ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Перейти вниз

РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Empty РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Сообщение автор Admin Вт Мар 12, 2013 7:36 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
(отличительные черты )

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Мировоззрение — это такой взгляд на мир, который осмысливает существенные, фундаментальные черты реальности и объясняет этими чертами менее существенные стороны реальности. Мыслящий человек не может обойтись без мировоззрения. Если он не будет обладать научным мировоззрением, то будет обладать ненаучным, в том числе идеологическим, мировоззрением, затрудняющим прогресс и применение науки. Обладание ненаучным мировоззрением — это привилегия неученых и то не всех. Так, опасно вручать ядерную кнопку фанатичному религиозному верующему. Всем ученым по профессиональным причинам противопоказано обладание ненаучным мировоззрением, хотя в реальности возможны ученые одновременно с научным и идеологическим мировоззренческими взглядами, которые непримиримые и конфликтуют. Это люди с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. Научное мировоззрение — это основа передовой научно обоснованной духовности, противоположной основанной на ненаучном мировоззрении регрессивной, в том числе религиозной, духовности.

Существуют рациональный и идеологический типы мировоззрения, а также смешанное рационально-идеологическое мировоззрение, являющееся эклектичным соединением рациональных и идеологических компонентов. Наличие в одном мировоззрении противоположных несовместимых рациональных и идеологических компонентов делает его внутренне противоречивым. Мировоззренческие концепции многих философов и ученых содержат одновременно рациональные и идеологические компоненты, напр., философские учения Аристотеля, Иммануила Канта, Карла Маркса и Фридриха Энгельса, мировоззренческие взгляды ряда крупных ученых-естествоиспытателей, напр. Исаака Ньютона, Николая Коперника. Предполагаю, это люди с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением.

Однако даже незрелые идеологические концепции, построенные с помощью неспециализированных средств обыденного сознания, напр., политеистические первобытные религии, содержат элементы выработанных с помощью неразвитых рациональных средств фундаментальные, хотя и не всегда адекватные, взгляды на природу, социальный мир, человека, но приспособленные к религиозному объяснению мира. А составной частью идеологического христианского учения являлось объяснение мироздания в эпоху Средневековья с помощью геоцентрической системы взглядов на строение Вселенной, которая категорически императивно признавала, что якобы в ее центре находится неподвижная Земля, а Солнце, планеты и звезды будто бы вращаются вокруг нее. Данный взгляд на Вселенную был создан задолго до христианства, в частности, его обосновывали Аристотель, Гиппарх Никейский, Клеомед, Клавдий Птолемей, но он был включен в онтологическое учение христианства. Взятая сама по себе, в отвлечении от религиозного объяснения Вселенной с помощью идеи бесконечной божественной первопричины — это рациональная концепция, хотя и не адекватно отражавшая устройство обладающего границами видимого мира.

Рационально-мировоззренческий взгляд на мир основан на признании рациональным мышлением осуществимости только конечных неидеализированных предметов (напр., существования людей, звезд, галактик), обладающих временными, количественными, качественными и иными границами и обусловленных только конечными причинами, но он не предполагает признание осуществимости любого конечного предмета, который человек способен мыслить. Упрощенно рациональный взгляд можно выразить следующей формулой: осуществимо лишь то, что мы мыслим обладающим границами, но не все, что мы мыслим обладающим границами, осуществимо.

Для обладателей рационального мышления признание осуществимости только конечных предметов является само собой разумеющимся безотносительно к его практической проверке, обусловленное особенностями рационального мышления. Рациональное мышление не в состоянии мыслить противоположным образом, поскольку его логика оперирует только мысленными конечными предметами. Рационально-научное мировоззрение может использовать научные мысленные конечные безгранично идеализированные предметы (напр., точка, полное социальное равенство), однако они применяются в науке только как инструменты познания реальности и мыслятся неосуществимыми. Рациональное мышление не использует бесконечно идеализированный предмет в виде бесконечной основы мироздания, поскольку оно не способно содержательно мыслить идею якобы существования бесконечного. Но вопрос о целесообразности использования научным мировоззрением безгранично идеализированных предметов не освещен. Напр., неизвестно, нужен ли научному мировоззрению такой безгранично идеализированный предмет, как точка.

Содержание конкретного рационального мировоззренческого взгляда на мир люди создают и выражают с помощью средств здравого смысла, науки, инженерии и отчасти искусства. Наука и инженерия — это высшие проявления рациональности. Но не вся наука, не все элементы инженерной мысли, не все взгляды, основанные на здравом смысле, и не все рациональные компоненты искусства относятся к рациональному мировоззрению, а только освещающие фундаментальные стороны реальности и их проявления в конкретных конечных предметах. Истинность рационально-научного мировоззрения в конечном счете доказывается посредством практики.

В отличие от рационально-мировоззренческого взгляда на мир, идеологический мировоззренческий взгляд на мир (идеологическое мировоззрение, идеология) основан на категорически императивном признании осуществимости безгранично, в том числе бесконечно, идеализированных предметов (напр., бесконечная целевая причина мира, богочеловек, абсолютно совершенное коммунистическое общество). Фундаментом идеологического взгляда на мир является категорически императивное признание посредством идеологической веры якобы существования бесконечной основы мироздания (напр., бесконечных бога, материи, абсолютной идеи или др.) и ее будто бы проявления в конечных предметах (напр., воли всемогущего бога, диалектических законов бесконечной материи). Якобы существование бесконечной основы мироздания признается во всех идеологических взглядах на мир: в религии, в философии, в теософии и др. Философия, теософия и отчасти религия являются специализированными идеологиями, использующими профессиональные инструменты осмысления мира, в частности, термины, понятия, методы, критерии оценки якобы истинности и ложности в их идеологическом смысле. Иногда основа мира как якобы бесконечная осмысливается идеологизированными средствами искусства, обыденного сознания, которые не специализированы на создании идеологических идей. Эти средства по способности идеологически осмысливать якобы бесконечную основу мира уступают средствам специализированных идеологий, особенно философии. Высшим теоретическим проявлением идеологии является философия. Конкретные идеологии признаются ее приверженцами якобы абсолютно истинными посредством идеологической веры как абсолютной категорически императивной убежденности в будто бы существовании бесконечной основы мироздания и ее якобы проявлении в конечных предметах реальности.

Идеология категорически императивно признает якобы существование наряду с абсолютным предметом в виде бесконечной основы мироздания также существование относительных предметов в виде конечных предметов реальности, но она безгранично идеализирует их (напр., в социальных идеологиях в виде абсолютно справедливого общества, в виде рассмотрения Вселенной как будто бы творения бесконечного бога). Безграничная идеализация конечных предметов реальности опирается на идею бесконечно идеализированной основы реальности, которая мыслится якобы абсолютной причиной относительных, конечных предметов, которые неизбежно мыслятся частично бесконечно идеализированными предметами в силу будто бы причастности к бесконечной причине. Поскольку в идеологиях все конечные предметы рассматриваются как якобы проявление бесконечной основы мира, то они мыслятся в них не всецело конечными. В рамках идеологического взгляда на мир невозможна безграничная идеализация конечного предмета без привлечения бесконечно идеализированной основы мира, по отношению к которой конечный предмет определяется как якобы причинно обусловленный ею.

Универсальная идеология, осмысливающая все стороны реальности, способна придать идеологический характер объяснению любого предмета реальности и любой части реальности, не оставив места даже для ее чисто научного объяснения, результаты которого она тоже способна включить в себя и приспособить к используемой ею вере в якобы существование бесконечной основы мира. Такую идеологию можно назвать тотальной. Напр., такой универсальной идеологией является католицизм как система религиозно-мировоззренческого взгляда на мир, который категорически полагает, будто за любым научным открытием есть «дверца», за которой якобы находится замысел и воля бесконечного бога; такой универсальной идеологией является марксизм.

В эпоху современной тотальной научно-инженерной революции и обусловленного ею массового интеллектуализированного труда высшим проявлением рационального мышления является научное познание и инженерно-практическое применение научного знания. Проникновение научно-инженерной революции во все области человеческой жизнедеятельности обусловливает превращение научного мировоззрения в необходимый компонент общественного прогресса.

2012

8. 01. 2012

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012.

Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.


См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения