ЗАПАДНЫЕ ПОЛЕШУКИ (дулебы, червоннорусы, русы) (краткий исторический очерк)

Перейти вниз

ЗАПАДНЫЕ ПОЛЕШУКИ (дулебы, червоннорусы, русы) (краткий исторический очерк)

Сообщение автор Admin в Ср Мар 13, 2013 1:33 pm

Из архива.

Георгий Антонюк

ЗАПАДНЫЕ ПОЛЕШУКИ (дулебы, червоннорусы, русы) (краткий исторический очерк)

План-проспект рукописи учебного пособия, представленный на конкурс (первая половина 1994 г.).

Данная заявка не получила финансовую поддержку не без скрытого участия белорусских этноцентристов и КГБ. Это было накануне тайно подготовленного закрытия деятельности Общественно-культурного объединения «Полісьсе” и прекращения издания его газеты “Збудінне”. Рассказывали, что вскоре в библиотеки Беларуси поступила негласная рекомендация припрятывать книги, посвященные западнополесскому региону и его истории под легендой "куда-то исчезли". Я сам столкнулся с таким якобы исчезновением одной из очень серьезных книг по истории Западного Полесья. А через короткое время была начата и дебелоруссизация государственной власти. Поэтому автор прекратил работу над рукописью. Возможно, кого-то заинтересует проблема разработки похожего учебного пособия или даже учебника. В таком случае эти материалы, полагаю, могут помочь ему в ориентации. Материалы представляют собой лишь предварительный набросок, требующий уточнения. Я сделал бы такое уточнение, если бы продолжил работу по написанию учебного пособия.


Псевдоним "Скорпион"

Заявка

Прошу допустить учебное пособие «Западные полешуки (краткий исторический очерк)» (объем – 5 п. л.) к участию в конкурсе «Трансформация гуманитарного образования в Беларуси» («Фонд Сороса – Беларусь»).

Проблемная область – социальная история, учебный предмет – история Беларуси.

Пособие рассчитано на студентов и преподавателей высший учебных заведений по курсу истории Беларуси. Может быть использовано учителями средней школы и преподавателями средних специальных учебных заведений.

Основные источники написания пособия: древнерусские, белорусско-литовские, белорусские летописи («Полное собрание русских летописей», т. 1 – 38. – М., 1962 – 1989 и др.), сборники документов и материалов по истории Беларуси, Литвы, Польши, России, Украины, архивные материалы, учебники и учебные пособия по истории Беларуси, Литвы, Польши, России, Украины, воспоминания очевидцев, исследования отдельных ученых: Андрияшева А.М., Антоновича В.Б., Грекова Б.Д., Гринблата М.Я., Грицкевича А. П., Грушевского М.С., Гуревича Ф.Д., Дашкевича Н.П., Державина Н.С., Длугоша Я., Довнар-Запольского М.В., Ермоловича Н.И., Алексеюка Н.И., Любавского М.К., Лихачева Д.С., Лысенко П.Ф., Игнатовского В.М., Карского Е.Ф., Приселкова М.Д., Потебни А.А., Кухаренко Ю.В., Бича М.О., Седова В.В., Пашуто В.Т., Нидерле Л., Шафарика П., Шахматова А.А., Штыхова Г.В., Янчука Н.Я. и др.



Аннотация

Данное пособие – первое по истории западных полешуков как отдельного народа (этноса), имевшего многосотвековое самобытное прошлое и историческе деяния которого во многом определялись особенностями его этнического самосознания, его помыслов, потребностей и интересов. Оно явится важным подспорьем в системе образования по изучению истории Беларуси (а также Литвы, Польши, России, Украины). Пособие по преимуществу ориентировано на освещение истории западных полешуков, проживающих в Западном Полесье Беларуси, но в связи с историей западных полешуков Польши, Украины, а также белорусского, литовского, польского, русского, украинского и др. народов. Главная его задача – показать основные этапы истории западнополесского народа в их единстве. Оно дает целостное описание истории западных полешуков в ее различных аспектах – экономическом, социологическом, политическом, культурном.

Прослеживается формирование древнезападнополесской народности в составе Киевской Руси, рассматривается также период вхождения Берестейской и Пинской земель в состав Великого княжества Литовского, период вхождения этих земель в Речь Посполиту, существование в Российской империи после присоединения Западного Полесья к России, период существования западных полешуков в составе Польши (1921 -- 1939 гг.), советский период, первая и вторая немецкие оккупации Западного Полесья в XX ст., а также существование западнополесского народа после юридического обретения Беларусью независимости в 1990 – 1991 гг.



Актуальность учебного пособия

Пробуждение задержавшихся в своем развитии по разным причинам этносов мира, в том числе и западнополесского, возникновение в его среде организованного движения за возрождение с неизбежностью ставит вопрос о происхождении западных полешуков, о важнейших этапах их истории. До сих пор история этногеографического региона Западное Полесье подавалась и подается как история белорусского и украинского (и даже польского и русского) народов, но не как история самобытного западнополесского народа, вне прямой связи нынешних западных полешуков и их предков, живших в Западном Полесье многое сотни лет назад. Тем самым искажается подлинная историческая картина не только Западного Полесья, но и Беларуси, Польши, Украины, а также всего восточного славянства.

В изучении западнополесского народа начисто отсутствует исторический подход. Повсеместно практикуется (и практиковалось) описание западных полешуков только в аспекте синхронии (исследование состояния этноса в конкретный момент времени). На вопросы о том, когда и под влиянием каких социально-исторических, географических и др. факторов сформировались те или иные черты западных полешуков, какие этапы формирования и развития они проходили, каким был на различных этапах их истории комплекс условий, в первую очередь социально-экономических, определявших их самобытность и исчезновение некоторых их черт, современная наука не дает ответы. Исследование современных западных полешуков осуществляется так, как если бы они не имели своей самобытности, как если бы нынешние западные полешуки и население, жившее в Западном Полесье много сотен лет назад – это разные исторические явления. Сами современные западные полешуки совершенно не осведомлены о своем отдаленном прошлом. А без исторического взгляда не может быть развитого этнического самосознания. Без исторической памяти нет народа.


План-проспект рукописи

1.Характеристика западных полешуков.

В этом разделе будут рассмотрены следующие вопросы:
особенности языка, быта, традиционной культуры западных полешуков, экономики, образования; особенности географической среды Западного Полесья, являющегося этнической территорией западных полешуков: озера, реки, водохранилища, почва, климат, растительный и животный мир.

2. Эпоха родоплеменной организации населения на территории Западного Полесья.

В этом разделе будут рассмотрены следующие вопросы:
каменный век, бронзовый век, железный век; расселение славян на территории Западного Полесья.

3. Разложение родоплеменной организации. Переход к государственной организации (VI – IX стст.).

В этом разделе будут рассмотрены следующие вопросы:
разложение первобытной общины, переход к феодальным социально-экономическим отношениям, производственная деятельность предков западных полешуков – дулебов (бужан, волынян) в Западном Полесье, образование первичных государств (княжеств) дулебов, их отношения с другими народами.

4. Западное Полесье в составе Киевской Руси (IX – первая половина XII стст.).

В этом разделе будут рассмотрены следующие вопросы:
особенности государственного образования Киевская Русь (Великого княжества Киевского), существование Берестейской и Пинской земель в составе Киевской Руси, Турово-Пинского княжества; социально-экономический строй, культура, производственная деятельность, торговые связи, войны, формирование древнезападнополесской народности.

5. Червонная Русь (Владимиро-Волынское, Берестейское и Пинское княжества, Галицко-Волынское княжество, государственное образование со столицей в г. Холм, королевство Русия, королевство Россия, королевство Русь -- с 1254 г., королевство Малая Русия, королевство Малая Русь, королевство Малая Россия -- вторая половина XII – первая половина XIV стст.).

В этом разделе будут рассмотрены следующие вопросы:
отделение от Киева Владимиро-Волынского княжества, переход Берестейской земли под власть Владимирского княжества, распад Туровского княжества и образование Пинского, Дубровицкого, Степаньского, Городокского княжеств, переход их под власть Волынского князя, расширение Романом Мстиславичем Волынским, князем Владимиро-Волынского княжества, своих владений, присоединение к объединенному Владимиро-Волынскому княжеству Галицкой земли, его контроль над Киевской землей. Смерть Романа Мстиславича, распад государственного объединения Червонной Руси, связанный со смертью Романа Мстиславича, объединение его сыном Даниилом Романовичем западнополесских земель вокруг Владимиро-Волынского княжества, создание им своей столицы в г. Холм, восстановление контроля над Галицкой и Киевской землями, татаро-монгольское иго, отношения Червонной Руси с белорусскими княжествами, с Великим княжеством Литовским, с Польшей, Венгрией, Австрией, Чехией и др.; распад Червонной Руси после смерти Даниила Романовича, последующее объединение Червонной Руси; социально-экономический строй, торговля, производство, политический строй, строительство городов, культура, военное дело, отношения с другими народами. Активное формирование из древнезападнополесской народности этноса современных западных полешуков.

6. Западное Полесье в составе Великого княжества Литовского (вторая половина XIII – первая половина XVI стст.).

В этом разделе будут рассмотрены следующие вопросы:
включение Берестейщины и Пинщины в Великое княжество Литовское, развитие феодальных отношений, особенности землевладения, политическая жизнь, органы власти, доминирование фкеодалов – предков современных литовцев (литовизация), экономика, культура, дальнейшее формирование западнополесского этноса, подчинение Западной Волыни Польше, Кревская уния, положение западнополесского языка, преобразование административного устройства Великого княжества Литовского, ликвидация княжеств.

7. Западное Полесье в Речи Посполитой (1569 – 1795 гг.).

В этом разделе будут рассмотрены следующие вопросы:
Люблинская уния 1569 г., образование федерации Речь Посполита, переход части западнополесских земель в состав Польши, полонизация, экономика, культура, развитие городов, образование, укрепление феодальных отношений, национально-освободительные и антифеодальные движения, войны с крестоносцами, Россией и др., первый и второй разделы Речи Посполитой, восстание 1794 г.

8. Присоединение Западного Полесья к России (1795 – 1917 гг.).

В этом разделе будут рассмотрены следующие вопросы:
третий раздел Речи Посполитой, управление на присоединенных к России западнополесских землях, колонизация западнополесских земель, политика царского правительства в отношении церквей и полонизации, феодальные отношения, промышленность, сельское хозяйство, культура, русификация, национально-освободительные движения, развитие капитализма, ликвидация крепостного права, рабочее и крестьянское движение в конце XIX – начале XX стст., первая мировая война, Февральская революция 1917 г., подъем национально-этнических движений за независимость.

9. Западное Полесье в период между Октябрьской революцией 1917 г. и Рижским мирным договором 1921 г.

В этом разделе будут рассмотрены следующие вопросы:
установление советской власти на части Западного Полесья (Лунинец, Столин), положение на оккупированной немецкой армией части Западного Полесья, Брестский мирный договор, передача Германией Западного Полесья Украинской народной республике, борьба в Западном Полесье против германских оккупантов, Полесское восстание, временное установление в 1919 г. в Западном Полесье после капитуляции Германии советской власти, интервенция Польши, советско-польская война 1919 – 1920 гг., борьба против польской оккупации, Рижский мирный договор 1921 г.

10. Западное Полесье в составе Польши (1921 – 1939 гг.).

В этом разделе будут рассмотрены следующие вопросы:
политика польской власти в отношении оккупированной территории, борьба против польской власти в Западном Полесье, репрессии польской власти против ее противников в Западном Полесье, промышленность, сельское хозяйство, дискриминация западных полешуков.

11. Включение Западного Полесья в состав СССР (1939 – 1991 гг.).

В этом разделе будут рассмотрены следующие вопросы:
освобождение Красной Армией Западного Полесья от польской власти, раздел Западеного Полесья между Беларусью и Украиной, деполонизация, начало коллективизации, советизации, репрессий в Западном Полесье, интеграция экономики Западного Полесья с экономикой СССР, Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг., борьба с немецко-фашистскими оккупантами в Западном Полесье, освобождение Красной Армией Западного Полесья от фашистской оккупации, восстановление разрушенной экономики и его издержки, советско-польский договор 1945 г. и закрепление части Западного Полесья за Польшей, продолжение коллективизации, репрессий, развитие сельского хозяйства, осушение Западного Полесья, промышленное строительство в 70-е – 80-е гг. XX ст., культура, образование, деэтнизация западных полешуков, зарождение движения за возрождение западнополесского этноса.

12. Западное Полесье в составе суверенной Беларуси (с 1990 – 1991 гг.).

В этом разделе будут рассмотрены следующие вопросы:
распад Советского Союза, состояние движения за возрождение западнополесского этноса и политика государственной власти в отношении этого возрождения, процессы белорусизации в Западном Полесье Беларуси, социально-экономические, политические и культурные преобразования.



Пробные разделы рукописи


1. Характеристика западных полешуков.

Западные полешуки (дулебы, червоннорусы, русы) – этнос (от греч. ethnos – общество, группа, племя, народ), национальность, т. е. устойчивая общность людей, которая исторически сложилась на определенной территории, т. е. в Западном Полесье, которое сейчас входит в состав Беларуси, Польши и Украины, и характеризуется единством генотипа, проявляющегося в особенностях физических черт личности и некоторых психических черт, единством истории, культуры, языка, быта, образа жизни, прижизненно обретенных психических особенностей, а также хотя и примитивным, расплывчатым, но единством отдельных элементов самосознания, выделяющих ее среди других этнических общностей (национальностей), напр., белорусов, украинцев, русских, поляков, литовцев. В настоящее время у них нет единого этнического самоназвания и развитого единого этнического самосознания. В Украине их называют украинцами и многие из них считают себя украинцами, исходя из того, что живут в Украине. В Беларуси многие называют себя белорусами и их называют белорусами, исходя из того, что живут в Беларуси. В царской России западных полешуков, проживавших на нынешних территориях Западного Полесья Беларуси, Украины и Польши, официально называли малороссами. Согласно ряду исторических источников, в далеком прошлом их предки имели общеплеменное название «дулебы», а из названий отдельных племен дулебов известны «бужане» и «волыняне». В исторических источниках отмечено их проживание на территории Западного Полесья еще в первом тысячелетии н. э. В частности, известно, что в VII ст. проживавшие на Западной Волыни дулебы отражали нашествие аваров. С X ст. находились в составе Киевской Руси, в 907 году участвовали совместно с другими племенами в походе киевского князя Олега на Царьград (Константинополь). Ни государства, ни международные организации, связанные с этническими вопросами, не включили западнополесский этнос в свои официальные реестры этносов.

Западнополесский этнос сформировался на восточнославянской основе. Главными его прародителями были древнеславянские племена дулебов (бужане, волыняне). Предполагаю, в древности в его формировании в той или иной мере участвовали также племена дреговичей, родимичей, древлян, северян, полян, уличей, тиверцев, мазовшан, некоторые балтские племена (дайны, полексяне, ятвяги и др.) и иные народы, влиявшие на дулебов. Возможно, частично на генотип дулебов повлияли гены предположительно господствовавших над дулебами в разных местах их проживания готов с III в., гуннов с конца IV в., а также аваров (обров), действительно господствовавших над дулебами на Волыни несколько веков начиная с конца VI в. («Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов — также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его — обрина, — и так мучили дулебов» -- Повесть временных лет (по Лаврентьевскому списку 1377 года). Не исключено, что элементы генотипов разноплеменных воинов монгольской Золотой Орды, господствовавшей над предками западных полешуков около столетия, тоже есть в генотипе нынешних западных полешуков. Предполагаю, западные полешуки как нынешний отдельный этнос (народ, национальность) оформился около XV -- XVI вв. после окончательного разрушения родо-племенной организации отношений дулебов уже в составе Великого княжества Литовского (ВКЛ). В последующем на него влияли сформировавшиеся этносы белорусов, украинцев, русских, поляков и др. народов, с которыми западные полешуки находились в интенсивных отношениях. В Беларуси и Украине западные полешуки являются коренным этническим меньшинством, а в Польше они были коренным этническим меньшинством до их почти поголовного насильственного выселения властью Польши после разгрома нацистской Германии с их исторической этнической территории. Те западные полешуки Подлясья Польши, которые проживали рядом с белорусами и назвались белорусами, чтобы спастись от депортации, не были выселены, поскольку белорусов как этническую группу в Польше не депортировали с их этнической территории. Немногие депортированные западные полешуки вернулись на свою историческую Родину в Польше. Я использую название "западные полешуки" в качестве предварительного, начального, "рабочего" названия, но мне импонирует древний этноним (древнее название) "дулебы".

Сходство многих черт нынешних западных полешуков с чертами современных белорусов, русских, украинцев в физическом облике, характере, языке, культуре, образе жизни и др. обусловлено не только их долговременным взаимовлиянием, хотя оно имело место, но и общностью их происхождения. Эти четыре народа произошли в основном от близкородственных восточнославянских племен. В процессе объединения данных племен в древнерусское государство – Киевскую Русь (Великое княжество Киевское) и ее развития из них сформировалась как суперэтнос древнерусская народность (русь, русичи, русские – много позже последнее название и самоназвание древнерусского народа было перенесено на один из отдельных восточнославянских этносов, на самый большой из них). В Киевской Руси в результате укрепления политических, экономических, культурных, языковых, военных, кровно-генетических связей между входившими в нее восточнославянскими предками нынешних белорусов, западных полешуков, русских, украинцев их единство получило дальнейшее развитие. Одновременно и параллельно со становлением суперэтноса в виде древнерусской народности в ней шел процесс образования этносов в виде древнебелорусской, древнезападнополесской, древнерусской (предков нынешнего русского этноса), древнеукраинской народностей на основе специфических черт входивших в Киевскую Русь племен, а также с некоторым участием невосточнославянских народов, перемешивавшихся с восточнославянскими. Вызревание этих новых народностей и осознание ими, хотя и не всегда отчетливое, своих самобытности, особых интересов, предполагаю, послужили одной из существенных причин распада Киевской Руси и суперэтноса в виде восточнославянской древнерусской народности.

Западные полешуки – это коренные жители Западного Полесья, которое является их исторической этнической территорией. Часть его находится в Беларуси, часть – в Украине, а часть – в Польше (Западная Волынь и Подлясье). Самая большая часть Западного Полесья находится в Украине, а самая малая его часть находится в Польше. Западные полешуки имеют самобытные черты собственного языка (синтаксическое будущее время, реликтовое парное число; в фонетике, например, в отличие от белорусского языка, отсутствует «дзеканье» и «цеканье», имеется губно-губной согласный «в» ‘вовк‘, твердые согласные перед гласными “е”, “и (ы)” ‘лыпа’; язык необычайно разнообразен и богат первозданной лексикой, сильно отличающей его не только от белорусского, но и от украинского языков, и др.). Особенности традиционной культуры, быта, психического склада, самосознания, исторического развития, включая имевшее место несколько веков назад своеобразие государственного развития, и др. выделяют западных полешуков среди других славянских народов (белорусов, поляков, русских, украинцев и др.) в качестве однопорядкового с ними по глубине своей неповторимости и исторической самобытности этноса.

Ряд исследователей (М. Довнар-Запольский, Д. Шендрик и др.) фиксировали наличие у коренных жителей Западного Полесья, напр., Пинщины, заметных особенностей в их физическом облике (соматических). Так, характеризуя коренных жителей Пинского Западного Полесья – пинчуков в то время, когда они не были сильно втянуты в экономическое, техническое и культурное развитие царской России, не были затронуты интенсивными миграционными процессами, а значит, их западнополесская самобытность не подверглась большому преобразованию, М. Довнар-Запольский и Д. Шендрик писали, что “пинчук по своему физическому строению, по языку и по одежде отличается от белорусов. Во всех этих отношениях он примыкает к жителям Волынского Полесья… Пинчук редко бывает высокого роста; почти всегда он среднего роста, широкоплеч, плотного сложения… Лицо пинчука широкое, круглое, со значительно более выдающимися скулами, чем у белоруса… Вообще пинчук отличается силой и здоровьем, несмотря на болотистую местность, в которой он живет. Быть может, этому способствует обилие мясной пищи, так как дичи и рыбы здесь водится множество, а пинчуки – прекрасные охотники и рыболовы” (Россия. – СПб, 1905. – Т. 9. – С. 194). Возможно, западнополесский этнос сложился как отдельная антропологическая разновидность европеоидной расы. Ряд современных украинских ученых, характеризуя западных полешуков, проживающих в Волынском Полесье в Украине, относят их к полесско-волынскому антропологическому типу европеоидной расы.

Добротные эмпирические факты о многих особенностях западнополесского народа (если отвлечься от их зачастую субъективной интерпретации) можно найти в посвященных западнополесскому этнографическому региону научных работах исследователей XIX – XX стст. Это труды не только М. Довнар-Запольского, Е. Карского, А. Крымского, К. Михальчука, А. Риттиха, Д. Шендрика, Р. Эркерта, Н. Янчука, но и современных белорусских, западнополесских, польских, русских, украинских и др. ученых. Ценные сведения о западных полешуках и об их этнической территории содержатся в таких исторических источниках, как средневековые карты, хроники (Я. Длугоша, М. Кромера), древнерусские, белорусские, украинские летописи, хроники, а также украинско-западнополесская, но, возможно, написанная на Волыни Галицко-Волынская летопись. Последняя использовалась в качестве источника, а зачастую и литературного образца при написании белорусских летописей, хроник.

Наиболее аргументирована в современной науке точка зрения, согласно которой западные полешуки являются в своей основе славянским народом. Имеет место и точка зрения, согласно которой этнический субстрат западных полешуков составили западнобалтские племена ятвягов. Однако эта позиция очень слабо аргументирована. В плане происхождения хорошо просматривается наиболее близкое родство западных полешуков с белорусами, русинами, украинцами. Некоторые исследователи усматривают такое же близкое родство западных полешуков со словенцами, чьи прародители мигрировали на территорию нынешней Словении в VII ст. н. э. Язык, культура, историческая судьба западнополесского этноса тесно переплетены с языком, культурой, историческими судьбами белорусского, русского, украинского народов, а также с культурой, историческими судьбами австрийского, венгерского, литовского, чешского, польского идр. народов Европы. Киевская Русь (Великое княжество Киевское)  (IX – первая половина XII ст.ст. или первая половина XIII ст) была раннефеодальным объединенным древнерусским государством прародителей белорусов, западных полешуков, русских, украинцев.

Многие современные белорусские ученые рассматривают западных полешуков, проживающих в Западном Полесье Беларуси, как разновидность белорусского этноса, предоставляя решение вопроса об этническом статусе западных полешуков, проживающих в Западном Полесье Украины и Польши, украинским и польским ученым. Эта позиция нашла отражение в диалектологическом атласе белорусского языка, в котором язык проживающих в Западном Полесье Беларуси западных полешуков рассматривается как составная часть белорусского языка, а такой же язык таких же западных полешуков, проживающих в Западном Полесье Украины и Польши, вообще не освещается, хотя логично было бы со стороны составителей диалектологического атласа белорусского языка признать в качестве разновидности белорусского языка и язык западных полешуков, проживающих а Западном Полесье Украины и Польши. Многие современные украинские ученые счітают всех западных полешуков, проживающих в Западном Полесье Украины, Беларуси и Польши, составной частью украинского этноса, рассматривая их как отдельную этническую группу в нем. При этом они опираются не только на результаты собственных исследований, но и привлекают для своих обоснований исследования западных полешуков некоторыми учеными в бывшей царской России во второй половине XIX – начале XX стст. (М. Довнар-Запольского, Д. Шендрика, Н. Янчука и др.), в которых ученые, отталкиваясь от отдельных существовавших на момент исследования признаков западных полешуков, без углубления в их этногенез, относили данный народ к малороссам (украинцам). Названная позиция многих современных украинских ученых и ряда ученых бывшей Российской империи нашла отражение в диалектологическом атласе украинского языка.

Исторический подход, без которого невозможно понять особенности ни одного этноса, начисто отсутствует в немногочисленных исследованиях, посвященных западнополесскому народу. Повсеместно практиковалось и практикуется описание западных полешуков только а аспекте синхронии (исследование состояния этноса в конкретный момент времени), причем без строго применения требуемых этим подходом структурного и функционального методов.

Когда и под влиянием каких политических, экономических, культурных и иных социально-исторических, географических, генетических и др. условий сформировались те или иные черты западных полешуков, какие этапы эволюции проходила эта этническая общность, является ли сходство некоторых черт западных полешуков с чертами других народов следствием общности их происхождения, их взаимовлияния или сходства условий их жизнедеятельности, каковы были внутриэтнические механизмы формирования, воспроизведения и развития западнополесского этноса, каков был на различных этапах истории западнополесского народа комплекс условий, определявший самобытность и исчезновение некоторых их неповторимых особенностей западных полешуков – ни на один из этих и им подобных вопросов современная наука либо не дает ответ (а многие из этих вопросов даже не ставит), либо если дает, то крайне примитивный и весьма далекий от реальных исторических фактов. Так, в Белорусской советской энциклопедии было отмечено следующее. «Полешуки, в дореволюционной России этнографическое название жителей Полесья. Экономическая и культурная изолированность Полесья отразилась на быте, обычаях, языке полешуков (имеются в виду жители как Западного Полесья, так и Восточного Полесья, в котором проживают белорусы – Г. А.). В наше время жители Полесья не отличаются от остальных белорусов и украинцев. Название полешуки используется как историческое или территориальное» (Палешукі. -- Минск., 1975. – Т. 8. – С. 50). (В Белорусской энциклопедии в 18 томах, изданной в суверенной Беларуси, уже отсутствует, возможно, по политическим или иным конъюнктурным соображениям, отдельная статья «Полешуки»). Во-первых, многие коренные жители Западного Полесья сохранили свои этнические особенности, во-вторых, исторические факты свидетельствуют о широких и активных контактах западнополесского народа с другими народами до включения его в состав Российской империи, хотя контакты отдельных региональных групп западных полешуков, проживавших в сильно заболоченных местах, с окружающим миром были затруднены. Западные полешуки на всем протяжении своей истории жили не только в болотистых местностях, но на возвышенностях, и в городах. Но несомненно, что особенности географической среды обитания оказали некоторое влияние на самобытность западных полешуков, однако не основное.

Отмеченная ограниченная исследовательская методологическая установка при изучении западнополесского народа сильно снижает научную ценность полученных нередко весьма добротных эмпирических данных о западных полешуках и создает предпосылки для произвольной интерпретации этих данных. Возможно, отчасти по этой причине до недавнего времени западные полешуки не оценивались учеными строго однозначно как отдельный этнос, однопорядковый по масштабу своей самобытности с белорусским, русским, польским, украинским и др. народами, хотя многие ученые фиксируют особенности языка, культуры, образа жизни западных полешуков.

В научных работах и учебных пособиях история той части этногеографического региона Западное Полесье, которая входит в состав Беларуси, большинством белорусских ученых излагается как история белорусов. Большинством же украинских ученых история всего Западного Полесья, в том числе и Западного Полесья Беларуси, излагается как история украинцев.


Последний раз редактировалось: Admin (Вс Дек 31, 2017 2:22 pm), всего редактировалось 19 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 236
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin в Ср Мар 13, 2013 1:34 pm

В настоящее время многие современный ученые разных национальностей (А. Дуличенко, З. Зинкявичус, Ф. Климчук, И. Лучиц-Федорец, А. Супрун, Н. Толстой и др.) в своих взглядах на Западное Полесье не оспаривают ни с этнокультурной, ни с этнолингвистической позиций стремление обладающих этническим самосознанием западных полешуков рассматривать свою этническую общность в качестве отдельного этнического народа. В конце 80-х годов XX ст. в Беларуси, тогда еще республики бывшего СССР, в период социалистической перестройки зародилось движение этнически сознательных западных полешуков за возрождение западнополесского этноса, его языка, культуры, этнического самосознания, за признание государственной властью, учеными, мировым сообществом западных полешуков в качестве отдельного этноса (национальности) и за признание их прав человека в качестве такой этнической общности, закрепленных в международных документах о правах человека. Организованной формой этого движения стало Общественно-культурное объединение «Полісьсе», которое издавало единственную в мире газету на западнополесском языке, посвященную проблемам возрождения западнополесского этноса.

Западное Полесье свыше тысячи лет является этнической территорией западных полешуков. Проживание здесь их основных прародителей – дулебов (бужан, волынян) зафиксировано в начале второй половины первого тысячелетия н. э. Название Полесье упоминается в Галицко-Волынской летописи (около 1276 г.), сохранившейся в списках Ипатьевской летописи. Название Полесье было отнесено к территории южнее г. Копыля, т. е. примерно к тому региону, который ныне называется Полесьем. На территории Западного Полесья западные полешуки компактно расселены, с ним связаны их этногенез и их этническая история. Западное Полесье, в отличие от Восточного Полесья, которое является частью этнической территории белорусов, -- это бассейны рек Верхней Припяти и верхнего и среднего Западного Буга (Буга). Площадь ок 50 – 60 тыс. квадратных километров. Рельеф преимущественно равнинный, высота 100 – 200 м. над уровнем моря. Водоразделы рек низкие и плоские, проходят через болота, иногда через песчаные дюны и валы. Имеются отдельные гряды и возвышенности, напр., Волынская. Реки текут медленно по заболоченным долинам. Климат умеренно континентальный. Протяженность теплого периода года 250 – 260 дней. Осадки от 500 до 600 мм в год.

Климатическая система Полесья в целом и западного Полесья, в частности, существенно влияет на климат всей Европы. Географические особенности Западного Полесья, наряду с социально-историческими, геополитическими и др., повлияли в дондустриальную эпоху на особенности хозяйственной деятельности западных полешуков, их производственной культуры, характера, мировосприятия, языка, фольклора, обычаев и др. К числу таких особенностей относилась и затрудненность коммуникации ряда региональных групп западных полешуков в Западном Полесье, проживавших в сильно заболоченных местах, друг с другом и с окружавшим Западное Полесье иноэтническим миром.

В настоящее время значительная часть Западного Полесья осушена. А Западное Полесье Беларуси почти полностью осушено. Во многом такое осушение было сделано грубо, неквалифицированно, антинаучно и привело к нарушению равновесия природной среды. Вследствие такого осушения Западного Полесья Беларуси некоторые условия жизни многих западных полешуков в сельской местности изменились в худшую сторону. Было осуществлено коренное изменение их исторической географической среды, с которой во многом была связана их самобытность. Но есть и много положительных моментов в осушении Западного Полесья, связанных с расширением площадей для хозяйственной деятельности, с улучшением качества земель хозяйственного назначения, с улучшением коммуникаций в ранее сильно заболоченных местах, с улучшением микроклимата в таких местах и др.

К числу массово проявляющихся черт западных полешуков относятся весьма высокий консерватизм, практицизм, заметный индивидуализм, упорство, трудолюбие, высокая способность к адаптации в иноэтнической среде, нередко за счет внешнего отказа их от своей этнической принадлежности, предпочтительная ориентация на санкционированные волей государства действия, терпеливость, обязательность, стремление к независимости. В то же время для современных западных полешуков характерны их духовная и организационная этническая разобщенность, отсутствие внегосударственных механизмов (норм поведения, ценностных установок, организационных структур и др.), которые объединяли бы их как этнос, сплачивали в высоко целостный этнический организм.

Этническая территория западных полешуков входит своими частями в Беларусь, Польшу и Украину. В геополитическом плане Западное Полесье занимает стратегическое положение с точки зрения взаимоотношений Беларуси, Польши и Украины, а также Западной и Восточной Европы, в т. ч. и России. Западное Полесье – это самый прямой путь движения из России, а также из значительной части азиатского региона в Западную Европу. Через него проходят жизненно важные для европейского и мирового сообщества транспортные коммуникации. В силу своего стратегического положения этническая территория западных полешуков была постоянным полем битвы различных народов и государств за свои интересы.

В Беларуси, Польше и Украине компактно проживающие на своей этнической территории западные полешуки являются коренным этническим меньшинством по отношению к проживающим за пределами Западного Полесья, на своих этнических территориях самым многочисленными коренным этносам данных государств – белорусам, полякам и украинцам. Кроме того, западные полешуки проживают в Беларуси, Польше, Украине на этнических территориях белорусов, поляков, украинцев, являясь на них некоренным этническим меньшинством, равно как последние проживают на этнической территории западных полешуков, являясь на них в Беларуси и Украине некоренным этническирм меньшинством, а в Польше – некоренным этническим большинством. Хотя в Западном Полесье Беларуси и Украины западные полешуки являются коренным этническим большинством, здесь проживают люди многих национальностей. Предки многих из них поселились в Западном Полесье многие сотни лет назад. Это укорененное население Западного Полесья.

Официальная статистика Беларуси, Польши, Украины не ведет учет западных полешуков. Они не признаны в качестве отдельной национальности властями названных государств. Не включены они также и в международные справочники. Всего западных полешуков свыше 3-х миллионов. Около 2-х миллионов или даже больше западных полешуков проживает в Украине, свыше миллиона – в Беларуси, в т. ч. в Западном Полесье Беларуси проживает около миллиона западных полешуков. Меньше всего западных полешуков проживает в Польше. Много западных полешуков проживают за пределами Беларуси, Польши, Украины, в т. ч. в Австралии, Аргентине, Канаде, России, США и в др. странах.

В результате многосотлетнего этнического угнетения западных полешуков, ликвидации у них собственной государственности, игнорирования и даже преследования их этнической самобытности и этнических интересов государствами, в состав которых они входили, вследствие их насильственных деэтнизации, ассимиляции, растворения в других народах, низведения их этнического существования до бытового уровня западнополесский этнос в Западном Полесье утерял многие самобытные черты, ослаблена жизнеспособность его сохраняющегося этнического своеобразия.

Значительная часть западных полешуков очень сильно белорусизирована, полонизирована, русифицирована, украинизирована. Почти исчезли из сферы практического употребления традиционная культура, традиционные промыслы, особенности образа жизни. Западнополесский язык по преимуществу используется в деревнях, поселках и малых городах и по большей части в среде простого народа. Нередко этот язык используется, особенно в городах, в причудливой смеси с русским, украинским, белорусским даже на этнических территориях западных полешуков. Он сверх меры насыщен литературными русизмами, полонизмами, украинизмами и в меньшей мере белорусизмами. Отсутствует обстоятельно разработанный нормированный западнополесский язык. Он существует фактически в форме разговорного народного языка. В конце XX ст. этнически сознательной западнополесской интеллигенцией Беларуси была предпринята активная попытка нормировать современный западнополесский язык. К этой попытке целесообразно отнести не только примененные на практике специальные языковедческие разработки Н. Шеляговича, но и художественные произведения на западнополесском языке М. Басевича, В. Брыля, Н. Герасимика, И. Денисюка, А. Крейдича, В. Нестерука, В. Пташица, А. Скращука, А. Сущука, А. Трушко (Алеся Наварыча), Н. Шеляговича и др., научные (языковедов Ф. Климчука, И. Лучица-Федорца, философа и социолога Г. Антонюка и др.) и публицистические материалы и просто сообщения на западнополесском языке в газете “Збудінне” и в иных СМИ Общественно культурного объединения «Полісьсе”. Эта попытка не была завершена и не получила широкого распространения.

Из этнического самосознания очень многих западных полешуков вытеснены те мерила, с помощью которых они могли бы идентифицировать себя как представители отдельного этноса (национальности) относительно других этносов (национальностей) – белорусов, русских и др. Массовое этническое самосознание нынешних западных полешуков неисторичное. В нем отсутствуют представления о длительной самобытной истории западнополесского этноса. В Беларуси подавляющее большинство западных полешуков формально числятся белорусами, а некоторая часть – украинцами и поляками. Подавляющее большинство западных полешуков Украины формально числятся украинцами, много западных полешуков Польши формально числятся поляками, а часть – белорусами, украинцами. Такая же ситуация и с теми западными полешуками, которые проживают за пределами Беларуси, Польши и Украины. Однако при этом не ассимилированные и не деэтнизированные западные полешуки не рассматривают понятия “белорус”, “поляк”, “украинец” как отражение их собственной этнической природы. Для ее отражения они используют при самоназвании понятия “полешуки”, “полещуки”, а также более узкие “пинчуки”, “волыняне”, “берестюки” и т. п. Нередко они использую маловыразительное самоназвание “местные”, “тутошние”. Название “полешуки” до начала XX ст. было распространенным и в Западном Полесье, и в научной литературе. Название «полешуки» в отношении коренных жителей Полесья, живших в бассейне реки Припяти, встречается на карте Великого княжества Литовского Т. Мазовецкого (1613 г.).

Ареал употребления названия “полешуки” в Западном Полесье к концу XX ст. сузился по сравнению с прошлым веком, что является свидетельством снижения уровня этнического самосознания западных полешуков. И тем не менее оно не исчезло полностью. Его попытались возродить в качестве массового самоназвания коренных жителей Западного Полесья Беларуси участники движения за возрождение западнополесского этноса. Если западнополесский этнос не исчезнет, то, возможно, со временем сформируется иное самоназвание.

На ослабление этнической самобытности западных полешуков влияют и современные объективные неустранимые причины, связанные с воздействием научно-технического прогресса, усложнением общественной жизни, усиливающимся взаимовлиянием народов друг на друга в процессе формирования единой многоэтнической нации Беларуси и ускоряющегося объединения человечества в единое многоэтническое мировое сообщество. Их влияние сказывается в большей или меньшей степени на всех народах, включенных в процесс поступательного развития человечества.

В настоящее время западнополесский народ не имеет ни своего суверенного государства, ни государственной автономии, ни культурно-языковой автономии, ни административно-хозяйственного самоуправления, ни административно-территориальной выделенности ни в одном из государств, в которых компактно проживают на своей этнической территории западные полешуки. Следовательно, западнополесский этнос не имеет единого внутреннего управления, ориентированного на обеспечение его жизнеспособности. Это ставит его в гораздо худшие по сравнению со многими этносами условия выживания, даже по сравнению с белорусами в Беларуси, которые не имеют возможности полноценно реализовать свои особенности. Ни одно из государств также не ориентировано на сохранение и развитие этнической самобытности западных полешуков. Существующие в Беларуси, Польше, Украине административные единицы, в которые входят западнополесские этнические земли (Брестская и небольшая часть Гомельской области в Беларуси,  Подляское и Люблинское воеводства в Польше, Волынская, Житомирская и Ровенская области в Украине) также не ориентированы на обеспечение специфических интересов обеспечения жизнеспособности западнополесского этноса. В послевоенной Польше многие западные полешуки были принудительно выселены властью в расчете на ликвидацию базы для подпольной Украинской повстанческой армии ОУН(б-бандеровской) и, возможно, в расчете на тотальную полонизацию очищенной от западных полешуков территории из их этнической территории на бывшие немецие земли, отошедшие к Польше  после поражения нацистской Германии, а многие западные полешуки под угрозой насильственного выселения и смерти от подпольной Армии крайовой бежали в Советский Союз. Существующее  административно-территориальное устройство в Беларуси, Украине, Польше ориентировано на раздробление этнической территории западных полешуков, на слияние ее с этническими землями самых больших и коренных народов Беларуси, Польши и Украины – белорусов, поляков и украинцев. Тем самым созданы административные препоны для объединения западных полешуков в единый самоуправляемый этнический организм в каждом из этих государств.

В Западном Полесье расположены такие города, как Брест, Кобрин, Каменец, Малорита, Пинск (в Беларуси), Бельск-Подляски, Мельник, Хелм (в Польше), Владимир-Волынский, Ковель, Коростень, Луцк, Овруч, Сарны (в Украине). Многие из этих городов известны со времен раннего средневековья. На территории Западного Полесья Беларуси и Польши находится значительная часть национального (для Беларуси и Польши) парка Беловежская пуща.

Потеря западнополесского этноса, оказавшего большое экономическое, политическое, культурное, военное, биогенетическое влияние не только на восточноевропейскую, но и на общеевропейскую историю, имеющего масштабную культурно-языковую самобытность сильно обеднит не только современное и будущее европейское развитие, но и прогресс всего человечества.


5. Червонная Русь (Владимиро-Волынское, Берестейское и Пинское княжества, Галицко-Волынское княжество, государственное образование со столицей в г. Холм, королевство Русия -- с 1254 г., Малая Русия) (вторая половина XII –первая половина XIV стст.).

Червонная Русь – историческое название земель. В сохранившихся летописях, согласно А. Барсову, до XVI ст. это название не встречается. Согласно М. Фасмеру, в зарубежных источниках, возможно, оно впервые встречается в XV ст. Происхождение этого названия окончательно не выяснено. Есть точка зрения, согласно которой оно связано с красной одеждой жителей земель, называемых Червонной Русью. Есть взгляд, в соответствии с которым это название восходит к названию червя кошенили, из которого добывали ярко-красную или пунцовую краску. Более убедительным выглядит позиция, согласно с которой название «Червонная Русь» происходит от названия древнерусского города Червен (Червень), упоминаемом в «Повести временных лет» (под 981 год) и давшем название Червенские города большой группе древнерусских городов в X – XIII стст. на исторической Волыни – Червеню, Волыни, Сутейску и др.

В разных письменных источниках не совпадают называемые границы Червонной Руси. Но это примерно те земли, которые более или менее прочно удерживала под своим влиянием историческая Волынь или Владимиро-Волынское княжество во второй половине XII – первой половине XIV стст. Червонной Русью называют данные земли и в тех случаях, когда рассматриваются те эпохи, когда уже не существовало государственного объединения земель Юго-Западной Руси вокруг Владимиро-Волынского княжества. Современники Волынского княжества называли эти земли Волынью. Н. Державин считал, что Берестейщина и Пинщина – это составные части исторической Волыни. Польский историк и географ Симон Старовольский (1588 – 1658 ) писал о Червонной Руси следующее: «Червонная Русь граничит с Юга с Венгрией, Молдавией и Бессарабией, с Востока – степями Скифии и могущественным царством Московии, с севера Белой Русью, лежащею при реках Стыре и Припети, с Запада – Малою Польшею…». Специалист в области этимологии русского языка М. Фасмер рассматривал Червонную Русь как историческое название Волыни, Галиции, главным образом Восточной, Понизья (Подолья), Современная административная единица Украины – Волынская область во многом не совпадает с границами исторической Волыни и включает небольшую часть ее территории. На территории, которую занимала историческая Волынь, помимо Волынской области, расположены Житомирская и Ровенская области Украины, Брестская и некоторая часть Гомельской области Беларуси, Подляское и Любдинское воеводства в Польше. Название Волынь нередко распространяли и на Галицию, на Понизье (Подолье). Так, в древнерусских летописях можно встретить название «галичане волынские».

Вторая половина XII – первая половина XIV стст. – это период весьма активного формирования нынешнего западнополесского этноса из древнезападнополесской народности на основе перемешивания населявших Западное Полесье бужан и волынян с другими народами в федеративном западнополесском государстве во главе с Владимиро-Волынским княжеством. Наиболее влиятельными государствами (княжествами) в Западном Полесье во второй половине XII ст. были Берестейское, Владимиро-Волынское и Пинское. Берестейская земля с главным городом Берестье (Бересть, Берестий) (сегодня – Брест) была весьма целостным государственным образованием. Ее территория – это бассейн среднего течения Западного Буга и его притока Нарева. Через нее проходили важные торговые пути с Запада на Восток и с Запада на Восток. На ее территории были расположены такие города, как Бельск, Мельник, Дорогичин (ныне в Польше), Берестье, Каменец, (в нынешней Беларуси) и др. На Берестейскую землю притязали киевские, туровские, минские, владимиро-волынские князья, поляки. Ятвяги, крестоносцы, Великое княжество Литовское, татаро-монголы и др. До середины XII ст. она была под властью туровских князей.

Владимиро-волынское княжество возникло на землях волынян. Здесь были расположены такие города, как Владимир-Волынский, Луцк, Червен, Черторийск и др. Это территория верхнего и среднего течения Западного Буга и правых притоков Припяти. Его центр г. Владимир-Волынский упоминается в «Повести временных лет» (под 988 год). Это княжество было расположено на важных торговых путях с Востока (Киева и др.) на Запад, в частности, в Германию, Польшу и др. Оно обрело независимость от Киева во второй половине XII ст.

Если Берестейское княжество с центром в г. Берестье выделилось из Туровского княжества в середине XII ст., то Пинское княжество с центром в г. Пинске (Пинеск, Пиньск) выделилось из Туровского княжества во второй половине XII ст. Пинское княжество размещалось в верхнем течении Припяти и в нижнем течении ее притоков Горыни, Стыри, Пины, Ясельды. В летописи упоминается первый пинский князь Ярослав, сын туровского князя Юрия Ярославича под 1183 г. После обретения Туровским княжеством в 1158 г. независимости от Киева, во время княжения Юрия Ярославича, сына Святополка Изяславича, оно постепенно распалось. Из него выделились, наряду с Пинским княжеством, такие западнополесские княжества, как Дубровицкое, Степанское.

Распад Туровского княжества – это продолжение распада огромного раннефеодального федеративного государства Киевская Русь во главе с Киевским княжеством, который повлек за собой коренную государственную реорганизацию входивших в Киевскую Русь территорий. Последствия ее распада для того времени можно в какой-то мере сравнить с последствиями распада в конце XX ст. Советского Союза. На процесс государственного переустройства территорий бывшей Киевской Руси сильно повлияли особенности этнических общностей, проживавших на этих территориях.

После распада Киевской Руси (Великого княжества Киевского) как единого государственного образования создались два наиболее сильных поолитических центра, жестко конкурировавших между собой за наследие Киевской Руси – Владимиро-Суздальская Русь и Юго-Западная Русь (Червонная Русь). Наиболее влиятельным в Червонной Руси было Владимиро-Волынское княжество, которое воспрепятствовало претензиям Черниговского княжества на эту Русь, а Владимир-Волынский был политическим, экономическим, культурным, военным центром Западного Полесья и Юго-Западной Руси. Княжение во Владимире-Волынском было ключом к контролю над Червонной Русью. Ключом к верховенству на всей Руси было в то время княжение в Киеве, несмотря на то, что Киевская Русь к середине XII ст. распалась, а Киев потерял роль фактического политического центра древнерусской земли. В Киеве неоднократно правили Владимиро-волынские князья. Владимиро-Волынский князь с 1134 г. Изяслав Мстиславич (ок. 1097 – 1154), внук Владимира Мономаха, был великим князем киевским с 1146 г. Владимиро-Волынский князь Мстислав Изяславич (ум. в 1169 г.) с 1167 по 1169 гг. тоже был великим князем киевским. После его смерти Киев завоевал владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский (1111 – 1174) и киевское княжение перешло в его руки. Князь Всеволод III Большое Гнездо, великий князь владимирский с 1176 г., также подчинил своей власти Киев (и Чернигов, Рязань, Новгород), а в 1190 г. оказал активную поддержку Галицкому княжеству (княжение Владимира Ярославича).

Особенно активную борьбу за влияние на земли бывшей Киевской Руси повели сын Мстислава Изяславича князь Владимиро-Волынского княжества Роман Мстиславич и сын Романа Мстиславича Даниил Романович (Галицкий). При правлении Романа Мстиславича, а особенно при правлении Даниила Романовича западнополесские государственность, экономика, культура, торговля, военное дело достигли наивысшего расцвета. Шло интенсивное формирование современного западнополесского этноса. Со смертью Даниила Романовича в 1264 г. становление этого этноса не закончилось. Однако не только Волынь (Западное Полесье), но и Червонная Русь в целом достигла при правлении Даниила Романовича наивысшего расцвета.

Роман Мстиславич (? – 1205) после смерти отца в 1170 г. стал владимиро-волынским князем. До этого с 1168 г. по 1169 г. он был князем новгородским. Его матерью была дочь польского короля Болеслава Кривоустого. Энергичному и дальновидному Роману Мстиславичу удалось политически объединить в федеративном государстве феодального типа западнополесские земли и огромную территорию вне Западного Полесья, создать фактически империю из многих народов – предков не только нынешних не только западных полешуков, но и белорусов, поляков, украинцев и др.

Ядро этой империи составляли объединенные Владимиро-Волынским княжеством западнополесские государства-княжества (Берестейское, Пинское, Дубровицкое, Степанское), а западные полешуки, точнее, ее феодалы главенствовали в данной империи. И это неудивительно. Первичные государства в древности возникали из племенной организации близкородственного населения, а не из аморфного конгломерата многих народов. К X ст. на землях дулебов (бужан и волынян) сложились дулебские государства, которые затем были включены в состав Киевской Руси. Поэтому и Роман Мстиславич (Волынский) и Даниил Романович (Волынский-Галицкий) объединение Юго-Западной (Червонной) Руси начинали с объединения западнополесских земель под властью Владимиро-Волынского княжества. Берестейская земля попала под власть Владимиро-Волынского княжества в середине XII ст., а Пинское, Дубровецкое, Степанское княжества попали под его власть немного позже.

Когда великим князем киевским был владимиро-волынский князь Изяслав Мстиславич, то Туровское княжество, в составе которого были этнические земли предков не только западных полешуков, но и белорусов, которое подчинялось Киеву, автоматически попало под власть Владимиро-Волынского княжества. В 50-е годы XII ст. Туровская земля обрела независимость от Киева, следовательно, и независимость от Владимиро-Волынского княжества. В 1160 г. владимиро-волынский князь Мстислав Изяславич организовал осаду Турова, которая длилась три недели. Однако туровский князь Юрий Ярославич умело организовал защиту Турова. К тому же город имел хорошие для того времени укрепления. Он был укреплен, как свидетельствуют археологические раскопки, рвами и валами с деревянными постройками. Туров не был покорен. После распада Туровского княжества на самостоятельные относительно небольшие удельные княжества они стали легкой добычей для Владимиро-Волынского княжества.

Опираясь на объединенные Владимиро-Волынским княжеством западнополесские земли, князь Роман Мстиславич начал активную наступательную политику по приступить к объединению всех земель бывшей Киевской Руси. Он понимал, что путь на Киев ему может открыть присоединение к Владимиро-Волынскому княжеству Галицкого княжества, которое было государством предков украинцев. Но это понимал и князь владимирский, правивший частью этнических земель предков нынешних русских, Всеволод III Большое гнездо, который взял под свое покровительство в 1190 г. галицкого князя Владимира Ярославича. В 1199 г. Роман Мстиславич овладел Галицким княжеством, которое он рассматривал как свою полувотчину, сделал г. Галич своей столицей и позже решил, что княжить на Галицкой земле будет его сын Даниил, родившийся в 1201 г., который соответственно стал Даниилом Галицким. За собой Роман Мстиславич оставил Владимиро-Волынское княжество, являвшееся как главным в объединенной им Червонной Руси, в т. ч. и в объединенном Волынско-Галицком (Галицко-Волынском) княжестве, а также верховное княжение в объединенной Волынью Червонной Руси. Ведущая роль Владимиро-Волынского княжества в Червонной Руси в целом сохранилась вплоть до включения части ее частей в состав Польши и Великого княжества Литовского.

Борьба Романа Мстиславича за власть в Галичине была очень упорной и трудной. Особенно энергично против него выступало «старое боярство», т. е. земельная аристократия. Эти бояре являлись собственниками земельных владений – доменов (владений) и в значительной мере не зависели от княжеской власти. Роман Мстиславич, проводивший политику установления твердой княжеской власти, стремился сломить в первую очередь сопротивление таких бояр. Вначале антибоярскую политику он провел на Волыни (в Западном Полесье). При этом он опирался на городские верхи и на служащее боярство, которое наделялось земельными владениями, обусловленными службой. Правда, была тенденция превращения временных пожизненных земельных держаний в наследственные вотчины. Так, согласно летописцу, Роман Мстиславич освободил «лепших мужей» (городские верхи) «бяшеть от всяких обид». Просматривается также борьба Романа Мстиславича против духовной знати, претендовавшей на верховную власть в государстве, за подчинение ее княжеской власти.


Последний раз редактировалось: Admin (Пт Апр 01, 2016 11:25 am), всего редактировалось 11 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 236
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin в Ср Мар 13, 2013 1:35 pm

В борьбе за Галицкую землю Роману Мстиславичу пришлось преодолеть сопротивление не только владимиро-суздальского князя, но и Польши. После присоединения Галицкого княжества к Владимиро-Волынскому княжеству Роман Мстиславич применил против «старого боярства» жесточайшие меры. Часть знатных бояр он истребил, часть изгнал. Иные из них осели в Понизье (Подолье), в Венгрии. А земли этих бояр включил в домен (владение) князя галицкого, которым стал сам, намереваясь передать галицкое княжение сыну Даниилу.

Утвердив свою власть в Галицком княжестве, Роман Мстиславич обратил свой взор на Киев. Киев все еще рассматривался как своеобразный символический политический центр земель Бывшей Киевской Руси. Он все еще оставался крупным торговым и ремесленным городом, местом пребывания митрополита -- главы византийской (православной) церкви на древнерусской земле, культурным центром и символом древнерусской земли. И очень многие русичи, в т. ч. многие князья питали иллюзии о возможности восстановления Киевской Руси как общего для древнерусской земли федеративного государства, политического объединения вокруг Киева входивших ранее в Киевскую Русь народов. Только после татаро-монгольского нашествия и разрушения ими Киева он потерял свое значение в качестве политического, экономического, православного и культурного центра древнерусской земли.

В 1202 – 1203 гг. Роман Мстиславич повел борьбу с киевским князем Рюриком Ростиславичем за власть над Киевской землей. Рюрик был им пострижен в монахи. Роман Мстиславич укрепил свои права на Киев своей успешной борьбой в 1202 г. с половцами. Заняв киевский стол, он стал великим князем. Это было признано, как отмечает летопись, в Галичине, в Новгороде, в Византии. Роман Мстиславич стал самым могущественным князем на землях бывшей Киевской Руси. С ним считались в Венгрии, Византии, Польше, Риме. Римский папа решил воспользоваться огромной властью Романа Мстиславича на Руси для распространения здесь католичества. Он предложил ему королевскую корону и, соответственно, титул короля в обмен на распространение им католичества в Червонной (Юго-Западной) Руси. Однако Роман Мстиславич твердо держался византийской (православной) веры и отказался.

Роман Мстиславич распространил свою власть и влияние на причерноморское Понизье, на некоторые земли ятвягов, а также восточнобалтских племен, на белорусские, и польские этнические земли. Он пытался распространить свое влияние далеко на Запад, в частности, в Саксонию. Роман Мстиславич активно вмешался в борьбу княжеского рода Вельфов, герцогов Саксонии, с династией немецких королей Штауфенами. С целью поддержки Штауфенов он осуществил в 1205 г. большой военный поход на короля Малой Польши Лешко Краковского, союзника Вельфов. В этом же году в битве с предками нынешних поляков у Завихоста, на берегу Вислы, он погиб.

Имя Романа Мстиславича не только вошло в качестве великой исторической личности, но и вошло народный эпос. Его образ отражен, в частности, в «половецкой песне». Согласно Я. Длугошу, донесшему до нас часть материалов Киевской летописи, не сохранившихся в первозданном виде, перед походом Романа Мстиславича на помощь Штауфенам владимиро-волынский епископ отказал ему в своем благословении и отверг присланные князем дары. В Галицко-Волынской летописи летописец воздает похвалу Роману Мстиславичу, называет его «самодержцем» (в положительном смысле) и пишет, что он «ревноваше… деду своему Мономаху». По масштабности и дальновидности деяний Романа Мстиславича можно предположить, что величественный образ Мономаха служил для него образцом.

После смерти Романа Мстиславича остались двое малолетних сыновей – Даниил и Василько, опекуншей которых стала их мать, княгиня Анна, из рода волынских бояр, представительница коренного населения Волыни. Твердая княжеская власть в Червонной Руси, которая была основана на огромной воле, государственной силе, авторитете и нередкой жестокости Романа Мстиславича, рухнула. В ней начался период распада и междоусобной борьбы. В эту борьбу начали активно вмешиваться черниговское княжество, Польша, Венгрия и др. Дело дошло до хахвата венгерскими войсками г. Галича, а польскими войсками – г. Владимира-Волынского. Большую активность в борьбе за сохранение прав на отчину для своих детей проявила княгиня Анна, чьи права юридически были признаны венгерским королем Андреем II, королем Малой Польши Лешко Краковским, князьями литовских предков, которые в то же время преследовали свои корыстные цели по осуществлению своей власти над Юго-Западной Русью. Так, пользуясь ситуацией, Лешко Краковский захватил волынские забужские земли с городами Берестье, Верещин, Комов, Столпье и др. и, как пишет летописец, со «всей Украйной», т. е. пограничной с Польшей территорией между реками Вепрем и Западным Бугом. По договору Лешко с венгерским королем пятилетний сын последнего Коломан, обрученный с трехлетней дочерью Лешко Соломеей, был провозглашен королем в Галиче после занятия последнего в 1214 г. венгерско-польскими войсками. А Западная Галичина с г. Перемышлем отошла к малопольскому королю. В этом же году венгерский король отобрал Западную Галичину у малопольского короля.

Княгине Анне удалось добиться от Лешко Краковского захваченного им города Владимира-Волынского, где она начала укреплять княжескую власть. Лешко Краковский, имея целью вытеснить венгерского короля из галичины, предложил князю Великого Новгорода стать князем Галичины. Как свидетельствует летописец, он писал ему: «Брат ми еси, поиди и сяди в Галиче». Войска новгородского князя Мстислава Удалого (? – 1228 ) в 1219 г. освободили Галичину. С этого года до своей смерти он был князем Галицкой земли. Пребывавший во Владимире-Волынском старший сын Романа Мстиславича Даниил Романович женился на дочери Мстислава Удалого, с 1221 г. стал самостоятельно княжить во Владимире-Волынском. А «княгиня Романовая восприимши мниский чин» (ушла в монастырь). Именно с этого времени Даниил Романович начал активную деятельность по объединению всех западнополесских земель, в т. ч. и тех, которые были захвачены малопольским королем, а также всех земель Червонной Руси, несмотря на препятствия со стороны своего тестя.

Опираясь на силу своих родовых западнополесских земель, Даниил Романович смог в последующем восстановить былое государственное объединение Юго-Западной Руси, а также восстановить и укрепить ее могущество, обеспечить ее дальнейшее экономическое и культурное развитие. Первоначально он отвоевал у поляков Берестье, Верещин, Комов, Столпье, Угровск, а также Украйну. В 1223 г. Даниил Романович участвовал в битве с татаро-монголами на р. Калка. Отвоевав Берестье, Даниил Романович посадил в нем на княжение своего младшего брата Василька. В 1227 г. Даниил занял Луцк, в котором княжил враждебно к нему относившийся Ярослав Ингварович. В 1228 г. он отвоевал у пинских князей Владимира и Михаила Ростиславичей Черторыйск, а их захватил в плен.

В 1229 г. князь черниговский Михаил Всеволодович и князь киевский Владимир Рюрикович организовали поход на Волынь. Они привлекли в него курян, новгородцев, туровцев, пинян, а также половецкого хана Котяна. Даниил перекупил половцев, которые после этого отказались от участия в походе. Он также привлек на помощь польские войска и войска белзского князя и совершил встречный поход на Киев. В итоге между князьями был заключен мир, чему содействовал и киевский митрополит Кирилл. Результатом этой борьбы явилось то, что пинский князь Владимир стал подручником Даниила Романовича, т. е. Пинское княжество попало под власть Ваадимиро-Волынского князя. В этом году было в основном завершено объединение западнополесских земель вокруг Владимиро-Волынского княжества.

В 1230 г. Даниил Романович начал активную борьбу за Галич. При этом он, как и его отец, опирался на городские верхи и часть поддерживавшего его боярства. В этом году он начал наступление на Галич и в этом же году овладел им. Однако это было лишь началом кровопролитной и происходившей с переменным успехом войны за Галичину. Вследствие массовых измен бояр и наступления венгерских войск Галичина в 1232 г. попала под власть Венгрии. В 1238 г. Даниил Романович разбил крестоносцев возле Дорогичина-Надбужского, захватил в плен магистра Бруно и вернул этот город в состав Берестейской земли, частью которой он раньше был. До этого в 1237 г. польский князь Конрад Мазовецкий передал ранее занятый им западнополесский город Дорогичин-Надбужский, входивший в Берестейскую землю, добжинским рыцарям, возглавляемым магистром Бруно. Это была та часть рыцарей Добжинского ордена, которая не вошла в Тевтонский орден. В 1239 г. Даниил Романович окончательно овладел Галичем, а также овладел Киевом. Он изгнал из Киева Ростислава Мстиславича Смоленского и посадил здесь своего наместника Дмитра.

В 1240 г. татаро-монголы разорили Киев, затем вторглись на Волынь и в Галицкую землю. К концу 1240 г. они подошли к г. Берестье. Под Берестьем произошла битва с ними. Хотя Берестейщина не была ими полностью захвачена (мешали многочисленные непроходимые для татаро-монголов болота), однако Берестье, как свидетельствует Ипатьевская летопись, был сожжен в 1241 г. Согласно летописцу, во время этого похода татаро-монголов в Юго-Западную Русь от них погибло около 12000 человек. Из Юго-Западной Руси татаро-монголы направились в Польшу и Венгрию. В начале 1242 г. их войска повернули обратно на восток.

В последующем Даниил Романович, формально признав вассальную зависимость от Золотой Орды, не прекратил борьбу против татаро-монгольского нашествия и стремился создать для противодействия ей коалицию западных держав. С этой целью он принял в 1254 г. королевский титул от римского папы, рассчитывавшего с помощью такого подарка побудить Даниила Романовича содействовать распространению влияния католицизма в Червонной Руси. Однако Даниил Романович выступал против расширения сферы влияния католицизма в подчиненных ему землях, опирался на византийскую церковь. С этого времени возглавляемое им объединенное государство получило название Королевство Русия. В 1259 г. в связи с неудачами по созданию коалиции и под давлением превосходящих сил Золотой Орды Даниил Романович вынужден был полностью признать вассальную зависимость от Золотой Орды с целью контролируемых им земель от полного разорения татаро-монголами в 1260 – 1261 гг. он вынужден был уничтожить по требованию золотоордынцев городские укрепления в своих владениях.

Одновременно с борьбой против татаро-монголов Даниил Романович продолжал борьбу против претендовавших на Червонную Русь Венгрию, Польшу, Великое княжество Литовское (ВКЛ, Литву), против боярской оппозиции. В 1245 г. его войска разбили под Ярославом в Западной Галиции объединенные войска Польши, Венгрии и оппозиционных ему бояр, в первую очередь галичских. Тем самым была закреплена победа над мятежным галицким боярством. Одновременно Даниил Романович продолжал политику расширения своего влияния в окружающих Червонную Русь иноэтнических землях. На севре его энергичным соперником было Великое княжество Литовское, с которым он разделил часть земель предков белорусов. К государственно объединенной Червонной Руси в разные времена были присоединены Черная Русь (Слоним, Новгородок, Несвиж и др.), Городненское княжество, южная Судавия (часть этнической земли ятвягов), Туровская земля. Власть Даниила Романовича распространялась на юге до побережья Черного моря в районе Дуная. Под его властью была Люблинская земля.
Даниил Романович активно способствовал развитию ремесел, торговли, содействовал строительству монастырей организации при них образования, основал много городов, в частности, Данилов, Львов, Угровск, Холм и др. Предположительно Даниил Романович сделал своей столицей основанный им г. Холм, хотя историческим центром Волыни и контролируемой им всей Червонной Руси оставалось Владимиро-Волынское княжество со столицей в г. Владимире-Волынском.

После смерти в 1264 г. Даниила Романовича, правившего с помощью жесткой руки, высокого личного авторитета и сильной централизованной «самодержавной» государственной власти, государственно объединенная Червонная Русь (Королевство Русия) начала распадаться как вследствие внутренних распрей, в т. ч. вследствие сепаратизма воспрянувшей галичской боярской оппозиции, так и под ударами татаро-монголов, Литвы (ВКЛ), Венгрии, Польши и др. На распад Королевства Русия сильно повлияли также раздоры между потомками Даниила Романовича. Однако и в этом случае сложившиеся тесные экономические, культурные связи между отделяющимися частями Червонной Руси не прерывались. Частично сохранялись и политические связи. Решающие рычаги власти и влияния в Червонной Руси находились в руках князей Волынских, являвшихся потомками Романа Мстиславича.

Как можно предположить по косвенным данным, к концу XIII ст. или в начале XIV ст. произошло восстановление объединения основных земель Червонной Руси в общее государственное образование. Возможно, оно было осуществлено энергичным внуком Даниила Романовича Юрием Львовичем (Юрием I), который стал королем королевства Русия в 1301 г. Однако это было ослабленное государственное объединение. И ок. последней трети XIV ст. Червонная Русь оказалась под властью Литвы и Польши. По-видимому, в основном это произошло уже при Юрии II Болеславе (Болеславе Юрии Пясте, Болеславе Тройденовиче, Болеславе Юрии II Мазовецком). Он был из рода не волынских князей, а польских, мазовецких князей и будто бы был призван на престол королевства Русия вместо отрекшегося от власти по требованию бояр последнего в королевстве Русия короля из рода Рюриковичей и из династии Романовичей Владимира Львовича, сына Льва Юрьевича. Болеслав Тройденович принял православие и имя Юрий. Он находился в родстве по женской линии с династией Романовичей, его отцом был мазовецкий князь Тройден Пяст (Тройден I), а матерью – дочь Юрия Львовича (Юрия I) Мария Юрьевна. Юрий II был бездетным. В имеющихся исторических источниках о Юрия II не говорится о том, был ли он королем, хотя он называл себя высокими титулами, которые можно толковать и как князь, и как король, в частности: «Dei gratia natus dux minoris Russiae» («Божьей милостью по рождению правитель Малой Русии»), «dux totius Rusiæ Minoris», а также, как и его предшественники, именовал себя «Rex Russiæ», «Dux totius terræ Russiæ», «Dux et Dominus Russiæ». Но возможно, для получения королевского титула ему все же недоставало прямого происхождения по отцовской линии от династии Романовичей.

При Юрии II впервые встречается в документах такое официальное название земель, которые входили в королевство Русия, как Малая Русия (Малая Русь, Малая Россия, а позже – Малороссия, Малоруссия). Это слово (от ср.-греч. Μικρά Ρωσία — Микра Росиа – Микророссия) впервые используется в начале XIV ст. в Византии. Оно было применено для названия созданной в 1303 г. Галицкой митрополии, куда входили галицкая, перемышльская, владимирская, холмская, луцкая и туровская епархии. В основном это земли предков западных полешуков. В Малую Русь входила часть земель нынешней Беларуси, не только Турово-Пинские земли, но и Берестейская земля, которая была частью Владимиро-Волынского княжества. Греческий термин Микра тогда означал «оригинальная», «первоначальная» Русь, а Макра (от ср.-греч. Μακρά Ρωσία — Макра Росиа — Макророссия), т. е. Великая Русь — внешние, колонизированные изначальной Русью земли (ср.: Греция и Великая Греция, Малая Польша и Великая Польша), т. е. в рассматриваемое время термины «малый» и «великий» в названиях территорий проживания народов часто использовались для разграничения территорий начального и позднейшего заселения народов. В иностранных хрониках и на географических картах почти до конца XVII века земли, которые в свое время занимало королевство Русия, именовались Русия (Russia), Русская земля (Ziemia Ruska), Красная (Червонная) Русия (Russia Rubra).

Сперва в Великое княжество Литовское вошли Берестейщина и Пинщина, а позже, возле середины XIII ст. – Владимиро-Волынское княжество. В 1349 г. Галицкая земля была захвачена Польшей, а в 1366 г. ею была захвачен г. Холм (ныне г. Хелм в Польше).

Государственное объединение Владимиро-Волынского, Берестейского, Пинского и иных западнополесских княжеств в федеративное государство, а затем объединение, естественно, по феодальному принципу вассального подчинения, на их основе Червонной (Юго-Западной) Руси Романом Мстиславичем и Даниилом Романовичем было самым славным периодом в истории западнополесского народа. Это был период таких высоких подъема , всплеска, творческого порыва жизненной энергии и духа предков нынешних западных полешуков, которые служили образцом для подражания многих народов и их правителей. Этот взрыв социального творчества формировавшегося современного этноса западных полешуков резко ускорил консолидацию западных полешуков, выдвинул их на передовые рубежи человеческого прогресса того времени в экономике, политике, культуре, военном деле, вывел созданную ими фактически империю в число самых крупных по территории и могуществу государств Европы. Объединение западных полешуков в общее государство способствовало не только интеграции бужан и волынян, но и бужан и волынян с входившими в Червонную Русь или с селившимися в Западном Полесье дреговичами, древлянами, мазовшанами, ятвягами и др. народами.

Опираясь на служилое боярство и городские верхи, Роман Мстиславич и Даниил Романович установили твердую высоко централизованную власть на основе единовластного правления династии Волынских (исключая последний небольшой по времени период правления Юрия II). Они подчинили этой власти православную церковь. Для того времени это было прогрессивно, поскольку уменьшалась возможность феодальных междоусобиц. Эти князья близко подошли к созданию абсолютной монархии, которое сопровождалось одновременным сужением раннефеодальной вечевой демократии, которая в Червонной Руси к XIII ст. выродилась в практически полное доминирование в ней боярства.

В период правления Романа Мстиславича и Даниила Романовича продолжалось укрепление феодальных отношений, усиления зависимости крестьян от феодалов. Осуществлялась жестокая эксплуатация господствовавшими классами как смердов (крестьян), так и городских низов. В то же время в Червонной Руси в это время активно развивались экономика, культура, осуществлялись интенсивные торговые отношения сл всей Европой, с Византией. Эти князья стимулировали строительство городов, активно развивали церковное и светское образование, строили церкви, монастыри как центры духовной культуры.

В течение многих десятилетий объединенное федеративное государство предков нынешних западных полешуков и возглавляемая им Червонная Русь сдерживали продвижение на земли предков нынешних белорусов Польши, крестоносцев, татаро-монголов, ятвягов и др., тем самым улучшая для предков нынешних белорусов возможность формироваться в современный этнос. Объединенное федеративное государство предков нынешних западных полешуков и возглавляемая им Червонная Русь длительное время отвлекали на себя и сковывали силы татаро-монголов, Великого княжества Литовского, Польши, крестоносцев и др., тем самым улучшая для предков нынешних русских возможность формироваться в современный этнос и строить свое самостоятельное государство.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Бывший адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru.

Нынешний адрес текста ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 236
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: ЗАПАДНЫЕ ПОЛЕШУКИ (дулебы, червоннорусы, русы) (краткий исторический очерк)

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения