ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ОБРАЗ ПРИЧИННОСТИ КАК ОДНА ИЗ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ

Перейти вниз

ОБРАЗ ПРИЧИННОСТИ КАК ОДНА ИЗ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ  Empty ОБРАЗ ПРИЧИННОСТИ КАК ОДНА ИЗ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ

Сообщение автор Admin Пн Янв 18, 2016 6:33 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ОБРАЗ ПРИЧИННОСТИ КАК ОДНА ИЗ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Особенности рациональной предметной (содержательной) логики и идеологической предметной (содержательной) логики

Мое исследование теоретическое, и в нем я использую наряду с другими теоретическими методами метод научной безграничной идеализации, с помощью которой теоретически конструирую модели противоположных рационального и идеологического типов мышления в научном безгранично идеализированном виде; т. е. в виде как бы полного проявления сущности каждого из них, свободного от противоположного типа мышления, от реального несовершенства этих типов мышления у их носителей, от ошибок в их использовании обладающими ими людьми, от деформирующего влияния на них содержания чувств, мыслей о мире обладателей этих типов мышления, от искажающего внешнего влияния на них содержания чужих чувств, идей, мнений, общественного сознания и других факторов, в реальности неизбежно препятствующих их проявлению в чистом виде. Эта безграничная идеализация представляет собой рассмотрение данных типов мышления с точки зрения как бы полного проявления в них их сущности, без всяких ограничивающих данное проявление факторов. Однако безгранично идеализированные рациональный и идеологический типы мышления имеют реальные незавершенные с точки зрения реализации сущности неидеализированные прообразы в мышлении конкретных людей. На основе научного знания о реальных неидеализированных рациональном мышлении и идеологическом мышлении я с позиции рационального мышления теоретически создаю модели безгранично идеализированных рационального мышления и идеологического мышления; и потому эти безгранично идеализированные типы мышления являются не произвольно придуманными, а научными безгранично идеализированными предметами, которые в качестве идеализированных предметов неосуществимые. Изучение реальных предметов в виде научно созданных теоретических безгранично идеализированных предметов позволяет рассмотреть их сущность как бы в чистом проявлении. Наука с момента ее зарождения использует научные безгранично идеализированные предметы (например, точку, прямую линию в математике), хотя ученые долгое время не осознавали, что это идеализированные предметы, которые вследствие этого неосуществимые вне мысли о них. В то же время у многих людей рациональное мышление и идеологическое мышление проявляются настолько сильно, что в научном исследовании и в практике можно при определенных условиях не принимать в расчет факторы, ослабляющие проявление их сущности.

Рациональный и идеологический типы мышления обладают рациональной и идеологической предметными (содержательными) типами логик. Предметная (содержательная) логика основана на предметных логических формах в виде образов наиболее общих форм предметности, присущих мысленным предметам (эйдосам), которые адекватно или неадекватно отражают реальность, или являются создаваемыми мышлением осуществимыми и неосуществимыми ее проектами, одновременно выполняя функцию субститутов (заменителей, заместителей, представителей) в мышлении познаваемых и проектируемых предметов. Потому предметная логика, в отличие от формальной логики, — это содержательная логика, логика оперирования мысленными предметами (эйдосами). Понятия в виде их содержания являются своеобразными хранилищами создаваемых мышлением мысленных предметов (эйдосов), их своеобразными легитиматорами (легализаторами, узаконивателями) для мышления, а также средствами создания, закрепления, оперирования и передачи мыслей в виде мысленных предметов. Формальная логика — это логика оперирования понятиями со стороны классификационных форм их содержания и построения выводов на основе классификации. Возможны общие понятия эйдосов, но невозможны общие эйдосы. Предметная логика существует в виде предметной логики рационального мышления (рациональной предметной логики) и предметной логики идеологического мышления (идеологической предметной логики). Предметная логика рационального и идеологического типов мышления — это типы видения (мышления и познания) мира носителями данных типов мышления. Предметная логика рационального мышления неценностная, внечувственная и в силу этого ориентирована на адекватное отражение реальности, а потому носители рационального мышления ориентированы на мышление мира таким, каким он существует на самом деле безотносительно к их желанию видеть его тем или иным. С точки зрения моей концепции чистого рационализма и чистой идеологии предметная логика идеологического мышления нереалистичная, поскольку ее предметные логические формы выражают безграничное, в том числе бесконечное, экзистенциальное ценностное отношение к миру носителей идеологического мышления на основе безграничного, в том числе бесконечного, экзистенциального ценностного переживания мира его носителями, являющегося необходимой предпосылкой логики идеологического мышления; а потому носители идеологического мышления ориентированы на мышление мира не таким, каким он существует на самом деле, а на мышление его с позиции их ценностного отношения к нему, при этом веря, будто он существует таким, каким они его мыслят.

В философиях Георга Гегеля и марксизма предметная (содержательная) логика описана как единая для все людей логика, диалектические предметные логические формы и законы которой будто бы подходят для мышления каждого человека. В философии Г. Гегеля содержательная диалектическая логика, хотя Гегель и не употреблял термин «диалектическая логика», описана как изначально объективная, якобы первичная относительно человеческого сознания и будто бы существовавшая до природы и человека в абсолютной идее, якобы проявившаяся как логика субъективного духа на третьей стадии саморазвития абсолютной идеи в виде человеческого духа (человеческого сознания). Согласно марксизму, творчески преобразовавшему идеалистическую диалектическую логику философии Гегеля на основе материалистического взгляда на мир, содержательная диалектическая логика присуща лишь человеческому мышлению и в полной мере присуща не всякому мышлению, а лишь мышлению, усвоившему диалектический взгляд на мир, противоположный метафизическому взгляду на мир, присущий большому числу людей, который будто бы возможно преодолеть, и якобы мышление каждого человека способно быть диалектическим. Согласно моей концепции чистого рационализма и чистой идеологии, предметная (содержательная) логика существует не как единая логика, которой обладают все люди, а как два противоположных типа предметных логик — рациональная и идеологическая предметные логики. Рациональная предметная логика присуща рациональному типу мышления, а идеологическая предметная логика присуща идеологическому типу мышления. Много людей обладают монистичным рациональным мышлением, много людей обладают монистичным идеологическим мышлением, много людей обладают противоречивым смешанным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, в котором присутствуют элементы рациональной и идеологической предметных логик, в мышлении одних людей действующие параллельно относительно независимо друг от друга, в мышлении других людей конфликтно взаимодействующие друг с другом, в мышлении третьих людей сменяющие друг друга во времени разово или чередуясь. Я не рассматриваю смешанное дуалистичное рационально-идеологическое мышление как отдельный тип мышления и не считаю его противоречивую дуалистичную предметную логику, в которой присутствуют элементы рациональной и идеологической логик, отдельным типом предметной логики. Я исхожу из того, что люди врожденно предрасположены к рациональному и идеологическому мышлению, а также к смешанному дуалистичному рационально-идеологическому мышлению, но люди не рождаются с этими предметными логиками, они оформляются при формировании их мышления в процессе формирования личности.

Рациональный и идеологический типы предметной логики состоят из предметных логических форм, принципов, законов, операций и других разновидностей их компонентов. Предметная логика, предметными логическими формами мышления которой является общее содержание образов предметности, мыслимой существенно по-разному рациональным и идеологическим мышлением, определяет общее содержание конкретных мыслей о предметах, реальных или вымышленных, созданных вследствие осмысления или конструирования мира мышлением. В идеологической логике все ее логические компоненты являются категорически императивными, а в рациональной логике все ее логические компоненты являются императивными, но не категорически. Я здесь ограничиваюсь рассмотрением только предметных логических форм мышления, которые являются основной разновидностью логических компонентов, кирпичиков предметной логики рационального мышления и идеологического мышления. Особенности предметных логических форм рационального и идеологического мышления определяют специфику принципов, законов и других разновидностей логических компонентов рациональной предметной логики и идеологической предметной логики. Знание предметной логики рационального мышления и идеологического мышления позволяет повысить четкость использования ее в рациональных и идеологических размышлениях, но это знание может не помочь дуалистичному рационально-идеологическому мышлению, содержащему противоречащие друг другу элементы рациональной и идеологической предметных логик. Четкость использования предметной логики рационального мышления способна влиять на качество научного познания и научно обоснованного конструирования мира, например, использование рациональным мышлением идеологических безгранично идеализированных предметов противоречит его предметной логике. Признание научных безгранично идеализированных предметов осуществимыми также противоречит предметной логике рационального мышления. Категоричность и отрицание возможности сомнения в истинности идей тоже противоречит предметной логике рационального мышления. Четкость использования идеологической логики способна влиять на стройность идеологических учений, но не на качество идеологических взглядов на мир с точки зрения объективной истины, например, использование в идеологии объективных научных знаний, не деформированных в соответствии с идеей якобы существования бесконечной основы мира, противоречит идеологической предметной логике, ей противоречит также непоследовательность в описании будто бы проявления бесконечной основы мира как первопричины в конечных предметах, частичное или полное непризнание первоосновы мира в качестве якобы первопричины.

Предметные логические формы мысленных предметов (эйдосов) как образов мыслимых предметов и как заменителей (субститутов) мыслимых предметов в рациональном и идеологическом мышлении функционируют в виде логических норм мыслить осмысливаемые и конструируемые предметы как обладающие чертами, зафиксированными в этих предметных логических формах. В каждом из этих типов мышления предметные логические формы мысленных предметов представляют собой содержательные образы наиболее общих черт реальных и придуманных мыслимых предметов. Предметные логические формы рационального и идеологического мышления — это образы наиболее общих черт предметности мыслимых предметов, которые выполняют логическую функцию. Логическое устройство мышления в определенной мере отражает реальность, но отражает существенно по-разному в рациональном и идеологическом мышлении.

Согласно моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии, существуют два типа мышления со специфическими предметными логиками, а также два типа соответствующих этим типам мышления чувств, вместе определяющие особенности типов сознания, — это, во-первых, рациональное мышление с его рациональной предметной логикой и рациональные чувства, определяющие рациональное сознание, признающее существование и возможность существования только конечных предметов, признающее существование и возможность существования только конечных относительных причин, не считающее ни один из конечных предметов абсолютной причиной и не способное содержательно мыслить идею бесконечного; и, во-вторых, идеологическое мышление с его идеологической предметной логикой и идеологические чувства, определяющие идеологическое сознание, признающее якобы существование бесконечной основы мироздания и ее будто бы проявление в конечных предметах реальности. Рациональное мышление опирается на доказательства с помощью знания конечных причин в конечном счете посредством конечной практики, а идеологическое мышление опирается на идеологическую веру как категорически императивную убежденность в абсолютной истинности конкретного идеологического взгляда на мир. На рациональном мышлении основаны здравый смысл, наука и опирающаяся на науку инженерия, в идеях которых присутствуют наряду с проверенными посредством практики знаниями относительные истины, предположения, заблуждения, проблемы, сомнения, неопределенности. Здравый смысл, наука и инженерия не отстаивают категорически свои идеи как будто бы абсолютную истину. На рациональном мышлении основана также часть искусства, в котором используются не безграничные, а ограниченные идеализации конечных предметов. На идеологическом мышлении основаны религия, философия, теософия и другие идеологии, признающие будто бы существование бесконечной основы мира, якобы проявляющейся в конечных предметах реальности, Идеологическое мышление категорически императивно отстаивает свои идеологические идеи как якобы абсолютную истину для всех людей, причем каждое идеологическое мышление только свои идеологические идеи признает единственно истинными, но многие идеологические идеи могут быть общими для многих идеологических взглядов, личностей и их идеологического мышления. Есть много людей со смешанным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением и с дуалистичными рационально-идеологическими чувствами, определяющими дуалистичное рационально-идеологическое сознание.

Иммануил Кант не только первым выявил содержательную (предметную) логику, но и первым уловил влияние содержательной логики на отражение реальности, при этом не замечая идеологическое мышление. И. Кант фактически выделил в качестве содержательных логических форм априорные формы рассудка в виде категорий количества, качества, отношения, модальности, однако он преувеличил влияние мыслимой им содержательной логики на отражение реальности и характеризовал его в виде причинного влияния на содержание образов о ней. Согласно Канту, «до сих пор считали, что всякие наши знания должны сообразоваться с предметами. При этом, однако, кончались неудачей все попытки через понятия что-то априорно установить относительно предметов, что расширяло бы наше знание о них. Поэтому следовало бы попытаться выяснить, не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из предположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием, — а это лучше согласуется с требованием возможности априорного знания о них, которое должно установить нечто о предметах раньше, чем они нам даны. Здесь повторяется то же, что с первоначальной мыслью Коперника: когда оказалось, что гипотеза о вращении всех звезд вокруг наблюдателя недостаточно хорошо объясняет движения небесных тел, то он попытался установить, не достигнет ли он большего успеха, если предположить, что движется наблюдатель, а звезды находятся в состоянии покоя. Подобную же попытку можно предпринять в метафизике, когда речь идет о созерцании предметов. Если бы созерцания должны были согласоваться со свойствами предметов, то мне не понятно, каким образом можно было бы знать что-либо а priori об этих свойствах; наоборот, если предметы (как объекты чувств) согласуются с нашей способностью к созерцанию, то я вполне представляю себе возможность априорного знания. Но я не могу остановиться на этих созерцаниях, и для того, чтобы они сделались знанием, я должен их как представления отнести к чему-нибудь как к предмету, который я должен определить посредством этих созерцаний. Отсюда следует, что я могу допустить одно из двух: либо понятия, посредством которых я осуществляю это определение, также сообразуются с предметом, и тогда я вновь впадаю в прежнее затруднение относительно того, каким образом я могу что-то узнать а priori о предмете; либо же допустить, что предметы, или, что то же самое, опыт, единственно в котором их (как данные предметы) и можно познать, сообразуются с этими понятиями. В этом последнем случае я тотчас же вижу путь более легкого решения вопроса, так как опыт сам есть вид познания, требующий [участия] рассудка, правила которого я должен предполагать в себе еще до того, как мне даны предметы, стало быть, а priori; эти правила должны быть выражены в априорных понятиях, с которыми, стало быть, все предметы опыта должны необходимо сообразоваться и согласоваться. Что же касается предметов, которые мыслятся только разумом, и притом необходимо, но которые (по крайней мере так, как их мыслит разум) вовсе не могут быть даны в опыте, то попытки мыслить их (ведь должны же они быть мыслимы) дадут нам затем превосходный критерий того, что мы считаем измененным методом мышления, а именно что мы а priori познаем о вещах лишь то, что вложено в них нами самими» [6, с. 87–88].

Как Кант, так и Гегель не выделяли идеологическое мышление, которое выявлено мною, однако делали основным предметом своих рассуждений не только рациональное мышление, а и фактически, но неосознанно отчасти идеологическое мышление при описании ими разума. Но хотя они характеризовали разум во многом по-разному, однако его осознанно считали рациональным мышлением и рассматривали рассудок как низший несовершенный уровень рационального мышления. Кант и Гегель рассматривали рассудок и разум как низшую и высшую ступени (стадии) мышления. Согласно И. Канту, знание, начинаясь благодаря чувствам, переходит к рассудку и заканчивается в разуме, подводящем знание «под высшее единство мышления». При этом Кант признавал способность рассудка «ощущать» якобы бесконечность мира (см.: «Критика практического разума» (1788)). Г. Гегель рассматривал разум как «бесконечное» мышление в противоположность рассудку как «конечному» мышлению. Гегель полагал, что возможности мышления не исчерпываются рассудком и что, лишь достигнув стадии разума, мышление действует как свободная активность духа. В философии Гегеля логика идеологического мышления, которой в ней фактически является рассматриваемая им логика разума, изложена в теоретическом, а точнее в теоретикоподобном, виде очень полно, но эта логика рассматривается Гегелем не с научной, а с идеологической философской позиции как компонент его философского описания мироздания в виде будто бы саморазвития бесконечной абсолютной идеи. Построение этого философского описания мироздания осуществляется Г. Гегелем в соответствии с идеологической логикой, которая, на мой взгляд, была присуща Гегелю фактически в чистом виде. Полагаю, что философское описание Гегелем бесконечной основы мироздания фактически является описанием в превращенном виде присущей Гегелю идеологической логики.

Разграничение рассудка и разума как ступеней рационального мышления присуще также марксистской (диалектико-материалистической) философии, но в ней им дается характеристика, во многом отличающаяся от их характеристик И. Кантом и Г. Гегелем. Ф. Энгельс отметил в «Диалектике природы», что «…гегелевское различение (имеется в виду рассудка и разума — Прим. Г. А.), согласно которому только диалектическое мышление разумно, имеет известный смысл» и «…диалектическое мышление… имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий…» [25, с. 537–538]. Но еще в Античности наметился взгляд на рассудок как на конечное мышление, а на разум как на бесконечное мышление, причем заметно было противопоставление первого как будто бы несовершенного второму как якобы совершенному. Согласно современным марксистским разработкам, разум и рассудок рассматриваются как разноуровневые компоненты единой системы мышления. Марксистские философы видят в рассудке способность строго оперировать понятиями, классифицировать факты, строить систему знаний. Согласно марксистской философии, разум опирается на рассудок и представляет собой творческую мыслительную деятельность, направленную на познание сущности реальности посредством синтеза результатов познания, создания новых идей, выходящих за границы сложившихся теоретических концепций. Марксистская философия признает якобы существование бесконечной материальной основы мироздания, по отношению к которой все конечные предметы представляют собой проявления материи, познание сущности которой невозможно без разума. Однако марксистская философия рассматривает себя как научную философию, будто бы дающую объективное знание и якобы выполняющую научную методологическую функцию по отношению к науке.

Есть первичные и вторичные предметные логические формы рационального и идеологического мышления. Часть людей врожденно предрасположена только к монистичному идеологическому мышлению, часть только к монистичному рациональному мышлению, а часть только к смешанному дуалистичному рационально-идеологическому мышлению. Люди врожденно предрасположены к первичным предметным логическим формам идеологического и рационального мышления. Поскольку предметная логика дуалистичного рационально-идеологического мышления не обладает спецификой и содержит компоненты предметных логик рационального мышления и идеологического мышления, то я не рассматриваю их комбинации как отдельный тип предметной логики. В идеологическом мышлении первичными предметными логическими формами являются основанные на бесконечном экзистенциальном ценностном переживании мира содержательные образы бесконечного абсолютного предмета (бесконечного абсолюта) как абсолютной причины конечных предметов, конечного предмета как следствия бесконечного абсолюта, бесконечной абсолютной причинной связи между бесконечным абсолютом как причиной конечных предметов и конечным предметом как следствием бесконечного абсолюта, образы объективной и субъективной реальности, мысль человека о своем существовании. В рациональном мышлении первичными предметными логическими формами являются внечувственные и неценностные содержательные образы конечного предмета и конечной относительной причинной связи между конечными предметами, основанной на их взаимозависимости и взаимовлиянии, а также образы объективной и субъективной реальности, мысль человека о своем существовании. Идеологическая предметная логика — это абсолютная предметная логика, а рациональная предметная логика — это относительная предметная логика. Идеологическая предметная логика является ценностной, а рациональная предметная логика является неценностной. Хотя первичные предметные логические формы рационального, идеологического и рационально-идеологического мышления врожденно обусловлены, однако они оформляются при формировании мышления индивидов в процессе социализации. Люди не обладают врожденной предрасположенностью к вторичным предметным логическим формам идеологического и рационального мышления, однако часть их вторичных предметных логических форм, которая у каждого из них имеет специфику, тоже складывается в процессе социализации индивидов при формировании их мышления (например, выполняющие предметную логическую функцию образы качества, количества), а часть складывается в процессе жизни сформировавшихся личностей. Вторичными предметными логическими формами рационального мышления и идеологического мышления являются обладающие спецификой в каждом из них выполняющие предметную логическую функцию образы форм предметности в содержании ряда категорий (пространства, времени и др.), которые моделируют существенные или мыслимые существенными реальные или мысленно сконструированные черты мироздания и являются общеупотребительными в каждом из этих типов мышления или в одном из них. Есть частично сходные для рационального мышления и идеологического мышления категории, содержание которых в виде образов форм предметности выполняет логическую функцию вторичных предметных логических форм мышления, но на специфику которых влияют особенности типа мышления (например, сущность и явление); а есть категории, содержание которых в виде образов форм предметности выполняет логическую функцию вторичных предметных логических форм мышления, которые предположительно присущи только одному типу мышления или одному типу мышления и мышлению части людей с другим типом мышления, например, подлежит выяснению, являются ли выполняющие предметную логическую функцию образы форм предметности, присущие содержанию категорий пространства, времени, движения, предметными логическими формами рационального мышления и идеологического мышления или рационального мышления и мышления не каждой личности с идеологическим мышлением. Ведь есть идеологии, в которых признаваемый якобы существующим бесконечный бог мыслится вне пространства, времени и неподвижным. Однако нет полностью идентичных по содержанию вторичных предметных логических форм рационального и идеологического типов мышления. Даже при наличии в содержании вторичных предметных логических форм рационального мышления и идеологического мышления сходных компонентов эти логические формы обладают спецификой в каждом из данных типов мышления.


Последний раз редактировалось: Admin (Чт Янв 11, 2024 9:16 am), всего редактировалось 80 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 249
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ОБРАЗ ПРИЧИННОСТИ КАК ОДНА ИЗ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ  Empty ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin Пн Янв 18, 2016 6:34 pm

Особенности первичных предметных логических форм идеологического и рационального мышления определяют существенные особенности их вторичных предметных логических форм. Первичные предметные логические формы идеологического мышления придают вторичным предметным логическим формам идеологического мышления черту ценностного содержательного образа бесконечного (например, бесконечная сущность). Первичные предметные логические формы рационального мышления придают вторичным предметным логическим формам мышления черты неценностных предметных образов только конечного, в том числе неопределенно конечного (например, неопределенно конечные движение и покой). Содержанием первичных и вторичных предметных логических форм рационального мышления являются образы формально-логически обобщенных форм предметности. С точки зрения рационального мышления содержанием первичных и вторичных предметных логических форм идеологического мышления лишь отчасти являются образы формально-логически обобщенных форм предметности, поскольку присущий всем предметным логическим формам идеологического мышления образ якобы реальной бесконечной предметности не является формально-логическим общим понятием, а порождается бесконечным экзистенциальным ценностным переживанием обладающей идеологическими мышлением и чувствами личности, т. к. понятие бесконечного предмета невозможно получить формально-логически путем обобщения понятий конечных предметов, а полученное формально-логически понятие бесконечного путем противопоставления понятию конечного неизбежно безотносительное к его оценке с точки зрения отражения реальности. Однако с точки зрения идеологического мышления ни одна ее предметная логическая форма не имеет формально-логически обобщенного образа предметности, и все используемые им образы предметов являются не абстрактными и общими, а конкретными. Предметные логические формы рационального и идеологического мышления являются априорными по отношению к конкретному процессу мышления в том смысле, что они предшествуют каждому его конкретному акту и определяют формы конкретного мышления мироздания. Поскольку первичные и вторичные предметные логические формы рационального и идеологического мышления функционируют в виде норм мышления, то они обладают императивностью для обладателей рациональной и идеологической логик.

Императивность первичных предметных логических форм рационального мышления по отношению к процессу мышления естественная некатегорическая и проявляется автоматически. Их императивность частично влияет на императивность вторичных предметных логических форм рационального мышления. Императивность его вторичных предметных логических форм, которые формируются в процессе формирования личности, похожа на естественную некатегорическую, а те предметные логические формы, которые складываются в процессе жизни сформировавшихся личностей, обладают условной императивностью. Императивность первичных предметных логических форм идеологического мышления категорическая. Императивность вторичных предметных логических форм идеологического мышления по отношению к процессу мышления тоже проявляется как такая же категорическая, поскольку она абсолютно определяется императивностью его первичных логических форм. Но никакие предметные логические формы идеологического мышления не поддаются логической операционализации с целью превращения их в алгоритм мышления, поскольку все они имеют в своем содержании образ бесконечного, основанный на не поддающемся логической операционализации бесконечном экзистенциальном ценностном переживании идеологической личностью мира. В содержании идеологической предметной логической формы конечного предмета как якобы следствия бесконечного абсолюта тоже имеется образ бесконечного, в том числе в виде якобы абсолютной причины конечного. Все предметные логические формы рационального мышления поддаются логической операционализации, поскольку их содержанием является внечувственный и неценностный образ исключительно и всецело конечного. Однако подлежит выяснению, каким образом идеологическое и рациональное мышление врожденно предрасположены к первичным предметным логическим формам мышления. Не могу предположить, что первичные предметные логические формы мышления запрограммированы в генотипе.

Содержательные логические действия с мысленными предметами (эйдосами), отражающими и заменяющими в мышлении мыслимые предметы, всегда осуществляются в виде императива (например, в виде императива мыслить предметы со стороны их количественных и качественных черт, со стороны формы и содержания, движения и покоя и др.). Так, предметные логические формы рационального мышления повелевают мыслить предметы как конечные, а предметные логические формы идеологического мышления повелевают мыслить будто бы существование бесконечной основы мира и мыслить конечные предметы как якобы ее проявления. Предметные логические формы рационального и идеологического мышления, определяя предметно-логические особенности конкретных мыслей о мироздании, не определяют конкретное содержание этих мыслей, которое создается в процессе конкретного осмысления его людьми.

Категорически императивный образ бесконечной абсолютной причинности как предметная логическая форма мышления в идеологической предметной логике

В структуре содержательной (предметной) логики идеологического мышления имеется содержательный образ бесконечной абсолютной причинности (каузальности от лат. causa — причина) как одна из первичных предметных логических форм идеологического мышления, к которой, как и к другим первичным идеологическим предметным логическим формам, идеологическое мышление врожденно предрасположено и которая определяет форму содержательного изображения конкретных причинных связей создающим конкретные идеологические взгляды конкретным идеологическим мышлением. Причинность — это такое отношение порождения (генетических связей) между предметами, в котором один предмет является производителем (причиной) другого предмета (следствия).

Идеологическая предметная логическая форма в виде содержательного образа бесконечной абсолютной причинности является сложной, состоящей из нескольких первичных идеологических предметных логических форм: из содержательного образа бесконечного абсолютного предмета как якобы бесконечной абсолютной причины конечных предметов, из содержательного образа конечного предмета как будто бы следствия бесконечного абсолюта. Идеологическая предметная логическая форма в виде содержательного образа бесконечной абсолютной причинности представляет собой содержательный образ якобы однонаправленной детерминации бесконечным абсолютным предметом конечных предметов без обратного влияния будто бы порожденных бесконечным абсолютном конечных предметов на бесконечный абсолют. Первичная предметная логическая форма идеологического мышления в виде содержательного образа бесконечной абсолютной причины является абсолютно доминирующей в отношении вторичных предметных логических форм идеологического мышления (например, в отношении общемировоззренческих для носителей идеологического мышления категорий в виде содержательных образов бесконечных количества, качества, формы, содержания), которые подчинены первичным предметным логическим формам.

Содержательный образ бесконечной абсолютной причинности как предметная логическая форма идеологического мышления существенно определяет организацию логики идеологического мышления как системы, противоположную организации логики рационального мышления как системы. Эта предметная логическая форма существует в виде содержательного образа якобы порождения будто бы существующим бесконечным абсолютом, имеющим в разных идеологиях разную конкретизацию, конечного предмета. Данное абсолютное причинное отношение существует в логике идеологического мышления как однонаправленное от абсолютной причины к следствию. Содержательный образ бесконечной абсолютной причинности как предметной логической формы идеологического мышления придает всем мыслимым этим мышлением предметам характер иерархической организации, на вершине которой мыслится абсолютная бесконечная причина, а конечные предметы мыслятся полностью производными от бесконечного абсолюта следствиями и в силу этого полностью зависимыми от него. Абсолютно иерархическая организация логики идеологического мышления является одним из ее коренных отличий от логики рационального мышления, которая обладает относительной иерархической организацией.

Философы И. Кант, Г. Гегель, а также К. Маркс, Ф. Энгельс и другие философы-марксисты осознавали в теоретическом виде предметные логические формы своего идеологического мышления, в том числе предметную логическую форму в виде образа бесконечной абсолютной причинности, считая их будто бы всеобщими, но не рассматривая их идеологическими в моем понимании идеологической логики и не разделяя их на первичные и вторичные. Однако и сегодня ни философы, ни ученые не разграничивают идеологическую и рациональную предметные логики. Объективное научное познание логики идеологического мышления, как и объективное научное познание логики рационального мышления, возможно только посредством рационального мышления. Обладатели рационального мышления не осознают различие первичных и вторичных предметных логических форм своего рационального мышления. Обладатели идеологического мышления не осознают свое мышление как специфический идеологический тип мышления, а значит, и особенности его предметных логических форм.

Поскольку все предметные логические формы идеологического мышления являются в нем категорически императивными, т. е. они повелевают неукоснительно следовать им, то и первичная предметная логическая форма в виде образа форма бесконечной абсолютной причинности тоже категорически императивная. Содержательный образ бесконечной абсолютной причинности как предметная логическая форма идеологического мышления представляет собой содержательный образ порождающей связи между признанными идеологическим мышлением будто бы существующими бесконечной абсолютной причиной и ее якобы конечными следствиями. В ней проявляется действие присущего идеологическому мышлению принципа абсолютности идеологического мышления. Идеологическое мышление не может не мыслить бесконечную причину мироздания и не может не мыслить ее абсолютной причиной конечных предметов, поскольку категорически императивный содержательный образ бесконечной абсолютной причинности является одной из первичных предметных логических форм идеологического мышления, которой оно не может не следовать. Содержательный образ бесконечной абсолютной причинности как первичная предметная логическая форма идеологического мышления опирается на не требующую доказательства идеологическую веру как абсолютную убежденность в будто бы истинности такого понимания причинности в мире.

Предметная логика идеологического мышления не предписывает конкретное содержание будто бы существующей в мире абсолютной причины и конечных предметов как ее якобы абсолютных проявлений. Предметная логика идеологического мышления категорически предписывает мыслить предметы в соответствии с ее предметными логическими формами, этим категорически императивно организуя конкретное содержание взглядов на мир и содержание проектов предметов сообразно предметным логическим формам. Логика идеологического мышления категорически предписывает ему мыслить конкретные конечные предметы в соответствии с содержанием ее предметных логических форм, в том числе бесконечной абсолютной причинности, например, категорически императивно мыслить причинную взаимообусловленность конечных предметов как специфические вторичные причины, якобы детерминированные бесконечной абсолютной первопричиной. Конкретное содержание взгляда идеологического мышления конкретной личности на мироздание не сводится к обусловленности данного содержания предметными логическими формами этого мышления, но данное содержание не выходит за рамки его логики, если оно последовательное, однако оно ни у одной идеологической личности практически не бывает строго последовательным.

Идеологическое мышление рассматривает причинные отношения между конечными предметами как вторичные, а потому как неполные и несущественные относительно якобы первичной бесконечной абсолютной причины. Потому в любой идеологии заметно произвольное с точки зрения объективного рационального отражения реальности изображение причинных связей между реальными конечными предметами. Но произвольность рассмотрения конкретным идеологическим мышлением причин в отношениях между конечными предметами выглядит произвольностью только с точки зрения рационального мышления и не рассматривается как произвольность идеологическим мышлением, поскольку оно мыслит в соответствии с якобы особенностями проявления конкретной бесконечной основы мира как абсолютной первопричины, которую оно с помощью идеологической веры признает. Категорически императивные предметные логические формы идеологического мышления являются априорными для конкретного содержания идеологического мышления. Категорическая императивность предметных логических форм идеологического мышления абсолютно обусловливает категорическую императивность всего конкретного содержания идеологического мышления, которое строится в соответствии с предметными логическими формами идеологического мышления. Потому предметная логика идеологического мышления намного богаче нормативностью, чем предметная логика рационального мышления.

Категорическая императивность общих для мышления всех идеологических личностей предметных логических форм, придающая категорическую императивность конкретному содержанию создаваемых идеологическим мышлением идеологических взглядов, идей, концепций, учений, неизбежно порождает множественность категорически императивных частных предметных логических форм в идеологическом мышлении конкретных людей, существующих в рамках общей предметной логики идеологического мышления и образующих идеологические частные предметные логики. Предполагаю, что даже правомерно сказать, что существует столько идеологических частных предметных логик, сколько существует имеющих приверженцев конкретных идеологий и даже сколько существует идеологических личностей, поскольку каждая идеологическая личность неизбежно обладает спецификой идеологического взгляда на мир, но это неполные идеологические предметные логики. Почему я предполагаю, что приверженцы конкретных идеологий наряду с общей для любого идеологического мышления идеологической предметной логикой обладают частными идеологическими предметными логиками? В любой идеологической концепции есть особые присущие только ей фундаментальные идеи, т. е. идеологические категорически императивные содержательные образы мыслимых ее приверженцами особенностей фундаментальных черт мироздания, в том числе будто бы существующей бесконечной основы мироздания. Категорически императивные содержательные образы специфически понимаемых в конкретных идеологиях якобы существующих фундаментальных черт мироздания являются для их приверженцев своеобразными специфическими групповыми идеологическими предметными логическими формами идеологического мышления, создающими идеологические частные групповые предметные логики. Глубина различий идеологий свидетельствует о глубине различий порождающих их особенности идеологических групповых предметных логик. В то же время каждый приверженец идеологии, которую не он создал, неизбежно обладает также спецификой собственного понимания мыслимых им якобы существующими фундаментальных черт мироздания, не подрывающего основы признанной им общей не только для него идеологии, но соответствующего его идеологическому своеобразию в виде своеобразия бесконечного экзистенциального ценностного переживания им мира и имеющего для него категорически императивный характер. Категорически императивные содержательные образы специфически понимаемых каждой приверженной конкретной идеологии идеологической личностью якобы существующих фундаментальных черт мироздания являются для идеологического мышления каждой такой личности индивидуальными идеологическими предметными логическими формами, создающими идеологические частные индивидуальные предметные логики. Существует столько идеологических индивидуальных предметных логик, сколько существует приверженцев идеологий. Предполагаю, что оправданно даже говорить об иерархии идеологических предметных логик в виде матрешки: общая идеологическая предметная логика, в которой заключены идеологические частно-групповые (групповые) предметные логики, в которых в свою очередь заключены идеологические частно-индивидуальные (индивидуальные) предметные логики.

Частные идеологические предметные логики в идеологическом мышлении конкретных людей иерархически подчинены их общей идеологической предметной логике, но возможны противоречия между этими предметными логиками в виде несогласованности, конфликтов между частными идеологическими предметными логиками индивидов и групп людей с идеологическим мышлением, между частными идеологическими предметными логиками и общей идеологической предметной логикой. Однако все люди с идеологическим мышлением имеют общие предметные логические формы мышления, в том числе общую предметную логическую форму мышления в виде содержательного образа бесконечной абсолютной причинности. Конкретные групповые и индивидуальные предметные логические формы идеологического мышления, а значит, конкретные групповые и индивидуальные идеологические предметные логики в аспекте их специфик относительно общей идеологической предметной логики, а также относительно друг друга существуют столько времени, сколько времени обладают жизнеспособностью конкретные идеологии и сколько времени живут конкретные идеологические индивиды. После этого конкретные групповые и индивидуальные идеологические предметные логики и их специфические предметные логические формы становятся мертвыми, но неизбежно живут иные конкретные групповые и индивидуальные идеологические предметные логические формы и создаваемые ими идеологические групповые и индивидуальные предметные логики. Общая предметная идеологическая логика, а значит, общие для всех людей предметные логические формы идеологического мышления существуют столько времени, сколько существует человечество, совершенствуясь в направлении более эффективного обеспечения ими идеологического взгляда на мир с учетом развития противоположного ему рационального взгляда на мир и отношения к нему.


Последний раз редактировалось: Admin (Ср Сен 15, 2021 4:03 pm), всего редактировалось 21 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 249
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ОБРАЗ ПРИЧИННОСТИ КАК ОДНА ИЗ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ  Empty ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin Ср Фев 13, 2019 5:11 pm

Предметная логика идеологического мышления в некотором роде представляет собой отражение практической не согласованной с сущностью объективной реальности деятельности человека, произвольно относящегося к реальности, т. е. деятельности человека, основанной на произволе, на осуществляемой вопреки объективным законам самопроизвольной его активности. Это предметная деятельность без учета объективно обусловленных границ. С точки зрения рационального мышления идеологическая логика нереалистичная, поскольку не объективно, а ценностно мыслит реальность.

Образ абсолютной бесконечной причинности как категорически императивная предметная логическая форма идеологического мышления является чувственным и ценностным, поскольку идеологическая личность не в состоянии мыслить якобы существование бесконечного предмета в виде бесконечной основы мира безотносительно к себе как мыслящему этот якобы бесконечный предмет. А поскольку он является чувственным и ценностным, то он субъективный, как и все предметные логические формы идеологического мышления. Идеологическая личность способна мыслить существование бесконечной основы мира, лишь мысля себя в качестве ее будто бы проявления, а значит, мысля и переживая как ценность для себя свое бытие и свою сущность в виде якобы абсолютной обусловленности их мыслимой ею будто бы существующей бесконечной основой мироздания. Потому мыслимые идеологической личностью черты будто бы существующей бесконечной абсолютной причины мироздания неизбежно понимаются ею в виде якобы проявляющейся в ее сущности и в ее бытии в мире первосущности. В силу этого конкретная идеологическая личность воспринимает как негативное отношение к себе негативное отношение кого-либо к конкретной идеологии с ее идеями о якобы существующей бесконечной основе мироздания и о ее будто бы проявлении в конечных предметах реальности, приверженцем которой такая личность является. Мысли идеологической личности о якобы существующей бесконечной первооснове мира как абсолютной причине, будь то бесконечные бог, материя или абсолютная идея, являются одновременно мыслями ее о самой себе и потому неизбежно являются не отвечающим критериям объективного знания о мире ее неустранимо пристрастным бесконечным экзистенциальным ценностным рассмотрением мира как жизненно значимого для нее. Поэтому предметная логика идеологического мышления является ценностной логикой, предметной логикой ценностного осмысления идеологической личностью мира. Поскольку мыслящая мир идеологическая личность в силу особенностей предметной логики своего идеологического мышления, которая является ценностной, не в состоянии абстрагироваться от себя в процессе осмысления якобы бесконечного мироздания и безотносительно к себе мыслить его в качестве объекта познания, то идеологическое мышление не способно добывать объективное знание.

Предполагаю, что категорически императивные предметные логические формы идеологического мышления начали формироваться еще у предлюдей в условиях предчеловеческого стада и окончательно сложились вместе с появлением современного человека как вида Homo sapiens, но были присущи не всем людям. В первобытных сообществах люди с идеологическим мышлением в силу его категорической императивности эффективно выполняли функцию сплочения членов сообществ в единое целое.

Императивный образ конечной относительной причинности как предметная логическая форма мышления рациональной предметной логики

Предметная логика рационального мышления реалистичная, поскольку она внечувственная, ценностно нейтральная и оперирует только конечными мысленными предметами, в том числе неопределенно конечными мысленными предметами, а потому она способна объективно отражать реальность. Предметная логика рационального мышления является отражением в виде ее предметных логических форм объективной реальности, а также познавательной, конструирующей и практической деятельности человека. В отличие от идеологического мышления, в рациональном мышлении нет предметных логических форм мышления в виде содержательного образа якобы существующего бесконечного абсолюта как первоосновы мира и его будто бы проявления в конечных предметах реальности, а также в виде содержательного образа якобы реальной бесконечной абсолютной причинной связи мыслимых предметов, в которой будто бы бесконечный абсолют определяет бытие конечных предметов. В устройстве предметной логики рационального мышления действует принцип относительности рационального мышления, проявляющийся в содержательном образе относительных причинных связей между мыслимыми только как конечные предметами мироздания.

В рациональном мышлении все мыслимые предметы мыслятся конечными, и потому предметная логическая форма причинности в нем — это содержательный образ конечной относительной причинной связи между конечными предметами как предметами одного порядка. Рациональное мышление использует такой содержательный образ причинно-следственных отношений, в котором ни одна из конечных причин в этих отношениях не мыслится как абсолютная по отношению к конечному следствию, но мыслится как относительная, а конечное следствие не мыслится как проявление только одной конечной причины. В то же время эта предметная логическая форма причинности допускает возможность мышления непричинных отношений между конечными предметами. Предметная логическая форма рационального мышления в виде содержательного образа конечной относительной причинности является одной из первичных логических форм. Она содержит первичную предметную логическую форму рационального мышления в виде содержательного образа конечного предмета, мыслимого как относительная причина. Первичные предметные логические формы мышления в виде содержательных образов определенно конечного предмета и неопределенно конечного предмета, а также определенно конечной относительной причинности и неопределенно конечной относительной причинности являются одними из определяющих в отношении вторичных предметных логических форм рационального мышления в виде содержательных образов в категориях конечных пространства, количества, сущности, движения, покоя и др. Первичные предметные логические формы рационального мышления, в отличие от предметных логических форм идеологического мышления, неценностные и внечувственные. Однако в рациональном мышлении первичным предметным логическим формам не подчинены полностью вторичные предметные логические формы мышления в виде предметных образов в общемировоззренческих для носителей рационального мышления категориях (например, в категориях конечных количества, качества, сущности, движения, покоя).

Предметная логика рационального мышления, как и предметная логика идеологического мышления, императивная, но, в отличие от предметной логики идеологического мышления, которая является категорически императивной, она не обладает категоричностью. Некатегорическая императивность рациональной предметной логики не придает императивность мыслям о конкретных предметах. Некатегорическая императивность первичных предметных логических форм рационального мышления является естественной и действует автоматически в виде неизбежного следования мышления этим формам. Некатегорическая императивность предметной логики рационального мышления проявляется в первичных предметных логических формах не в виде категорического предписания следовать первичным предметным логическим формам, как в идеологическом мышлении, а в виде невозможности рационального мышления не мыслить предметы в соответствии с его первичными предметными логическими формами, в том числе в виде невозможности не мыслить предметы в соответствии с рациональной предметной логической формой конечной относительной причинности, отражающей такие причинные отношения конечных предметов реальности, в которых конечные предметы являются причинами конечных предметов, конечные предметы являются конечными следствиями конечных предметов как конечных причин, ни один конечный предмет не является только следствием и только причиной, ни один конечный предмет не является причиной всех конечных предметов и причиной только одного следствия, ни одно следствие не происходит только от одной причины. В предметной логике рационального мышления причина и следствие автоматически мыслятся как меняющиеся местами в том смысле, что следствия как порождения одних предметов являются причинами порождения других предметов и способны оказывать обратное влияние на породившие их причины. Но в предметной логике рационального мышления ни один из мыслимых конечных предметов не мыслится как абсолютная причина по отношению к другим мыслимым конечным предметам.

Некатегорическая императивность одной части вторичных предметных логических форм рационального мышления в виде содержательных образов предметности (например, в виде образов конечных количества, движения, пространства, времени) в общемировоззренческих для носителей рационального мышления категориях (например, конечных количества, движения, пространства, времени, которые усваиваются индивидами в процессе социализации при формировании их мышления) похожа на императивность первичных предметных логических форм рационального мышления, в некотором роде является естественноподобной рациональной императивностью. Некатегорическая императивность другой части предметных логических форм мышления формируется в процессе жизни сложившихся рациональных личностей и является условной. Это значит, что данные вторичные предметные логические формы рационального мышления действуют при определенных условиях и оставляют рациональному субъекту определенную свободу следовать или не следовать им, т. е. носитель рационального мышления при мышлении конечных предметов обладает возможностью не использовать эти вторичные предметные логические формы мышления, он обладает возможностью выбора, ошибок в их использовании. Потому в логическом оформлении конкретного содержания рационального мышления некоторых людей иные из вторичных предметных логических форм мышления могут отсутствовать или у разных людей они могут присутствовать с различным содержанием. Влияние первичных предметных логических форм рационального мышления на его вторичные предметные логические формы проявляется в том, что вторичные предметные логические формы рационального мышления складываются в границах первичных предметных логических форм мышления, например, поскольку одной из первичных предметных логических форм является образ конечного предмета, то его вторичные предметные логические формы относятся только к мышлению конечных предметов. Рациональная предметная логика как система обладает относительно иерархической организацией. Данная логика обусловливает неизбежность рациональных доказательств с помощью содержательных образов конечных предметов и конечной причинности. В этом она также противоположна основанной на бездоказательной идеологической вере предметной логике идеологического мышления, однако допускает возможность уверенности мышления в доказательстве. Естественная и условная императивность предметных логических форм рационального мышления не придают императивный характер содержанию создаваемых и созданных им образов конкретных мыслимых предметов. Некатегорическая условная императивность многих создаваемых рациональным мышлением идей обусловлена не рациональной предметной логикой, а ценностным, персонифицированным, чувственным отношением рациональной личности к мыслимым предметам, например, для ученого обладают императивностью используемые им эффективные методы научного исследования, для нравственных рациональных личностей обладают императивностью нравственные правила, которым они следуют. Однако не все рациональные идеи императивные, например, объективное научное знание со стороны адекватного отражения им реальности не императивное, а со стороны его методологического использования обладает для использующих его условной императивностью. Рациональные идеи обладают условной императивностью лишь для людей с рациональным мышлением.

Многие общемировоззренческие для обладателей рационального мышления категории, содержание которых лежит в основе вторичных предметных логических форм рационального мышления, похожи на многие общемировоззренческие для обладателей идеологического мышления категории, содержание которых лежит в основе вторичных предметных форм идеологического мышления и которые наиболее полно теоретически освещены в философиях Аристотеля, И. Канта, Г. Гегеля, в диалектико-материалистической (марксистской) философии, в философии неотомизма. Однако общемировоззренческие для носителей рационального мышления категории относятся не к осмыслению черт будто бы существующей бесконечности мироздания, а к осмыслению черт мыслимого ими конечным, но неопределенно конечным мироздания ввиду отсутствия у рационального мышления возможности рационально мыслить конкретные границы реальности. Поскольку философские категории представляют собой мысли о якобы существовании бесконечного, то с точки зрения рационального мышления содержащиеся в них образы реальности неадекватные ей, и потому они не соответствуют требованиям научно-теоретического отражения реальности, поддающегося проверке на истинность в конечном счете с помощью практики. Философские категории признаются абсолютно истинными их идеологическими приверженцами посредством идеологической философской веры, причем каждая философия категорически императивно считает абсолютно истинным содержание только тех категорий, которые применяет она. Поскольку рациональное мышление не в состоянии содержательно мыслить понятие бесконечного, то не в состоянии содержательно мыслить философские категории.

В рациональном мышлении, в отличие от идеологического мышления, все первичные и вторичные предметные логические формы способны быть одинаковыми для всех обладателей им. В силу сущности предметной логики рационального мышления возможна общая предметная логика рационального мышления у всех рациональных людей. Однако нет полностью общей у всех рациональных людей логики рационального мышления. Реальное несовпадение вторичных предметных логических форм рационального мышления у разных обладающих рациональным мышлением людей отчасти может быть обусловлено тем, что либо все они, либо часть из них некорректно применяют рациональную логику. В процессе углубления познания мироздания и развития человеческой практики развивается содержание первичных и вторичных предметных логических форм рационального мышления, формируются новые общемировоззренческие для носителей рационального мышления категории, содержательные образы в которых способны быть вторичными предметными логическими формами, но многие рациональные люди не обладают научными знаниями, в том числе о многих общемировоззренческих для носителей рационального мышления категориях, и они их не используют в мышлении. Также в науке есть разные взгляды на конкретное содержание общемировоззренческих категорий, содержательные образы в которых являются вторичными предметными логическими формами рационального мышления. Потому у людей с рациональным мышлением нет полностью одинаковой предметной логики рационального мышления, за исключением первичных предметных логических форм, содержание которых у разных рациональных людей в силу различия их научных знаний о мире может иметь не меняющую их сущность специфику, у многих рациональных людей рациональное мышление слабо развито и нуждается в совершенствовании.

Поскольку первичные и вторичные предметные логические формы рационального мышления ценностно нейтральные, внечувственные, то это позволяет рациональной личности мыслить конечные предметы безотносительно к мышлению ею себя и своего бытия в мире, абстрагируясь от себя и от своего существования, а значит, позволяет ей мыслить конечные предметы в качестве объектов познания. Рациональная личность в состоянии делать специальным объектом познания также себя, и в этом случае она способна мыслить себя объективно.

Как рациональное, так и идеологическое мышление содержит наряду с предметной логикой также формальную логику. Правила формальной логики нормативные, но не категорически императивные и потому содержат в себе возможность их нарушения. Люди не всегда строго следуют им, а потому не всегда мыслят строго в соответствии с правилами формальной логики.

Заключение

Актуальна проблема определения в идеологическом мышлении границ между конкретным содержанием идеологических идей и предметными логическими формами идеологического мышления и определения в рациональном мышлении границ между конкретным содержанием рациональных идей и предметными логическими формами рационального мышления, поскольку не все содержательные образы в идеологических идеях являются предметными логическими формами идеологического мышления и не все содержательные образы в рациональных идеях являются предметными логическими формами рационального мышления.

2016

23. 01. 2016

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Сноски: 6. Кант, И. Сочинения : в 6 т. / под общ. ред. В. Ф. Асмуса. А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. – М. : Мысль, 1963–1966. – Т. 3 / под ред. Т. И. Ойзермана. – 1964. – 799 с.
25. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М. : Гос. изд-во полит. лит., 1955–1974. – Т. 20. – 1961. – 827 с.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной  неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива // Demiurgos.communityhost.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии // demiurgos.sosbb.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия // demiurgos.sosbb.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационального и идеологического методологических подходов в осмыслении мира и в деятельности // demiurgos.sosbb.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность // demiurgos.sosbb.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера // demiurgos.sosbb.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03.. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления demiurgos.sosbb.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям // demiurgos.sosbb.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера // demiurgos.sosbb.ru, 6. 01. 2015: Он же. Безгранично идеализационная парадигма понимания науки // demiurgos.sosbb.ru, 19. 01. 2015: Он же. Особенности научного мировоззрения // demiurgos.sosbb.ru, 1. 02. 2015; Он же. Способность идеального в виде мышления и в целом психики к неопределенно длительному существованию // demiurgos.sosbb.ru, 11. 02. 2015; Он же. Особенность логики идеологической веры относительно логики рациональной уверенности // demiurgos.sosbb.ru, 28. 11. 2015; Он же. Отражательно-конструктивная и субститутная функции эйдосов рационального и идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 15. 12. 2015; Он же. Нравственный категорический императив и нравственная свобода воли // demiurgos.sosbb.ru, 31. 12. 2015.

Прежние адреса текста: ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.sosbb.ru; ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 249
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения