ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

РЕГУЛЯТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Перейти вниз

РЕГУЛЯТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ Empty РЕГУЛЯТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Сообщение автор Admin Вт Мар 12, 2013 7:33 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

РЕГУЛЯТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
(особенность регулятивности рационального и идеологического типов мышления)

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Мышление человека всегда предметное (содержательное) и ориентировано на осмысление и конструирование реальности. Рациональное мышление признает осуществимыми только конечные неидеализированные предметы и оперирует (совершает целенаправленные действия) только конечными мысленными предметами. Оно мыслит неосуществимыми конструируемые им в качестве инструментов познания и инженерии безгранично идеализированные предметы (напр., прямая линия, абсолютно твердое тело, машина Тьюринга).

В отличие от рационального мышления, идеологическое (внерациональное, экстрарациональное) мышление признает осуществимыми наряду с конечными предметами также безгранично, в том числе бесконечно, идеализированные предметы (абсолютно совершенное общество, бесконечная основа мироздания). Рациональное мышление вообще не в состоянии содержательно мыслить идею якобы существования бесконечного. Рациональным мышлением используется в науке понятие бесконечного (напр., бесконечное множество), но это в действительности понятие безгранично идеализированного неопределенно конечного, поскольку при рациональном мысленном конструировании так называемого количественного бесконечного невозможно содержательно отвлечься от субъективной невозможности конечного человека создать содержательный образ как бы «актуального», «завершенного» бесконечного.

Рациональное мышление доказывает объективную истинность своих идей в конечном счете с помощью практики, за исключением не обладающей категорической императивностью безусловной уверенности рационального человека, которая для него естественная и не нуждается в доказательствах, в существовании только конечных неидеализированных предметов, в своем существовании, в существовании объективной и субъективной реальности, которые являются его первичными естественными логическими предметными формами и обладают для него естественной императивностью. Рациональные объективно истинные идеи, даже нормативные инженерные и методологические идеи тоже не обладают категорической нормативностью для рационального мышления и содержат в себе возможность сомнения в них. Идеологические идеи обладают для их приверженцев посредством идеологической веры абсолютной истинностью и категорической нормативностью (категорической императивностью), непреложно предписывающей им мыслить мир и действовать в нем сообразно этим идеям.

Естественная безусловная уверенность рационального человека в своем существовании, обладающая некатегорической естественной императивностью, является исходным пунктом и критерием для понимания существования других предметов. Рациональный человек, мысля себя конечным существом, мыслит свое существование не как безотносительное, но относительно других конечных предметов, а существование других конечных предметов мыслит относительно себя. Данные органов чувств конкретного человека предположительно свидетельствуют для его мышления о том, что внешний мир, даже самый своеобразный, похож на него, безусловно существующего, и потому с высокой долей уверенности его мышление в состоянии заключить, что этот мир существует. Безусловная уверенность рационального человека в своем существовании является для него мерилом его безусловной уверенности в существовании объективного мира вне его сознания и субъективного мира в виде его сознания. Человек с идеологическим мышлением подобно рациональному человеку обладает не имеющей категорической императивности естественной безусловной уверенностью в своем существовании. Но он также категорически императивно верит в якобы существование бесконечной основы мира, а свое бытие категорически императивно мыслит будто бы ее проявлением.

Поскольку человек использует созданные его мышлением идеи в качестве средства обеспечения своей жизнедеятельности, то не только чувства всех людей не безразличное по отношению к идейному содержанию мышления, но и их мышление не безразличное по отношению к своему идейному содержанию. В силу того, что мышление создает свое идейное содержание в отношении осмысливаемой им реальности, то оно обязательно оценивает это содержание с точки зрения степени его соответствия реальности. Даже если мышление конкретного человека оперирует уже созданными другими людьми идеями, оно все равно оценивает эти идеи с точки зрения их истинности.

Целесообразно различать объективную истинность содержания созданных в процессе познания мира идей, их осуществимость в конструировании мира, если это продукты инженерной мысли (проекты, планы, программы, цели), и признание мышлением конкретного человека идей истинным отражением реальности, а также осуществимыми в конструировании мира. В гносеологии и конструктологии, т. е. науке о конструировании мира, объективное содержание идей с точки зрения адекватности отражения ими реальности и их осуществимости в реальности не обязательно совпадает с оценкой мышлением конкретного человека этих идей истинными и осуществимыми. А без такой оценки конкретные люди не могут создавать и использовать идеи.

Мышление конкретного человека может признать истинными или осуществимыми идеи, которые не являются объективно истинными и осуществимыми, и признать ложными или неосуществимыми идеи, которые являются объективно истинными или осуществимыми. Объективная истинность и осуществимость идей не зависит от оценки их как мышлением отдельного человека, так и мышлением многих людей истинными или ложными, осуществимыми или неосуществимыми. Но объективно истинные и ложные, осуществимые и неосуществимые идеи не могут быть зафиксированы в процессе познания и конструирования реальности, если их не будет признавать таковыми мышление использующих их людей.

Со стороны объективности идей о познаваемой и конструируемой реальности они могут быть только истинными и ложными, осуществимыми и неосуществимыми. Всякого рода предположения, напр., гипотетические идеи, не обладают самостоятельной объективной ценностью с точки зрения истинности и ложности, осуществимости и неосуществимости и являются переходными формами познания и конструирования мира, без которых они не могут обойтись и которые являются их необходимыми компонентами.

Со стороны субъективного признания рациональным мышлением идей истинными и ложными, осуществимыми и неосуществимыми имеются такие его логические средства, в каждом из которых есть разновидности, как неуверенность и уверенность, а со стороны субъективного признания идеологическим мышлением идей истинными и ложными, осуществимыми и неосуществимыми имеются такие его логические средства, как категорически императивные неверие и вера, у которых невозможны разновидности. Оценка идей истинными и ложными, осуществимыми и неосуществимыми принимается рациональным и идеологическим мышлением каждый раз применительно к конкретному идейному содержанию мышления и является решением мышления о признании идей истинными или ложными, осуществимыми или неосуществимыми.

Рациональные логические средства оценки идей на предмет их адекватности реальности не являются категорически императивными, а являются условно нормативными и неизбежно содержат сомнение, т. е. сомнение содержат рациональные неуверенность и уверенность. Идеологические логические средства оценки идей на предмет их адекватности являются категорическими императивными как в плане идеологической веры, так и в плане идеологического неверия, которое для этого мышления является верой с обратным знаком. В идеологическом мышлении невозможно сомнение, оно либо верит, либо не верит. Идеологическая вера — это категорически императивная абсолютная убежденность идеологического мышления в осуществимости мысленных безгранично, в том числе бесконечно, идеализированных предметов, которые с точки зрения рационального мышления либо не осуществимые (безгранично идеализированные конечные предметы, напр., абсолютно совершенное общество), либо не мыслимые содержательно рациональным мышлением (бесконечные, напр., бесконечно идеализированная основа мира — в виде бесконечных бога, материи и др.). Идеологическое неверие — это категорически императивная абсолютная убежденность конкретного идеологического мышления в якобы абсолютной ложности противоречащих его идеям как идеологических, так и рациональных идей.

Названные рациональные и идеологические логические средства оценок идей изначально содержатся в логическом строе рационального мышления и идеологического мышления, а если мышление конкретного человека содержит оба эти противоположные типы мышления, каким является дуалистичное рационально-идеологическое мышление, то в его противоречивом предметно-логическом строе одновременно содержатся рациональные и идеологические предметные логические средства оценок адекватности идей.

Организация рационального мышления не обладает категорической императивностью. В нем есть дескриптивные (описательные) идеи, не обладающие нормативностью, и прескриптивные (нормативные) идеи. Нормативными являются методология (напр., исследовательские установки, методы, процедуры), инженерные проекты и др. Однако они обладают условной нормативностью и не предписывают категорически мыслить и действовать определенным образом, а лишь ориентируют «если вы хотите добиться положительного результата, то вам целесообразно мыслить и действовать так-то и так-то». Первичные предметные логические формы рационального мышления обладают некатегорической естественной императивностью, являясь естественными рамками его мыслей о конкретных предметах.

Возможность сомнения рационального мышления в истинности и неистинности, осуществимости и неосуществимости рациональных идей обусловлена тем, что его логический строй не является категорически императивным. Возможно сомнение не только в отношении дескриптивных идей, но и в отношении методологий, проектов и иных условно нормативных рациональных идей. Однако возможность сомнения не означает его обязательность. Отсутствие категоричности — это допущение возможности сомнения. Сомнение является противником консервации рациональных идей, застоя в рациональном мышлении.

Логический строй идеологического мышления категорически императивный и не допускает сомнение даже в виде предположений об истинности и неистинности, осуществимости и неосуществимости идеологических идей. Категорическая нормативность логического строя идеологического мышления однозначно обусловливает веру в истинность и осуществимость одних идеологических идей и в неистинность и неосуществимость других идеологических идей. С идеологическим мышлением несовместимо предположение.

Поскольку мышление относится оценочно к содержанию своих идей, то эти облеченные в оценочную форму идеи являются регуляторами действия мышления. Логика идеологического мышления (напр., приверженца конкретной философии, религии) обладает категорической императивностью и потому идеологическое мышление категорически повелевает идеологической личности оценивать мир, объяснять его и действовать в нем сообразно принятым им с помощью идеологической веры в качестве абсолютно истинных идеологическим идеям. Логика рационального мышления (напр., ученого) не обладает категорической императивностью и потому рациональное мышление обладает свободой решения относительно рациональных идей.

* * *

Мышление человека — это не только инструмент познания и конструирования человеком мира, но и регулятор его поведения. Опирающееся на идеологическую веру идеологическое мышление является прямым регулятором поведения идеологической личности, которая категорически императивно руководствуется идеологическими идеями. Особенно ярко эта прямая регулятивная способность идеологического мышления проявляется у идеологических фанатиков. В отличие от идеологического мышления, рациональное мышление не способно быть прямым регулятором поведения рациональной личности, которая руководствуется рациональными идеями. Поскольку рациональная логика не является категорически императивной и допускает возможность сомнения в доказательстве рациональных идей, то рационально мыслящий человек обладает по отношению к рациональным идеям свободой принимать решение об их применении в рамках обладающих естественной императивностью предметных логических форм мышления.

2011

21. 12. 2011

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011.

Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения