МЕТОДИКА САМОЗАЩИТЫ ОТ ИДЕОЛОГИИ ПРИ АНАЛИЗЕ НАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ И СОЦИАЛЬНО-ИНЖЕНЕРНЫХ РАЗРАБОТОК

Перейти вниз

МЕТОДИКА САМОЗАЩИТЫ ОТ ИДЕОЛОГИИ ПРИ АНАЛИЗЕ НАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ И СОЦИАЛЬНО-ИНЖЕНЕРНЫХ РАЗРАБОТОК

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:35 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

МЕТОДИКА САМОЗАЩИТЫ ОТ ИДЕОЛОГИИ ПРИ АНАЛИЗЕ НАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ И СОЦИАЛЬНО-ИНЖЕНЕРНЫХ РАЗРАБОТОК
(рациональный подход)


Данная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Идеи, интеллектуальные образы безгранично идеализированных сознанием, т. е. безгранично преувеличенных или преуменьшенных им (в положительную, в отрицательную или в ту и в другую стороны) жизненно значимых (жизненно ценных) для многих людей предметов, реальных или надуманных (общественных отношений, устройства власти, качеств правителей, основ мира, влияющих на человека сил и др.), которые посредством веры категорически признаются адептами идеологий осуществимыми, являются узловыми ячейками идеологий, ядром идеологий и составляют их сущность. Безграничная идеализация – это конструирование сознанием безграничных предметов: 1. посредством мысленного устранения границ у одной, у нескольких или у всех черт реального предмета (пространственных, временных, количественных, качественных, сущностных, причинных, ценностных и др.), которое может включать мысленное устранение каких-либо его черт; 2. посредством мысленного наделения реального предмета новыми безграничными чертами, которое также может включать мысленное устранение каких-либо его черт; 3. посредством мысленного создания не имеющего прототипа в реальности нового предмета с безграничными чертами; 4. посредством мысленной комбинации двух или трех названных выше важнейших способов конструирования безграничного предмета. К безгранично идеализированным предметам принадлежат точка, актуальная бесконечность, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, идеальный газ, идеальный раствор, машина Карно, машина Тьюринга, нравственный категорический императив И. Канта, идеальный тип М. Вебера, коммунистическое общество К. Маркса, всемогущий Бог в христианстве, бесконечная материя в диалектическом материализме, прекрасное само по себе Платона, абсолютные мировые добро и зло в манихействе и др. Безгранично идеализированные предметы создаются наукой, инженерией, искусством, обыденным сознанием и идеологией. Рациональный подход исходит из положения, что все безгранично идеализированные предметы вообще неосуществимые.

Предлагаю для рационалистов методику самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок (социальных проектов, целей, планов и т. п.), в которые могут быть включены идеологические идеи:

1. Сперва рассмотрите эти работы на предмет наличия в них идеализированных предметов (объектов), т. е идеализаций. Если их нет, то начинайте анализировать работы с точки зрения их научной или социально-инженерной обоснованности.

2. Если вы выявили в рассматриваемых работах идеализации, то определите, к какому классу идеализаций они принадлежат – к безграничным или ограниченным идеализациям.

3. Если вы определили, что это ограниченные идеализации, то выявите вненаучные причины, обусловивших привнесение в научные концепции или в социально-инженерные разработки несвойственных науке и инженерии ограниченных идеализаций и масштабы негативной деформации этих работ данными идеализациями. Если научные концепции и социально-инженерные разработки сильно искажены данными ограниченными идеализациями, то прекратите дальнейшее рассмотрение данных работ. Если же влияние ограниченных идеализаций незначительное, то найдите способ исключить его. Ограниченные идеализации применяются в искусстве, в рекламе, в пропаганде, в PR-технологиях, ориентированных на манипулирование общественным сознанием. Пример ограниченных идеализаций – это когда какому-то политику или какому-то политическому режиму приписываются положительные или отрицательные качества, которыми они не обладают, но которыми способны обладать они или иные политики и политические режимы или которыми обладают иные политики и политические режимы. Использование ограниченных идеализаций в политической пропаганде напоминает идеологию и в этом случае их можно назвать идеологоподобными или псевдоидеологическими идеализациями. Ограниченные идеализации, даже самые идеологоподобные и даже на практике не поддающиеся воплощению в жизнь, не противоречат рациональному принципу осуществимости, суть которого состоит в том, что рациональное мышление мыслит осуществимыми только ограниченные предметы. Поскольку ограниченные идеализации являются идеализациями, то они неосуществимые, но в иных условиях они могут осуществиться и как осуществленные они не будут обладать статусом идеализации, например, приписываемое какому-то политику положительное качество ему в данный момент не присуще и потому является идеализацией, но такое качество он может приобрести или оно присуще иному политику и как осуществленное это качество не будет идеализацией (идеализированным предметом).

4. Если вы обнаружите в рассматриваемых работах безграничные идеализации, то оцените, к какому типу они относятся – к рациональному или к идеологическому. Если безгранично идеализированные предметы задаются исключительно как инструменты научного познания или социально-инженерного конструирования и изначально признаются как вообще неосуществимые, то это идеализации рационального типа (напр., такие научные безгранично идеализированные предметы, как точка, идеальный газ, машина Карно). Анализируйте данные работы с повышенным вниманием, т. к. здесь имеет место попытка «высшего пилотажа», т. е. доведения научных исследований или социально-инженерных разработок до высшего логико-методологического уровня.

5. Если безгранично идеализированные предметы устанавливаются в этих работах как принципиально осуществимые (существовавшие, существующие или поддающиеся осуществлению, напр., абсолютно гуманное общество, бесконечная материя, всемогущий бог), то это идеологические идеализации, рассчитанные на признание их осуществимости посредством веры. Если основное содержание работ не подчинено данным безгранично идеализированным предметам, то попытайтесь избавить от них текст. Если же основное содержание работ подчинено данным безгранично идеализированным предметам (напр., если природу ограниченных предметов объясняют особенностями якобы существующих безграничных первооснов мира, напр., бесконечной диалектически развивающейся материи, абсолютной идеи, бога), то это сильно идеологизированные работы, а потому не тратьте время и силы на анализ данных идеологических работ и выбрасывайте их, а сами старайтесь держаться подальше от их творцов, поскольку они претендуют на роль мессий, горящих страстью заточить вашу душу в категорические предписания своей идеологии, признаваемой ими посредством веры единственно верной, и распорядиться вашей судьбой и судьбой человечества ради воплощения этой идеологии в жизнь, несмотря на то, что любая идеология в своей основе вообще неосуществима или недоказуемая логически и с помощью практики на предмет осуществимости.

В идеологии могут содержаться изначально рациональные идеи. Однако они приспособлены в ней к освещению и обоснованию ее идеализаций и потому их содержание деформировано и пронизано этими идеализациями. По этой причине придется тратить неоправданно много сил для «вышелушивания» из идеологии таких рациональных идей, отделения их содержания от идеологических идеализаций. Так, философские и религиозные учения о безграничной целевой причине (напр., о боге) несут в себе элемент рационального знания о наличии целесообразности в мире ограниченных вещей, в частности, в живой природе, в обществе. Однако сейчас при наличии развитой методологии научного познания гораздо проще получать самостоятельное научное знание о целесообразности с помощью научных методов, чем вышелушивать рациональное знание о целесообразности из философских учений о безграничной целевой причине Аристотеля, Гегеля, Т. де Шардена, современных конфессионально-религиозных философов, из религиозных учений о безграничной целевой причине мира.


См. по проблемам идеологии, рационализма и возможностям их использования в управлении государством также работы автора: Антонюк Г. А. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Журн. Гуманитарно-экономический вестник. Минск, 1997, № 4, demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07; Он же. Идеология, идеализация и вера // Журн. Гуманитарно-экономический вестник. Минск, 1998, № 2, demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 07; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. Гродно, 1998, demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 07; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Журн. Гуманитарно-экономический вестник. Минск, 1998, № 4, demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 07; Он же. Идеализация // Белорусская энциклопедия. Минск, 1998, т. 7; Он же. Идеология //Белорусская энциклопедия. Минск, 1998, т. 7; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Журн. Гуманитарно-экономический вестник. Минск, 1999, № 2, demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 07; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, 19. 08. 07; Он же. Религия и рационализм // demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 07; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // demiurgos.communityhost.ru, 18. 09, 07.


18. 07. 2008

В первоначальный текст внесены уточнения.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).


Admin
Admin

Сообщения : 238
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения