НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ИДЕОЛОГО-ФИЛОСОФСКОЙ ВЕРЫ И ТЕОРЕТИЧНОСТИ ФИЛОСОФИИ

Перейти вниз

НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ИДЕОЛОГО-ФИЛОСОФСКОЙ ВЕРЫ И ТЕОРЕТИЧНОСТИ ФИЛОСОФИИ

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 8:52 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК


НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ИДЕОЛОГО-ФИЛОСОФСКОЙ  ВЕРЫ И ТЕОРЕТИЧНОСТИ ФИЛОСОФИИ
(исследование с позиции философологии)


Данная работа -- это развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Поддаются научному обнаружению противоположные рациональный и идеологический типы мышления, а также комбинированное мышление, состоящее из конфликтующих компонентов рационального и идеологического типов мышления. Наука, инженерия, здравый смысл и частично искусство основаны на рациональном мышлении. Рациональное мышление признает возможность существования только ограниченных предметов. Научно-рациональное мышление создает безгранично идеализированные предметы (точка, идеальный газ, машина Карно и др.) как инструменты мышления, познания, конструирования, ориентации человека в мире, однако считает их неосуществимыми. Никакое рациональное мышление в силу своей природы, приспособленной к осмыслению ограниченных предметов, не способно мыслить бесконечный предмет (бесконечную основу мироздания и ее атрибуты) и потому не в состоянии о нем высказаться. С точки зрения рационально-научного мышления бесконечная основа мироздания – это вообще неосуществимый в реальности бесконечно идеализированный предмет, который создает нереалистичное идеологическое мышление. Наука и инженерия являются высшими проявлениями применения рационального мышления.

Противоположное рациональному мышлению идеологическое мышление (внерациональное, экстрарациональное) верит в осуществимость безграничных предметов, в том числе в существование бесконечного предмета. На идеологическом мышлении основаны философия, как материалистическая, так и идеалистическая и дуалистическая, теософия, религия, нерелигиозные мифы, осмысливающие основы мироздания, а также локальные идеологии.

К локальным идеологиям можно отнести (учитывая наличие элемента нестрогости в любой классификации): разновидности оккультизма, которые основаны на вере в существование безгранично идеализированных предметов в виде целевых сверхъестественных сил, не рассматриваемых в качестве основ мира, и на особых «практических» способах якобы прямого взаимодействия с ними (напр., некоторые виды магии, спиритизма); социальные идеологии (коммунистические, анархистские, фашистские, религиозно-социальные и др.) с их идеями абсолютных спасителей человечества (мессий, гениев всех времен и народов и т. п.), совершенных человека и общества, якобы существовавших в прошлом, существующих в настоящем или неизбежно осуществимых в будущем; идеи, основанные на безграничной идеализации природных явлений (напр., русалки, лешие, черти, философская концепция витализма), и др. Однако безграничные идеализации локальных предметов реальности в локальных идеологических построениях опираются на идеи бесконечно идеализированных основ реальности, из которых как из якобы первопричины выводятся безгранично идеализированные локальные, относительные, ограниченные предметы. Без бесконечной идеализации основ мироздания идеологии не способны породить веру в осуществимость безгранично идеализированных ими локальных предметов.

Взгляды с позиций рационального и идеологического мышления на познавательную ценность и логические основы философии как разновидности идеологии качественно различаются. Здесь я рассматриваю философию с рационально-научной позиции. Науку о философии я называю философологией (философоведением). Рассуждая с позиции философологии, замечаю, что философия как идеологическая форма общественного сознания, точнее, как одна из его идеологических форм после своего зарождения в каждый последующий момент своего развития существует в виде связанного в противоречивую систему множества взаимообусловленных непримиримых конкурирующих самобытных учений сперва в границах некоторое время философски изолированных друг от друга таких первоисточников философской мысли, как Древняя Греция, Древня Индия, Древний Китай, а затем в мировом масштабе (философий Фалеса, Будды, Конфуция, Лао-Цзы, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Декарта, Вольтера, Гегеля, Маркса, Хайдеггера, Тейяра де Шардена и др.). Каждое философское учение тоже является системой, причем намного более целостной, если оно не эклектично-синкретичное, как, напр., философия Виктора Кузена.

Каждое из философских учений категорически оценивает свои исходные положения как безусловно истинные безотносительно к тому, каков источник этих ее положений, хотя логически и практически их вообще невозможно проверить на истинность, поскольку они содержат в себе идею бесконечной основы мироздания. Признание исходных положений каждой философии истинными осуществляется ее адептами с помощью разновидности идеологической веры, а именно, философской веры. Философская вера представляет собой абсолютную убежденность приверженца философского учения в существование бесконечной основы мироздания, которую рациональное мышление вообще не в состоянии мыслить и о которой оно не в состоянии высказаться. Каждое философское учение являются для его приверженцев единственно истинным, обладает для них силой категорического императива и предписывает им смотреть на мир и действовать в нем сообразно этим положениям.

Существование философии в виде множества противоречиво связанных конкурирующих и нередко нацеленных на уничтожение друг друга самостоятельных учений является ее законом, который я называю законом непримиримой конкуренции, похожей на борьбу за выживание в мире философий и адептов философий. Любая философия живая до тех пор, пока она имеет искренних приверженцев, и любая философия мертвая, если у нее нет приверженцев. Если некоторые идеи конкретного философского учения используются другими философскими учениями (напр., философские идеи Аристотеля, Бэкона, Гегеля, Маркса), то это свидетельствует о его продуктивности в мире философий. А Виктор Кузен свою философскую концепцию комплектовал преимущественно из созданных разными философиями идей, используя выработанный им критерий «здравого смысла» для отбора якобы истинных философских идей.

Философия в виде только одного учения была возможна лишь во время ее зарождения (см., напр., учение Фалеса в Древней Греции). После возникновения в Древней Греции философии начался процесс ее дифференциации на различные учения, школы, течения, направления. Одни философии учения умирают, им на смену приходят другие философские учения, нередко использующие в переработанном виде положения предыдущих философских систем. Непрерывное количественное размножение философских учений и увеличение их качественного разнообразия – это тоже законы философии. С точки зрения науки о философии философологии (философоведения) любая философия – это специализированное теоретикоподобное учение об основе мироздания как якобы существующем в реальности бесконечном предмете (бесконечных материи, абсолютной идее, боге, дао, мировой воле и др.) и о будто бы проявлении этой основы в ограниченных предметах мироздания.

Научная теория, являясь рациональной, обязательно оперирует созданными мыслью, но имеющими прообразы в реальности специализированными абстрактными предметами (напр., закон, свойство), безгранично идеализированными отдельными предметами (напр., точка, идеальный газ), безгранично идеализированными абстрактными предметами (напр., полное социальное равенство как научная, а не идеологическая идеализация), а также выражающими мысль об этих предметах специализированными понятиями и обозначающими эти понятия терминами, специальными средствами и методами познания, научными парадигмами. Абстрактные предметы – это те абстрагированные от реально существующих предметов их черты (напр., свойства, отношения, в частности, цвет, температура, объем, красота, добро, стоимость и др.), которыми мышление оперирует так, словно они существуют отдельно от тех предметов, от которых мысленно отвлечены, при этом сознавая, что они не существуют отдельно. Однако в реальности они не существуют отдельно от тех предметов, от которых абстрагированы. Безгранично идеализированные предметы – это мысленно сконструированные предметы, у которых мысленно сняты границы проявления некоторых или всех черт (напр., абсолютно твердое тело, идеальная тепловая машина Карно). Научные безгранично идеализированные предметы изначально мыслятся неосуществимыми, но имеющими ограниченные прообразы в реальном мире. При мысленном создании классов предметов и абстрактных предметов применяется завершенное обобщение, а при создании безгранично идеализированных предметов применяется незавершенное обобщение, поскольку безграничность предмета невозможно получить путем обобщения.

Чтобы лучше понять сущность философии и ее отличие от науки, целесообразно создать мысленную модель идеальной (полностью совершенной, всецело последовательной) философии как научного безгранично идеализированного предмета, который в реальности не осуществим, однако имеет ограниченный аналог в реальных философских концепциях, и полезно осмысливать черты философии как реального предмета применительно к идеальной философии, как если бы она существовала в действительности, которую затем нужно соотносить с конкретными реальными философскими концепциями с целью обнаружения и оценки проявления в них ее сущности и законов. Наука о философии нуждается в таком научном безгранично идеализированном интеллектуальном предмете, как идеальная философия, в других научных безгранично идеализированных предметах. В идеальной философии ее сущность представлена в «чистом виде», освобожденном от тех ограничений, которые накладывают на ее проявление конкретные философские и нефилософские идеи. Так, и в идее бесконечной материи проявляется сущность философии, и в идее бесконечной абсолютной идеи Гегеля проявляется сущность философии, но ни в одной из них она не проявляется во всей своей полноте, а проявляется ограниченно. Сущность идеальной философии как безгранично идеализированного предмета я излагаю следующим образом: в идеальной философии ограниченные предметы категорически мыслятся с помощью философской веры только как проявления бесконечной основы мироздания, лишенные иных, в том числе собственных основ своего бытия. В реальности нет таких философских систем и они невозможны.

В наибольшей степени черты идеальной философии воплотились в универсальных философиях Аристотеля, Гегеля и в неотомистской философии, но больше всего -- в философии Гегеля. А в универсальной диалектико-материалистической (марксистской) философии сущность философии проявилась в гораздо меньшей степени, чем в философии Гегеля, у которой марксистская философия творчески заимствовала фундаментальную идею диалектики. В диалектико-материалистической концепции мало философии и потому она содержит мало места для применения философско-идеологической веры, зато в ней много не философских рациональных компонентов, в том числе основанных на научном обосновании взятых из разных областей науки идей, которые прямо не обоснованны или искусственно обоснованны принятой в ней бесконечной материальной основой мироздания. В марксистской философии черты мысленно сконструированной бесконечной основы мироздания определены такими, что не позволяют прямо обосновывать с помощью нее научные знания. Безуспешные попытки такого обоснования применялись в этой философии в бывшем Советском Союзе, в котором она была одной из частей официального марксистско-ленинского мировоззрения, но они отторгались наукой и заканчивались притеснением властью науки и ученых. Но в силу такого устройства диалектико-материалистической философии она способна нанести обществу меньше вреда, чем многие философские учения, имеющие адептов, пытающихся внедрять философию в жизнь. А поскольку диалектико-материалистическая философия больше других современных философий ориентирована на обоснование науки (я не рассматриваю в качестве философии позитивизм, который тоже сильно ориентирован на науку, но который принадлежит к рациональным взглядам, а не к идеологии), то она несет большую пользу науке тем, что оттесняет от нее иные более вредные для науки философские учения, в частности, религиозно-философские, а также иные идеологические взгляды (напр., собственно религию, оккультизм) и не идеологические антинаучные взгляды.

Гегель намеренно пытался создать с расчетом на успех идеальную, полностью совершенную философскую систему в качестве всеобщего мировоззрения и руководства в жизнедеятельности, а не философию как неосуществимый научный безгранично идеализированный предмет, используемый в качестве инструмента для нужд изучения реальных философских учений. Он создавал свое учение не только как единственно истинную философию. На абсолютную истинность претендуют все философии. Гегель пытался создать свою философию как единственно совершенную философии, породнив и даже отождествив идею истинности философии и ее совершенства, истолковав их в качестве взаимообусловленных сторон философии. Это сращивание идеи абсолютной истинности философии и ее абсолютного совершенства можно выразить так: абсолютно истинная философия – это абсолютно совершенная философия, абсолютно совершенная философия—это абсолютно истинная философия. Хотя Гегелю закономерно не удалось создать идеальную философию, однако в его философской концепции больше, чем в философских концепциях других философов, проявилась идеологическая логика, в силу чего в ней в наибольшей мере воплощена сущность философии и реализованы закономерности философии как интеллектуального идеологического предмета. Философию Гегеля, не только его труды по логике, но всю философию Гегеля можно использовать как своеобразный учебник по идеологической логике и по изучению сущности философии и ее закономерностей.

С точки зрения философологии (философоведения) и науковедения философские учения являются похожими на научную теорию и каждое обладает специальными понятиями (категориями), терминами, методами, абстрактными предметами (напр., пространство, время, форма, качество, количество, причина и др.), идеями регулярностей (законы, закономерности и др., напр., законы диалектики) в мире, безгранично идеализированными отдельными предметами (напр., бесконечная основа мироздания и ее проявление в ограниченных предметах), безгранично идеализированными абстрактными предметами (напр., бесконечное пространство), многие из которых могут иметь и имеют общие для многих и даже для всех философских учений черты, но в то же время имеют и специфические черты. В философии намного меньше унификации, чем в науке. Так, содержание идеи времени имеет общие черты во всех философских учениях, несмотря зачастую на сильную специфику его толкования в отдельных учениях.

Однако философские учения, несмотря на сходство с научными теориями, не являются теориями в строго научном смысле, а являются теоретикоподобными учениями. Их основные положения не обладают и не способны обладать всеобщей и объективной истинностью. С точки зрения научной рациональности философские безгранично идеализированные предметы вообще неосуществимые. Безгранично идеализированные предметы философии необходимо содержат такую безграничную идеализацию, как бесконечность, которой в философии наделяется основа мироздания и по отношению к которой остальные предметы, как безгранично идеализированные, так и ограниченные, рассматриваются в философии как причастные к ней, как ее проявление. Для идеи бесконечной основы мира, которая лежит в основе всякого философского учения, вообще невозможно найти реальный прообраз и потому она не является объектом рационального, в том числе научного рассмотрения и ее невозможно обосновать ни с помощью практики, ни логически. Философские учения предстают истинными, причем абсолютно истинными, а потому единственно истинными лишь для их адептов, признающих эту истинность с помощью философско-идеологической веры. Философских учений, которые являются единственно истинными для их адептов, столько, сколько самих учений, которые имеют приверженцев. В отличие от философии рационально-научная теория как система обобщенного знания обладает чертами всеобщей и объективной истины. Истинность научного знания основана не на вере, а на доказательстве с помощью логики и практики.

Идеологическая вера в философии несовместима с признанием мысленных предметов абстрактными и безгранично идеализированными. Любая философия признает безусловно осуществимыми те лежащие в основе ее учений мысленные предметы, которые с точки зрения рационально-научного мышления являются абстрактными и безгранично идеализированными, но которые наукой признаются неосуществимыми. Философская вера предполагает категорическое мышление этих предметов осуществимыми в том виде, в каком они представлены в философии, и данная вера – это вера целиком, а не частично. Философская вера не совместима с предположениями об их осуществимости, с признанием их частичной и косвенной осуществимости. В философии (и в целом в идеологии) каким мыслится мир, таким он посредством веры признается существующим. Упрощенно эту мысль можно сформулировать следующим образом: в философии (и в целом в идеологии) каким мыслят мир, в такой мир верят. Невозможно частично верить в существование бесконечной основы мира, а частично не верить, невозможно косвенно, опосредованно, предположительно верить в ее существование. Вера либо есть, либо ее нет и невозможна полувера. Если адепт конкретной философии, в том числе ее создатель, начал верить лишь в частичную истинность ее учения о чертах якобы существующей бесконечной основы реальности и ее будто бы проявления в ограниченных предметах, то он своим частичным отказом от веры в эту конкретную философию стал приверженцем фактически модифицированного им философского учения, в котором нет тех компонентов, в истинность которых он не верит. Полное отречение от конкретной философии и переход на позицию другой философии – это преобразование одной философской веры в другую философскую веру.

Вряд ли был, есть и возможен философ, философские взгляды которого, а значит и направленность философской веры не претерпели изменения, возможно даже коренные. Так, Фейербах сперва примыкал к идеалистам-младогегельянцам, а затем создал свое материалистическое философское учение, негативно оценив всю идеалистическую философию Гегеля, в том числе ее диалектику. Маркс в юности принадлежал к младогегельянцам, т. е. был идеалистом, потом стал приверженцем материалистической философии Фейербаха с ее антропологическим принципом, а затем создал новую диалектико-материалистическую философию, творчески переработав диалектику идеалиста Гегеля.

Многие приверженцы философии, не принадлежащие к философам, также проходят в своем философском развитии эволюцию, связанную с изменением, зачастую коренным, философских взглядов. Философская эволюция приверженца философии, как философа, так и не являющегося философом ее адепта -- это закон функционирования и развития философии, обусловленный ее сущностью, связанной с тем, что она, как и всякая идеология, является ценностным взглядом на мир, выражает существенное ценностное отношение к миру склонного к философско-идеологической вере человека. Поскольку проходят эволюцию склонные к идеологической вере личности, то проходит эволюцию и их идеологическое мировоззрение. Конкретная личность, выбирающая для себя даже созданное другими людьми философское учение, выбирает его применительно к существенным чертам себя как личности. Но даже выбранное «по душе» созданное другими людьми философское учение конкретный его приверженец неизбежно модифицирует с учетом не учтенных в нем существенных черт его как личности, поскольку никакое созданное другими людьми учение их не учтет. Но такой приверженец не всегда извещает о собственной модификации принятого им в качестве своего мировоззрения философского учения.

В философии (и в любой идеологии) нет предположений и они невозможны в силу ее категорически императивного характера, в отличие от научной теории, в которой сомнение, а значит и гипотезы являются неизбежным и необходимым компонентом научного знания. В научной теории присутствуют доказанное знание, однако допускающее возможность сомнения, научные предположения, прямо содержащие сомнения, и даже возможны ошибочные идеи. Нет строгого соответствия научной теории реальности еще и по той причине, что в ней законы формулируются относительно безгранично идеализированных предметов, которые наука считает неосуществимыми, но для которых есть ограниченные аналоги в реальности. Она необходимо содержит искусственные мысленные предметы, выполняющие инструментальную логическо-познавательную функцию, в частности, абстрактные и безгранично идеализированные предметы.

В философских учениях нет искусственных мысленных предметов, в них категорически признаются осуществимыми в реальности безгранично идеализированные ими предметы, в т. ч. бесконечная основа мироздания. Но они не являются для философий безгранично идеализированными предметами, а с точки зрения рационального мышления они являются вообще неосуществимыми безграничными идеализациями (бесконечные материя, абсолютная идея, бог, абсолютно совершенное общество, материальный предмет как единство конечного и бесконечного и др.). Некоторые конечные безгранично идеализированные предметы философии (напр., общество с полным социальным равенством) можно переконструировать для научных нужд в качестве научных безгранично идеализированных предметов, но идея бесконечной основы мироздания непродуктивная для рационального, в том числе для научного познания.

Об обособленном реальном существовании предметов, которые с точки зрения рационального мышления являются абстрактными и вообще неспособными в реальности существовать отдельно от их носителей, категорически утверждали Пифагор (количество), Платон (прекрасное), Аристотель (форма), Фома Аквинский (бытие), крайний реализм, в частности, Эриуген, Ансельм Кентерберийский (существование общих понятий (универсалий) «до вещей», т. е. до реальных конечных предметов), Ньютон (пространство, время). Потому если некто называет себя адептом какой-то философии и при этом считает ее теорией, то он в действительности не ее адепт и не адекватно понимает сущность философии.

В конкретных философских учениях философская вера может не распространяться на все их содержание, поскольку в них содержатся рациональные взгляды, в т. ч. научное знание (напр., математические идеи Декарта), зачастую в значительном объеме (напр., в философиях Аристотеля, Френсиса Бекона, Лейбница, Канта, Гегеля, Маркса). Рациональные взгляды по своей природе несовместимые с идеологическими идеями философии, а потому они неизбежно неорганично вмонтированы в философские учения и либо искусственно подчинены идеологическим идеям, либо присутствуют в философских учениях параллельно с собственно философскими идеями. Философия возможна только как теоретикоподобная, а не как теоретическая система взглядов на мироздание.

23. 01. 2012


См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru;
Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 239
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения