ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ В РАЦИОНАЛЬНОМ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ

Перейти вниз

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ В РАЦИОНАЛЬНОМ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ  Empty ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ В РАЦИОНАЛЬНОМ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ

Сообщение автор Admin в Сб Мар 24, 2018 8:13 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ В РАЦИОНАЛЬНОМ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ

Данная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии, которая строго разграничивает рациональное и идеологическое мышления как противоположные типы мышления, основанные на противоположных типах предметной (содержательной) логики, а также выделяет смешанное дуалистичное рационально-идеологическое мышление с компонентами рациональной и идеологической содержательных логик. Рациональное мышление признает существование только конечных предметов, на нем основаны наука, инженерия, здравый смысл, частично искусство, идеологическое мышление признает существование бесконечного предмета в виде основы мира и его якобы проявление в конечных предметах, на нем основана идеология (религия, философия, теософия и др.). Предметная (содержательная) логика – это принципы, законы и формы мышления, основанные на образах предметов, т. е. на мысленных предметах, выполняющих в мышлении роль субститутов (мысленных представителей, заместителей) мыслимых предметов – реальных, предполагаемых, мнимых или намеренно придуманных. Мысленные предметы как образы и как субституты я называю эйдосами. Около 7 – 12 % людей обладают чисто идеологическим мышлением. Среди этих людей много философов, священнослужителей. Много людей обладают чисто рациональным мышлением. Среди них много учёных, инженеров. Многие люди также обладают смешанным дуалистичным мышлением в разных его проявлениях. Среди них встречаются философы, священнослужители, учёные, инженеры. Данная работа направлена на выяснение возможностей искусственного воспроизведения человеческого мышления.

В научных исследованиях и в философских размышлениях выделяют в мышлении человека два вида логики -- формальную и содержательную (предметную). Если смотреть на формальную логику безотносительно к содержательной логике, то в ней невозможно заметить наличие специфического влияния на неё противоположных рационального и идеологического типов содержательных логик, а замеченные существенные отклонения мышления конкретных людей от аристотелевской формальной логики выглядят врождённо или не врождённо обусловленными индивидуальными, а значит, случайными отклонениями. Однако если смотреть на формальную логику с позиции содержательных (предметных) рациональной и идеологической логик, то в ней отчётливо заметно специфическое влияние на неё генетически обусловленных типов противоположных по своему устройству рациональной и идеологической содержательных логик, лежащих в основе генетически обусловленных типов мышления -- рационального мышления и идеологического мышления, каждое их которые присуще части людей, но которые также присущи вместе части людей в виде смешанного дуалистичного рационально-идеологического мышления. Содержательные рациональная и идеологическая логики влияют на формальную логику не сами, а посредством их применения субъектами, обладающими данными логиками. Наличие в мышлении разных людей воспроизводящихся в обществе в каждом поколении рационального и идеологического типов содержательных логик и обусловленных ими рационального и идеологического типов мышлений -- это не только индивидуальные, но и внутривидовые различия в мышлении в смысле обусловленности их особенностями человека как вида жизни Homo sapiens и имевшие или даже сейчас имеющие существенное значение для его существования. В то же время в мышлении части людей вместе присутствуют элементы противоположных рациональной и идеологической логик в разнообразных проявлениях и взаимосвязях. Наличие в мышлении части людей воспроизводящегося в обществе в каждом поколении смешанного дуалистичного содержательного рационально-идеологического мышления также генетически обусловлено в качестве не только индивидуального, но и одного из внутривидовых различий в мышлении в смысле обусловленности его особенностями человека как вида жизни Homo sapiens и имевшего или даже сейчас имеющего существенное значение для его существования, которое, однако, невозможно рассматривать в качестве отдельного типа мышления, поскольку комбинации элементов противоположных содержательных рациональной и идеологической логик имеют в дуалистичном мышлении каждого обладающего им индивида своеобразие, а сами элементы рациональной и идеологической логик в одном мышлении не образуют отдельный тип логики мышления. В каждый момент времени людей с монистичным идеологическим мышление около ок. 7 – 12 %, однако людей с монистичным рациональным мышлением гораздо большая доля. В каждый момент времени много людей обладают смешанным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением.

Поскольку генетически обусловленная дифференциация мышления людей на рациональное, идеологическое и смешанное рационально-идеологическое мышление имеет не только индивидуальный характер, но и внутривидовой, то данная дифференциация закономерная, а не случайная. Видовая дифференциация мышления на рациональное, идеологическое и дуалистичное рационально-идеологическое -- это предположительно имеющее существенное значение для жизни человека как вида Homo sapiens обусловленное его генетическим механизмом видообразования воспроизводство в каждом человеческом поколении в определённом долевом соотношении генетически обусловленных рационального, идеологического и смешанного дуалистичного рационально-идеологического мышлений. Предполагаю, что воспроизводство в каждом человеческом поколении в определённом долевом соотношении людей с рациональным, идеологическим и дуалистичным мышлением -- это такой закономерный внутривидовой признак, который сформировался в ходе человеческой эволюции и был функционально необходимым для существования вида Homo sapiens по меньшей мере на ранних стадиях человеческой эволюции, но, возможно, необходимый (это целесообразно исследовать) и сейчас, как, например, необходимо для воспроизводства вида постоянное воспроизведение мужчин и женщин в определённом процентном соотношении.

Предполагаю, что на раннем этапе становления человека его генетически обусловленное мышление было синкретичным без чёткой дифференциации на рациональную и идеологическую содержательные логики. Формировавшиеся тогда генетически обусловленные содержательно-логические черты мышления людей были похожи на смешанное дуалистичное мышление, в котором присутствовали зарождавшиеся логические компоненты как рациональной, так и идеологической содержательных логик. Генетически обусловленная внутривидовая дифференциация мышления людей на рациональное и идеологическое при одновременном сохранении также у части людей смешанного дуалистичного рационально-идеологического мышления, возможно своими чертами похожего на самое раннее человеческое мышление (первомышление), предполагаю, произошла на этапе зарождения современного человека и его мышления.

Существенными особенностями содержательной (предметной) логики идеологического мышления (идеологической логики) относительно содержательной (предметной) логики рационального мышления являются: 1. категорически императивное признание идеологическим мышлением посредством идеологической веры якобы существования бесконечной основы мира, обусловленное категорическим повелением существующей в идеологической логике предметной логической формы в виде постоянного мысленного предметного образа бесконечного абсолюта (бесконечного абсолютного предмета), воплощающегося во взгляде на мир в идею будто бы существования бесконечной основы мира; 2. наличие в идеологической логике предметной логической формы в виде постоянного мысленного образа конечного предмета как якобы проявления будто бы реального бесконечного абсолюта в виде бесконечной основы мира; 3. наличие в логике идеологического мышления предметной логической формы в виде постоянного образа абсолютного причинного отношения между будто бы реальной бесконечной основой мира и реальными конечными предметами как якобы её проявлениями, которая категорически императивно обусловливает признание идеологическим мышлением посредством идеологической веры якобы проявления в реальном мире будто бы существующей бесконечной основы мира в конечных предметах; 4. категорически императивная обусловленность содержательного мышления бесконечности идеологическим мышлением бесконечным чувственно-ценностным переживанием мира личностью с идеологическим мышлением и себя в нем, что детерминирует не только порождение логической формы в виде постоянного образа бесконечного абсолюта, но и наличие в содержании предметной логической формы в виде образа бесконечного абсолюта, а значит, и в содержании всех принципов, форм и законов идеологической логики основанного на бесконечном переживании мира чувственно-ценностного отношения идеологического мышления к миру; 5. поскольку конечные предметы категорически императивно посредством идеологической веры признаются идеологическим мышлением проявлением бесконечного абсолюта в виде бесконечной основы мира, то мысленные образы в идеологическом мышлении конечных предметов неизбежно содержат основанное на бесконечном переживании мира чувственно-ценностное отношение к миру; 6. идеологическое мышление категорически императивно признаёт свои идеи абсолютно истинными, а поскольку люди с идеологическим мышлением создают много различающихся и зачастую противоположных идеологических взглядов на мир, то конкретное идеологическое мышление только свои идеологические идеи о мире признаёт единственно и абсолютно истинными; 7. категорически императивное признание идеологическим мышлением своих идей абсолютно истинными основано на идеологической вере как категорически императивной убеждённости в их якобы безусловной истинности. Идеологическая вера как категорически императивная убеждённость обусловлена категорически императивным характером идеологической содержательной логики, в которой основной предметной логической формой является постоянный образ бесконечного причинного абсолюта, которому невозможно найти эмпирическое соответствие в реальности и который потому обусловливает признание якобы истинности создаваемых конкретных идеологических идей о мире посредством идеологической веры, в которой отсутствует возможность сомнения и которая потому носит категорически императивный чувственно-ценностный характер, т. е. категорически побуждает идеологическое мышление признавать свои идеологические идеи абсолютно истинными.

Категорически императивное ценностное устройство идеологической содержательной (предметной) логики, присущей идеологическому мышлению, неизбежно придаёт обусловленному этой логикой содержанию идеологического взгляда на мир чувственно-ценностный характер, исключающий всякую возможность объективного внечувственно-ценностного логического отношения к миру. Потому содержание создаваемых с помощью идеологической содержательной логики понятий с точки зрения адекватности отражения ими реальности не способно быть независимым от неизбежного чувственно-ценностного отношения мышления идеологической личности к миру, а потому не способно обладать статусом объективной истины в её научном смысле как объективного, т. е. независимого от чувственно-ценностного отношения мышления к миру отражения мира.

Чувственно-ценностное переживание идеологической личностью мира как якобы бесконечного и будто бы проявления якобы существующей бесконечной основы мира в конечных предметах реальности, являющееся необходимой предпосылкой логики идеологического мышления, придаёт мышлению ею содержания первичных предметных логических форм в виде постоянного образа якобы реального бесконечного абсолюта, в виде постоянного образа конечного предмета как якобы его проявления и в виде постоянного образа абсолютного причинного отношения между будто бы реальной бесконечной основой мира и реальными конечными предметами как якобы её проявлениями, а также содержания всех понятий, создаваемых предметной идеологической логикой, конкретный характер в виде образов не абстрактных, а конкретных предметов (в традиционном формально-логическом понимании абстрактного и конкретного). Ведь чувственно-ценностное переживание всегда конкретное, а не абстрактное. Даже содержание образов мыслимых идеологическим мышлением якобы существующими сверхчувственными и бесконечными, например, нематериального бога, мыслится идеологическим мышлением с помощью их чувственно-ценностного переживания личностью конкретным, а не абстрактным. Содержание образа любого предмета, который создаёт идеологическое мышление с помощью чувственно-ценностного переживания идеологической личности, мыслится им конкретным, т. е. якобы отражающим существующие предметы, а не абстрактным, хотя для рационального мышления он может выглядеть абстрактным.

В отличие от содержания понятий, создаваемых идеологической предметной логикой, которое не способно быть объективным, содержание понятий, создаваемых рациональной предметной логикой, способно быть объективным, независимым от чувственно-ценностного переживания рациональной личностью мира. Человек с рациональным мышлением способен обладать чувственно-ценностным переживанием мира, однако его переживание, в отличие от чувственно-ценностного переживания идеологической личностью мира, не способно быть бесконечным и является только конечным. Рациональная личность не способна переживать бесконечное. В силу конечности чувственно-ценностного переживания рациональной личностью мира содержание рациональных понятий способно быть объективированным относительно него и отражать предметы реальности, противостоящие в качестве независимого от рационального мышления объекта познания рациональному мышлению как субъекту познания, такими, какими они существуют независимо от чувственно-ценностного отношения к ним субъекта познания. Рациональная предметная логика не зависит от переживания рациональной личностью мира, от её чувственно-ценностного отношения к нему. Способность предметной логики рационального мышления к объективному познанию заложена в этой логике. Она не содержит а качестве предпосылки чувственно-ценностное отношение обладающей ею личности к миру, в отличие от предметной логики идеологического мышления, в которой её главная предметная логическая форма в виде постоянного образа бесконечного причинного абсолюта создаётся с помощью чувственно-ценностного переживания идеологической личностью мира как якобы бесконечного, в силу чего содержание постоянного образа бесконечного причинного абсолюта и обусловленное этой предметной логической формой содержание понятий необходимо содержит чувственно-ценностное отношение идеологической личности к миру.

Хотя содержание объективированных рациональных понятий не содержит чувственно-ценностного отношения мышления к познаваемым объектам, даже если оно есть у познающего субъекта, это не означает, что познание познаваемого предмета обязательно приводит к объективной истине. На объективное познание влияют много объективных и субъективных факторов, в том числе и чувственно-ценностное отношение рациональной личности к реальности. Чувственно-ценностное отношение к миру рациональной личности может отрицательно повлиять на эффективность получения объективного знания о предмете, однако нет неизбежности влияния этого отношения личности к познаваемым предметам на познание, а значит, на получение объективного знания о познаваемых предметах.

Главной особенностью рационального мышления является мышление им существующими только конечных предметов. Рациональное мышление не способно содержательно мыслить идею бесконечного, оно способно создавать понятие бесконечного лишь формально-логически как противоположность понятию конечного безотносительно к отнесённости данного понятия к реальности. Постоянный образ конечного предмета является главной первичной предметной логической формой рационального мышления. Он имеет эмпирически подтверждаемое соответствие объективной реальности в виде ее конечных предметов. Хотя рациональная личность способна к чувственно-ценностному переживанию конечных предметов, но её мышление способно с помощью рациональной предметной логики мыслить их без переживания. Одной из первичных предметных логических форма рационального мышления является также постоянный образ причинных отношений между конечными предметами, ни одни из которых не мыслится абсолютной причиной других конечных предметов, хотя причинная сила разных конечных предметов мыслится разной. Поскольку в рациональной предметной логике отсутствует идеологическая предметная логическая форма в виде постоянного образа бесконечного причинного абсолюта и потому отсутствует предметная логическая форма в виде постоянного образа конечного предмета как якобы проявления бесконечной абсолютной причины в виде бесконечной основы мира, в силу чего мышление идеологической личностью конечного предмета невозможно без чувственно-ценностного переживания ею якобы существования бесконечной причины конечных предметов и её будто бы проявления в конечных предметах, то существование постоянного образа конечного предмета как главной первичной предметной логической формы рационального мышления не требует чувственно-ценностного переживания мира как мира конечных предметов.

Рациональная содержательная логика полностью внечувственная и в ней не содержится ни грана чувственно-ценностного переживания реальности, даже если личность переживает реальность. Однако чувственно-ценностное отношение рациональной личности к реальности в процессе её познания конфликтует с внечувственной содержательной логикой рационального мышления. Внечувственность содержательной логики рационального мышления проявляется также в том, что мышление рациональной личностью своего конечного существования способно быть объективным и не содержать чувственно-ценностного переживания ею мира и себя в нём. Способность рациональной личности внечувственно мыслить своё исключительно конечное существование обеспечивается наличием в её рациональной предметной логике первичной предметной логической формы в виде постоянного мысленного образа её существования как исключительно конечного предмета, содержание которого, т. е. мысленного образа является отражением поддающегося эмпирическому подтверждению её конечного предметного бытия, относительно которого ею мыслится существование других поддающихся эмпирическому подтверждению конечных предметов. Однако постоянство в предметной логике мышления рациональной личности мысленного образа ее существования достигается не только с помощью нахождения ею эмпирического соответствия её мысли о своем существовании своему объективному относительно неё существованию, которая неизбежно содержит сомнение, но и с помощью безусловной уверенности рациональной личности в своем существовании «я существую», но не категорически, а естественно императивной. Рациональная личность не в состоянии мыслить себя не существующей или предположительно не существующей, а мыслит себя только существующей. Идеологическая личность, как и рациональная личность, не в состоянии мыслить себя не существующей или предположительно не существующей, а мыслит себя только существующей. Идеологическая личность с безусловной уверенностью мыслит себя существующей как с помощью веры в существование бесконечной основы мира и в существование себя как будто бы её проявление, так и с помощью обладающей категорической императивностью предметной логической формы своего идеологического мышления в виде постоянного мысленного образа её существования как конечного проявления бесконечного предмета, конечное содержание которого, т. е. мысленного образа поддается эмпирическому подтверждению.

Обладающая рациональным мышлением личность ощущает, переживает, мыслит, испытывает различные физиологические потребности и рациональное осознание ею этих проявлений своего существования дает ей основание сделать рациональный вывод о своем существовании подобно рациональному знанию её о других конечных предметах на основе проявлений их бытия. Но рациональное знание обязательно содержит возможность сомнения или даже само сомнение, поскольку основано в конечном счёте на данных органов чувств, которые не обладают абсолютной надёжностью в получении истинных знаний о реальности даже в системе самой совершенной с точки зрения эффективности научного познания практической проверки. Однако у рациональной личности, как и у идеологической личности, нет сомнения в своем существовании даже в виде возможности, хотя вся жизнь человеческого индивида чувственно-практическая. Если бы человеческий индивид сомневался в своём существовании, то он не смог бы эффективно действовать в мире, а значит, не смог бы выжить. Исключение возможности сомнения из содержания мысли рациональной личности о своём существовании обеспечивает ее естественная безусловная уверенность в своём существовании.

Мышление рациональной личностью своего существования -- это постоянно повторяющаяся, хотя и не всегда замечаемая им его мысль, которая является исходной при мышлении им не только себя, но и других конечных предметов и является необходимым компонентом мысли о них, она представляет собой отправную точку в рациональном мышлении существовании других конечных предметов. Мысль рациональной личности о своём существовании – это единственная её самая простая и исходная мысль, она присутствует в любом акте её мышления о любых конечных предметах, в том числе о себе. Однако хотя мысль человека с рациональным мышлением о своем существовании является самой простой, но в то же время она невозможна без одновременной мысли о не-Я, т. е. о другом конечном предмете, поскольку рациональное мышление не способно мыслить бытие любого конечного предмета безотносительно к бытию иного конечного предмета и мысль личности о своём конечном бытии не исключение. Мысли рациональной личности о существовании других предметов в том смысле вторичные по отношению к её мысли о своем существовании как первичной, что они строятся ею с помощью мысли о своем существовании и в любой из таких мыслей о конечных предметах имманентно, хотя и не всегда явно содержится мысль рациональной личности о своем существовании.

*   *   *

Специалисты разграничивают формальную и содержательную (предметную) логику. Такое разграничение впервые осуществил И. Кант (1724 – 1804), который называл формальную логику общей, определив её суть как формальную логику и противопоставив её содержательной логике как якобы высшей ступени логики мышления относительно неё. Содержательную логику он называл трансцендентальной логикой. Согласно Канту, «границы же логики (общей -- Г.А.) совершенно точно определяются тем, что она есть наука, обстоятельно излагающая и строго доказывающая одни только формальные правила всякого мышления (безразлично, априорное оно или эмпирическое, безразлично, каково его происхождение и предмет …)» (Кант И. Критика чистого разума. – М., 1994. – С. 14). «Но так как существуют и чистые и эмпирические созерцания …, можно ожидать, что и мыслить предметы можно различно … В таком случае должна существовать логика, абстрагирующаяся не от всякого содержания познания…» (Кант И. Критика чистого разума. – М., 1994. – С. 72 – 73). Однако названия «формальная логика» и «содержательная логика» не вполне точные, поскольку содержательная логика тоже имеет формы, законы, принципы мышления и поддаётся определённой формализации, а формальная логика не полностью независимая от влияния на неё особенностей рациональной и идеологической содержательных логик, а значит, от влияния на неё особенностей содержания мышления. Поэтому оправданно было бы называть формальную логику общей логикой, поскольку она общая для рационального и идеологического мышления.

Выделение наряду с формальной содержательной (предметной) логики и их противопоставление обусловило то, что данные логики рассматриваются как независимые, а потому рассматриваются не вполне адекватно. Если смотреть на формальную логику с позиции содержательной логики безотносительно к её разделению на рациональную и идеологическую логики, то формальная логика действительно выглядит независимой от влияния содержательной логики. Однако если смотреть на формальную логику с позиции не просто содержательной логики, а с позиции разделения содержательной логики на рациональную и идеологическую содержательные логики, то заметно, что особенности каждой из них существенно влияют на формальную логику, причём влияют по-разному. Это даёт основание заключить, что формальная логика не только не существует сама по себе отдельно от содержательной логики, но является необходимым средством обеспечения функционирования содержательной логики. Её рассмотрение в качестве отдельной независимой логики -- результат рационального абстрагирования формальной логики в виде абстрактного предмета, некорректно отождествлённого с её реальным бытием.

До выявления Кантом содержательной (предметной) рассмотрение формальной логики как самостоятельной логической системы было оправданным. Однако после открытия содержательной логики рассмотрение формальной логики независимо от содержательной логики неоправданно. Формальная логика функционирует в неразрывной связи с содержательной логикой, являясь средством, хотя и не единственным создания содержания понятий и образуя с ней взаимосвязанную двухкомпонентную логическую систему, в которой формальная логика, выполняя функцию в обеспечении действия содержательной логики, обладает относительно содержательной логики определённой самостоятельностью в той мере, в какой она способна абстрагироваться от содержания понятий. Её связь с содержательной логикой заметная, если рассматривать формальную логику относительно рациональной и идеологической содержательных логик, ведь содержательная логика существует в виде этих типов логик. Рациональный и идеологический типы содержательных логических компонентов в виде форм, принципов, законов и др. логических компонентов содержательных рациональной и идеологической логик по-разному влияют на использование формальной логики в рациональном мышлении и в идеологическом мышлении. С точки зрения моей концепции чистого рационализма и чистой идеологии оправданно выделять два существенно различающихся типа влияния содержательной логики на формальную логику – влияние рационального и идеологического типов содержательной логики. В смешанном дуалистичном рационально-идеологическом мышлении присутствуют элементы влияния на формальную логику как рациональной содержательной логики, так и идеологической содержательной логики, взаимодействующие друг с другом или существующие параллельно независимо друг от друга, или многоразово, или одноразово сменяющие другу друга в зависимости от особенностей существования в конкретном дуалистичном мышлении рациональной и идеологической содержательных логик. Однако нет смешанного дуалистичного рационально-идеологического типа влияния содержательной логики на формальную логику, поскольку нет дуалистичной рационально-идеологической содержательной логики.


Последний раз редактировалось: Admin (Пн Июн 17, 2019 11:04 am), всего редактировалось 27 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 242
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ В РАЦИОНАЛЬНОМ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ  Empty ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ В РАЦИОНАЛЬНОМ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ

Сообщение автор Admin в Сб Мар 24, 2018 8:14 pm

Содержательная (предметная) логика – это не уровень логики человеческого мышления над формальной логикой, а основная логика мышления, по отношению к которой формальная логика выполняет вспомогательную функцию и является вторичной по отношению к содержательной логике в смысле производной от неё и сущностно предназначенной для обслуживания её, несмотря на относительную автономность в системе ее отношений с содержательной логикой. Особенность типов содержательной логики определяет особенность типов использующего их мышления – рационального и идеологического. Формальная логика получила в рациональном типе мышления полноценное развитие в том классическом виде, в каком она описана начиная с аристотелевской аналитики по нынешнее время. А в идеологическом мышлении его идеологическая содержательная логика существенно деформирует используемую рациональным мышлением классическую формальную логику. В нем нередко присутствуют лишь её упрощённые компоненты, только частично соответствующие полноценной формальной логике, присущей рациональному мышлению. Однако деформация классической формальной логики идеологической содержательной логикой, обусловленная особенностями этой логики, не замечалась в связи с отсутствием разграничения мышления на рациональное и идеологическое и разграничения содержательной логики на рациональную и идеологическую, а если какие-то мыслители, как, например, реалисты средневековой схоластической философии, замечали особенности использования формальной логики в философии, религии, являющихся по классификации моей концепции чистого рационализма разновидностями основанной на идеологическом мышлении идеологии, то специалисты в области классической формальной логики рассматривали их взгляды как некорректное применение формальной логики и её некорректное истолкование. Оправданно сказать, что естественным путем формальная логика складывалась на основе содержательной логики одновременно с ней для её обслуживания в процессе формирования человеческого мышления. Потому оправданно рассматривать формальную логику как обладающую относительной автономией функцию содержательной (предметной) логики, в конечном счёте подчинённую обеспечению ее функционирования.

С точки зрения моей концепции чистого рационализма и чистой идеологии целесообразно исходить из того, что нет формальной логики, независимой от особенностей рациональной и идеологической предметных логик и не содержащей их специфику и что формальная логика полноценно используется рациональным мышлением, а идеологическим мышлением она используется не полноценно, а упрощённо и в нём она выглядит в некотором роде квазиформальной логикой. Изложенная Аристотелем (384 – 322 до н. э.) формальная логика, названная им аналитикой -- это полноценная формальная логика рационального мышления. Но поскольку Аристотель обладал смешанным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, то в его взглядах есть не только рациональное использование формальной логики, но и идеологическое использование формальной логики, в частности, в его концепции категорий, в которой он рассматривает в качестве одной из разновидностей категории субстанции, или сущности вторые сущности, оцениваемые им как универсалии (общие понятия) бытия родов и видов предметов (напр., конкретный человек -- первая сущность, а человек – вторая сущность), осмысливаемые им как существующие в конкретных отдельных предметах и производные от первых сущностей. В рациональном аспекте он осознанно использует универсалии в качестве абстрактных понятий, полученных в результате классификации множества предметов на виды и роды посредством мысленного обобщения сходных признаков отдельных предметов. Созданные в рациональном мышлении с помощью формально-логического обобщения мысленные обобщённые предметы являются абстрактными общими предметами, с позиции рационального мышления не существующими как отдельный предмет. А в описании универсалий с позиции идеологического мышления Аристотель рассматривает универсалии как такие общие понятия, в которых якобы изображены реальные общие предметы, существующие до понятий этих предметов, но будто бы существующие не как отдельные предметы, а в отдельных предметах и постигаемые мышлением, т. е. в этом случае универсалии выступают деформированными квазиформально-логическими общими понятиями. Аристотель мыслит как ограниченный, или умеренный реалист сравнительно с абсолютным, последовательным реалистом Платоном (428/427 – 348/347 до н. э.). Обладавший выраженным монистичным идеологическим мышлением Платон активно, хотя и не всегда осознанно использовал в деформированном виде формально-логические компоненты в своей идеологической концепции эйдосов для создания эйдосов как якобы реально существующих вне конкретных единичных предметов и до них общих идей предметов, которые в действительности лишь по способу их неосознанного мысленного создания Платоном являются общими идеями, схожими с общими идеями, осознанно создаваемыми с помощью формальной логики рациональным мышлением, а по сконструированной Платоном их сущности не являются схожими с созданными рациональным мышлением с помощью формальной логики формально-логическими общими идеями, а являются деформированными квазиформально-логическими общими идеями. С точки зрения рационального мышления объективно существуют только единичные, отдельные предметы, а общие предметы являются продуктом мысленного обобщения сходных признаков единичных предметов.

Фактически средневековые схоласты неосознанно зафиксировали наличие особенностей влияния идеологического мышления на используемую им формальную логику, хотя тогда не выделяли рациональное и идеологическое мышление. Они пытались применить формальную аристотелевскую логику (аналитику) и его идеи об универсалиях к идеологическим понятиям философии и религии. Знаменитый спор между абсолютными, последовательными реалистами и абсолютными, последовательными номиналистами фактически отражал формально-логическую апорию, которая возникала при попытке полноценно использовать аристотелевскую формальную логику для создания идеологическим мышлением понятий философии и религии и не поддающуюся разрешению не только реалистами, но и номиналистами, полагавшими, что общее в универсалиях существует лишь в уме, что существуют лишь единичные предметы, а общие понятия -- это лишь имена предметов (см., напр., И. Росцелин -- ок. 1050 -- ок. 1122). Не избежали этой формально-логической апории также умеренные реалисты и номиналисты. Причина этой апории состояла в том, что формальная логика не применима полноценно в идеологическом мышлении и не способна полноценно обслуживать идеологическую содержательную логику. По моему предположению, только люди с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением могли пытаться полноценно применить в идеологическом мышлении полноценно используемую лишь рациональным мышлением формальную логику. С точки зрения моей концепции чистого рационализма и чистой идеологии у монистичного рационального мышления нет предмета мысли в содержании идеи о якобы существовании бесконечных бога, материи или иной бесконечной основы мира, а монистичное идеологическое мышление, категорически императивно мыслящее якобы существующей бесконечную основу мира, не нуждается в полноценном использовании форм, законов, принципов формальной логики. Идеологические взгляды строятся идеологическим мышлением без опоры на формальную логику. Создатели идеологических взглядов категорически императивно исходят из того, что строят своё учение не сообразно правилам формальной логики, а сообразно своей идеологической вере, но они так считают в силу особенностей своей идеологической содержательной логики.

Абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, анализ, синтез, законы тождества, противоречия, исключённого третьего, правила построения силлогизмов и др. компоненты классической формальной логики используются идеологическим мышлением в деформированном, упрощённом виде или даже вообще не используются, как, например, абстрагирование, а в полном виде используются только рациональным мышлением, как монистичным рациональным мышлением, так и рациональными компонентами смешанного дуалистичного рационально-идеологического мышления, причём в той мере, в какой рациональная содержательная логика автономная в дуалистичном мышлении относительно идеологической содержательной логики. Если в дуалистичном мышлении взаимодействуют компоненты рациональной и идеологической содержательных логик, то идеологическая содержательная логика может сильно деформировать рациональную содержательную логику, однако рациональная содержательная логика в свою очередь способна ограничивать идеологическую содержательную логику, тем самым мешая их специфическому влиянию на формальную логику в процессе её использования ими в дуалистичном мышлении.

Содержательная логика идеологического мышления не создаёт и не способна создать с помощью формальной логики полноценные общие понятия, подобные общим понятиям, создаваемым рациональной содержательной логикой с помощью формальной логики. Создаваемые идеологической логикой с помощью формальной логики общие понятия являются для носителей идеологического мышления не общими понятиями, а образами конкретных предметов, хотя они имеют признак сходства с общими понятиями рациональной содержательной логики, создаваемыми рациональным мышлением с помощью формальной логики, и для их создания применяется формально-логическая операция обобщения. С позиции рационального мышления многие понятия, создаваемые идеологическим мышлением, выглядят такими же общими понятиями, какие создаются рациональным мышлением. Однако идеологическое мышление не способно быть абстрактным, оно всегда конкретное и для него создаваемые им понятия являются не общими, а конкретными.

С точки зрения рациональной логики создаваемое идеологической содержательной логикой понятие бесконечной основы мира (бесконечные бог, материя и др.) не является и не способно быть результатом формально-логического обобщения и потому оно не является общим и абстрактным формально-логическим понятием, а с точки зрения идеологической логики оно является конкретным понятием, которое якобы абсолютно адекватно отражает реальность. Формально-логически понятие бесконечного может быть получено не путём обобщения, а посредством противопоставления понятию конечного безотносительно к отнесённости его к реальности. Эта логическая операция схожая в рациональном и в идеологическом мышлении. Однако дальше этой формально-логической операции рациональная содержательная логика не способна идти. Она не способна оперировать содержательным понятием бесконечности, поскольку в ней, в отличие от идеологической содержательной логики, нет содержательной логической формы в виде постоянного образа бесконечного абсолюта, а есть содержательная логическая форма в виде постоянного образа конечного предмета. Потому рациональное мышление не способно содержательно мыслить бесконечное.

Хотя идеологическое мышление способно мыслить существование больше чем одна бесконечная основа мира вопреки полноценной формальной логике, нарушение которой нормально для идеологического мышления, однако и в этом случае понятие бесконечности не является для него обобщением нескольких бесконечностей. Мышление нескольких якобы одновременно существующих бесконечных основ мира, например, материи и идеи алогично с точки зрения полноценной формальной логики, однако такое мышление возможно с помощью идеологической содержательной логики, приспосабливающей формальную логику к себе даже путём её деформации. И только чувственно-ценностное переживание идеологической личностью якобы реального бесконечного бытия наделяет созданное идеологическим мышлением с помощью формальной логики понятие бесконечного содержанием в виде чувственно-ценностного образа якобы существующей бесконечности, но не делает это понятие бесконечности общим, однако делает его конкретным. Путём формально-логического обобщения как идеологической формальной логикой, так и рациональной формальной логикой образов конечных предметов невозможно получить понятие бесконечного. Понятие бесконечного невозможно также получить путём мысленного увеличения конечного, например, в случае с натуральным рядом чисел.

Понятия формально-логического общего в рациональном мышлении имеют наряду со сходными специфические черты. В рациональном мышлении общее является таким, каким его описал Аристотель в аналитике (формальной логике) и каким его используют сейчас в формальной логике, а в идеологическом мышлении общее является таким, как его описали Платон, средневековые реалисты (Иоанн Скот Эриугена – ок. 810 – 877), Ансельм Кентерберийский – 1033 – 1109 и др.), Г. Гегель (1770 – 1831). В идеологическом мышлении общее понятие используется не как обобщение единичного, а как якобы отражающее самостоятельную реальность, будто бы проявляющуюся в единичном, т. е. как понятие конкретного. В рациональном мышлении общее понятие является отражением схожих черт реально существующих единичных предметов и рациональное мышление не признаёт существование общего как отдельного предмета ни отдельно от единичных предметов, ни в единичных предметах, а рассматривает его как обобщение сходных черт предметов. Потому применение индукции и дедукции, обобщения и индивидуализации и других формально-логических действий частично различаются в идеологическом и в рациональном мышлении. В дуалистичном рационально-идеологическом мышлении рациональная содержательная логика применяет общие понятия такими, какими они применяются в рациональном мышлении, а идеологическая содержательная логика применяет их такими, какими они применяются в идеологическом мышлении, но если компоненты рациональной и идеологической логик в дуалистичном рационально-идеологическом мышлении взаимодействуют, то рациональная и идеологическая содержательные логики мешают друг другу их использовать сообразно своим сущностям.

Общее понятие конечного и общие понятия разнообразных множеств конечных предметов в идеологическом мышлении лишь по логической операции их создания являются общими. Основанное на идеологической содержательной логике идеологическое мышление при построении идеологических взглядов использует формально-логическую операцию обобщения и другие формально-логические операции неосознанно или недостаточно осознанно, или не всегда осознанно и не полностью последовательно и руководствуясь идеологической содержательной логикой ограничивает формально-логический статус результатов формально-логического обобщения и других формально-логических операций. Использование идеологической содержательной логикой общих понятий конечных предметов и наиболее общего понятия конечного неизбежно связано с деформацией их формально-логического признака общности, а значит, с лишением этих общих понятий абстрактности, поскольку любое конечное мыслится идеологической логикой как проявление бесконечной основы мира, а значит, как содержащее в себе элемент чувственно-ценностного переживания якобы бесконечной причины конечного. Это значит, что идеологическое мышление в содержательном аспекте мыслит общее понятие конечного и иные общие понятия конечных предметов во многом не формально-логически, оно мыслит общие понятия конечных предметов либо как отражение якобы реальных конкретных общих предметов, либо как собирательное название множества конкретных единичных конечных предметов, пусть даже неопределённых или не вполне определённых, т. е. как знаки этих множеств. Например, обладающим идеологической содержательной логикой субъектом создаются с помощью неосознанной формально-логической операции обобщения такие общие понятия, как пространство, время, движение, покой и другие, однако они мыслятся идеологическим мышлением не как результаты обобщения, подобные тем, какие мыслятся рациональным мышлением, а мыслятся образами конкретных реальных предметов, категорически признаваемых существующими так, как они мыслятся.

С позиции рационального мышления идеологические взгляды основаны на мысленной безграничной ценностной идеализации предметов в положительную и отрицательную с точки зрения конкретной идеологии сторону, хотя с точки зрения идеологического мышления используемые им безгранично идеализированные предметы не являются идеализированными предметами и им категорически мыслятся осуществимыми. С точки зрения рационального мышления любые ограниченно и безгранично идеализированные предметы неосуществимые. К мысленным безгранично идеализированным предметам невозможно применить понятие общего, поскольку как ограниченная идеализация предметов, так и безграничная идеализация предметов идеологическим и рациональным мышлением не основана на обобщении, даже если идеализируемый мысленный предмет частично построен с помощью обобщения. Идеологическое мышление признаёт используемые им мысленные безгранично идеализированные с точки зрения рационального мышления предметы не только единичными, но и категорически императивно признаёт их образами якобы осуществимых предметов (существовавших, существующих или неизбежно осуществимых в будущем), а значит, конкретными. Рациональное мышление тоже использует мысленные безграничные идеализации предметов, например, в науке для создания в методологических целях мысленных научных безгранично идеализированных предметов (напр., точки, абсолютно чёрного тела, машины Карно, полного социального равенства), которые оно признаёт неосуществимыми, но образы которых для него являются единичными и абстрактными, а не конкретными.

Идеологическое мышление не способно мыслить рационально, а рациональное мышление не способно мыслить идеологически. Рациональное мышление нуждается в последовательном применении формальной логики и рациональная предметная логика содержит возможность такого применения, а идеологическое мышление нуждается лишь в ограниченном применении формальной логики и идеологическая предметная логика не содержит возможность последовательного применения формальной логики. Без последовательного применения формальной логики невозможно искусственно воспроизвести человеческое мышление. Потому поддаётся искусственному воспроизведению основанное на рациональной содержательной логике рациональное мышление, а основанное на идеологической содержательной логике идеологическое мышление не поддаётся искусственному воспроизведению.

24. 03. 2018

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, http://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера) http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), http://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, http://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) http://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // http://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры http://demiurgos.forum2x2.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика http://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2011, http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия http://demiurgos.forum2x2.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение //http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального /http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности http://demiurgos.forum2x2.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) http://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой http://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационального и идеологического методологических подходов в осмыслении мира и в деятельности http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность http://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера http://demiurgos.forum2x2.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям http://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера http://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 01. 2015: Он же. Безгранично идеализационная парадигма понимания науки http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 01. 2015; Он же. Особенности научного мировоззрения http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2015; Он же. Способность идеального в виде мышления и в целом психики к неопределенно длительному существованию http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 02. 2015; Он же. Особенность логики идеологической веры относительно логики рациональной уверенности http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 11. 2015; Он же. Отражательно-конструктивная и субститутная функции эйдосов рационального и идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 15. 12. 2015; Он же. Нравственный категорический императив и нравственная свобода воли http://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2015; Он же. Императивный мысленный образ причинности как определяющая логическая форма мышления в предметной логике http://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01 2016; Он же. "Коперниканский переворот" как общекогнитивный и общепрактический метод http://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 01. 2016; Он же. Бесконечное переживание как необходимая предпосылка логики идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2016; Он же. Этапы неосознанного высвечивания и осознанного познания и развития предметной (содержательной) логики http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 2016; Он же. Исследование предметной (содержательной) логики с позиции доктрины чистого (пурического) рационализма http://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2016; Он же. Роль чувственного переживания в идеологической им рациональной логике http://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2017; Он же. Мышление существования объективного мира идеологической и рациональной логикой http://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления основы мира как бесконечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления конечных проявлений основы мира как бесконечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические законы правильного рационального мышления реальности как конечной http://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические особенности дуалистичного рационально-идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 04. 201; Он же. Принцип относительности рационального мышления http://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 05. 2017; Он же. Принцип абсолютности идеологического мышления http://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Конституирование рациональным, идеологическим и дуалистичным мышлениями реальности и ее сущностей http://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 05. 2017; Он же. Идеология как саморегулируемый идейный организм (синтетическая теория идеологической эволюции) http://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 06. 2017; Он же. Законы создания, устройства, функционирования и эволюции идеологии http://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 07. 2017; Он же. Законы рационального взгляда на мир 25. 12. 2011, 19. 11. 2017; Он же. Дуалистичный нравственный категорический императив и монистичная нравственная апория Канта, не замеченные им http://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 01. 2018; Он же. Люди мыслят мир существующим с такими чертами, признаваемыми их мышлением главными, с какими их мышление способно мыслить его http://demiurgos.forum2x2.ru, 22. 02. 2018.


Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Прежний адрес текста: ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.forum2x2.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).


Admin
Admin

Сообщения : 242
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения