон. – М. : Наука, 1989. – 688 с.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной  неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива // Demiurgos.communityhost.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии // demiurgos.sosbb.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия // demiurgos.sosbb.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационально-научного и идеологическо-религиозного методологических подходов // demiurgos.sosbb.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность // demiurgos.sosbb.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера // demiurgos.sosbb.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03.. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления demiurgos.sosbb.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям // demiurgos.sosbb.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера // demiurgos.sosbb.ru, 6. 01. 2015.


Адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ: https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 249
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения