РЕГУЛЯТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Перейти вниз

РЕГУЛЯТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 7:33 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

РЕГУЛЯТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
(особенность в рациональном и идеологическом мышлении)

Данная работа -- это развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Мышление человека всегда предметное и ориентировано на осмысление и конструирование реальности. В основе мышления любого рационально мыслящего человека лежит его вера в собственное существование. Рациональное мышление считает осуществимыми только ограниченные предметы и оперирует (совершает целенаправленные действия) только ограниченными мысленными предметами. Оно изначально считает неосуществимыми конструируемые им в качестве инструментов познания и инженерии безгранично идеализированные предметы (напр., прямая линия, абсолютно твердое тело, машина Тьюринга).

В отличие от рационального мышления идеологическое (внерациональное) мышление признает осуществимыми наряду с ограниченными предметами также безгранично идеализированные предметы (абсолютно совершенное общество, бесконечная первооснова мироздания), которые оно идеализациями. Рациональное мышление вообще не в состоянии мыслить такой предмет как бесконечное начало. В математике используется понятие бесконечности (напр., бесконечное множество), но это в действительности понятие неопределенно конечного, поскольку при мысленном конструировании количественной бесконечности отвлекаются от субъективной невозможности человека пересчитать все количество для получения «актуальной», т. е. «завершенной», «сосчитанной» бесконечности.

Рациональное мышление признает истинными идеи с помощью доказательств, за исключением веры конкретного рационального человека в свое существование. Рациональные истинные идеи, даже инженерные и методологические, не обладают категорической нормативностью для их сторонников, и содержат в себе возможность сомнения в их истинности. Идеологические идеи обладают для их приверженцев абсолютной, «вечной» истинностью и категорической нормативностью (категорической императивностью), непреложно предписывающей им мыслить мир и действовать в нем сообразно этим идеям.

Особенности понимания рациональным человеком собственного существовании является исходным пунктом и критерием для понимания существования других предметов. Данные органов чувств конкретного человека предположительно свидетельствуют для его мышления о том, что внешний мир, даже самый своеобразный, чем-то похож на него, безусловно существующего, и потому с высокой долей уверенности его мышление в состоянии заключить, что этот мир существует. Вера рационального человека в свое существование является для него мерилом уверенности в существовании мира вне его сознания. Человек с идеологическим мышлением верит в свое существование подобно рациональному человеку. Но он верит в свое существование также и на основе веры в существование бесконечной основы мира, по отношению к которой он рассматривает себя как ее проявление, как носитель черт этой основы.

Поскольку человек использует созданные его мышлением идеи в качестве средства обеспечения своей жизнедеятельности, то не только чувства всех людей не нейтральные по отношению к идейному содержанию мышления, но и их мышление не нейтральное по отношению к своему идейному содержанию. В силу того, что мышление создает свое идейное содержание в отношении осмысливаемой им реальности, то оно обязательно оценивает это содержание с точки зрения степени его соответствия реальности. Даже если конкретное мышление оперирует уже созданными другими людьми идеями, то оно все равно оценивает эти идеи с точки зрения степени их соответствия реальности.

Целесообразно различать объективное содержание идей с точки зрения их истинности и ложности в познании мира, осуществимости и неосуществимости в конструировании мира, и признание мышлением конкретного человека идей истинными и ложными в познании мира, осуществимыми и неосуществимыми в конструировании мира. В гносеологии и конструктологии, т. е. науки о конструировании мира обычно рассматривается объективная сторона познания и конструирования. Объективное содержание идей с точки зрения адекватности отражения ими реальности или их осуществимости в реальности, если это продукты инженерной мысли (проекты, планы, программы, цели), не обязательно совпадает с оценкой мышлением конкретного человека этих идей истинными и ложными, осуществимыми и неосуществимыми. А без такой оценки конкретные люди не могут создавать и использовать идеи.

Мышление конкретного человека может признать истинными или осуществимыми идеи, которые не являются объективно истинными и осуществимыми и признать ложными или неосуществимыми идеи, которые являются объективно истинными или осуществимыми. Объективная истинность и ложность, осуществимость и неосуществимость идей не зависит от оценки их как отдельным мышлением, так и мышлением всех людей истинными и ложными, осуществимыми и неосуществимыми. Но объективно истинные и ложные, осуществимые и неосуществимые идеи не могут быть зафиксированы в процессе познания и конструирования реальности и не могут быть приняты человеческим сообществом, в частности, научным и инженерным, в качестве таковых, если их не будет признавать таковыми мышление использующих их людей.

Со стороны объективной адекватности идей познаваемой и конструируемой реальности они могут быть только истинными и ложными, осуществимыми и неосуществимыми. Всякого рода предположения, например, гипотезы, не обладают самостоятельной объективной ценностью с точки зрения истинности и ложности, осуществимости и неосуществимости и являются переходными формами познания и конструирования мира, без которых они не могут обойтись и которые являются их необходимыми компонентами.

Со стороны субъективного признания рациональным мышлением идей истинными и ложными, осуществимыми и неосуществимыми имеются такие его логические формы, в каждой из которых есть разновидности, как неверие, неуверенность и уверенность, а со стороны субъективного признания идеологическим мышлением идей истинными и ложными, осуществимыми и неосуществимыми имеются такие его логические формы, как неверие и вера, у которых невозможны разновидности. Оценка степени адекватности идей познаваемой и конструируемой реальности принимается мышлением каждый раз применительно к конкретному идейному содержанию мышления и является решением мышления о признании идей обладающими той или иной степенью истинности и ложности, осуществимости и неосуществимости.

Рациональные логические формы оценки идей на предмет их адекватности реальности не являются категорическими и неизбежно содержат сомнение, т. е. сомнение содержат неверие, неуверенность и уверенность. Абсолютные неверие и уверенность невозможны для рационального мышления. Так устроена его логика. Идеологические логические формы оценки идей на предмет их адекватности являются категорическими как в плане веры, так и в плане неверия, которое для этого мышления является верой с обратным знаком. В идеологическом мышлении невозможно сомнение, оно либо верит, либо не верит. Вера – это абсолютная убежденность идеологического мышления в осуществимости безгранично идеализированных предметов, которые с точки зрения рационального мышления либо вообще не осуществимые (мысленно сконструированные ограниченные предметы, у которых некоторые черты безграничные, напр., абсолютно совершенное общество), либо вообще не мыслимые (бесконечные, напр., бесконечные основы реальности). Неверие – это абсолютная убежденность идеологического мышления в неосуществимости безгранично идеализированных предметов иной идеологии.

Названные рациональные и идеологические логические формы оценок изначально содержатся в логическом строе рационального и идеологического мышления, а если мышление содержит оба эти противоположные типы мышления, то в его противоречивом логическом строе одновременно содержатся рациональные и идеологические логические формы оценок адекватности идей.

Организация рационального мышления не обладает категорической императивностью. В нем есть дескриптивные (описательные) идеи, не обладающие нормативностью, и прескриптивные (нормативные) идеи. Нормативными являются методология (напр., исследовательские установки, методы, процедуры), инженерные проекты и др. Однако они обладают условной нормативностью и не предписывают категорически мыслить и действовать определенным образом, а лишь говорят «если вы хотите добиться положительного результата, то вам целесообразно мыслить и действовать так-то и так-то».

Возможность сомнения рационального мышления в истинности и неистинности, осуществимости и неосуществимости рациональных идей обусловлена тем, что его логический строй не является категорически императивным. Возможно сомнение не только в отношении дескриптивных идей, но и в отношении методологий, проектов и иных условно нормативных рациональных идей. Однако возможность сомнения не означает его обязательность. Отсутствие категоричности – это допущение возможности сомнения. Сомнение является противником консервации рациональных идей, застоя в рациональном мышлении.

Логический строй идеологического мышления категорически императивный и не допускает сомнение даже в виде предположений об истинности и неистинности, осуществимости и неосуществимости безгранично идеализированных предметов. Категорическая нормативность логического строя идеологического мышления однозначно обусловливает веру в истинность и осуществимость одних безграничных предметов и в неистинность и неосуществимость других таких предметов.

Поскольку мышление относится оценочно к содержанию своих идей, то эти облеченные в оценочную форму идеи являются регуляторами действия мышления. Идеологическая организация мышления (например, у приверженца конкретной философии, религии) обладает для мышления директивным характером и диктует, безусловно повелевает обладающему им человеку оценивать мир, объяснять его и действовать в нем сообразно принятым им идеологическим идеям. В идеологическом мышлении его логическая организация не позволяет ему дистанцироваться от содержания идей о безграничных предметах и потому идеологическое мышление и безграничные предметы мысли слиты, т. е. эти предметы мысли не способны быть объектами мышления, а мышление не способно быть в отношении них субъектом мысли. Безграничные предметы мысли не способны быть объектами мышления потому, что центральным предметом его мысли является категорически признаваемая им как якобы существующая бесконечная основа мира, которую это мышление не в состоянии противопоставить в качестве объекта познания себе как субъекту познания и по отношению к которой остальные категорически признаваемые им существующими безграничные предметы рассматриваются им как ее проявление.

Рациональная форма мышления (например, у ученого) позволяет мышлению не сливаться с идеями, даже если они по своему содержанию обладают условной императивностью, например, методы познания и проектирования. Оно свободно относительно своих идей и является по отношению к ним субъектом, оперируя ими как объектами.

* * *

Мышление человека – это не только инструмент познания и конструирования человеком мира, но и способно быть регулятором его поведения. Прямым регулятором поведения человека является то мышление, которое руководствуется идеологической верой. Особенно ярко эта прямая регулятивная способность идеологического мышления проявляется у идеологических фанатиков. В отличие от идеологического мышления рациональное мышление не способно быть прямым регулятором мыслей и поведения людей. Рационально мыслящий человек обладает по отношению к рациональным идеям свободой принимать решение об использовании или не использовании этих идей.

21. 12. 2011

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения