РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СОЗДАНИИ НАУЧНЫХ И УТОПИЧЕСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ

Перейти вниз

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СОЗДАНИИ НАУЧНЫХ И УТОПИЧЕСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ

Сообщение автор Admin в Вт Сен 26, 2017 5:16 pm

АНТОНЮК Г. А.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СОЗДАНИИ НАУЧНЫХ И УТОПИЧЕСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ

Из архива.

Социальные идеалы играют важную роль в управлении социальными процессами. Они являются непременными компонентами практической деятельности, тесно связаны с целями и проектами, но не тождественны им. Социальный идеал -- это модель совершенного с точки зрения потребностей, интересов конкретных личностей и социальных групп общества. Однако неправомерно отождествлять социальные идеалы и научные идеализированные социальные объекты как инструменты научного познания. В социально-научном познании, как и в естественнонаучном познании, также конструируются научные идеализированные объекты, играющие важную роль в построении теорий. И сам социальный идеал также способен выполнить познавательную функцию. Но его основное назначение связано с непосредственным решением практических проблем. Целесообразно различать научно обоснованные социальные идеалы и не обоснованные научно социальные идеалы. Только научно обоснованный социальный идеал осуществим  Совершенство научно обоснованного социального идеала ограниченное и потому относительное. Не обоснованные научно социальные идеалы могут обладать относительным совершенством, а могут обладать абсолютным совершенством. Социальные утопии -- это социальные идеалы, наделённые абсолютным совершенством, сконструированным с помощью метода идеализации. Конструирование в утопическом социальном идеале желаемого общества в определенной мере напоминает процесс конструирования научных идеализированных социальных объектов как инструментов научного познания. Однако есть принципиальное отличие утопического социального идеала от научного идеализированного социального объекта, используемого в научном познании. Научный идеализированный социальный объект заранее мыслится как несуществующий и действительно неосуществимый, но имеющий прообраз в реальном мире. Утопический социальный идеал мыслится теми, кто его принимает, как осуществимый в будущем или осуществленный в настоящее время, или осуществлённый в прошлом.

Между социальным идеалом и социальной целью есть сходство. Социальный идеал, как и принятая к реализации социальная цель, не просто побуждает человека к деятельности, а частично детерминирует ее, выступает ее регулятивом. Он регулирует не только процесс практической деятельности, но и мысли, чувства субъектов, направляет их на достижение определенного в социальном идеале желаемого социального объекта. В то же время социальный идеал по многим параметрам отличается от социальной цели. Достижение социальной цели всегда связано с конкретным, пусть и не совсем определенно выраженным временем. Воплощение же в жизнь социального идеала не связано с конкретными сроками. Время, несомненно, присутствует в нем, однако лишь как длительность, не организованная планом. Для того чтобы воплощение социального идеала приобрело организованные формы, оно должно быть выражено в виде конкретных социальных целей, проектов, планов.

Социальная цель может носить глобальный характер, а может быть связана с частными социальными действиями, быть локальной. Социальный идеал относится к существенным сторонам и этапам жизни общества, выступает сильным ценностным ориентиром субъектов, вследствие чего все социальные цели, как частные, так и глобальные, становятся лишь промежуточными этапами на пути достижения социального идеала.

В отличие от социальной цели, которая всегда «вынесена» в будущее, социальный идеал может быть отнесен к наличному (напр., идеализация общественного устройства   того или иного общества) и даже к прошлому (напр., легенды о прошлом «золотом веке»). Социальный идеал как модель общественного будущего является для принимающих его субъектов образом такой организации социальной жизни, в которой полностью преодолены наличные социальные противоречия [Ильенков Э. В. Диалектическая логика. -- М., 1984. -- С. 196]. В социальном идеале как образе желаемого социальные отношения предстают не только высшим предметом стремлений, но и высшей ценностью.

Нельзя не отметить, что в научной литературе имеется точка зрения, согласно которой «практически всякий идеал имеет в себе большие или меньшие элементы утопии» [Файнбург З. И. // Вопросы методологии и методики социального прогнозирования. -- Вып. VIII -- Красноярск, 1983. --  C. 98 -- 99]. По моему мнению, важно различать утопичные социальные идеалы и просто необоснованные и недостаточно обоснованные, сконструированные без учета реальных возможностей воплощения в жизнь, объективных закономерностей социальные идеалы.

Конструирование даже самого научно обоснованного социального идеала не исключает возможности того, что не все параметры конструируемого будущего будут осуществимы в намеченном виде. Возможны сбои, ошибки, недостаточный учёт каких-то факторов, недостаточно точный расчёт, который в социальной области вообще затруднен, а в какой-то части может носить только приблизительный характер в силу вариативности общественного развития, наличия случайностей, неопределенности в развитии. Научно обоснованный социальный идеал, особенно детализированный, также способен содержать какие-то неосуществимые в силу недостаточной обоснованности в тот или иной конкретно-исторический период сконструированные параметры будущего. Когда же речь идет об утопичном социальном идеале, то имеется в виду принципиальная неосуществимость модели сконструированного желаемого общественного будущего в ее существенных чертах, хотя какие-то элементы могут поддаваться в том или ином виде воплощению в действительность. И с этой точки зрения ряд имеющихся определений социальных утопий нуждается, по моему мнению, в соответствующей корректировке. И. В. Бестужев-Лада, характеризуя утопический подход, отмечает, что он представляет собой «произвольное, не связанное непосредственно с провиденциализмом представление о желаемом будущем, которое субъективно кажется научным, т. е. опирающимся на знание, а не на веру, но объективно оказывается не основанным на научном понимании закономерностей развития природы и общества и потому неосуществимым (по крайней мере в том виде, в каком задумывается)» [Бестужев-Лада И. В. Окно в будущее. -- 1970. -- С. 16], а сама социальная утопия предстает как «произвольное представление о будущем человечества» [Бестужев-Лада И. В. Окно в будущее. -- 1970. -- С. 37]. Сходным образом рассматривают социальную утопию Э. Я. Баталов, отмечающий, что «утопическое сознание может быть определено как сознание, порывающее с объективными законами функционирования и развития общества и полагающее его идеальный образ путем произвольного конструирования, а социальная утопия -- как произвольно сконструированный образ желаемого (и в этом смысле идеального) общества» [Баталов Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. -- 1982. -- С. 22 -- 23], и Э. А. Араб-Оглы, характеризующий социальную утопию как «изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования» [Араб-Оглы Э. А. Обозримое будущее: Социальные последствия НТР: год 2000. -- М., 1986. -- С. 710].

Несомненно, когда я говорю о принципиальной неосуществимости в существенных чертах социальной утопии как модели сконструированного общественного будущего, то имею в виду, что она построена без учета действительных закономерностей общественного развития, хотя и не могу согласиться с мыслью о социальной утопии как о произвольно сконструированном желаемом общественном устройстве. Авторы социальных утопий нередко исходят из определенного понимания регулярности в общественной жизни, которое чаще всего оказывается весьма далеким от действительно научного анализа закономерностей общества. И все же в рамках их концептуального видения общественной жизни создаваемые ими модели желаемых общественных отношений не всегда произвольны, хотя и предстают произвольно составленными по отношению к научному пониманию общества. Однако сказанного недостаточно для раскрытия сущности социальной утопии. Социальная утопия -- это модель будущего состояния общества как целого, а не отдельных его подсистем. Далее, социальная утопия -- это образ абсолютно совершенного с точки зрения потребностей, интересов определённых личностей или социальных групп будущей желаемого устройства общества, либо лишённого внутренних противоречий, либо способного к полному их разрешению.

Социальная утопия содержит наряду со сконструированными параметрами будущего также параметры, полученные путем предсказания. Однако в утопии основные, самые существенные черты будущего желаемого общественного состояния, поскольку они задаются как абсолютно совершенные, конструируются, в то время как в научно обоснованном социальном идеале желаемого общественного устройства его наиболее существенные черты не конструируются, а предсказываются на основе познания объективных закономерностей и тенденций развития, ибо их формирование является результатом действия исторической необходимости.

Социальная утопия как модель абсолютно совершенной организации общества вообще неосуществима даже безотносительно к ее конкретному содержанию. В первую очередь «абсолютным совершенством» заданных параметров социальная утопия как научно необоснованная модель желаемого социального будущего отличается от научно обоснованных идеалов. Одну из попыток создания научно обоснованного идеала коммунистического общества на основе выявления объективных законов и тенденций общественного развития предприняли К. Маркс и Ф. Энгельс. Как теперь видится, в эту модель они закладывали «чрезмерное совершенство», что придает ей черты социальной утопии. Никакое будущее не свободно от противоречий, проблем, трудностей.

Социальный идеал приобретает черты социальной утопии и тогда, когда в него закладываются несовместимые параметры. Любые реальные социальные системы, даже относительно гармоничные, построены на основе разнокачественных, а следовательно, находящихся в определенном противоречии параметров. Их согласование достигается посредством компромисса между ними. Компромисс же между взаимоисключающими параметрами невозможен, может быть лишь достижение временного равновесия между ними.

Описание в социальном идеале совершенного с точки зрения определенных потребностей, интересов желаемого будущего устройства общества может быть как детальным, так и содержать лишь наиболее общие ее черты. Потому не могу согласиться с точкой зрения, согласно которой «идеал является как бы «очищенным», концентрированным содержанием основных черт будущего общества» [Господинова Т. О некоторых методологических аспектах проблемы коммунистического идеала // Науч. коммунизм, 1981, № 1. -- С. 65].

Важная роль социального идеала в управлении общественным развитием состоит в том, что он выступает руководящей нитью при постановке любых целей, разработке проектов и составлении планов, организует их в единую систему. Выражая в мысленной форме перспективы общественного развития, он является также критерием оценки целей, проектов, планов с точки зрения будущего, высшей нормой, образцом построения будущего. В управлении социальный идеал выполняет функцию должного, с необходимостью определяющего действия людей в направлении его достижения. Программы могут прямо или косвенно содержать в себе указание на социальный идеал и устанавливать соответствие между ним и целями. Модель «совершенного» общества способна выполнить функцию социального идеала, если она становится личностной установкой людей, стремящихся его построить или мечтающих о нём. И в этом случае такой социальный идеал не нуждается в директивном оформлении. Он лишь учитывается как само собой разумеющийся при корректировке общественного развития. Когда же та или иная модель «совершенного» будущего в приказном порядке устанавливается в качестве социального идеала, как это было с разработанной К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным моделью коммунистического общества, то эта модель не способна выполнить функцию социального идеала как личностной установки, поскольку данная модель становится для людей внешней, не связанной с их потребностями и интересами установкой. Только научно обоснованный социальный идеал способен быть эффективным инструментом управления обществом.

Социальные идеалы формируются и действуют в единстве с социальными антиидеалами. Социальный антиидеал — это образ такой организации социальных отношений, которая находится в антагонистическом противоречии с коренными потребностями, интересами конкретных субъектов, с их представлениями о совершенном обществе. При этом важно иметь в виду, что то, что является социальным идеалом для одних социальных групп, может быть социальным антиидеалом для других, и наоборот. Для прогрессивных людей таким социальным антиидеалом является сталинизм. Для сторонников же казарменного социализма сталинизм является идеалом социальной организации общества. Социальные антиидеалы могут быть образами «абсолютно плохого общества». Тогда их называют социальными антиутопиями. Такие социальные антиидеалы в принципе не могут быть осуществлены. Есть более «реалистические» социальные антиидеалы, в которых, однако, плохого видится больше, чем хорошего. В качестве такого социального антиидеала тоталитарной коммунистической идеологией изображался современный развитый капитализм. Социальные антиидеалы, как и социальные идеалы, выступают активным, организующим сознание и действия людей фактором. В управлении социальным развитием социальный антиидеал -- необходимый элемент определения движения от менее к более совершенному, от исторически изжившего себя к более прогрессивному. Социальные антииделы как модели плохого общества могут быть сформированы с помощью науки, а могут быть сформированы без её помощи  или лишь частично с её помощью. Но социальные антиидеалы стремятся не реализовать, а стремятся не допустить их воплощения в жизнь и устранить такие общественные отношения, которые мыслятся как социальные антиидеалы.

Социальное проектирование – это одно из средств конкретизации социального идеала. Научно обоснованное социальное проектирование конкретизирует научно обоснованные социальные идеалы, а не обоснованное научно социальное проектирование конкретизирует не обоснованные научно социальные идеалы, в том числе утопические социальные идеалы. При создании научно обоснованного социального идеала используется не только научно обоснованное социальное проектирование, особенно если он относится к обществу в целом. Научно обоснованный социальный идеал предполагает соответствие его содержания объективным естественноисторическим законам и тенденциям поступательного общественного развития и адекватное выражение им потребностей, интересов тех людей, которые способствуют осуществлению этой тенденции и нуждаются в определённом этим идеалом общественном устройстве. Научно обоснованный социальный идеал является образом такого общественного будущего, в котором предусмотрено преодоление наличных гнетущих, тормозящих прогресс социальных противоречий, а не состояние, полностью лишенное каких бы то ни было противоречий, которые принципиально не устранимы, поскольку жизнеспособная социальная система может быть построена лишь на основе компромисса между взаимодействующими разнокачественными конкретно-историческими компонентами. В таком социальном идеале содержатся элементы прогностического знания, отражающие те черты будущего, которые складываются объективно, в силу действия исторической необходимости. Это в первую очередь наиболее существенные черты будущего. Более частные характеристики будущего поддаются социальному проектированию. В то же время важно иметь в виду, что конструируемые характеристики социального будущего в научно обоснованных социальных идеалах, сколь бы точно они ни были определены, не могут не содержать определенный диапазон варьирования, обусловленного наличием в обществе вероятностных связей. К тому же и строгость обоснования конструируемых социальных характеристик имеет свои пределы. В научно обоснованном социальном идеале, следовательно, отражаются черты будущего, складывающиеся объективно вследствие реализации исторической необходимости, и содержатся черты будущего, которые являются результатом социальной конструктивной деятельности.

Научно обоснованное определение оптимальной организации социальных отношений, в том числе в социальном идеале предполагает обязательный учет ряда принципов, центральным из которых является принцип совместимости. В нем отражен объективный закон существования любого целостного явления и тем более таких высокоцелостных систем, как живые, социальные, технические. Суть данного закона можно вкратце сформулировать следующим образом: чтобы объект мог существовать как целостность, необходимо, чтобы его компоненты были совместимы друг с другом, т. е. сопрягались, не отторгали друг друга. Предпосылкой же совместимости является определенное соответствие компонентов, их сродство по природе.

Конкретизируя содержание принципа совместимости, важно подчеркнуть, что он включает в себя учет в процессе социального проектирования того, что: 1) конкретные компоненты могут совмещаться с вполне определенной, но ограниченной совокупностью других компонентов; 2) определенные типы компонентов могут совмещаться только с вполне определенной совокупностью других типов компонентов; 3) в рамках определенного типа компонентов они имеют неодинаковую степень совместимости с каждым компонентом другого типа. Именно закладывание в социальные проекты плохо совместимых или вообще несовместимых друг с другом компонентов является одной из причин неэффективности многих осуществляемых социальных преобразований.



Опубликовано: Антонюк Г. А. Социальное проектирование в процессе практического применения социальных знаний (Раздел 2. Роль социального проектирования в создании научных и утопических идеалов) // Социально-философские проблемы производства и применения научных знаний. -- Минск -- Навука і тэхніка -- 1992. -- С. 192 -- 199.

Автор внёс в помещённый на данном сайте материал уточняющие правки с учётом современности и развития его взгляда на мироздание.

См. также другие существенные теоретические работы автора на бумажном носителе и электронном носителе в Интернете по проблеме социального проектирования и в целом социальной инженерии: диссертация  -- Антонюк Г. А. Социальное проектирование: теоретико-методологический аспект: диссертация  доктора философских наук: 09.00.01 / АН БССР. И-нт философии и права. -- Минск, 1990; Антонюк Г. А. Социальное проектирование : (Теоретико-методологический аспект) : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.01 / АН БССР. И-нт философии и права.- Минск, 1989; монографии -- Антонюк Г. А. Социальное проектирование (некоторые методологические аспекты). Минск, Наука и техника, 1978 ; Он же. Социальное проектирование и управление общественным развитием: Теоретико-методологический аспект.  -- Минск, Наука и техника, 1986; статьи -- Он же. Социальное творчество и конструктивно-инженерный подход к управлению общественными процессами // Методологические проблемы научного знания -- Минск, Наука и техника, 1983; Он же. Объективная цель человечества и его стандартизация // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Материалы международной научной конференции 26-27 ноября 2003 г. Гродно, -- Гродно, 2003. -- С. 295—299.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.forum2x2 Философия и наука: миропонимание -- обязательна.

26. 09. 2017.

Admin
Admin

Сообщения : 236
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения