ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕРА И РАЦИОНАЛЬНАЯ УВЕРЕННОСТЬ

Перейти вниз

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕРА И РАЦИОНАЛЬНАЯ УВЕРЕННОСТЬ   Empty ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕРА И РАЦИОНАЛЬНАЯ УВЕРЕННОСТЬ

Сообщение автор Admin Ср Апр 17, 2013 6:55 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕРА И РАЦИОНАЛЬНАЯ УВЕРЕННОСТЬ

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).


Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Человек с рациональным мышлением признает существование и возможность существования только конечных предметов. Рационально-научное мышление использует для когнитивных целей безгранично, но не бесконечно идеализированные предметы (напр., абсолютно твердое тело, идеальный газ), изначально считая их идеализированными и неосуществимыми. Идею бесконечно идеализированного предмета рациональное мышление вообще не в состоянии содержательно мыслить. Человек с идеологическим мышлением с помощью веры категорически мыслит осуществимыми безгранично, в том числе бесконечно, идеализированные предметы (напр., абсолютно совершенное общество, бесконечную материю), которые идеологическое мышление не признает идеализированными.

Предполагаю, что человек с расположенностью к рациональному мышлению предрасположен к относительно свободному выбору. Вся его жизнь — это постоянный выбор под бóльшим или меньшим влиянием обстоятельств и даже относительно произвольный, но не абсолютно недетерминированный выбор, поскольку такой выбор невозможен. Однако предметная логика рационального мышления не содержит возможности категорически императивного побуждения рациональной личности к совершению определенного действия, а внешние причины тем более не содержат такой формы побуждения к совершению определенного действия. Внешнее насильственное принуждение личности — это исключение свободы выбора. Рациональная личность обладает духовной свободой воли. Даже ее естественная безусловная уверенность в своем существовании не обладает для нее категорической императивностью. Рациональное мышление обладает способностью к неперсонифицированному беспристрастному мышлению мира, в том числе ценностей, оно оперирует идеями конечных предметов, в том числе безгранично идеализированных конечных предметов. В рациональном мышлении человек предстает лишь одним из конечных предметов наряду с другими конечными предметами.

В отличие от рациональной личности идеологическая личность категорически императивно верит в свое существование посредством идеологической веры в якобы существование бесконечной основы мироздания, безусловно мысля себя причастной к этой основе в качестве будто бы ее проявления, несущего в себе черты бесконечной основы. Вера конкретного человека с идеологическим мышлением в якобы существование бесконечной основы мира и в ее будто бы проявление в конечных предметах имеет категорически императивный характер и неумолимо диктует ему взгляд на мир и на поведение в нем в соответствии со своим содержанием. Наличие у человека с идеологическим мышлением категорически императивной веры в якобы существование бесконечной основы мироздания и ее будто бы проявления в конечных предметах является для него категорически императивным свидетельством собственного существования. Идеологическое мышление — это безгранично, в том числе бесконечно, идеализирующее мир ценностное осмысление мира. Оно с помощью веры категорически мыслит осуществимыми безгранично идеализированные, в том числе бесконечно, идеализированные предметы (напр., абсолютно совершенное общество, бесконечную мировую волю), не считая их идеализированными. В основе идеологической логики лежит в качестве главенствующей предметная (содержательная) логическая форма в виде содержательного образа бесконечного абсолюта, которому полностью подчинены предметная (содержательная) логическая форма в виде содержательного образа конечного предмета как якобы его следствия и предметная (содержательная) логическая форма в виде содержательного образа бесконечной причинной связи между бесконечным абсолютом как якобы абсолютной причиной конечных предметов и конечным предметом как будто бы следствием бесконечного абсолюта.

Конкретная идеологическая личность заполняет содержанием идеологический взгляд на мир сообразно предметным логическим формам своего идеологического мышления, в том числе сообразно безгранично идеализированной предметной логической форме в виде содержательного образа человека как якобы проявления бесконечного абсолюта. Поскольку содержание мировоззренческих мыслей конкретной идеологической личности приспособлено к ее особенностям, то оно составляет существенную сторону самоопределения личности, ее Я. Содержание идеологического мировоззрения может быть единым для многих людей с идеологическим мышлением, но оно не способно быть полностью единым, и каждый приверженец конкретного идеологического взгляда на мир вносит в него своеобразие сообразно своим особенностям. Вся предметная (содержательная) логика идеологического мышления категорически императивная и потому все идеологическое мировоззрение личности, которое она с помощью веры признает своим, имеет для нее категорически императивный характер. Данную категорическую императивность задает для идеологической личности предметная логическая форма в виде бесконечного абсолюта, в соответствии с которой личность конкретно мыслит мир.

Личность с идеологическим мышлением, к которому она расположена от рождения подобно такой же расположенности рациональной личности к рациональному мышлению, обладает врожденной расположенностью к идеологической вере, поскольку она коренится в устройстве идеологического мышления на основе принципа абсолютности. Категорическое признание идеологическим мышлением существования бесконечного абсолютного предмета в виде конкретной якобы бесконечной основы мира, обусловленное предметной логической формой в виде бесконечного абсолюта, делает категорическим мышление конечных предметов как будто бы проявлений бесконечной основы мира. У идеологической личности нет выбора верить или не верить, а есть лишь относительно свободный выбор конкретного содержания веры в качестве своего идеологического взгляда на мир, напр., когда она ошибочно выбрала неадекватное ее особенностям идеологическое мировоззрение и у нее появилась нужда его сменить или когда произошли изменения особенностей личности и у нее появилась нужда обрести идеологическое мировоззрение применительно к своим новым особенностям. Этот относительно свободный выбор ограничивается устойчивыми особенностями личности, сообразно которым подбирается идеологическое мировоззрение. Но идеологическая личность после совершенного ею адекватного выбора своего идеологического мировоззрения теряет возможность выбора, поскольку принятое ею с помощью веры в качестве своего идеологическое мировоззрение неизбежно имеет для нее силу категорического императива.

И все же редкая идеологическая личность имеет полностью адекватное ей идеологическое мировоззрение. Ведь его может не быть в наличии и не всякая идеологическая личность способна самостоятельно его разработать, хотя даже не обладающие такой способностью люди стремятся внести в общее для многих идеологических личностей мировоззрение какой-то личный взгляд на мир, пусть даже скрытый от единоверцев. Однако чаще бывает так, что имеющееся у конкретных личностей с идеологическим мышлением созданное другими идеологическими личностями идеологическое мировоззрение способно лишь частично соответствовать ее особенностям и они вынуждены дополнять его собственным взглядом на мир. Идеологическая вера — это абсолютная, исключающая возможность сомнения категорически императивная убежденность идеологической личности в осуществимости безгранично, в том числе бесконечно, идеализированных предметов, которые ее мышление не признает идеализированными и которые с точки зрения рационального мышления либо вообще неосуществимые и доказуемые как неосуществимые (конечные, напр., абсолютно совершенное общество), либо идеи которых рациональное мышление вообще не способно содержательно мыслить, а потому не способно доказывать с точки зрения осуществимости и неосуществимости (идеи конкретных бесконечных основ мира и их бесконечных атрибутов). Потому искренняя идеологическая вера проявляется как фанатизм.

Идеологическая вера является носителем категорического повеления и, обладая силой категорического повеления, безусловно повелевает ее обладателю следовать своей идеологии. Ее необходимым компонентом является воля. Вера без воли невозможна. Идеологическая вера представляет собой абсолютную концентрацию воли. Как рациональное, так и идеологическое мышление — это не пассивный процесс, а деятельность, требующая волевых усилий. Полное подчинение идеологической верой воли придает вере силу категорического императива. Потому идеологическая вера — это не пассивное состояние сознания, а абсолютное волевое усилие, и по этой причине имеющая искреннюю веру идеологическая личность не обладает свободой воли в отношении конкретного содержания предмета своей веры, т. е. в отношении содержания своей идеологии. Выбрав веру, она не может не верить. Ее вера выступает для нее абсолютной необходимостью, она диктует ей образ мыслей и способ поведения. Вера сопровождается страстным желанием верящей личности жить в безграничном, в том числе в бесконечном мире. Веру можно выразить формулой: верю, потому что страстно желаю безграничного мира. Веру идеологического мышления в абсолютную истинность своих мыслей о якобы существующей бесконечной основе мира и о ее будто бы проявлении в конечных предметах реальности я называю проявлением закона абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления. Вера придает идеологическому мышлению категорически императивный характер и предписывает его обладателю мыслить и действовать в соответствии с создаваемыми идеологическим мышлением и присущими ему конкретными идеологическими идеями. Создаваемые идеологическим мышлением безгранично идеализированные предметы являются основой любой идеологии — философии, теософии, религии и других разновидностей идеологии.

Безгранично, в том числе бесконечно, идеализированные предметы (абсолютно совершенное общество, бесконечная материя, всемогущий бог и др.), в осуществимость которых верит идеологическая личность — это для нее ценностные предметы, она рассматривает их как абсолютно жизненно значимые для нее. Их ценность для идеологической личности является мотивом ее страстного отношения к ним (желания или не желания их бытия). Невозможны полностью идентичные для людей ценности. Каждая личность, как рациональная, так и идеологическая, отличается своеобразием ценностного отношения к миру, однако рациональная личность не обладает безгранично идеализированным ценностным отношением к миру, т. е. не признает, в отличие от идеологической личности, осуществимость безгранично, в том числе бесконечно, ценностных предметов. В силу того, что каждая личность обладает своеобразием ценностного отношения к миру, неизбежно большое разнообразие идеологических, в том числе философских, взглядов и их нюансов, каждый из которых категорически считает именно себя якобы абсолютной истиной, которую признают посредством веры приверженцы идеологических взглядов. Сколько идеологических взглядов, столько и соответствующих им идеологических вер в их якобы безусловную истинность. Но это не объективные истины, а основанные на идеологической вере субъективно-пристрастные идеологические псевдоистины.

Идеологическая личность не способна поверить в осуществимость ценностно нейтральных для нее безгранично идеализированных предметов, напр., в осуществимость таких рационально-научных безгранично идеализированных предметов, как прямая линия, машина Карно, абсолютно черное тело, которые применяются в науке и изначально мыслятся рационально-научным мышлением неосуществимыми. Идеологическая вера не может быть ценностно нейтральной. Идеологическая вера — это вера в осуществимость безгранично идеализированных ценностных предметов. Предполагаю, что искренняя вера некоторых людей в осуществимость такого безгранично идеализированного предмета, как «вечный двигатель» (лат. perpetuum mobile), некоторыми чертами напоминающего научный безгранично идеализированный предмет, возможна потому, что эти люди обладают дуалистичным рационально-идеологическим мышлением и «вечный двигатель» является для них безграничной ценностью и включен ими в их идеологическое мировоззрение. Безгранично идеализированные предметы обладают для идеологической личности смысложизненным значением и выражают ее ценностное экзистенциальное отношение к миру.

Идеологическая вера всегда конкретная и индивидуальная, она не способна существовать как обобщенная вера. Обобщенную идеологическую веру можно сконструировать лишь с помощью рационального мышления для нужд научного познания в виде неосуществимого рационально-научного безгранично идеализированного предмета с целью ее научного изучения. Сопровождающее веру страстное желание идеологической личности жить в мире осуществимых безграничных предметов порождается ее безграничными, в том числе бесконечными, экзистенциальными ценностными переживаниями и другими побуждениями (напр., желаниями вечной жизни, абсолютной справедливости, абсолютного добра). Идеологической личности от рождения присуща способность к безграничным, в том числе бесконечным, ценностным экзистенциальным переживаниям и другим побуждениям, которые с неодолимой силой детерминируют ее волю и поведение.

Безграничные, в том числе бесконечные, переживания и иные побуждения идеологической личности придают ее идеологическому мышлению веру в осуществимость безгранично идеализированным им предметам. Идеологическое мышление личности, к которому она расположена от рождения, верит в осуществимость конкретных ценностных безгранично идеализированных предметов. Абсолютная идеологическая логика этого мышления выстраивает мысли, составляющие содержание идеологического взгляда на мир, в систему жесткой иерархии, на вершине которой находится бесконечный абсолют в виде бесконечной основы мира, которую идеологическая личность с помощью идеологической веры категорически императивно признает абсолютной причиной конечных предметов, в том числе самой идеологической личности, и это ее признание жестко направляет ее мысли. Данная жесткая направленность мыслей идеологической личности, лишающая ее возможности их выбора, — это проявление идеологической веры. Идеологическая вера — это абсолютное отсутствие возможности выбора мыслей.

Фридрих Якоби очень точно в чистом виде выразил особенность мышления идеологической личностью абсолюта, хотя он не выделял идеологическое мышление, а говорил о личности, верящей в абсолют. Согласно ему, человек чувствует себя поглощенным в абсолюте, имея в виду бесконечный абсолют. Согласно моей концепции разделения рационального и идеологического мышления, не рациональный, а именно идеологический человек чувствует себя поглощенным в бесконечном абсолюте, и не только чувствует, но и с помощью идей осознает себя поглощенным в абсолюте, он чувствует и мыслит поглощенным в бесконечном абсолюте не только себя, но и все предметы. Однако чувство поглощенности и мышление поглощенности в бесконечном абсолюте предполагает переживание и мышление бесконечного как якобы реальности. Как возможно мышление идеологической личностью бесконечного абсолюта? Мышление конкретной идеологической личностью бесконечного абсолюта как будто бы реальности осуществляется посредством мышления ею своего существования как якобы полностью лишенного собственной основы, посредством мышления ею своей неспособности к самосуществованию при одновременном мышлении бесконечного абсолютного предмета как будто бы абсолютной основы всех реальных предметов, в том числе конкретной идеологической личности. При мышлении личностью бесконечного абсолюта имеет место безграничная идеализация ею себя в аспекте мысленного полного элиминирования ею собственной основы существования, которая реально есть, хотя она не абсолютная, а относительная и конечная и причинно связанная только с конечными предметами. Идеологическая логика с помощью идеологической веры придает мышлению мира идеологической личностью категорически императивную абсолютную убежденность в будто бы существовании бесконечной основы мира и в якобы ее проявлении в конечных предметах.

Идеологическая личность верит в осуществимость безгранично идеализированных идеологическим мышлением конечных предметов, не признаваемых им идеализированными, потому что она верит в существование бесконечного абсолюта, в котором видит абсолютную основу и причину всех предметов, в том числе себя. Идеологическая логика — это логические рельсы, которые категорически направляют идеологическую личность смотреть на мир, относиться к нему и действовать в нем сообразно содержанию своего идеологического мировоззрения, в абсолютную истинность которого она верит. У идеологической личности нет предрасположенности к вере в конкретное идеологическое мировоззрение. На выбор содержания идеологической веры влияет много факторов, в том числе культурная среда, особенности характера личности, но они не предписывают жестко выбор определенного содержания веры. Однако когда идеологическая личность сделает выбор конкретного идеологического мировоззрения в качестве своей веры, т. е. когда она обретет веру в безусловную истинность конкретного идеологического мировоззрения, то сделанный выбор становится для нее несомненным и категорически повелевает ею.

Не бывает веры идеологической личности в осуществимость одного безгранично идеализированного предмета. Вера функционирует в мировоззренческой системе личности с множеством иерархически упорядоченных безгранично идеализированных предметов, среди которых главной является идея якобы реальной бесконечной основы мира, мыслимой по отношению ко всем безгранично идеализированным конечным предметам абсолютной основой и первопричиной. Фактически в идеологии нет идей неидеализированных предметов, а есть идеи только безгранично идеализированных конечных предметов. Поскольку в любой идеологии конечные предметы рассматривается как будто бы причастные к бесконечной основе мира, в которых якобы проявилась бесконечная причина, то они тоже являются безгранично идеализированными предметами, которые однако не признаются идеологическим мышлением идеализированными предметами и изначально мыслятся им посредством веры осуществимыми. Для приверженца конкретной идеологии мыслить ее идеологический безгранично идеализированный предмет — это значит мыслить его осуществимым. Так, абсолютно совершенное общество мыслится в идеологических учениях как безусловно осуществимое. Но оно мыслится осуществимым не само по себе, а потому, что выводится из основанной на идеологической вере идеи якобы существования бесконечной основы мира, т. е. основа мира мыслится в качестве детерминирующей абсолютно совершенное общество. Идеологическая вера — это вера в якобы существование мира, представленного в мировоззрении, которое обладающая верой личность считает абсолютно истинным. Идеологическая личность, обладающая верой в якобы истинность своей религиозной, философской или иной идеологии, находится в абсолютной зависимости от своего идеологического взгляда на мир, который с помощью веры категорически повелевает ей смотреть на мир, относиться к нему и действовать в нем в соответствии со своим идеологическим взглядом, закрывая возможность сомнения в нем.

Идеологическая личность в силу веры в якобы абсолютную истинность своего идеологического мировоззрения не может не следовать его идеям. Идеи идеологического взгляда на мир, в безусловную истинность которых идеологическая личность верит, являются для нее категорическими императивами и выполняют в отношении нее роль своеобразных жестких программ, в некотором роде подобных инстинктам, однако гораздо более сложных, связанных с участием мышления. Пока идеологическая личность расположена к вере, она не в состоянии отречься от нее. Однако обладающая верой идеологическая личность в состоянии совершить модификацию своих воззрений внутри идеологической веры, в том числе коренную, равнозначную созданию новой идеологии, в том числе нового философского и религиозного учения, а также перейти от веры в якобы истинность одного существующего идеологического взгляда на мир к вере в будто бы истинность другого существующего идеологического взгляда на мир. Процесс глубокой смены идеологической веры идеологической личностью весьма сложный, он не носит произвольный характер и связан с коренной перестройкой безграничных экзистенциальных ценностных переживаний, а также иных побуждений и содержания ее мышления. Внутри идеологической веры не может возникать сомнение, вера и сомнение являются антагонистами. Переход от одного содержания идеологической веры к другому содержанию идеологической веры носит скачкообразный характер без промежуточных звеньев в виде сомнения. Как выбирает идеологическая личность определенную философию или иное идеологическое мировоззрение в качестве своего? По каким признакам она опознает, подходит или не походит для нее конкретная идеология? Эти проблемы требуют осмысления.

Доля людей, обладающих монистичным идеологическим мышлением и потому искренне верящих в якобы существование бесконечной основы мира, идею которой рациональное мышление даже не в состоянии содержательно мыслить, примерно одинаковая во все времена и у всех народов (ок. 7–12%). Также всегда есть много людей с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, в котором идеологическая логика может проявляться более сильно или менее сильно. Объяснить веру людей с идеологическим мышлением в существование бесконечной основы мира заблуждениями или деформациями в организации их психики невозможно. Очень велико их число во все времена, причем много таких людей было и есть даже среди гениальных ученых с весьма развитым рационально-научным мышлением (напр., Аристотель, Исаак Ньютон, Рене Декарт), которые, казалось бы, на примере эффективности своих научных исследований могли убедиться в преимуществе и ценности рационального объективного знания. Однако когда такие ученые выходят за границы исследуемой ими ограниченной области реальности и пытаются определить основу мира, то сразу же теряют доверие к признанной и апробированной ими же ценности рационально-научного доказательства и признают веру наиболее эффективным средством осмысления реальности на этом ее уровне, поскольку категорически признают основу мира бесконечной. Этим ученым явно присуще наряду с рациональным также идеологическое мышление, признающее якобы существование бесконечного предмета, т. е. они обладают дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. Опасность обладания ученым дуалистичным мышлением состоит прежде всего в том, что его идеологическое мышление может по каким-то причинам начать доминировать над рациональным мышлением и ученый потеряет способность объективно исследовать мир, он будет искажать описание реальности в угоду вере в якобы реальность бесконечной основы мира и ее будто бы проявления в конечных предметах, заменяя рациональное доказательство идеологической верой, дискредитируя этим науку и ослабляя свой научный потенциал. Такие случаи известны. Но многие ученые обладают только рациональным мышлением.


Последний раз редактировалось: Admin (Чт Сен 16, 2021 11:19 am), всего редактировалось 40 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 249
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕРА И РАЦИОНАЛЬНАЯ УВЕРЕННОСТЬ   Empty ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin Ср Апр 17, 2013 6:57 pm

Врожденная предрасположенность многих людей во все времена к идеологическому мышлению и к его идеологической вере в якобы существование бесконечного предмета не является аномалией мышления, а такая же норма, как и предрасположенность многих людей во все времена к основанному на рациональном мышлении признанию с помощью доказательств посредством конечных органов чувств существующими и осуществимыми только конечных неидеализированных предметов, и причины этой нормы лежат в особенностях врожденно обусловленной природы мышления. Однако люди с идеологическим мышлением не предрасположены к вере в якобы существование конкретной бесконечной основы мира.

Многие люди обладают предрасположенностью к идеологическому мышлению и к идеологической вере, но не к конкретной по содержанию вере. Предполагаю, что существуют специфические законы генетического наследования вида Homo sapiens, которые обусловливают постоянное воспроизводство в человеческих популяциях относительно большой доли людей с полным доминированием идеологического мышления и с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, а потому люди, обладающие расположенностью к идеологической вере, не в состоянии избавиться от нее, как бы они этого ни хотели. Потому содержание веры в виде взглядов на основу мира как на бесконечную не является случайным, оно детерминировано особенностями врожденно обусловленного идеологического мышления, главенствующей предметной логической формой которого является содержательный образ бесконечного абсолюта, категорически мыслимого якобы абсолютной причиной конечных предметов. Бесконечный абсолют как главенствующая предметная логическая форма идеологического мышления с помощью веры выполняет функцию априорного носителя якобы безусловной истины для создаваемого с помощью него содержания идеологического взгляда на мир и детерминирует такую же функцию остальных предметных логических форм идеологического мышления, находящихся в логическом иерархически абсолютном подчиненном положении по отношению к предметной логической форме в виде бесконечного абсолюта. Идеологическому мышлению людей, расположенных к вере как таковой, присущ механизм, обеспечивающий их веру в безусловную истинность идей о якобы существовании конкретной бесконечной основы мира и о будто бы ее проявлении в конкретных конечных предметах. В таком механизме участвует много факторов.

Независимо от того, есть ли у людей, обладающих идеологическим мышлением, также рациональное мышление и если есть, то насколько оно развито, их идеологическая логика все равно реализуется с необходимостью, несмотря на то что при этом людям, которым присуще дуалистичное рационально-идеологическое мышление, приходится поступаться использующей доказательства рациональной логикой. У людей, обладающих дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, в котором рациональное мышление и идеологическое мышление существуют одновременно и взаимодействуют, идеологическое мышление имеет неодолимую тенденцию вытеснять рациональные доказательства верой, подчинять себе рациональное мышление, без которого люди не могут нормально ориентироваться даже в ближайшей окружающей среде, удовлетворять первичные жизненные потребности. Однако не у всех людей с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, в котором эти типы мышления существуют одновременно, подчинение рационального мышления идеологическому реализуется, но даже его частичная реализация ведет к сильной деформации рационального мышления и к превращению его компонентов во вспомогательное средство идеологического мышления, в том числе при использовании им рациональных знаний, напр. научных. Однако невозможно подчинение рациональным мышлением идеологического мышления в силу особенностей их природы. Рациональное мышление оперирует идеями только конечных предметов, которые оно мыслит осуществимыми, и безгранично идеализированных конечных предметов, которые оно создает в качестве своих инструментов для различных целей и которые изначально мыслит неосуществимыми.

В то же время у одних людей с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением рациональное мышление способно обладать большей автономией по отношению к идеологическому мышлению, у других — меньшей. Однако на уровне безусловного признания ими якобы существования бесконечной основы мира у таких людей реализуется исключительно идеологическое мышление и на этом уровне они неизбежно руководствуются идеологической верой. У некоторых людей с дуалистичным мышлением рациональное мышление и идеологическое мышление могут существовать независимо друг от друга. Это ненормальное состояние дуалистичного мышления, являющееся раздвоением личности. Если их действие проявляется попеременно путем чередования их перехода из доминантного состояния в рецессивное, то это раздвоение носит потенциальный характер. Если же их действие проявляется одновременно, но независимо, то данное раздвоение на противоположные программы мышления дестабилизирует мышление, поскольку они мешают друг другу. Рациональное мышление и идеологическое мышление не способны быть совместимыми в случае их взаимодействия. Нормальное, хотя и антагонистически противоречивое состояние дуалистичного мышления — это наличие в нем тенденции идеологического мышления к доминированию над рациональным мышлением.

В отличие от идеологической веры рациональная уверенность личности в истинности конкретных идей не носит абсолютный характер. Она представляет собой убежденность рациональной личности в истинности, но всегда содержит возможность сомнения. Невозможно построить даже в виде неосуществимого научного безгранично идеализированного предмета познавательную рациональную мысль о чем-либо без включения в нее возможности сомнения в истинности ее содержания. Абсолютная уверенность рациональной личности в истинности рациональной мысли о чем-либо лишает ее черт рациональности и придает ей категоричные черты присущей идеологической мысли идеологической веры. Рациональная уверенность является необходимым компонентом объективного познания и объективной истины. Любое научное доказательство истинности тех или иных положений — это доказательство их истинности для рациональных субъектов, которые получают, проверяют и используют научные знания. Если бы у рационального человека не было элементарной уверенности в истинности рациональных доказательств, то он не смог бы применять полученные знания и даже получать их, потому что процесс исследования превратился бы в сплошную цепь сомнений. Без уверенности невозможно заключение рационального мышления об истинности. Объективная истинность — это также оценка субъектом мыслей как истинных. Внечеловеческих объективных истин не бывает. Потому устройство рационального доказательства должно быть таким, чтобы рациональный субъект был уверен в истинности того знания, которое доказывается, чтобы он доверял доказательству. Хотя решающим доказательством в научном познании является конечная практика, но заключение об истинности делает рациональное мышление. Уверенность рациональной личности в практической сфере в виде обязательности следования определенным идеям, если она хочет достичь желаемого эффекта, напр., правовым законам, нравственным принципам, технологическим правилам, также содержит в себе возможность сомнения.

Имеется ли в рациональном мышлении механизм, отвечающий за принятие решения об убедительности доказательств истинности или неистинности взгляда рациональной личности на мир? И если такой механизм имеется, то как он работает, связан ли он с формами рационального мышления или только с его содержанием, развивается ли он и если развивается, то по каким законам? Уверенность — это не только чувственное отношение к мыслям, но и логическое. Основание для уверенности и для сомнения создает логика рационального мышления.

Рациональные идеи, в отличие от идеологических идей, не обладают для людей с рациональным мышлением силой категорического повеления, поскольку предметные логические формы рационального мышления являются формами мыслей только о конечных предметах и эти формы мыслей не абсолютные, а относительные, а потому ни одна предметная логическая форма рационального мышления не является абсолютной в отношении других предметных логических форм. Все предметные логические формы рационального мышления предполагают рациональное доказательство с помощью логики и практики истинности созданных им идей о конкретных предметах и содержат в себе возможность сомнения в их истинности.

В логике рационального мышления в устройстве его доказательства присутствуют такие его предметные формы, которые выражают логическое состояние убежденности или сомнения в истинности или ложности и прямо влияют на соответствующие чувства. Что это за предметные формы? Это наиболее общие формы заключения мышления относительно содержания результатов мышления. К ним относятся непротиворечивость доказательства, соответствие его определенным принятым и признанным в качестве эффективных стандартам, соответствие эмпирическим фактам и др. Основной предметной формой уверенности и сомнения является такое логическое отношение причинной связи между мысленными конечными предметами, которое исключает возможность мыслить осуществимой безграничную идеализацию.

Рациональное мышление способно конструировать рациональные безгранично идеализированные конечные предметы, которые оно мыслит вообще неосуществимыми, однако могущими иметь неидеализированные подобия конечных предметов в реальности. В научных безгранично идеализированных конечных предметах, для которых является обязательным наличие неидеализированных конечных подобий в реальности, различные стороны реальности мыслятся такими, как если бы без всяких ограничений реализовалась их конечная сущность. В отличие от идеологического мышления рациональное мышление не мыслит конечные предметы производными от бесконечного предмета, поскольку не в состоянии содержательно мыслить идею бесконечного предмета, следовательно, не в состоянии создавать его, а объясняет одни конечные предметы с помощью знания о других конечных предметах, в том числе с помощью знания конечных объективных законов, признавая их обладающими определенной детерминирующей силой, но при этом рассматривая сущность каждого конечного предмета как обладающую чертами своеобразия. Детерминацию одними конечными предметами других конечных предметов рациональное мышление считает относительной, а не абсолютной и признает наличие в познаваемых предметах самобытия. Рациональное мышление не рассматривает создаваемые им научные безгранично идеализированные конечные предметы с позиции отношений реальной причинной связи, поскольку не мыслит безгранично идеализированные конечные предметы осуществимыми.

Мыслить конечный предмет рационально — это значит мыслить его осуществимость подлежащей доказательству. Создание мышлением мысленных конечных предметов не рассматривается как безусловное свидетельство их существования или осуществимости. Рациональное мышление критично по отношению к мысленным конечным предметам, даже если они созданы им на основе данных органов чувств. В то же время в нем не содержатся наряду с данными органов чувств априорные мысли о существовании или об осуществимости конкретных мыслимых им предметов. О существовании предметов, внешних по отношению к мыслям о них, дают для рационального мышления данные органов чувств. Рациональное мышление осмысливает существование конечных предметов, внешних по отношению к его мыслям о них, только через образы, создаваемые данными органов чувств.

Если рациональное мышление на основании определенных эмпирических данных или опосредованных эмпирическими данными логических доказательств получает возможность помыслить причинную связь между осмысливаемыми конечными предметами, избегая при этом абсолютизации данной детерминации, то это мышление обретает уверенность в правильности своих мыслей о рассматриваемом предмете. Рациональное мышление реалистичное и не способно помыслить даже возможность причинной связи между научными безгранично идеализированными конечными предметами, а также между ними и мыслимыми существующими или предположительно существующими неидеализированными конечными предметами. Именно мышление в конечном счете делает заключение о реальном существовании или об осуществимости мыслимых конкретных конечных предметов. Однако признание существующими исходных мыслимых предметов, с которых начинается осмысление существования и осуществимости других мыслимых предметов, обладает в рациональном мышлении некатегорической естественной безусловной уверенностью, исключающей возможность сомнения, которая не является верой. Это обусловлено тем, что образы данных исходных предметов являются обладающими некатегорической естественной императивностью первичными предметными логическим формами рационального мышления. Их немного. Исходным мыслимым предметом, с безусловной уверенностью признанным любой рациональной личностью существующим вне мысли о нем, является для рациональной личности ее существование. Мышление рациональной личностью своего существования является одной из первичных предметных логических форм предметной логики рационального мышления и обладает для рациональной личности естественной некатегорической императивностью в виде ее безусловной уверенности в своем существовании. Другими исходными мыслимыми предметами, с которых начинается осмысление рациональным мышлением конкретных конечных предметов, являются такие черты мыслимой им реальности, как конечность мира и возможность существования только конечных предметов, относительность причинно-следственных связей между конечными предметами, существование объективной и субъективной реальности. Образы этих черт реальности являются в рациональном мышлении первичными предметными логическими формами мышления и служат для него своеобразными априорными знаниями о реальности, которые не обладают категорической императивностью, но обладают естественной императивностью и придают мышлению этих черт характер безусловной уверенности, исключающей возможность сомнения, но не являющейся верой. Идеологическое мышление вообще не в состоянии применить практические доказательства причинной связи между признаваемой им с помощью идеологической веры якобы существующей бесконечной основой мира и будто бы производными от нее конечными предметами. Идеологическое мышление нереалистичное и мыслит такую связь с помощью идеологической веры.

Если научное знание не носит методологического характера, то оно не обладает даже условной императивностью для его носителей. Сколь бы обоснованным оно ни было, на уровне рационального мышления его носители не в состоянии обрести абсолютную убежденность в его истинности, поскольку в рациональных предметных логических формах не содержится необходимость мышления обязательного соответствия образа мыслимого предмета реальности. В рациональном мышлении мысль об осуществимости или неосуществимости мыслимых конкретных конечных предметов вне мысли о них является следствием доказательства. Для рационального мышления никакое доказательство существования конкретных предметов не является безусловно очевидным, в любых данных органов чувств оно способно сомневаться. Мышление рационального человека не способно доказать с помощью данных органов также и его существование. Но поскольку рациональный человек себя мыслит, то он необходимо без доли сомнения мыслит себя только существующим и не способен мыслить себя не существующим. В силу того, что данные его органов чувств о нем не исключают для его мышления возможность сомнения в их адекватности, то если бы он в оценке своего существования опирался на эти данные, то сомневался бы в своем существовании и не смог бы выжить. Потому в процессе эволюции человеческого мышления у человека с рациональным мышлением, как и у человека с идеологическим мышлением выработалась способность к естественной безусловной уверенности в своем существовании путем включения ее в предметную логику мышления, но в идеологическом мышлении она посредством ее безграничной идеализации наделена категорической императивностью. Наличие возможности сомнения в рациональном мышлении конкретных предметов реальности не исключает возможность получения объективного знания о них, но в то же время побуждает к постоянному критическому отношению к любым рациональным идеям о реальности и тем самым побуждает к развитию ее познания.

2013

17. 04. 2013

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, demiurgos.sosbb.ru, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007. demiurgos.sosbb.ru, (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, demiurgos.sosbb.ru, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007.demiurgos.sosbb.ru; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, demiurgos.sosbb.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007.demiurgos.sosbb.ru; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, demiurgos.sosbb.ru, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, demiurgos.sosbb.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, demiurgos.sosbb.ru,  12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, demiurgos.sosbb.ru, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, demiurgos.sosbb.ru, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, demiurgos.sosbb.ru, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 201. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru;Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012.demiurgos.sosbb.ru; Он же. Закон абсолютной когнитивной  неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012, demiurgos.sosbb.ru: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Философология (философоведение) // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 03. 2012. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Философия не способна быть себе наукой // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 03. 2012. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 06. 2012. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 11. 2012. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива // Demiurgos.communityhost.ru, 1. 02. 2013. demiurgos.sosbb.ru; Он же. Научный подход к созданию философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия https://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационально-научного и идеологическо-религиозного методологических подходов https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 04. 2013.


Прежний адрес текста: ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ: https://demiurgos.forum2x2.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ: https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 249
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения