РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Перейти вниз

РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 7:36 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
(отличительные черты )

Данная работа -- это развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Мировоззрение – это такой взгляд на мир, который осмысливает существенные, фундаментальные черты реальности и объясняет этими чертами другие стороны реальности. Мыслящий человек не может обойтись без мировоззрения. Если он не будет обладать научным мировоззрением, то будет обладать ненаучным, в т. ч. идеологическим мировоззрением, затрудняющим прогресс и применение науки. Обладание ненаучным мировоззрением – это привилегия неученых, и то не всех. Так, опасно вручать ядерную кнопку фанатичному религиозному верующему. Всем ученым по профессиональным причинам противопоказано обладание ненаучным мировоззрением, хотя в реальности возможны ученые одновременно с научным и идеологическим мировоззрением, которые непримиримые и конфликтуют. Научное мировоззрение – это основа, ядро передовой научной (научно обоснованной) духовности, противоположной основанной на ненаучном мировоззрении отсталой, в т. ч. религиозной духовности

Существуют мировоззрения рациональные, идеологические и рационально-идеологические, основанные на эклектичным соединением рациональных и идеологических компонентов. Сочетание в одной мировоззренческой системе взглядов этих альтернативных мировоззренческих компонентов делает такие взгляды состоящими из несовместимых антагонистичных противоборствующих компонентов, а потому внутренне противоречивыми.

Многие реальные мировоззренческие концепции прошлого и настоящего состояли и состоят одновременно из рациональных и идеологических компонентов, причем больше расположены к включению альтернативных мировоззренческих компонентов те мировоззрения, которые основаны на идеологии. В частности, невозможно найти относящуюся к идеологии значимую философскую концепцию, которая не содержала бы элементы рационально-научного знания, отражающего различные стороны реальности. Классическими образцами таких философских концепций являются не только теоретически развитые философские учения Аристотеля, Канта, марксизма, но и философские концепции ряда крупных ученых-естествоиспытателей, напр., Ньютона, Ломоносова.

Однако даже незрелые идеологические концепции, построенные с помощью неспециализированных средств обыденного сознания, например, политеистические первобытные религии, содержат выработанные с помощью неразвитых рациональных средств фундаментальные, хотя и не всегда адекватные взгляды на природу, социальный мир, человека, но приспособленные к религиозному объяснению мира. А составной частью выраженного идеологического религиозно-христианского учения являлось объяснение мироздания в эпоху Средневековья с помощью геоцентрической системы взглядов на строение Вселенной, согласно которой в ее центре находится неподвижная Земля, а Солнце, планеты и звезды вращаются вокруг нее. Данный взгляд на Вселенную был создан задолго до христианства, в частности, его обосновывали Аристотель, Гиппарх, Клеомед, Птолемей, но он был включен в онтологическое учение христианства. Взятая сама по себе, в отвлечении от религиозного объяснения Вселенной с помощью идеи бесконечной божественной первопричины – это рациональная концепция, хотя и не адекватно отражавшая устройство видимого мира, обладающего границами, поскольку он якобы создан бесконечной божественной причиной.

Рациональный взгляд на мир основан на признании осуществимости в реальности только ограниченных предметов (напр., существования людей, звезд, галактик), обладающих в силу ограниченных естественных причин пространственными, временными, количественными, качественными и иными границами, и их обусловленности только ограниченными факторами, но он не предполагает признание осуществимости в реальности любого ограниченного предмета, который человек способен мыслить. Огрублено рациональный взгляд можно выразить следующей формулой: осуществимо лишь то, что мы мыслим обладающим границами, но не все, что мы мыслим обладающим границами, осуществимо. Признание осуществимости в реальности только ограниченных предметов не содержит возможность сомнения, в отличие от признания осуществимости в реальности конкретных имеющихся в мысли ограниченных предметов, которое содержит возможность сомнения. Тот, кто придерживается рационального взгляда, не сомневается в истинности идеи осуществимости в реальности только ограниченных предметов и не способен в ней сомневаться. Однако данная признание осуществимости в реальности только ограниченных предметов не обладает нормативной категоричностью и вообще нормативностью.

Для обладателей рационального мышления признание осуществимости только ограниченных предметов является истинным в качестве само собой разумеющегося, т. к. в качестве неизбежно следующего из особенностей природы рационального мышления, безотносительно к его практической проверке. Это не аксиома, которую можно принять или не принять. Рациональное мышление не в состоянии мыслить противоположным образом, оно так устроено, поскольку его логика мысленно оперирует как осуществимыми только ограниченными предметами. Некоторые рационально мыслящие люди ясно осознают такую обусловленность рациональным мышлением рационального взгляда на мир как истинного, но это осознание не способно изменить их отношение к рациональному взгляду как истинному. Рационально-научное мировоззрение может использовать научные безгранично идеализированные предметы (напр., бесконечное множество, полное социальное равенство). Однако такие предметы используются в науке только как инструменты познания реальности и изначально мыслятся неосуществимыми. Рациональное мировоззрение и в целом наука не использует бесконечно идеализированный предмет в виде бесконечных основ мироздания даже как неосуществимый, поскольку рациональное мышление не способно его сконструировать. Но вопрос о масштабах использования научным мировоззрением безгранично идеализированных предметов и о спецификации таких предметов является неосвещенным. Например, неизвестно, нужен ли научному мировоззрению такой безгранично идеализированный предмет, как точка.

Содержание конкретного рационального взгляда на мир люди создают и выражают с помощью средств здравого смысла, науки, инженерии и отчасти искусства. Наука и инженерия – это высшие проявления рациональности. Но не вся наука, не все элементы инженерной мысли, не все взгляды, основанные на здравом смысле, и не все рациональные компоненты искусства относятся к рациональному мировоззрению, а только освещающие фундаментальные стороны реальности и их проявления в конкретных ограниченных предметах. Истинность рационально-научного мировоззрения доказывается эмпирически и логически, но решающим средством его доказательства является практика.

В отличие от рационального взгляда на мир идеологический взгляд на мир (идеологическое мировоззрение, идеология) основан на категорически нормативном (категорически императивном) признании осуществимости безгранично идеализированных предметов (напр., бесконечная целевая причина мира, богочеловек, абсолютно совершенное общество). Фундамент идеологического взгляда на мир составляет признание осуществимости бесконечных основ мироздания (напр., бога, материи, абсолютной идеи) и их проявления в локальных предметах (напр., воли безграничного бога, диалектических законов бесконечной материи). Бесконечные основы мироздания идеологически осмысливаются в нерелигиозных мифах (в основном в первобытную эпоху), в религии, в философии, в теософии. Философия, теософия и отчасти религия являются специализированными идеологиями, использующими профессиональные инструменты осмысления мира, в частности, термины, понятия, методы, критерии оценки истинности и ложности. Иногда основы реальности идеологически осмысливаются средствами искусства, обыденного сознания, которые не специализированы на создании идеологических идей. Эти средства по способности идеологически осмысливать основы мироздания уступают средствам специализированных идеологий, особенно философии. Высшим теоретическим проявлением идеологии является философия. Идеология признается ее приверженцами абсолютно истинной посредством идеологической веры как абсолютной убежденности в существовании бесконечной основы мироздания и ее будто бы проявления в ограниченных предметах реальности.

Идеологии категорически признают существование наряду с абсолютными предметами в виде бесконечных основ мироздания также существование в реальности относительных предметов, т. е. локальных, ограниченных сторон реальности, но они безгранично идеализируют их (напр., в социальных идеологиях в виде абсолютно справедливого общества, в виде рассмотрения Вселенной как творения бесконечного бога). Однако безграничная идеализация локальных, ограниченных предметов реальности опирается на идеи бесконечно идеализированных основ реальности, из которых как из абсолютной причины выводятся локальные относительные, ограниченные предметы, которые в силу этого неизбежно частично приобретают черты безгранично идеализированных предметов, несут на себе отпечаток бесконечной причины. Потому в идеологиях все ограниченные предметы рассматриваются как проявление бесконечной основы мира и потому они рассматриваются в них не всецело ограниченными. В рамках идеологического взгляда на мир невозможна безграничная идеализация ограниченного предмета без привлечения бесконечно идеализированного предмета (основы мира), по отношению к которому ограниченный предмет определяется как обусловленный им.

Универсальная идеология, осмысливающая все стороны реальности, способна придать идеологический характер объяснению любого предмета реальности и любой части реальности, не оставив места даже для ее чисто научного объяснения, результаты которого она тоже способна включить в себя и приспособить к используемой ею вере в существование бесконечного начала мироздания. Такую идеологию можно назвать тотальной. Например, такой идеологией является католицизм как система универсального религиозно-мировоззренческих взгляда на мир, который категорически полагает, будто за любым научным открытием есть «дверца», за которой якобы находится замысел и воля бесконечного Бога.

В эпоху современной тотальной научно-инженерной революции и обусловленного ею массового интеллектуализированного труда высшим проявлением рационального мышления является научное познание и инженерно-практическое применение научного знания. Проникновение научно-инженерной революции во все области человеческой жизнедеятельности обусловливает превращение научного мировоззрения в необходимый компонент общественного прогресса.

8. 01. 2012

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru;
Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012.


Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения