ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ЗАКОН АБСОЛЮТНОЙ КОГНИТИВНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Перейти вниз

ЗАКОН АБСОЛЮТНОЙ КОГНИТИВНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ  Empty ЗАКОН АБСОЛЮТНОЙ КОГНИТИВНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Сообщение автор Admin Вт Мар 12, 2013 8:14 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ЗАКОН АБСОЛЮТНОЙ КОГНИТИВНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).


Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Прежде чем познавать мироздание, необходимо выявить когнитивные возможности мышления, выяснить, каким оно не способно мыслить мироздание. Что мышление не в состоянии мыслить, о том оно не способно высказаться. На уровне осмысления человеком с рациональным мышлением окружающей его реальности истинность данной мысли выглядит самоочевидной. Но на уровне осмысления рациональным мышлением фундаментальных черт мироздания истинность данной мысли не очевидная и нуждается в доказательствах, поскольку без специального исследования способности рационального мышления мыслить фундаментальные черты мироздания невозможно определить критерии того, что мышление способно мыслить, а что оно не способно мыслить. Были и есть много людей с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, пытавшиеся и пытающиеся усвоить и использовать идеологические, особенно религиозные и философские идеи о будто бы существовании бесконечной основы мироздания (о бесконечных боге, материи, абсолютной идее и др.), которую рациональное мышление не в состоянии содержательно мыслить. В истории человечества многие люди с рациональным мышлением, отвергавшие идею о якобы существовании бесконечной основы мироздания, были убиты людьми с идеологическим мышлением, веривших в существование такой основы и пытавшихся избавиться от этих людей или силой принудить их к вере в эту идею.

Рациональное мышление признает осуществимыми только конечные предметы. В предметной логике рационального мышления отсутствует абсолютная причинная иерархия мыслимых конечных предметов, т. е. отсутствует предметная логическая форма в виде абсолютной причины, а есть только относительная их причинная иерархия. Рациональное мышление рассматривает конечные предметы как взаимообусловленные, определяет черты и существование каждого конечного предмета относительно других конечных предметов и не признает безотносительное существование конечных предметов. Рациональное мышление намеренно создает в качестве инструментов мышления, познания и конструирования безгранично идеализированные предметы, которые изначально мыслит неосуществимыми в реальности (прямая линия, идеальный газ, машина Карно и др.). В нем нет бесконечно идеализированного абсолютного предмета, который присущ идеологическому мышлению и который посредством идеологической веры на основе экзистенциального бесконечного переживания категорически императивно мыслится им в виде бесконечной основы мироздания существующим безотносительно к какому-либо мыслимому конечному предмету. По отношению к такому бесконечно идеализированному абсолютному предмету конечные предметы посредством идеологической веры категорически императивно мыслятся идеологическим мышлением как якобы находящиеся в отношении абсолютной причинной иерархии в виде его будто бы следствий, а этот мыслимый бесконечным абсолютный предмет необходимо присутствует в идеологической логике в качестве обязательной предметной логической формы. Рациональным мышлением мыслимые конечные предметы рассматриваются как относительные. Основным инструментом построения рациональной мысли является доказательство, а решающее доказательство — это практика, т. е. целенаправленная предметно-чувственная деятельность людей. В основе логики рационального мышления лежит принцип относительности, а в основе логики идеологического мышления лежит принцип абсолютности. Рациональное мышление реалистичное, а идеологическое мышление нереалистичное.

Рациональное мышление, которое признает осуществимыми и существующими только конечные предметы, не способно заключить в процессе познания мироздания, что оно является определенно конечной реальностью, потому что такое заключение предполагает мышление существования завершенного конечного мироздания («мироздания как отдельного предмета», «мира в целом», «мира как целого», «всего существующего», «всей реальности»). Но рациональное мышление — это относительное мышление. Оно способно мыслить существование предметов лишь относительно друг друга и потому лишь как конечных и не способно мыслить безотносительное существование предмета. Идеологическое мышление, в отличие от рационального мышления, способно мыслить и мыслит безотносительное существование предмета в виде якобы существования бесконечной основы мироздания. В силу того, что рациональное мышление мыслит предметы как конечные лишь относительно друг друга, оно не способно мыслить даже в виде предположения существование завершенного конечного мироздания и вследствие этого оно не способно даже предположительно мыслить его конечную основу определенно конечной. В то же время рациональное мышление в силу своего устройства не способно мыслить основу мироздания бесконечной.

По отношению к содержанию идеи бесконечности основы мира рациональное мышление ничего не способно сказать, поскольку не в состоянии содержательно мыслить бесконечность, оно способно только молчать относительно содержания идеи бесконечности бытия. По отношению к решению вопроса о том, какова конечная основа мира, рациональное мышление пребывает в состоянии полной, абсолютной когнитивной неопределенности, поскольку мыслит основу мироздания абсолютно неопределенно конечной.

Формулирую существование этой абсолютной познавательной неопределенности рационального мышления в виде закона абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления. Суть этого закона в следующем. Рациональное мышление не в состоянии мыслить основу мира определенно конечной, а в случае попытки мыслить основу мира определенно конечной оно неизбежно впадает в состояние абсолютной когнитивной неопределенности, поскольку не может мыслить границы мыслимого им конечным мира. Потому рациональное мышление не способно создать обладающую определенностью содержания идею конкретной конечной основы мироздания и, следовательно, не способно мыслить о том, какова она. Рациональное мышление даже с помощью научного познания не способно создать научное мировоззрение, в основе которого лежала бы идея определенно конечной основы мироздания, оно способно мыслить мироздание только неопределенно конечным.

Мировоззрение как рациональное, так и идеологическое — это взгляд на фундаментальные черты мироздания и осмысление через призму этого взгляда других сторон мироздания. Научное мировоззрение в каждый момент времени является не завершенным объективным знанием о фундаментальных чертах мироздания, а непрерывным процессом накопления объективных знаний о мироздании, который не способен дать хотя бы относительно сущностно завершенное знание о мироздании и его основе. Научное познание в каждый момент времени имеет дело с той частью мироздания, границы которой оно способно обозреть и которая в каждый момент времени является для научного познания конкретным представителем мироздания. Сейчас таким представителем мироздания является для науки наша Вселенная, один из компонентов которой — это человечество.

Рациональное мышление не может не мыслить нашу Вселенную как конечную реальность, потому что оно способно мыслить возможность существования иных конечных миров, во взаимодействии с которыми не может не существовать наша Вселенная. Но пока иные конечные миры наука еще не открыла и потому для науки, в том числе для научного мировоззрения, наша Вселенная временно выступает мирозданием. Рационально-научное мышление способно познавать составляющие основу нашей Вселенной ее фундаментальные черты. Оно способно познавать также фундаментальные черты иных конечных миров, когда оно их откроет и они станут объектом его познания. Наличие абсолютной неопределенности в отношении рационального осмысления основы мироздания — это не препятствие для рационально-научного познания мироздания, но она противодействует проникновению в науку идеи предопределенности в виде мышления завершенности мироздания и его основы.

Для рационального мышления состояние абсолютной неопределенности при попытке познать основу мироздания — это тяжелое бремя, которое оно не в состоянии избежать.

В случае чувственно-ценностного осмысления рациональным человеком своего бытия в мироздании и выбора им способа своего бытия в нем такое состояние абсолютной неопределенности делает невозможным конструирование им смысла своей жизни и жизни человечества в отношении мироздания и определения точного способа своего и человечества фундаментального смысложизненного поведения в мироздании. Смысл жизни — это сознательное устойчивое направление людьми всей своей жизнедеятельности в течение всей своей жизни на достижение какой-то цели.

Рациональная личность не имеет возможности определить для себя и человечества глобальные ценность и смысл жизни, исходя из представления о природе основы реальности, поскольку обладает неустранимой полной неопределенностью относительно знания ее основы. Она обладает возможностью установить лишь частичный смысл жизни по отношению к частичным проявлениям своей жизни в частичном мироздании (напр., в семье, в стране, в человечестве), но при этом все равно остается открытым вопрос о глобальной ценности и смысле как личной жизни, так и жизни человечества. Очень трудно жить рациональной личности, задумывающейся об основе мироздания. В отличие от рациональной личности, личность с идеологическим мышлением обладает абсолютной определенностью относительно понимания основы мироздания, поскольку она в состоянии верить в якобы существование определенной бесконечной основы мироздания. В силу этого она в состоянии определить для себя глобальные ценность и смысл своей жизни и жизни человечества, исходя из своих идеологических представлений (религиозных, философских и др.) об основе мироздания, своего идеологического взгляда на мир, категорически императивно признаваемого ею с помощью идеологической веры абсолютно истинным.

Рациональные личности, находясь в состоянии полной неопределенности относительно возможности знания основы мироздания, могут страстно испытывать пронизывающий все их существование неодолимый тотальный экзистенциальный страх, порожденный невозможностью из-за данной неопределенности определить глобальные ценность и смысл своей жизни и жизни человечества. Несамодостаточные личности пытаются убежать от абсолютной неопределенности относительно знания основы мироздания путем сознательного отказа от мышления о ней. Однако есть личности с узким кругозором, которые живут так, как им живется, не подымаясь своей мыслью к осмыслению основ мироздания и не задумываясь о ней.

Только самодостаточная личность, которая обладает абсолютной духовной свободой воли, способна постоянно находиться в состоянии полной неопределенности относительно возможности знания основы реальности, даже испытывая по этой причине страстный экзистенциальный страх; и если духовную волю этой личности не ограничивают неодолимые внешние по отношению к ней обстоятельства, то осознание ею этой неопределенности позволяет ей сделать абсолютно свободный выбор «жить или умереть, а если жить, то жить, следуя своим жизненным потребностям, требованиям общества, или жить так, словно возможно сконструировать глобальный смысл своей жизни и жизни человечества», и этим чувственно-ценностно преодолевать неопределенность знания основы мироздания при сохранении неопределенности в мышлении. Если бы самодостаточная рациональная личность обладала полной определенностью в знании основы мироздания, то такая определенность сковывала бы ее духовную свободу воли, ограничивала бы ее свободу выбора. В отличие от самодостаточной рациональной личности, любая идеологическая личность не самодостаточная и в силу особенностей своего идеологического мышления, к которому она предрасположена от рождения, и соответственно в силу своей идеологической веры она не обладает способностью к абсолютной духовной свободе воли, она обречена на идеологическую веру и обладает свободой воли лишь в рамках выбора конкретной идеологии, а потому подчинена вере в якобы безусловную истинность выбранной ею в качестве своей идеологии, категорически предписывающей ей смотреть на мир и относиться к нему в соответствии с принятой ею идеологией, программирующей ее жизнедеятельность.

Самодостаточной способна быть только рациональная личность, она имеет духовную опору преимущественно в себе, критически и творчески усваивая созданные другими людьми рациональные мировоззренческие идеи и создавая в случае их недостаточности свои рациональные мировоззренческие идеи, не отождествляя мысленно себя ни с одним предметом, в том числе ни с одной личностью, ни с одним творцом рационального мировоззрения, и относясь к любому предмету как к объекту своих мышления, познания, конструирования, практического воздействия и отношений.

2012

13. 01. 2012

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru;Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012.

Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru; ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 249
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения